Детская школа искусств г. Иркутска
Реферат
по истории искусств на тему:
Деревянный Иркутск.
Усадьба В.П.Сукачёва.
Выполнила:
Маркелова К.О.
4 Б класс
Проверила:
Махонина Т.С.
Иркутск, 2003 г.
А.П.Чехов, проезжая через Иркутск по дороге на Сахалин, писал своим близким: «Из всех сибирских городов самый лучший – Иркутск… Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный.»1
Иркутский художественный музей – один из самых крупных в России. Его собрание насчитывает более пятнадцати тысяч произведений искусства различных времён и народов. История музея неразрывно связана с частной картинной галереей общественного деятеля Сибири Владимира Платоновича Сукачёва. Владимир Платонович Сукачёв (1849-1920) по отцовской линии принадлежал к петербургскому дворянству, по материнской – к известному в Сибири и за её пределами богатому семейству купцов Трапезниковых.
После окончания иркутской гимназии, в 1867 году, В.П.Сукачёв продолжил обучение на естественном факультете Киевского университета Святого Владимира, позднее на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вначале 1880 годов он вернулся в Иркутск с супругой Надеждой Владимировной Долженковой-Любим. Образованная и энергичная, она стала единомышленником и помощником мужа в его общественной деятельности. У них было три сына (1-Борис; 2-Платон; 3-Владимир) и дочка – Анна. В будущем Анна стала профессиональной художницей. В.П.Сукачёв видел своё назначение в развитии культуры Сибирского края. Начиная с 1885 года в течение тринадцати лет он избирался иркутским головой. В 1880 году В.П.Сукачёва избирают председателем Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества – крупнейшего научно-исследовательского центра на востоке страны. В этой должности Сукачёв оставался в течение девяти лет, до 1889 года2.
Хорошо известна цель личных пожертвований В.П.Сукачёва – способствовать науке и просвещению. Он финансирует экспедиции Г.Н.Потанина и Н.М.Ядринцева в Китай, Тибет и Монголию; на личные средства и при непосредственном участии публикует работы по истории города, а позднее – периодические издания Сибири.
Первые произведения, положившие начало галерее, были приобретены В.П.Сукачёвым, по-видимому, в начале 1870-х годов, когда он учился в Петербургском университете. Известны источники приобретения лишь некоторых полотен. Так, «Бедный ужин» В.М.Максимова куплен на аукционе в Петербурге при распродаже имущества Головина; «Мальчик с гармоникой» М.А.Кудрявцева – у Д.В.Стасова, брата известного художественного критика В.В.Стасова; «Лесной ручей» Г.Г.Мясоедова и «Вид города Аркашона» А.П.Боголюбова – на XVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1891г.; «Нищая» И.Е.Репина, по воспоминаниям сына Сукачёва Владимира Владимировича, приобретена у самого художника3. Картины бережно упаковывались и отправлялись из Петербурга по железной дороге, а затем пять тысяч вёрст по великому Сибирскому тракту на санях до Иркутска. Уже в 1874 году около тридцати полотен собрания В.П.Сукачёва впервые экспонировались в залах музея Географического общества в Иркутске, среди них работы Р.Г.Судковского, В.М.Максимова, В.П.Орловского. Шесть лет спустя экспонатами городской выставки стали уже шестьдесят два произведения. Внимание современников привлекала серия картин В.В.Верещагина, К.А.Трутовского, А.О.Орловского и других. Атмосфера столичной жизни, пронизанная идеями служения народу, наложила печать на художественные вкусы коллекционера. В его собрании было немало работ передвижников. Кроме упомянутых произведений В.М.Максимова, Г.Г.Мясоедова, И.Е.Репина, А.П.Боголюбова, в коллекции находились - «Мыс Фиолент» И.И.Ендогурова, «Волга под Симбирском» М.К.Клодта и другие. Своё место заняли и произведения русской академической школы живописи XIX века, например, «Бегство французов» Б.П.Виллевальде, «Египетский жрец читает папирус» С.В.Бакаловича.
Собрание пополнили картины К.Е.Маковского «Савояр» и «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного». Большой удачей было приобретение портрета М.М.Сперанского кисти А.Г.Варнека. Позднее В.П.Сукачёв заказал в музеях Мюнхена и Флоренции копии с картин западноевропейских мастеров: Рафаэля, А.Корреджо, Х.Риберы, Б.Мурильо, П.Рубенса и других. К концу века его коллекция насчитывала около ста картин.
Современники высоко ценили собирательскую деятельность В.П.Сукачёва, отмечая прекрасный подбор произведений и их высокие художественные качества.
Для размещения своего собрания Сукачёв в 1881 году приобрёл большой участок Кукуевской берёзовой рощи на окраине Иркутска. Спустя год строительство двухэтажного особняка было завершено, и коллекция разместилась в двенадцати комнатах первого и второго этажей обширного дома.
Оставаясь частным собранием, галерея открыла двери для всех желающих. О том, насколько сильное впечатление произвела галерея на посетителей, говорят воспоминания побывавшего в Иркутске в 1897 году Жюля Легара, профессора из Бордо. В книге «По Сибири», вышедшей в Париже в 1899 году, он вспоминал: «7июля я познакомился с местным городским головой г. Сукачёвым. Он – элегантный сибиряк, с которым знакомы наши многие парижане. Но, вероятно, очень немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей Сибири. Эта галерея приятно удивила меня, так как во время путешествия по Сибири редко удавалось видеть произведения искусства. Галерея почти исключительно русская: это патриотизм, который я высоко ценю».4 В 1898 году В.П.Сукачёв с семьёй переехал в Петербург и стал бывать в Иркутске лишь наездами. Галерея осталась на попечение доверенного лица, Н.И.Глушкова. спустя два года при Обществе петербургских художников В.П.Сукачёвым был объявлен конкурс на проект здания для галереи. Но пошатнувшиеся дела вскоре заставили Владимира Платоновича отказаться от мысли возвести здание галереи. Он предложил Иркутской управе принять собранные им картины в дар. Городские власти согласились, но потребовали, чтобы владелец выстроил помещение и выделил средства на содержание. Таких условий при собственных затруднительных обстоятельствах он принять не мог.
В 1910 году В.П.Сукачёв в последний раз посетил Иркутск. Свою коллекцию он оставил новому доверенному лицу, имя которого в документах не сохранилось. Деятельность галереи продолжалась и после отъезда В.П.Сукачёва.
В начале 1917 года серьёзно больной Сукачёв вместе с женой, дочерью и внуком уезжает лечиться в Крым. Тяжкий недуг подорвал его здоровье, и В.П.Сукачёву не удалось дожить до тех дней, когда галерея стала собственностью народа, доступной для всех слоёв населения.
В годы первой мировой войны картины экспонировались на различных благотворительных выставках, в самой же галерее отводились специальные дни для бесплатного посещения горожанами
На рубеже 1917-1918 годов в Иркутске установилась советская власть.
21 февраля 1920 года постановлением Иркутского ревкома галерея была национализирована и поступила в ведение губернского Отдела народного образования. Этот день считается официальной датой перехода галереи в государственную собственность.
Начиная с 1920 года на протяжении двух десятилетий фонды галереи обогащались произведениями восточного искусства, ранее принадлежавшими музею при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества. Галерея получила редкие образцы деревянной китайской скульптуры XVIII, ритуальные сосуды из бронзы, изделия из лака, кости и камня, китайский фарфор, серии гравюр на сюжеты национально-освободительной борьбы китайского народа 1884-1885 годов, коллекцию китайского лубка, гравюры японских мастеров – таких как Кацусика Хокусай, Ёсю Тиканобу, Огата Гэкко и других.
В 1920-х годах музейная экспозиция пополнялась произведениями из частных собраний и Иркутского общества художников: среди них работы В.Э.Борисова-Мусатова, М.В.Добужинского, Д.Д.Бурлюка, К.А.Сомова, местных живописцев Н.А.Андреева, С.Д.Бигоса, Н.В.Лодейщикова. В это же время в музей поступила древнерусская живопись из Вознесенского монастыря. 1928 год был отмечен значительными поступлениями произведений искусств из Государственного музейного фонда. Галерея обогатилась работами Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, А.И.Иванова, И.И.Шишкина, В.Д.Поленова, В.А.Серова, Н.К.Рериха, Н.Н.Сапунова и других. Большим событием явилась передача музею живописного этюда к плафону Царскосельского дворца В.К.Шебуева «Моисей со скрижалями», коллекций фарфора русских и западноевропейских марок, а также изделий фирм Овчинникова и Фаберже. В фонды галереи влились высокохудожественные произведения, изготовленные на Императорском и Мальцовском стеклянных заводах, небольшие, но ценные коллекции восточного искусства: китайский фарфор и бронзовая скульптура, японские нецке.
К числу значительных поступлений конца 1930-х годов – свыше четырёхсот произведений – относится и разнообразная по составу коллекция иркутского врача Л.А.Даукшо. Среди них русское художественное серебро XVIII-XIX веков, редкие памятники из кости и перегородчатой эмали Китая, скульптура древнеегипетских и древнегреческих мастеров, живописные полотна Цампьери Доменико, Ш.К.Дофена, С.Л.Вервера, гравюры П.С.Паттера и Е.Вернера, скульптура Е.А.Лансере, пейзажи В.Д.Вучичевича-Сибирского.
В 1939 году музей пополнился коллекцией сибирского и западноевропейского фарфора из музея, существовавшего ранее при Хайтинской фарфоровой фабрике «Сибфарфор» – до революции она принадлежала купцу И.Д.Перевалову. иркутский музей стал обладателем редкого собрания дореволюционного сибирского фарфора. Большой удачей явилось приобретение двух фарфоровых иконостасов конца XIX века, аналогов которым нет ни в одном из музеев нашей страны.
Волна новых поступлений связана с 1948-1949 годами, когда приток памятников культуры в коллекцию музея был настолько значительным, что за два года иркутское собрание получило через комитеты искусств при Совете Министров РСФСР и СССР больше, нежели музеи всей страны. В этом прежде всего заслуга директора Алексея Дементьевича Фатьянова. А.Д.Фатьянов – по образованию художник, его учителями были прекрасные педагоги и художники А.И.Вологдин и А.П.Жибинов. В области собирательства он прошёл свои «университеты». А.Д.Фатьянов знал и хранил в памяти всё иркутское собрание и многие частные коллекции. Он десятилетиями поддерживал связи с коллекционерами, и ему дарили для музея первоклассные произведения.
В эти годы в отдел русского искусства влились полотна Н.Е.Маковского, Ф.А.Малявина, И.Н.Крамского, В.И.Сурикова, А.М.Васнецова, Л.И.Соломаткина, В.А.Тропинина, А.К.Саврвсова. Высоким уровнем и разнообразием отличались поступления в раздел графики работ известных мастеров И.Е.Репина, Л.А.Бруни, Кукрыниксов, В.А.Фаворского, М.С.Родионова.
Особое место в музее занимают дары жителей Иркутска, начиная с крупных коллекционеров и кончая теми, для кого подаренное было единственной и оттого ещё более ценной реликвией. Немаловажную роль играла идея организации в музее выставок из частных собраний, а по мере накопления даров – выставок подарков.
В 1948 году прошла первая выставка живописи и графики из частных собраний. Результат превзошёл все ожидания – музей пополнился замечательными произведениями, в частности картиной Х.Тербрюггена «Увенчание Христа терниями».
Отдельные полотна были приобретены из частных собраний в последующие годы: картины С.С.Ворошилова, Н.Ф.Добровольского, П.И.Петровичева, А.И.Корзухина, Л.Ф.Лагорио, Л.В.Туржанского. На выставке 1957 года экспонировалось более трёхсот произведений китайского искусства, большая часть которых также влилась в музейную коллекцию.
В 1950-е годы достоянием музея стали переданные музеями Ленинграда и Москвы рисунки и гравюры известных мастеров XVIII-XX веков – Ф.П.Толстого, А.Г.Ухтомского, М.И.Иванова, Ф.А.Бруни, К.Ф.Гуна, Н.Г.Чесского, И.Д.Архипова, Б.В.Иогансона, Г.С.Верейского, П.А.Шиллинговского.
Прекрасную коллекцию музей получил в дар от Н.К.Величко, наследника и хранителя собрания известного московского врача и большого почитателя искусства, коллекционера В.В.Величко. Благодаря Н.К.Величко, собрание Иркутского музея пополнилось более чем двумя тысячами экспонатов. Это иконы итало-критской, афонской, московской, новгородской и ярославской школ XVI-XVIII веков, русская и западноевропейская живопись и графика, произведения китайских мастеров, редчайшие издания книг, вошедших в библиотечный фонд музея. Экспозиция Иркутского музея украсилась произведениями Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, К.Е.Маковского, голландских живописцев Ф.Воувермана и К.Тройона, немецкого художника И.Х.Рейнхардта, рядом полотен неизвестных мастеров.
Ценным вкладом стали дары известного московского коллекционера, большого знатока живописи Ф.Е.Вишневского. В течение двух десятилетий фонды музея пополнялись подарками этого страстного собирателя.
Дары Ф.Е.Вишневского иркутской сокровищнице значительно пополнили разделы русской, голландской, немецкой, французской живописи и западноевропейской графики. Среди них – произведения С.Ф.Щедрина, И.К.Айвазовского, А.И.Иванова, И.Е.Репина, А.П.Боголюбова, В.В.Верещагина, И.И.Шишкина, В.И Сурикова, Р.Г.Судковского, И.И.Левитана, К.А.Сомова, Л.О.Пастернака, голландцев Г.Ромбоутса, Виллен ван де Вельде, итальянца М.Мариески, французов Г.Робера, Т.Гюдена, немцев К.Ф.Шульца, Э.Хильдебрандта и А.Зигерта, норвежца З.И.Даля, австрийца И.Грасси, большая группа картин неизвестных художников. Дары частных коллекционеров Ю.В.Невзорова, П.Е.Корнилова, Ф.Е.Вишневского, Н.К.Величко и других, а также поступления из государственных фондов обогатили иркутскую коллекцию собранием западноевропейского искусства. Ныне это крупный отдел, в котором представлены французская, итальянская, фламандская, голландская, немецкая и другие школы живописи.
В последние годы коллектив музея продолжает активную собирательскую работу, уделяет большое внимание популяризации искусства, постоянно организует выставки в стране и за рубежом.
В 1987 году музею была передана бывшая усадьба В.П.Сукачёва.
Нынешние сотрудники Иркутского областного художественного музея рассказывали мне, что усадебный комплекс первоначально состоял из жилых флигелей, школы для девочек и хозяйственно-бытовых построек. Основной жилой флигель, ориентированный на 1-ую Иерусалимскую (1-ую Советскую) улицу, где проживала семья Сукачёва, представляла собой двухэтажное здание с каменным пристроем, расположенным под углом к основному деревянному объёму. В непосредственной близости от главного дома располагался двухэтажный флигель для прислуги с кухней. Он имел обходную галерею на первом и втором этажах. Его шатровая крыша была увенчана высоким шпилем. На некотором отдалении от хозяйского особняка размещались гостевой флигель, с фасадом ориентированным на улицу Ланинскую и школа для девочек по улице 1 Иерусалимская. В глубине комплекса располагались хозяйственные постройки: конюшня, каретная, погреб.
По территории парка были проложены несколько аллей и устроены видовые площадки, с которых открывался чудесный вид на город. Вдоль аллей и в глубине рощи произрастали редкие декоративные растения, стояли беседки, павильоны и другие малые архитектурные формы, обогащавшие декоративно-художественную выразительность усадебного комплекса. Я думаю, что с большой долей уверенности можно предположить, что в планировке парка, проектировании и постройке флигелей принимали участие архитектор В.Н.Каразин и созданная им в 1882 году строительная фирма.
Национализированные в советское время усадьба и строения, были разрушены варварским вторжением новых хозяев. Часть сооружений исчезла, а парк полностью разорился. К сожалению, барский дом в 1946 году был снесён. И ныне на его месте стоит памятник Великой Отечественной Войны – танк «Иркутский комсомолец».
Я узнала, что в 1881 году началось строение зданий усадьбы, всего насчитывалось 17 построек. Но сохранилось всего лишь семь:
дом для гостей;
конюшня и каретная. В настоящее время лишь эти два здания отреставрированы. Они открылись совсем недавно, и в данный момент в них проходит выставка.
домик для прислуги, он же кухня;
здание картинной галереи, рабочий кабинет В.П.Сукачёва и семейная библиотека;
единственная каменная постройка – здание зимнего сада, в котором произрастали редкие растения такие, как кипарисы, туи, барбарисы;
школа для девочек из бедных семей, насчитывающая 120 человек;
здание, в котором располагались детский дом, детский сад и ещё часть сдавалась под жильё. Позднее там был магазин и заседание хозяйственной организации.
Это небольшая часть того, что было возведено в 1880-х годах по замыслу Владимира Платоновича и что предполагается восстановить.
Реставрационные работы в усадьбе начались почти через 100 лет после того, как молодая семья Сукачёвых в лесистой местности на окраине Иркутска построила своё «дворянское гнездо».
16 мая 2001 года в первом отреставрированном доме (для гостей) открылась выставка, на следующий год было закончено восстановление здания, в котором располагалась конюшня. В здании был проведен капитальный ремонт, но все старинные детали были сохранены. Кроме того, здание оборудовано так, чтобы его посещали люди с ограниченными физическими возможностями. В том же году в парке, рядом с отжившими свой век деревьями, были посажены маньчжурские орехи, дуб и 50 молодых берёзок5.
Парк, в котором первый хозяин высаживал растения разных уголков Европы и Азии, делает усадьбу, на мой взгляд, уникальной и необычайно интересной для Сибири. Некогда его украшали беседки, гроты, арки, катальная горка, которые также должны быть восстановлены.
Сейчас в усадьбе мы можем не только познакомиться с экспозициями и памятниками, но и принять участие в праздниках, которые помогают возродить неповторимую атмосферу, царившую в усадьбе Сукачёвых: литературные вечера, Рождество, Пасха, дни Ангела членов семьи и другие. Я думаю, вы можете провести незабываемое время в уютной атмосфере этой усадьбы.
Список использованной литературы
Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачёва. Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство, СПб, 1993.
Ладик Л.А. Свидание с Иркутском, Иркутск, 1991.
Полунина Н.М. Живая старина Приангарья, М. 1990.
Сокровища Иркутского художественного музея, Л. 1989.
Периодика
Колганов А. Деревня в центре Иркутска // «С-М Номер один», 15.11.2002.
1 Чехов А.П. Собр. Соч. в 12 томах. М., 1956, т.9, с. 460 // Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачёва, с.16.
2 Ладик Л.А. Свидание с Иркутском, с.137.
3 Сокровища Иркутского художественного музея, с. 17.
4 Фатьянов А. Д. Иркутские сокровища // Полунина Н.М. Живая старина Приангарья, с. 110.
5 Колганов А. Деревня в центре Иркутска // «С-М Номер один», 15.11.2002.