Содержание
1. Великая Хартия Вольностей 1215 г.: основные положения и историческое значение
2. Образование английского парламента
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы контрольной работы определяется историческим значением Великой хартии вольностей 1215 года. Так, Великая хартия вольностей (Magha Charta) - важный правовой памятник конституционной истории Англии, который признается одним из основополагающих законов Великобритании.
Цель работы - рассмотреть Великую хартию вольностей как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма.
Хартия представляет большой интерес и как историко-правовой документ. Она отражает борьбу социальных группировок средневековой Англии в начале XIII века. Хартия формулирует ряд важнейших юридических принципов судебно - административной системы английского феодального государства. С течением времени особое значение (хотя с иным смыслом) приобретали ст.12 - о взыскании налогов, ст.39 - о презумпции невиновности и другие.
Полный текст Великой хартии насчитывает 63 статьи, расположенные без определенной системы. Однако все статьи можно разделить на три основные группы:
1. Статьи, касающиеся материальных интересов различных социальных групп населения (ст.1,2,9,13,15,18).2. Статьи, реформирующие государственный механизм английского королевства, так называемые "конституционные" статьи (ст.12, 14,61).3. Статьи, устанавливающие принципы деятельности судебно-административного аппарата (ст.17, 20, 21,39,40).
Великая хартия вольностей была подтверждена королем Генрихом III в 1225г. и, окончательно, Эдуардом I в 1927г. Вместе с тем содержание Великой хартии уже в XIII в. подвергалось существенным изменениям. Прежде всего, была исключена статья 61, ставившая короля под надзор баронской олигархии.
1. Великая Хартия Вольностей 1215 г.: основные положения и историческое значение
Реформы Генриха II и упорядоченная ими система управления и правосудия достаточно быстро укоренились в Англии. Однако при нем и особенно при его преемниках, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайние проявления монархической власти, усиливаются административный и финансовый произвол королевских чиновников, происходит ущемление прав церкви. Столкновение короля с римским папой по поводу назначения кандидата на пост архиепископа Кентерберийского привело к наложению на Англию интердикта (запрещения совершать все богослужения и церковные обряды).
Действия администрации короля Иоанна Безземельного были восприняты как выход за установленные обычаем и хартиями королей пределы вмешательства власти в "права и вольности" подданных, требующие восстановления и защиты. Движение за ограничение произвола королевской администрации возглавляли, при участии церкви, непосредственные вассалы короны - бароны, к которым присоединились рыцарство и масса фригольдеров, недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских чиновников. Широкая оппозиция свободных сословий королю была особенностью политического конфликта 1213-1215гг. и сопровождалась принятием документа, который приобрел большое историческое значение - Великой хартии вольностей 1215 г. Этот документ считается в Англии первым конституционным актом. 1
Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. Так, ст.2 Хартии ставила определение суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун по ст.4 должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст.44, 47, 48).
Интересы рыцарства в наиболее общем виде были выражены в ст.16 и 60, где говорилось о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами. Хартия учитывала и интересы нового, быстро растущего свободного сословия - горожан, включая торговую прослойку (купцов). Статья 13 подтверждала за городами древние вольности и обычаи, ст.41 разрешала всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Статья 35 устанавливала единство мер и весов, важное для развития торговли1.
Учитывая роль церкви в этом конфликте, король был вынужден в первой же статье Хартии подтвердить ее исконные свободы и привилегии. Особое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст.18 - 20, 38-40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах2.
Так, по ст.38 чиновникам нельзя было привлекать кого-либо к ответственности только по устному заявлению и без свидетелей, заслуживающих доверия. В ст.45 король обещал не назначать на должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольно исполнять. Хартия также запрещала в ст.40 взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины. Определенные споры вызывало содержание ст.21 о суде равных для графов и баронов и ст.34 о запрете применения одного из видов королевских приказов, однако считается, что они также имели "восстановительный характер" и не являются отходом от сложившихся к тому времени принципов правосудия.
Особую известность получила ст.39 Хартии. Она гласила: "Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны"1. Таким образом, она запрещала арест-, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или "обездоливание каким-либо образом" свободных людей иначе, как по законному приговору равных или по закону страны. В XIV в. ст.39 Хартии неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом как гарантирующая неприкосновенность личности всех свободных.
В Хартии сделана попытка установить определенные политические механизмы, гарантии, которые могли бы воспрепятствовать ее нарушению в дальнейшем и возвращению к прежней политике королевской администрации. Иногда эти гарантии именуются "конституционными статьями" Хартии. В ст.61 предусматривается учреждение комитета из 25 баронов с определенными контрольными функциями 'в отношении короля. С учетом ссылок на необходимость действий баронов совместно с "общиной всей земли" можно сказать, что эта статья санкционировала как идею, так и осуществленную попытку сопротивления центральной власти, посягнувшей на права и свободы подданных. Произвольное и бесконтрольное взимание королем "щитовых денег" и иных сборов привело к регламентации процедуры взимания денежных поборов, установленной в ст.12 и 14. В них предусматривалось создание "общего совета" королевства, с согласия которого могли взиматься "щитовые деньги" и феодальное вспомоществование, предусмотренное вассально-ленным обычаем. Соответственно определялся и состав этого "общего" совета, состоявшего пока только из непосредственных вассалов короля (ст.14). Характерно, что этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального вспомоществования с Лондона. Остальные виды налогов и сборов, в том числе наиболее тяжелый побор с городов - талью, король мог по-прежнему взимать единолично1.
Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала необратимость процесса усиления королевской власти в Англии и ее нежелание искать политические компромиссы. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, помирившись с папой, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 гг.), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе ст.12, 14 и 61.
Из политических институтов, предусмотренных Хартией, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался "парламентом". Однако такой "парламент" пока не мог считаться сословным представительным учреждением.
Однако в историю Великая хартия вольностей вошла как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных функциях Совета королевства подготовили правовую базу для английского парламента. Однако наибольшую известность приобрели статьи, гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.
2. Образование английского парламента
Несмотря на возникновение в Англии объективных предпосылок консолидации свободных сословий и перехода к новой форме феодального государства - монархии с сословным представительством, укрепившаяся королевская власть не только не проявляла готовности привлекать представителей сословий к решению вопросов государственной жизни, но и постоянно нарушала, по их мнению, границы своих королевских прерогатив. В 1258 г. на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Последовавшие затем в 1259г. Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. Требования баронов были расценены как попытка установления баронской олигархии1.
В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников. Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в 1263 г. гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264г. де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения - парламента (1265 г). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов1.
В конце XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 г. был созван "образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его, а также взаимоотношения с монархом определили особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430г. установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.
Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешенности налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важных полномочия: право законодательной инициативы и участия совместно с королем в издании законов, право решать вопросы о сборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять определенный контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа1.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название биллей. Так оформилось понятие закона (статута) как акта парламента, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин2.
В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 г. провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 и 1371 гг. распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.
Стремясь оказывать большее влияние на государственное управление, которое являлось бесспорной прерогативой короны, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билль об опале".
Английский парламент, в отличие от французских и германских сословных ассамблей, был единственным общенациональным органом, не имевшим региональных аналогов. Его полномочия и регулярная деятельность, превращение его в постоянный элемент системы управления способствовали не ослаблению, а укреплению прерогатив и легитимных основ королевской власти. Не случайно сложившаяся конституционная доктрина рассматривала корону как составную часть парламента (король и две палаты). На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.
Заключение
Таким образом, Великая хартия вольностей 1215года - важный первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Большинство статей регулировали сеньориальные права короля и вассальные обязанности баронов. Хартия фиксировала опеку короля над его несовершеннолетними вассалами. Регламентировался порядок ленной опеки: опекун должен был сохранять владение и получать с него доходы.
Определялась подсудность баронов: они выходили из-под юрисдикции королевских судов, их могли судить только равные им по званию - пэры. Споры о землевладении подлежали рассмотрению сеньориальных судебных курий. Король обещал соблюдать свободу церковных выборов. Вассальные отношения между баронами и рыцарями регулировались по аналогии с обязательствами баронов по отношению к королю.
По существу документ сводился к закреплению привилегий участников оппозиции - баронов, церкви, рыцарей, городского патрициата. Вместе с тем Хартия содержит статьи, провозглашавшие политическое ограничение королевской власти и защиту прав свободных граждан, позволяющие характеризовать этот документ как первый в конституционной истории Англии.
Огромное значение для английской правовой системы имели статьи, гарантировавшие защиту от административного и судебного произвола. Правосудие отделялось от личности короля: общие тяжбы рассматривались судом в Вестминстере. Впредь королевские чиновники не могли привлекать лицо к судебной ответственности только на основании устного заявления и без свидетелей.
Великая хартия вольностей не была реализована а практике в полной мере. Однако в историю она вошла как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных функциях Совета королевства подготовили правовую базу для английского парламента. Однако наибольшую известность приобрели статьи, гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.
Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно - представительного учреждения - Парламента (в январе 1265 года). Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его, а также взаимоотношения с монархом определили особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. Первоначально функции парламента сводились к определению размеров налогов и к подаче петиций на имя короля.
Однако, постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важных полномочия:
1) право законодательной инициативы и участия совместно с королем в издании законов,
2) право решать вопросы о сборах с населения в пользу королевской казны и 3) право осуществлять определенный контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Практика взаимоотношений королевской власти и парламента рождала конвенциональные нормы или соглашения конституционного характера. Именно они послужили теоретическим обоснованием для последующего ограничения королевской власти в годы Английской революции.
Таким образом, принятие Великой хартии вольностей и формирование английского парламента являются важными этапами в развитии английского государства и права.
Список использованных источников и литературы
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: НОРМА, 2004. - 736 с.
История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр "МарТ", 2009. - 348 с.
История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2006. - Ч.1. - 717 с.
История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. К.И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 496 с.
История средних веков: учебник для студентов вузов: в 2 т. / под ред. С.П. Карпова. - 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, Высшая школа, 2003. - Т.1. - 640 с.
Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней / Р. Камерон; пер. с англ. Е.Н. Шевцовой. - М.: РОССПЭН, 2001. - 544 с.
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. - 464 с.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. / О.А. Омельченко. - 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье, 2001. - Т.1. - 523 с.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред.К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2005. - Т.2. - 520 с.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: учебник / З.М. Черниловский. - М.: Проспект, 2002. - 591 с.
1 История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1. – С. 385.
1 Из Великой хартии вольностей (Magna Charta)//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2005. – Т.1. – с.373
2 История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009. – С. 48.
1 Из Великой хартии вольностей (Magna Charta)//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2005. – Т.1. – с.372
1 История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1. – С. 387
1 История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009. – С. 49-50.
1 История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1. – С. 391.
1 История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009. – С. 51.
2 История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1. – С. 392-393.