Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Анализ объема выработанной продукции и пути его увеличения

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Общая характеристика основных технико-экономических показателей деятельности УОЛ

1.1.Краткая характеристика Учебно - опытного лесхоза

1.2. Характеристика лесохозяйственной деятельности лесхоза

1.3. Анализ результатов производственно-финансовой деятельности УОЛ

2. Анализ объема выработанной продукции и пути его увеличения

2.1. Теоретические основы анализа объема выработанной продукции и пути его увеличения

2.2.Анализ объема произведенной продукции Учебно-опытного лесхоза и пути его увеличения

выводы и предложения

библиографический список


Введение


На развитие и эффективность производства предприятий существенное влияние оказывает выпуск и реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Поэтому в современных условиях значительно усиливается значение анализа объема выработанной продукции предприятий. Увеличение объема производства и повышение качества реализуемой продукции являются важнейшей задачей в обеспечении конкурентоспособности предприятия.

Важнейший раздел плана развития предприятия — произ­водственная программа, или план производства продукции. Основой для определения в плане объема продукции в стоимостном выражении служит план производства промышленной продукции в натуральном выражении.

Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенно­сти потребления отдельных видов изделий. Такими единицами мо­гут быть тонны, метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т.д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику про­изводства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изде­лий и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Анализ информации о выработанной продукции необходим для оценки деятельности предприятия. Он позволит более обоснованно оценить выполнение производственной программы, договорных обязательств по объему, ассортименту и срокам реализации продукции, выполнение финансового плана и получения прибыли (убытка). Такой анализ поможет правильнее оценить состояние расчетов предприятия с бюджетом, поставщиками, кредиторами, покупателями, подрядчиками.

Объектом исследования в работе яв­ля­ются показатели выпуска продук-ции Учебно-опытного лесхоза (УОЛ).

Целью работы является проведение анализа производства продукции предприятия, и на основе этого анализа выявление резервов расширения выпуска и увеличения объемов реализации, разработка предложений по их рациональному использованию.

В связи с этим при написании работы необходимо решить следующие основные задачи:

  1. Характеристика Учебно-опытного лесхоза, анализ динамики основных технико-экономических показателей предприятия;

  2. рассмотрение теоретических аспектов анализа объема выработанной продукции;

  3. анализ динамики выпуска продукции Учебно-опытного лесхоза;

  4. оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема производства продукции.

Достижение этих задач осуществляется с помощью методов экономического анализа. В данной работе использовались как классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа, так и традиционные методы экономической статистики.

При написании работы использовалась специальная экономическая литература (Любушин Н.П., Савицкая Г.В. и др.), научные и периодические источники, личные наблюдения, данные квартальных и годовых бухгалтерских и статистических отчетов Учебно-опытного лесхоза за 2003-2005 гг..


1. Общая характеристика основных технико-экономических показателей деятельности УОЛ


1.1. Краткая характеристика Учебно - опытного лесхоза


Филиал Марийского государственного технического университета «Учебно-опытный лесхоз» в Медведевском районе Республики Марий Эл создан приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 793 от 25.03.98 и действует на основании законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл, Устава МарГТУ и Положения лесхоза.

Юридический адрес - РМЭ, Медведевский район, пос. Нолька, д.43.

Учебно-опытный лесхоз (УОЛ) является структурным подразделением университета, не является самостоятельным юридическим лицом, работает по доверенности университета, имеет самостоятельный баланс, расчетные и текущие счета в банке, а также печать.

УОЛ является учебно-производственной базой для организации и проведения учебно-производственных практик со студентами, опытно-производственных и научно-исследовательских работ по специальностям университета в области экологии, природопользования и природообустройства, экономики, осуществляет в закрепленных лесах государственного значения комплекс лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, переработку древесины, выпуск товаров народного потребления.

Виды деятельности УОЛ:

- образовательная деятельность в сфере дополнительного профессионального образования;

- обеспечение учебной и производственной практики студентов университета;

- ведение лесного хозяйства в соответствии с лесным кодексом РФ, Инструкциями, иными подзаконными актами, регулирующими рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту леса;

- комплексная переработка древесины, заготовленной при освоении расчетной лесосеки и проведения рубок промежуточного пользования в учебно-опытных мастерских УОЛ;

- ведение охотничьего хозяйства в комплексе с лесным хозяйством;

- предпринимательская и иные виды деятельности.

Организационная структура имеет линейно-функциональную форму (приложение 1). Основным структурным подразделением лесхоза является лесничество, возглавляемое лесничим. Лесничества создаются, реорганизуются и ликвидируются органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, в состав которого входит лесхоз.

Основным структурным подразделением лесхоза являются лесничества, которые делятся на лесохозяйственные участки и обходы.

УОЛ в своем составе имеет три лесничества: Нолькинское, Чернушкинское, Кортинское и учебно-опытные мастерские. Лесничества разделены на лесохозяйственные участки и обходы.

Учебно-производственная деятельность включает заготовку древесины и ее комплексную переработку и обеспечена: транспортным цехом, ремонтными мастерскими.

Руководство лесхозом осуществляет руководитель (директор), являющийся по должности одновременно старшим инспектором по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхоза. Директор лесхоза подчиняется ректору МарГТУ.

Директор лесхоза несет ответственность за состояние, рациональное использование лесного фонда, воспроизводство, охрану и защиту лесов, а также результаты хозяйственной деятельности лесхоза.

Первым заместителем директора лесхоза является главный лесничий.

Руководящую техническую работу в лесхозе ведут ведущие специалисты: по общим вопросам лесоводства, по лесным культурам, по лесозаготовкам, а так же механик, экономист, бухгалтера. Канцелярскую, учетную и другую работу ведут служащие.

Деятельностью лесничеств руководят лесничие, которые являются по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспризводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесничеств. Заместителем лесничего является его помощник.

Под руководством лесничих и их помощников работают лесники и техники, составляющие низовое звено управления лесным хозяйством. На техников и лесников возлагаются самые разнообразные обязанности по охране и защите лесов, по подготовке лесосечного фонда, проведению лесокультурных мероприятий и т. д.

Сформированная структура управления УОЛ является оптимальной для условий лесхоза и не требует изменения. Штат лесхоза и его структурных подразделений укомплектован. Существующая система управления лесхоза позволяет организовать сложенную работу всей лесной охраны.

Учебно-Опытный лесхоз (УОЛ) Марийского Государственного технического университета расположен на территории Республики Марий Эл к югу от республиканского центра города Йошкар-Олы.

Контора лесхоза находится в п. Нолька, что в 4 км от республиканского центра и в 5 км от ближайшей железнодорожной станции. Общая площадь лесхоза составляет 23571 га, в том числе городские леса- 278 га. Район расположения предприятия характеризуется развитой сетью дорог общего пользования. По территории предприятия проходят тракты Йошкар-Ола - Новочебоксарск, Йошкар-Ола - Казань, а также окружная дорога.

В связи со сложившейся обстановкой в стране резко возрастает значение анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Результаты анализа представляют интерес для различных категорий аналитиков: управленческого персонала, представителей финансовых органов, налоговых инспекторов, кредиторов и т.д.

Проанализируем основные показатели деятельности лесхоза за последние три года. Изменения в деятельности предприятия за 2003-2005 гг. можно охарактеризовать следующими показателями (табл. 1).


Таблица 1

Основные показатели деятельности УОЛ

Показатели

Года

Темп роста, %

2003

2004

2005

2004/2003

2005/2004

2005/2003

Выпуск товарной продукции, тыс. руб.

7437,3

7517,6

7725,3

101,1 102,8 103,9

Объем реализации продукции, тыс. руб.


4928,1


5529,8


7097,2


112,2


128,3


144,0

Лесохозяйственные работы, тыс. руб.

1877,4

1682,3

2368,6

89,6 140,8 126,2

Лесозащитные мероприятия, тыс. руб.

4,6

0,92

1,4

20,0 152,2 30,4

Лесовосстановительные работы, тыс. руб.

205,2

167,7

223,03

81,7 133,0 108,8

Противопожарные работы, тыс.руб.

108,1

156,1

128,1

144,5 82,0 118,5

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

32428

32428

32539

100,0 100,3 100,3

Коэффициент износа основных фондов

0,706

0,676

0,657

95,8 97,2 93,1

Среднегодовая численность ППП, чел.

из них рабочих, чел.


56

48


56

46


56

47


100,0

95,8


100,0

102,2


100,0

97,9

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

283,4

284,2

284,5

100,3 100,1 100,4
Фондоотдача, руб./руб. 0,15 0,23 0,22 153,3 95,7 146,7

Годовой ФОТ ППП,

тыс. руб.,

из них рабочих, тыс. руб.


1420,7 1009,5


1884,4 1478,1


2489,1 1781,0


132,6

146,4


132,1

120,5


175,3

176,4

Среднемесячная заработная плата работника ППП руб.


2856


3437


4222


120,3


122,8


147,8

Среднегодовая

выработка продукции на одного работника

ППП, тыс. руб./чел.

134,0

137,9

137,4

102,9

99,6

102,5

Затраты на 1 рубль

товарной продукции, руб.

0,66

0,73

1,0

110,6

137,0

151,5

Платежи за пользование

лесным фондом из бюджета РФ, тыс. руб.

313,0

544,8

991,8

174,1

182,0

316,9


Значительная разница между выпуском товарной продукции и объемом проданной продукции объясняется низким спросом на продукцию со стороны потребителей, в связи с чем растут остатки нереализованной готовой продукции.

За 2003-2005 гг. на 2,5% возросла производительность труда, что напрямую связано с ростом заработной платы как главного стимулятора деятельности.

Основные средства учебно-опытного лесхоза имеются в достаточном количестве, но с большим процентом изношенности и требуют обновления за счет капитальных вложений из бюджета, так как УОЛ не имеет собственных средств на их приобретение и модернизацию. Обеспеченность лесхоза транс-портными средствами для выполнения лесохозяйственных работ относительно достаточная, но с учетом амортизации требуется их обновление. В лесхозе ощущается острый недостаток запасных частей, слаба ремонтная база. Ремонт автомобилей и тракторов производится силами водительского состава.

Увеличение фондовооруженности в 2003-2005 гг. произошло за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств и снижения численности работников лесхоза.

Вследствие роста выпуска товарной продукции лесхоза наблюдается рост фондоотдачи в 2004-2005 гг., что свидетельствует о более эффективном использовании основных фондов на предприятии.

В данном лесхозе в составе лесохозяйственной деятельности ведущее место занимают лесохозяйственные работы. Показатели удельного веса лесозащитных работ в общем объеме работ очень незначительны. Затраты на лесовосстановительные работы в 2004 году снизились по сравнению с 2003 годом, что объясняется сложным финансовым положением предприятия. Но ситуация изменилась немного в 2005 г.

Финансирование лесохозяйственной деятельности учебно-опытного лесхоза осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Марий Эл и внебюджетных средств, поученных от предпринимательской деятельности. Платежи с 2003 года имеют тенденцию к увеличению, в процентном соотношении этот показатель равен 30 %, но это недостаточно для расширенного функционирования лесхоза, в связи с чем УОЛ вынужден искать собственные резервы для своего развития.


1.2. Характеристика лесохозяйственной деятельности Учебно-опытного лесхоза


Показатели УОЛ по лесохозяйственной деятельности приведены в табл. 2. Наблюдаем снижение приживаемости лесных культур в 2005 году по сравнению с 2003 годом на 1,2%. Рост вложений средств на 1 га площади составил 60,1 руб. или 20,2% за период 2003-2005 гг.

Таблица 2

Показатели лесохозяйственной деятельности УОЛ

Показатели

Ед. изм.

2003 г.

2004 г.

Темп роста, %

2005 г.

Темп роста, %

Приживаемость лесных культур

%

93,3

94,3

101,7

92,1

97,7

Вложение средств на 1 га общей

руб.

297

324,8

109,4

357,14

110,0

площади







Затраты на 1 куб. м заготовленной

руб.

338

328,5

97,2

349,6

106.4

от рубок ухода древесины







Доля ФЗП в общей сумме затрат

%

41,6

41,13

98,9

41,7

101,4

Доля собственных средств в об-

%

92,6

71,5

77,2

72,5

80,8

щей сумме затрат







Доля ассигнований в общей

%

23,6

24,5

103,8

27,5

104,1

сумме затрат







Средняя списочная численность

Чел.

62

64

103,2

63

98,4

работающих








В 2003-2005 гг. доля фонда заработной платы работников лесхоза в общей сумме затрат осталась неизменной, а доля собственных средств сократилась на 20,1%.

В анализируемом периоде лесосечный фонд УОЛ использовался рационально. Нарушений правил отпуска леса и правил рубок не было.

Основными лесопользователями учебно-опытного лесхоза являются (табл. 3):

- Минобразования РФ – МарГТУ, другие министерства и ведомства;

- организации - Минстрой и ЖКХ РМЭ; ОАО ДОЗ «Марагрострой», ГУЛ «Суслонгерский л/к», ООО РП «Илыш»;

- местное население.

Основным лесозаготовителем является МарГТУ. На него приходится больший объем хвойной и деловой древесины. В 2004 г. произошло резкое снижение отпуска древесины населению и прочим организациям, это связано с истощением лесосечного фонда.

В 2005 году по главному пользованию объем отпуска произведен согласно постановления правительства Республики Марий Эл от 18.11.2004 г. № 353. Дре­весину от прочих рубок заготовлял сам лесхоз на площади 336 га ликвидом 3,0 тыс.кбм.

Отпуск древесины производится платно и бесплатно (табл. 4). В УОЛ бесплатно отпускалась древесина:

1. участникам Великой Отечественной войны;

2. инвалидам 1 и 11 групп;

3. пенсионерам, проживающим в сельской местности;

4. лицам, пострадавшим от стихийных бедствий.

Следует также отметить, что участки лесного фонда не арендуются, поэтому платежи взимаются только в виде лесных податей. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ.

По табл. 4 видим, что объем бесплатно отпущенной древесины незначительный. В основном преобладает платный отпуск, доля которого в общем объеме за три года сократилась с 87% до 79%. Соответственно увеличился бесплатный отпуск древесины: с 13% до 21%.

Нарушений лесозаготовителями правил отпуска древесины на корню не об­наружено. Побочное пользование проводилось местным населением в размерах, опреде­ленных лесоустройством.

В долгосрочном пользовании находится 30 га сенокосных угодий по времен­ному договору с совхозом "Овощевод" сроком на 5 лет, для выращивания кормо­вых трав.

Проанализируем затраты на ведение лесного хозяйства.

Производственная программа по лесному хозяйству представляет собой номенклатуру и объемы работ, подлежащих выполнению за год. Она отражает лесоводственную необходимость работ и мероприятий в увязке с возможностями выделения средств на их проведение. Затраты на лесохозяйственное производство включают: прямые (производственные) расходы по видам работ и мероприятий, общепроизводственные расходы и расходы на содержание лесохозяйственного аппарата.

В данном лесхозе в составе лесохозяйственной деятельности ведущее место занимают лесохозяйственные работы (табл. 5), затраты на которые имеют тенденцию к уменьшению до 2004г., а в 2005г. произошло увеличение показателя на 3 %. Показатели удельного веса лесозащитных работ в общем объеме работ очень незначительны. Затраты на лесовосстановительные работы в 2004 году снизились по сравнению с 2003 годом, что объясняется трудным финансовым положением предприятия. Противопожарные мероприятия также составляют небольшую долю в общей структуре затрат.

Анализ общепроизводственных расходов производится в сопоставлении фактической суммы расходов с плановой в целом по смете и по отдельным ее статьям (табл. 6). Из таблицы видно, что фактически сумма общепроиз-водственных расходов по всем статьям, кроме статьи на содержание собственного автотранспорта в отчетном периоде оказалась ниже запланированной, имеется экономия 1627,1 в 2003 году и 1524,36 тыс. руб. в 2004 году, а в 2005 году - 2654,77 тыс. руб.

Но минимизацию затрат за счет экономии на охране труда, подготовке рабочих кадров, приобретения спецодежды следует считать недопустимой. Также отрицательным моментом является то, что расходы на капитальное строительство фактически и по плану предусматривались только в 2001 году, а также предусматривались по плану, но не производились фактически затраты на капитальный ремонт в 2004-2005 гг. Главной причиной этому послужило недостаточное поступление собственных средств.

В целом общепроизводственные расходы имеют тенденцию к возрастанию по сравнению отчетного периода с предыдущими.

Расходы на содержание лесохозяйственного аппарата включают в свой состав, кроме заработной платы работников аппарата и отчислений на социальное страхование, такие административно-хозяйственные расходы, как канцелярские, почтово-телеграфные, командировочные и служебные разъезды, оплата коммунальных услуг и т.п.

Анализ исполнения сметы расходов на содержание лесохозяйственного аппарата производят по всем статьям, сопоставляя фактические расходы с плановыми и с расходами за предыдущий год.

Анализируя данные таблицы 6 можно судить о том, что фактические расходы на содержание лесохозяйственного аппарата ниже запланированных по всем статьям за отчетный 2005 год на 2654,8 тыс. руб. и на 1627,1 и 1524,4 тыс. руб. соответственно в 2003 и 2004 годах. Главной причиной допущенной экономии послужило недостаточное поступление собственных средств.

Сравнивая фактические показатели расходов на содержание аппарата управления, следует отметить, что наблюдается увеличение данных показателей за отчетный период на 1122 тыс. руб. по сравнению с периодом 2004 года. Это связано с ростом величины заработной платы и увеличением минимальной тарифной ставки ETC.

Рассмотрим источники финансирования затрат на лесное хозяйство.

Лесное хозяйство находится на бюджетно-сметном финансировании. Источниками покрытия затрат являются собственные операционные средства, часть свободного остатка прибыли хозрасчетных производств и бюджетные ассигнования. В годовых планах устанавливаются объемы работ, расходов средств и источников покрытия затрат на планируемый круг работ.

При существующей сметно-бюджетной системе финансирования затрат на ведение лесного хозяйства принято считать, что возмещение бюджетные ассигнований производится за счет поступлений лесного дохода. Под лесным доходом понимают поступающие в государственный бюджет денежные средства, выручаемые в результате пользования лесами.

В состав лесного дохода Учебно-опытного лесхоза входят следующие виды поступлений:

- лесные подати, вносимые лесозаготовителями за лес на корню;

- суммы денежных средств от продажи ветровальной, буреломной и другой древесины, а также от реализации второстепенных лесных материалов (новогодние елки);

- выручка от реализации лесопродукции, оставленной заготовителями на лесосеках после установленного срока вывозки;

- от реализации незаконно срубленной и конфискованной у лесонарушителей древесины;

- суммы, взысканные судом в возмещение ущерба, причиненные лесному хозяйству лесонарушителями.

Финансирование лесохозяйственной деятельности Учебно-опытного лесхоза осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Марий Эл и внебюджетных средств, поученных от предпринимательской деятельности.

Общая сумма затрат на ведение лесного хозяйства и их финансирование растет в связи с ростом заработной платы, ростом тарифов на коммунальные услуги и ростом цен на горюче-смазочные материалы и запчасти.

В 2001 году бюджетное финансирование выделялось на заработную плату, включая надбавку за выслугу лет и компенсационные выплаты, премии и материальную помощь. Начиная с 2003 года премии, доплаты и надбавки, материальная помощь финансируются за счет собственных средств. А с 2005 года из федерального бюджета выделены средства только на размер оклада и районного коэффициента работников лесоохраны, бюджет Республики Марий Эл финансирует заработную плату, надбавку за выслугу лет и компенсационные выплаты работников по лесовосстановлению.

Собственных средств недостаточно, поэтому премии и материальная помощь почти не выплачиваются. Доля собственных средств в общей сумме финансирования низкая, что связано с небольшим выходом деловой древесины, низкой платежеспособностью населения, а также в связи с отсутствием дополнительных источников поступления собственных средств.

Поступления внебюджетных средств от лесохозяйственной деятельности имеет тенденцию увеличения, но их доля в операционных расходах остается низкой (табл. 7). В настоящее время основным источником поступления внебюджетных средств является продажа древесины от рубок ухода, в основном дров.


Таблица 7

Внебюджетные доходы в лесном хозяйстве УОЛ

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

отклонение


сумма, тыс. руб.


уд.

вес, %


сумма, тыс. руб.


уд. вес, %


сумма, тыс. руб.


уд. вес, %


по сумме, тыс. руб.

по уд. весу, %








2004/ 2003

2005/ 2004

2004/ 2003

2005/ 2004

1 . Поступление внебюджетных средств всего

2274,2

100

2553

100

2638

100

278,8

130

82

83

в т.ч. за лесопродукцию

1356,4

60

1702,1

67

1863,2

70,63

1067,7

111,9

168

153

прочие

917,8

40

850,9

33

864,1

35

82,2

84

11

12,3

Итого доходов

2274,2

100

2553

100

3681

100

1149,9

1368

82

80

2. Операцион-ные расходы

8364,7


9350,7


9567,2


3571


62


3. Доход на 1 р. операционных расходов, р.

0,27


0,27


0,28


0,03


13



Лесхоз испытывает очень большие трудности в изыскании финансовых средств, что влияет на общее финансовое состояние, низкую заработную плату, наличие просроченной задолженности по заработной плате, долгов по налогам и сборам. Средства на капитальные вложения из бюджетов разных уровней не выделялись.


1.3. Анализ результатов производственно-финансовой деятельности УОЛ


Учебно-опытный лесхоз МарГТУ имеет подсобное промышленное производство, побочным пользованием не занимается.

В лесах лесхоза произрастают более 10 видов съедобных грибов, большое количество растений, ягод и диких плодов. Заготовку этой побочной продукции производит местное население и аптека. Поскольку сосновые насаждения представлены разбросанными участками и подсочка их нерентабельна, поэтому она лесхозом не проводилась. Вопрос об осмолоподсочке из-за отсутствия сырьевой базы не рассматривался.

Учебно-производственные мастерские находятся в п. Зеленый. Нижний склад включает следующие участки: погрузочно-разгрузочный участок; лесопильный цех; сушильные камеры; столярный цех; лакокрасочный цех; тарный цех; обслуживающий участок. Древесина поступает на нижний склад в круглом виде с верхних складов лесосек и промежуточных складов п. Чернушка и п. Зеленый. Дровяная древесина, баланс, фанерный кряж реализуется в круглом виде, минуя нижний склад.

Лесопильный цех производит распиловку круглого леса. Распиловка производится лесопильной рамой Р-63-4А (в развал) и Р-63-4Б (в брусовку). Пиломатериал, не отвечающий требованиям ГОСТа, дополнительно перерабатывается на обрезном станке (удаляются пороки). Готовая продукция вручную грузится на тележки и отправляется на склад. Отходы лесопиления удаляются вытяжкой в циклон.

Подготовка пиломатериалов к глубокой переработке производится в сушильных камерах. Глубокой переработкой древесины занимается столярный, тарный и лакокрасочный цех.

Столярный цех производит широкий перечень товаров народного потребления. Цех оборудован токарным, фрезерным, фуговальным, рейсмусовым, шлифовальным, сверлильным, торцовочным и заточным станками, столам для сбора готовой продукции и складом для хранения готовой продукции. Очистка воздуха производится в циклоне.

Тарный цех занимается производством тары. Цех оборудован многопильным, фрезерным станками и маятниковой пилой. Имеется принудительная вентиляция.

Лакокрасочный цех наносит защитное покрытие на продукцию.

При переработке древесины образуются отходы: опил, рейки, обрезки. Отходы нижнего склада используются полностью. Часть отходов реализуется населению и организациям, оставшаяся часть используется в качестве топлива для котельной.

Основные показатели подсобного промышленного производства в УОЛ МарГТУ представлены в табл. 8.


Таблица 8

Основные показатели подсобного промышленного производства в УОЛ







2003/

2004/

2004/

2005/

Показатели

Ед.

2001 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2001

2003

2001

2004


изм.





%

%

%

%

Выпуск товарной

тыс.









продукции

руб.

74373

7517,6

7725,3

7692,2

101,1

102,8

103,9

99,6

Объем реализации

продукции

тыс.

руб.

5109,0

4928,1

5529,8

7097,2

96,5

112,8

108,2

128,3

Прибыль (убыток)

тыс.

-6594

-6594

-6594

-6594

-

-

-

-

от реализации

руб.







продукции










Затраты на 1 рубль










товарной продукции

руб.

0,79

0,88

0,95

1,0

111,4 108,0 120,2 105,3

Среднесписочная










численность ППП

чел.

60

56

56

56

93,3

100

93,3

100

Среднегодовая










выработка продукции на

тыс.

руб./

124,0

134,0

137,9

137,4

108,1

102,9

111,2

129,1

одного работника

чел.







ППП










Среднемесячная










заработная плата работника ППП

руб.

1467,5

2114,1

2804,2

3704,2

144,1

132,6

191,1

132,1


Отрицательная разница между объемом проданной продукции и выпуском товарной продукции объясняется низким спросом на продукцию потребителями, в связи с чем растут остатки нереализованной готовой продукции. Тем не менее, следует отметить, что эти показатели имеют тенденцию к уменьшению их разницы.

Качество выпускаемой продукции часто не соответствует запросам покупателей. Затраты на производство продукции находятся на высоком уровне из-за перерасхода материалов, горючего, масел.

За отчетный период подсобное производство не имело никакой прибыли, выручка от реализации соответствовала себестоимости проданных товаров.

Одним из важнейших факторов увеличения объема работ является обеспеченность лесхоза основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.

К основным фондам предприятий лесного хозяйства относятся все средства труда, кроме земли и леса.

В зависимости от назначения основные фонды делят на производственные и непроизводственные. Непроизводственные основные фонды прямого участия в процессе труда не принимают, выполняют вспомогательную роль. В УОЛ к ним относятся жилые дома.

Производственные основные фонды делятся на промышленные производственные и производственные фонды других отраслей.

Состав и структура основных средств лесхоза представлены в табл. 9.

Из таблицы 9 видно, что основную долю в основных фондах лесхоза (более 70%) составляют здания, т.е. пассивная часть основных средств. Непроизводственные фонды занимают небольшую долю, всего 14%. Основные средства лесохозяйственного назначения колеблются в пределах 30%.

За анализируемый период изменения в структуре основных фондов произошли незначительные. Стоимость основных фондов за три года уменьшилась на 678,8 тыс. руб., снижение стоимости обусловлено выбытием транспортных средств.

Промышленные производственные основные фонды непосредственно участвуют в выпуске продукции. В УОЛ к ним относятся:

1. трелевочные тракторы - ТТ-4М, ТДТ-55А, трелевочные тракторы с манипулятором - ТБ-1М, ЛП-18А;

2. лесовозные автомобили - УРАЛ-375, ЗиЛ-131, КаМАЗ, МАЗ;

3. оборудование нижних складов - башенный кран БКСМ-4, раскряжевочная установка ЛО-15С;

4. деревообрабатывающие станки и оборудование - лесопильные рамы Р-63-4А, Р-63-4Б, пилы АЦ-ЗС и т.д.

Производственные фонды других отраслей в УОЛ представлены главным образом тракторами, почвообрабатывающими и лесопосадочными машинами, бульдозерами и др. ср., предназначенными для выполнения комплекса лесохозяйственных, лесомелиоративных и иных работ.

В лесхозе к ним относятся: культиватор КЛБ-1,7, сеялка СЛН-1, ССР-1-2, лесопосадочная машина, плуги ПКЛ-70-3, ПКЛ-70-40, плуг навесной, выкопочный плуг, бороны ЗИГ-ЗАГ, опрыскиватели, корчеватели, кусторезы СЕКОР-3, лесопосадочная машина, лесной диск - ДЛКТ.

Основные средства учебно-опытного лесхоза имеются в достаточном количестве, но с большим процентом изношенности и требуют обновления за счет капитальных вложений из бюджета, так как нет собственных средств на приобретение.

Далее проведем анализ показателей движения и технического состояния основных фондов (табл. 10).

Таблица 10

Показатели движения и технического состояния основных средств УОЛ

Показатели

Уровень показателя

Отклонения


2003

2004

2005

2004-2003

2005-2004

Коэффициент обновления

0,016

0,022

0,003

0,006

-0,019

Коэффициент выбытия

0,003

0,008

0,002

0,005

-0,006

Коэффициент прироста

0,132

0,151

0,158

0,019

0,007

Коэффициент износа

0,706

0,676

0,657

-0,012

-0,009

Коэффициент годности

0,294

0,324

0,343

0,012

0,011


Сведения из таблицы показывают, что техническое состояние основных средств удовлетворительное: коэффициент обновления очень низкий, прирост основных фондов незначительный, почти на 70% основные фонды изношены.

Анализ использования основных фондов предприятия осуществляется на основе показателей фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности.

Показатель фондоотдачи – это важнейший экономический показатель использования основных фондов, который определяется как отношение стоимости продукции, работ, услуг к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Он показывает, сколько приходится продукции в денежном выражении на 1 руб. основных производственных фондов.

Показатель, обратный фондоотдаче, называется фондоемкостью, этим показателем характеризуется доля основных фондов, приходящихся на единицу произведенной продукции и работ.

Показатель фондовооруженности определяет насыщенность производственного процесса основными фондами и определяется как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к численности работников организации.

Рассмотрим использование основных производственных фондов лесхоза (табл. 11).

Таблица 11

Эффективность использования основных фондов лесхоза


Показатель

Уровень показателя

Отклонения


2003

2004

2005

2004/

2003

2005/

2003

2005/

2004

Фондовооруженность,

тыс. руб./чел.

283,4

284,2

284,5

0,8

0,1

0,3

Фондоотдача, руб./руб. 0,15 0,17 0,22 0,02 0,07 0,05

Фондоемкость, руб./руб.

6,58 5,86 4,58 -0,72 -2,00 -1,28

За период 2003-2005 гг. стоимость основных фондов возросла всего на 0,3% при росте реализованной продукции и выполненных работ 44%. В связи с этим фондоотдача возросла на 7 коп. или на 46,7%, а фондоемкость снизилась на 30,4%. Рост фондоотдачи и соответственное уменьшение фондоемкости продукции свидетельствуют о достаточно эффективном использовании основных фондов в лесхозе.

Увеличение фондовооруженности в 2005 году произошло за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств и снижения численности работников лесхоза. Рост фондовооруженности оценивается положительно в работе организации.

Анализ использования труда и заработной платы начинается с изучения выполнения плана по численности и составу работников, т.е. обеспеченности предприятия кадрами (табл. 12).

Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

Исходя из данных таблицы 12, в лесхозе наблюдается постепенное снижение среднесписочной численности по лесохозяйственной и предпринимательской деятельности, вследствие уменьшения финансирования из бюджета и не достаточности собственных средств.

Фонд заработной платы в 2004 году увеличился по сравнению с 2003 годом на 1253,7 тыс.руб. в связи с ростом минимальной заработной платы. Также произошло незначительное увеличение фонда заработной платы в 2005 году и составило 1374,7 тыс. руб.

Среднемесячная заработная плата работника лесхоза составила в 2004 году – 3437 руб., в 2005 году – 4222 руб., что на 22,8% больше уровня предыдущего года. В том числе заработная плата работника лесного хозяйства – 4100 и 4793 руб. соответственно в 2004 и 2005 годах (рост 16,9%), работника учебно-производственных мастерских – 2804 и 3704 руб. (рост – 32%).

В лесхозе наблюдается высокий уровень текучести кадров, что объясняется сезонностью работ, тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой.

В 2003-2005 гг. балансовой прибыли у лесхоза нет.

Затраты на 1 руб. товарной продукции Учебно-производственных мастерских составили 0,95 руб. в 2004 году и 1,00 руб. в 2005 году.

Данные о себестоимости и рентабельности отдель­ных видов продукции приведены в табл. 13.

В 2003 году производство всех видов продукции было прибыльно. Наибольшая рентабельность отмечена по дверным и оконным блокам (110 и 102% соответственно), тарным комплектам (106%) и хлебным лоткам (109%).

В 2004 году по таким видам продукции как пиломатериалы, рентабельность составила 20,7%, половая рейка - 28,9%, плинтус - 25,9%. В 2004 году убыточно производство штакетника.

В 2005 году по таким видам продукции как пиломатериалы рентабельность составила 11,9%, вагонка и половая рейка - 2,1%, штакетник -28,2%. Рост себестоимости отдельных видов продукции вызвал убыточность производства: филенчатые двери с блоками -12,1%, тарные комплекты -19,5%, плинтус -4,7%.

Падение рентабельности в 2005 г. на основные виды продукции УОЛ связано, прежде всего, с превышением затрат на производство и реализацию работ и услуг над общим объемом выручки от реализации продукции.

Данные, приведенные в таблице 13 показывают, что доходы предприятия значительно сократились. У предприятия наблюдается очень низкая рентабельность вследствие превышающего роста затрат над темпами роста выручки от реализации продукции. В целом можно сделать вывод, что УОЛ работает для того, чтобы покрыть свои расходы.

На предприятии должна вестись активная работа по снижению себестоимости производства и реализации готовой продукции, экономии сырья и материальных ресурсов; поддержанию дисциплины производства.

2. Анализ объема выработанной продукции и пути его увеличения


2.1. Теоретические основы анализа объема выработанной продукции и пути его увеличения


Объем выпуска и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет от­дается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных по­казателей имеет большое значение. Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли предприятия. Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

1) оценки степени выполнения плана реализации продукции и производственной программы; 2) оценки динамики выпуска и реализации продукции;

3) оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;

4) установление причин снижения объектов производства и неритмичности выпуска;

5) количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции, разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция. Объекты анализа, предлагаемые Любушиным Н.П. представлены на рис. 1.


Рис. 1. Объекты анализа объема произведенной продукции

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Перспективный анализ выпуска и реализации составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.

Ретроспективный анализ объема и структуры выпуска продукции Любушин Н.П. предлагает проводить в несколько этапов:

1. Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.

2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

Этап 1. Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции проводится с помощью показателей: базисных темпов роста; цепных темпов роста; среднегодовых темпов роста (прироста).

Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объектами анализа при этом являются валовая, товарная, реализованная продукция, оцененные в стоимостных показателях, а также выпуск продукции в натуральных показателях.

Этап 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана являлся формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций. В настоящее время, когда предприятие разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку товаров, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить: степень выполнения договорных обязательств; качество планирования; качество менеджмента.

В то же время планы выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т.д.

Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала. Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру.

Этап 3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности, объем товарной продукции в стоимостном выражении. Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

Этап 4. Анализ по оценке точки безубыточности.

Анализ объема выпуска и реализации продукции является частью управленческого анализа и проводится с целью обоснования управленческих решений, направленных на повышение эффективности производства. Кроме того, большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах «минимальный – максимальный» объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону, «безопасности» предприятия и при отрицательном значении «безопасности» снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства и тем самым снизить издержки или прекратить производство продукции. Сравнение достигнутого объема выпуска с макси-мальным объемом, определяемым производственным потенциалом предприя-тия, позволяет оценить возможности роста прибыли при увеличении объемов производства, если увеличивается спрос или доля предприятия на рынке.

Савицкая Г.В. также предлагает анализ начинать с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

Твп = n±11234*Т5*Т6 (1),

где Твп - темп роста выпуска продукции;

Трп - темп роста реализации продукции;

Тпр - темп прироста.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуще­ствляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а так­же отклонение от плана

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важней­ших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой про­дукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при умень­шении доли низкорентабельной продукции.

Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объём незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачи­ваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и пред­приятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки ритмичности работы используют коэффициент вариации (Кв), он определяется как отношение среднеквадратического отклонения от плано-вого задания за сутки (дека­ду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекад-ному, среднеме­сячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

Кв = [^е(x-x’)2/n]/x’пл (2),

где (х – х’)2 – квадратическое отклонение от среднеквартального (среднемесячного) задания;

n – число периодов;

xпл – среднеквартальный плановый (среднемесячный) выпуск продукции.

Причины аритмичности – трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.

Резервы роста объема производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск резервов облегчается при наличии их классификации. Любушин Н.П. предлагает прирост объема выпуска продукции производить за счет следующих факторов:

Приращение продукции в результате создания дополнительных рабочих мест.

  1. Приращение объема продукции от ввода нового оборудования.

  2. Приращение продукции от ликвидации потерь рабочего времени.

  3. Приращение продукции от ликвидации потери времени работы оборудования.

  4. Приращение продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда.

  5. Приращение выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда.

  6. Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.

Полнота подсчетов резервов зависит от определения решающей группы ресурсов. Решающая группа определяется по структуре затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким.

Савицкой Г.В. также особое внимание уделяет изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффектив­ность их использования:

ВП = ЧР*ГВ (3)

РП = ЧР*ГВ*Дв (4),

где ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;

ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

Дв – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ*ФО (5)

РП = ОПФ*ФО*Дв (6),

где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предпри-ятия;

ФО - фондоотдача основных производственных фондов;

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффек­тивность их использования:

ВП = МЗ*МО (7)

РП = МЗ*МО*Дв (8),

где МЗ - сумма потребленных материальных запасов для производства про-дукции;

МО - материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного факторного анализа.

После этого определяют резервы увеличения производства и реали­зации продукции, основные источники которых приведены на рис. 2.


Рис. 2. Источники резервов увеличения объема выпуска продукции


Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбаланси­рованы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, уста­новленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

Чтобы выявить данные резервы, необходимо более детально проанализировать использование трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда на предприятии.


2.2. Анализ объема произведенной продукции Учебно-опытного лесхоза и пути его увеличения


За анализируемый период 2003-2005 гг. изменений в составе промышленного производства не произошло.

В основном, ассортимент выпускаемой продукции остался прежним (табл. 14-15): филенчатые двери с блоками, оконные рамы с блоками, тарные комплекты, хлебные лотки, вагонка, обналичка, плинтус, половая рейка, пиломатериалы.


Таблица 14

Ассортимент выпускаемой продукции учебно-производственных мастерских лесхоза за 2003-2004 гг.

Показатели

Ед. изм.

2003 г.

2004 г.

% вып. к 2003 г.




кол-во

тыс. руб.


1

2

3

4

5

6

Вывозка древесины - всего

м3

7736,65

7827,0

1764,0

101,2

В т. ч. деловой

м3

6756,35

6320,0

1746,6

93,5

Нолька

м3

1152,05

2150

544,5

186,6

Корта

м3

1308,1

1088

290,9

83,2

Чернушка

м3

4296,2

3082

911,3

71,7

Дровяное долготье

м3

980,3

1491,0

17,2

152,1

Нолька

м3

310,5

709,0

7,1

228,3

Корта

м3

197,4

374,0

3,9

189,5

Чернушка

м3

472,4

408,0

6,2

86,3

Дрова 2-х метровые

м3

-

16,0

0,2

-

Произведено п/м

м3

3631,9

4052,9

4569,7

111,6

Брус

м3

82,74

71,19

141,2

86,0

Лафет

м3

61,2

145,7

204,0

238,1

Двери фил.

м2/шт.

358,7

373,26

341,5

104,1

Двери на иглах

шт.

9,6

11,82

3,5

123,1

Притв. планка

п/м

60

-

-

-

Плинтус

п/м

2695

922

9,5

34,2

Обналичка

п/м

1419

877

14,4

61,8

Фигурная рейка

п/м

210

-

-

-

Тарные комплекты

шт.

3276

2333

197,7

71,2

Хлебные лотки

шт.

866

-

-

-

1

2

3

4

5

6

Оконные рамы

м2

293,48

157,16

75,4

53,6

Штакетник

м3

4,36

15,1

16,9

346,3

Штапик

п/м

2850

770

2,5

27,0

Рамки

шт.

-

32

4,04

-

Черенки

шт.

303

392

6,8

129,4

Подоконная доска

шт.

243,8

1409

0,7

578

Лопаты фанерные

шт.

-

3

0,07

-

Щиты аншлаги

шт.

-

19

2,2

-

Поддоны

шт.

-

5

0,9

-

Стенды

шт.

-

18

3,4

-

Санки

шт.

-

1

1,5

-

Топорища

шт.

6

4

0,05

66,7

Ящики

шт.

1

2

0,4

200

Дрова-отходы

м3

1520,8

1477,9

82,7

97,2

Опил

м3

947,7

963,1

54,7

101,6

Деловой горбыль

м3

99,7

110,0

39,0

110,3

Вагонка

м3

41,68

27,49

64,2

65,9

Половая рейка

м3

31,43

30,15

72,1

95,2

Доска разделочная

м3

-

4

1,8

-

Коробки дверные

м3

-

114,8

37,0

-

Щиты

м3

200

23

12,3

11,5

Оконная коробка

п/м

15,43

-

-

-

Итого




7725,3



Фактический объем товарной продукции в 2004 г. выполнен на 102,7% по сравнению с 2003 г. и вырос по таким показателям, как лафет на 238,1%, штакетник на 346,3 %, двери филенчатые на 104%, двери на иглах на 123,1%, пиломатериал на 111,6 % .

Снижение производства в 2004г. произошло на производстве вагонки, половой рейки, плинтуса, тарных комплектов, обналички, оконных блоков, штапика.

Фактический объем товарной продукции в 2005 году выполнен на 129% по сравнению с 2004 г. и вырос по таким показателям, как, брус на 119,3 %, двери филенчатые на 105%, пиломатериал на 121,5%, плинтус на 170,6%, обналичка на 200,5%, вагонка на 115,6%, половая рейка на 105,8%.

Снижение объемов производства в 2005 г. произошло на производстве по выпуску оконных блоков 46,2%, штакетник 53,6% (табл. 15).


Таблица 15

Ассортимент выпускаемой продукции учебно-производственных мастерских лесхоза

Показатели


Ед. изм.


Факт

Факт 2005 г.

% вып. к 2004 г.



2004 г.

кол-во

руб.


1

2

3

4

5

6

Вывозка древесины -всего

м3

7827,0

9856,6

2398619

125,9

В т. ч. деловой

м3

6320,0

8380,0

2310035

132,6

Нолька

м3

2150

3358,0

854400,0

156,2

Корта

м3

1088

3093,0

881687,0

284,3

Чернушка

м3

3082

1929,0

573948,5

62,6

Дровяное долготье

м3

1491,0

1476,6

88583,70

99,0

Нолька

м3

709,0

668,0

11909,28

94,2

Корта

м3

374,0

706,0

75605,54

188,7

Чернушка

м3

408,0

102,6

1068,88

25,1

Дрова 2-х метровые

м3

16,0




Произведено п/м

м3

4052,9

4926,1

6065888

121,5

Брус

м3

71,19

84,93

127413,6

119

Лафет

м3

145,7

149,6

240856,0

102,7

Двери фил.

м2/шт

373,26

391,82

428388,6

105,0

Двери на иглах

шт.

11,82

7,31

2814,35

61,8

Притв. Планка

п/м

61,4

711,01


Плинтус

п/м

922

1573

18624,3

170,6

Обналичка

п/м

877

1758,8

33188,56

200,5

Фигурная рейка

п/м

560

4664,80


Тарные комплекты

шт.

2333

2474

209671,5

106,0

Оконные рамы

м2

157,16

72,66

33605,25

46,2

Штакетник

м3

15,1

8,1

10141,20

53,6

Штапик

п/м

770

593

1150,42

12,9

Ящики для б/пил

шт.

32




Черенки

шт.

392




Подоконная доска

шт.

1409




Лопаты деревянные

шт.

3




Щиты аншлаги

шт.

19




Ящики под пож.рукава

шт.

5




1

2

3

4

5

6

Детские стулья

шт.

18




Стол резной

шт.

1

5

4334,95


Топорища

шт.

4




Ящики

шт.

2




П/м из дав. леса ( Лафет)

м3


17,5

28175,00


Дрова-отходы

м3

1477,9

1905,9

114354,0

128,9

Опил

м3

963,1

1264,3

75858,00

131,3

Деловой горбыль

м3

110,0

106,0

44342,98

96,4

Вагонка

м3

27,49

31,78

89153,39

115,6

Половая рейка

м3

30,15

31,91

95368,46

105,8

Скамейки

м3

4

18

6457,80


Коробки дверные

м3

4,8




Щиты заборные

м3

23

100

14753,00


Щит пожарный

м3

1

1

150


Ящик под каучук

шт.


377

41450,00


Разделочные доски

шт.


15

705,90


Итого




7692219



Объем реализованной продукции в 2001г. составил 5109,6 тыс. руб. из общего объема вывезенной древесины 8399,2 кбм реализовано в круглом виде 229,16 кбм. Из общего объема реализованной продукции на предприятия и организации приходится 79%, население- 21%.

Объем реализованной продукции в 2003г. составил 4928,1 тыс. руб. из общего объема вывезенной древесины 7743,2 кбм реализовано в круглом виде 105,16 кбм. Из общего объема реализованной продукции на предприятия и организации приходится 77,4%, население- 22,6%.

Объем реализованной продукции в 2004г. составил 5529,8 тыс. руб. из общего объема вывезенной древесины 7827,0 кбм реализовано в круглом виде 233,9 кбм. Из общего объема реализованной продукции на предприятия и организации приходится 83,6%, население- 16,4%. Средняя стоимость реализованной продукции по потребителям существенно не различалась.

Объем реализованной продукции за 2005 г. составил 7692,2 тыс. руб. В учебно-производственные мастерские вывезено 9856,6 кбм древесины, из неё реализовано в круглом виде 44,92 кбм. Из общего объема реализованной продукции на предприятия и организации приходится 69,7%, население -30,3%. Средняя стоимость реализованной продукции по потребителям существенно не различалась.

На 2005 год необходимо ввести новые мощности по переработке пиломатериалов в конечную продукцию, расширить выпуск из отходов.

Бюджетные ассигнования на финансирование лесного хозяйства уменьшаются год от года. Таким образом, лесхозу необходимо рассчитывать на поступление собственных средств. Анализ структуры показал, что наибольший удельный вес занимают поступления за лесопродукцию.

Большие резервы для поступления собственных средств заложены в получение прибыли от промышленного производства. Здесь упор необходимо сделать на организацию переработки древесины в лесхозах. Необходимо так организовать производство, чтобы от древесины не оставалось никаких отходов. Для расширения производства можно использовать кредиты. Если производство будет рентабельным и быстро окупится (например, производство древесностружечных плит), то деньги на его организацию можно найти.

Далее рассмотрим решения по дальнейшему увеличению объема произведенной продукции лесхоза.

Группу продукции «пиломатериал» можно считать «Звездой», не требующими для своего существования каких-то дополнительных усилий. Данный вид продукции занимает лидирующее положение, его следует оберегать и укреплять.

Общий прирост объемов продаж предприятия происходит в основном за счет группы пиломатериала, это означает, что при принятии финансовых решений в первую очередь должны рассматриваться вопросы, связанные с финансированием мероприятий, направленных на поддержание темпов роста именно этой группы продукции.

Изучению подлежат возможности укрепления конкурентной позиции продукции. Данные товары незначительно воздействуют на рынок отрасли. Подлежат изучению возможности укрепления конкурентной позиции данной продукции и наращивания рентабельности деятельности при известных капиталовложениях.

Необходимо «спасать» группы рейки, вагонки, дверных блоков, «избавляться» от группы оконных рам, если нет веских причин, чтобы ее сохранить.

Далее необходимо проанализировать, какие группы оказывают наибольшее влияние на ситуацию при производстве УОЛ и как повлиять на ситуацию в нужном направлении.

Вторая по степени влияния - группа рейки, вагонки и бруса. Учитывая положительную тенденцию в темпах роста данных групп, при длительном их поддержании предприятие вполне может получить еще два перспективных вида продукции и тем самым, завоюет еще один сегмент рынка.

Доходность группы рейки и вагонки уступает только доходности пиломатериала (табл. 13). Предприятие на этой группе зарабатывает львиную долю своих доходов. Пересчитав доходность из процентов в рубли и взяв из таблицы объем реализации, можно получить очень точную оценку суммы получаемых доходов.

Данный подход является инструментом достижения целевой прибыли, особенно если в полномочиях руководства решения о цене продукта. Аналогичная картина происходит и с другими группами продукции лесхоза.

В группе пиломатериалов доходность самая высокая. Это может быть связано с ограничением спроса высокой ценой из-за недостатка производственных мощностей, и некоторыми другими факторами.

Что же с проблемными группами рейки, вагонки и бруса. Доходность их многим меньше группы пиломатериала. Своевременно скорректировав и цену продукта, и все маркетинговые мероприятия, предприятие может поправить положение дел и с этой группой. Возможна и другая мотивировка: ставилась задачи в короткий срок любой ценой заработать определенный объем прибыли. Поэтому на короткий промежуток времени предприятие пошло на понижение цены, зная, что позиции будут восстановлены как только цена станет конкурентоспособной.

На основе анализа сформируем продуктовую стратегию предприятия по отдельным видам продукции. Она содержит следующие стратегические решения по увеличению объемов произведенной продукции (табл. 16).


Таблица 16

Продуктовая стратегия УОЛ

Вид продукции Стратегия

Половая рейка, вагонка, брус, лафет, плинтус, обналичка


Следует оставить на прежнем уровне, так как у конкурента основной объем продаж. Необходимо ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции
Пиломатериал, тарные комплекты Следует увеличивать объемы продаж и долю рынка. Продукты требуют значительных инвестиций
Оконные рамы Следует убрать из продуктового портфеля предприятия

Таким образом, мы определили решения по распределению ресурсов и установления размера увеличения (уменьшения) ви­дов деятельности, а также ликвидации (освоения новых).

Относительно наращивания рентабельности деятельности при известных капиталовложениях, наиболее перспективными являются группы рейки, вагонки, бруса, плинтуса и обналички.

Продукция Учебно-опытного лесхоза в настоящее время является тем товаром, который способен приносить немалую прибыль. Лесхоз должен поддерживать достаточное количество лидирующих товаров (группа пиломатериала должна обеспечить долгую жизнь предприятию), обеспечивающих основную массу прибыли и способствующих финансированию других товаров. Не смотря на то, что продукция УОЛ не имеет постоянного устойчивого спроса, существует возможность увеличения продаж наиболее рентабельной продукции.

Для Учебно-опытного лесхоза должно стать постоянное наблюдение за объемами сбыта и прибыли от реализации производимых товаров с целью определения стадий жизненного цикла, на которых они находятся.

Как показал анализ (табл. 13), производство большинства видов продукции лесхоза в 2005 году является убыточным вследствие превышения затрат над доходами. Основным видом продукции лесхоза, имеющим наибольший удельный вес в структуре продаж и доходность, является пиломатериал. Учебно-опытному лесхозу необходимо осваивать новые производства с целью расширения предприятия, увеличения прибыли, повышения ассортимента и качества выпускаемой продукции.

Для укрепления своих позиций, повышения конкурентоспособности лесхозу необходимо разработать новую производственную программу с целью привлечения инвестиций для расширения сфер деятельности предприятия.

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции предприятие не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных товаров. Следовательно, у каждого предприятия должна быть своя программа разработки новых товаров. Для этого разрабатывается маркетинговая стратегия на следующий период времени, с тем, чтобы организовать сбыт своей продукции и возможность выхода на новые рынки в будущем.

Включение в производственную программу лесхоза новых видов продукции позволит ему наращивать объемы производства и прибыли, достигнуть лучших показателей финансово-хозяйственной деятельности, открыть новые перспективы развития деревообрабатывающего производства.

Поэтому целесообразно предложить несколько мероприятий по организации новых видов производств, которые нужно разработать для увеличения объемов прибыли и покрытия недостатка финансирования источниками собственных средств.

Мероприятия, направленные на увеличение объема произведенной продукции:

  1. По организации новых видов производств:

- организация изготовления плетеных изделий;

- заготовка новогодних елок;

- заготовка банных веников;

- заготовка метел.

2. По использованию продуктов побочного пользования:

- сбор березового сока;

- производство пихтового масла.

3. По оказанию услуг: услуги по предоставлению информации о лесфонде;

4. Введение калькуляции на вырубку молодняка под линиями электро-передач, нефте - и газопроводах.

Прогнозируемый рост объемов производства продукции Учебно-опытного лесхоза составит 20,8% в 2007 году по сравнению с 2005 годом (в сопоставимых ценах – 6,3%). При этом возрастут показатели среднегодовой выработки на одного работника, фондоотдачи основных производственных фондов и рентабельности продаж.

Таким образом, наблюдаем рост всех показателей развития производственного потенциала лесхоза.

В настоящее время Учебно-опытный лесхоз нацеливается на долгосрочные рыночные позиции, рассчитывая твердо удерживать занимаемую долю рынка, а при наращивании объемов производства

выводы и предложения


Проведенный в работе анализ производственно-хозяйственной деятельности и объема выработанной продукции Учебно-опытного лесхоза за период 2003-2005 гг. позволил сделать следующие выводы:

1) Лесосечный фонд Учебно-опытного лесхоза использовался рационально. Основным лесозаготовителем является МарГТУ. В основном преобладает платный отпуск древесины. В составе лесохозяйственной деятельности лесхоза ведущее место занимают лесохозяйственные работы.

2) Лесхоз испытывает очень большие трудности в изыскании финансовых средств, что влияет на общее финансовое состояние, низкую заработную плату, наличие просроченной задолженности по заработной плате, долгов по налогам и сборам.

3) Основную долю в основных фондах лесхоза составляют здания, т.е. пассивная часть основных средств. Основные средства имеются в достаточном количестве, но с большим процентом изношенности и требуют обновления за счет капитальных вложений из бюджета, так как нет собственных средств на приобретение.

4) В лесхозе наблюдается снижение среднесписочной численности. Фонд заработной платы увеличивался в связи с ростом минимальной заработной платы. В результате в условиях низкой заработной платы наблюдается большая текучесть кадров, что объясняется тяжелыми условиями труда.

5) Учебно-опытный лесхоз имеет подсобное промышленное производство, занимающееся переработкой древесины, однако данное производство не прибыльно.

6) Фактический объем товарной продукции выполнен в 2004 году на 102,7% по сравнению с 2003 годом, в 2005 году на 129% по сравнению с предыдущим годом. Ассортимент выработанной продукции лесхоза широкий, возрастает производство дверей филенчатых, пиломатериала, плинтуса, обналички. Наблюдается снижение в 2004-2005 гг. производства оконных блоков, половой рейки, штакетника.

7) Из общего объема реализованной продукции лесхоза наибольшая часть приходится на предприятия и организации (70-80%), оставшаяся часть продаж – на население.

8) Предприятию необходимо увеличить объем производства продукции, однако наблюдаем превышение затрат над вырученными доходами по основным видам продукции лесхоза, и, как следствие, убыточность производства. На перспективу целесообразно ввести новые мощности по переработке пиломатериалов в конечную продукцию, расширить выпуск из отходов.

9) В работе выделены направления роста объема произведенной продукции лесхоза. Перспективным направлением роста объемов выпуска и реализации продукции является производство пиломатериала в силу наибольшей доходности, также необходимо расширять производство рейки, вагонки, дверных блоков. Целесообразно лесхозу сократить производство оконных рам.

10) Продукция Учебно-опытного лесхоза в настоящее время является тем товаром, который способен приносить немалую прибыль. Лесхоз должен поддерживать достаточное количество лидирующих товаров, обеспечивающих основную массу прибыли и способствующих финансированию других товаров. Необходимо увеличение производства наиболее рентабельной продукции, не смотря на то, что продукция Учебно-опытного лесхоза не имеет постоянного устойчивого спроса.

библиографический Список


  1. Абрютина Н.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий.- М.: Бизнес-центр, 2000. – 256 с.

  2. Адамов В.И. Экономика и статистика фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 367с.

  3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Под общ.ред. В.И. Стражева. – Мн.: Высш.шк., 2000. – 398 с.

  4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 414с.

  5. Беляев В.К. Новое в управлении экономикой предприятия: Справ.-метод. пособие. – Иркутск.: Изд-во Иркут. ун-та, 2000. – 219с.

  6. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.

  7. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 501с.

  8. Графова Н.Н. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 283с.

  9. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208с.

  10. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии : Учеб. пособие. - Уфим. гос. авиац. техн. ун-т., 2004.- 249 с.

  11. Ковалева В.В., Волкова О.Н.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: Проспект, 2003. – 367 с.

  12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности.–М.:Финансы и статистика, 2000. – 456 с.

  13. Кондратова Л.Ю. Основы управленческого учета: Учебное пособие.-.М. Бизнес-центр., 2000. – 298 с.

  14. Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. – М.: Издательство «Дело», 2004. – 233с.

  15. Крюкова Л.Г. Проблемы анализа производственной программы// Финансы и кредит. – 2004. - №19. – с. 19-22.

  16. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 720 с.

  17. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-471 с.

  18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: 5-е издание, переработанное и дополненное. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2005.– с. 498.

  19. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 639 с.

  20. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304с.

  21. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 296 с.

  22. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 669 с.

  23. Управление затратами на предприятии / Под общей ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: Бизнес-пресса, 2003. – 276 с.

  24. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: АКАЛИС, 2005 – 516с.

  25. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Инфра-М, 2003. – 333 с.

  26. Экономика предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Семенова В.М. –М.:Центр экономики и маркетинга, 2003. – 312 с.

Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. .Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 718с.

Похожие работы:

  1. • Анализ объема выработанной продукции и пути его ...
  2. • Статистические методы анализа динамики объема ...
  3. • Анализ объема, ассортимента, качества и ...
  4. • Анализ объема производства и реализации продукции
  5. • Анализ производства и реализации продукции
  6. • Анализ объёма выпуска и реализации продукции предприятия ...
  7. • Анализ деятельности ООО "Сигнальные системы"
  8. • Анализ хозяйственной деятельности
  9. • Анализ хозяйственной деятельности
  10. • Статистические методы анализа динамики объема ...
  11. • Анализ производства продукции растениеводства в ...
  12. • Методология комплексного экономического анализа ...
  13. •  ... объектов. Анализ объемов продукции
  14. • Анализ объема выпуска продукции и выручки предприятия ОАО ...
  15. • Экономический анализ предприятия
  16. • Технико-экономические показатели
  17. • Анализ реализации продукции предприятия
  18. • Анализ экономического состояния СПК "Дружба"
  19. • Технические приемы (АХД)
Рефетека ру refoteka@gmail.com