Оглавление:
Введение………………………………………………………………...................2
Основная часть:
Глава 1. Понятие бюджетного процесса на местном уровне:
Понятие бюджетного процесса на местном уровне……………………...4
Принципы бюджетного процесса на местном уровне…………………………………………………..........................................5
Глава 2. Стадии бюджетного процесса на местном уровне:
2.1. Составление проекта бюджета………………………………………………9
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета субъекта Российской Федерации……………………………………..................................................11
2.3. Исполнение бюджета на местном уровне…………………………..……..13
2.4. Заключение бюджета на местном уровне………………………………....15
Заключение…………………………………………………………...…………..17
Список использованной литературы…………………………………..….........18
Введение
Актуальность темы исследования.
По своему государственному устройству Россия является федеративным
государством.
Это означает, что каждый субъект Российской Федерации должен обладать финансовыми ресурсами, достаточными для обеспечения своей деятельности и осуществления функций, возложенных на данный субъект в соответствии с федеративным устройством государства. При этом сама финансовая система государства должна быть основана на принципе федерализма, в соответствии с чем каждый субъект Российской Федерации имеет право на собственные финансовые ресурсы.
Главное место в системе этих ресурсов занимает бюджет субъекта Российской Федерации.
Являясь наиболее крупным и универсальным денежным фондом в системе денежных фондов, создаваемых на уровне субъекта Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации выступает основным источником финансирования деятельности этого субъекта. Соответственно этому бюджетная деятельность субъекта Российской Федерации, которая представляет собой деятельность по формированию, распределению и организации использования бюджета, представляет собой одно из основных направлений деятельности органов государственной власти данного субъекта.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении бюджетного процесса на местном уровне.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие бюджетного процесса на местном уровне;
рассмотреть принципы бюджетного процесса на местном уровне;
рассмотреть стадии бюджетного процесса на местном уровне.
Объект исследования – бюджетный процесс на местном уровне.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением бюджетного процесса на местном уровне.
Глава 1. Понятие бюджетного процесса на местном уровне
1.1. Понятие бюджетного процесса на местном уровне
Бюджетный процесс на местном уровне – это регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета1.
Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс» применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях. В первом значении им обозначают разновидность бюджетной деятельности. Именно в этом значении раскрыто понятие бюджетного процесса в приведенном выше определении. Во втором значении под бюджетным процессом понимают институт бюджетного права (как раздела финансового права), регулирующего данный вид бюджетной деятельности.
Объектом бюджетного процесса выступает бюджет как разновидность финансово-планового акта, при понимании бюджета в его правовом значении. В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой роспись доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации выступает закон субъекта Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполнении правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъекта Российской Федерации.
Так, составление бюджета в практическом плане означает разработку проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и утверждение бюджета выражается в форме принятия этого закона; исполнение бюджета есть исполнение закона о бюджете.
Бюджетный процесс на местном уровне осуществляется на определенных принципах. К числу этих принципов можно отнести следующие.
1. Принцип ежегодности бюджета. Этот принцип означает, что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждается ежегодно (желательно, до начала планируемого года). Все стадии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же последовательности и периодичности как они проходили в прошлом, так же они будут осуществляться и в будущем1.
2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса. Этот принцип означает:
а) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации;
б) обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.
Так, разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета – только законодательным (представительным) органом этого субъекта, исполнение бюджета – вновь возлагается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполнении бюджета – находится в исключительной компетенции законодательного органа.
В таком разграничении проявляется и конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную.
4. Принцип верховенства законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации на такой стадии бюджетного процесса, как утверждение бюджета, и наличие у этих органов права на осуществление контроля за исполнением бюджета.
История вопроса о том, кто имеет право на утверждение бюджета – исполнительный или представительный орган – это вопрос развития парламентаризма в государственности и становления демократии в обществе1.
Он проходит через всю историю развития государственности, где исполнительные органы шаг за шагом уступали свои позиции представительным органам. Нет сомнения в том, что полномочие по они будут тном уровне:естном уровнем уровне:утверждению бюджета относится к числу наиболее важнейших (как в политическом, так и экономическом смыслах) полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти. И в конечном счете полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти по утверждению бюджета переросло в исключительное полномочие данного органа.
В некоторых странах к данному принципу примыкает принцип контроля законодательных (представительных) органов государственной власти за осуществлением государственных займов и эмиссией государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственного долга.
5. Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.
Нет, пожалуй, ни одного другого правового акта, какой бы важной теме
он не был посвящен, какой бы сферы он не касался, как закон о бюджете, где все процедуры его разработки, рассмотрения, принятия и исполнения столь тщательно и подробно прописаны в законе, уложены в определенные временные рамки и сроки, с определением всех прав и обязанностей участников бюджетного процесса1.
6. Принцип достоверности бюджета. Это проявляется в детализированной проработке бюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта об утверждении бюджета с фактическим положением дел и объективной экономической ситуацией, в стремлении осуществить подготовку проекта бюджета на научной основе, иметь реалистичные расчеты доходов и расходов бюджета. Естественно, что реальное исполнение бюджета (как финансового плана) по итогам финансового года всегда отличается от той модели, применительно к которой данный бюджет был утвержден до начала данного финансового года. В жизни редко получается так, как это было задумано, и развитие экономической ситуации, тем более в условиях рыночной экономики, трудно предвидеть с полной достоверностью. Тем не менее, стремление получить как можно более достоверный бюджет, максимально сближенный с экономическими и социальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства, так и общества.
7. К принципу достоверности бюджета примыкает принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.
Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме в строгом соответствии с установлениями налогового и бюджетного законодательства.
8. Принцип специализации бюджетных показателей. В основе этого принципа лежит тот факт, что составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, обеспечивающей единство отображения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не только обеспечить полноту, обоснованность и научную достоверность бюджетных показателей, но и сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы. В свою очередь это дает возможность выявить слабые места в этой системы и направить бюджетное планирование на выравнивание уровня бюджетных показателей всех субъектов Российской Федерации1.
Глава 2. Стадии бюджетного процесса на местном уровне
2.1. Составление проекта бюджета
Стадия составления проекта – это первая стадия бюджетного процесса.
Стадия составления проекта бюджета охватывает собой разработку исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на предстоящий финансовый год по тем показателям, которые установлены бюджетным законодательством.
Составлению проекта бюджета субъекта Российской Федерации предшествует разработка прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в целом, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых исполнительные органы государственной власти этого субъекта осуществляют разработку проекта бюджета субъекта Российской Федерации.
Проекты бюджета субъекта Российской Федерации составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации и законодательством данного субъекта1.
Составление проекта бюджета субъекта Российской Федерации – исключительная прерогатива соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Какие именно органы будут осуществлять разработку проекта бюджета, определяют сами субъекты Российской Федерации. Например, Бюджетный кодекс Алтайского края устанавливает, что составление проекта краевого бюджета – исключительная прерогатива Администрации края. Закон Мурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области» предусматривает, что непосредственное составление проекта областного бюджета осуществляет департамент финансов Мурманской области, а Правительство этой области «устанавливает порядок работы над документами и материалами, представляемыми в Мурманскую областную Думу одновременно с проектом областного бюджета» (п. 3 ст. 4 Закона)1.
В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации финансовые органы субъекта Российской Федерации имеют право получать необходимые сведения от федеральных финансовых органов, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета субъекта Российской Федерации
В отличие от стадии составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, которая довольно подробно регламентируется непосредственно Бюджетным кодексом Российской Федерации, правовое регулирование стадии рассмотрения и утверждения делегировано этим Кодексом самим субъектам Российской Федерации. По данному поводу Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что порядок рассмотрения проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации и его утверждения определяется законом субъекта Российской Федерации2.
Анализ бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что имеются значительные различия и наблюдается разнообразие подходов при регламентировании процессов рассмотрения и утверждения бюджетов в различных субъектах Российской Федерации.
Тем не менее, можно сделать вывод, что данная стадия состоит из следующих этапов:
1) внесения проекта бюджета на рассмотрение в законодательный орган субъекта Российской Федерации;
2) подготовки к рассмотрению проекта бюджета;
3) рассмотрения проекта бюджета, которое осуществляется обычно в трех чтениях;
4) согласительных процедур, которые могут иметь место по результатам рассмотрения проекта бюджета в первом и втором чтениях.
Внесение проекта бюджета на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации обычно осуществляется главой исполнительного органа государственной власти данного субъекта. Например, в соответствии с Законом Мурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области» внесение проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Мурманской областной думы осуществляет
губернатор области.
Подготовка к рассмотрению проекта бюджета в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации заключается в рассмотрении этого проекта в комитетах данного законодательного органа, а также другими субъектами права законодательной инициативы, т. е. в первую очередь депутатами законодательного органа.
Законодательные органы субъектов Российской Федерации рассматривают проект закона о бюджете, как правило, в трех чтениях.
Утверждение бюджета заключается в принятии закона о бюджете.
Бюджетное законодательство всех субъектов Российской Федерации уделяет внимание проблеме непринятия закона о бюджете либо невступления его в силу с начала финансового года. Это объясняется тем, что данные ситуации достаточно типичны1.
2.3. Исполнение бюджета на местном уровне
Исполнить бюджет – значит своевременно получить все запланированные по бюджету доходы и вовремя произвести все запланированные по бюджету расходы.
В юридическом смысле исполнение бюджета сводится к исполнению закона о бюджете. Исполнение бюджета возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Бюджетное законодательство субъектов Российской Федерации обычно конкретизирует этот орган1.
Совершенно очевидно, что в исполнении бюджета важная роль принадлежит таким лицам, как главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств.
В основе исполнения бюджета лежит так называемое «кассовое исполнение бюджета». Кассовое исполнение бюджета – это организация и осуществление в процессе исполнения бюджета приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение их учета и отчетности по операциям с ними. Различают казначейскую, банковскую и смешанную системы кассового исполнения бюджета.
При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возлагается на специальные финансовые органы государства – казначейства, при банковской – на банки, при смешанной – на казначейства и банки.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Казначейское исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в виде их кассового обслуживания осуществляется органами Федерального казначейства на безвозмездной основе в соответствии соглашениями, заключенными между субъектами Российской Федерации и Федеральным казначейством.
Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципа единства кассы.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования его дефицита и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.
Организационно-правовым актом, лежащим в основе исполнения бюджета, является документ, именуемый «бюджетная роспись». Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи1.
Различают исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Исполнение бюджет по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат плательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах данного бюджета. Исполнение бюджета по расходам производится в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета. При этом само исполнение осуществляется с соблюдением двух видов процедур: процедуры санкционирования и процедуры финансирования.
2.4. Заключение бюджета на местном уровне
Заключение бюджета субъекта Российской Федерации – заключительная стадия бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации.
Назначение этой стадии – получить представление о реальном исполнении бюджета, сопоставить первоначальные плановые показатели с фактическими, что поможет поднять качество бюджетного планирования, выявить недостатки и упущения, допущенные в ходе исполнения бюджета, принять меры к недопущению их в будущем.
Эта стадия включает в себя следующие этапы:
1) подготовка отчета об исполнении бюджета;
2) рассмотрение отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) принятие законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации об отчете об исполнении бюджета.
Субъекты Российской Федерации конкретизируют эти этапы стадии заключения проекта бюджета. Подготовка отчета об исполнении бюджета возлагается на орган, исполняющий бюджет.
Этап рассмотрения отчета об исполнении бюджета начинается с предоставления указанного отчета в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации1.
Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в форме проекта закона этого субъекта. Порядок рассмотрения отчета об исполнении бюджета устанавливаются бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает одно из следующих решений:
об утверждении отчета об исполнении бюджета;
об отклонении отчета об исполнении бюджета.
В некоторых субъектах Российской Федерации решение об утверждении отчета принимается в форме закона законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а решение об отклонении отчета – в форме постановления об этом отклонении.
Решение об отклонении отчета об исполнении бюджета принимается в том случае, если в ходе проверки исполнения бюджета выявлено несоответствие бюджета принятому закону субъекта Российской Федерации о бюджете, а также если не вводился режим сокращения и блокировки расходов1.
Заключение
Итак, мы дали понятие бюджетного процесса на местном уровне, рассмотрели принципы бюджетного процесса на местном уровне, а также стадии бюджетного процесса на местном уровне.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Бюджет существует только в правовой форме. Более того, как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой закон субъекта Российской Федерации о бюджете. В правовой же форме существуют и бюджетные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации. Правовым источником регулирования этих отношений выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также законодательные акты самого субъекта Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с распределением бюджетной компетенции между федеральным центром и субъектами Российской Федерации к предмету ведения последних отнесено довольно большое количество серьезных вопросов, по которым они принимают собственные нормативные правовые акты.
Субъекты Российской Федерации обладают значительными бюджетными полномочиями, охватывающими как субъективные права, так и субъективные обязанности этих субъектов в области бюджета. В установлении этих прав и обязанностей принимают участие как федеральные, так и правовые акты бюджетного законодательства субъекта Российской Федерации.
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 10.06.2008) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
Литература:
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008. С. 672.
Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. СПб., 2007. С. 395.
Муниципальное право / Под редакцией А. Н. Кокотова. М., 2008. С. 512.
Парыгина В. А., Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 384.
Ремиханова Д.А. Бюджетное право. М., 2008. С. 384.
Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 416.
Якушев А. В. Муниципальное право. Конспект лекций. М., 2008. С. 176.
1 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008. С. 427.
1 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008. С. 431.
1 Муниципальное право / Под редакцией А. Н. Кокотова. М., 2008. С. 264.
1 Якушев А. В. Муниципальное право. Конспект лекций. М., 2008. С. 57.
1 Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 285.
1 Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 288.
1 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008. С. 434.
2 Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. СПб., 2007. С. 72.
1 Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. СПб., 2007. С. 74.
1 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008. С. 438.
1 Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. СПб., 2007. С. 83.
1 Парыгина В. А., Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 102.
1 Ремиханова Д.А. Бюджетное право. М., 2008. С. 163.