Рефетека.ру / Зарубежная литература

Доклад: Жизнь и творчество Толкина

Биография

Толкиен, Джон Рональд Руэл (1892–1973), английский писатель, доктор литературы, художник, профессор, филолог-лингвист. Один из создателей Оксфордского словаря английского языка. Автор сказки Хоббит (1937), романа Властелин колец (1954), мифологической эпопеи Сильмариллион (1977).Джон Рональд Руэл Толкиен родился 3 января 1892 года в южноафриканском городе Блумфонтейн, в семье английских колонизаторов. В 1896 году семья Толкиена переезжает в Англию, где будущий писатель впоследствии проживет всю жизнь. Несколько лет спустя умирает от лихорадки отец Толкиена. Джон Рональд с братьями остается на попечении матери. Семья поселилась в Сэйрхоле, около Бирнимгема. Эта пpекpасная сельская местность пpоизвела на юного Рональда неизгладимое впечатление, отголоски котоpого слышны во многих его литеpатуpных pаботах и pисунках. Именно в окрестностях Сэрхоула Толкиен навсегда влюбляется в красоту деревьев, изо всех сил стремясь распознать их бесконечные тайны. Не случайно незабываемые, интереснейшие деревья появляются во всех творениях Толкиена. А могучие великаны Энты поражают воображение читателей в знаменитой трилогии «Властелин колец». Не менее страстно увлекается Толкиен эльфами и… драконами… Драконы и эльфы станут главными персонажами первой сказки, сочиненной Рональдом, в семь лет. Растет интерес Джона к латыни, и особенно к греческому языку, «за его внешний блеск и особенное, неповторимое, чарующее звучание»

1bioglogo.jpg (5295 bytes)

Мать не только воспитала у Джона католическую веру, но и привила ему интерес к языкам, в частности старинным. Мать семейства Толкиенов не намного пережила отца, и будущий король фэнтези остался круглым сиротой. Детей взял на попечение католический священник.Фрэнсис Морган. В школе Коpоля Эдуаpда Толкиен изучал классическую литеpатуpу, агло-саксонский диалект и английский язык среднего периода развития. У него pано обнаpужился лингвистический талант, после изучения стаpоуэлльского и финского языков, он начал изобретать "эльфийские" языки. Он вчитывается в древнеанглийскую поэму Беовульф, испытывая подлинный восторг. Затем возвращается к среднеанглийскому, и средневековые предания о рыцарях Круглого стола пробуждают у него все большей интерес к истории. Вскоре он самостоятельно приступает к изучению древнеисландского языка. А затем добирается и до немецких книг по филологии.

Радость познания древних языков так его увлекает, что он отваживается на первую озорную попытку придумывания собственного языка «невбош», то есть «новой чуши», который азартно творит в соавторстве со своей кузиной Мэри. Сочинительство курьезных лимериков становится для молодых людей увлекательнейшей забавой, и одновременным знакомством с такими первопроходцами английского абсурдизма, как Эдвард Лир, Хилэр Белок и Гилберт Кийт Честертон. Продолжая неистово изучать староанглийский, древнегерманский, а немного позже древнефинский, исландский и готский, Джон с огромным удовольствием, «поглощает в безмерном количестве» – волшебные сказки и героические легенды. «Только в этом мире их было, на мой взгляд, слишком мало, чтобы насытить мой голод», – признается юный филолог.

В 1914 начинается Первая мировая война. Толкиен спешит поскорее получить степень в Оксфорде, чтобы отправиться добровольцем в армию. Одновременно с форсированием учебного процесса, Джон поступает на курсы радистов-связистов. В июле 1915 Толкиен с блеском и досрочно сдает экзамен по английскому языку и литературе, на степень бакалавра, и получает отличие первого класса. А пройдя военную подготовку в Бедфорде, удостаивается звания младшего лейтенанта. И определяется на службу, в полк ланкаширских стрелков. В марте 1916 Толкиен женится на Эдит Брэтт. А уже 14 июля 1916 младший лейтенант Толкиен идет в первый бой, со своей второй ротой ланкаширских стрелков. Рональду суждено было оказаться в центре грандиозной мясорубки, на реке Сомме, где погибли десятки тысяч его соотечественников. Познав все «ужасы и мерзости чудовищной бойни», Джон до конца дней возненавидел войну. Равно как и «вдохновителей жутких побоищ». Вместе с тем, младший лейтенант Толкиен навсегда сохранил восхищение перед своими товарищами по оружию. «Рядовыми британцами. Упорными, немногословными и насмешливыми.» Пройдут годы, и Джон Рональд запишет в своем дневнике – «возможно без солдат, рядом с которыми я воевал, не стало бы страны Хоббитании. А без Хоббитании и Хоббитов не было бы Властелина колец …». Смерть обошла Джона. Он даже не был ранен. Зато его настигла другая страшная напасть – «окопная лихорадка» – сыпной тиф. Болезнь, что унесла в Первую мировую войну больше жизней, чем пули и снаряды. Тот, кому удавалось одолеть «окопную лихорадку» и выжить, считался редким счастливцем… Толкиена сыпной тиф пытался дважды утащить в могилу, выматывая на протяжении нескольких месяцев. Но Джон устоял и пересилил смертельный исход. Из госпиталя в Ле-Туке он был кораблем отправлен в Англию. А по прибытии на родину, доставлен поездом в Бирмингем.

В редкие часы, когда страшная болезнь отпускает Джона, он задумывает и начинает осуществлять первые наброски своей фантастической эпопеи – Сильмариллион. Повествование о трех волшебных кольцах всемогущей власти.

В 1918 заканчивается Первая мировая война. Джон с Эдит и маленьким сыном переселяются в Оксфорд. В 1924, в возрасте 32 лет Толкиен утвержден в звании профессора. А в 1925 удостаивается кафедры англосаксонского языка в Оксфорде. Одновременно Джон Рональд продолжает работу над Сильмариллионом, создавая новый невероятный мир, своеобразное другое измерение со своей историей и географией, феноменальными животными и растениями, реальными и ирреальными существами, своим особенным. После войны Толкиен задумывает "Книгу потерянных сказаний", где делает первую попытку воссоздать образ мифических созданий - эльфов. Толкиен пробовал себя и в качестве поэта. Его лирические стихи публиковались в английской прессе.

В 1937 году выходит сказка "Хоббит", которая принесла Толкиену небывалую известность и славу, в первую очередь среди юных читателей. После выхода "Хоббита" издатели попросили Толкиена написать продолжение. Он начинает работу над своей эпопеей "Властелин колец" (The Lord of the Rings). Сага, состоящая из трех книг, вышла в 1955 году и вызвала неслыханный ажиотаж у мировой общественности. "Сильмариллион" был создан на основе "Книги потерянных сказаний".

До выхода на пенсию в 1959 году работал преподавателем английского языка и литературы. Всю жизнь Толкиен разрабатывал искусственный эльфийский язык, который был доработан его сыном Кристофером. Доработка эльфийского наречия ведется до сих пор. Писатель умер 2 сентября 1973 года. Похоронен в Оксфорде.

Творчество. Художественный мир Писатель Джон Рональд Руэл Толкиен, чей дар многократно помножен на знания выдающегося филолога, подарил нам свой неповторимый толкиеновский, мир. Завораживающе-безмерный, великолепный и подчас ужасающий, высвеченный сияниями огромного, потрясающего своим разнообразием множества неведомых измерений.

Мифологию Толкиена составляют 3 книги - «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин Колец». Первой Толкиен стал писать «Сильмариллион». Он не напрасно считал ее очень важной, и именно она стала основой для всех его мифов. По странной иронии судьбы при жизни автора она не была ни закончена, ни издана, хотя издать ее Толкиен, конечно, как свою первую и базовую книгу, очень хотел.

«Хоббит» поначалу был просто забавной сказкой для детей, которую Толкиен начал, да забросил. И лишь случайное стечение обстоятельств явило эту прекрасную сказку миру. Толкиен и не скрывал, что сказка эта про него: «Я на самом деле хоббит, хоббит во всем, кроме роста. Я люблю сады, деревья и немеханизированные фермы; курю трубку и предпочитаю хорошую, простую пищу (не из морозилки!), а французских изысков не перевариваю; люблю и даже осмеливаюсь носить в наше унылое время узорчатые жилеты. Обожаю грибы (прямо из леса); юмор у меня простоватый, даже самые доброжелательные критики находят его утомительным; я поздно ложусь и поздно встаю (по возможности). Путешествую я тоже нечасто».

Вышедший в 1937 году «Хоббит» стал очень популярен. Читатели требовали продолжения веселых путешествий. Но вместо этого колоссальный труд длинной в 12 лет породил «Властелина Колец» - тысячестраничное произведение, который создаст целый жанр литературы и останется при этом его лучшим образцом. Созданный Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном сказочный мир Средиземья, населённый людьми, хоббитами, эльфами, гномами, орками и другими мифологическими существами, впечатляет своими масштабами и многослойностью. Но все же, даже такое колоссальное произведение как «Властелин колец» является всего лишь частью истории Средиземья.

Толкиен создал хоббитов – «невысокликов» – бесконечно обаятельных, подкупающе достоверных существ, похожих на детей. Сочетающих в себе стойкость и легкомыслие, любознательность и ребяческую ленцу, невероятную изобретательность с простодушием, хитрость и доверчивость, отвагу и мужество с умением избегать неприятности.

В первую очередь, именно хоббиты придают такую достоверность толкиеновскому миру.

Самые знаменитые книги Толкиена неразрывно связаны между собой. «Хоббит» и «Властелин колец» писались, в общей сложности, с 1925 по 1949. То есть 24 года… Все началось с ежедневной сказки для детей профессора Толкиена… «В земле была вырыта нора. А в этой норе жил да был хоббит», – написал Толкиен на чистом листе бумаги… А до того в мифологической вселенной Толкиена никаких хоббитов не было. Но вот он явился-родился – этот обаятельный народ (вернее, народец), неизвестно откуда взявшийся в Средиземье. Хоббиты – «невысоклики» – веселые и проворные сладкоежки, любознательные и толстоватые. Неуловимо схожие с детьми… Главный герой первой истории хоббит Бильбо Бэггинс имеет такие же возможности для самовыражения в огромном и сложном мире, как ребенок-первооткрыватель. Бильбо постоянно рискует, чтобы выбраться из водопада угрожающих приключений. Он должен быть все время изобретательным и смелым.

Замыслив именно таким Бильбо Бэггинса, Толкиен, как бы ненароком, подсказывает детям о безграничности их возможностей. И еще одно небезынтересное обстоятельство. Хоббиты – народ свободный. В Хоббитании нет вождей. И Хоббиты прекрасно без них обходятся. Размышляя о замысле характера Бильбо, Толкиен скажет: «Меня всегда впечатляло то, что все мы живем и существуем, благодаря неукротимой отваге, проявляемой самыми что ни на есть маленькими людьми в, казалось бы, безнадежных ситуациях». Но «Хоббит» всего лишь прелюдия. Присказка… Заманка в непомерно великий иномир. Ключ для загляда в другие измерения. И предупреждение, серьезный повод для размышлений… За случайно найденное Бильбо Кольцо Власти, дающее возможность становиться невидимкой, приходится жестоко расплачиваться. Остросюжетная сказка неоднократно намекает на таящийся за ней мир куда более значимых невероятностей. Переходными мостами в безмерное будущее являются два самых загадочных персонажа Хоббита: серый маг Гендальф и омерзительное, неуловимое как ртуть, существо по имени Горлум… Но, что очень важно, скользкое чудовище Горлум, при всей своей отвратительности, вызывает не только щемящее сочувствие, но и постоянно нарастающий интерес. А за фантастической фигурой чародея Гендальфа, уже проглядывается притягивающий, манящий за собой далекий свет иного бытия. Хоббит вышел в свет 21 сентября 1937 года. Первое издание было распродано уже к Рождеству. Сказка получает премию издательства «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», как лучшая книга года. Хоббит становится бестселлером. И не только для детей… Но и для тех мыслящих читателей, кто увидел в книге пролог к проникновению в иные миры.

Роман-эпопея Властелин колец стал эликсиром жизнелюбия для десятков миллионов людей на планете Земля. Парадоксальным доказательством, что именно жажда познания чудес и двигает миры. Властелин колец произрастал и совершенствовался на фантасмагорической почве Сильмариллиона. Не случайно все самые невероятные обитатели романа-эпопеи не вызывают и секунды сомнения в их реальности.

Достоверность толкиеновского мира убеждает именно неотразимостью своей необходимости. В ошеломляющих фантазиях толкиеновского мира предельно зримы все самые сложные взаимоотношения его обитателей. Хоббитов и орков, людей и эльфов, гномов и гоблинов, волшебников и огненных монстров, чудовищных насекомых и гигантских Листвинов. На редкость конкретно выписано даже плавящееся Око Зла.

В романе Толкиена ничто не случайно. Будь то ощеренные лики, некогда мелькавшие на полотнах Босха и Сальвадора Дали, или в творениях Гофмана и Гоголя… Все здесь имеет двадцатикратной прочности основу… Так имена эльфов пришли из языка былого кельтского населения полуострова Уэльс. Гномы и маги именуются, как подсказали скандинавское саги. Люди награждаются именами из ирландского героического эпоса. Собственные толкиеновские придумки фантастических существ имеют основу «народнопоэтического воображения» - то есть, фольклорную. Когда роман Властелин колец уже начнет приносить Толкиену прижизненную славу, писатель, шутя, скажет: «в некотором смысле эта история и вся связанная с нею мифология могут оказаться правдой.» А несколько позднее добавит уже всерьез: «Каждый писатель, создающий вторичный мир, желает в какой-то мере быть настоящим творцом. И надеется, что черпает свои идеи из реальности… Мир его фантазий, возможно, действительно помогает украшению и многократному обогащению реального мироздания.»

Время самой активной работы Толкиена над Властелином колец совпало со Второй Мировой войной. Несомненно, все тогдашние переживания и надежды, сомнения и чаяния автора не могли не отразиться в жизни даже его инобытия. Отчего именно во Властелине колец надежда на победу разума и света обретает столь пронзительную неотразимость

Одним из главных достоинств романа Толкиена является пророческое предупреждение о смертельной опасности, таящейся в безграничной Власти - власти многоликой и коварной, испепеляющей души и тела, гибельной для всего живого, творящего и созидающего, необратимо насаждающей ненависть и смерть, стремительно множащейся, плодя зло и насилие. Противостоять этому кошмару способно лишь единение самых отважных и мудрых поборников добра и разума, способных непомерным подвигом остановить могильщиков радости бытия. Безграничное Зло жуткой Власти олицетворяют в романе всемогущий Черный Властелин Саурон и бесчисленные орды его подданных: черные призраки, орки и гоблины, чародей-демагог Саруман, огненный монстр Барлог и множество других хищников-разрушителей.

Первыми, кто принимает на себе удары сил зла, оказываются хоббиты. Малыши – «невысоклики», вольнолюбивые и свободные. Привыкшие обходиться без вождей:

 отважный Фродо – племянник неунывающего Бильбо Бэггинса и верный друг Фродо – Сэм Скромби… Конечно к Хоббитам спешат на помощь лучшие из яростных противников Власти Зла… Великий волшебник-жизнелюб Гендальф открывает Фродо смертельно опасный план уничтожения Кольца Власти, доставшегося Фродо от дядюшки Бильбо. Вступают в битву за жизнь, против Черного Властителя Саурона все самые светлые жители Средиземья: прекрасная царица эльфов Галадриэль, благороднейший витязь Арагорн, весельчак-великан, страж заповедника природы, Том Бомбадил. Гордые гномы и древние пастухи деревьев Онты Бесконечно многотрудным и жертвенным оказывается путь к свободе. Гибнет от Кольца Власти суровый витязь Боромир.

Сам храбрейший и мудрый волшебник Гендальф категорически отказывается хранить до уничтоженияКольцо Власти при себе. И только малыш Фродо, обыкновенный хоббит Фродо, со всеми его слабостями и несовершенствами, проносит гибельное Кольцо Власти через все неимоверные испытания. С каждым новым шагом вглубь жуткого Мордора – царства Черного Властелина Саурона, хоббит Фродо проявляет все больше мужества и самоотверженности.

Первые два тома Властелина колец вышли в 1954. В 1955 опубликован третий том. «Эта книга – как гром среди ясного неба, – воскликнул знаменитый писатель К.С.Льюис. – Для самой истории романа-истории, восходящей ко временам Одиссея – это не возвращение, а прогресс, более того – революция, завоевание новой территории».

Роман с удивительной быстротой был переведен на многие языки мира, и разошелся сначала миллионным тиражом, а на сегодняшний день превзошел планку в двадцать миллионов. Книга стала культовой среди студенческой молодежи.

Время всегда проходит сначала через молодых. Самые одаренные и образованные первыми откликаются на явления будущего. Немудрено, что многомерность и мудрость таланта автора Властелина колец первыми оценили молодые интеллектуалы. Творения Толкиена впервые стали появляться в России, в середине семидесятых годов. Сегодня число поклонников творчества одного из лучших писателей 20 в. в нашей стране, не уступает количеству приверженцев толкиеновского мира в других странах. Особенно среди тех, кто сразу чувствуют кровь сердца великого поэта Средиземья, между строчек его волшебных, неповторимых и непревзойденных книг. Теперь, когда на мировые экраны вышла трилогия «Властелин Колец» режиссера Питера Джексона (волшебно снятая в Новой Зеландии), среди молодых и совсем юных поднялась новая, огромная волна интереса именно к роману «Властелин колец».

Последняя сказка, которую написал Толкиен в 1965, называется Кузнец из Большого Вуттона. В 1977 году публикуется окончательный, полный вариант Сильмариллиона, изданный уже сыном писателя – Кристофером Толкиеном. Как сказал биограф Толкиена Хамфри Карпентер – «Его настоящая биография – это «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион», ибо истинная правда о нем содержится в этих книгах».