Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Кафедра управления
Дипломная работа
по дисциплине основы менеджмента на тему:
"Бизнес-план "
Новосибирск
2010
Содержание
1. Теоретические основы бизнес – планирования
1.1 Ценность бизнес – планирования
1.2 Функции бизнес-плана
1.3 Особенности бизнес – планирования в России
1.4 Структура бизнес – плана
2. Бизнес-план создания предприятия ООО "Квант"
2.1 Резюме
2.2 Общая характеристика предприятия
2.3 Анализ рынка и основных конкурентов
2.4 Планирование производства
2.5 План маркетинга
2.6 Организационный план
2.7 План по рискам
2.8 Финансовый план
Список литературы
Приложения
1. Теоретические основы бизнес – планирования
1.1 Ценность бизнес – планирования
Бизнес-планирование является одним из наиболее важных шагов для любого хозяйствующего субъекта на пути к функционированию в условиях становления рыночной экономики.
Необходимо отметить, что в бизнес-планировании наибольшую ценность представляют анализ и прогноз ситуации - это те параметры, которые не возможно просчитать, но как раз они являются определяющими при написании бизнес-плана. По своей сути бизнес-план не должен содержать каких-либо глобальных не апробированных нововведений - это может создать не устойчивость проекта, для которого разрабатывается бизнес-план, и повысить риски. Кроме того, как и всякий рабочий инструмент, бизнес-план должен представлять собой адаптируемый в соответствии с текущим моментом документ: анализ "план-факт" должен порождать обратную связь, либо с деятельностью компании (было сделано что-то не так, надо вносить коррективы), либо необходимо внести изменения в бизнес-план, при необходимости с внесением изменений в производство, затем опять анализ "план-факт" с обратной связью. Регулярная работа по бизнес-плану, постоянная его коррекция, анализ текущей ситуации через призму планирования, позволяет наиболее оптимально использовать ресурсы и минимизировать риски. Данная схема работы позволяет добиться устойчивого развития бизнеса.
Бизнес-планирование представляет собой важную часть регулярного менеджмента, который включает в себя целый комплекс мер структурного, управленческого, финансового характера [6].
Успех любой деятельности субъекта хозяйствования напрямую зависит не только от влияния рыночных механизмов, но и от того насколько успешно планирует субъект хозяйствования свои действия. Этап предварительного анализа и планирования намечаемой деятельности всегда должен предшествовать этапу внедрения и функционирования. В этом случае немаловажной является предварительная оценка, анализ получаемой прибыли, расчет рентабельности, ликвидности и т.д., то есть на основании этих показателей предприятие решает вопрос о дальнейшей деятельности в данном направлении.
Бизнес-план дает представление о том, как предприятие в своей деятельности будет учитывать социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и состояние у них товарных запасов, объем и структуру предлагаемого поступления товаров из других регионов республики, дальнего и ближнего зарубежья, трудовой и интеллектуальный потенциал самого предприятия.
Бизнес-план предприятия может быть составлен на один год, в котором детально рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности предприятия в предстоящие 12 месяцев и укрупнённо характеризуются периоды на 1-4 года. При подготовке инвестиционных проектов бизнес-планы разрабатываются на период их осуществления. Бизнес-план включает описание предприятия. Его потенциала, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развития бизнеса. Кроме того, в бизнес-плане отмечаются возможности рисков, то есть показывается, что существование рисков учтено в бизнес-плане и намечены меры по их снижению.
1.2 Функции бизнес-планирования
Бизнес-план - это программа действий по реализации проектов, или осуществления отдельных сделок, направленная на обеспечение прибыльного функционирования предприятия.
Необходимость бизнес-плана обусловлена следующими причинами:
- решением вопросов планирования, строительства проектов, их реализацией, расширением, реструктуризацией, модернизацией и др. причинами;
- привлечением денежных средств в виде кредитов для реализации проектов, коммерческих сделок;
- привлечением к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии.
Первая функция связана с возможностью использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима как в период создания предприятий, так и выработки (выбора) новых направлений деятельности.
Вторая - функция планирования, позволяющая оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития предприятия, выполнение бизнес-плана.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства (ссуды и кредиты).
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии. Бизнес-план должен убедить потенциального инвестора в том, что он сможет получить прибыль, вступив в коммерческие отношения с данным предприятием.
Конечная цель разработки бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности предприятия на будущее. Планирование деятельности фирмы дает многое, например:
- заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы.
- позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.
- устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.
- заставляет руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения.
- делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций.
- наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
1.3 Особенности бизнес – планирования в России
Можно выделить следующие основные проблемы и особенности бизнес - планирования в условиях экономики переходного периода:
– неподготовленность и отсутствие опыта современного бизнес-планирования и управления проектами у большинства руководителей производств,
– практическое отсутствие опыта маркетинговых исследований и разработки обоснованных планов маркетинга,
– высокая переменная инфляция - обоснование сметных цен, их структуры и динамики,
– ориентация на мировые цены (особенно по топливу) и валютное регулирование,
– проблемы паритета валют и оценки удельной (долларовой) капиталоемкости инвестиционных проектов,
– проблема неплатежей [4],
– правовые проблемы определения собственности и долевого участия при реализации проектов энергосбережения и реновации объектов энергетики,
– правовые и экономические проблемы оценки стоимости активов реконструируемых предприятий и их доли в инвестициях,
– • проблемы налоговой политики и льгот на федеральном и местном уровне,
– переплетение проблем частного предпринимательства и государственного регулирования естественных монополий (цены на топливно-энергетические ресурсы, тарифы на электро и теплоэнергию),
– изменяющаяся экономическая и законодательная ситуация,
– определение и количественная оценка рисков [1].
Следствием незавершенности структурной и идеологической перестройки экономики и ограниченности финансовых ресурсов является кардинальное изменение инвестиционной политики и существенная реконструкция всей инвестиционной сферы, включая систему капитального строительства [6]. Определяющими направлениями новой инвестиционной политики Российской Федерации являются:
– практический отказ от централизации планирования основной массы инвестиций за исключением инвестирования объектов государственного значения
– изменение источников финансирования с преимущественным замещением госбюджетных ассигнований средствами коллективных и частных, отечественных и зарубежных инвесторов,
– предпочтительное инвестирование рентабельных и быстроокупаемых проектов, в том числе энергосберегающих малой и средней капиталоемкости,
– создание свободного рынка инвестиционных ресурсов,
– переход на современную технологию управления инвестиционными проектами [2].
1.4 Структура бизнес – плана
1. Титульный лист, где отражается наименование и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, местоположение фирмы, суть предлагаемого проекта, его стоимость и ссылки на секретность.
2. Резюме (вводная часть) - основные положения проекта, цели и задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об объемах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока возврата кредитов.
3. Описание товара (услуги) - потребительские свойства товара (услуги), отличие от товаров(услуг) конкурентов, степень защищенности патентами, технические параметры, условия эксплуатации и т.п.
4. Стратегия маркетинга - прогноз цен, каналы сбыта, реклама, анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, прогнозирование объема продаж.
5. Организационный план - организационно-функциональная структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе по данному бизнес-плану, порядок взаимодействия между службами предприятия, потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т. п.
6. План производства отражает производственный процесс. В этом разделе рассчитываются: потребность в производственных мощностях и их площадь, потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах, структура трудоемкости продукции, издержки производства и себестоимость производимой продукции и т. д.
Даются предложения по поставке сырья, материалов и комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, качеству, количеству), устанавливается перечень базовых операций по обработке и сборке, по утилизации отходов и обеспечении охраны окружающей среды.
7. Финансовый план, который содержит прогноз доходов и расходов, баланс денежных поступлений и платежей, сводный баланс активов и пассивов предприятия. В данном разделе определяется общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и график достижения точки безубыточности, определяется потребность в оборотном капитале и в оптимальных запасах ресурсов и т. д.
8. Оценка риска и страхование. В грамотно изложенном бизнес-плане обязательно присутствует оценка возможных рисков, меры их профилактики и страхования. Наиболее часто при бизнес-планировании используется страхование имущества, в том числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими лицами, страхование грузов.
2. Бизнес-план создания предприятия ООО "Квант"
2.1 Резюме
Бизнес-план предусматривает создание предприятия по производству компотов из фруктов.
Производство организуется на арендованных площадях.
Оборудование по переработке и упаковке приобретается в собственность. Производитель – ООО "Феррон".
Первоначально предусматривается закупка оборудования для производства консервированных компотов из фруктов, выпускаемых в жестяных банках объемом 0,33 л.
Для обеспечения проекта необходимо нанять 2 сотрудников.
Проект рассчитан на 3 года.
Приобретение оборудования – декабрь 2008 года, расчет за оборудование в январе 2009 года. Стоимость оборудования 260700 руб.
При оценке потребности в инвестициях ООО "Квант" будем исходить из необходимости привлечения банковского кредита для закупки оборудования и первоначальных запасов сырья в размере 300000 руб. под 19% годовых сроком на четыре года.
Срок окупаемости проекта составит 10 месяцев.
Низкий уровень издержек будет обеспечиваться благодаря низким общепроизводтвенным расходам, поскольку аппарат управления будет состоять только из 1 человека – директора предприятия, выполняющего основные управленческие функции – бухгалтерские, маркетинговые.
Реализация проекта позволит получить существенную прибыль предприятия. Уже в первый год реализации проекта прогнозируемый размер прибыли составит примерно 70 тыс. руб., во второй год – 150 тыс.р. Рентабельность продаж по проекту в 2009 году будет равна 8,7%, в 2010 году – 15,3%, в 2011 году – 20,4%. Нераспределенная прибыль в 2011 году может быть направлена на расширение производственной деятельности предприятия.
2.2 Общая характеристика предприятия
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Квант",
Краткое наименование: ООО "Квант"
Дата и место регистрации: декабрь 2008 г., г. Новосибирск
Юридический адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 42.
Организационно-правовая форма предприятия: частная
Размер уставного капитала: 40000 руб.
Учредитель предприятия: Суслов С.И.
Директор предприятия: Суслов С.И., 36 лет, высшее экономическое, предыдущая должность – коммерческий директор, ООО "Парус".
Главный бухгалтер: Суслов С.И.
Общество с ограниченной ответственностью "Квант" относится к малым предприятиям.
Вид деятельности - производство продуктов питания.
Основными конкурентами ООО "Квант" на рынке консервированных компотов из фруктов г. Новосибирска являются ООО "Альтер" (г. Краснодар), ЗАО "Истра" (г.Новосибирск).
Проведем анализ сильных и слабых сторон ЗАО "Истра" (таблица 1).
Таблица 1 Анализ сильных и слабых сторон ЗАО "Истра"