Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы
Волевые качества личности дошкольника
1.2 Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств дошкольника
Выводы по главе
Глава 2. Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности у дошкольников в процессе игровой деятельности
2.1 Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников
2.2 Система работы по формированию волевых качеств дошкольника через игру
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Воля относится к ключевым проблемам развития личности определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.
Основой системы физического воспитания в дошкольных учереждениях остается двигательный режим как совокупность разных способов и организаций форм работы с детьми. Очень эффективной формой работы и важным средством физического воспитания является подвижная игра.
Подвижные игры достаточно важны для всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха. Благодаря этим играм весь организм ребенка втягивается в работу, у него улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такие черты характера как воля, дисциплинированность, сдержанность и тому подобное.
Значения подвижной игры для гармоничного развития детей, проблемы внедрения ее в практику работы дошкольных учереждений изучают психологи и педагоги. Основоположник теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт - уделял важное значение подвижным играм с правилами - как средству развития воли самоорганизованности, дисциплинированности у детей. Е.С. Вильчковский работал над проблемой использования подвижных игр в разных возрастных группах, организация и руководство подвижными играми с детьми дошкольного возраста. Психологи и педагоги Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина обосновали, раскрыли, экспериментально проверили значение подвижных игр для полноценного развития и довели влияние подвижных игр на развитие у детей основных движений и двигательных качеств. Таким образом, подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальные проблемы, а именно проблемы воспитания волевых качеств у детей в современных дошкольных заведениях и семье предопределяет выбор темы " Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста".
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности, а также развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий.
Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Объект исследования – воспитательный процесс в дошкольных учереждениях.
Предмет исследования – методы и приемы организации игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.
4. Предложить систему игр и игровых приемов в целях формирования волевых качеств дошкольников.
5. Проверить педагогическую эффективность предлагаемой системы работы.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения.
2. Эмпирические – наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности дошкольников.
3. Математические – определение количественных и качественных показателей эффективности предлагаемой системы работ.
Этапы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы, определение содержания исследовательской работы (сентябрь-декабрь 2009 года).
2. Проведение исследования (январь-февраль 2010 года).
3. Обработка и оформление собранного фактического материала в виде квалификационной работы (март-апрель 2010 года).
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 32 источника, приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучаемой проблемы
1.1 Волевые качества личности старшего дошкольного возраста
Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек должен обнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.
Нравственность личности является следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость.
Развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями. А произвольное поведение развивается с формированием инициативности — самостоятельности ребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ей возможность почувствовать себя источником действия, и осознанности — способности понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность. Постепенно развивается способность ставить перед собой более сложные задания, преодолевать трудности, что придает действиям действительно волевой характер. Этот процесс длится от 3 до 7 лет. О степени волевого развития свидетельствует способность к целеустремленному поведению при обстоятельствах, которые препятствуют достижению цели, преодолению разнообразных препятствий.
Особенно ответственным для развития воли является период, во время которого формируется самостоятельность ребенка, которая пытается освободиться из-под опеки взрослых, хотя и не владеет еще достаточными умениями и навыками. Навязывание воли взрослого в это время может повлечь нарушение поведения ребенка — негативизм. При переходе от раннего к собственно дошкольному возрасту самыми характерными являются такие проявления негативного поведения:
1. Стремление делать все наоборот. Ребенок игнорирует просьбы взрослого лишь потому, что его об этом попросили, даже если он и намеревался это делать. В такой ситуации ребенок делает наперекор не только взрослому, но и себе.
2. Упрямство. Часто его путают с настойчивостью. Свидетельством упрямства является требование ребенком своего лишь потому, что он так хочет и не желает изменить свое решение.
3. Непокорность. Проявляется как непослушание, нежелание подчиняться кому-либо. Ребенок все время возмущается тем, что предлагает и делает взрослый; категорически отказывается выполнять то, что до недавнего времени делал охотно.
4. Своеволие. Реализуется в требованиях самостоятельности, стремлении делать все самому, отказываясь от помощи взрослого. Такой настрой нередко порождает конфликты, агрессивное мятежное поведение, ссоры, категорическое неприятие, обида старших, ломание игрушек.
5. Деспотизм. Свидетельством его является крайний произвол, игнорирование интересов других. Чаще всего проявляется во взаимодействии с родными, особенно в семьях, в которых воспитывается один ребенок.
Все эти явления вызваны изломом предыдущих и становлением новых качеств личности ребенка. В связи с недостаточно развитой волевой сферой ребенку не просто адекватно выполнять требование, совет взрослого, преодолевать трудности, достигать цели.
В этот период ответственности воспитания волевого поведения ребенка родители не всегда могут избрать целесообразные способы педагогического влияния, разобраться в сути и причинах негативизмов. Они склонны считать такие проявления наследственными качествами характера или признаками возраста, которые ребенок должен неминуемо преодолеть. Иногда назойливое требование ребенка удовлетворить свои требования рассматривают как показатель сформированной воли и будущей силы характера. Такой взгляд является не только следствием педагогической неграмотности родителей, но и их желания видеть своего ребенка лучше, более совершенным. В действительности упрямство, прихоти свидетельствуют не о сильной, а о слабой воле, нарушении развития волевой сферы ребенка.
Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:
— постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
— поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
— постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
— создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.
Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.
Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.
В младшем и старшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства.
Каприз — быстротечные несправедливые желания, проявления неоправданного неудовлетворения.
Такие немотивированные желания возникают спонтанно, сопровождаясь общим неудовлетворением, волнением, которое по большей части не могут объяснить ни родители, ни ребенок. Капризы могут быть пассивными (не предусматривают конкретных желаний) и активными (ребенок предъявляет определенные требования, добивается их выполнения). Они могут быть вызваны быстрой утомляемостью, недомоганием или неправильным воспитанием, нарушениями в организации жизни детей. Ребенок капризничает, когда взрослый по различным причинам не выполняет обещанного, игнорирует его интересы и потребности. Предотвратить это можно благодаря четкой организации режима дня, устранению лишних раздражителей во время сна, приема еды, рациональном дозировании его впечатлений и получаемых знаний, формированию способности к внутреннему торможению.
Часто родители каприз не отличают от упрямства, поскольку в их внешних проявлениях есть много общего, хоть причины, что их порождают, разные.
Упрямство — сознательная попытка ребенка выполнять свои несправедливые желания.
Ребенок видит, что ошибается, осознает свою неправоту, но из-за упрямства не хочет выполнять то, что нужно. Причиной этого могут быть посягательство на его самостоятельность со стороны взрослых, пораженное самолюбие, недостаточно развитые волевые качества. Для избегания таких проявлений необходимо создать условия, в которых ребенок сам осознавал бы свою неправоту, беспочвенность своих требований.
Проявляя каприз или упрямство, ребенок громко плачет, топает ногами, ложится на пол, разбрасывает игрушки, создает беспорядок в комнате, не считается со справедливыми требованиями и предложениями взрослого, демонстративно "замыкается в себе", отстраненно реагирует на то, что происходит вокруг него. Чаще всего это вызвано нервной перегрузкой и физическим переутомлением, избыточным количеством впечатлений, изменением привычного порядка жизни семьи и режима деятельности ребенка. Подобным бывает поведение и в начальном периоде заболевания, когда главные симптомы болезни еще ярко не выражены, и во время выздоровления. Во всех этих ситуациях проявления каприза и негативизма являются эпизодическими. Для предотвращения их по большей части хватает устранения этих причин.
Стойкие проявления негативизмов поведения являются следствием недостаточного воспитания, неправильного взаимодействия взрослых с ребенком. Упрямство чаще всего возникает там, где взрослые слишком требовательны, ожидают от детей немедленного и безусловного подчинения, не учитывая их возрастные возможности и интересы, не объясняя своих требований. Как правило, такие требования взрослых бывают немотивированными, высказываются раздраженно. Это порождает соответствующее поведение ребенка, которое является своеобразной защитной реакцией на конфликты, вызванные его несостоятельностью выполнять непосильные требования взрослого. Если, например, ребенка ругают за то, что он не выполнил непосильного для него задания, в следующий раз он вообще будет отказываться его выполнять. По утверждению психофизиологов, упрямство предопределено биологическими особенностями функционирования нервной системы, которые могут быть последствиями родильных травм, асфиксии (патологическое состояние, вызванное недостатком кислорода, нагромождением углекислого газа в крови и тканях организма) новорожденных, перенесенных матерью в период беременности или ребенком в раннем возрасте инфекций.
К капризу прибегают дети, которые привыкли к немедленному удовлетворению своих желаний, которых дома излишне опекают. Почувствовав определенные трудности (например, серьезные требования), они избирают такое поведение, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и добиться от них привычной опеки. Как правило, каприз является результатом избыточной покладистости взрослых, а упрямство — избыточной требовательностью.
Во взаимодействии взрослого с ребенком, который проявляет упрямство, не следует слишком авторитаризировать требования к нему, гневаться, а вести себя решительно и твердо. Это касается родителей и педагогов, поскольку избыточная требовательность, как и отсутствие любых требований, к ребенку негативно отражается на развитии воли.
Педагог должен предотвращать эти явления. Проявляя упрямство или каприз, ребенок часто понимает нецелесообразность своего поведения, но не знает способы преодоления такого состояния, потому стоит помочь ему в поиске компромиссного решения конфликтной ситуации, одобрять успешные относительно этого его шаги. Относительно старших дошкольников целесообразнее использовать приемы отвлечения внимания от конфликтной ситуации, переключение на другую деятельность, например – подвижные игры. Эффективной является педагогическая пауза — отдаленная во времени реакция на негативный поступок ребенка.
В течение дошкольного детства развивается такое моральное качество, как дисциплинированность.
Дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду.
В младшем дошкольном возрасте ребенка следует приучать к послушанию — умению слушаться старших, выполнять поставленные ими задания, советы, указания, поскольку он еще не может понять значение того, что от него требуют, а действует по образцу, подчиняясь авторитету взрослого. Проявления его послушания имеют признаки морального поведения, суть которого заключается в доверии к взрослому. С развитием самосознания послушность постепенно перерастает в дисциплинированность. Особенно важно в воспитании дисциплинированности показать значение правильного поведения: человек, который умеет организовать свою жизнь и деятельность, добивается успеха во всех делах.
Воспитание дисциплинированности — одно из самых сложных заданий педагогической теории и практики. Отдельные педагоги склонны считать дисциплинированность не только средством предотвращения плохих привычек, но и главным условием успеваемости учебы. Это самое распространенное проявление авторитарной учебно-дисциплинарной модели воспитания. Проблеме дисциплины посвящены работы педагогов О. Демуровой, Л. Островской, Н. Стародубовой, в которых определенно, что в дошкольном возрасте дисциплинированность как черта характера находится лишь в стадии формирования. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания), уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда педагогу и родителям нужно установить разумную черту между свободой, независимостью, самостоятельностью 2—3 годовалого ребенка и его безопасностью. В этом возрасте у подавляющего большинства детей изъявляется стремление быть послушными, что основывается на эмоционально позитивному отношении ребенка к любимым взрослым (мамы, бабушки, воспитателя) и признании их авторитета, стремлении получать одобрение ими своего поведения, подражать им. Следовательно, для маленького ребенка определяющую роль играет желание "быть хорошим", заслужить похвалу близкого взрослого.
С возрастом следует подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и сознательного их выполнения. Главное условие успеха воспитательной работы — соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни. Необходимыми является: соблюдение четкого режима жизни детей дома и в дошкольном учереждении; единство требований взрослых к поведению ребенка в разных жизненных ситуациях (в частности, в период болезни ребенка или во время праздников); четкие объяснения взрослыми мотивов собственного поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.
В теории воспитания дискутируется вопрос о возможности применения наказаний, в частности, в воспитании детей дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок характеризуется пластичностью нервной системы, впечатлительностью. И если родители и воспитатели прибегают к такому средству, то оно должно быть мотивируемым, не унижать достоинства ребенка, соответствовать содержанию вины (например, запрещение на определенное время играть игрушкой, относительно которой ребенок не обнаруживал бережливость и тому подобное). Недопустимыми являются физические наказания и запугивание ребенка. Эффективным воспитательным методом относительно детей, которые нарушают дисциплину, являются назначения их "ответственными" за порядок в группе, которая удостоверяет доверие педагога к ним, оказывает значительное авансирующее влияние.
Высшим проявлением сознательной дисциплинированности ребенка дошкольного возраста является ответственное поведение — самостоятельное установление и выполнение требований, норм поведения и деятельности. Воспитанию ответственного поведения способствуют:
— пример взрослого (соблюдения обещанного);
— наставление детей в позитивных поступках с целью создания эмоционального опережения ситуации безответственного поведения;
— использование эффекта собственного удовлетворения в результате ответственного выполнения порученного дела или самостоятельно определенной обязанности;
— использование шутливой формы разъяснения детям правил поведения ("правила наоборот");
— педагогическая оценка, которая может быть предупредительной, сопровождающей, итоговой, серьезной, шутливой, но непременно — справедливой, мотивируемой и поощрительной к улучшению поведения.
Большое значение в моральном воспитании имеет формирование у детей культуры поведения.
Культура поведения — совокупность полезных, стойких форм ежедневного поведения в быту, общении, разных видах деятельности.
Нормы, которые должны стать привычными формами культуры поведения ребенка, имеют в своей основе такие моральные ценности, как гуманность, милосердие, доброжелательность, трудолюбие, правдивость, честность. С ранних лет необходимо воспитывать уважение ребенка к народному этикету: здороваться, помогать тем, кто в этом нуждается, посещать больного, начинать день хорошим делом и др.
Содержание культуры поведения дошкольников охватывает:
— культурно гигиенические навыки (аккуратность, опрятность тела, прически, одежды, обувь, культура употребления еды, поведения за столом);
— культура деятельности (умение держать в порядке место для работы, игр, учебы, привычка доводить до конца начатое дело, бережливое отношение к вещам, игрушкам, книг но др.);
— культура общения (соблюдение норм и правил общения со взрослыми и ровесниками на основе доброжелательности, уважения, вежливое поведение в общественных местах и тому подобное).
Ребенок должен осознавать, что соблюдение правил поведения является необходимым условием его признания в обществе взрослых и ровесников, собственного самоутверждения (быть красивым, опрятным, здоровым). Тягу детей к красоте и гармонии необходимо использовать для формирования единства их внешней и внутренней культуры.
Воспитание культуры поведения невозможно без правильно организованного режима занятий, игр, художественной деятельности, развития познавательных интересов детей, их стремления к общению. Важно при этом наладить совместную работу детского сада и семьи, обеспечить единство их требований к культуре поведения детей. Закрепление форм поведения, превращения их на привычку и потребность происходит на основе позитивного эмоционального отношения к соответствующим действиям, а также к взрослому, который убеждает в их целесообразности. Чувствуя доверие к взрослому, видя в нем пример уравновешенности, вежливости, справедливого отношения к людям, ребенок осознает значимость такого поведения и стремится подражать ей.
В психологии бытует мысль, что дети очень чувствительны к внешним проявлениям человеком настоящего отношения к тому, о чем он сообщает, а также к человеку, с которым общается. Они способны быстро овладеть "языком чувств", который является составляющей культуры общения. Она помогает понимать других и выражать себя, заинтересовывать, вызывать приязненное отношение к себе, предотвращать алекситимии (неспособности говорить о своих чувствах). Примером в этом для детей должна стать коммуникативная культура педагога, которой свойственны лексическое и эмоциональное богатство, утонченность и выразительность мимики и жестов, искренняя заинтересованность собеседником, отсутствие явной и скрытой агрессивности или безразличного отношения. Не менее важно, чтобы к такой культуре общения ребенок имел возможность приобщаться в семье. Поэтому при необходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения, рекомендуя разные формы совместной игровой, трудовой и изображающей деятельности детей и родителей и тому подобное.
Связь задания с потребностями и интересами дошкольников. Проявление дошкольниками волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку "надо" еще не является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько воспитателю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности, сделать его значимым для них.
Обозримость дошкольником цели, разрешимость задачи для старшего дошкольника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания.
Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придании деятельности дошкольника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения.
Сложность задания должна быть оптимальной. Слишком легкие задания расхолаживают дошкольника, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания ("все равно не сделать"). Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнить самолюбие ребенка (ну-ка попробуй, выполни это задание!). Такое задание обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия.
Наличие инструкции о способах выполнения задания. Педагог должен рассказать учащимся, как, в какой последовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае дети начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.
Необходимо демонстрировать детям их продвижения к цели. Педагог должен так организовать деятельность старшего дошкольника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное - осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.
Представляется целесообразным дать общие характеристики основным волевым качествам личности, которые начинают формироваться в период старшего дошкольного возраста.
Упорство и настойчивость. Данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Мы также будем рассматривать эти понятия как синонимы. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.
Волевое качество решительность характеризуется как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и, когда это нужно, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь. В. В. Богославский характеризует решительность как волевое качество личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели и способов ее достижения
Существует немало трактовок волевого качества выдержки. В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Мы в своем понимании данного качества воли согласны с Е. П. Ильиным, который понимает выдержку как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость и т.п.
Следует отметить, что личностное развитие старшего дошкольника зависит от его умений преодолевать трудности. Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. В этой связи многое зависит от активности самих учащихся.
Развитие волевых качеств личности на этапе старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивается, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью старшего дошкольника, является общая недостаточность воли.
1.2 Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
Игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся.
"Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений". (Д.Б. Эльконин)
Игровая деятельность, как основная деятельность тесно связана с развитием личности дошкольника, она обусловливает важные изменения в психических процессах личности ребенка, которая развивается, а также является "источником развития и создает зону ближайшего развития" (Л.С. Виготский).
Общепринятым положением является то, что в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста ведущая роль принадлежит подвижной игре. Как одно из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра способствует эффективному решению оздоровительных и учебно-воспитательных заданий.
В разработке вопросов усовершенствования теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста проблема подвижной игры, как средству всестороннего воспитания и развития ребенка, была предметом исследований многих научных сотрудников.
М.В. Лейкина отводит подвижным играм центральное место в работе с детьми-дошкольниками. Она подчеркивает целесообразность использования в младших группах - имитационных игр, в средней группе - более сложных игр с правилами и большой нагрузкой, а в старшей группе - игр состязательного характера.
Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этого возраста уже знаком с употреблением основных предметов, применяемых в домашнем обиходе, – одежды, посуды, мебели и др., однако техника их использования еще достаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка, карандаша, кисточки, т.е. простейших орудий. Совершенствование технической формы действий с предметами продолжается: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такие действия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника виды деятельности. Он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чем на собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т.п. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь малыша привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытается разобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если это возможно, прибегает к самостоятельному "экспериментированию". Иногда оно кончается плачевно: выдавливаются глаза кукле, ломается заводная машина, но в целом это – показатель растущей любознательности ребенка, его интереса к окружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, дает начало любознательности, которая очень важна для умственного развития.
С другой стороны, предметные действия начинают усваиваться и выполняться в связи с элементарным самообслуживанием, помощью взрослым в выполнении бытовых обязанностей.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в старшем дошкольном возрасте имеет огромное развивающее значение.
Двигательная активность является естественной биологической потребностью детей. Не случайно Е.А. Аркин считал значительную подвижность малыша "его естественной стихией".
Сущность игры как одного из видов деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую "зону ближайшего развития".
Отечественные психологи: Л.С. Вигодский, О.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, О.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях подчеркивают, что с целью полноценного развития и воспитания ребенка целесообразно использовать те средства, формы и методы педагогического влияния, которые являются адекватными его возраста, они должны органично совмещаться с особенной, специфической деятельностью, что характерная для данного возрастного периода.
Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение дошкольников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Можно сказать, что игра - это метод познания действительности.
Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности.
Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая - наиболее общая - наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: "Хочу играть!" Вторая цель - это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования "надо": "Надо играть так, а не иначе!" Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат - "Могу!" С помощью такой трехступенчатой мотивации "хочу! - надо! - могу!" игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.
Итак, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по всеобщему признанию, выступает игра, "которая является доступной для ребенка формой активного участия в окружающей общественной жизни, активного познания ею действий и отношений взрослых".
1.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника
Один из основателей системы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что "Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания".
Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место отводил подвижным играм. Он рассматривал игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни.
Большую часть своего времени дети старшего дошкольного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в той же мере, что и в остальных видах деятельности. Если педагог замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться.
Подвижные игры - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только родившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает "Толковый словарь русского языка". В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Работа со старшими дошкольниками обнаруживает их психологическую потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под волевыми качествами будем подразумевать особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Традиционно в психологии изучают волевые качества личности через проявление физического усилия. (1, с. 130)
Представляется целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности и пути их формирования посредством различных игр. Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.
Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели.
Вышеперечисленные волевые качества можно развить у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр-соревнований. Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.
Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность можно формировать и развивать у детей довольно не сложными играми.
Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Важно, чтобы к участию в играх привлекались родители учащихся, которые могли бы, например, исполнять роль экспертов. Проводимая психопрофилактическая работа с родителями также может способствовать развитию волевых качеств дошкольников.
Выводы по главе
При написании курсовой работы не удалось в равной степени изучить все вопросы. Некоторые проблемы сохраняют характер предположений, преимущественно из-за недостаточной разработки темы в российской историографии.
В курсовой работе мы рассмотрели процесс появления и развития у дошкольника таких волевых процессов, как терпеливость, упрямство, выдержка и т. п. Безусловно, нами не были рассмотрены все точки зрения относительно этой проблемы, но все основные мнения и факты были учтены. Благодаря этому мы получили довольно полное представление о волевых качествах личности старших дошкольников.
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения и самостоятельности. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, его самостоятельность. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Подвижные игры для старших дошкольников - любимая форма деятельности. В подвижных играх формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения дошкольника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции.
Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка - это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Формирование волевых качеств дошкольника является одним из условий его развития в обучении. Необходимо взаимодействие педагогов и родителей по программе формирования волевых качеств детей. Спонтанно развиваемые волевые качества могут влиять на появление аффекта неадекватности, своеволия и отклоняющегося поведения.
Формирование волевых качеств старших дошкольников в процессе игровой деятельность процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и педагоги, и психологи, и родители учащихся.
Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей.
Глава 2. Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности дошкольников в процессе игровой деятельности
2.1 Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников
Совершенствование волевой регуляции поведения у старших дошкольников связано с их общим интеллектуальным развитием. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Значительная роль в психологическом развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, а также морально-волевых качеств отводится игре. Известно, что возрастной особенностью дошкольника является общая недостаточность воли. Поэтому правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует формированию таких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности, выдержки. Экспериментальная работа по формированию волевых качеств личности в процессе игровой деятельности была проведена с группой дошкольников детского сада "Звездочка" г. Москвы. В группе 29 человек. На первом этапе нашего исследования провели изучение волевых проявлений у детей. Дошкольникам были предложены подвижные игры. Это было сделано в целях создания условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры выявляли доброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая игра помогала определить, насколько развита у детей согласованность движений, действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также волевые качества: выдержка, упорство, настойчивость.
Игра "Перетягивание в парах"
Играющие делились на две команды и строились около средней линии одна команда лицом к другой. За каждой командой в двух метрах была проведена еще одна линия. Играющие крепко брались за правые руки, левая на поясе или за спиной. По сигналу участники перетягивали игроков другой команды за линию, находящуюся за спиной. Игра продолжалась до тех пор, пока все игроки не были перетянуты в ту или иную сторону.
Выигрывала команда, которая сумела перетянуть.
Анализ проводили по схеме:
1.Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым.
2. Умеет ли самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
3.Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, воспитателю, когда хочется играть; не выкрикивать, а подождать своей очереди).
4.Какие волевые качества у ребенка сформированы:
1)ответственность – самостоятельно ставить цель, и руководствуется ею в деятельности, достигает результата. Выполняет требования взрослого и делает все это точно.
2) упорство – проявляет стремление достичь необходимого. Добивается успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам, превозмогая тягостные состояния.
3) настойчивость – проявляет: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
4) решительность – своевременно и, когда это нужно, быстро принимает решения и смело проводит их в жизнь. Отсутствуют излишние колебания и сомнения при борьбе мотивов. Быстро и продуманно выбирает цель и находит способы ее достижения.
5) выдержка – проявляет способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. В случае необходимости умеет проявлять сдержанность, внешнюю невозмутимость, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.
6) дисциплинированность – подчиняется ребенок общественным правилам поведения и деятельности; осознанно выполняет общественные правила поведения и деятельности;
7) самостоятельность – умеет действовать без посторонней помощи, выполнять деятельность по своей инициативе.
Результаты исследования поместили в таблицу 1.
№ | Фамилия и имя ребенка | Какие волевые качества сформированы у ребенка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1 | Андреева Елена | + | + | _ | + | + | + | + |
2 | Алексеев Дмитрий | _ | + | + | _ | _ | + | + |
3 | Бабков Руслан | + | + | + | _ | _ | _ | + |
4 | Белуха Ирина | _ | + | + | + | _ | _ | + |
5 | Бурдинская Диана | + | _ | + | _ | + | _ | + |
6 | Бурлакова Полина | _ | + | + | _ | _ | _ | _ |
7 | Быкова Регина | _ | + | + | _ | _ | _ | _ |
8 | Витошкина Анастасия | + | _ | _ | + | + | + | + |
9 | Гноевой Олег | + | _ | + | _ | + | + | + |
10 | Григорьев Александр | _ | _ | + | + | + | _ | + |
11 | Еремеенко Валентин | + | + | + | + | + | + | _ |
12 | Животовский Александр | _ | _ | _ | + | _ | _ | + |
13 | Зозуля Валерий | _ | + | + | _ | + | + | + |
14 | Ивашин Станислав | + | _ | + | _ | + | + | _ |
15 | Каледжян Луиза | + | _ | + | + | + | + | + |
16 | Карапетян Диана | _ | + | _ | _ | + | + | + |
17 | Лойко Анастасия | _ | _ | _ | + | _ | _ | + |
18 | Макарова Юлия | + | + | + | _ | + | _ | _ |
19 | Матяш Дмитрий | _ | + | + | _ | + | _ | + |
20 | Медяник Александр | _ | _ | _ | + | _ | _ | + |
21 | Молокаева Алина | _ | _ | _ | + | _ | _ | _ |
22 | Овчинникова Татьяна | + | _ | + | + | + | + | + |
23 | Остапенко Денис | _ | + | _ | _ | + | _ | _ |
24 | Плотникова Александра | _ | + | _ | _ | + | _ | _ |
25 | Пономарева Виктория | + | + | _ | _ | _ | + | + |
26 | Федоров Эльдар | _ | + | _ | + | _ | + | _ |
27 | Ходокова Иветта | _ | _ | _ | + | _ | _ | _ |
28 | Чигодайкина Анета | + | _ | + | _ | + | + | _ |
29 | Шаповалов Евгений | + | _ | _ | + | + | + | _ |
Итак, из таблицы видно, что у многих детей преобладает решительность и самостоятельность; слабо развиты такие волевые качества, как упорство, настойчивость, выдержка. Следует отметить, что некоторые дети не обладают достаточной дисциплинированностью и ответственностью. Итак, мы выявили следующие уровни сформированности волевых проявлений у детей:
1. Высокий – ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, упорство, ответственность.
2. Средний – ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества: ответственность, выдержка, самостоятельность.
3. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель, руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформированы волевые качества.
У нас получилось следующее: 4 ребенка показали высокий уровень сформированности волевых проявлений; 15 – средний и 10 детей – низкий уровень. Покажем это в процентном соотношении: высокий уровень – 14%; средний – 52%; низкий – 34%.
После изучения волевых качеств дошкольников нами была составлена система игр и упражнений с целью формирования у них волевых качеств.
2.2 Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:
а) игра по правилам или с правилами;
б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Мы разработали систему игр для формирования волевых качеств.
Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств дошкольника как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Такие игры строились на добровольных началах, предусматривали большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководстве со стороны старших. Знакомили детей с новыми для них играми. В теплые дни их проводили на открытом воздухе, на игровой площадке. Такие игры не требовали никакого специального оборудования или инвентаря. Опишем эти игры, которые были использованы с целью формирования волевых качеств.
1. "Зайцы в огороде". В игре принимали участие все дети. На площадке
начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих-"сторожей" выбрали двое, так как детей было много. "Сторожа" находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – "зайцы" во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры – "зайцы" выпрыгивали из внешнего круга, "сторожа" ловили "зайцев" во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.
2. "Космонавты"
По углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников – "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" нарисовали 4 кружка – "ракеты". Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" написали маршруты:
3 – Л – 3 (Земля – Луна – Земля)
3 – М – 3 (Земля – Марс – Земля)
3 – Н – 3 (Земля – Нептун – Земля)
3 – В – 3 (Земля – Венера – Земля)
3 – С – 3 (Земля – Сатурн – Земля)
В начале игры внимание детей было направлено на выполнение правил: начинать игру – только по установленному сигналу взрослого; разбегаться – только после слов: "Опоздавшим – места нет!" Играющие, взявшись за руки, в центре площадки шли по кругу и приговаривали:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим – места нет!
Как только произносилось последнее слово, все разбегались по "ракетодромам" и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет". Опоздавшие на "рейс" становились в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляли свои маршруты. Это значило, что они совершали прогулку в "космосе". Затем все снова становились в круг, брались за руки и игра повторялась. Выигрывали те, кому удавалось совершить три полета. В этой игре также были случаи нарушения правил: разбегались, не дождавшись слов: "Опоздавшим – места нет!" В игре формировались такие волевые качества, как выдержка, ответственность.
3. "Белые медведи". Площадка, на которой проводилась игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место – льдина. На ней стоял водящий – "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещались по всей площадке. Правила игры, которые были рассказаны детям, заключались в следующем: "медвежонок" не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил "медведь"; при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что "медведь" рычал: "Выхожу на ловлю!" – и начинал ловить "медвежат". Сначала он ловил одного "медвежонка" (отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" брались за руки и начинали ловить остальных играющих. "Медведь" отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяли свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегал, осаливал пойманного и отводил на льдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили "медвежат". Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все "медвежата". Последний пойманный игрок становился "белым медведем". Побеждал последний пойманный игрок. Игра была направлена на развитие таких волевых качеств, как решительность, выдержку, настойчивость. Некоторые дети нарушали правила: выскальзывали из-под рук окружившей его пары, не дождавшись пока осалит "медведь"; хватали играющих за одежду; толкали друг друга. Приходилось игру останавливать и напоминать правила игры, делать упор на выдержку, решительность.
4. "Компас". На земле нарисовали круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написали согласно направлению буквы "С" (север), "Ю" (юг), "3" (запад), "В" (восток). Сразу перед игрой объяснили правила: игру начинать по сигналу воспитателя; за каждое нарушение правил будут начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры, попросили двух человек повторить эти правила. После этого детям было предложено стать спиной к центру круга, и слушать команду воспитателя: "Юг!", "Север!", "Запад!", "Восток!" По команде: "Юг!" все должны были повернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивался на 180°. Другим в это время надо было сделать пол оборота направо или налево, чтобы выполнить команду воспитателя. Это зависело от того, в каком положении находился тот или иной игрок. Руководитель подавал различные команды, и дети принимали соответствующие положения. Тот, кто ошибался (повернулся не в ту сторону), получал штрафное очко. Победителем считается тот, кто за время игры набирал меньше штрафных очков. Игра воспитывала честность (дети сами считали штрафные очки), упорство (надо было стараться четко выполнять команды, не ошибаться), выдержку.
Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку.
Для организации и проведений игр (если проводилось 2 – 3 сразу) требовалось не менее 8 – 10 мин. Например, в игре "Горелки" перед детьми ставилась задача соблюдать следующие правила: игру начинать по сигналу взрослого; бег начинать можно было только по окончании речитатива. Дети становились парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3—4 м было место водящего. По сигналу взрослого дети начинали речитатив:
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи, тебе гореть, тебе гореть!
Как только ребята заканчивали речитатив, первая пара разъединяла руки и бежала вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где водящий уже не мог ловить. Он должен был поймать одного из ребят, иначе ему приходилось водить снова. Водящий становился сзади всех в пару с тем, кого поймал. Другой из этой пары становился водящим. В игре побеждали те, кто ни разу не были пойманы. Эта игра была для учащихся новой, поэтому ее разучивали, а потом уже дети играли даже самостоятельно .
Игра "У медведя во бору" детям была знакома. Но все равно некоторые не соблюдали правила, которые заключались в следующем: игру начинать по сигналу руководителя; водящий мог выбегать из "берлоги", только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналу руководителя дети подходили к "медвежьей берлоге" и начинали делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривали:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь сидит,
На меня рычит.
Когда дети произносили последнее слово – "рычит", "медведь" с рычанием выскакивал из берлоги и ловил кого-нибудь. Пойманного он отводил в берлогу. Игра заканчивалась с окончанием перемены. Победителями становились не пойманные дети. Как игра "Горелки", так и эта игра воспитывали выдержку, решительность, дисциплинированность.
Игры имели свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала добровольное участие детей. Старались подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. Подвижные игры, формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах (не более 10 – 15 человек в каждой). При большом числе желающих играть в одну и ту же игру ("Два Мороза", "Тише едешь – дальше будешь", "Караси и щука") или в различные игры, их проводили с несколькими группами детей, в разных местах. После выявления победителей, состязания продолжались с новым составом игроков.
В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в помещении. Заранее определяли время, на активную двигательную деятельность детей. Отбирался требующийся для игр инвентарь, часто к его подготовке привлекали самих детей.
Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили живее, использовали игротеку. На место выносился небольшой ящик с мелким игровым инвентарем (игротека). Инвентарь раздавался всем желающим, и предлагалось самостоятельно или совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами (мячами, обручами, скакалками). Подбирали игры, которые не носили остроконфликтный характер, не вызывали большой игровой азарт. Игры подбирали с простым сюжетом, давали возможность любому ребенку войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры были непродолжительны. Иногда некоторые дети просто наблюдали игру со стороны. С детьми играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Это были игры:
1. "Узнай по голосу"
Ребята становились в круг, в его середине находился водящий, которому завязывали глаза. Играющие шли по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливались и говорили:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!
Воспитатель молча указывал на одного из играющих, который восклицал: "Узнай, кто я!" Водящий называл его имя. Если он угадывал, узнанный становился водящим, если ошибался, игра повторялась. Побеждал тот, кто ни разу не был водящим.
Дети должны были соблюдать правила: 1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажет руководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей.2 вариант – играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: "Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!" – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: "А как скажем: "Скок, скок, скок" (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок?" Игра была направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.
Применяли игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвовали по несколько человек, а остальные активно наблюдали. Участники каждого аттракциона быстро менялись. Отбирали аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их проводили одновременно в разных местах площадки.
Организовали малоподвижные игры :
1. "Не ошибись"
На листах картона заготовили рисунки с изображением мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки, медведя, орла, троллейбуса. Играющие строились в шеренгу или образовывали полукруг.
Руководитель игры поочередно показывал листы с рисунками, а дети изображали их позами. Например:
Мельница: одна рука была поднята, другая опущена и прижата к телу. Дети показывали, как мельница работает: меняли положение рук.
Мяч: приседали, спина должна была быть круглой. Играющие начинали подскоки. Стопы ног были соединены, колени при подскоках поднимались высоко.
Дровосек: играющие поднимали вверх над головой руки с
соединенными пальцами, ноги были прямые. Широким взмахом ребята имитировали рубку дров.
Побеждали те, кто удачнее других выполнили задание.
Правила игры: за каждое неточное выполнение начислялись штрафные очки.
2. "Три движения"
Играющие образовывали полукруг. Руководитель игры показывал три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.
Играющие должны были выполнять те же движения, которые соответствовали названному номеру, а не те, которые показывал воспитатель. Выигрывал тот, кто получал меньшее число очков. Таким образом, умение выполнять только те движения, которые соответствовали названному номеру, способствовало формированию таких волевых качеств как самостоятельности, выдержки. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формировало ответственность, выдержку.
3. "К своим флажкам".
Играющие делились на группы по 6 – 8 человек и становились в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка находился водящий с флажком в поднятой руке (флажки были разного цвета). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегались по площадке, по второму сигналу – приседали и закрывали глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время менялись местами. По команде воспитателя: "Все к своим флажкам!" – играющие открывали глаза, искали свой флажок, бежали и строились вокруг него. Побеждала группа, быстрее других образовавшая кружок.
Умение начинать игру по сигналу воспитателя; не подглядывать, когда водящие менялись местами, чтобы команде не засчиталось поражение, способствовало развитию выдержки, ответственности, дисциплинированности.
Методика не рекомендует проводить в помещении игры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают детей. Эти игры мы проводили на игровой площадке. Одна из самых обыкновенных и простых игр с мячом, в которую любят играть и мальчики, и девочки у всякой стены – "Лови мяч!". Мяч (резиновый) выбрали небольшой (диаметром 20 см) и упругий. Дети ловили его с различными вариациями:
Ударить мячом об стену и, когда он отскочит, поймать его обеими руками.
Ударить мячом об стену 6 раз и поймать правою рукой.
Ударить мячом 6 раз правою рукой и поймать левою.
Бросить 6 раз левою рукой и поймать правою (тогда играющий из "ученика" делается "подмастерьем").
Бросить правою рукой мяч снизу под правую ногу и поймать правою же рукой.
То же – левою рукой под левую ногу.
Правой рукой бросить мяч сзади через голову и поймать правой же рукою.
Бросить сзади и поймать левой рукою (тогда играющий делается "мастером").
Правой рукою бросить мяч об стену, 5 раз отбить его рукою и в шестой поймать.
10. То же сделать и левой рукою.
11. Два мяча бросать один за другим в стену правою рукой и ловить левой, которая тотчас передает мяч в правую, пока каждый мяч не пере
бывает в левой руке 6 раз.
12. Два мяча бросить в одно время правой и левой рукою и поймать обеими (тогда играющий производится в "старшие мастера").
В этой игре договаривались, сколько раз повторять каждое упражнение (обыкновенно от 4-х до 6-ти раз). Если мяч упадет, все прежние удары пропадают и снова нужно начинать упражнения по порядку. Кто сделал промах, передает мяч другому игроку.
Для девочек вместо 5-ое и 6-ое упражнение заменяли (по их желанию) следующими:
а) Бросить мяч вверх и поймать его сначала обеими руками, потом правою и наконец левою.
б) Ударить мячом об пол, 5 раз отбить его правою рукой, а в шестой поймать; то же самое – левой рукою.
Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости проводили игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил"). Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а также спосбствуют формированию волевых качеств. Было проведено спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах."Чья команда быстрее". Участники делились на две команды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке, находящейся в 8 – 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждала команда, первой закончившая эстафету.
"Бой петухов"
Играющие делись на две команды и становились в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному "петуху". "Петухи" становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу "петухи" старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось – получал очко для своей команды. Когда все "петухи" приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.
С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете "Чья команда быстрее" некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете "Бой петухов" наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот – проявить решительность, принять участие в игре.
Итак, мы провели систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.
Заключение
В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.
Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для формирования волевых качеств дошкольников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
В организованных нами играх для дошкольников в целях формирования волевых качеств был использован материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них, физкультурное оборудование. Игрой был любой вид деятельности (интеллектуальный, изобразительный, речевой, двигательный и др.).
Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств учащихся как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Игры проводили на открытом воздухе на игровой площадке. Знакомили детей с новыми для них играми: "Зайцы в огороде", "Космонавты", "Белые медведи", "Компас", "Горелки", "У медведя во бору" и другими.
Использование подвижных способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку. Подвижные игры ("Два Мороза", "Тише едешь – дальше будешь", "Караси и щука"), формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах. В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в помещении.
Игры с мячом проводили на игровой площадке. С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Мы пришли к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.
Список литературы
1. Александрова, Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики "нерешаемая задача" / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – С. 130-132.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.В. Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. Т. 1. – 230с; Т.2. – 287с/ Под ред. А.В. Бодалева.
3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144с
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И, Фельдштейна. / Л.И. Божович. - М.: Издательство "Институт практической психологии", - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. -352с
5. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?/ Н.Ф.Виноградова. // Начальная школа. - 2001. - № 9 - С.10-13.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка./ А. Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - 195с
7. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: Межвузовский сборник науч. трудов/ Отв. Ред. В.Г. Хроменик. / Отв. Ред. В.Г. Хроменик. - Рязань: Рязанский государственный педагогический институт,2002. -122с
8. Гельфан, Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию./ Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков. - М.: Педагогика, 1971. - 104с
9. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 классов. Кн. Для учителя /Е.М. Геллер. – М.: ФиС, 1985. – 288 с.
10. Глязер, С. В. Зимние игры и развлечения /С.В. Глязер. – М.: ФиС, 1972. – 324 с.
11. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов /М.Н. Жуков – М.: "Академия", 2000. -160 с.
12. Казанцева, Я. Э Математика с улыбкой. Игры, ребусы, кроссворды для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов /Я.Э. Казанцева //Художники И.В. Кирильчева, В.Н. Куров. – Ярославль: "Академия развития",1998. – 192 с.
13. Калугин, М.А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов /М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева //Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: "Академия развития",2000. – 224 с.
14. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496с.
15. Панкеев, И.А. Русские народные игры /И.А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – 240 с.
16. Петров, В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей /В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ "Сфера", 1998. – 144 с.
17. Пичугин, С.С. Народные игры в организации динамической паузы /С.С. Пичугин //Начальная школа. – 2005. – № 8. – С.71-75.
18. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. - М.: В лад ос, 1999. - 576 с.
19. Попова, А.И., Литвинская И.Г. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий./ А.И. Попова, И.Г. Литвинская // Начальная школа. - 1990. - № 11. - С.24-26.
20. Развитие личности ребенка./Под ред. А. М. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. - 272с. / Под ред. А. М. Фонарева.
21. Развитие личности ребенка /Под ред. Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2003. - 640с.
22. Сивакова, Л.В. От игры к спорту – один шаг /Л.В. Спивакова //Начальная школа. – 2007. – №2. – С. 61-63.
23. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно./ А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.
24. Стрекозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя./ В.П. Стрекозин. - М.: Просвещение, 1976. -207с.
25. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
26. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника./ В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1946. - 590с.
27. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов /Т. И.. Тарабарина, Е.И. Соколова //Художник В.Н. Куров /. – Ярославль: "Академия развития",1998. – 208 с.
28. Тюрина, И.А. Игра на уроках русского языка /И.А. Тюрина //Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 28-32.
29. Целикова, М.П. Занимательный материал по синтаксису простого предложения как средство развития младших школьников /М.П. Целикова //Начальная школа. – 2005. – №11 – С.59-61.
30. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности./ Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996. - 512с.
31. Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.-304с.
32. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах./ Д.Б. Эльконин. - М: НПО "Модек", 1995. - 416с.