Экологические аспекты урбанизации
Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстает еще яснее. Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции. Рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности. Представляется обоснованной точка зрения, согласно которой плотность заселения Земли приближается к критической, в начале нашей эры на Земле находилось 250 млн. человек. Понадобилось 1,5 тыс лет до того, чтобы оно удвоилось. К началу 19 века население планеты достигло 1 млрд., а уже в 1987 году было 5 млрд. человек, причем на прибавление последнего миллиардов ушло всего 12 лет. Сейчас население Земли более 6 млрд. человек.
Первые городские поселения возникли 3 тыс. лет назад. В древнейших городах нашей планеты Вавилоне и Иерусалиме уже существовали правила охраны окружающей среды. Мастера - ремесленники создали совершенную систему водоснабжения и даже построили своеобразный мусоропровод. примерно в это же время появляются первые законы об охране природы – ограничения в кожевенном производстве, которое считается вредным, строительство мастерских кузнецов и горшечников велось только за пределами городской черты, «дабы дым и копоть не отравляли воздух».
Появление города связано с необходимостью сообща заниматься торговлей и, что особенно важно, защищаться от врагов. Поэтому в течение долгого времени города представляли собой военные укрепления, расположенные в стратегических пунктах (в целях обороны) или на берегах рек и морей (для удобства торговли и связей). Промышленная революция ускорила процесс урбанизации. Она привлекла в города и фабричные поселки огромные массы людей.
Древняя Русь была страной городов (Гардарики), как ее называли скандинавские саги. Еще до нашествия монголов на Руси насчитывалось до 300 городов. Наиболее крупные из них создавались вдоль торговых путей - это Новгород, Смоленск, Муром. Позднее города создавались по мере колонизации новых территорий первоначально в виде острогов-крепостей.
В Российской империи поселениям, и особенно городам, их благоустройству и архитектуре придавалось большое значение. Законодательные основы организации «селений» уходят в глубь времен – к «Кормчей книге» 13 в. Указом Петра I в 1721 году была упорядочена планировка сельских поселений. Еще дальше пошла Екатерина II. Во времена ее царствования было изменено территориальное деление страны, а для укрепления вновь созданных 500 уездов потребовалось учредить новые центры управления. Согласно ее указу было разработано градостроительное Положение об урегулировании развития городов. Царица обязала местные губернские и уездные власти сделать реальные планы и сумела ввести стихийный рост российских городов в рамки государственного регулирования. Каждый город видел перспективу своего развития. Более того, для каждого сословия были определены типы жилых домов. В зависимости от значимости для города той или иной улицы и площади ставились жесткие требования: эта улица застраивалась одноэтажными домами, другая – двухэтажными. Высоких зданий тогда в глубинке не было. Казенные здания должны были возводиться по образцам, как тогда говорили – проектам. Согласно закону 1763 года каждый проект планировки города подлежал высочайшему утверждению и заносился в настольный альбом.
Опорные государственные пункты в 19 веке были образованы на границах империи: на Дальнем Востоке (Владивосток, Благовещенск), на Кавказе (Владикавказ, Грозный), в южном Казахстане (Верный). Постройка портов, проведение железных дорог дали жизнь новым городам.
По данным переписи 1897 года в Российской империи было всего два города-миллионера (Санкт-Петербург и Москва). Немногим более десятка городов превышали 100 тыс. жителей (Киев, Ростов-на-Дону, Казань, Саратов, Одесса, Баку, Рига, Тула, Нижний Новгород, Астрахань и другие).
В советское время было образовано более 600 городов, прежде всего промышленных центров. Много городов возникло на Севере, в районах Сибири и Дальнего Востока. Близ крупнейших городов появились научные центры. выросли города-курорты (Сочи, Ялта, Кисловодск). Образовано много закрытых городов – центров военного производства.
В России считаются городами населенные пункты, достигшие определенной численности населения – людности (12 тыс. человек), выполняющие преимущественно несельскохозяйственные функции. По людности различают: малые (до 20 тыс. человек), средние (до 100 тыс. человек), крупные (более 250тыс. человек), крупнейшие (более 500 тыс. человек – 22 города) и города миллионеры (их 13). В 2004 году в России насчитывалось 1097 городов, 2066 поселков городского типа и 155 тыс. сельских населенных пунктов. Численность постоянного населения Российской Федерации в 2003 году составила 144,6 млн. человек. Доля городского населения особенно высока в основной зоне расселения и хозяйственного освоения. Население России сокращается, по причине низкой рождаемости и высокой смертности.
В 2006 году на 1000 человек населения (Российская газета №51(4134) от 14.03.2007г.)
Таблица 1
родившихся | умерших | естественный прирост | |
РФ | 10,4 | 15,2 | -4,8 |
Воронежская обл. | 8,3 | 18,1 | -9,8 |
Урбанизация – это исторический процесс повышения роли городов в жизни общества, связанный с концентрацией и интенсификацией несельскохозяйственных функций, распространения городского образа жизни. Урбанизация, на ряду с интенсификацией, индустриализацией, глобализацией, деструктуризацией окружающей среды и космизацией, является основной тенденцией воздействия современного человека на природу.
Города – высшая форма организации пространства для человеческого общества. Неоспоримы экономические и социальные преимущества городских форм расселения. Они обладают значительным потенциалом хозяйственного развития, их жители имеют широкие возможности по сравнению с другими формами поселений возможности образования, выбора профессии, приобщения к культурным ценностям.
Современный город давно перестал быть местом, где живет много людей. Это мощная система, меняющая в своих владениях весь окружающий мир – атмосферу, воду, почву. И меняющая, конечно, не в лучшую сторону. Отступают от города леса, пустеет земля. Некоторые реки целиком отдают свою воду городу и за его пределами меняются неузнаваемо. И если совсем недавно все это воспринималось как неизбежное зло, с которым бесполезно бороться, то сейчас именно нежелание и неумение бороться с этими явлениями воспринимается как зло. Стремительные темпы урбанизации составляют одну из характерных особенностей современной эпохи. Вокруг городов формируется напряженная экологическая обстановка. Ее причиной является то, что их территория испытывает интенсивную антропогенную нагрузку с взаимным наложением нескольких факторов и характеризуется при этом высокой плотностью населения. Мощный техногенный потенциал составляют развитое производство, энергетика, коммунальное хозяйство. В городах сохраняется исторически сложившаяся чересполосица функциональных зон - промышленных, жилых, рекреационных. При отсутствии необходимых санитарно-защитных разрывов это предопределяет высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Экологическая ситуация в стране ухудшается. по данным Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в 2003 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось количество городов, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий. В крупных городах объемы твердых отходов достигают 1 тонны в год на одного жителя. Сжигание городского мусора, содержащего значительные количества компонентов, которые не подвергаются минерализации в почве (стекло, пластмасса, металл), приводят к дополнительному загрязнению атмосферного воздуха, которое по большинству агентов превышает предельно допустимые концентрации (ПДК).
Качество атмосферного воздуха в городах РФ в целом характеризуется как неудовлетворительное (таблица 2).
Таблица 2
Среднегодовые концентрации в атмосфере (более 1 ПДК): | Число городов |
Вредных веществ | 201 |
взвешенных веществ | 69 |
бензопирена | 157 |
диоксида азота | 103 |
формальдегида | 117 |
фенола | 30 |
Сжигание топлива вносит ежегодно вносит в атмосферу не менее 1000 тонн углекислого газа. Расчеты показывают, что повышение содержания углекислого газа может вызвать глобальное повышение температуры на Земле.
Становление и развитие человеческого общества сопровождались локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного характер. Но ранее имели место локальные и региональные кризисы, поскольку само воздействие человека на природу носило преимущественно локальный и региональный характер и никогда не было столь значительным, как в современную эпоху.
Строение и функции атмосферы
Первый научный труд, в котором обобщаются представления об атмосфере, принадлежит Аристотелю, высказавшему предположение, что Земля имеет форму шара и окружающая ее воздушная оболочка сферическая. Атмосфера (от греч. атмос- пар, дыхание, сфера – шар) - внешняя воздушная оболочка Земли. В русскую науку это понятие ввел М.В.Ломоносов. Французский ученый Антуан Лоран Лавуазье в 18 веке установил, что атмосферный воздух – это механическая смесь различных газов. В состав воздуха входят : азот 78,08%, кислород 20,95% аргон 0,93%, углекислый газ 0.03% по объему. Кроме того в небольшом количестве инертные газы: гелий, неон, ксенон, криптон, водород, озон и другие, которые в общей сложности составляют около 0.01% (по объему).
Атмосфера состоит из пяти основных слоев. Непосредственно к земной поверхности примыкает нижний слой – тропосфера- имеет толщину над полюсами 8-10 км., в умеренных широтах – 10-12, а на экваторе – 16-18 км. В тропосфере сосредоточено около 80% массы воздуха атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар атмосферы, формируются осадки и происходит горизонтальное и вертикальное перемешивание воздуха.
Стратосфера распространяется от 8-16 до 45-55 км. Она включает около 20% массы атмосферы, а водяной пар в ней почти отсутствует. В стратосфере имеется слой озона, который поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца, защищая живые организмы на Земле.
Мезосфера – средний слой атмосферы, простирающийся на высоте 80 км. Плотность воздуха в этом слое в 200 раз меньше, чем у земной поверхности.
Ионосфера – верхний слой атмосферы, расположенный на высоте от 80 до 800-1000 км., состоит в основном из заряженных (ионизированных) атомов кислорода, заряженных молекул оксида азота и свободных электронов. В ионосфере возникают полярные сияния, наблюдаются резкие колебания магнитного поля.
Внешний слой атмосферы – экзосфера – начинается с высоты 800-1000 км от поверхности Земли. Этот слой называют слоем рассеяния, т.к. здесь частицы газов движутся с большой скоростью и могут ускользать в космическое пространство.
Функции атмосферы. Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможна. Человек ежедневно потребляет 12-15 кг. воздуха, вдыхая каждую минуту от 5 до 100л, что значительно превосходит среднесуточную потребность в пище и воде. Кроме того, атмосфера надежно оберегает человека от опасностей, угрожающих ему из космоса: не пропускает метеориты, космические излучения. Без пищи человек может прожить пять недель, без воды – пять дней, без воздуха – пять минут. Нормальная жизнедеятельность людей требует не только воздуха, но и определенной его чистоты. От качества воздуха воздуха зависят здоровье людей, состояние растительного и животного мира, прочность и долговечность конструкций зданий, сооружений. Загрязненный воздух губителен для вод, суши, морей, почв. Атмосфера определяет световой и регулирует тепловой режимы земли, способствует перераспределению тепла на земном шаре. Газовая оболочка предохраняет Землю от чрезмерного остывания и нагревания. Если бы наша планета не была бы окружена воздушной оболочкой, то в течение одних суток амплитуда колебаний температуры достигла бы 200 С. Атмосфера спасает все живущее на Земле от губительных ультрафиолетовых, рентгеновских и космических лучей. Велико значение атмосферы в распределении света. Ее воздух разбивает солнечные лучи на миллион мелких лучей, рассеивает их и создает равномерное освещение. Атмосфера служит проводником звуков.
Источники загрязнения атмосферы
Главными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и различные виды транспорта. Атмосферный воздух загрязняется из-за привнесения в него или образования в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровень естественного содержания.
Загрязняющее вещество – примесь в атмосферном воздухе, оказывающая при определенных концентрациях неблагоприятное воздействие на здоровье человека, растения и животных, другие компоненты природной среды или наносящая ущерб материальным объектам.
Качество атмосферного воздуха – совокупность физических, химических и биологических свойств, отражающих степень его соответствия гигиеническим и экологическим нормативам качества.
Вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество (либо их смесь), содержащееся в атмосферном воздухе, которое в определенных концентрациях оказывает вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду (таблица 3).
Таблица 3
Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, исходящих от стационарных источников (млн. тонн)
2001г | 2002г | 2003г | 2004г | |
Всего | 19,1 | 19,5 | 19,8 | 20,5 |
в том числе: | ||||
твердые вещества | 3,0 | 2,9 | 2,9 | 2,9 |
газообразные и жидкие вещества | 16,1 | 16,6 | 16,9 | 17,6 |
из них: | ||||
диоксид серы | 5,3 | 5,0 | 5,0 | 4,8 |
оксиды азота | 1,7 | 1,6 | 1,7 | 1,6 |
оксид углерода | 5,1 | 5,9 | 5,9 | 6,8 |
углеводороды | 2,7 | 2,7 | 2,8 | 2,8 |
летучие органические соединения | 1,1 | 1,2 | 1,4 | 1,4 |
В настоящее время наметилась тенденция роста автомобильного парка и наращивания объемов производства на морально и физически устаревшем оборудовании, что обусловливает рост выбросов вредных примесей и ухудшение условий проживания почти половины населения. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха обусловлен значительными концентрациями: диоксида азота, формальдегида, сероуглерода, фторида водорода, фенола и других веществ.
Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение (таблица 4).
Таблица 4
Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, по отраслям экономики (млн. тонн)
Отрасли промышленности | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Промышленность, всего | 15,5 | 15,8 | 15,9 | 16,7 |
Электроэнергетика | 3,7 | 3,7 | 3,4 | 3,3 |
Топливная промышленность | 4,1 | 5,1 | 5,2 | 6,2 |
Черная металлургия | 2,3 | 2,2 | 2,2 | 2,2 |
Цветная металлургия | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 3,3 |
Химическая и нефтехимическая | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Машиностроение и металлообработка | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Строительных материалов | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
Транспорт | 2,1 | 2,0 | 2,2 | 2,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,0 |
Другие отрасли | 0,4 | 0,2 | 0,6 | 0,7 |
Черная металлургия. По суммарным выбросам загрязняющих веществ отрасль занимает в промышленности четвертое место (14%). Металлургические комбинаты – крупнейшие загрязнители атмосферного воздуха в районах их расположения. Крупные металлургические центры – Кемерово. Липецк, Магнитогорск и Новокузнецк включены в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Наиболее экологически чистым является единственный в мире электрометаллургический комбинат неполного цикла в г. Старый Оскол. В связи со спадом производства прослеживается тенденция к сокращению выбросов. Для отрасли характерны выбросы таких веществ, как - оксид углерода, диоксид серы, сажи, твердых веществ. Выплавка чугуна и переработка его на сталь сопровождается выбросом различных газов. Выброс пыли в расчете на 1 тонну передельного чугуна составляет 4,5 кг. сернистого газа 2,7, марганца – 0,1-0,6 кг. Вместе с доменным газом в небольших количествах в атмосферу поступают соединения мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, пары ртути и редких металлов, цианистый водород и смолистые вещества. Большинство современных заводов черной металлургии имеют цехи коксования углей и отделения по переработке газа. Коксохимические производства загрязняют атмосферный воздух пылью и смесью летучих соединений, коксовым газом.
Цветная металлургия. Крупные предприятия цветной металлургии расположены в Красноярском крае, Мурманской, Оренбургской, Челябинской, Свердловской и Новосибирских областях, республике Башкортостан, Приморском крае. Во многих районах с развитой цветной металлургией сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель»» - крупнейшее в России и отрасли предприятие, загрязняющее атмосферу (2,0 млн.т. выбросов, 61,4% отраслевых и 12,8% промышленных) от стационарных источников.
Машиностроительная промышленность. Предприятия машиностроения расположены во многих регионах России. Для отрасли характерны выбросы оксида углерода (44%), твердых веществ (18%), диоксида серы (13%), оксида азота (12%). Их объем составил 370,1 тыс. тонн.
Промышленность строительных материалов. К ней относятся производство цемента, строительной керамики, тепло-, звукоизоляционных материалов, стекла. В 2002 году объем выброса составил 434,0 тыс. тонн. Это пыль, взвешенные вещества, оксиды углерода, диоксида серы, оксиды азота, сероводород, формальдегид, толуол, бензол, ксилол, пентоксид ванадия и другие. Крупные предприятия – загрязнители: цементный завод (Воркута) 23 тыс.т., «Мальцевский портландцемент» (Фокино) 14,2, комбинат «Урал асбест» (Асбест) 7,8, «Ульяновск цемент» 7,6, «Оскол цемент» (Старый Оскол) 6,2 тыс. тонн.
Химическая и нефтехимическая промышленность. Основные источники вредных выбросов в атмосферу – производства кислот (серной, соляной, азотной и др.), резиново-технических изделий, фосфора, пластических масс, красителей, моющих средств, синтетического каучука, минеральных удобрений, растворителей (ацетона, фенола, бензола), крекинг нефти. Уровень воздействия предприятий отрасли характеризуется большими объемами и высокой токсичностью выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов сточных вод в водные объекты и образующихся отходов.
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. негативное влияние предприятий этой отрасли определяется низким техническим уровнем основных технологических процессов и оборудования. В 2002 году выбросы составили 332,2 тыс. т. в районах расположения трех производств – АО «Братский ЛПК», АО «Усть-Ильменский ЛПК» и АО «Байкальский ЛПК».Для отрасли характерны выбросы окиси углерода, диоксида серы, твердых веществ.
Пищевая промышленность. Помимо общего для всех отраслей промышленности набора вредных веществ, для предприятий отрасли характерны технологические процессы, сопровождаемые выбросами сильно пахнущих компонентов (варка, жарка, копчение, переработка специй, разделка и переработка рыбы), сухих продуктов животного происхождения, канцерогенных веществ, а также оксидов углерода и диоксида серы. В сельской местности источниками загрязнения становятся животноводческие и птицеводческие хозяйства, комплексы по производству мяса. над территориями, примыкающими к помещениям для содержания скота и птицы, в атмосферном воздухе на значительные расстояния распространяется аммиак, сероводород и другие газы. В растениеводческих хозяйствах воздух загрязняется минеральными удобрениями, пестицидами при травлении полей и семян на складах, а также на хлопкоочистительных заводах.
Выхлопы автотранспорта. В 2002 году численность автомобильного парка возросла на 5,4% и составила на 1 января 2003 года 27,79 млн автотранспортных – средств, включая 22,47 млн легковых автомобилей. Рост численности автомобильного парка и объема транспортных услуг приводит к увеличению негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду. В 2002 году выбросы загрязняющих веществ от транспортных средств увеличились на 2% и составили 14,45 млн. тонн. Один бензиновый двигатель на 1000л. сожженного топлива выбрасывает: 200 кг. окиси углерода, 20кг. окислов азота, 25кг. углеводородов, 1 кг. сажи, 1 кг. сернистых соединений. Средний расход топлива на 100 км. у отечественных автомобилей легковых – 10л., у грузовых – 20-80 л., у городских автобусов – 40-50л. В целом по России о автотранспорта ежегодно в атмосферу поступает 27 тыс. тонн формальдегида и 1,5 тонн бензопирена. На состав отработанных газов двигателя большое влияние оказывает режим работы автомобиля в городских условиях. низкая скорость движения и частые ее изменения, многократные торможения и разгоны способствуют повышенному выделению вредных веществ.
Экологические проблемы автотранспортного комплекса усугубляются возрастом автотранспортных средств, несовершенством структуры парка, низким уровнем технико-эксплуатационных показателей производимых в России автомобилей.
В защите атмосферы от загрязнения автомобильными выхлопами Россия существенно отстала от развитых стран Запада по многим показателям. Двигатели даже новых отечественных автомобилей, сходящих с конвейеров автозаводов, выбрасывают в расчете на 1 км пройденного пути в 3-5 раз больше вредных веществ, чем их зарубежные аналоги. Каждый пятый автомобиль эксплуатируется с повышенной токсичностью или дымностью отработанных газов. В ряде городов содержание окиси углерода в воздухе над автомагистралями в 10-12 раз превышает предельно допустимую концентрацию. По оценкам медиков и экологов, выхлопы автотранспорта заметно сокращает среднюю продолжительность жизни
населения. В нашей стране введен экологический контроль токсичности выхлопных газов автомобилей. По данным специалистов, задымленность и запыленность воздуха может вполовину сократить поступление солнечной энергии к поверхности Земли По данным Минтранса России ежегодный ущерб от негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду составляет 4,5 млрд. долларов.
Авиационный транспорт сильно воздействует на атмосферу. В РФ действует 800 аэропортов. Третья часть парка самолетов эксплуатируется свыше 15 лет. За 1 час полета современный самолет сжигает около 15 тонн топлива, потребляя при этом 625 тонн воздуха и выбрасывая 66 тонн продуктов горения. Последние сохраняются в атмосфере 2 года. Вокруг аэропортов возникают зоны шумового загрязнения.
Железнодорожный транспорт экологически чище других. Он выбрасывает в 20 раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный и в 60 раз меньше чем авиационный транспорт. Протяженность железнодорожных магистралей в России 86 тыс. км. из них 42 тыс. км. электрифицировано – 1-ое место в мире.
Выбросы и улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников (тыс. тонн).
Таблица 5
Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ | Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ | |||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Российская Федерация (млн.т) | 19,1 | 19,5 | 19,8 | 20,5 | 61,1 | 57,0 | 57,5 | 56,3 |
Воронежская обл. | 60 | 46 | 47 | 53 | 59 | 44 | 41 | 60 |
Загрязнение воздуха в промышленных центрах - главная причина распространения хронических бронхитов, катаров верхних дыхательных путей, пневмонии, эмфиземы и одна из причин, вызывающих рак легких.
Охрана атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха – система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» атмосферный воздух в городах и сельских поселениях на территориях промышленных организаций не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и безвредности для человека атмосферного воздуха, предельно допустимые концентрации химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливается санитарными правилами.
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и доступную информацию о ее состоянии.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
обеспечение благоприятных условий экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей и природной среды;
обязательность государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении;
научная обоснованность и комплексность подхода к охране атмосферного
воздуха и охране окружающей среды в целом;
обязательность соблюдения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Нормирование качества атмосферного воздуха. Согласного Закону « Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и безвредности химических, физических и биологических факторов для людей, растений и животных, особо охраняемых природных территорий и объектов, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества, отражающий предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.
Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества, отражающий предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ, при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.
Гигиенические и экологические нормативы качества устанавливают и пересматривают в порядке, определенном Правительством РФ. Разработанные ПДК после их утверждения становятся общегосударственным нормативом, имеющим силу закона, определяют направление социально-экономических, технологических, санитарно-технических, планировочных мер по защите воздушного бассейна.
Запрещается внедрение новой техники, технологий, материалов, веществ и продукции, применение оборудования и технических средств, если они не отвечают законодательным требованиям атмосферного воздуха.
Производство и использование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов.
Производство и использование технических, технологических установок, двигателей допускаются также при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных веществ в выбросах техническим нормативам выбросов. Стимулируется производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, при застройке городской и иных поселений должно обеспечиваться качество атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также строительными нормами и правилами в части нормативов площадей и озелененных территорий. Должны учитываться фоновый уровень загрязнения и прогноз его качества при осуществлении планируемой деятельности. Размещение объектов хозяйственной деятельности согласовывается со специально уполномоченным органом исполнительной власти. Запрещается размещение и эксплуатация объектов, не имеющих газоочистительных установок.
Ведется государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух по перечню источников и перечню загрязняющих веществ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. Принимаются экстренные меры о по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На территории РФ ведется постоянный экологический мониторинг.
Охрану окружающей среды можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых, экономических и идеологических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижение уровня вредного воздействия человеческой деятельности на нее. Общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов регулирует экологическое право. Осознание проблем, связанных с формированием новой модели развития человечества, акцентированной на принятии комплекса мер по предотвращению глобального экологического кризиса, привело в формированию во второй половине ХХ века международного права окружающей среды.