Рефетека.ру / Культура и искусство

Контрольная работа: Древнерусская иконопись

Ижевский государственный технический университет


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине «Культурология»


Выполнил: студент гр. ВВ – 11

факультета МиМ

Корепанов А. А.


Проверил: Сорокина М. В.


2002 год Содержание

стр.


Введение ……………………………………………………….. 3


1. История возникновения искусства иконописи …………... 4


  1. Икона – живой художественный организм ………………. 5


3. Искусство иконописи ……………………………………… 8


4. Вековое развитие иконописи ……………………………… 11


Заключение ……………………………………………………. 14


Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ


Древнерусская иконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть


драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-


детельств духовного и художественного гения России.


Начиная с X века – времени принятия Русью христианства в качестве государ-


ственной религии – тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоцен-


ными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных


сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочислен-


ных последователей христианского учения – проповедников, аскетов – монахов и


мучеников за веру. Древнейшие центры искусства – Киев, Владимир, Новгород,


Псков, Тверь, Москва – оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-


ников живописи XI–XV веков, главным образом икон, порой весьма различных


по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам.


Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского


государства под эгидой Москвы, привело в XVI–XVII веках к сложению целостно-


го национального художественного канона, воплотившегося в древнерусской ико-


не, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и


позднее – в XVIII–XIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-


ных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в


результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной си-


стемы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечело-


веческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.


  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ


Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Ви-


зантии, к той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно


с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-


векового Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллиниз-


ма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-


зья и сасанидского Ирана.


Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское насле-


дие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, од-


нако, - в силу личного духовного миро чувствия – всё чуждое её национальным


устремлениям: порой излишнюю репрезентативность имперского византинизма,


несколько холодноватую “отстранённость” образов византийского искусства, а


нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.


На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценнос-


тей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных


образов и – что, быть может, важнее всего – гораздо большая обращённость ис-


кусства к «дольней» (иначе говоря – вполне земной) человеческой жизни, к


духовно свободной человеческой личности.


2. ИКОНА – ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ


Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы


здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания – и храмово-


го, и общественно – гражданского, и просто жилого дома.


Икона (от греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа


на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-


но своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так


сказать, «духовными очами», «внутренним» взором, - прежде всего глубинные


«первосущности» вещей, «первооснову» всего бытия – то, что в античной филосо-


фии называлось «эйдосами», или «идеями», а средневековые христианские мысли-


тели именовали «первообразами», или «прототипами» всего вещественного ма-


териального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись по-


этому – сакрально – ритуальное искусство, призванное возводить «внутренний»


духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, от художественной реа-


льности изображения – например, вполне «земного», признанного «святым» ас-


кета – к запредельному (или, как говорили в древности, к «небесному») смыслу –


«прототипу» этого изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-


ких «типов», идеализирующая условность формообразующих элементов, необыч-


ность пространственно – временных связей, неизменность и своеобразная непре-


ложность строгого набора самих композиций в виде более или менее постоянных


иконографических схем. Отсюда же и сама столь часто непривычная для совре-


менного глаза система средств художественной выразительности: это и обострённая графичность, линеарность стиля, это и своего рода плоскостная «ковровость»


композиций со специфическим характером «вывернутой» перспективы, это и яв-


ная идеограмматичность отдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в


иконописи как бы «обратный» принцип художественной передачи в иконе свое-


го рода «сверхдвижения» (столь характерного для динамики духовной жизни,


особенно при создании гиперболизированных образов «святых») через некий


«сверхпокой», внешне выражаемый в подчёркнутой статичности фигур, в отсу-


тствии глубины пространства и в своеобразной неподвижности, как бы «застылос-


ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.


Однако, несмотря на всю свою каноническую кодифицированность, икона


всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-


торической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-


ков той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае


можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи –


новгородской, псковской, тверской, ростово – суздальской, московской – в зависи-


мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера – ико-


нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-


дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев


Древней Руси – Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.


Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой –


минеральными и растительными красками на яичной эмульсии – и покрывались


затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-


чной масляной плёнки – олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-


лов святых использовали светлые золотисто -–жёлтые краски или же тончайшие


листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-


пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом


написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-


ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-


шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-


кого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения.


Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-


ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на


Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного


мира сакральных ценностей.


Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-


лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-


ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для


эпохи средневековья.


  1. ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ


Искусство иконописи – особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как


правило, не подписывали своих имён на иконах), в которых в силу его традици-


онности и жёсткой канонизированности личность художника могла раскрыться в


основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-


принятой эстетической системы, где был абсолютно недопустим произвольный


полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-


но трудно, и тем не менее, как показало многовековое развитие древнерусской


живописи, истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-


сный канон отнюдь не служил помехой в раскрытии личной творческой индиви-


дуальности: как метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-


кий, «трудные канонические формы во всех областях искусства всегда были


оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования».


Истинному художнику было достаточно сделать ряд сознательных, хотя и отно-


сительно небольших отступлений от традиционного образца, чтобы тот получил в


новом произведении – на ту же привычную тему – совершенно новое звучание, а


порой и значительно обогащённое внутреннее содержание, как бы повёрнутое к


зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда проби-


вается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный канон; любой иконо-


писный сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чут-


ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку. Недаром ещё


до всеобщего признания древней иконописи выдающимся достижением отечес-


твенной культуры Н. В. Гоголь в середине прошлого века писал о русских ико-


нах: « В них нет чрезмерной восторженности, экзальтации, но царит спокойная


сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».


Хотя культовое назначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-


ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она никогда не


была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях талантливых


мастеров прошлого века находили отражение и реальный исторический процесс


бытия, и все изменения, происходившие в самых недрах души русского народа,


весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной


позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать даже в кано-


нических сюжетах своё личное отношение к окружавшей их действительности,


свои национальные эстетические и нравственные идеалы.


Вместе с тем иконопись отнюдь не становилась излишне приземлённой, не


теряла присущей ей художественной возвышенности и своеобразной, почти кос-


мической надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-


ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-


са, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-


дая икона понималась в свою очередь как подобие храма и модель освящённого


космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой


концепции духовного космоса», но «и его не могут не пленять порождённые этим


воззрением плоды поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-


жествующий над силами мрачного хаоса».


Иконопись в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-


кусства. Но если в частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-


ные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери и различных святых, то в


церквах и соборах к ним прибавлялись и иконы с многофигурными сценами из


жизни Христа (так называемые праздничные иконы, или праздники); здесь же на-


ходилось и немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим чис-


лом сцен их жития, содержащих множество занимательных подробностей и


дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того


времени.


  1. ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ


Параллельно с развитием и усложнением иконографической, собственно ком-


позиционной основы икон в древнерусской живописи исподволь происходило и


постоянное изменение образной и стилистической систем в их непосредственном


художественном проявлении.


Так, иконы XII – XIII веков отличаются подчёркнуто репрезентативной мо-


нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам


о классических статуарных принципах античного искусства.


В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом собирания на-


циональных сил для отпора монголо – татарским завоевателям, нашла своё отра-


жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.


Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-


лигиозно – философские споры относительно природы и сущности божественных


«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-


тикой мистическое учение о божественном сверхприродном свете провозглаша-


лось в восточно – христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-


тавителями группы аскетов – «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-


ские черты явственно просматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,


работавших в Древней Руси на рубеже XIV – XV веков, - прославленного Феофа-


на Грека.


Подобное экспрессивное направление в искусстве Древней Руси (особенно


ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных росписях последней четверти XIV века, а также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»),


естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-


вилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов.


И вот на смену удивительно напряжённой живописи исихазма приходит гармони-


чное искусство Андрея Рублёва, его учеников и последователей – вплоть до зна-


менитого иконописца рубежа XV – XVI столетий Дионисия, автора прославлен-


ных стенных росписей Ферапонтова монастыря.


Искусство Рублёва и его школы по праву считается наивысшим взлётом


древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и


одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-


жения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,


художественным эталоном для мастеров – иконописцев XVI столетия.


В XVI веке, насколько оскудевал духовно – нравственный смысл, духовная


глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм куль-


туры перерождался в более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-


днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-


нии XVI века параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-


нием» всех сфер жизни общества – в силу всё большего укрепления централизо-


ванной самодержавной власти – шаг за шагом складывается искусство совершен-


но иного типа, при внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-


кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием


«неоклассицизма» как чего – то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-


таточно умелого, хотя и той умелостью, что порождается у силенным, но


весьма внешним подражанием классическим образцам искусства прошлого. Для


иконописи эпохи Ивана Грозного всё более характерным становятся строгие, тем-


ные лики и такие же строгие, тёмные, глуховатые краски – древнерусская икона


переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-


ходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно –


декоративной эстетике, с другой – к всё более проникающим с Запада началам ре-


алистического искусства.


Иконы XVII века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-


сом художников к реальным сторонам окружающей действительности, так и всё


более усиливающейся декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-


рённости исполнительской манеры, присущей, например, мастерам царской Ору-


жейной палаты.


Эти же основные эстетические принципы оставались почти неизменными и


в позднейшей иконописи XVIII – XIX веков, разумеется в том её русле, которое


оставалось исконно традиционным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна,


и слава её давно перешагнула границы нашей страны.


Было бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко – напо-


минательной: ещё более ценилась средневековым человеком её способность ука-


зывать на высший духовный смысл бытия – иконные образы в своей космологиче-


ской устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человечес-


кой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви


человека к человеку – как всеобщий закон человеческого существования.


Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных


началах человечества является основным внутренним смыслом древнерусской


иконы на всём протяжении её существования. Думается, что в первую очередь


именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени искусство ико-


нописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в Рос-


сии, но и далеко за её пределами.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Большая советская энциклопедия. Третье издание. – М.: изд. «Советская энци-


клопедия», 1972.


  1. Брук Я. В. Живое наследие. – М., 1970.


  1. Древнерусское искусство. – М.: 1970.


  1. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. – М.,


1970.


  1. Малков Ю. Г. Русские иконы XII – XIX веков. – М.: изд. «Искусство», 1988.

Рефетека ру refoteka@gmail.com