ВВЕДЕНИЕ 3
1. Значение атмосферного воздуха как объекта охраны 5
2.
Права и обязанности
граждан и юридических
лиц
в области
охраны и использования
атмосферного
воздуха 7
3.
Государственный
контроль за
использованием
и охраной
атмосферного
воздуха. Государственный
кадастр 10
4. Нормирование качества и охрана атмосферного воздуха 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
«Защита атмосферы» - это тема моего реферата.
В современный период атмосфера Земли претерпевает множественные изменения коренного характера: модифицируются ее свойства и газовый состав, возрастает опасность разрушения ионосферы и стратосферного озона; повышается ее запыленность; нижние слои атмосферы насыщаются вредными доля живых организмов газами и веществами промышленного и другого хозяйственного происхождения. В следствии огромных выбросов техногенных газов и веществ, достигающих многих миллиардов тонн в год происходит нарушение газового состава атмосферы. Весьма важную роль в составе атмосферы играет двуокись углерода ( углекислый газ ), который играет важную роль не только в жизнедеятельности человека, но и в выполнении атмосферной функции предохранения подстилающей поверхности от перегрева и переохлаждения. Однако, хозяйственная деятельность человека нарушила естественный баланс выделения и ассимиляции СО2 в природе, в результате чего его концентрация в атмосфере увеличивается. Если до 1850 года содержание СО2 в атмосфере Земли составляло 260 - 290 объемных частей на миллион (ч/млн.), то в 1993 этот показатель возрос до 345 ч/млн.
Наука еще не в полной мере прояснила некоторые важные элементы кругооборота СО2. Остается неясным вопрос о количественных характеристиках связи между увеличением концентрации этого газа в атмосфере и мерой его способности задерживать обратное излучение в космос тепла, получаемого Землей от Солнца. Тем не менее неоспоримый рост концентрации СО2 в атмосфере свидетельствует о глубоком нарушении одного из компонентов глобального равновесия в биосфере, что в сочетании с другими нарушениям может иметь очень серьезные последствия.
Очень важен также вопрос увеличения масштабов нарушения баланса кислорода в атмосфере. Ранее масса свободного кислорода (порядка 1,18 * 1015 т) длительное время оставалась постоянной( производимый растениями ежегодный прирост тратился на естественные окислительные процессы), однако в настоящее время этот баланс нарушен и ситуация продолжает ухудшаться. Современное человечество ежегодно за счет сжигания топлива потребляет примерно 20 млрд. т атмосферного кислорода. Современная наука считает что, кислород представляет собой продукт не подвергшихся окислению органических остатков прошлых биосфер. Человечество используя эти «остатки» в техногенном кругообороте кислорода по существу возвращает нынешнюю биосферу в некое исходное (конечно, в известном отношении) состояние. Примерно в том же направлении действует и процесс увеличения концентрации углекислого газа, объемное содержание которого в атмосфере уже к 2000 году может возрасти на 20%.
Многие современные техногенные вещества при попадании в атмосферу представляют собой немалую угрозу для жизни человека. Они наносят большой ущеРФ здоровью людей и живой природе. Некоторые из этих веществ могут переносится ветрами на большие расстояния. Для них не существует границ государств, в следствии чего данная проблема является международной.
Основными загрязнителями такого плана являются окислы серы ( в особенности двуокись серы - сернистый ангидрид) а также окислы азота. Быстрое накопление этих загрязнителей в атмосфере северного полушария (годовой прирост около 5%) породило такое явление, как кислые и подкисленные осадки. Эти осадки пагубно влияют на биологическую продуктивность почв и водоемов, наносят большой экономический ущерб.
Наконец, еще одна крупная проблема, это увеличение запыленности атмосферы вследствие антропогенных факторов. По различным оценкам, поступление техногенных, взвешенных в воздухе частиц (аэрозолей) в атмосферу Земли достигает ежегодно 1 - 2,6 млрд. т и равно количеству аэрозолей природного происхождения. В результате запыленность атмосферы в целом увеличилось за последние 50 лет на 70%.
Как видим ситуация только ухудшается, поэтому атмосфере необходима защита, причем на государственном уровне, то есть именно государство должно взять на себя эту роль.
1. Значение атмосферного воздуха как объекта охраны
Объектами правовой охраны согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» признаются климатические ресурсы, атмосферный воздух включая озоновый слой, земля, ее недра и почвы, воды (поверхностные, подземные), растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах произрастания и обитания, типичные и редкие ландшафты, а также иные сферы.
Таким образом, атмосферный воздух является одним из объектов экологических правоотношений. Воздух — важнейшая составная часть среды обитания людей. Он — основа жизни на Земле, в том числе жизни человека. Атмосфера служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом, оказывает решающее воздействие на здоровье людей, их трудоспособность, жизнедеятельность растительного и животного мира. Атмосферный воздух выполняет также геологические, экологические, терморегулирующие, защитные, энергоресурсоиые, хозяйственные и другие функции. Равным образом он прямо или косвенно служит необходимым, условием производства. Загрязнение воздуха, те изменение его природного состава из-за пыли, выхлопных газов или пахучих веществ, может в зависимости от вида загрязнения, концентрации примесей и срока их воздействия вредно влиять на условия труда и быта людей, отражаться на их жизни и здоровье, наносить вред окружающей среде и народному хозяйству. Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы химическими веществами, поступающими в воздух в газообразном, жидком или твердом состоянии, являются промышленность и транспорт. Кроме того, в атмосферу постоянно поступают загрязняющие вещества природного происхождения, состоящие главным образом из таких компонентов, как морская соль, дым и газ лесных или степных пожаров и извержении вулканов, пыль, возникающая из-за эрозии почв, а также растительного, животного и космического происхождения.
Атмосферный воздух также, как и вся природа, находится под охраной государства. Она осуществляется в различных направлениях. Это:
обеспечение оптимального для жизни качества атмосферного бассейна путем защиты его от различных видов загрязнения (естественного и искусственного происхождения);
сохранение оптимального для жизни газового состава атмосферы и прежде всего ее кислородных ресурсов;
поддержание оптимального естественного состояния воздушной среды путем предупреждения и ограничения физических воздействий;
предотвращение разрушения озонового слоя атмосферы и атмосферных явлений, неблагоприятно воздействующих на погоду и климат, здоровье людей, растительный и животный мир.
Правоотношения по охране атмосферного воздуха в РФ регулируются специальным законом «Об охране атмосферного воздуха». Данный Закон направлен на сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращение вредного воздействия на окружающую среду. Закон устанавливает правовые и организационные основы норм хозяйственной и иной деятельности в области использования и охраны атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 1 Закона, атмосферный воздух – это охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. Охрана атмосферного воздуха - совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемых государственными органами, юридическими и физическими лицами.
Основными задачами указанного Закона являются:
регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха;
предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух;
обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд;
укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха.
2. Права и
обязанности
граждан и юридических
лиц
в области
охраны и использования
атмосферного
воздуха
Права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на экологически благоприятную воздушную среду гарантируются Конституцией РФ, Законом «Об охране атмосферного воздуха», другими нормативными актами РФ и международными соглашениями.
Граждане РФ имеют право на экологически безопасное для их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха и связанных с ним объектов окружающей среды. При этом, согласно ст. 5 Закона, они могут получать от государственных органов, осуществляющих охрану атмосферного воздуха, достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха на территории их проживания, действующих нормах и правилах, а также принимаемых мерах по его охране. Государственные органы, осуществляющие охрану атмосферного воздуха, обязаны через средства массовой информации своевременно оповещать население об авариях и о стихийных бедствиях, которые повлекли или могут повлечь неблагоприятные изменения качества атмосферного воздуха и оказать отрицательное воздействие на здоровье и жизнь населения.
Также граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Юридические и физические лица, допустившие нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха и действующих в этой области норм и правил, возмещают ущерб потерпевшим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Споры в связи с определением размера причиненного ущерба здоровью и имуществу граждан разрешаются в судебном порядке.
Кроме того, ст. 7 Закона предоставляет гражданам РФ право непосредственно или через свободно избранных представителей и общественные объединения участвовать в разработке и обсуждении проектов программ и решений, направленных на улучшение состояния атмосферного воздуха.
Закон предусматривает и ряд обязанностей граждан РБ, вытекающих из ст. Конституции, гласящей: «Охрана окружающей среды – долг каждого». В частности, граждане обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области охраны атмосферного воздуха, а также выполнять установленные требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
На иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, распространяются все указанные выше права и обязанности, если иное не определено Конституцией, законами РФ и международными договорами.
Решения органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.
Закон предусматривает и ряд прав и обязанностей для юридических лиц. В частности, предприятия, учреждения, организации и общественные объединения имеют право участвовать в разработке и обсуждении с органами государственного управления программ, проектов и мероприятий, направленных на обеспечение охраны и улучшение качества атмосферного воздуха, а также получать в установленном порядке достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха от органов, осуществляющих его охрану.
При этом предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредным воздействием на него физических и иных факторов, обязаны:
соблюдать законодательство об охране атмосферного воздуха и действующие в этой области нормы и правила;
обеспечивать выполнение республиканских и местных программ, проектов и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения атмосферного воздуха;
информировать государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, которые могут вызвать загрязнение атмосферного воздуха и создать угрозу здоровью населения;
проводить обучение работников по вопросам охраны и рационального использования атмосферного воздуха;
проводить работы по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, изменению объема и профиля действующих производств, технологий и видов сырья только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
обеспечивать контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и уровнями вредного физического и иного воздействия на него;
принимать необходимые меры по соблюдению технологических процессов и выполнению требований по охране атмосферного воздуха, рациональному его потреблению;
обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества атмосферного воздуха на основе соблюдения технологических процессов, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля;
производить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по разрешению, выдаваемому республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами в пределах их компетенции. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха и здоровье человека;
обеспечивать соблюдение правил транспортирования и хранения веществ и материалов с целью недопущения загрязнения ими атмосферного воздуха;
приостанавливать или полностью прекращать производство в случае невозможности соблюдения нормативов и стандартов по охране атмосферного воздуха.
3. Государственный
контроль за
использованием
и охраной
атмосферного
воздуха. Государственный
кадастр
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется правительством РФ, республиканскими органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными органами власти, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. Основными направлениями государственного управления являются:
формирование и проведение на территории РФ единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
принятие законов и иных нормативно-правовых актов РФ в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;
разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения;
установление для субъектов хозяйствования РФ ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;
определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды;
определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории РФ .
В законе определена компетенция Правительства РФ в области охраны атмосферного воздуха. В частности, оно разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в области охраны атмосферного воздуха, осуществляет меры по охране атмосферного воздуха и улучшению его состояния, обеспечивает разработку и реализацию государственной и межгосударственной экологических программ в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждает нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд, а также осуществляет ряд других функций.
Местные исполнительные и законодательные органы:
разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий программы и мероприятия в области охраны атмосферного воздуха и осуществляют их реализацию;
участвуют в планировании мероприятий по охране атмосферного воздуха, организации их финансирования и материально-технического обеспечения;
организовывают взимание платежей за загрязнение атмосферного воздуха;
устанавливают совместно с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в пределах своих полномочий льготы по налогообложению и кредитованию для субъектов хозяйствования при внедрении ими малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, проведении других мероприятий, дающих значительный эффект в области охраны атмосферного воздуха;
организовывают пропаганду экологических знаний;
участвуют в осуществлении мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей.
Орган управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, которым на данный момент является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды также осуществляет ряд важных функций. В частности, это министерство осуществляет комплексное управление, разработку единой научно-технической политики и государственных программ в области охраны атмосферного воздухам, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Также оно проводит государственную экологическую экспертизу, принимает участие в разработке и утверждении нормативов качества атмосферного воздуха и стандартов. Кроме того, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатывает и утверждает нормы, правила и положения в области охраны атмосферного воздуха, методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размеров ущерба и суммы исков за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха и выполняет ряд других функций, перечисленных в ст. 18 Закона, например выдает и аннулирует разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливает обоснованные ограничения, а в необходимых случаях и запрет на выброс загрязняющих веществ, организовывает учет и оценку загрязнения атмосферного воздуха, формирует республиканский банк данных о состоянии атмосферного воздуха, ведет совместно с заинтересованными государственными органами и Академией наук России государственный кадастр и мониторинг состояния атмосферного воздуха.
Государственный кадастр атмосферного воздуха ведется согласно «Положению о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха РФ». Государственный кадастр атмосферного воздуха РФ содержит свод необходимых сведений и документов о состоянии воздушного бассейна республики. Кадастр предназначен для обеспечения государственных органов и заинтересованных юридических лиц сведениями, необходимыми для учета фактора загрязнения атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, проектирования объектов народного хозяйства и автомобильных дорог, развития международного сотрудничества в области обеспечения чистоты воздушного бассейна, разработки и проведения экологических мероприятий, медикобиологических экспертиз, направленных на предупреждение и ликвидацию вредного воздействия атмосферы на состояние здоровья человека, а также для анализа и прогнозирования изменения экологических условий и параметров состояния атмосферы и нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществляемых стационарными и передвижными источниками.
Кадастр атмосферного воздуха ведет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Министерством по статистике и анализу, Министерством здравоохранения.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды:
координирует работу по ведению кадастра атмосферного воздуха;
по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Министерством по статистике и анализу, Министерством здравоохранения издает приказы и утверждает инструкции по вопросам, связанным с ведением кадастра атмосферного воздуха;
обеспечивает сбор, обобщение и систематизацию данных экологических паспортов субъектов хозяйствования;
осуществляет сбор, хранение, систематизацию и анализ обобщенных данных о состоянии атмосферного воздуха;
обеспечивает ведение автоматизированной информационной системы данных кадастра атмосферного воздуха;
издает кадастр атмосферного воздуха.
Министерство по чрезвычайным ситуациям:
обеспечивает сбор, систематизацию, хранение и анализ данных о фондовом состоянии атмосферы;
осуществляет прогнозирование изменения состояния атмосферы под влиянием различных факторов;
публикует сведения и информирует заинтересованных юридических лиц о состоянии атмосферного воздуха;
передает Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные о состоянии атмосферного воздуха.
Министерство здравоохранения:
разрабатывает предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере;
осуществляет сбор и систематизацию сведений об уровнях загрязнения атмосферного воздуха в зонах жилой застройки и рекреации;
передает Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные о загрязнении атмосферного воздуха.
Другие структуры:
осуществляет сбор, систематизацию и хранение данных статистической отчетности о стационарных источниках загрязнения и выбросах вредных веществ в атмосферу, а также о численности и видах общественного и личного транспорта, загрязняющих атмосферный воздух, о расходе топлива по передвижным источникам;
передает Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные статистической отчетности о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух, численности и видах общественного и личного транспорта.
Приказы и инструкции, издаваемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах его компетенции по вопросам, связанным с ведением кадастра атмосферного воздуха, являются обязательными для всех юридических и физических лиц
4. Нормирование качества и охрана атмосферного воздуха
Нормирование качества атмосферного воздуха является одним из основных методов его охраны. Оно осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровью населения и окружающей среде.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на атмосферный воздух, а также методы их определения утверждаются органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных правил и стандартов. При нарушении нормативов качества атмосферного воздуха деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть ограничена, приостановлена или прекращена по предписанию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
С целью достижения, и сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха устанавливаются:
нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него;
нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него;
нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Законодательством РФ могут устанавливаться и другие нормативы в области использования и охраны атмосферного воздуха.
Согласно закону, при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха и прогноз его изменения. Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны проводиться в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами по охране атмосферного воздуха. Выбор территорий и площадок для строительства городов, населенных пунктов и жилых объектов согласовывается с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
Также Закон предусматривает, что с целью охраны атмосферного воздуха на территориях населенных пунктов, в местах отдыха населения, при определении мест для размещения новых объектов и реконструкции действующих, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ и (или) неблагоприятного воздействия вредных физических и иных факторов, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и вредные физические и иные воздействия на границе санитарно-защитной зоны не должны превышать действующих в нашем государстве нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических и иных воздействий на него.
Если в результате нарушения установленных размеров и режима санитарно-защитных зон возникает необходимость в отселении населения, выведении из этих зон объектов социального назначения либо осуществлении других мероприятий, предприятия, учреждения и организации, местные исполнительные и распорядительные органы должны решать вопросы по финансированию необходимых работ и мероприятий и определять сроки их реализации.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредными физическими и иными воздействиями на него, обязаны соблюдать основные требования, предусмотренные законом «Об охране атмосферного воздуха».
Субъекты хозяйствования РФ, иностранные юридические и физические лица при эксплуатации технологического и другого оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывающего вредное физическое и иное воздействие на него, должны руководствоваться утвержденными нормами и правилами в области охраны атмосферного воздуха. Нарушение установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него, других условий и требований, предусмотренных законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него вплоть до приостановления, перепрофилирования или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Ограничение, прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него, а также приостановление деятельности субъектов хозяйствования производятся на основании постановления (решения) органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут производиться только на основании разрешений, выдаваемых органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами в пределах их полномочий. Объемы этих выбросов определяются на основании нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Юридические и физические лица, осуществляющие проектирование, производство, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию передвижных источников, обязаны разрабатывать и осуществлять меры, направленные на предотвращение и уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соблюдение режима эксплуатации, обезвреживание вредных веществ, содержащихся в выбросах передвижных источников, а также переход на сжатый природный и сжиженный нефтяной газ и другие менее токсичные виды топлива.
Отдельно в Законе предусмотрены меры по охране такой составной части атмосферного воздуха как озоновый слой. В целях выполнения условий международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, органы государственного управления и другие органы исполнительной власти, субъекты хозяйствования должны сокращать, а в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, иной продукции и отходов, вредно воздействующих на озоновый слой атмосферы, или производить замену на безвредные аналоги. Перечень химических веществ, иной продукции и отходов, оказывающих вредное воздействие на озоновый слой атмосферы, утверждается республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и сообщается заинтересованным республиканским органам государственного управления и другим органам исполнительной власти.
Кроме всего прочего, в Законе предусмотрен экономический механизм охраны атмосферного воздуха он включает:
планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;
установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия;
установление нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;
установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха;
возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью людей вследствие нарушения требований настоящего Закона.
Экономический механизм охраны атмосферного воздуха может включать и другие положения, определяемые законодательством РФ.
Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических проблем, и кардинальное их решение в короткие сроки. Необходимо развивать новые методы получения энергии основанные не на деструктуризации веществ а на других процессах. Человечество как единое целое должно взяться за решение этих проблем, ведь если ничего не делать Земля скоро прекратит свое существование как планета пригодная для обитания живых организмов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие же факты приводят к ухудшению состояния одной из важнейших составляющих биосферы - атмосферы. Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Получаемое тепло было для человека важнее, чем чистый воздух и незаконченные стены пещеры. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая неизмеримо обширную нетронутую природную среду. И даже значительное сосредоточение людей на сравнительно небольшой территории, как это было в классической древности, не сопровождалось еще серьезными последствиями.
Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионеры, рост которых остановить нельзя. Все это результат великих изобретений и завоеваний человека.
В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места.
Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.
Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних. Так, поступающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида, который взаимодействует с парами воды и образует капельки серной кислоты. При взаимодействии серного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония.
Подобным образом, в результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между загрязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки. Основным источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки, потребляющие более 70% ежегодно добываемого твердого и жидкого топлива.
Охрана атмосферного воздуха имеет огромное значение, поскольку именно он зачастую является источником множества экологических противоречий. Наиболее остро они возникают в крупных городах с высокой концентрацией промышленных предприятий, транспорта, населения. Загрязнение атмосферного воздуха таких городов имеет особенно высокий уровень. Обычные загрязнители воздуха городов — пыль, сернистый газ, окись углерода, двуокись азота, сероводород и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Балашенко С. А., Демичев Д. М.. Экологическое право. М., 1999.
Вронский В.А. Прикладная экология. М. 1994.
Защита атмосферы от промышленных загрязнений. /Под ред. С. Калверта и Г. Инглунда. – М.: «Металлургия», 1991.
Кормилицын В.И. и др. Основы экологии – М.: ИНТЕРСТИЛЬ, 1997.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: АО «МДС», 1996.
Мороз Л. Н. Основы экологического права. М. 1998.
Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1992.
Снакин В.В. Экология и охрана природа: Словарь-справочник. - М.: AKADEMIA, 2000.
Чуйкова Л.Ю. Общая Экология – М.: Астрахань, 1996.
Шилов И. А. Экология. М. 1997.
Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Издательство МНЭПУ, 1997.