Рефетека.ру / Ботаника и сельское хоз-во

Реферат: Конфликты и агрессивное поведение сельскохозяйственных животных

Министерство образования РФ

Красноярский Государственный Аграрный Университет


Конфликты и агрессивное поведение сельскохозяйственных животных


Красноярск 2006

Содержание


Введение…………………………………………………………………..…

Поведение в конфликтных ситуациях, агрессивное поведение…………………………………..

Неадекватное поведение………..………………………....

Выводы………………………………………………………………….…..

Использованная литература…………………………………………..……

Введение

Человек проявлял интерес к поведению животных еще на самых ранних этапах своей истории. Уже первые охотники, без сомнения, внимательно изучали поведение своей добычи, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки на стенах пещер.

Наши познания обо всех явлениях поведения животных крайне скудны. И тем не менее мы уже начинаем понимать, что, с одной стороны, поведение большинства животных достаточно хорошо запрограммировано от рождения, а с другой стороны поведение взрослого индивидуума столь поразительно индивидуально.

Сложные процессы, происходившие в середине ХХ в. в науке и в обществе, привели к обособлению и даже к определенному противостоянию между этологией, зоопсихологией и физиологией. Фактически занимаясь изучением одних и тех же процессов, ученые всячески подчеркивали свое отрицательное отношение к методам другой науки. Следствием этого явилось и то, что одни и те же процессы и явления в разных науках часто обозначались совершенно разными терминами. Это еще более усиливало расхождение между направлениями науки о поведении в середине XX в., и они продолжали развиваться параллельно. К 80-м гг. ХХ столетия стремление к обособлению наук стало постепенно ослабевать. Ученые всех специальностей стали активно применять методы смежных наук. Данный процесс затронул и научные направления, связанные с поведением.

Этологи, кроме исследований в природе, стали использовать и экспериментальные методы, включающие обучение, изучение элементарной рассудочной деятельности, а также электрофизиологические и фармакологические методики. Зоопсихологи, в свою очередь, стали широко пользоваться физиологическими методиками и изучать поведение животных в природе. Физиологи, по мере совершенствования технологий, также вышли за пределы экспериментальных установок и приступили к изучению физиологических процессов у животных в "свободном поведении". Таким образом, круг замыкается, и фактически все направления изучения поведения животных в настоящее время сливаются в единую науку о поведении.


Поведение в конфликтных ситуациях агрессивное поведение


Конфликты возникают у животных между собой и с особями других видов, в том числе и с человеком. При исследовании сельскохозяйственных животных - с обслуживающим персоналом, при постановке эксперимента - с экспериментатором. У всех продуктивных и домашних животных по сравнению с дикими поведение смазано и менее выражено, но при этом данные животные более ярко и интересно реагируют на различные факторы антропогенной среды, за ними легче вести наблюдение.

Агрессивность, как форма поведения, подчиняется своим законам, весьма своеобразным, a порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого животного. Бытовое понятие агрессивности и термин не совпадают. В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. Агрессия же просто характеризуется яростью.

Внутривидовая агрессия. Особи одного вида неизбежно вступают в конфликт. Можно не поделить пищу или удобное для отдыха место. Живущие каждый на своей территории виды должны изгонять конкурентов. Неизбежны конфликты из-за самки, норы, еды и многих других причин.

Появление или приближение другой особи с неясными намерениями неизбежно вызывает настороженность, а это легкая форма страха. Если намерения не проясняются, зачастую ничего другого не остается, как либо убежать, либо напасть первым. То же происходит и с приближающимся животным. Вступая в конфликт, оба животных испытывают страх. И вместе с ним - приступ агрессивности. Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерастать в агрессию. Самые разнообразные опыты на животных показали, что это так. Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее. Агрессивнотрусливое состояние - самое опасное.

Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода.

В обычной жизни агрессивность животных ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов с животными и (или) людьми. Важно помнить, что, ограждая агрессивное животное от раздражителей, мы не снижаем его агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией.

Агрессия переадресуется. Накопленная агрессивность рано или поздно вырывается наружу, даже если никакого раздражителя для нее нет. Она просто переадресуется какому-нибудь замещающему объекту. Многие птицы клюют землю или листья, копытные бодают кусты, хищники, что-нибудь разрывают на части... Поэтому сельскохозяйственные животные, легко приходящие в ярость, например племенные быки, должны иметь возможность разрядиться, например, бодаться друг с другом через забор или бодать специальные игрушки, подвешенные на крепких цепях. Для служебных собак для той же цели служат тренировки с кусанием одетых в специальные защитные костюмы людей, для кур - яркие игрушки, которые нужно клевать.

Агрессия переадресуется и в том случае, если раздражитель вполне реален, но страшноват. Для сельскохозяйственных животных таким страшным объектом бывает человек (пастух с кнутом или скотник с лопатой). В этом случае переадресованная агрессия служит одновременно и демонстрацией противнику: «Смотри, что я могу с тобой сделать». Очень часто агрессия переадресуется живым объектам как чужого вида, так и своего, лишь бы они не могли дать сдачи. Переадресование агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании иерархии. У кур это еще называют порядком клевания.

Демонстрация вместо нападения. В своей изначальной форме агрессия предполагает нападение на объект, нанесение ему физического ущерба или даже убийство. В эволюции животных происходил процесс: агрессивное нападение сменялось демонстрацией угрозы - возможности нападения. Особенно при стычках особей одного и того же вида. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов - просто спасительно. Вот почему К. Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение - одно из замечательных созданий естественного отбора. Что по существу оно гуманно. Противника проще всего напугать, показав ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных.

У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих орудия нападения и защиты чаще всего расположены на челюстях, и они угрожают, раскрывая пасть. Такая форма угрозы удобна при межвидовых конфликтах, поскольку она всем понятна. Ровный ряд крупных, белых, блестящих зубов воздействует на подсознание не только хищных животных, но и человека.

Одна лишь раскрытая пасть не может передать все оттенки угрозы, поэтому у многих животных она сопровождается изменениями внешнего вида головы: расширяются или сужаются глаза, прижимаются уши, наморщивается нос, изгибаются губы, насупливаются брови, движется кожа на лбу и темени. Достигается это с помощью сокращения мимических мышц и мышц головы. Если на коже есть к тому же выросты или пучки перьев, шерсти, и все это раскрашено в несколько цветов, получается целый код сигналов о состоянии и намерениях животного, как истинных, так и мнимых.

Угроза пастью часто сопровождается звуками - рев млекопитающих. Песня самца птицы, какой бы красивой она ни казалась, тоже содержит угрозу другим самцам.

Позы «преувеличения». Некоторые животные растут в течение всей жизни. У таких видов встреча двух взрослых особей, одна из которых много больше другой, - обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Поэтому у рыб, земноводных, пресмыкающихся врожденная программа, гласящая «тот, кто больше тебя - сильнее тебя», соответствует действительности. Эта программа предварительной оценки силы противника есть и у млекопитающих и птиц, рост которых заканчивается в определенном возрасте, и поэтому разница в размерах взрослых особей не так велика.

Раз есть такая программа, значит, можно ее обмануть, преувеличив свои размеры. Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие - вздыбливая шерсть. Другой прием преувеличения размеров - выпрямить ноги, подтянуться, высоко поднять голову – всем хорошо знаком на собственном примере. Некоторые четвероногие животные при этом встают на задние ноги. Тот, кто оказался выше, получает психологическое превосходство над соперником.

Преувеличивая себя, жеребцы встают на дыбы, а если дело дойдет до драки, каждый старается уронить соперника. Преувеличить себя можно за счет поднимающегося гребня над головой. Этот прием есть у всех - от рыб до птиц. Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой точки в пространстве. Достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются.

Заставить подчиненных смотреть на тебя снизу вверх - простое и действенное средство дать им почувствовать свое превосходство. Цель – «унизить» противника. При агрессивной стычке животное, оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение, и дальнейшей борьбы может не быть - один уступает другому. Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее - унизить противника в самом прямом смысле этого слова: повалить или бросить на землю. Падение может сопровождаться физическим ущербом, но может быть и совершенно безболезненным. Все равно это - поражение, и проигравший уступает.

Позы подчинения, покорности и умиротворения. Проигравший прежде всего «складывает оружие» - шипы, хохлы, когти, зубы, рога - прячет их, чтобы не пугать победителя. Сам преуменьшает свои размеры - с той же целью. Маленький, согбенный, безоружный противник не страшен. Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность. Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх - унижают себя как можно сильнее, это все видели у собак.

Если проигрыш ясен заранее, животное может при встрече с более сильным противником сразу принять позу подчинения. В таком виде оно не страшно, и у противника не возникает агрессии. Если она, конечно, не накопилась в избытке.

Конфликтная ситуация возникает у животного при недостатке или отсутствии знакомой пищи, смене территории, смене группы и т.д.

Многие формы поведения в конфликтных ситуациях имеют генетический компонент, это результат действия естественного отбора, создавшего организм, поведение которого адаптивно в обычной для него среде.

Голосовые звуки, издаваемые птицами, подразделяют на два типа: крики и песни. Крики - это короткие, довольно простые сигналы, которые обычно издают особи обоего пола в любое время года и которые почти одинаковы у всех представителей вида. В отличие от этого песни имеют более сложный акустический рисунок. Чаще всего их «исполняют» самцы в период ухаживания, защиты территории или в обоих случаях. Они часто имеют сезонный характер и обнаруживают значительную индивидуальную изменчивость.

По-видимому, у представителей большинства птиц развитие пения обычно не требует специфических условий среды, так что преобладает влияние генетических факторов. Развитие вокального репертуара у домашних петухов относится к этому типу. Вокальный репертуар взрослой особи развивается нормально и тогда, когда птиц выращивают в полной изоляции от других особей того же вида. Даже лишение слуха мало влияет на пение.

Имитация при обучении песне. Многие птицы способны путем подражания обучиться большому числу различных песен. Эти птицы, в том числе некоторые попугаи, имитируют множество различных песен при содержании в неволе, но, по-видимому, редко делают это в природе.

Обучение выбору пищи. У многих видов очень важным аспектам развития поведения является выработка пищевых предпочтений. Многим животным приходится учиться тому, какая пища для них пригодна. Вкусовые особенности материнского молока позволяют молодым животным узнать, чем питается мать, и заставляют их предпочитать пищу того же типа. Кроме того, молодые обычно впервые принимают твердую пищу вблизи от взрослых животных и поэтому едят то же, что и они.

В серии экспериментов Хогена было изучено развитие распознавания пищи у цыплят. Хоген отмечает, что многие механизмы, которые ведут цыпленка к его цели, по-видимому, специально приспособлены к условиям, с которыми сталкивается только что вылупившийся цыпленок, и эти механизмы часто совершенно не согласуются с некоторыми законами традиционной теории научения (критический, или чувствительный, период; ассоциация с длительной отсрочкой и подкрепление реакций клевания без сопутствующего различения предметов, на которые оно направлено) - все эти моменты играют роль в развитии узнавания пищи.

Индивидуальное узнавание сородичей. Разные виды птиц различаются в отношении распознавания других особей. Молодые стайные птицы, такие, как цыплята и утята, способны хорошо узнавать своих матерей и следовать за ними. Индивидуальное узнавание сородичей у взрослых стайных птиц очень важно в связи с созданием иерархии доминирования. У кур наиболее вероятной основой индивидуального узнавания служит гребень в сочетании с клювом или сережками.

В этологии термин «агрессивность» означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно, нейтрален. Агрессия часто проявляется в нападении, но нападение без злобы этологи не называют агрессией.

Межвидовая агрессия. В природе одни виды неизбежно нападают на другие. Но не всякое нападение можно назвать агрессией. Когда волк ловит зайца - это не агрессия, а охота. Ведь хищники не испытывают к жертве ни неприязни, ни страха, ни гнева, ни ненависти. Агрессивное же поведение вызывается этими эмоциями. Животное ведет себя по отношению к животному другого вида агрессивно потому, что оно его чем-то раздражает - либо угрожает ему самому (а также его территории, детенышам), либо просто незнакомо, подозрительно выглядит. Объект агрессии может быть крупнее субъекта, а может и меньше. Вспышку агрессивности может вызвать и загородившая дорогу корова, и вьющаяся вокруг муха.

Коллективная агрессия. Многие виды животных образуют организованные сообщества, для которых характерны сложные системы коммуникации, тенденция особей держаться вместе, постоянство состава и недопущение посторонних особей своего вида. Общественный образ жизни можно изучать либо пытаясь понять структуру сообщества в целом, либо исследуя отдельные взаимодействия, из которых слагается жизнь сообщества. Многие сообщества организованы по принципу иерархии с доминированием.

Борьба за территорию - очень важная функция самцов. Без хорошей территории стадо не может существовать, процветание его зависит от ее размеров и качества. Ее нужно все время пытаться расширить за счет территорий соседних групп. Поэтому территориальные стычки между группами неизбежны.

Мстительность. Реакция стада на похищение из его рядов одного из членов хищником у разных видов своя. Многие травоядные млекопитающие и многие виды птиц относятся к этому как к чему-то неизбежному и незначительному: отбежали, тут же успокоились и продолжают прежнюю жизнь. В момент нападения на стадо хищник тоже может быть атакован, но, схватив жертву, он больше ничем не рискует. Другие виды делают короткую попытку отбить собрата. Но стоит хищнику немного отбежать или отлететь, как стадо прекращает его преследовать. А есть виды которые могут часами гнаться за хищником и донимать его (галки, вороны). Потребность отомстить оказывается очень сильной и мобилизует коллективное поведение. Человека, убившего ворону, все вороны округи всегда провожают карканьем и долго летят за ним.

У врожденных программ построения группы наверху есть вакантное место. Пирамида, венчаемая несколькими особями, а не одним, воспринимается как незавершенная: над иерархами мыслим еще один уровень, место для сверхиерарха. В мире животных возможность существования сверхиерарха не реализована. Он есть только в стае собак - ездовых, пастушьих или охотничьих: это их хозяин. Право человека стоять над собственными вожаками для собак самоочевидно: хозяин им не ровня, он «божество». Если хозяин удосуживается управлять стаей собак - очень хорошо. Но если ему недосуг - стая управляется собственными иерархами, но преданность хозяину от этого не убывает. Примеры сверхиерархов: бездомная собака всегда чувствует себя ниже собаки, идущей с хозяином; выросший с большой собакой кот использует ее для внушения почтения котам, которые собак боятся; бык или буйвол, позволивший пастушонку вскарабкаться себе на спину, уверенно ведет за собой стадо.

Антагонизм - непримиримое противоречие. Физиологи обнаружили, что в некоторых ситуациях у животного могут возникнуть двенесовместимых друг с другом тенденции, например: первая - напасть на противника, вторая - бежать от него. Эти вступающие между собой в конфликт импульсы порождают напряженность, могущую выразиться в поведении, которое кажется совершенно несоответствующим данной ситуации. Такое поведение называется компенсаторной деятельностью. Иногда совершенно ясно, что животное колеблется между желанием бежать от человека и подойти поближе из любопытства или для того, чтобы прогнать. Если эти противоположные импульсы равной силы, так что подавлют друг друга, животное не двигалется вперед и не отступалет, а замиралет на месте. Но очень часто животные проявляли такие типы поведения, которые, казалось, никак не соответствовали данной ситуации и были совершенно неуместны: одни начинали быстро и энергично есть, другие принимались яростно чесаться. Оба вида поведения, несомненно, были эмоциональной разрядкой, уменьшавшей в животном чувство напряженности.

Исследование этого явления открывает науке целый мир скрытых противовесов, или антагонистов, всем формам биологической активности организма. Всякое действие имеет то или иное невидимое антидействие.


Неадекватное поведение


Независимо от отсутствовавшей общей теории, сам феномен неадекватных рефлексов уже давно эмпирически известен физиологии высшей нервной деятельности: обширный круг разнообразнейших двигательных и вегетативных реакций, нередко определяемых как патологические (невротические). Их охватывает лишь то, что такие реакции не являются биологически адекватными и рациональными ответами на раздражитель: при трудных встречах тормозного и возбудительного процессов подопытные собаки дают в некоторые моменты биологически не оправданные реакции почесывания, отряхивания, облизывания, обнюхивания, переступания, лая, воя, вырывания из лямок, поднимания ног, одышки, зевания, чихания и т.п

Наблюдения множества авторов, наблюдавших у животных неадекватные реакции при «трудных» состояниях нервной системы, представляют большую ценность. Это относится и к работам по этологии, где то же явление описывается под именем «смещенных движений». В частности, этот термин введен Н. Тинбергеном примерно в том же смысле, что и термин «компенсаторное поведение», но применительно лишь к явно врожденным актам. Так, в конфликтной ситуации белый гусь осуществляет движения купания даже на земле, серый гусь в этих ситуациях отряхивается, петухи выполняют клевательные движения, другие виды «засыпают» в середине боя. У многих видов такие смещенные действия проявляются с момента рождения, они могут быть наперед предсказаны и появляться независимо от индивидуального опыта, следовательно, могут считаться наследственными. Напротив, ничего не объясняет в физиологической природе отклонений типичного поведения идея, что они служат средством «разрядки» мозга, устраняющей чрезмерное возбуждение, выдвинутая сначала советским физиологом А. А. Крауклисом и английским физиологом Дилиусом.

Другой тип имеющихся наблюдений связан с изучением физиологами и зоологами естественного, т.е. не лабораторно обусловленного, поведения животных. Так, например, в результате таких наблюдений констатируется одновременное действие двух безусловных центров, двух инстинктов - пищевого и оборонительного (явление, широко распространенное в природе, но в работе по условным рефлексам оно не обнаружено). Однако, судя по приведенным наблюдениям, именно слово «одновременный» тут неточно: речь идет о последовательной актуализации двух необходимых деятельностей, по всей видимости, как раз оказывающихся между собой в отношении кратковременного антагонизма.

Отклонения от типичного поведения в мимолетной форме налицо при любых задачах на дифференцирование, при формировании у животного нового действия и в ряде других ситуаций. Если подойти к этим проблемам с точки зрения эволюции позвоночных, особенно высших животных, уверенно можно констатировать повышение богатства «компенсаторных» (т.е. неадекватных) реакций. Сначала надо отметить, что и на всем пути эволюции высших животных неадекватные рефлексы в отдельных случаях выполняли существенную адаптивную роль, хотя и побочную для их физиологической природы. Вот пример из сферы искусственного отбора: «стойка» у известных пород собак генетически была типичной усеченной реакцией, прерванным броском на дичь, но древний охотник отобрал и наследственно закрепил это очень удобное ему полудвижение. Естественный отбор в огромных масштабах проделывал эту работу, а именно когда жизнь подкрепляла какую-либо неадекватную реакцию, точно так, как это делается в опытах. В частности, можно допустить, что именно за счет сопутствующих трудным нервным ситуациям иррациональных движений ушей, конечностей и других органов формировалась и обогащалась жизненно важная ориентировочно-обследовательская деятельность животных.

Другая важная группа подкрепленных неадекватных реакций, т.е. приобретавших адаптивное биологическое значение, - сигнализационная деятельность животных. Неадекватные рефлексы вызывали подражание, что способствовало развитию специфических звуковых контактов внутри стада, внутри популяции и вида. Но очевидно, только человек искусственным отбором в древности превратил это в изумительную взаимосвязь сети петушиного крика и собачьего лая на обширных пространствах. Во всех этих случаях наследственного закрепления у того или иного вида животных неадекватного рефлекса, рефлекс сам становился адекватным, положительным, «произвольным» действием.

Классифицировать неадекватные реакции, наблюдаемые у животных, при трудных встречах нервных процессов, можно на следующие категории:

1) отрицательные реакции - движение «от» вместо движения «к», например отбегание от кормушки вместо подбегания, отворачивание, отталкивание, специфические как бы оборонительные реакции вроде раскрытия пасти (зевания), криков и т.п.;

2) реакции на окружающую обстановку - разрушительные и ориентировочные действия, например ковыряние стен или пола, расчленение предметов, манипулирование ими и др.;

3) реакция «на себя» - почесывание, облизывание, обнюхивание, рассматривание себя и т.п.

Все указанные варианты неадекватных реакций наблюдаются и в сочетаниях между собой или вытесняя и заменяя друг друга. Никакой обязательной последовательности между ними нет.

Например, зевание весьма широко сопутствует парадоксальным состояниям и функционально расположено близко к засыпанию. Кстати, зевание принадлежит к таким функциям, которые не имеют иного, т.е. биологически противоположного, утилитарного назначения: предложено несколько толкований физиологической пользы акта зевания, но ни одно не убедительно. Остается полагать, что этот акт у подопытных высших животных и у людей является атавизмом какой-то эволюционно древней, некогда полезной функции, извлеченным из наследственного депо для выполнения обязанностей глубоко тормозимого центра.

Опытами показано, что пищевым подкреплением зевоты у кошек невозможно превратить ее в условный пищевой раздражитель, т.е. в действие, ведущее к получению пищи; само зевание оказалось фактором, подавлявшим, тормозившим движение животного к кормушке, а может быть, и вообще, двигательную активность. Сходную картину представляет виляние хвостом у собаки, биологически бесполезное, неподдающееся превращению в условный раздражитель посредством пищевого подкрепления.

А на другом полюсе в перечне неадекватных реакций выделяют узкоспециальные, причудливые, уродливые и противоестественные: несуразные взмахивания лапами, закидывание их за шею, на морду и т.д. Дрессировщики подчас очень удачно подмечают и затем закрепляют в зрелищных целях такие движения.

Отклонения от типичного поведения бывают во время болезни, например, поза сидячей собаки и лошади, при нормальных условиях лошадь никогда не занимает такую позу. Отклонения в поведении могут служить важными диагностическими признаками заболеваний животных.

Выводы


Человек, работающий с животными должен знать позы агрессии и нападения, равно как позы подчинения, покорности и умиротворения тех видов животных, с которыми он работает. Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее. Агрессивнотрусливое состояние - самое опасное.

Конфликты возникают у животных между собой и с особями других видов, в том числе и с человеком. При исследовании сельскохозяйственных животных - с обслуживающим персоналом, при постановке эксперимента - с экспериментатором. У всех продуктивных и домашних животных по сравнению с дикими поведение смазано и менее выражено, но при этом данные животные более ярко и интересно реагируют на различные факторы антропогенной среды.

Заставить животных смотреть на человека снизу вверх - простое и действенное средство дать им почувствовать свое превосходство. По иерархической лестнице человек, обслуживающий животных, должен стоять выше их, занимать место сверхиерарха. Это гарантирует выполнение приказов (например, чтобы повернуть пасущееся стадо) и безопасность при работе с животными.

В обычной жизни агрессивность животных ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов с животными и (или) людьми. Важно помнить, что, ограждая агрессивное животное от раздражителей, мы не снижаем его агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией. Агрессивность имеет свойство переадресовываться на низших по иерархии животных и на неживые обьекты, которые необходимо предоставлять животным (игрушки).

Многие формы поведения в конфликтных ситуациях имеют генетический компонент, это результат действия естественного отбора. У многих видов смещенные действия проявляются с момента рождения, они могут быть предсказаны наперед, и появляться независимо от индивидуального опыта.

Отклонения от типичного поведения бывают во время болезни и могут служить важными диагностическими признаками заболеваний животных.

Использованная литература

1. Ветеринария. Большой энциклопедический словарь./ гл. ред. В.П. Шишков. - М.: НИ Большая Российская энциклопедия, 1998.

2. Голиков А.Н. Адаптация сельскохозяйственных животных. - М.: Агропромиздат, 1985.

3. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы - СПб.: Литература, 1992.

4. Поршнев. Б. Депо неадекватных рефлексов. // Проблемы этологии №2 - 2005

Похожие работы:

  1. •  ... работы с подростками агрессивного поведения
  2. • Особенности агрессивного поведения подростков
  3. •  ... по коррекции агрессивного поведения у подростков
  4. • Агрессивное поведение младших школьников
  5. • Психологические особенности агрессивного поведения ...
  6. • Биологические основы Агрессивного поведения человека
  7. •  ... средство коррекции агрессивного поведения у детей ...
  8. • Психологические особенности подростковой ...
  9. • Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста
  10. • Особенности человеческой агресии
  11. • Особенности агрессивного поведения подростков
  12. • Проблемы социально-психологического статуса и ...
  13. • Коррекция агрессивного поведения осужденных при длительных ...
  14. • Эмпирическое исследование связи агрессивного ...
  15. • Гендерные особенности проявлений агрессивности ...
  16. • Агрессия
  17. • Влияние агрессивных видов спорта на личность ...
  18. • Проблема агрессивного поведения у мальчиков из полных ...
  19. • Агрессивное поведение детей и подростков
Рефетека ру refoteka@gmail.com