Из всех названий городов Псковской области особенно интересным представляется имя Псков, которое связано, конечно, с названием реки (Пскова). Формы его имени в древних источниках разнообразны: Пьсков, Пъсков, Пськов, Пльсков, Плесков и т.п.; древнейшей из них является безусловно Пьсков, на что обращали внимание академики А.И.Соболевский, А.Г.Преображенский и др. Объяснение Плесков от «плескати» абсолютно исключено, так как название мест на -ов от глаголов не образуются. Форма Пльсков, Плесков относительно поздняя, но особенно широко она распространяется в XII-XIII веках, встречаясь как в русских, так и в немецких актах и других источниках. Ее образование объясняется возникновением так называемого эпентетического "л" после мягкого губного звука в имени Пьсков. Этот вставной звук имел сложную историю, появляясь в начальном слоге слова сравнительно редко и притом обычно в заимствованных словах. Так, он образовался в усвоенном из готского языка слове ІблюдоІ; упоминаемый в летописях XII века город Вьяхань позже обратился во Влехань, Влеханское городище. Такого рода примеры наводят на мысль о постепенном превращении Пьсков в Пльсков и далее в Плесков; последняя форма, впрочем, не удержалась в общем употреблении; и сейчас обычно говорят Псков (придерживаясь литературных норм), но в некоторых местах Псковщины еще не так давно можно было слышать: Пьсков, Пьсковской и Ськопськой.
В то же время река Пскова, по-видимому, никогда не меняла своего названия. Город Псков – один из древнейших в Озерном крае. Таким образом, вполне вероятно, что Псков как город возник на месте древнего дославянского поселения. Этим и объясняется то обстоятельство, что все этимологии и сближения со славянскими языковыми материалами были отвергнуты как несостоятельные. (Была и попытка объяснения из «песок», и сближение с «подобно звучащим» именем болгарского города Плиска и т.п. Часть таких попыток указана в словаре А.Г.Преображенского). Остается искать ответ на этот вопрос в «чудских» материалах.
…Начнем, однако, не с ливских данных, а с названия Пскова в финском (суоми) и эстонском языках; это финское Pihkava (pihka – «смола») и эстонское Pihkva (pihk – «липкая масса»). Весьма замечательно, что эстонское pihk, финское pihka соответствуют ливскому piisk – «смола».
Таким образом мы можем восстановить древнейший «чудской» вид названия Пьсков в форме *Piisk-va, причем, по-видимому, надо отнести его к реке Пскове, а не к селению или городу. Здесь формант –va есть прибалтийско-финский словообразовательный суффикс, имеющий даже, вероятно, общефинно-угорское происхождение. Заметим, что это почти единственное название города во всем Озерном крае, которое может претендовать на дославянскую древность.
Попов А.И. Следы времен минувших. Л., 1981. С. 69-72.
Первым местом для основания города Пскова, должно полагать, была избрана возвышенность при устье реки Псковы, впадающей в реку Великую, способная для устройства крепости и отражения нападений неприятельских, где был воздвигнут и первый деревянный храм во имя Святой Троицы 965-го года. Вероятно, в то же время, как основывался поселением город, построена и первоначальная деревянная крепость, довольно сильная по образу оружия и военного искусства того времени, а по гористому местоположению своему почти неприступная с 3-х сторон. Впоследствии, когда город увеличивался и распространялся заселением к югу, между реками Псковой и Великой, и когда для защиты от неприятельских нападений, оградили деревянными стенами с башнями; тогда первоначальную крепость для отличия стали именовать Детинцем, вероятно по примеру Софийского в Новгороде (не от того ли получила это название – Детинец – что во время осады в нем сберегали граждане своих детей, как в месте неприступном, и где сохраняли также свои сокровища и запасы?).
Годовиков И.Ф. Описание и изображение древностей Псковской губернии. Псков, 1880. Вып. 1. С.17-18.
Самый возвышенный из бугров — тот, на котором стоит ныне кафедральный Троицкий собор. Эта горка или бугор, находящийся при самом соединении рек Псковы и Великой, занимает главное место в истории Пскова. Ныне эта местность представляет возвышенность, имеющую непосредственное сообщение с городом, но гораздо ранее, при основании города, оно представляло возвышенность, трудную для подъема, а в весеннее время, в половодье, когда воды Великой и Псковы соединялись в южной его части, это был остров; часть этого острова по выходе из-под воды была влажна и не скоро высыхала, а еще южнее находилось болото, где ныне городская площадь с мясными рядами. Для осушения южной части полуострова перед бугром вырыт был канал, называвшийся в летописи «Гребля», соединявший реки Великую и Пскову, находящиеся здесь в близком одна от другой расстоянии. Греблей или Гроблей в настоящее время не существует. Местность здесь искусственно поднята и уже в половодье не затопляется.
Троицкий бугор представляется как бы естественной крепостью. Теперь он кажется наблюдателю ядром всех крепостных сооружений, господствующим над всею окружающею местностью; но если принять во внимание, что прежде бугор этот требовал искусственных сооружений для подъема на него и что в половодье, особенно в ледоход, он был совершенно недоступен, то нельзя не склониться к мысли некоторых местных исследователей, что первоначальной крепости или укрепленного пункта нужно искать не здесь, а в другом месте, что до укрепления, сделанного на полуострове на памяти истории, было укрепление доисторическое, построенное согласно существовавшим в то время средствам и обычаю, по которому у славян город или городище представлял насыпь, окруженную водою. Развивая эту мысль, указывают, что памятником этой первобытной крепости можно считать сохранившееся название одной части Пскова Городецким концом; в летописи Псковской два раза упоминается даже слово «городец». Это заставляет думать, что здесь, т.е. в этой части города, была и первоначальная крепость, устроенная по образцу постройки всех славянских крепостей из земляного вала. Можно с вероятностью полагать, что это укрепление было на месте, которое ныне называется Островком, в северовосточном углу Окольной стены, где была церковь (ныне, впрочем, не существующая) архистратига Михаила, общего патрона псковских пригородов или крепостей. В одном месте городец этот назван даже «Воронец». Правда, теперь здесь земляной насыпи не видно, но местность эта сильно была изменена устройством земляных сооружений по плану Петра Великого. Что бугор Троицкий не представлял первоначально удобств для занятия его под крепость — это свидетельствует тот исторический уже факт, что когда потребовалась постройка крепости по правилам существовавшей в то время фортификации из камня, то благоверный князь Довмант нашел удобным для сего занять место не на бугре, где Троицкий храм, а внизу его в южной части. В местности, ныне называемой консисторским или архиерейским двором, и была построена Довмантом крепость. Домантова крепость представляла неправильный четыреугольннк, длиною 40 саж. и шириною 30 саж. Это была первая историческая крепость. Впрочем, некоторые нз ученых предполагают существование ранее сего на бугре деревянной крепости. Едва ли однако можно согласиться с таким предположением постройки крепости. При ее доступности для неприятеля в половодье и осаднаго положения ее защитников, особенно во время ледохода, когда сообщение с городом делалось если не невозможным, то затруднительным, ближе к истине думать, что если бугор этот и был заселен, то не с целью сделать его укрепленным пунктом для всего города.
Достоверное известие о первой постройке на бугре относится ко временам историческим; эта постройка — церковь в честь св. Троицы, заложенная первым князем Пскова, Всеволодом, который, может быть, имел здесь и терем для себя. Заложенный князем храм приобрел особенное значение: в нем стали принимать новгородских владык, приезжавших в Псков на свой подъезд; он сделался патрональным, а местность по образцу новгородскому получила название Детинца. Таким образом Детинец и Домантова крепость были древнейшими историческими местами.
Крепостные стены Пскова в частях своих носили следующие названия: 1) Кром или Крем (Детинец и Довмантова стена); 2) Средний город; 3) Окольный или Большой город и 4) Запсковье.
Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. СПб, 1898. С. 9-11.