Введение
Ресторанный бизнес – это интегрированная сфера предпринимательской деятельности, связанная с организацией производства и управления рестораном и направленная на удовлетворение потребностей населения в разнообразной, здоровой и вкусной пище, сервисных услугах, а так же получение прибыли.
Общественное питание – это сфера оказания услуг. А это значит, что главная задача общественного питания – сделать людей счастливыми на то время, что они находятся в ресторане, кафе или баре.
Основной деятельностью предприятий общественного питания является приготовление продукции, реализация блюд, напитков, и организация отдыха, развлечений.
Бизнес в предприятии общественного питания будет успешным, если он нацелен на удовлетворение желаний гостей в продукции и услугах. Ресторатор и коллектив в целом должны быть заинтересованы в создании условий для увеличения посещаемости ресторана. Добившись этого, можно увеличить объемы продаж. Первостепенная задача ресторатора – удовлетворение потребностей посетителей, завоевание их расположения, что в конечном итоге приведет к увеличению средней суммы чека.
Важно понимать – сегодня ресторанный бизнес требует профессионализма. Ресторанный бизнес структурируется, появились работающие только на ресторанном рынке дизайнеры, поставщики оборудования, продуктов питания и напитков. С другой стороны ужесточился контроль со стороны государственных органов, а так же усилилась конкуренция среди предприятий общественного питания всех классов, появились новые критерии качества оказываемых услуг.
В регионах, дело обстоит несколько иначе – там поход в ресторан по-прежнему считается «вечерним мероприятием». Помимо финансовой стороны вопроса сказывается и особенность менталитета: если позавтракать в кафе для француза – дело привычное, то для большинства россиян посещение ресторана само по себе воспринимается как нечто необычное.
В Волгограде более 1000 предприятий общественного питания, из них: предприятий открытой сети – 565, 12 ресторанов, 32 бара, 65 кафе, 340 закусочных, 9 столовых, 6 буфетов, столовых при промышленных предприятиях – 150, при общеобразовательных школах – 140, при высших учебных заведениях – 23, при средних учебных заведениях – 20. Плюс -13 кулинарных магазинов, где при желании можно и перекусить.
ООО «Фирма «Арка» – лидер в области проектирования и дизайна заведений общепита и индустрии развлечений. Строительство кафе, ресторанов и развлекательных центров «под ключ», ремонт помещений, комплектация объектов, оснащение, снабжение, разработка рабочей документации. На сегодняшний день ООО «Фирма «Арка» – единственный в нашей области специалист такого высокого уровня. Римский философ и поэт Лукреций известен как приверженец Эпикура, видевшего цель человеческой жизни в духовных и чувственных удовольствиях. Если пища-то вкусная, одежда – нарядная, а обстановка – красивая и удобная. Каждое ее заведение неповторимо, и это касается не только дизайна. Во всем чувствуется комфорт, а ведь от него зависит и внутреннее состояние человека. Может быть, поэтому многие из нас предпочитают пиццерию «Арка», ресторан «Эль Ранчо», «Караван».
В данной работе рассматривается ресторан с мексиканской кухней – «Эль Ранчо» это предприятие по организации питания и отдыха потребителей. Цель практики ознакомление со структурой предприятия социально-культурного сервиса, основными направлениями деятельности, организацией рабочих мест, нормативной документацией (в том числе внутренней), регламентирующей деятельность предприятия.
В задачи практики входит:
– изучение особенностей и основных направлений деятельности предприятия;
– изучение организационной структуры и взаимодействия подразделений;
– анализ кадрового состава предприятия, соответствие занимаемым должностям, знание профессиональных стандартов;
– анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Общая характеристика хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Характеристика предприятия
Ресторан «Эль Ранчо» I класса находится на одной из центральных улиц города Волгограда в Тракторозаводском районе по адресу проспект Ленина 213. Предприятие предлагает широкий ассортимент блюд, включая фирменные. Характеризуется высоким уровнем обслуживания и организацией отдыха. Предприятие имеет один торговый зал на 64 посадочных мест.
В ресторане обслуживание осуществляется официантами, барменами, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональную подготовку. Обслуживающий персонал имеет фирменную одежду. Во время своей работы официанты используют индивидуальный и бригадный методы обслуживания. Методы обслуживания – английский и европейский.
Интерьер, дизайн выдержанны в мексиканском стиле.
Музыка является важной составляющей атмосферы ресторана. Организация музыкальных программ отражает концепцию ресторана.
Ресторан работает на полуфабрикатах высокой степени готовности и частично на сырье.
Поставками товаров занимаются менеджеры по снабжению. Организован централизованный завоз со складов Москвы, Волгограда, сельскохозяйственных рынков Волгограда.
Меню ресторана имеет эмблему предприятия и отпечатано машинописным способом на русском, английском и мексиканском языках. Ассортимент продукции состоит из оригинальных блюд, а также широкого выбора фруктов, алкогольной продукции, фруктовых и минеральных вод. В ресторане все горячие блюда готовятся на виду у гостей.
Для создания оптимального микроклимата в торговом зале ресторана имеется система кондиционирования воздуха.
В ресторане расположена барная стойка. Барная стойка – это мебельная конструкция, включающая необходимое технологическое, торговое и холодильное оборудование, предназначенное для приготовления, демонстрации, хранения и отпуска продукции бара. Конструкция барной стойки обеспечивает удобство работы бармена и комфорт посетителей бара.
Барная стойки имеет размеры: глубина рабочей поверхности 865–870 мм, высота рабочего стола 1150 мм, ширина столешницы барной стойки 350 мм. Барная стойка состоит из двух частей: высокой стойки, за которой бармен обслуживает и подает сидящим за ней гостям напитки, и низкой – рабочее место бармена. На рабочей поверхности располагается оборудование, посуда, инвентарь и на ней бармен приготавливает коктейли.
Ресторан имеет кроме обычной вывески, вывеску световую с элементами оформления. У ресторана «Эль Ранчо» имеются удобные подъездные пути для транспорта, а также охраняемая автостоянка.
1.2 Организационная структура и взаимодействие подразделений
Организационная структура – совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
В организационной структуре выделяют:
Звенья – подразделения или отделы, наделенные определенными функциями и полномочиями;
Уровни управления – центры ответственности в организации, способные самостоятельно принимать и выполнять решения в пределах собственной компенсации;
Связи – отношения, которыми связанны между собой звеньями системы управления. Они могут быть вертикальными и горизонтальными
В ресторане «Эль Ранчо» – линейная структура подразумевает то, что в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управления конкретным производственным подразделением, то есть данный тип характеризуется разделением зон ответственности и единоначалия. Сотрудники разных служб выполняют распоряжения только своего начальника. Связи только вертикальные.
Преимуществами данного типа являются: четкая система взаимных связей; быстрота реакции в ответ на прямые приказания; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решения; ярко выраженная ответственность руководителя за принятые решения.
Недостатки данного типа организационной структуры: подчиненные замыкаются на одного руководителя; руководитель перегружен информацией и контактами с подчиненными; подчиненные лишены условий проявления творческого потенциала.
Структура управления баром – совокупность и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев, выполняющих определенные функции.
Элементом структуры служит орган управления, представляющий собой группу работников, которые объединены решением одной задачи – удовлетворить запросы потребителей. Во главе этой группы стоит руководитель-работник, выполняющий функции управления в соответствии с доверенным ему участком.
Управляющий рестораном несет ответственность за организацию и результаты всей торгово-производственной деятельности, контролирует выполнение плана показателей коммерческо-хозяйственно-финансовой деятельности ресторана. Он отвечает за культуру обслуживания посетителей, качество выпускаемой продукции, состояние учета и контроля, сохранность материальных ценностей, соблюдение трудового законодательства. Управляющий персонально решает вопросы подбора и расстановки кадров.
Одновременно управляющий распоряжается материально-денежными средствами, приобретает имущество и инвентарь, заключает договоры и соглашения, перемещает, увольняет (в соответствии с трудовым законодательством), поощряет работников, налагает на них дисциплинарные взыскания.
Официант применяет правила и технические приемы обслуживания потребителей, основные правила этикета, правила сервировки стола. Знает виды и назначение столовой посуды, приборов, столового белья, применяемых при обслуживании посетителей; правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре, соответствие ассортимента винно-водочных изделий характеру подаваемых блюд; правила составления меню для банкетов; правила эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов, порядок оформления счетов и расчета по ним с посетителем; основы психологии и соблюдения при обслуживании принципов профессиональной этики.
Повар обязан знать товароведную характеристику сырья, в том числе новых и нетрадиционных видов, основные критерии безопасности продукции и не допускать использования сырья, содержащих потенциально опасные для здоровья вещества, знать органолептические методы оценки качества продукции, признаки недоброкачественности блюд, способы устранения пороков в готовой кулинарной продукции.
1.3 Основные задачи, виды деятельности (услуг) предприятия
Основными услугами предприятия являются услуги, питания, обслуживания и организации досуга.
В ресторане осуществляется услуга по приготовлению блюд, производство кулинарной продукции, реализации и организации потребления блюд и изделии сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, а также покупных товаров и вино-водочных изделий, оказываемая квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта в сочетании с организацией досуга.
Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают:
организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий;
организацию питания и обслуживание участников конференций, семинаров, совещаний и т.д.;
Услуги по организации досуга включают:
организацию музыкального обслуживания;
организацию проведения концертов, программ, варьете и видеопрограмм.
Прочие услуги включают:
услугу официанта по обслуживанию на дому;
бронирование мест в зале предприятия;
упаковку блюд и изделий, оставшихся после обслуживания клиентов;
предоставление потребителям телефонной связи на предприятии;
вызов такси по заказу потребителя;
парковку личных автомобилей посетителей и организованную стоянку у предприятия.
Услуги, предоставляемые в ресторане «Эль Ранчо», обеспечивают удовлетворение потребностей потребителей и отвечают требованиям ГОСТ Р 50674 «Услуги общественного питания. общие требования»
К обслуживающему персоналу предприятия относятся: администратор зала, официант, бармен, кассир. При установлении требований к обслуживающему персоналу учитываются следующие критерии оценки:
– уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и умение применить их на практике;
– способность к руководству;
– знание и соблюдение профессиональной этики поведения;
– знание нормативных и руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности.
Обслуживающий персонал предприятия проходит инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего распорядка и организацией работы предприятия.
Функции, обязанности, права и ответственность обслуживающего персонала изложены в их должностных инструкциях и утверждены руководителем предприятия.
Обслуживающий персонал должен обеспечить безопасность жизни и здоровья потребителей, а также сохранность их имущества при обслуживании на предприятии. Весь персонал должен пройти подготовку по безопасным методам работы.
2. Организационно-технологические аспекты деятельности предприятия
2.1 Структура и система управления предприятием
Управление1 организацией общественного питания основывается на общих принципах системы управления производством. Функции управления относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. В функциях управления раскрывается содержание управления как процесса, отражается вид управленческой деятельности, должностные обязанности, закрепленные за определенным структурным подразделением или работником, назначение конкретного органа управления.
Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирования как единого целого.
Совокупность управленческих звеньев в организационной структуре управления располагается в строгой соподчиненности и обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть.
Организационная структура управления на данном предприятии складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направленно, прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.
Руководителем высшего звена в предприятии общественного питания является владелец (ресторатор), который имеет непосредственный контроль над руководителям высшего звена управляющим, который в свою очередь контролирует организацию производства и обслуживания на предприятии.
В его обязанности входит управление всей деятельности заведения, непосредственный контроль над руководителями среднего звена, например по производству, бухгалтерскому учёту, маркетингу, проведение собраний с персоналом, работа по продвижению заведения на более высший уровень. А так же должен обеспечить выполнение четкого снабжения предприятия сырьем, продуктами, полуфабрикатами, предметами материально-технического оснащения; создать необходимые условия для сохранности товарно-материальных ценностей; контролировать работу всех участников предприятия.
Главный бухгалтер, в его обязанности входит – ведение бухгалтерской отчетности, сведение годового баланса.
Заведующий производством обязан знать основы трудового законодательства, основы организации производственных цехов и производства в целом. Быть способным четко организовывать производственную деятельность подчинённых, осуществлять рациональную организацию технологического процесса, а так же уметь пользоваться сборниками рецептур блюд, знать порядок составления меню, учет и отчетность, методику определения норм отходов и потерь сырья (продуктов). Знать основные критерии безопасности кулинарной продукции не допускать продуктов, содержащих потенциально опасные для здоровья вещества химического и биологического происхождения. Знать и уметь применять в практической деятельности методы контроля качества продукции и услуг. Заведующий производством несет полную ответственность за производственную деятельность предприятия, под руководством которого осуществляется контроль за соблюдение рецептур блюд, технологии их приготовления, проверка готовой продукции, разработка рецептур новых блюд.
Заведующий производством должен обеспечивать соблюдение на производстве правил санитарии и личной гигиены, охраны труда и техники безопасности, своевременно предоставлять отчеты об использовании товарно-материальных.
Менеджер зала, занимается приёмкой товара со склада, разрешением конфликтных ситуаций в зале заведения, осуществляет контроль над официантами, кассирами, техническим персоналом.
Менеджер зала организует труд официантов, формирует из них бригады; составляет графики выхода официантов, других работников зала на работу.
Метрдотель имеет право отстранить от работы официантов и барменов в случае нарушения им должностных обязанностей, и требовать от руководства обеспечения всем необходимым для успешной работа торгового зала.
Менеджер по персоналу занимается приемом на работу новых сотрудников и ведет кадровую отчётность.
В свою очередь, руководитель высшего звена (управляющий) имеет прямой контроль над соответствующими руководителями среднего уровня, а те – непосредственно над определенным числом исполнителей.
2.2 Анализ производственной (технологической) деятельности предприятия
Сущность организации производства заключается в создании условий, обеспечивающих правильное ведение технологического процесса приготовления пищи.
Цеха ресторана подразделяются на заготовочные (мясо-рыбный), доготовочные (горячий, холодный).
В каждом цехе организованы технологические линии, оснащенные необходимым оборудованием для определенного технологического процесса.
Производственные помещения располагаются на втором этаже, и ориентированы на север и северо-запад.
Площадь производственных помещений обеспечивает безопасные условия труда и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Площадь состоит из полезной площади, занятой под различным технологическим оборудованием, а также площади проходов.
Высота производственных помещений – 3,3 м. В помещениях стены облицованы светлой керамической плиткой на всю высоту, это улучшает условия санитарной обработки.
Полы водонепроницаемы, имеют небольшой уклон к трапу, они покрыты плиткой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.
В производственных помещениях создан оптимальный микроклимат. К факторам микроклимата относятся температура, влажность и скорость движения воздуха.
Оптимальная температура в заготовочном и холодном цехах в пределах 20–22 °С, в горячем цехе 23–25 °С. Относительная влажность воздуха в цехах 60–70%.
Данные микроклиматические условия созданы путем устройства приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей приток свежего воздуха. В горячем цехе кроме общей вентиляции используют местную, над тепловым секционно-модулированным оборудованием (плитами, сковородами, фритюрницами, мармитами) имеются местные вентиляционные отсосы, которые предназначены для удаления паров. Чтобы уменьшить воздействие инфракрасных лучей, выделяемых нагретыми жарочными поверхностями, площадь плиты меньше в 45–50 раз площади пола.
Для создания оптимального микроклимата используются также автоматические кондиционированные установки.
В мясо-рыбном цехе предусматривается обработка мяса, птицы, рыбы.
Учитывая специфический запах рыбных продуктов, организованы раздельные потоки обработки мяса и рыбы. Кроме раздельного оборудования выделены отдельно инструмент, тара, разделочные доски, маркированные для обработки рыбы и мяса.
На линии обработки мяса установлена ванна для промывания мяса, разрубочный стул, стол производственный для обвалки мяса, приготовления, мясорубка. Кроме того, в цехе установлен холодильный шкаф для хранения и охлаждения полуфабрикатов.
На рабочем месте для приготовления мясных порционных и мелкокусковых полуфабрикатов установлен производственный стол, на который укладывают разделочную доску, с левой стороны от нее располагают лоток с сырьем, а справа – с полуфабрикатами. За доской располагают настольные электронные весы.
На участке обработки рыбы размещены ванна для дефростации мороженой рыбы, столы производственные для очистки и потрошения рыбы. Потрошат рыбу на производственном столе ручным способом при помощи малого ножа поварской тройки. Непищевые отходы собирают в специальный бак. Отдельное рабочее место организовано для приготовления порционных полуфабрикатов.
Технологический процесс обработки рыбы осетровых пород осуществляется на тех же рабочих местах, что и обработка рыб частиковых пород. Рыбные полуфабрикаты укладывают в лотки и хранят в холодильных камерах при температуре не выше 5 °С. Срок хранения – до 12 ч, рубленых – не более 6 ч.
Горячий цех является основным цехом предприятия, в котором завершается технологический процесс приготовления пищи: осуществляется тепловая обработка продуктов и полуфабрикатов, варка бульона, приготовление супов, соусов, гарниров, вторых блюд, а также производится тепловая обработка продуктов для холодных и сладких блюд. Из горячего цеха готовые блюда поступают непосредственно для реализации потребителю.
Горячий цех занимает в предприятии центральное место, расположен на одном этаже с торговым залом.
Горячий цех имеет удобную связь с заготовочными цехами, со складскими помещениями и удобную взаимосвязь с холодным цехом, торговым залом, моечной кухонной посуды.
Холодный цех предназначен для приготовления, порционирования и оформления холодных блюд и закусок. В ассортимент продукции холодного цеха входят холодные закуски, гастрономические изделия (мясные, рыбные), холодные блюда, молочнокислая продукция, а также холодные сладкие блюда, холодные напитки, холодные супы. Производственная программа холодного цеха составляется на основании ассортимента блюд, реализуемых через торговый зал.
Холодный цех расположен в одном из наиболее светлых помещений с окнами, выходящими на север. При планировке цеха предусмотрена удобная связь с горячим цехом, где производится тепловая обработка продуктов, необходимых для приготовления холодных блюд, а также с раздачей и моечной столовой посуды.
При организации холодного цеха учтены его особенности: продукция цеха после изготовления и порционирования не подвергается вторично тепловой обработке, поэтому необходимо строго соблюдать санитарные правила при организации производственного процесса, а поварам – правила личной гигиены; холодные блюда должны изготовляться в таком количестве, которое может быть реализовано в короткий срок. Холодные блюда отпускаются после охлаждения в холодильных шкафах и должны иметь температуру 10–14 °С, поэтому в цехе предусмотрено достаточное количество холодильного оборудования.
Учитывая, что в холодном цехе изготовляется продукция из продуктов, прошедших тепловую обработку, и из продуктов без дополнительной обработки, четко разграничено производство блюд из сырых и вареных овощей, из рыбы и мяса. В кафе для приготовления холодных блюд и закусок, сладких блюд и холодных супов организован холодный цех.
Поскольку в холодном цехе значительное количество блюд и изделий не подвергают тепловой обработке, здесь особенно строго необходимо соблюдать санитарные правила при организации технологического процесса.
Производственная программа холодного цеха составляется на основании ассортимента блюд, реализуемых через торговый зал. Холодный цех располагается в одном из наиболее светлых помещении с окнами.
При планировке цеха предусмотрена удобная связь с горячим цехом, где производится тепловая обработка продуктов, необходимых для приготовления холодных блюд.
Холодные блюда в заведении изготовляются непосредственно по заказу потребителей.
Холодные блюда должны иметь температуру подачи 10–14о С, поэтому в цехе предусмотрено достаточное количество холодильного оборудования.
Учитывая, что в холодном цехе изготавливается продукция из продуктов, прошедших тепловую обработку, и из продуктов без дополнительной обработки, разграничивается производство блюд из сырых и вареных овощей, из рыбы и мяса.
В холодном цехе используются средства малой механизации: миксер, слайсер, блендер, соковыжималку.
Холодный цех оснащен достаточным количеством холодного оборудования. Для хранения продуктов и готовых изделий устанавлены холодильные шкафы, производственные столы ШХ – 0,5.
В холодном цехе используются разнообразные инструменты, инвентарь, приспособления: ножи, ножи гастрономические, яйцерезки, разделочные доски, формы для заливных блюд, муссов. Для контроля за массой порций используют электронные весы.
Горячий цех является основным цехом предприятия, в котором завершается технологический процесс приготовления пищи: осуществляется тепловая обработка продуктов и полуфабрикатов, варка бульонов, приготовление супов, соусов, гарниров, вторых блюд, а также производится тепловая обработка продуктов для холодных и сладких блюд. Горячий цех имеет удобную связь с холодным цехом, раздаточной и торговым залом, моечной кухонной посуды.
Блюда горячего цеха, выпускаемые в баре соответствуют требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятия, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, и вырабатываются по технологическим инструкциям и картам, технико – технологическим картам при соблюдении Санитарных правил для предприятий общественного питания.
Производственная программа горячего цеха составляется на основании ассортимента блюд, реализуемых через торговый зал.
Горячий цех оснащен современным оборудованием: тепловым, холодильным, механическим, и немеханическим: плитами, грилем, саламандрой, микроволновая печь, фритюрницами, холодильными шкафами, производственными столами и стеллажами.
Цех работает с 10–30 до 02–00 часов. Цех имеет достаточное естественное освещение, централизованное снабжение холодной и горячей водой. Для поддержки в цехе необходимой температуры и влажности воздуха оборудована приточно-вытяжная система вентиляции, кроме того, над тепловым оборудованием монтируется местная вытяжка.
В цехе выделены линии:
теплового оборудования: плита электрическая, гриль, фритюрница, саламандра;
немеханического оборудования: столы производственные, холодильный шкаф, стеллажи.
В утренние часы работники цеха, занимаются подготовкой продуктов к тепловой обработке. Заведующий производством, определяет задание поварам. В горячем цехе работают два повара, оба имеют 5 разряд.
В таблице 1 представлен перечень оборудования с расстановкой по цехам.
Таблица 1. Спецификация оборудования
Наименование оборудования | Тип, марка оборудования | Кол-во | Габаритные размеры, мм | |||||
Длина | Ширина | Высота | ||||||
Холодный цех | ||||||||
Миксер |
М2 КМ400 |
1 1 |
300 305 |
190 400 |
485 250 |
|||
Слайсер | LUSSO | 1 | 410 | 520 | 340 | |||
Блендер | KENWUD | 1 | 152 | 152 | 365 | |||
Шкаф холодильный | ШХ – 0,5 | 2 | 697 | 620 | 2028 | |||
Микроволновая печь | MC 3,4 | 1 | 280 | 230 | 200 | |||
Весы электронные | DS 682 KT | 2 | 245 | 225 | 65 | |||
Ванна моечная | ВМ2/530 | 1 | 1060 | 530 | 870 | |||
Раковина | Р-1 | 1 | 600 | 400 | 860 | |||
Полка настенная | ПС12/4Н | 2 | 1200 | 400 | 300 | |||
Стол производственный | ПРПС12/6 | 3 | 1200 | 600 | 870 | |||
Мясо – рыбный цех | ||||||||
Мясорубка | МИМ600 | 1 | 840 | 450 | 650 | |||
Микроволновая печь | MC 3,4 | 1 | 280 | 230 | 200 | |||
Холодильный шкаф |
ШХ – 0,5 ШН – 0,7 |
1 1 |
697 854 |
620 884 |
2028 2028 |
|||
Весы электронные | DS 682 KT | 1 | 245 | 225 | 65 | |||
Раковина | Р-1 | 1 | 600 | 400 | 850 | |||
Ванна моечная | ВМ2/530 | 1 | 1060 | 530 | 870 | |||
Стол производственный | ПРПС12/6 | 2 | 1200 | 600 | 870 | |||
Полка настенная | ПС12/4Н | 2 | 1200 | 400 | 300 | |||
Горячий цех | ||||||||
Блендер | BOSH | 1 | 152 | 152 | 365 | |||
Фритюрница | ЕСО 4 | 1 | 203 | 375,5 | 295,5 | |||
Гриль | PE50 м | 1 | 650 | 540 | 300 | |||
Плита электрическая |
ПЭ 0,5 шп ПЭ 0,17 сп |
1 1 |
1200 520 |
830 830 |
850 850 |
|||
Микроволновая печь | MC 3,4 | 1 | 280 | 230 | 200 | |||
Стол холодильный | MRS150 | 1 | 1500 | 600 | 850 | |||
Полка настенная | ПС12/4Н | 2 | 1200 | 400 | 300 | |||
Стол производственный | ПРПС12/6 | 3 | 1200 | 600 | 870 | |||
Весы электронные | DS 682 KT | 1 | 245 | 225 | 65 | |||
Моечная кухонной посуды | ||||||||
Ванна моечная | ВМСМ-1 | 2 | 630 | 63 | 860 | |||
Стеллаж стационарный | СС | 1 | 1200 | 600 | 2000 | |||
Подтоварник | 1 | 1200 | 500 | 40 |
2.3 Анализ организации обслуживания клиентов на предприятии
Первое, на что обращает внимание посетитель предприятия общественного питания – это готовность сотрудников встретить и принять гостя. Если прием окажется теплым, то посетитель вправе ожидать не менее приятного обслуживания, у него складывается положительное впечатление о предприятии. Обслуживание – это деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги. От подготовки к обслуживанию официанта и его профессиональности в процессе работы зависит настроение людей, пришедших в бар или ресторан, а так же впечатление о предприятии.
Обслуживание в ресторане складывается из следующих элементов:
• встреча гостей, размещение их в зале;
• предложение меню;
• рекомендации в выборе закусок, блюд, напитков;
• прием, оформление и уточнение заказа;
• передача заказа на производство;
• досервировка стола в соответствии с принятым заказом;
• подача напитков, закусок и блюд;
• расчет с гостями.
Встреча и размещение гостей
У входа в зал гостей встречает менеджер, который приветствует их, предлагает занять столики и места в зале, знакомит с официантом, возвращается на свое рабочее место, а по окончании обслуживания он провожает гостей, прощается с ними и приглашает вновь посетить ресторан. У стола гостей встречает официант, он приветствует их, представляется им, помогает сесть за стол, слегка отодвинув стул, отдавая предпочтение детям, женщинам, старшим по возрасту. Женщина садится справа от мужчины. Официант обладает необходимыми профессиональными навыками, дружелюбен и вежлив в общении с гостями. Часто гости приносят с собой цветы. Официант, не ожидая просьбы, приносит вазу с водой, помещает в нее цветы и ставит на стол.
Приём и оформление заказа.
Приём заказа следует начать с подачи официантом меню гостю, если ранее это не было сделано метрдотелем.
Подавая меню гостю, следует помнить, что право выбора блюд имеет женщина. Поэтому меню вручается даме, а если их несколько – старшей из них. При двусторонней рассадке гостей за столом следует подать второй экземпляр меню, чтобы гости быстрее с ним ознакомились. Меню подают гостю слева. При наличии твёрдой обложки меню подают раскрытым на первой странице, где перечислены блюда от шеф – повара и фирменные блюда.
Важно запомнить заказчика, потому что в дальнейшем все вопросы согласовываются только с ним. Официант в процессе приёма заказа выслушивает все пожелания заказчика, даёт рекомендации, если необходимо. Официант должен хорошо знать меню ресторана. При отсутствии в меню пояснений по составу и особенностям приготовления блюд это должен сделать официант.
Приём заказа в торговом зале целесообразно осуществлять с помощью Pos – терминала (интеллектуального кассового аппарата), который обеспечивает автоматический ввод и сохранение заказа в компьютерной системе, автоматическую передачу заказа на производство и в бар по сети, распечатку их на установленных там принтерах, дозаказ, передачу специальных сообщений в бар или на производство, выбор типа оплаты: наличные, кредитные или безналичный расчёт.
При использовании Pos – терминала официант принимает заказ, записывает его в блокнот, затем производит распечатку счёта гостя. Официант должен предупредить гостя о времени исполнения заказа и сделать уточнения о времени подачи блюд.
После приёма заказа официант должен наметить план его выполнения: заказ на производстве закусок и блюд; подбор посуды для их приготовления и подача; последовательность подачи закусок, блюд и напитков. Чёткий, заранее продуманный план даёт возможность официанту не делать лишних хождений и ускорить обслуживание.
Передача заказа на производство
Обслуживание в ресторане ведется по следующей схеме: из зала официант направляется в сервизную, где подбирает посуду для холодных блюд и закусок, приносит ее на раздачу холодного цеха и передает на производство вместе с заказом, сообщив, сколько порций следует положить в каждую вазу, блюдо, салатник, а также пожелания гостей по приготовлению блюда. После передачи заказа на производство официант производит досервировку стола в зале в соответствии с заказом и убирает со стола ненужные предметы сервировки.
Подготовка зала к обслуживанию. Подготовка к обслуживанию состоит из ежедневной уборки торговых помещений, расстановки мебели, получения посуды, приборов, столового белья и сервировки столов. Уборка в торговых помещениях производится в утренние часы и заканчивается за 1–2 часа до открытия предприятия.
Подготовка торгового зала к обслуживанию осуществляется в 4 этапа:
1) Уборка помещения, расстановка столов и стульев, получение белья и накрытие столов скатертями.
2) Подготовка и получение столовой посуды и приборов к сервировке столов.
3) Сервировка столов.
4) Личная подготовка бармена или официанта.
Уборка помещения: ежедневная в течении дня, генеральная 2 раза в месяц. Моют мебель, холодильники, окна, витрины. Уборку производят в определённой последовательности в зависимости от типа уборки. Сначала подметают, а затем вытирают пыль при влажной уборке, и наоборот при сухой уборке. Для уборки используют пылесосы, электро – поломоечные машины, совки, вёдра, веники и т.д. С осветительных приборов тщательно удаляют пыль, проверяют их работу. Проветривают: воздух должен быть свежим и прохладным. В течение дня при необходимости производится текущая уборка. Столы используются 2–4 местные. При расстановке столов необходимо освободить главный проход-2 метра. Расстояние между рядами столов -1,5 метров. Столы ставят с расстоянием спинок стульев 35–50 см.
Не следует размещать столы на одной линии с входной дверью. Столы можно расположить прямыми линиями, группами, зонами, шахматным порядком. Бармен или официант осматривает столы, проверяет, находятся ли они в одном ряду в установленном порядке. Ровно ли стоят ножки. Он устраняет недостатки.
Получают посуду, приборы протирают, наполняют соль, горчицу (не более чем на 1/3–1/2 флакона), заменяют воду в вазах. При получении белья смотрят на его состояние: чистоту, отглаженность, накрахмаленность. Посуда должна быть без трещин, и сколов с одинаковым рисунком. Запас белья и посуды размещают в серванте и на подсобных столиках.
Перед сервировкой столов официанты натирают посуду, столы накрывают скатертями. Края скатерти должны опускаться одинаково со всех сторон стола не менее чем на 25 см, но ниже сидения стула.
Сервировку стола начинают с расстановки посуды из фарфора, затем раскладывают столовые приборы, ставят посуду из стекла или хрусталя для напитков, салфетки, специи, цветы. Пепельницы не входят в обязательную сервировку, их ставят по просьбе посетителей.
Подготовка персонала к обслуживанию. Важное значение имеет личная подготовка официантов к обслуживанию. От того, как подготовлен официант и как он ведет себя во время обслуживания, во многом зависит настроение людей, пришедших в кафе. Официант должен хорошо знать меню и характеристику блюд, состав продуктов, из которых готовится то или иное блюдо, какой оно имеет вкус, с каким гарниром и соусом подаётся, должен знать качество напитков. При этих условиях официант может дать полезный совет посетителю при выборе блюд, умело предложить правильное сочетание отдельных блюд и напитков. Официант должен соблюдать нормы этикета. Официанты должны уделять большое внимание своему внешнему виду. Одежда и обувь должна быть единого образца и содержаться в чистоте. Опрятной должна быть и прическа, уделяется внимание чистоте рук и содержанию ногтей.
От подготовки к обслуживанию официанта и его профессиональности в процессе работы зависит настроение людей, пришедших в заведение, и впечатление о предприятии.
Анализ организации обслуживания. Первое, на что обращает внимание посетитель кафе – это готовность сотрудников предприятия встретить и принять гостя. Если прием окажется теплым, то посетитель вправе ожидать не менее приятного обслуживания, у него складывается положительное впечатление о предприятии.
2.4 Социально-психологические особенности деятельности предприятия. Культура предприятия
Успешная работа предприятия общественного питания зависит от многих факторов. Как и всякая сложная система, кафе латино – «Лабамба» начинается с замысла его создателя и заканчивается контролем и его функционированием. Так же к важному фактору, влияющего на успех в ресторанном бизнесе можно отнести такой аспект, как культура предприятия, т.е. культура обслуживания, манера общения с клиентами и даже внутренний интерьер предприятия общественного питания и т.д. По таким принципам строятся социально – психологические отношения в предприятии.
Обслуживание – это деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги. От подготовки к обслуживанию официанта и его профессиональности в процессе работы зависит настроение людей, пришедших кафе, а так же впечатление о предприятии.
Культура предприятия – это набор ценностей и убеждений, направляющий на определенные действия и поведения людей. Культура предприятия имеет определенную структуру, которая заключается в предположениях, ценностях, верованиях и символов. На формирование культуры огромное влияние оказывает внешняя и внутренняя среда. Каждое предприятие имеет единственную и неповторимую культуру. Формирование культуры состоит из двух этапов – внешняя адаптация и внутренняя интеграция. Культура предприятия имеет определенную силу, которая характеризуется, прежде всего, ее объемом, уровнем ее восприятия членами организации и ясностью культуры для каждого. Сильная культура создает преимущества для предприятия.
Функции культуры: формирование оригинального имиджа, усиление вовлеченности персонала в дела предприятия и преданности ему, культивирование чувства общности всех членов предприятия, усиление системы социальной стабильности, обеспечение стандартов поведения, формирование и контроль формы поведения и восприятия.
Для сотрудников предприятия – это дружеские взаимоотношения с коллегами, возможность профессионального роста, материальные льготы и вознаграждения, поздравления сотрудников с повышением по службе, днем рождения или профессиональным праздником, чувство принадлежности к чему-то значительному, информированность персонала о планах и состоянии дел на предприятии.
2.5 Информационные технологии предприятия
Автоматизированные системы управления рестораном.
Успешная работа ресторана во многом зависит от использования современных контрольно – кассовых машин.
На предприятии кассовые машины выполняют фискальные функции, являясь основным инструментом для расчётов с потребителями, а для налоговых органов – показателем контроля за соблюдением правильности уплаты налогов рестораном.
Российские законы предусматривают использование машин, включенных в Государственный реестр контрольно – кассовых машин. Приобретённые кассовые машины поставлены на учёт и обслуживание в Центре технического обслуживания. Для дальнейшего контроля на каждую кассовую машину наклеена голограмма.
В условии развития информационных технологий целесообразно на предприятии использовать автоматизацию производственной и торговой деятельности. Для этого объединяют компьютер и кассовые машины в единую компьютерно – кассовую сеть.
В ресторане «Эль Ранчо» помимо торгового зала информационные технологии используются на производстве и в бухгалтерии. Комплекс автоматизированного управления зала ресторана и кассовых машин называется фронт – офисом зала. В комплексе предусмотрены автоматизированные рабочие места официантов, барменов, кассиров. Информация о работе зала поступает в общую систему. В кафе такая система полностью автоматизирована и зал ресторана связан с учётной системой «бек–офис». Обе системы обеспечивают комплексную автоматизацию предприятия. При внесении блюд в заказ делается автоматическая распечатка его на кухне, а при закрытии заказа производится печать фискального чека на кассовой машине.
При применении комплексной системы автоматизации предприятия улучшается учёт и контроль всех подразделений предприятия (производство, зал, бухгалтерия).
Основные принципы работы системы управления залом, предназначены для чёткой организации взаимодействия подразделений, обслуживающих потребителей и их можно представить в виде схемы:
Приём заказа у клиента |
Формирование заказа на бланке – заказа |
Передача заказа на кухню и бар |
Отметка о готовности блюда |
Получение блюда официантом |
Закрытие заказа (пробивание чека КМ) |
Передача чека и счёта потребителю |
Получение денег |
Рисунок 2 Система управления залом
Подобная система позволяет улучшить работу персонала, экономить время за счёт автоматизации процесса обмена данными между подразделениями, сводить к минимуму вероятность ошибок при работе персонала, возможность жёстко контролировать работу подразделений с помощью данных, представляемых в отчётах (отчёт о продаже изделий кухни, отчёт по выручке, отчёт по всем действиям пользователей системы).
Вторая составляющая комплекса управления рестораном «Эль Ранчо» программа товародвижения на складах. Для чёткого понимания успешности работы необходимо отслеживать не только прибыль, но и убытки. Программа предназначена для организации работы внутренних подразделений кафе и позволяет контролировать следующие действия:
– весь путь движения продуктов, начиная от поступления, приготовления полуфабрикатов, готовых блюд и продажи их потребителям;
– состояния любого подразделения, наличие продуктов в производственных цехах;
– своевременная информация о необходимости пополнения запасов продуктов;
Компьютерные системы в ресторане «Эль Ранчо» используется для следующих целей:
– учёт продажи готовых блюд, контроль действий персонала;
– калькуляция блюд, расчёт остатка сырья;
– бухгалтерский учёт;
– планирование закупок и контроль отклонений;
– безопасное и надёжное хранение данных.
Система позволяет в любой момент иметь подробную информацию о наличии того или иного продукта или готового блюда. Грамотное использование такой системы позволит наладить организацию труда таким образом, чтобы избежать множества просчётов и ошибок при ведении заказов продуктов, узнать о наличии продуктов на производстве, на основании сообщений компьютера исключить ошибки в ценах и ассортиментом перечне, комплексно подойти к анализу закупок. Такая система служит хранилищем данных, на основании которых руководитель может чётко понять, в каком состоянии у него каждая точка учёта и почему.
3. Финансово-экономическая деятельность предприятия
В данном разделе проводится анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерской отчётности.
Цель анализа – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта, характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде.
3.1 Анализ объема и структуры деятельности предприятия
Товарооборот предприятия общественного питания характеризует объем его производственной и торговой деятельности. Он является одним из основных показателей характеризующих хозяйственную деятельность предприятия общественного питания.
Товарооборот ресторана включает в себя две основные части:
реализация продукции собственного производства;
реализация покупных товаров.
Товарооборот по продукции собственного производства рассчитывается исходя из определения продажной стоимости всей продукции собственного производства, предусмотренной ассортиментным перечнем кафе, а также на основе данных о расходе сырья на приготовление продукции собственного производства. Наценка на продукцию собственного производства устанавливается на основе конъюнктуры рынка с учетом возмещения издержек обращения, в размере 75%. Наценка на покупные товары в размере 65%.
Ставка налога с продаж составляет 5%. Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость: хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания. В таблице 2 показаны трудовые показатели предприятия.
Таблица 2. Трудовые показатели предприятия за декабрь 2005 г.
№ п/п | Показатели | Единица измерения | Сумма |
1 | Товарооборот | Тыс. руб. | 250,19 |
2 | Оборот по продукции собственного производства | Тыс. руб. | 187,64 |
3 | Численность работников предприятия | Чел. | 28 |
4 | Численность работников производства | Чел. | 7 |
5 | Средняя выработка 1 раб. предприятия | Тыс. руб. | 8,9 |
6 | Средняя выработка 1 раб. производства | Тыс. руб. | 26,8 |
7 |
Фонд оплаты труда: Сумма В% к обороту |
Тыс. руб. % |
42,3 16,9% |
8 | Средняя месячная заработная плата 1 работника | Тыс. руб. | 3,51 |
3.2 Анализ текущих расходов предприятия
Издержки производства и обращения кафе определяются с помощью метода технико-экономических расчетов, предполагающего прямые расчеты издержек по статьям расходов с использованием установленных нормативами затрат, ставок и тарифов.
Совокупность затрат труда, материальных ресурсов на производство реализацию и организацию потребления продукции общественного питания представляет собой издержки производства и обращения.
Расчет расходов на предприятиях общественного питания производится с учетом валового дохода и получения необходимой прибыли.
Сущность издержек общественного питания определяется спецификой деятельности ресторана, который не только производит и реализует продукцию, но организует ее потребление.
Таблица 3. Смета расходов производства и обращения за январь 2005 г.
Номер статьи | Наименование статьи | Сумма тыс. руб. | В % к товарообороту | В % к итогу |
1 | Транспортные расходы | 4,8 | 1,9 | 5,1 |
2 | Расходы на оплату труда | 42,3 | 16,9 | 44,5 |
3 | Отчисления на соц. нужды (35,6%) | 15,1 | 6 | 15,9 |
4 | Расходы на содержание здания, помещения и оборудования | 3,0 | 1,2 | 3,1 |
5 | Амортизация основных средств | 1,0 | 0,4 | 1,0 |
6 | Расходы на ремонт основных средств | 2,2 | 0,9 | 2,4 |
7 | Износ санитарной одежды, столового белья, столовой посуды и приборов | 1,7 | 0,7 | 1,7 |
8 | Расходы на хранение и упаковку товаров | 0,5 | 0,2 | 0,5 |
9 | Расходы на рекламу | 7,0 | 2,8 | 7,4 |
10 | Потери товаров и технологические отходы | 0,5 | 0,2 | 0,6 |
11 | Расходы на тару | 0,2 | 0,08 | 0,2 |
12 | Прочие расходы: шоу-программа, концертные выступления. | 7,0 | 2,8 | 7,4 |
13 | Расходы на топливо, газ, электроэнергию. | 9,8 | 3,9 | 10,2 |
Итого: | 95,1 | 37,98 | 100 |
3.3 Анализ прибыли и эффективности деятельности
Прибыль от реализации продукции определяется как разность между валовым доходом и издержками производства и обращения.
Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации продукции и покупных товаров, основных фондов и другого имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Таблица 4. Доходы предприятия и их распределение за декабрь 2005 г.
№ п/п | Показатели | Сумма | В % к товарообороту |
1 | Валовой доход | 118512,0 | 47,4 |
2 | Издержки производства и обращения | 95100,0 | 37,98 |
3 |
Прибыль | 23412 | 9,36 |
4 |
Сумма налога (24% от прибыли) | 5618,9 | 2,25 |
5 |
Доход предприятия | 17793,1 | 7,11 |
3.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.
Рассмотрим основные финансово – экономические показатели деятельности предприятия за период с июля 2005 года по декабрь 2005 года, которые приводятся в таблице и рассчитаны на основании форм №1 и №2 бухгалтерской отчетности кафе.
Таблица 5. Основные финансово – экономические показатели деятельности предприятия за период с октября 2004 года по март 2005 года
Показатели |
7/ 2005 г. |
8/ 2005 г |
9/ 2005 г |
10/ 2005 г. |
1/ 2005 г. |
12/ 2005 г. |
Абсол. Откл-ние (+,–) |
Относ. Отклонение (%) |
Вал. т/о, тыс. руб. |
705 |
728 |
835 |
681 |
703 |
812 |
+107 |
115,2 |
Себест-ть продукции, т. руб. |
528 |
550 |
648 |
525 |
558 |
607 |
+79 |
115 |
Прибыль | 177 | 178 | 187 | 153 | 145 | 205 | +28 | 115,8 |
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются валовой товарооборот себестоимость продукции.
На протяжении шести месяцев функционирования предприятия наблюдается нестабильная динамика основных финансовых показателей, несмотря на это, на это прибыль за анализируемый период выросла на 15%, тем самым наблюдается прирост себестоимости на 11,5%. Резкое снижение товарооборота в январе и феврале месяце объясняется тем, что в феврале меньше календарных дней, а в январе в значительной степени сыграли русские традиции встречи Рождества и Нового года и соответственно, уменьшение количества посетителей.
Несмотря на нестабильную ситуацию, наблюдается положительная тенденция основных финансовых показателей.
Динамика рентабельности продукции и рентабельности предприятия позволяет сделать вывод о том, что на протяжении прошедших шести месяцев показатель рентабельности составил около 19%, показатель рентабельности деятельности предприятия – около 22%.
Таким образом, для повышения финансовых показателей и получения дополнительной прибыли необходимо совершенствовать маркетинговую деятельность предприятия (реклама, новые формы обслуживания).
4. Экологические аспекты деятельности предприятия
В зависимости от вида организаций общественного питания на работников может воздействовать комплекс опасных и вредных факторов производственной среды, в том числе психофизиологические факторы, обусловленные трудовым процессом.
В ресторане на работников возможно действие следующих производственных факторов.
К физическим факторам относятся:
движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, перемещаемые товары, сырье и тара;
напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях инструментов, оборудования, инвентаря, товаров и тары;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, товаров, сырья и продукции;
повышение или понижение температуры, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
тепловое (инфракрасное) излучение;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
вибрация;
наличие статического электричества;
повышенный уровень электростатических полей;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
отсутствие или недостаток естественного света.
К химическим факторам относятся:
содержание в воздухе рабочей зоны производственных помещений пыли, в том числе растительного и животного происхождения;
содержание в воздухе рабочей зоны производственных помещений токсичных химических веществ.
К психофизиологическим факторам относятся:
физические перегрузки;
нервно-психические перегрузки (перенапряжение анализаторы, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Влияние на человека перечисленных факторов обусловлено характером его трудовой деятельности, питанием, бытовыми условиями и т.д.
Специфической особенностью труда работников общественного питания является большое нервное напряжение, вызываемое необходимостью общения в процессе работы со многими и очень разными людьми. Сила воздействия нервно-психологического фактора зависит от продолжительности рабочей смены, фиксированного положения корпуса при работе, монотонности и интенсивности труда и т.д.
Гигиенические критерии условий труда
Состояние микроклимата (температура воздуха, температура поверхностей, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения на рабочих местах производственных помещений) должно соответствовать требованиям, установленных санитарными нормами и правилами. Оптимальные величины показателей микроклимата необходимо соблюдать на рабочих местах производственных помещений, на которых выполняются работы, связанные с нервно-эмоциональным напряжением.
Допустимые величины показателей микроклимата устанавливаются в случаях, когда по технологическим требованиям, технически и экономически обоснованным причинам не могут быть обеспечены оптимальные величины.
Допустимый верхний предел температуры воздуха на рабочем месте 280С. Допустимая скорость движения воздуха в производственных помещениях в холодный и переходный периоды – до 0,3 м/с, в теплый – до 0,5 м/с.
Кроме этих факторов, в горячих цехах предприятий общественного питания неблагоприятное воздействие на организм работника оказывает тепловое излучение от жарочной поверхности нагретых плит (максимальное воздействие), и другого теплового оборудования.
По санитарным нормам допустимая величина интенсивности инфракрасного излучения составляет 1 Дж/см2. мин. Интенсивность излучения зависит от температуры, величины излучающей поверхности, степени ее загрузки.
Требования к вентиляции производственных помещений
Вентиляционные системы должны обеспечить необходимые метеорологические условия и чистоту воздуха на рабочих местах.
Горячий цех кафе должен быть оборудован системами вытяжной и приточной вентиляции с механическим побуждением, местными вентиляционными отсосами над всем газо- и паровыделяющим оборудованием. Приточный воздух в горячий цех следует подавать в рабочую зону и верхнюю зону, в остальные помещения – в верхнюю зону.
Системы вытяжной вентиляции следует предусматривать раздельным для следующих групп помещений:
для посетителей;
производственных (допускается соединять в одну вытяжную систему местные отсосы горячего цеха и общеобменную вентиляцию);
охлаждаемых камер.
Количество воздуха, удаляемого из горячего цеха с помощью местной вытяжной вентиляции должно составлять 65% от общего количества воздуха, удаляемого из помещений, а общеобменной – 35%.
Требования к освещению.
Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.
Для электрического освещения следует применять газоизоляцию лампы. Использование ламп накаливания для общего освещения допускается только в случае невозможности или технико-экономической нецелесообразности использования разрядных ламп.
Для местного освещения рабочих мест следует использовать светильники с непросвечивающимися отражателями. Светильники должны располагаться таким образом, чтобы их светящиеся элементы не попадали в поле зрения работников.
Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% нормируемой величины для комбинированного освещения при тех источниках света, которые применяются для местного освещения.
При этом освещенность должна быть не менее 200 мс при газоразрядных лампах, не менее 75 мс при лампах накаливания. Освещенность проходов и участков, где работы не производятся, должна составлять не более 25% нормируемой освещенности.
Рационально организованное освещение должно обеспечить достаточную освещенность рабочих поверхностей, быть равномерным, исключать слепящее действие света и образование густых и резких теней.
Требования к производственным помещениям, организации рабочих мест.
На предприятии организуется поточность технологического процесса, это позволяет интенсивнее использовать технику, более узко специализировать работников, повышать производительность труда.
Размещение производственного оборудования выбрано в соответствии с последовательностью технологического процесса (что исключает встречные потоки сырья и готовой продукции), а также с требованиями охраны и безопасности труда.
Высота производственных помещений должна быть не менее 3 – 3,3 м; стены должны быть облицованы керамической плиткой на высоту 1,7 м. Полы делают водонепроницаемыми с уклоном к трапу для стока воды. При установке модульного оборудования трап прокладывают вдоль всей линии оборудования.
Для обеспечения хорошего естественного освещения производственных помещений соотношение площади окон и пола должно быть не менее чем 1:8. При искусственном освещении целесообразнее использовать люминесцентные лампы дневного света, так как они дают более равномерный поток света и меньше расходуют электроэнергии.
Важно также правильно организовать каждое рабочее место.
Рабочее место – часть производственного цеха, приспособленная для выполнения тех или иных производственных операции, оснащается необходимым оборудованием и инвентарем. Рабочее место может быть специализированным и универсальным. Площадь каждого рабочего места должна быть достаточной для удобной работы. Источник света должен быть слева от рабочего места на расстоянии не более 6–7 м. Инструмент и инвентарь размещаются от работника справа, а обрабатываемый продукт – слева. Весы, специи и приправы при необходимости располагают в глубине стола на расстоянии вытянутой руки, разделочную доску перед собой.
Качество работы цехов во многом зависит от правильной организации рабочих мест, оснащения их оборудованием, посудой и инвентарем.
На предприятии используется модульное оборудование, линейное расположение его обеспечивает необходимую последовательность выполнения различных операции технологического процесса, сокращает пути движения поваров, позволяет сэкономить размер производственной площади.
Над тепловым оборудованием устроены вентиляционные зонты, удаляющие пары, продукты сгорания. Общий вентиляционный короб снабжен жироулавливающими фильтрами.
Рабочие места расположены вне зоны перемещения механизмов, сырья, готовой продукции и движения грузов и обеспечивать удобство наблюдения за протекающими операциями и управлениями ими.
Рабочие места оснащены в зависимости от числа работников, занятых в производственном процессе, полными наборами инструментов, приспособлений, посуды и т.д.
Требования к технологическим процессам
На все оборудование, механизмы, контрольно-измерительные приборы имеется техническая документация.
Безопасность производственных процессов может быть обеспечена:
выбором технологических процессов, приемов и режимов работы производственного оборудования, не оказывающих вредных воздействий на работников;
применением оборудования, не являющегося источником травматизма;
правильным размещением технологического оборудования;
профессиональным отбором и обучением работников, проверкой их знаний и навыков безопасности труда;
применением средств защиты работников.
Для предотвращения образования и попадания в воздух производственных помещений вредных веществ, пыли и теплоизбытков необходимо:
строго соблюдать параметры технологических процессов приготовления блюд;
места возможного выделения пыли, токсичных и дурно пахнущих химических веществ, избыточного тепла и влаги оборудовать местной вытяжной вентиляцией.
При возникновении ситуации, которые могут привести к аварии или другим нежелательным последствиям. На отдельных технологических операциях рекомендуются следующие способы уведомления:
оборудование холодильных камер свето – звуковой сигнализацией;
отключение системы автоматики рекомендуется сопровождать звуковым сигналом и немедленным переводом установки на ручное обслуживание.
Звуковой сигнал должен быть слышен при работе оборудования на максимальных режимах, а световой сигнал должен легко отличаться при дневном электрическом освещении.
Для предотвращения неблагоприятного действия на организм поваров инфракрасного излучения следует:
применять секционно-модульное оборудование;
максимально заполнять посудой рабочую поверхность плит;
своевременно отключать секции электроплит или переключать их на меньшую мощность;
на рабочих местах у теплового оборудования применять воздушное циркулирование;
регламентировать внутрисменные режимы труда и отдыха работающих.
Для снижения физической нагрузки необходимо:
не допускать подъем, переноску и перемещение женщинами тяжестей, масса которых превышает установленные предельные нормы;
использовать специальные тележки с подъемным устройством для снятия с плиты и перевозки котлов с горячей пищей и т.д.
5. Специальное задание
Охрана труда и техника безопасности на рабочем месте, инструкции по правилам техники безопасности
Охрана труда – это комплекс мероприятий по технике безопасности, производственной санитарии и гигиене, противопожарной технике. Осуществление этих мероприятий обеспечивает создание нормальных условий работы на всех участках производства на научно – гигиенической и технической основе. Задачи техники безопасности на производстве общественного питания – изучение особенностей процессов производства и обслуживания, анализ причин, вызывающие несчастные случаи и профессиональные заболевания, разработка конкретных мероприятий по их предупреждению и ликвидации пожаров и разрабатывать эффективные способы их тушения.
Здоровье и безопасные условия труда обеспечиваются Кодексом законов о труде (КЗоТ), который регулирует трудовые отношения рабочих и служащих и содержит обязательные нормы по охране труда. Руководствуясь этим Кодексом, разрабатываются правила по технике безопасности и промышленной санитарии.
Контроль над охраной труда осуществляют государственные и общественные организации. Общий надзор за выполнением законов о труде возложен на органы прокуратуры. Государственный надзор осуществляют следующие органы: Госгортехнадзор, Котлонадзор, Газовый надзор, инспекция «Энергонадзор», Государственный пожарный надзор, Главное санитарно – эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Техническая инспекция проверяет безопасность процессов производства, степень механизации трудоёмких работ, соблюдение правил техники безопасности при обслуживании оборудования.
Инспекторы контролируют выполнение законодательства о труде, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии и мероприятий по предупреждению несчастных случаев и снижению профессиональных заболеваний. Они проверяют работу вентиляционных установок, исправность оборудования, инвентаря, инструментов, следят за техническим состоянием освещения, чистотой и порядком на рабочих местах, за своевременным обеспечением работников спецодеждой и т.д. Все необходимые мероприятия по охране труда и технике безопасности включают в коллективный договор в виде соглашения на проведение мероприятий по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.
Предохранительные устройства, ограждения, сигнализация.
Соблюдение правил охраны труда и технике безопасности имеет важное значение при эксплуатации всех видов оборудования. Работники, обслуживающие оборудование, обеспечены инструкциями по эксплуатации, в которых содержатся требования по технике безопасности, указания предельных нагрузок и т.д.
Перед пуском каждой машины следует убедиться в её исправности, проверить работу контрольно – измерительных приборов и предохранительных устройств.
Во время работы машин и аппаратов запрещено проводить чистку, смазывание, регулировку и ремонт.
В соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности не разрешается эксплуатация теплового оборудования без исправной аппаратуры (манометров, предохранительного и воздушного клапанов и т.д.). Манометры необходимо проверять не реже одного раза в 6 мес., предохранительный клапан и продувочные краны – ежедневно. У каждого аппарата должна быть вывешена инструкция по технике безопасности.
Меры противопожарной безопасности.
Причины возникновения пожаров могут быть различными. Большинство из них вызвано неосторожным обращением с огнём, курением в недозволенных местах, искрением электропроводки, неправильным устройством или неисправностью отопительных установок, электрооборудования, освещения. Причинами пожаров могут быть также взрывы, грозовые разряды, самовозгорание и т.д. При пожаре высокая температура (800 – 1000С) вызывает воспламенение окружающих предметов.
На предприятиях общественного питания, на их территории и в складах – во всех помещениях – должны соблюдаться требования пожарной безопасности.
Противопожарные мероприятия в складских помещениях зависят от размещения складов на территории предприятий, путей сообщения, исправности противопожарного оборудования, загруженности складов огнеопасными материалами и других причин. Опасны в пожарном отношении склады горючих материалов, дерева, горючих и легко воспламеняющихся жидкостей и топлива. Эти склады сооружают из огнестойких материалов. При хранении на складе различных по степени пожарной опасности материалов его делят огнестойкими стенами на отдельные помещения.
Вентиляционные установки удаляют взрывчатые и горючие смеси и тем самым снижают пожарную опасность на предприятии. В то же время их неправильное устройство или нарушение правил эксплуатации может послужить причиной пожаров.
Естественная вентиляция в пожарном отношении безопасна, но во время пожара она может способствовать распространению огня. Искусственная вентиляция, подавая большие массы воздуха, увеличивает интенсивность горения. Огонь может проникнуть в другие помещения через приточные вентиляционные каналы. Во взрывоопасных и пожароопасных помещениях все воздуховоды должны сооружать из негорючих материалов.
Вентиляционные системы, перемещающие воздух с температурой до 80С, должны включать воздуховоды (если они не пересекают перекрытий) и фильтры (в помещениях с ограждениями из трудногорючих материалов).
При эксплуатации вентиляционных устройств соблюдаются следующие правила пожарной безопасности: своевременно очищать камеры и воздуховоды; периодически проверять работу пылеотсасывающих вентиляторов; систематически чистить стены, потолки, наружные поверхности воздуховодов и другого оборудования в местах установки вентиляционных устройств.
В случае возникновения пожара, прежде всего, необходимо немедленно сообщить о нём в службу пожаротушения. Для этой цели используют внешнюю сигнализацию. До прибытия пожарной команды для ликвидации пожара в момент его возникновения используют средства пожаротушения: песок, вёдра с водой, огнетушители.
Выводы по совершенствованию организационной, управленческой, финансовой деятельности предприятия
Данная работа выполнена на базе ресторана «Эль Ранчо», отличительными особенностями которого является мексиканская кухня. В работе рассмотрена структура и система управления предприятием, производственная деятельность, организация обслуживания, а так же проанализирована финансово-экономическая деятельность ресторана «Эль Ранчо». Дана характеристика группы производственных помещений предприятия с расстановкой, привязкой оборудования по цехам. На основании приведённого анализа можно сделать обобщающий вывод о том, что данное предприятие стремится выдержать концепцию, заключающуюся в использовании национальной темы при разработке меню, оформлении торговых залов, форменной одежды работников торгового зала. Но при этом в ряде выше перечисленных аспектов деятельности имеется ряд недостатков, которые в дальнейшем будут рассмотрены в дипломной работе.
Необходимо:
– пересмотреть меню предприятия, максимально приблизив его к особенностям национальных кухонь;
– структурировать меню, уменьшить количество блюд, особенно тех, которые похожи друг на друга;
– менеджерам зала усилить контроль над обслуживающим персоналом для повышения качества обслуживания гостей;
– приобрести и установить холодильный шкаф с температурой в рабочей камере +2 +6 С для кратковременного хранения продуктов и полуфабрикатов для холодного цеха, так как имеющегося холодильного оборудования недостаточно;
– приобрести и установить морозильный шкаф для хранения замороженных полуфабрикатов при температуре -18С.
Кафе позиционируется как демократическое заведение с ценовой политикой, рассчитанной на посетителей со средним уровнем достатка и, играет заметную роль в организации отдыха населения.
На мой взгляд, для более успешной работы предприятия необходимо провести ряд мероприятий связанных с PR – деятельностью, так как, несмотря на достаточно успешную работу заведения, всегда приходится думать о расширении и более серьезной узнаваемости среди населения города. Реклама – это краткая информация, где в яркой, образной и доходчивой форме сообщается клиенту о режиме работы, проводимых каких-либо единовременных акциях, скидках, льготах и т.п.
Цель рекламы – всемерно способствовать поддержанию и увеличению постоянного потока посетителей в данное заведение, отличающееся неповторимым колоритом, разумными ценами, вкусной кухней и хорошим обслуживанием.
Процесс управления в ресторане «Эль Ранчо» представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий и действий, направленных на обеспечение оптимального соотношения рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов. С нейтральной стороны можно сделать несколько поправок в системе управления предприятия. Управленческая структура кафе включает в себя собственников заведения, которые определяют стратегию развития предприятия. Целесообразно было бы усилить организацию торгово-производственной деятельности, путем усиления контроля выполнения плана показателей коммерческо-хозяйственно-финансовой деятельности заведения.
Ресторанный бизнес увлекателен и перспективен: правильный выбор места и кухни, атмосфера и правильно организованное обслуживание создают возможность для привлечения рынка и дают хорошую прибыль и инвестиции.
Список литературы
1. Аносова М.М., Кучер Л.С. «Организация производства на предприятиях общественного питания», 2006 г.
2. Богушёва В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
3. Броймер Роберт А «Основы управления в индустрии гостеприимства» – Москва. «Аспект Пресс» 2005 г.
4. Герчикова И.Н «Менеджмент», Москва. «Юнити» 2006 г.
5. Зигель С. и Л.; Ленгер Х. и Р.; Штиклер Г.; Гутмайер В. «Ресторанный сервис». Москва: «ЗАО Издательский центр».
6. Коршунов Н.В. «Организация обслуживания в ресторане» М, высшая школа 2006 г.
7. Кристофер Энертон-Томас «Ресторанный бизнес» – М, «Росконсульт» 2007 г.
8. Мескон.М. «Основы менеджмента» Издательство «Дело» Москва. 2007 г.
9. Плошай И.В. «Организация техника и управление» «Экономика» Москва 2006 г.
10. Уокер Джон Р «Введение в гостеприимство» – Москва. «Юнити» 2007 г.
11. Усов В.В. «Организация обслуживания в ресторане» – Москва. «Высшая школа» 2004 г.
12. Радченко Л.А. «Организация производства на предприятиях общественного питания», 2005 г.
13. Станкевич Г.П., Дунцов К.Г., «Справочник молодого официанта». Москва: «Высшая школа» 2007.
14. Соболева З.Т., Бакунова Р.Б. «Справочник руководителя предприятия общественного питания», 2006 г.
15. Сборник технологических нормативов. 1984 г.
Сборник рецептур блюд и кулинарных блюд национальных кухонь народов России. 1992 г.
16. Эгертон Т. Ресторанный бизнес. Как открыть и успешно управлять рестораном / Пер. М.: Росконсульт, 2005.
17. Журналы «Питание и общество», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости», «Вы и Ваш ресторан», «Кулинар», «Гурман».
1 Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель организации. Азрилян А.Н. Большой экономический словарь. Москва. Институт новой экономики 1997г. с761.