Содержание
Виды воздействия на животный мир и их последствия….………2
Управление использованием, охраной и воспроизводством биологических видов ресурсов………………………………………….4
Учет…………………………………………………………………..5
Нормирование……………………………………………………….6
Лицензирование……………………………………………………..7
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)……………….7
Меры по охране и регулированию использования биологических видов ресурсов…………………………………………………………..8
Охрана животного мира
К животным относят обычно такие живые существа, которые питаются готовыми органическими соединениями. Органическую пищу животные получают, поедая растения или других животных. В зависимости от уровня организации животных делят на две основные группы. Первая группа объединяет простейшие или одноклеточные организмы. Вторая – многоклеточные. Известно около 1,5 млн. видов животных.
Виды воздействия на животный мир и их последствия
Ресурсы животного мира относятся к биологическим ресурсам. Основным отличием биологических ресурсов является их самовоспроизводимость – восстановление численности за определенный промежуток времени. Этот признак биоресурсов показывает, что при условии их рационального использования эксплуатация этих ресурсов возможна в течение неограниченно длительного периода.
В настоящий момент можно выделить два основных направления, по которым идет воздействие на животный мир.
Первое направление – прямое (целенаправленное) воздействие на определенные виды животных (отлов, отстрел), включающее и незаконное изъятие видов.
Второе направление – опосредованное воздействие:
загрязнение окружающей среды (биологическое и микробиологическое);
изменение среды обитания;
хозяйственная деятельность;
интродукция новых видов.
Биологическое загрязнение – это привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов.
Микробиологическое (микробное) загрязнение – появление в среде необычно большого числа микроорганизмов, связанное с массовым их размножением, или же приобретение ранее безвредной формой микроорганизмов патогенных свойств.
Изменение среды обитания возможно под воздействием естественных причин, а также под влиянием антропогенной деятельности. Например, изменение зооценоза под влиянием пожара, возникшего в результате грозы, или в результате вырубки леса.
Строительство дорог, ГЭС, мелиоративные и другие работы – все это примеры хозяйственной деятельности человека, опосредованно влияющей на объекты животного мира.
Хорошо известно, что изменения условий обитания, происходящие вследствие естественных причин или вызванные хозяйственной деятельностью человека, определяют изменения в составе животного мира: уменьшается численность одних видов и увеличивается других, обладающих большей экологической пластичностью и нашедших в изменившихся условиях среды благоприятные условия для естественного воспроизводства.
Изменение состояния растительных ресурсов, в частности лесных, вследствие динамики площадей вырубок и молодняков вызывает локальные изменения численности лося. Изменения в размерах площадей спелых и перестойных лесов служат одной из основных причин изменений численности белки, так как динамика ресурсов этого вида тесно коррелирует (связано) с цикличностью урожайности сосны и ели.
Примеры о взаимосвязи изменений условий обитания и численности группировок (ассоциаций) отдельных видов животных и растений, являющихся компонентами естественных экосистем, могут быть приведены в гораздо большем объеме. В данном случае они нужны лишь для того, чтобы подчеркнуть многообразие факторов, определяющих состояние ресурсов разных видов животных и растений.
Интродукция новых видов без тщательного изучения и научного обоснования может привести к нарушению природного баланса. К этому же результату приведет реинтродукция без доказательства сохранения условий существования прежде обитавшего вида.
В результате прямого истребления и косвенного воздействия происходит обеднение и безвозвратная потеря природного генофонда, нарушение экосистем и изменение отдельных параметров, биосферы ведущее, как правило, к уменьшению ее устойчивости.
В связи этим перед человечеством встают серьезные экологические проблемы, основные из которых:
увеличение загрязнения окружающей среды;
изменения в составе атмосферы;
видовое обеднение животного мира;
увеличение видов, сопутствующих человеку (тараканы, крысы, врановые);
сокращение продолжительности жизни человека.
Управление использованием, охраной
и воспроизводством биологических видов ресурсов
Государственное управление использованием, охраной и воспроизводством биологических видов ресурсов, помимо Президента, Правительства РФ и администрации субъектов Федерации, осуществляется специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования:
Госкомэкологии РФ и ее территориальными органами (управление видами животных, занесенных в Красную книгу);
Роскомрыболовством, его бассейновыми управлениями и инспекциями рыбоохраны в регионах (управление рыбными ресурсами, ресурсами водных животных);
Минсельхозпродом (Департаментом по охране и использованию запасов охотничьих животных) и управлениями охотничьего хозяйства на местах.
Государственное управление биологическими ресурсами осуществляется на основании учета различных видов ресурсов и составления кадастров, мониторинга ресурсов, нормирования использования, лицензирования, государственной экологичес-кой экспертизы.
Учет
Для охотничьих животных система учетов построена на комплексе зимних маршрутных учетов по следам жизнедеятельности зверей и птиц и видовых учетов, осуществляющихся в весенне-летне-осенний период; при этом обследуется не менее 10% площадей угодий, а затем данные экстраполируются на всю площадь пригодных и одинаковых по качеству стаций (на основании бонитировки угодий). Для рыбы используются данные пробных отловов в местах тоней и соответствующий пересчет на пригодные для обитания ихтиофауны участки водоемов.
Сравнительно новой формой учета состояния биологических ресурсов является разработка кадастров. Кадастры представляют собой исторически сложившиеся и оправдавшие себя формы комплексного представления информации о конкретных видах ресурсов и путях их рационального использования. В настоящее время можно говорить о кадастрах не только как о локальном научно-практическом документе, но и как о целостной кадастровой системе учета, оценки состояния (в том числе и экономической), путях хозяйственного использования тех или иных видов природных ресурсов, смыкающейся с природно-хозяйственным мониторингом.
Кадастры животного мира введены на основании Закона СССР об охране и использовании животного мира (1980 г.). Кировский ВНИИОЗ был одним из первых институтов, который в 1981 г. апробировал методики и составлял видовые кадастры и кадастры охотничьих угодий (комплексные) для разных регионов страны. В кадастрах приводились сведения о местообитаниях животных, об их численности, особенностях биологии видов, объеме использования, охране и прогнозе численности на перспективу, давалась экономическая оценка ресурсов.
Нормирование
Нормативы изъятия каждого вида биологических ресурсов определяются на основе их видовых особенностей, способности к самовосстановлению. Для охотничьих животных, например, величина изъятия (норматив) определена в размере годичного прироста поголовья и может корректироваться с учетом метеорологических условий сезона, условий размножения, смертности, возрастной структуры популяций и других показателей. У лося, с учетом числа двоен в приплоде и размера гибели, ежегодный прирост поголовья – 20-30%, а хозяйственный прирост (по числу годовиков) – 10-16% стада, поэтому и норма отстрела не выше 15% (обычно 10%). Хозяйственный прирост кабана – 10-15% (по сеголеткам до 50%), таковы и нормы отстрела (если не требуется снижения его численности). У массовых видов животных в зависимости от фазы динамики численности нормы дифференцированы: при подъеме численности они увеличиваются, при уменьшении – снижаются. Белка может давать за сезон размножения два помета, и при пятидесятипроцентной смертности бельчат годичный прирост поголовья может составлять 100-500%. В годы высокой численности допускается изъятие до 300% исходной численности. У тетерева норма отстрела 20% для токовиков (весенняя охота) или 15% осенней численности. У рябчика нормы отстрела от осенней численности аналогичны.
В целом регламентация добычи животных должна обеспечить долговременное неистощительное использование ресурсов животного мира и представляет собой систему приемов и мер, направленных на получение максимальной продукции при сохранении оптимальной биологической продуктивности эксплуатируемых популяций животных. Простейшие формы регламентации – пространственные ограничения и запреты: территориальные (в зонах покоя, заказниках, воспроизводственных участках); временные (по срокам добычи), причем круглогодичные рациональны лишь в тех случаях, когда снижение численности вызвано перепромыслом. Нормирование, также относящееся к регламентации изъятия, помимо охотничьего хозяйства начинает внедряться и в любительское рыболовство в форме ограничений по видам орудий лова и размеру ячеи. Следует помнить, что регламентация добычи – подвижная функциональная система и для ее правильного применения необходим постоянный контроль за состоянием эксплуатируемых популяций.
Лицензирование
Лицензирование является признанным, широко используемым в мировой практике и достаточно эффективным средством регулирования природопользования, необходимость которого объективно обусловлена ограниченностью природных ресурсов и границами устойчивости экосистем.
Лицензия – это документ, дающий право на ведение хозяйственной деятельности на оговоренных в нем условиях (периодичность, субъект и объект лицензирования, масштабы разрешенной деятельности).
Лицензированию подлежат следующие виды деятельности, связанные с использованием ресурсов животного мира:
промысловое рыболовство и рыбоводство;
организация спортивного и любительского лова и добычи ценных видов рыб и водных животных.
Необходимо также получение разовых лицензий или разрешений для добычи видов охотничьих животных.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет, что государствен-ной экологической экспертизе подлежат все виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность, реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.
Федеральный закон «О животном мире» определяет, что обязательной мерой охраны животного мира является ГЭЭ, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ и предшествующая принятию исполнительной властью хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Кроме того, ГЭЭ подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
Любое изъятие объектов животного мира должно быть экологически обосновано. Экологическое обоснование представляется на экологическую экспертизу и на него дается заключение экспертной комиссии о возможности изъятия данного вида ресурсов в планируемых объемах.
Меры по охране и регулированию
использования биологических видов ресурсов
Знание факторов, сдерживающих рост численности и распределение животных по территории, особенности размножения тех или иных видов, являются основой для проведения охранных и воспроизводственных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление ресурсов.
Охранные мероприятия животного мира они должны быть направлены на сохранение видового многообразия (генофонда), обеспечение благополучного существования видов на той или иной территории, в связи с чем одним из важнейших видов работ по охране животного мира является сохранение «арены жизни» – мест обитаний. Животные могут в какой-то степени «избегать» неблагоприятных воздействий на ограниченных территориях, меняя в течение года стации, перемещаясь в смежные участки угодий (или региона), где эти воздействия выражены в меньшей степени или не наблюдались.
В целом, охрана ресурсов животного мира практически представляет собой комплекс мер, направленных на сохранение численности, условий обитания, структуры группировок и других параметров видов, ресурсы которых используются или могут использоваться с целью получения продукции.
При одинаковой направленности и общности объектов охраны, основное отличие мероприятий по охране ресурсов состоит в том, что эти работы производятся или должны производиться пользователями этими ресурсами в процессе производства. В своей деятельности по эксплуатации ресурсов пользователи применяют ресурсосберегающие технологии (в том числе и нормирование изъятия, примером которого могут служить сроки и нормы изъятия ресурсов в охотничьем хозяйстве), поскольку существование самой эксплуатирующей отрасли непосредственно зависит от наличия данного вида ресурсов.
Таким образом, пользователь заинтересован в долговременном неистощительном использовании ресурсов с целью получения максимально допустимого объема продукции. А объекты эксплуатации позволяют это сделать, поскольку они являются самовоспроизводимыми ресурсами.
С этой же целью пользователем осуществляются воспроизводственные мероприятия (в охотничьем хозяйстве они носят название биотехнических, в рыбном хозяйстве – рыбоводно-мелиоративных), направленные с одной стороны на возмещение ущерба от собственной деятельности (изъятия ресурсов), во-вторых – на снижение отрицательного воздействия лимитирующих факторов внешней среды, в-третьих – на снижение неблагоприятного воздействия смежных отраслей природопользования. В охотничьем и рыбном хозяйстве дополнительно могут проводиться мероприятия, направленные на улучшение имеющихся условий обитания в создавшейся природной ситуации или при появлении новых местообитаний (прудов, водохранилищ и др.), естественное заселение которых происходит длительное время, а также мероприятия, которые направлены на сохранение ресурсов животных, не вовлеченных в эксплуатацию или используемых в недостаточно полном (от возможного) объеме.
При нормированном изъятии самовозобновимых ресурсов и при отсутствии катастрофического воздействия лимитирующих факторов проведение воспроизводст-венных мероприятий в основном должны быть направлены на возмещение ущерба ресурсам от их частичного изъятия.
В естественной природной среде на каждый вид действует совокупность факторов и лишь некоторые из них являются для данного вида животных лимитирующими (то есть ограничивающими возобновление ресурса). В связи с этим перечень мероприятий (пакет мер) по охране и воспроизводству специфичен для отдельных видов или групп видов, обладающих биологическим сходством.
В общих чертах охрана животного мира (ресурсов) осуществляется:
посредством контроля за соблюдением имеющихся законодательных и нормативных актов по охране и рациональному использованию ресурсов;
контролированием соблюдения технологий работ, осуществляемых основными природопользователями и влияющих прямо или косвенно;
внедрением ресурсосберегающих технологий;
защитой среды обитания от загрязнения;
сохранением местообитаний как массовых, так и редких видов, а также дополнительно и «ключевых» местообитаний – гнездовых колоний, токов, зимовальных ям, нерестилищ и др.;
природоохранным просвещением.
К воспроизводственным работам относятся виды деятельности, направленные на снижение воздействия факторов, лимитирующих естественное воспроизводство, расселение и численность. Для ресурсов животного мира применяются следующие группы мероприятий: улучшение кормовых и защитных условий обитания, снижение отрицательного воздействия технологических приемов смежных отраслей природопользования, снижение влияния рекреационной деятельности, предупреждение гибели животных от стихийных бедствий и неблагоприятных метеоявлений, регулирование численности конкурентов и врагов, профилактика и лечение заболеваний, акклиматизация и реакклиматизация животных (в том числе и кормовых объектов), искусственное расселение и подпуски, разведение в неволе (в том числе редких и исчезающих видов) с целью выпуска в пригодные местообитания.
В зависимости от степени трансформации ландшафта в результате хозяйственной деятельности, состояния местообитаний и степени освоения ресурсов животных объемы и направленность работ охранного и воспроизводственного плана должны отличаться. В тех участках региона, где местообитания существенно преобразованы, особое внимание уделяется видам, адаптировавшимся к новой обстановке. В участках с сохранившимся естественным ландшафтом объем охранных и воспроизводственных работ направлен в основном на те виды животных, степень эксплуатации которых приближается к верхнему пределу нормативно допустимого уровня использования. Промежуточное положение занимают участки, расположенные в ненарушенных ландшафтах с интенсивной хозяйственной и рекреационной деятельностью, где охрана и воспроизводство животного мира должны осуществляться с учетом возможного изменения условий обитания, структуры ассоциаций или популяций животных.
Общим принципом освоения, охраны и воспроизводства животного мира должно быть рациональное хозяйствование в сложившейся экологической ситуации, позволяющее использовать благоприятные тенденции в антропогенной трансформации местообитаний для одних видов и уменьшать (нивелировать) неблагоприятные последствия преобразования для других. Естественно, что при полном уничтожении местообитаний вида или значительном (необратимом) ухудшении кормовых и защитных условий обитания для животных, любые мероприятия по охране и воспроизводству будут неэффективными или даже бесполезными.
Характерной особенностью сохранения редких и исчезающих видов животных является территориальная форма охраны, когда охраняется не только данный вид, а природный комплекс в целом, так как охраняемый вид неразрывно связан с другими компонентами данного комплекса и может существовать только в экосистеме (биогеоценозе), сложившейся в процессе развития биосферы.
Важная роль в сохранении определенных экосистем должна принадлежать особо охраняемым природным территориям. К сожалению, существующая система особо охраняемых территорий слишком слаба, чтобы обеспечить сохранность исчезающих видов.
Список литературы
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
Общая экология: Учеб. / Под ред. А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Охрана окружающей среды: Учеб. / Белов С. В., Барбинов А. Ф., Козьяков А. Ф. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004.
Петров К.М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы. – СПб, Химия, 2005.
12