Рефетека.ру / Экология

Контрольная работа: Экологическая культура

ВВЕДЕНИЕ


Человек физически и духовно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он должен быть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существ и видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека, характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе. Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, и заканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своей средой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим с прогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтому подчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношении человека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, - это биосфера, но в нее он собственными руками привносит многочисленные противоестественные факторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться все более искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное сознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать его концом.

Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяется в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. если появляются соответствующая идеология и культура.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.


Экологический гуманизм в своем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическую идеологию, на основе которой создается экологическая культура.

В идеале каждый человек должен быть сознательным гражданином и сам создавать себе свою идеологию, которая ему больше подходит в соответствии с его желаниями и совестью. Но на практике необходимо и то и другое, не только ложное сознание, но и духовный посох для совместной жизни в этом мире, система взглядов, помогающая людям объединиться во имя общих целей.

Экологическая идеология – это идеология жизни, солидарности человека и природы. Прежде всего, это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения; деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а вбирает в себя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира и согласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали человечными в высшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с природой без согласия в обществе.

Наиболее чистую связь между человеком и природой мы найдем там, где действуют совместно обе стороны, где дружелюбие природы соединяется с духовной изощренностью в столь большой степени, что вместо зависимости

человека от природы и суровой борьбы между ними появляется осуществленная гармония.

2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.


Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями.

Широкий культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и свои взаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментом саморазвития человека и обретения социальной гармонии.

Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.

Все отрасли духовной культуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры. Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая – мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современной экологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегда следовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силами природы. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существу положение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру), трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности, Едином.

В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры.

Само появление мифологии было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своей экологична.

Также и все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современное экологическое движение не может не быть существенно религиозным движением. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектом веры.

Наука изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука и основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере, обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей среды и т.д.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологи­ческой культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не огра­ничивается осознанием и практическим усвоением эко­логии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внут­реннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сох­нут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельнос­ти души и разума человека, его самоуспокоенности, рав­нодушия, отсутствия совестливости и стыда.

Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в па­мятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нрав­ственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость формирования экологи­ческого сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, — указывает, на­пример, С. Н. Артановский, — становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».

Феномен экологического сознания был присущ чело­веку с момента его возникновения. Но проблема воспи­тания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, дове­денное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природ­ной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания мож­но разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологичес­кой проблеме (выявление сущности эволюционных из­менений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравствен­ному поступку; в-четвертых, повышение уровня ответст­венности человека по отношению к природе, становле­ние экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жиз­недеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры — это показатель то­го, насколько глубоко и разносторонне общество вклю­чает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.

Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каж­дый человек и человечество в целом как носители естест­венности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.

Человек живет с природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Природа для человека является лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Реймерс Н. Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1992.

2. Лихачев Д. С. Экология культуры //Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1990. № 2.

3. Артановский С. Н. Критика буржуазных теорий культуры и про­блемы идеологической борьбы. Л., 1991.

4. Экологическая антология. М.; Бостон, 1999.

5. Экология России. Хрестоматия. М., 2000.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 2003.


10


Похожие работы:

  1. • Экологическая культура нравственных отношений
  2. • К вопросу о технологии воспитания экологической культуры ...
  3. • Концепция формирования экологической культуры ...
  4. •  ... на формирование экологической культуры студентов
  5. • Формирование экологической культуры младших ...
  6. • Экологическая культура
  7. • Формирование экологической культуры студентов на примере темы ...
  8. • Экологическая культура общества
  9. • Игра как средство воспитания экологической культуры
  10. • Экологическое сознание экологическая культура
  11. • Экологическая культура
  12. • Формирование экологической культуры старшеклассников
  13. • Дидактическая игра как средство экологического ...
  14. • Дидактическая игра как средство экологического ...
  15. • Экологическое воспитание учащихся начальных ...
  16. • Формирование экологической культуры как фактор социализации ...
  17. • Экологическое воспитание неслышащего населения
  18. • Экологическое воспитание учащихся начальных ...
  19. • Экологическая социология
Рефетека ру refoteka@gmail.com