РЕФЕРАТ
По курсу «Социальная экология»
РОССИЙСКАЯ УРБАНИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ПЛАН:
Урбанизация и экология: комплекс взаимосвязей
Экологические последствия советской модели урбанизации
Экология российского города
Влияние городской экологии на здоровье населения и на демографические процессы
Становление техногенной цивилизации, начавшееся с промышленной революции, существенно изменило условия и интенсивность взаимодействия человека с окружающей средой. Массовое производство непрерывно расширяло свои объемы и охватывало все новые территории; в его сферу включалось все больше отраслей и видов продукции, практическое применение находили постоянно возникающие технологии.
Усиление давления на среду обитания – процесс, который в последние полтора–два столетия затронул самые разные страны и регионы. Во второй половине ХХ в. количество перешло в качество: локальные экологические катастрофы, учащаясь и взаимодействуя с кризисами отдельных уровней биосферы, грозят перерасти в бедствие планетарного масштаба.
Особую роль в обострении проблем взаимодействия человека с окружающей средой сыграла урбанизация. Индустриальная революция породила революцию экистическую; изменения поселенческой структуры привели к смене типа общества – из сельского оно превратилось в городское. Результатом явились территориальная концентрация людей, производственных и иных ресурсов, особенно энергии, расширение искусственной среды обитания человека и обострение проблемы отходов жизнедеятельности человека.
К середине и второй половине ХХ в. во многих странах горожане стали большинством населения. Это значит, что радикально изменилась микросреда обитания большинства жителей Северной Америки, Западной Европы и России. Воздух, вода, почва - все это оказалось под мощным антропогенным воздействием. Следует упомянуть также мало изученную в плане влияния на человека полевую среду (электромагнитные, торсионные и другие поля), множество неизвестных химических, радиационных и других факторов, специфику социально-психологических контактов в результате скученности людей в городах, развития средств массовой информации и коммуникации и т.п.
Неблагоприятные экологические последствия техногенной модели развития универсальны для современной цивилизации. При этом вклад России в кризисный потенциал Земли оказался велик не только из-за численности населения и не из-за хозяйственной нагрузки на территорию. Одна из главных причин – отсутствие длительное время контроля за последствиями хозяйственной деятельности государства – монополиста в сфере производства.
Универсальные негативные полследствия урбанизации в СССР были усилены весьма специфическими механизмами, что позволяет говорить об историческом феномене советской урбанизации. С 1930-х гг. города превращались в поселения при предприятиях, в конгломерат принадлежавших ведомствам фабрик и заводов и спальных районов при них. Местные власти не имели источников финансирования, и их право контролировать деятельность предприятий было предельно ограничено. Существовала практика фактически бесплатного использования ресурсов хозяйствующими субъектами. Последние были заинтересованы в развитой социальной инфраструктуре, которая напрямую зависела от величины города. Поэтому субъекты экономической деятельности стремились к размещению новых и к расширению действующих производств в более крупных поселениях; преобладающие миграционные потоки шли из села в малые и средние города, из последних – в большие и крупные. Следствием стали обезлюдевшие села, упадок и запустение малых городов, гипертрофированный рост относительно немногих поселений – преимущественно промышленных и административных центров. В 1960 – 1980-е гг. эти явления дополнились мощным процессом агломерирования – концентрации и роста на относительно ограниченной территории ряда тесно взаимосвязанных, а часто и сливающихся друг с другом городских и сельских поселений.
Все это резко усилило экологическую нагрузку не только на городскую территорию, но и на обширные пространства вокруг. Так, Москва и область потребляли воду из бассейнов рек, отстоящих на сотни километров, стягивали мощный грузопоток со всей страны, загрязняя воздушные и водные ресурсы целых регионов.
Какими могут быть экологические последствия экстраординарных ситуаций даже в небольших городах, наглядно продемонстрировала чернобыльская катастрофа, оставившая радиоактивный след на всей Земле, подорвавшая здоровье сотен тысяч людей, вызвавшая потоки экологических беженцев в трех славянских республиках. Хотя АЭС размещались в относительно небольших городах СССР, практически в каждом большом поселении имелись хозяйственные объекты, способные вызвать мини-чернобыли. Что зачастую и происходило – без широкого общественного резонанса из-за отсутствия информации.
В конце 80-х гг. более 100 советских городов были признаны зонами экологического бедствия. Содержание вредных, опасных для жизни и здоровья людей веществ в воздухе и воде превышало там нормы в десятки и даже сотни раз.
На Западе, в развитых странах с рыночной экономикой, необходимость экологического подхода к экономике была осознана раньше. Иное положение сложилось в СССР. Плановая экономика оказалась самоедской: производство ради средств производства. Основным показателем хозяйственной активности со времен индустриализации оставался вал, а потому предприятия, министерства и ведомства были заинтересованы в максимальном расширении своей деятельности, даже если ее конечный результат имел нулевую или даже отрицательную общественную ценность.
Безудержная «мелиорация», выведшая из строя – вследствие засоления и заболачивания почв – миллионы гектаров угодий; массовое возведение ГЭС, в том числе на равнинных реках, с затоплением плодородных земель и населенных пунктов; строительство экологически опасных предприятий, часто губившие ресурсы, в миллионы раз более ценные, чем продукция самих предприятий (например, загрязнение Байкала и Ладоги), - все эти и другие экологические просчеты и даже преступления нельзя рассматривать просто как плату за «прогресс современной цивилизации. Это в первую очередь продукт системы, в которой была нарушена обратная связь между реальными общественными потребностями и экономическими механизмами.
В результате СССР в 1970 – 1980-е гг. производил больше всех в мире минеральных удобрений, стали, нефти, газа и т.п., а по уровню потребления безнадежно отстал от всех развитых стран. Экономическая система СССР была организована так, что целью производства оказывался не конечный, а промежуточный продукт, и практически все отрасли добывающей промышленности работали с ничтожным кпд. Так, в отходы в конце 1980-х гг. в горной промышленности шло до 90 – 95% добываемого сырья, в лесной – 73 – 74%.
В этой практике сыграла свою роль и философия «борьбы» с природой, «покорения» природы. Стремление к безудержной эксплуатации природных богатств оборачивалось не только экологическими, но и экономическими потерями. К середине 80-х гг. в стране около 60% всей продукции производилось без учета общественных потребностей.
Россия стала главной жертвой порочной практики производства ради производства. Именно в нашей республике добывалась основная масса сырья, здесь был сосредоточен основной индустриальный потенциал страны, в том числе большинство вредных, природоразрушающих производств. В России, где проживал лишь 51% населения СССР, производилось 90% нефти, 79% газа, 81% поливинилхлоридной смолы, 65% полиэтилена, 57% готового проката черных металлов.
Растратная экономика вела к расхищению национальных богатств: они либо пускались на «самовоспроизводство средств производства», либо, как нефть и газ, в огромных количествах продавались за границу. В результате неэквивалентного обмена и в отношении с союзными республиками, Россия практически бесплатно передавала большую часть созданного на ее территории общественного продукта за пределы политико-административного образования. Все это не могло не усугублять тяжелую экологическую обстановку.
Экологические проблемы страны особенно ощущаются в городах. Бездумная хозяйственная деятельность привела не только к ухудшению среды обитания горожан, но и – в ряде случаев – к ее уничтожению. Так, в результате строительства ГЭС на равнинных реках были затоплены более 160 городов и поселков городского типа, около 5 тыс. сел и деревень.
Именно в городах концентрируется основная масса промышленных предприятий, крупных электростанций всех видов, других хозяйственных объектов. Скопление большого количества людей неизбежно создает дополнительную, специфически городскую экологическую нагрузку.
Таким образом, являясь источником экологического загрязнения для окружающих территорий, город сам становится жертвой самоотравления. Росту городов сопутствуют загрязнение воздушного бассейна, водных источников и почвы, сокращение сельскохозяйственных площадей на примыкающих территориях. Сегодня городская среда во многом агрессивна по отношению к человеку. Помимо очевидного влияния на здоровье загрязненного воздуха и питьевой воды горожанин оказывается еще и в зоне воздействия целого ряда факторов, влияющих на органы чувств и нервную систему, а через них и на состояние всего организма.
Очень существенным фактором является шум. Один из его источников – автомобильный транспорт. На магистральных улицах уровень шума достигает 95 дБ. Не меньшее воздействие оказывает шум, производимый трамваями, поездами метро. Шум отвлекает человека, мешает сосредоточиться, вызывает изменение функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Ишемическая болезнь сердца, гипертония, повышение содержания холестерина в крови в крови встречаются чаще у людей, проживающих в шумных районах. Под воздействием шума нарушается сон, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль. Со временем это приводит к переутомлению, снижению работоспособности, болезням.
Помимо звуковых волн, воспринимаемых нами как шум, существует инфразвук – неслышимые человеческим ухом низкочастотные колебания. Есть природные источники инфразвука – морские волны. Ветер, грозовые разряды, но есть и антропогенные – взрывы, орудийные выстрелы, работающие механизмы, трансформаторы и пр. Предполагается, что колебания частотой 6 Гц совпадают с альфа-ритмом головного мозга – под их воздействием возникает ощущение морской болезни, усталости, они могут привести к потере зрения и даже смерти. Инфразвук с частотой 7 Гц более опасен для человека – он может привести к остановке сердца.
На психику человека подавляюще воздействуют и ритмические сигналы, поступающие от равномерно работающих механизмов – конвейерных линий фабрик и заводов, эскалаторов и транспортеров, станков и т.п. Утомляет зрение и нервную систему вид равномерно перемещающейся ленты транспортера или множества сходных движущихся объектов, например машин или пешеходов.
Агрессивность визуальной городской среды проявляется также в ее однообразии. Утомляют однообразные современные многоэтажные здания, интерьеры помещения, ряды гаражей и т.д. Замечено, что в городских условиях близорукость встречается чаще в 1,5 – 2 раза, чем в сельской местности. Вынужденные постоянно рассматривать однообразные близкие объекты, горожанин перенапрягает зрение. Возможно, однообразие пейзажей некоторых районов страны, например, тундры, где большую часть времени лежит снег, влияет на то, что в северных районах частота близорукости достигает 32,5%, в то время как в южных районах – 3,7 – 5,3%.
Воздушная среда городов насыщена агрессивными запахами. Это запахи бензина, различных масел, красок и масел, выхлопных газов автомобилей, свежего асфальта и мебели из ДСП, запах гари и резины. Это и более приятные, но не менее опасные для здоровья запахи дезодорантов, духов, стиральных порошков, способные вызывать аллергическую реакцию. А запахи доминирующих в городе производств?! Почти каждый город имеет свой специфический запах. По запаху легко можно узнать города-металлурги, города-химики, города с рыбной промышленностью и т.д. Во многих случаях выбрасываемые в воздух вещества не только оказывают раздражающее действие на обоняние и нервную систему, но, и, попадая в организм, наносят вред здоровью.
Еще одна сторона жизни современных городов – образование и накопление огромного количества твердых, жидких, газообразных отходов как промышленного, так и бытового происхождения. Жидкие отходы просачиваются в грунт и загрязняют источники питьевой воды и грунтовые воды, газообразные – вызывают смог, отравляя все живое своими ядовитыми парами. Огромную проблему создают твердые отходы. На сегодняшний день в городах страны накопилось 55 млн. т. бытовых отходов - и то только на зарегистрированных свалках. В Москве ежегодно образуется около 2,5 млн. т. твердых бытовых отходов и около 6 млн. т. промышленных. Из них только 10% бытовых и около 50% промышленных отходов подвергается переработке.
Основную массу твердых отходов (до 74%) составляют бумага и пищевые отходы, но немало и долго не разрушающихся пластмасс и синтетических материалов. Сжигать их нельзя, так как при этом выделяются многочисленные токсичные вещества (диоксин, фтористые соединения и т. д.).
В черте Москвы находится 108 свалок, каждая занимает от 6 до 50 га земли. В целом по стране более 20 тыс. га. занимают свалки. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте городов, застраиваются жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться биогаз – результат разложения органических веществ – создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.
На свалках в большом количестве размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний.
Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность: страдают атмосферный воздух, почва и грунтовые воды. Почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок.
Систематическое использование загрязненной воды приводит к снижению иммунитета и развитию лейкозоподобных заболеваний у человека и домашних животных. Наиболее опасным является фильтрат – результат просачивания дождевой воды через слой твердых отходов. Сроки его выхода для песков составляют 1 год, а для глин до 25 лет после захоронения отходов. Вблизи свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Каждый выброшенный аккумулятор для автомобиля содержит до 9,5 кг свинца. Рост потребности в люминесцентных и дугоразрядных лампах увеличивает опасность заражения окружающей среды ртутью.
Резкое ухудшение экологического состояния среды увеличило количество инфекционных и онкологических заболеваний. Так, если в 1970 г. на 100 тыс. населения было 198 онкологических больных, а в 1980 г. – 231, то в 1990 г. – 265. Значительная часть генетических отклонений обусловлена мутагенными факторами среды. В 1980-е гг. в стране около 10% детей (200 тыс.) рождались с психическими и физическими недостатками, около 30 тыс. – мертвыми, около 25% - недоношенными ввиду неправильного развития по генетическим причинам. Частота пороков развития в 1933 – 1935 гг. составляла 4 – 7,7%, в 1950-е гг. – 8,5 – 12%, в 1970-е гг. - 14 – 17%. В отдельных городах в настоящее время около четверти детей имеют пороки развития. Только недавно люди узнали, что из всех родившихся только 40% можно отнести к группе здоровья, к концу первого года жизни их остается уже 30%.
Негативная динамика состояния окружающей среды оказывает существенное влияние и на уровень смертности российского населения. Так, на 1000 человек населения в 1980 г. умерших было 11, в 1990 г. – 11,2, в 1995 – 15,7. По продолжительности жизни наша страна оказалась на последнем месте среди всех развитых стран мира, а по количеству заболеваний – на первом.
Влияние городской среды на уровень смертности исторически существенно менялась. Первые статистические данные, относящиеся к Х1Х столетию, свидетельствуют о более высокой смертности горожан в сравнении с сельским населением, причем этот показатель рос при увеличении города. Постепенно возобладала тенденция к уменьшению показателей смертности горожан, к концу 1980-х гг. ситуация радикально изменилась: городских жителей меньше, чем сельчан затронула негативная тенденция показателей смертности. Специалисты считают, что уровень смертности в городах – результат баланса позитивных и негативных воздействий урбанизации на здоровье человека. К негативным относят следующие факторы:
повышенную эпидемическую опасность в результате концентрации большого количества числа жителей на малой территории;
повышенные стрессовые нагрузки, гиподинамия в результате городского образа жизни;
загрязненность городской среды промышленными и бытовыми отходами, выхлопными газами и т.д.
К преимуществам города, влияющим на продолжительность жизни, обычно причисляют следующие факторы:
комфортность жилища, развитое коммунальное хозяйство и инфраструктуру в целом;
более развитую и доступную систему медицинского обслуживания;
интенсивность санитарных мероприятий и развитие индустрии отдыха.
В конце 1980-х гг. Отдел демографии НИИ Госкомстата СССР применил к материалам переписей две методики, позволяющие изучить влияние урбанизации на смертность:
на основе группировки городов по величине;
на основе группировки городов по уровню смертности ото всех причин.
Все факторы смертности были классифицированы как экзогенные, т.е. внешние (смертность от инфекций, болезней органов дыхания, пищеварения, отравлений, травм, несчастных случаев) и эндогенные, внутренние (болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования и др.).
Результаты исследований причин смерти по категориям городов РСФСР 1979г. свидетельствуют о заметных половых различиях в факторах смертности. Так, у женщин вероятность смерти от несчастных случаев, травм и отравлений для всех категорий городов была примерно в 3 раза меньше, чем у мужчин, а по экзогенным причинам в целом – примерно в 1,5 – 2 раза меньше. Однако для женщин, и для мужчин вероятность смерти от экзогенных причин уменьшилась с увеличением размеров города, а от эндогенных – стабильно росла. Были выявлены и существенные территориальные различия. Наиболее неблагоприятная экологическая ситуация сложилась на северо-востоке страны. В целом горожане чаще, чем сельские жители, страдают неврозами, заболеваниями сосудов мозга, болезнями центральной нервной системы, органов дыхания.
На здоровье населения влияет величина города сама по себе, так как для большинства крупных городов характерным является интенсивное загрязнение атмосферы, причем загрязняющих агентов насчитываются сотни. Однако выводы об усилении загрязнения города по мере роста численности населения правомерны лишь для поселений с числом жителей менее 100 тыс. В более крупных городах уровень загрязнения почти не растет, однако заметна дифференциация в различных районах. С увеличением города доля мобильных источников (в основном автотранспорта) в общем загрязнении атмосферы увеличивается и достигает 60 – 70%.
Вместе с тем именно размещение конкретных вредных производств определяет опасность городской среды для здоровья горожан. Взаимосвязь между показателями здоровья населения и типами городов была выявлена в специальном медицинском исследовании. За основу анализа было взято воздействие загрязнения среды на детский организм – как наиболее восприимчивый к влиянию вредных факторов. При этом на материале 30 городов были выявлены типичные структуры загрязнения (по четырем условным уровням):
первый, допустимый уровень; характеризуется наименьшей заболеваемостью;
второй, умеренно опасный; характеризуется отклонением показателей физического развития на 10 – 30%, увеличением суммарной заболеваемости на 10 – 20%, а болезней органов дыхания – на 10 – 50%;
третий, опасный уровень; ведет к функционально-морфологическим отклонением на 30 – 100%;
на четвертом, чрезвычайно опасном уровне суммарная заболеваемость детей по сравнению с относительно чистыми районами возрастает в 2 раза, количество заболеваний органов дыхания – до 3 раз; часто встречаются патологии беременности и родов.
Допустимый уровень загрязнения наиболее характерен для малых городов с небольшой промышленностью, где умеренно опасная степень загрязнения распространяется обычно на 10 – 20% территории. Несколько хуже обстоит дело с загрязнением среды в средних и малых городах машиностроительного профиля (опасная и чрезвычайно опасная степени не встречаются, а умеренно опасно загрязнено до 50% территории). В крупнейших городах с многоотраслевой промышленностью встречаются все четыре степени загрязнения: (чрезвычайно опасная – 1 – 5% территории, опасная – 10 – 20%, умеренно опасная – 30 – 50%). Относительно чистая территория занимает в таких городах от 30 до 50% .
Существенное влияние на городскую среду оказывают не только стационарные источники загрязнения (промышленные предприятия и т.д.), но и мобильные, преимущественно автотранспорт. Так, средний и малый город с интенсивным автотранспортом может иметь худшую структуру загрязнения территории, чем крупные поселения. Для такого типа городов характерна чрезвычайно опасная степень загрязнения 10% территории, опасная – 20%, умеренно опасная – 50 – 60%, а допустимая фиксируется лишь на 10 – 20 % территории.
Худшая структура загрязнения характерна для крупных и средних городов с металлургическими предприятиями. В таких городах вообще нет относительно чистых территорий, умеренно опасно были загрязнены от 30 до 50%, опасно – от 50 до 100% площади поселения, а доля чрезвычайно опасно загрязненных территорий – 10 – 20%.
Относительно благоприятная для жизни и здоровья населения окружающая среда характерна лишь для малых городов с небольшой промышленностью. По данным 1989 г. только 27,1% населения жили в таких городах, т.е. в экологически опасных условиях жили 3/4 населения. Кроме того, в конце 1980-х гг. десятки российских городов признаны зонами экологического бедствия.
Итак, в современное время большинства российских граждан проживают либо на умеренно опасной для жизни и здоровья территории, либо на опасной и очень опасной. Отмечается быстрый рост числа наследственных заболеваний. Наряду с другими факторами обострившийся экологический кризис ведет к неблагоприятной демографической ситуации, в том числе к фактически начавшемуся процессу вымирания россиян.
ЛИТЕРАТУРА:
Кузнецов В.Н. Городская среда и человек.// Биология, 2000, № 21. – с. 11.
Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Владос, 1998.
Сенявский А. Российская урбанизация.// История, 1998, №31. – с 12 – 16.