Содержание
Введение 3
Глава 1. Методология изучения двигательных движений боксера 5
1.1. Техника движений как основа обучения боксу –
Глава 2. Общая характеристика двигательных движений 9
2.1 Двигательные движения –
2.2. Общая классификация двигательных движений человека 12
2.3. Биомеханические основы движений боксера 22
Глав 3. Классификация движений в боксе 26
3.1 Основы классификации –
3.2. Классификация и систематика ударов 27
3.3. Классификация и систематика защитных действий 31
3.4 Позиции в боксе 32
Глава 4. Особенности двигательных движений на различных боевых дистанциях 34
Глава 5. Методологическая основа совершенствования техники двигательных движений 41
Заключение 51
Литература 52
Введение
Повышение требований к физической и технико-тактической подготовленности спортсменов в различных видах спорта, в том числе и в боксе, обуславливает актуальность исследований, посвященных изучению особенностей двигательной активности спортсменов. Возрастающая конкуренция между представителями национальных школ бокса предопределяет необходимость совершенствования методологической базы данного вида спорта. Негативное влияние на результативность соревновательной деятельности боксеров высокой квалификации оказывает недостаточная разработанность методики тренировочного процесса при подготовке боксеров к основным соревнованиям. Изучение особенностей двигательных движений в боксе будет способствовать совершенствованию теоретической подготовки спортсменов.
В спорте высших достижений все более отчетливо проявляется противоречие между постоянно возрастающими требованиями к организму спортсменов, обусловленными тенденцией к росту мировых достижений, обострением конкуренции в крупнейших соревнованиях и биологическими предельными возможностями человека, полноценная реализация которых во многом ограничивается конкретными социально-экономическими условиями, разработанностью теоретико-методических основ спортивной тренировки. Следовательно, важно и актуально совершенствование именно техники бокса, исследование путей повышения эргономичности движений, то есть получения максимального результата при минимальных затратах энергии.
Однако данной проблеме в специальной литературе уделяется мало внимания. При изучении литературы, касающейся подготовки боксеров, подобных работ мы не встретили. Это послужило основанием исследовать вопрос изучения движений в боксе углубленно.
Цель данной работы заключается в комплексной характеристике двигательных движений в боксе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
осветить биодинамические основы двигательной моторики;
охарактеризовать виды движений боксера;
проанализировать пути совершенствования техники движений в боксе.
Объектом исследования выступают двигательные движения в боксе.
Предмет исследования – совершенствование техники двигательных движений в боксе.
Методологическую основу исследования составили труды по общей теории спортивной тренировки (Набатникова М.Я., 1982; Платонов В.Н., 1984; 1986; 1997; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; Матвеев Л.П., 1999 и др.), научные исследования в области физической подготовки спортсменов (Зациорский В.М., 1966; Вайцеховский СМ., 1969; Кузнецов В.В., 1970; 1975; Верхошан-ский Ю.В., 1977; 1988; Филимонов В.И., 1979; 2000).
Материалы исследования позволят тренерам более эффективно организовать тренировочный процесс, направленный на совершенствование техники движений в боксе.
Глава 1. Методология изучения двигательных движений боксера
1.1. Техника движений как основа обучения боксу
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что теория и практика обучения боксу неразрывно связана с совершенствованием техники двигательных движений и разработкой специальных физических упражнений как способов «выполнения двигательных действий (их организацию), с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью».1
Раскрывая понятие «спортивная техника», Л. П. Матвеев указывает, что надо различать два значения этого термина. Во-первых, «модель» соревновательного действия (мыслительный или описанный в словах, в графической, математической либо другой форме его образец), выработанная на основе практического опыта или теоретически. Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата.2
B.C. Келлер определяет технику вида спорта, как «систему движений и действий спортсмена, направленную на достижение спортивного результата».3 Подобные определения техники встречаются в теории и практике бокса. Техника бокса рассматривается как это совокупность приемов атаки и защиты, применение которых диктуется обстоятельствами боя и возможностью спортсменов.
Г. О. Джероян и О. П. Топышев определяют технику бокса как «комплекс специальных приемов, необходимых боксеру для успешного ведения боя. Она дает возможность в рамках правил боя решать конкретные тактические задачи в различных боевых ситуациях».
М. И. Романенко технической подготовкой называет «...обучение спортсмена технике движений и действий как средству спортивной борьбы и доведение их до необходимой степени совершенства. В процессе специальной технической подготовки боксер изучает биомеханические закономерности движений и действий, практически осваивает технику передвижений, ударов, защит, контрударов в полном их взаимодействии и координации, придавая этому тактический смысл».4
Техника спортивной борьбы - это совокупность разрешенных правилами соревнований действий борца, направленных на преобразование противника как предмета деятельности. Проведя предметные преобразования, борец переходит к последней стадии - разрешения конфликта.
Различные типы взаимодействия противников в борьбе и в бою определяются соотношением между воздействием одного единоборца и ответными действиями другого. Взаимодействие в спортивных единоборствах носит временный характер и становится конфликтным взаимодействием, которое характеризуется переходом от перечисленных выше взаимодействий с противником к проведению против него воздействий или противодействий. Противодействие направленно на постоянное разрушение воздействий противника и не допускает перехода к временному взаимодействию.
Понимание техники спортивной борьбы, как правило, не вызывает у специалистов споров - расхождения начинаются при рассмотрении тактики.
При традиционном подходе к субъектно-объектным отношениям борцов каждый из них в роли субъекта осуществляет воздействие посредством выполнения тактических и технических действий.
Стратегическое взаимодействие борцов направленное на увеличение своего соревновательного (субъектного) потенциала и уменьшение соревновательного (субъектного) потенциала противника с учетом возможного направления развития конфликта и применяемых в нем тактических и технических действий.
Тактическое взаимодействие с противником осуществляется посредством действий, направленных на уменьшение его соревновательного (субъектного) потенциала до уровня, позволяющего проводить конкретные технические действия (осуществлять предметное преобразование), которые позволяют получить промежуточный и окончательный результаты борьбы. Выбор тактических и технических действий осуществляется до и в ходе тактического взаимодействия.
Тактика проведения технических действий в спортивных единоборствах – это совокупность способов и методов осуществления управления конфликтным взаимодействием с противником, направленных на уменьшение его соревновательного (субъектного) потенциала по отношению к проведению конкретного предметного преобразования (технического действия).
Основополагающий принцип современной науки, рассматривающе организм человека как единое целое, существующее в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с внешней средой. Непоколебимость данного положения объясняется тем, что все органы человеческого организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются сложной саморегулирующейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды, в том числе и условиями спортивной деятельности.5
Подобный перечень определений и понятий можно продолжить, однако уже из вышеизложенного следует, что под «техникой» подразумевается интегральный показатель двигательной подготовленности спортсменов к выполнению двигательных движений в боксе. Л. П. Матвеев пишет, что «физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание его физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Специфическое содержание физической подготовки составляет воспитание силовых и скоростных способностей, выносливости и гибкости. В целом эта сторона спортивной подготовки в большей мере, чем другие, характеризуется физическими нагрузками, воздействующими на морфофункциональные свойства организма и направляющими тем самым его развитие. Физическая подготовка в этом отношении является основополагающей стороной содержания спортивной тренировки».6
Глава 2. Общая характеристика двигательных движений
2.1 Двигательные движения
Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фундаментальным свойством живого – биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания.
Под влиянием тренировочных нагрузок в процессе занятия боксом укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются разнообразные двигательные качества и навыки, в особенности быстрота, сила, точность и координация движений, и как следствие, активизируются все основные жизненно важные функции.
Положительное влияние занятий боксом на развитие двигательных и психических функций, воспитание и совершенствование моральных и волевых качеств позволяет рассматривать бокс не только как вид спорта, но и как мощное средство физического воспитания и систему развития и совершенствования личности.
Современная практика показывает, что уже на ранних этапах (этап предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) необходимо формировать рациональную технику движений, основанную на сопряженном развитии скоростных и скороcтно-силовых качеств боксеров.7 Это непосредственно связано с переводом общепедагогической доктрины тренировки в русло индивидуальной подготовки в избранном виде спорта.
Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций, требуемых для грубой ручной работы или перемещения всего тела в пространстве, до тонких движений пальцев при операциях, которые выполняются под микроскопом. Обеспечение всех видов двигательной активности осуществляется на основе движения двух потоков информации. Один поток берет начало на периферии: в чувствительных элементах (рецепторах), которые находятся в мышцах, суставных сумках, сухожильных органах. Через задние рога спинного мозга эти сигналы поступают вверх по спинному мозгу и далее в разные отделы головного мозга.
Взятые в совокупности сигналы от перечисленных структур образуют особый вид чувствительности — проприорецепцию. Хотя в сознании человека эта информация не отражается, благодаря ей мозг в каждый текущий момент времени имеет полное представление о том, в каком состоянии находятся все его многочисленные мышцы и суставы. Эта информация формируют схему, или образ, тела. Не имея такого интегрального образования, человек не мог бы планировать и осуществлять ни одно движение. Схема тела — исходное основание для реализации любой двигательной программы. Ее планирование, построение и исполнение связано с деятельностью двигательной системы.
В двигательной системе основной поток информации направлен от двигательной зоны коры больших полушарий — главного центра произвольного управления движениями — к периферии, т.е. к мышцам и другими органам опорно-двигательного аппарата, которые и осуществляют движение.
Структуры, отвечающие за нервную регуляцию положения тела в пространстве и движений, находятся в разных отделах ЦНС — от спинного мозга до коры больших полушарий. В их расположении прослеживается четкая иерархия, отражающая постепенное совершенствование двигательных функций в процессе эволюции.
Существуют два основных вида двигательных функций: поддержание положения (позы) и собственно движение. В повседневной двигательной активности разделить их достаточно сложно. Движения без одновременного удержания позы столь же невозможны, как удержание позы без движения.
Структуры, отвечающие за нервную регуляцию позы и движений, находятся в разных отделах ЦНС — от спинного мозга до коры больших полушарий. В их расположении прослеживается четкая иерархия, отражающая постепенное совершенствование двигательных функций в процессе эволюции.
Ниже представлен общий план организации двигательной системы:
Таблица 1
Структура |
Функция, выполняемая изолированной структурой |
Роль структуры в осуществлении движения |
Подкорковые и корковые мотивационные зоны | Побуждение к действию | План |
Ассоциативные зоны коры | Замысел действия | План |
Базальные
ганглии |
Схемы целенаправленных движений | Программа |
Таламус
|
(Приобретенные и врожденные) | Программа и ее выполнение |
Ствол мозга | Регуляция позы | Выполнение |
Спинномозговые нейроны | Моно- и полисинаптические рефлексы | Выполнение |
Моторные единицы | Длина и напряжение мышц | Выполнение |
Самый низший уровень в организации движения связан с двигательными системами спинного мозга. В спинном мозге между чувствительными нейронами и мотонейронами, которые прямо управляют мышцами, располагаются вставочные нейроны, образующие множество контактов с другими нервными клетками. От возбуждения вставочных нейронов зависит, будет ли то или иное движение облегчено или заторможено. Нейронные цепи, или рефлекторные дуги, лежащие в основе спинальных рефлексов, — это анатомические образования, обеспечивающие простейшие двигательные функции. Однако их деятельность в значительной степени зависит от регулирующих влияний выше расположенных центров.
Высшие двигательные центры находятся в головном мозге и обеспечивают построение и регуляцию движений. Двигательные акты, направленные на поддержание позы, и их координация с целенаправленными движениями осуществляется в основном структурами ствола мозга, в то же время сами целенаправленные движения требуют участия высших нервных центров. Побуждение к действию, связанное с возбуждением подкорковых мотивационных центров и ассоциативных зон коры, формирует программу действия. Образование этой программы осуществляется с участием базальных ганглиев и мозжечка, действующих на двигательную кору через ядра таламуса. Причем мозжечок играет первостепенную роль в регуляции позы и движений, а базальные ганглии представляют собой связующее звено между ассоциативными и двигательными областями коры больших полушарий.
Моторная, или двигательная, кора расположена непосредственно кпереди от центральной борозды. В этой зоне мышцы тела представлены топографически, т.е. каждой мышце соответствует свой участок области. Причем мышцы левой половины тела представлены в правом полушарии, и наоборот.
Двигательные пути, идущие от головного мозга к спинному, делятся на две системы: пирамидную и экстрапирамидную. Начинаясь в моторной и сенсомотрной зонах коры больших полушарий, большая часть волокон пирамидного тракта направляется прямо к эфферентным нейронам в передних рогах спинного мозга. Экстрапирамидный тракт, также идущий к передним рогам спинного мозга, передает им эфферентную импульсацию, обработанную в комплексе подкорковых структур (базальных ганглиях, таламусе, мозжечке).
2.2. Общая классификация двигательных движений человека
Все многообразие форм движения животных и человека основывается на физических законах перемещения тел в пространстве. При классификации движений необходимо учитывать конкретные целевые функции, которые должна выполнять двигательная система.
В самом общем виде таких функций четыре:
поддержание определенной позы;
ориентация на источник внешнего сигнала для его наилучшего восприятия;
перемещения тела в пространстве;
манипулирование внешними вещами или другими телами.
Иерархия уровней мозгового управления движениями также находится в зависимости от требований к структуре движения. Установлено, что подкорковый уровень связан с набором врожденных или автоматизированных программ.
Автоматизированные и произвольные движения. Проблема разделения указанных категорий движения сложна. Во многих случаях грань между автоматизированным и произвольно контролируемым действием очень подвижна. Более того, суть обучения двигательным навыкам составляет переход от постоянно контролируемой цепочки более-менее осознанно разделяемых двигательных действий к автоматизированной слитной "кинетической мелодии", которая исполняется со значительно меньшими энергетическими затратами. В то же время достаточно небольшого изменения хотя бы одного из компонентов автоматизированного навыка, чтобы этот навык перестал быть полностью автоматизированным, и потребовалось вмешательство произвольной регуляции.
Для того чтобы избежать трудностей, возникающих при попытках разделить двигательные акты на "автоматические " и "волевые", английский невропатолог Х. Джексон в начале века предложил иерархическую классификацию всех двигательных актов (т. е. движений и их комплексов) от «полностью автоматических» до «совершенно произвольных».
Эта классификация оказывается полезной и в настоящее время. Так, например, дыхание представляет собой в значительной степени автоматический комплекс движений грудной клетки и мышц плечевого пояса, сохраняющийся даже при самом глубоком сне и в состоянии наркоза, когда все остальные движения полностью подавлены. В случае, если при помощи тех же самых мышц осуществляется кашлевой рефлекс или движения туловища, то подобный двигательный акт "менее автоматичен", а при пении или речи эти мышцы участвуют уже в "совершенно неавтоматическом " движении. Из данного примера ясно также, что "более автоматические " движения связаны главным образом с врожденными центральными поведенческими программами, тогда как "менее автоматические" или "совершенно произвольные" движения появляются в процессе накопления жизненного опыта.
Ориентационные движения. Система движений такого типа связана с ориентацией тела в пространстве и с установкой органов чувств в положение, обеспечивающее наилучшее восприятие внешнего стимула. Примером первого может служить функция поддержания равновесия, второго — движения фиксации взора. Фиксация взора выполняется в основном глазодвигательной системой. Изображение неподвижного или движущегося предмета фиксируется в наиболее чувствительном поле сетчатки. Координация движения глаз и головы регулируется специальной системой рефлексов.
Управление позой. Поза тела определяется совокупностью значений углов, образуемых суставами тела человека в результате ориентации в поле тяготения. Механизм позы складывается из двух составляющих: фиксации определенных положений тела и конечностей и ориентации частей тела относительно внешних координат (поддержание равновесия). Исходная поза тела накладывает некоторые ограничения на последующее движение. К низшим механизмам управления позой относятся спинальные, шейные установочные и некоторые другие рефлексы, к высшим — механизмы формирования "схемы тела".
Термином "схема тела" обозначают систему обобщенной чувствительности собственного тела в покое и при движении, пространственных координат и взаимоотношений отдельных частей тела. Общую "карту" тела для каждого полушария мозга обычно представляют в виде "гомункулюса". Топографически распределенная по поверхности коры чувствительность всего тела составляет ту основу, из которой путем объединения формируются целостные функциональные блоки крупных отделов тела. Эти интегративные процессы завершаются у взрослого организма и представляют собой закодированное описание взаиморасположения частей тела, которые используются при выполнении автоматизированных стереотипных движений.
Базой этих процессов служит анатомически закрепленная "карта" тела, поэтому такие процессы составляют лишь основу статического образа тела. Для его формирования необходимо соотнести эту информацию с положением тела по отношению к силе земного притяжения и взаиморасположением функциональных блоков тела в системе трех пространственных плоскостей. Вестибулярная система воспринимает перемещение всего тела вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз, а соответствующая информация поступает в теменные зоны коры, где происходит ее объединение с информацией от скелетномышечного аппарата и кожи. Туда же поступает импульсация от внутренних органов, которая также участвует в создании на бессознательном уровне особого психофизиологического образования — статического образа тела.
Таким образом, статический образ тела представляет собой систему внутримозговых связей, основанную на врожденных механизмах и усовершенствованную и уточненную в онтогенезе. Выполняя ту или иную деятельность, человек меняет взаиморасположение частей тела, а обучаясь новым двигательным навыкам, он формирует новые пространственные модели тела, которые и составляют основу динамического образа тела. В отличие от статического динамический образ тела имеет значение лишь для данного конкретного момента времени и определенной ситуации, при изменении которой он сменяется новым. Динамический образ базируется на текущей импульсации от чувствительных элементов кожи, мышц, суставов и вестибулярного аппарата. Не исключено, что скорость и точность формирования динамического образа тела — фактор, определяющий способность человека быстро овладевать новыми двигательными навыками.
В мозге происходит постоянное взаимодействие того и другого образов тела, осуществляется сличение динамического образа с его статическим аналогом. В результате этого формируется субъективное ощущение позы, отражающее не только положение тела в данный момент времени, но и возможные его изменения в непосредственном будущем. Если согласование не достигнуто, то вступают в действие активные механизмы перестройки позы. Итак, для того чтобы сменить позу, необходимо сравнить закодированный в памяти статический образ тела с его конкретной вариацией — динамическим образом тела.
Управление локомоцией. Термин локомоция означает перемещение тела в пространстве из одного положения в другое, для чего необходима определенная затрата энергии. Развиваемые при этом усилия должны преодолеть, прежде всего, силу тяжести, сопротивление окружающей среды и силы инерции самого тела. На локомоцию влияют характер и рельеф местности. Во время локомоции организму необходимо постоянно поддерживать равновесие.
Типичные примеры локомоции - ходьба или бег, которые отличаются стереотипными движениями конечностей, причем для каждой формы локомоции характерны две фазы шага: фаза опоры и фаза переноса. Ходьба человека характеризуется походкой, т.е. присущими ему особенностями перемещения по поверхности. Походка оценивается по способу распределения по времени циклических движений конечностей, длительностью опорной фазы и последовательностью перемещения опорных конечностей.
В спинном мозге обнаружена цепь нейронов, выполняющая функции генератора шагания. Она ответственна за чередование периодов возбуждения и торможения различных мотонейронов и может работать в автоматическом режиме. Элементарной единицей такого центрального генератора является генератор для одной конечности. Не исключено, что у каждой мышцы, управляющей одним суставом, есть собственный генератор. Когда человек движется, такие генераторы работают в едином режиме, оказывая друг на друга возбуждающее влияние.
Как известно, спинной мозг находится под непрерывным контролем высших двигательных центров.
По отношению к локомоции этот контроль преследует ряд целей:
быстро запускает локомоцию, поддерживает постоянную скорость или изменяет ее, если требуется, а также прекращает ее в нужный момент времени;
точно соразмеряет движение (и даже отдельный шаг) с условиями среды;
обеспечивает достаточно гибкую позу, чтобы соответствовать различным условиям передвижения, таким, например, как ползание, плавание, бег по снегу, перенос груза и т. д.
Очень важную роль в этом контроле играет мозжечок, который обеспечивает коррекцию и точность постановки конечностей на основе сравнения информации о работе спинального генератора и реальных параметров движений. Предполагается, что мозжечок программирует каждый следующий шаг на основе информации о предыдущем. Другой важнейший уровень мозга, куда направляется информация о характере выполнения движения, это большие полушария с их таламическими ядрами, стриопаллидарной системой и соответствующими зонами коры головного мозга.
Большое значение на этих уровнях контроля локомоции имеет обратная связь, т.е. информация о результатах выполняемого движения. Она поступает от двигательных аппаратов к соответствующим мозговым центрам. Многие движения постоянно корректируются, благодаря показаниям соответствующих сенсорных датчиков, расположенных в скелетных мышцах и передающих информацию в разные отделы мозга вплоть до коры. Движения, базирующиеся на врожденных координациях, в меньшей степени требуют обратной связи от локомоторного аппарата. Наряду с этим все новые формы движения, в основе которых лежит формирование новых координационных отношений, всецело зависят от обратной связи со стороны двигательного аппарата.
Очень важно, что сенсорные коррекции способны изменить характер движения по ходу его осуществления. Без этого механизма человек не имел бы возможности овладевать новыми локомоторными актами (и не только "локомоторными шедеврами", которые демонстрируют мастера спортивной гимнастики, но и более простыми — такими, например, как езда на велосипеде). Суть дела в том, что сенсорные коррекции служат для уточнения динамического образа тела, максимально приближая его к требованиям осуществления движения.
Итак, простые движения (например, скачкообразные движения глаз или быстрые движения конечностей) выполняются практически без проприоцептивной обратной связи по жесткой "запаянной" программе. Любое же сложное движение требует предварительного программирования. Для сложных движений очень важно сличение обратной афферентации с тем сенсорным образом движения, который формируется в составе программы. Эти влияния передаются к аппаратам программирования по каналам внутренней обратной связи, которая включает в себя все процессы перестроек двигательной программы в зависимости от внутрицентральных влияний.
Следует особо подчеркнуть, что с помощью обратной связи кора информируется не об отдельных параметрах движений, а о степени соответствия предварительно созданной двигательной программы тому наличному движению, которое достигается в каждый момент времени. Одним из важнейших каналов такой внутренней обратной связи и выступают медиальные лемниски.
Манипуляторные движения — яркий пример произвольных движений, которые обусловлены мотивацией. Эти движения локальны и решают следующие задачи:
выбор ведущего мышечного звена;
компенсация внешней нагрузки;
настройка позы;
соотнесение координат цели и положения собственного тела.
Отличительной чертой манипуляторных движений является их зависимость от центральной программы, поэтому ведущая роль в из осуществлении играют фронтальная кора, базальные ганглии и мозжечок. Ведущая роль в программировании быстрых манипуляторных движений принадлежит мозжечковой системе, а в программировании медленных — базальным ганглиям.
Наиболее полно проблема иерархической организации движений человека в контексте активного приспособительного поведения была поставлена и разработана в трудах выдающегося отечественного физиолога Н.А. Бернштейна. Он разработал теорию уровней построения движений. Причем под уровнями он понимал морфологические отделы нервной системы: спинной и продолговатый мозг, подкорковые центры и кору больших полушарий. Каждому уровню соответствует свой тип движений. Всего Н.А. Бернштейн выделил пять уровней: А, В, С, Д, Е.
1. Уровень А — эволюционно наиболее древний и созревающий раньше других руброспинальный уровень. У человека он не имеет самостоятельного значения, но он определяет мышечный тонус и участвует в обеспечении любых движений совместно с другими уровнями. Есть некоторые формы двигательной активности, которые осуществляются только за счет данного уровня (к их числу относятся непроизвольные примитивные движения, например, дрожание пальцев, стук зубов от холода). Этот уровень начинает функционировать с первых недель жизни новорожденного.
2. Уровень В — таламопалидарный уровень, обеспечивает переработку сигналов от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном расположении частей тела. Этот уровень принимает участие в организации движений более сложного типа, которые, однако, не требуют учета особенностей внешнего пространства. Это могут быть произвольные движения лица и тела — мимика и пантомимика, вольная гимнастика и др. Этот уровень начинает функционировать уже во втором полугодии жизни ребенка.
3. Уровень С — определяется как уровень пространственного поля или пирамидно-стриальный уровень. На этот уровень поступает информация о состоянии внешней среды от экстерорецепторных анализаторов. Поэтому этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, весу и другим особенностям. Среди них все виды локомоции (перемещения), тонкая моторика рук и другие. Это уровень, в обеспечении которого наряду с подкорковыми структурами принимает участие кора. Поэтому его созревание, начинаясь очень рано — на первом году жизни, продолжается на протяжении всего детства и даже юности.
4. Уровень Д — уровень предметных действий. Он функционирует при обязательном участии коры (теменных и премоторных зон) и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды орудийных действий и манипуляторных движений. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. Это уже не только движения, но и в значительно большей степени действия, потому что используемые здесь моторные программы складываются из гибких взаимозаменяемых звеньев. Поскольку этот уровень обеспечивается согласованной активностью разных зон коры, его функциональные возможности будут определяться динамикой созревания как самих зон, так и возрастными особенностями межзонального взаимодействия.
5. Уровень Е — высший уровень организации движений, обеспечивает интеллектуализированные двигательные акты: работу артикуляционного аппарата в звучащей речи, движения руки при письме, а также движения символической или кодированной речи (язык жестов глухонемых, азбука Морзе). Нейрофизиологические механизмы этого уровня обеспечиваются высшими интегративными возможностями коры больших полушарий, поэтому созревание коры, как и в предыдущем случае, имеет решающее значение для его функционирования.
2.3. Биомеханические основы движений боксера
Задача биомеханики заключается в том, говорил А. А. Ухтомский, чтобы установить «те условия, при которых движущие силы мускулатуры действуют на твердые части скелета и могут превращать тело животного в рабочую машину с определенным полезным эффектом». Удары и защитные действия боксера заключают в себе как поступательное, так и вращательное движения. Поступательным называется такое движение, когда любая линия, условно проведенная внутри тела, перемещается параллельно самой себе (например, движение боксера вперед при атаке прямым ударом левой в голову). При вращательном движении все точки тела описывают окружности, центры которых лежат на прямой, называемой осью вращения.
Движение может быть больше поступательным, чем вращательным, или наоборот. Поступательные и вращательные движения, совершаемые одновременно, образуют сложное движение. В ряде случаев действия боксера включают движения в вертикальном направлении. Так, удар, нанесенный правой или левой рукой снизу в голову в ближней дистанции, связан с разгибанием ног, с направляющим усилием вверх.
В действие, даже самое простое, вовлекаются разные группы мышц: одни сокращаются более энергично и выполняют основную работу, другие менее активны, но без их участия это движение не получилось бы. Например, при разгибании и сгибании руки в локтевом суставе работают не только двуглавая и трехглавая, но и плечевая мышца. При наклоне туловища в стороны главную работу выполняет наружная косая мышца живота, но если это уклон в сторону с небольшим уклоном вперед, то подключается и прямая мышца живота; наклон туловища в сторону может сочетаться с небольшим уклоном назад, в таком случае подключаются поперечно-остистая и короткие межостистые мышцы. Рис. 5 и 6 дают представление об основных мышцах человека и о выполняемых ими функциях. Мышцы, сокращаясь в разной последовательности и сочетании, приводят в движение отдельные части (конечности, туловище) тела. При частом повторении одних и тех же движений мышцы совершенствуются качественно, движения делаются быстрыми и точными.
Каждый преподаватель, тренер и боксер должны хорошо себе представлять анатомическое строение человеческого тела, функции отдельных мышц с тем, чтобы правильно ориентироваться в подборе упражнений. Например, для развития скорости и силы бокового удара правой в голову надо подбирать такие упражнения, которые бы развивали, главным образом, большую грудную и дельтовидную мышцы.
Движения в боксе в зависимости от морфологических, физиологических и психологических особенностей боксера имеют свои пространственные, временные, скоростные и динамические характеристики. Поэтому их вариативность не имеет предела. Для биомеханического анализа ударных действий боксера даем изложение нескольких фрагментов из работы В. М. Клевенко .8
Если посмотреть на кинематическую структуру тела человека, то легко представить оси вращения и точки опоры при нанесении ударов. Участие нижней части тела боксера в механике ударов происходит по следующей трехсуставной кинематической цепи: стопа — голень— бедро. Эта кинематическая цепь, передавая поступательное движение туловищу, способствует ускорению вращения таза. При опоре на левую ногу вращение происходит вокруг вертикальной оси, проходящей через левую стопу и левый тазобедренный сустав; при опоре на правую ногу — вращение происходит вокруг оси, проходящей через правую стопу и правый тазобедренный сустав. Диагональная ось вращения при опоре на левую стопу проходит через левую стопу и правый тазобедренный сустав; при опоре на правую стопу — через правую стопу и левый тазобедренный сустав.
От кинематической цепи стопа — голень — бедро движение передается в следующую трехсуставную цепь: плечо — предплечье — кисть. Звенья пояса верхней конечности подвижны, например, одна половина пояса может производить движения независимо от другой (правая от левой или левая от правой).
При нанесении ударов усилия- передаются от стопы на голень и бедро, затем на таз, туловище к поясу верхней конечности и от него на ударную часть кисти. Таким образом, начиная с первого момента ударного действия (от толчка стопой) и до заключительного (действия ударной части кисти), сила и скорость как бы нарастают в каждой цепи. Чем меньше мышцы, тем быстрей они могут сокращаться, но вместе с тем они должны быть достаточно сильными, чтобы поддержать поступательный эффект крупных мышц и ускорить действие, т. е. увеличить силу удара.
В зависимости от направления удара (прямой, боковой, снизу или комбинированный — снизу-сбоку, прямой-сбоку и т. д.) в активную работу включаются те или иные группы мышц, от качественного действий которых зависят скорость, сила. Зная особенности, расположение и функции мышц, преподавателю (тренеру) нетрудно определить, на какие из них следует обратить внимание для качественного целенаправленного их развития, какие следует выбрать средства для каждого боксера в отдельности.
Особенно большое внимание следует уделить развитию внутренних и наружных косых мышц живота, широчайшей мышцы спины, большой и малой грудных мышц, трапециевидной, участвующих в «скручивании» верхней части туловища вокруг вертикальной оси. После нанесения удара и некоторого закручивания туловища тело, естественно, стремится к раскручиванию, а следовательно, создаются биомеханические условия для нанесения последующих ударов другой рукой.
Серия коротких ударов в ближнем бою, независимо от движения ног, в основном наносится за счет активных действий мышц пояса верхней конечности при весьма малых вращательных движениях туловища. Наиболее сложные движения совершают части тела при защитных действиях, когда боксеру необходимо не только уйти от удара противника, но и создать исходное положение для собственных активных действий.
Индивидуальные особенности, определяющие такое двигательное качество как скорость реакции, тесным образом связаны с морфофункциональными возможностями конституциональных характеристик тела. Стремление спортсменов увеличить силу для обеспечения более высокой скорости реакции приводит к наращиванию мышечной массы и перемещению центров тяжести отдельных биокинематических звеньев, что сказывается на изменении кинематических характеристик и затратах энергии на перемещение общего центра масс конкретной биокинематической цепи. Достигнув определённого эффекта в поставленной цели, практически не учитывается энергетический ресурс, который расходуется на это достижение. В конечном счёте снижается эффективность такого важного показателя как выносливость, что существенно снижает надёжность ведения боя
Глав 3. Классификация движений в боксе
3.1 Основы классификации
Двигательные движения в боксе следует классифицировать по комплексному проявлению физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий, а также по их биомеханике (поступательные движения, вращательные, сложно-пространственные действия). Поэтому следует учитывать неразрывную связь формы движения с его содержанием.
Вместе с классификацией действия систематизируют, т. е. устанавливают взаимосвязь между группами приемов и распределяют их в определенной последовательности, по степени трудности, сложности структуры и т. д. Это способствует формированию у занимающихся правильного представления о технике, последовательности этапов овладения ею, эффективному процессу обучения.
Первым попытался классифицировать и систематизировать действия боксера А. Гетье (1934 г.), за ним, более подробно, А. Г. Харлампиев — в работе «Практические действия боксера» (1935 г.). В 50-х годах эти вопросы разрабатывали Е. И. Огуренков, А. И. Булычев, В. М. Романов и В. А. Федченко. Современную классификацию и систематику приемов и действий разработал К. В. Градополов.
В настоящее время действия боксера, которые составляют технику, подразделяют на три вида: удары, защиты и контрудары.
3.2. Классификация и систематика ударов
По направленности движений к партнеру удары могут быть с фронта— прямые и снизу, и с фланга — боковые. Всего насчитывается 12 ударов:
1) прямой удар левой в голову;
2) прямой удар правой в голову;
3) прямой удар левой в туловище;
4) прямой правой в туловище;
5) боковой удар левой в голову;
6) боковой удар правой в голову;
7) боковой удар левой в туловище;
8) боковой удар правой б туловище;
9) удар снизу левой в голову;
10) удар снизу правой в голову;
11) удар снизу левой в туловище;
12) удар снизу правой в туловище.
Обучение ударам проходит в такой же последовательности.
Каждый из перечисленных ударов может видоизменяться по длине и направленности. Это зависит от дистанции, с какой он наносится. Например, чем ближе находятся боксеры друг к другу, тем короче удары; если это боковой, то угол между плечом и предплечьем меньше. Прямой удар, наносимый с дальней дистанции, достигает цели при вытянутой руке, а со средней — при полусогнутой. В практике нанесения ударов направление движений может изменяться; удар снизу может быть несколько сбоку, боковой — немного снизу, прямой — снизу или сбоку и т. д. Это зависит от положения рук противника, его защиты, дистанции между боксерами, их боевого положения, а также от самого атакующего, который должен страховаться защитами во время своих атак. Такие изменения в направлении ударов приходят с опытом на базе совершенствования технического мастерства. Начинающие боксеры изучают и совершенствуют удары строго прямо, сбоку и снизу.
Различные авторы высказывали разные предложения на совершенствование удара.
А. Г. Харлампиев считал, что источник силы и резкости удара заключается во вращательном движении туловища с перемещением центра тяжести с одной на другую ногу. И именно это является источником центробежной силы всех видов удара.
Б.С.Денисов указывает, что рука в ударе вообще играет последнюю роль. При ударе используется бросок массы всего тела в направлении удара.
Г.О.Джераян утверждал, что вся масса тела не может быть вложена в удар из-за амортизирующего действия суставов. Главное, по его мнению, сложение скоростей различных звеньев тела (стопа, голеностоп, икры, бедро, таз, плечевой пояс и рука).
Удар правой с шагом вперед левой ногой сопровождается толчком правой ноги, сообщающей телу поступательное движение вперед, с которым совмещается вращательное, начинающееся с опорой на правую ногу и заканчивающееся с опорой на левую.
В учебнике К.В.Градополова 1951 г. описана техника удара правой следующим образом: "Движение удара истекает из толчка правой ноги, посылающей тело вперед с одновременным вращением туловища справа налево ("скручиванием").
Вот как описывает технику прямого удара левой 3-кратный чемпион Европы и чемпион Англии среди профи Дей Дауэр. Его описание совпадает с точкой зрения на координацию движения прямых ударов Б.С.Денисова, описанную еще в 1949 году: «Первоначальную скорость удару создает толчок носка правой ноги. При этом наращивается скорость и сила удара путем переноса тяжести тела вперед с одновременным выносом левой ноги.
А вот касание кулака с целью должно чуть-чуть опередить становление левой ноги на пол, тогда вес тела и вся инерция его движения полностью вкладывается в удар. Если же левая нога опередит левую руку и найдет точку опоры на мгновение раньше, чем кулак найдет цель, значительная часть силы удара "уйдет в пол".
Только четкая синхронность этих движений дает удару силу, резкость и точность».
А.И.Степанов предлагает при ударе правой переходить в прямую позицию (фронт), рекомендуя при этом пристукивать носком правой ноги. Он считал такую технику необходимой: «Только при этом условии удар будет целесообразным»".
Судьи дают оценку за выполненные удары, учитывая место удара и точность, беспрепятственность его нанесения. Боксер старается нанести удары в наиболее уязвимые места противника.
Наиболее чувствительными местами являются:
а) нижняя челюсть - наносятся удары прямые, боковые и снизу (как левой, так и правой);
б) область чревного (солнечного) сплетения — в основном прямые удары или снизу, реже боковые;
в) правая и левая подхрящевые области (область печени и область селезенки) — в основном прямые, снизу и реже сбоку;
г) область сердца — удары прямые, снизу, иногда боковые.
Наибольший эффект ощущения дает удар в нижнюю челюсть, несколько меньше — в область чревного сплетения и еще меньше — в подхрящевые области. В течение боя у боксеров высокого класса попытки нанести удары в голову в среднем составляют 70%, чревное сплетение — 15, в подхрящевые области — 10 и сердца — 5%. Поэтому, естественно, боксеры в процессе обучения и тренировки уделяют больше внимания защитным действиям головы.
Конечно, количество попыток в нанесении ударов зависит от боевой дистанции боксеров. Например, при ведении ближнего боя резко увеличивается количество ударов снизу по туловищу. Но в какой бы дистанции боксеры ни вели бой, нижняя челюсть больше всего занимает их внимание, потому что даже при несильном ударе в нижнюю челюсть эффект ощутимости будет большим, чем в туловище.
Следует определить положение кулака при ударах. Ударная нагрузка на кисть довольно велика, поэтому слабое сжатие ее в кулак или неправильное нанесение удара приводит к ушибам кисти и растяжениям связок. В большинстве случаев боксеры травмируют кисть в начале своей спортивной деятельности вследствие неправильного положения кулака в удара или ударов в твердые части тела противника—в локоть, лоб и пр.
Правильное положение кулака — пальцы согнуты и прижаты к ладони, большой палец прижат к средней фаланге указательного пальца. Пястные кости, на которые приходится вся тяжесть удара, испытывают при ударе жесткое давление. Дополнительную, «рессорную», функцию ударного места на кисти выполняют проксимальные (основные) фаланги пальцев, на которые действует при ударе поперечное давление. Кулак не должен быть напряжен в начальный момент движения, лишь перед самым ударом его крепко сжимают. При постоянном сжимании кулака затрудняются подготовительные движения рук, утомляются мышцы предплечья, и боксер в конце боя уже не сумеет сжать кисть достаточно сильно.
3.3. Классификация и систематика защитных действий
На каждый из трех основных ударов (в туловище и голову) — прямой, боковой и снизу — может быть несколько защит. Классифицируются защитные действия в зависимости от вида удара и структуры движений (передвижением, руками и туловищем). Защиты передвижением—это шагами назад, в стороны, по кругу, назад- в сторону, в сторону-по кругу и т. д. Защиты руками — подставки, отбивы, накладки; туловищем — уклоны и нырки. Применяются и комбинированные защиты, допустим, шаг назад с подставкой ладони от удара прямого в голову или уклон с одновременной страховкой головы тыльной поверхностью открытой кисти и др. В практике бокса насчитывается 36 основных защит, каждая из которых может быть выполнена различными способами. Так, уклоны могут быть назад и в стороны, в сторону-назад; нырки — вниз, вниз-по кругу и т. д. Все зависит от дистанции, направленности удара, исходных положений для контратаки и ряда тактических замыслов боксера, применяющего защиту. Защиты передвижением являются основными и потому изучаются первыми, затем новички овладевают защитами при помощи рук (эти защиты легко сочетаются с передвижением). Наиболее сложные — защиты туловищем.
3.4 Позиции в боксе
Позицией называется исходное положение, принимаемое боксером в начале боя и сохраняемое им в течение всего боя между моментами атаки и защиты. Нужно, однако, сказать, что позиция очень сильно видоизменяется в зависимости от индивидуальности боксера; кроме того, опытный боксер, будет изменять свою позицию, применяясь к особенностям противника.
Боевая позиция должна быть наиболее выгодной для активных действий в нанесении ударов и надежной защиты (не сковывать движений и создавать достаточную устойчивость). Боевых положений у боксера может быть много в зависимости от дистанции, ситуации в обороне, атаке и контратаке.
На боевую позицию, как и вообще на технику в целом, влияют индивидуальные физические, психологические и технические особенности боксера. Так, у С. Щербакова была боевая стойка несколько низкой, собранной; он стремился хорошо защищаться руками, подойти к противнику и нанести сильный боковой удар, которым владел в совершенстве. В. Енгибарян, наоборот, был несколько выпрямлен, не надеялся на защиту подставками, а уходил от ударов уклонами, передвижением, оставляя свободными для действия обе руки. В. Мусалимов, хорошо передвигаясь, использовал это качество для ведения боя на дальней дистанции, внезапного сближения, не принимал согнутого положения в ближнем бою, а, наоборот, выпрямлялся, часто делал захваты, мешая противнику действовать.
Обучение начинают с классической боевой стойки. Боевая стойка — это универсальное положение, при котором боксер находится в защите и вместе с тем в боевой готовности для нанесения ударов. Она позволяет боксеру осуществлять свои намерения и предупреждать намерения противника. В дальнейшем, с совершенствованием спортивного мастерства боксера, классическая боевая стойка трансформируется в индивидуальную позицию, наиболее отвечающую его манере ведения боя.
С самого начала обучения боксу занимающихся ставят в левостороннее (более сильная правая рука) или правостороннее (более сильная левая рука) боевое положение. При левостороннем положении левая нога, выдвинутая вперёд, опирается о пол передней частью стопы, правая находится на расстоянии примерно 1/2 шага назад и вправо параллельно левой и упирается в пол носком. По отношению к партнеру стопы повернуты несколько вправо. Масса тела равномерно распределена на обеих слегка согнутых ногах, что дает возможность, отталкиваясь то одной, то другой, короткими шагами легко передвигаться вперед, назад, влево и вправо, сохраняя устойчивость. Каждый занимающийся сам выбирает расстояние, на которое ему удобнее расставлять ноги. Туловище выпрямлено, что способствует большей маневренности и сохранению равновесия. Выставленная вперед левая рука согнута в локте приблизительно под прямым углом, с немного сжатым кулаком на уровне подбородка, локоть опущен книзу, плечо несколько приподнято. Правая рука полусогнута, ее кулак защищает подбородок, локоть прижат к туловищу с тем, чтобы прикрыть правую подхрящевую область (область печени) и область чревного (солнечного) сплетения, и вместе с тем готова к нанесению ударов. Голова немного опущена.
Боксер, находящийся в боевой стойке, должен как можно меньше напрягать мышцы, чтобы преждевременно не утомляться и в нужный момент мобилизоваться для активного действия.
Изучение боевой стойки следует начинать с построения группы в зале в колонну по три или четыре с интервалом на вытянутые в стороны руки. Показывающий демонстрирует положение стойки фронтально н сбоку (слева и справа), объясняет положение ног, туловища, головы и рук по команде «Принять боевое положение!» дает общие указания. Потом он ставит в боевую стойку каждого в отдельности ученика, делая индивидуальные замечания. Затем поворачивает группу налево, направо и кругом, подавая команду принять боевое положение.
Глава 4. Особенности двигательных движений на различных боевых дистанциях
В практике ведения боя существует три дистанции — дальняя, средняя и ближняя. Боксер должен уметь вести бой в каждой из них, чтобы лучше ориентироваться во всех ситуациях боевой обстановки.
Расстояние между боксерами, ведущими бой, определяет время, необходимое для нанесения ударов, выполнения защит и контрударов.
Ведя бой на дальней дистанции, боксер более выпрямлен, активнее передвигается и старается наносить удары вытянутой рукой, сам оставаясь недосягаемым для противника. Приближаясь к противнику, боксер становится более собранным, положение ног устойчивее, руки закрывают голову и туловище.
Действия боксера в той или иной дистанции вызваны рядом факторов: уровнем его физической подготовки, умением координировать свои действия, быстротой, выносливостью, силовыми качествами, ловкостью, технической подготовленностью (искусством нанесения ударов и владением защитами), психологическим состоянием, тактической задачей и т. д. Боксер с быстрой реакцией, убедившись в том, что его противник действует более медленно, стремится к ведению боя в средней дистанции; вызывая противника на атаку, будет ее перехватывать, опережать своими ударами и поражать в открытые места. Этими приемами умело пользовались О. Григорьев, В. Попенченко, И. Соболев. Невысокий, физически сильный, владеющий сильным ударом боксер будет стремиться навязать силовой бой и идти на сближение с боксером, который не владеет сильным ударом. Подвижный боксер будет стараться избежать сближения и держаться на дальней дистанции, что с успехом делали Р. Тамулис, В. Мусалимов, Д. Торосян и др. Поэтому выбор дистанции для ведения боя зависит от тактических замыслов и технического умения боксера, стремящегося к ведению боя в выгодной для него дистанции. Если оба боксера по стилю подходят друг другу, то бой часто ведется в какой-то одной дистанции. Но, как правило, дистанции все время меняются, и боксер, который умеет вести бой во всех дистанциях, может применить более широкий арсенал технических средств.
Дальняя дистанция определяется расстоянием, с которого боксер может достичь противника только продвинувшись вперед. При этом боксеры находятся или вне досягаемости ударов (вне боя) и для атаки один из них должен приблизиться настолько, чтобы, сделав еще шаг к противнику, нанести удар, или же между ними такое расстояние, с которого достаточно сделать один шаг (и даже без шага) и произвести удар. Боксер, избегающий активных действий по тактическим соображениям, активным передвижением сохраняет дистанцию вне боя. Несмотря на то, что боксеры на дальней дистанции имеют время продумать свои действия, начать атаку в этой дистанции всегда труднее, так как оба боксера пребывают вне зоны ударов, собраны и готовы встретить атакующего. Каждый из них легко воспринимает начальные движения противника и успевает среагировать на них защитами и контрдействиями. Чтобы атака успешно завершилась, боксер, готовя удар, должен отвлечь от него внимание противника постоянной сменой своих положений и ложными действиями. Поэтому дальняя дистанция требует виртуозного исполнения .южных и подготовительных действий, легких непринужденных передвижений и решительных атак в сочетании с искусными защитами во время собственных атак. Мастерски проведенный бой на дальней дистанции — красивая форма поединка, которая приносит эстетическое наслаждение любителям этого вида спорта.
Боксеры, ведущие бой на дальней дистанции, чаще всего бьют ближней к противнику рукой (в левостороннем положении — левой, в правостороннем — правой) в основном прямыми ударами в голову и туловище, а также боковым ударом в голову.
Левши, находящиеся в правостороннем боевом положении, предпочитают бой на дальней дистанции, чтобы успешней использовать свою левую руку — сильнейшую — для эффективных ударных действий, учитывая тот факт, что положение левши несколько необычно для правши.
При дальней дистанции применяются такие защиты, как подставки открытой ладони, шаги назад, в стороны, шаги в стороны с поворотом, уклонами, отбивами, боковые подставки тыльной стороны перчатки или плеча, а также комбинированные защиты, допустим, шаг назад с уклоном назад или уклоном назад с отбивом и др. Ведение боя на дальней дистанции имеет психологические особенности. Боксер должен обладать острым восприятием, уметь отличить ложные действия противника от настоящих, одновременно выработать план собственных активных действий и быть готовым перехватить атаку противника, в чем решающее значение имеет чувство дистанции и времени.
Боксеры на дальней дистанции ведут бой в более выпрямленном положении, для большей подвижности ноги расставив нешироко. Малоподвижному боксеру трудно вести бой на дальней дистанции.
Средняя дистанция — промежуточная между ближней и дальней: расстояние между боксерами такое, что можно наносить прямые, боковые и удары снизу (в голову и туловище), не подходя к противнику вплотную. Практически боксеры беспрерывно меняют дистанцию — с дальней. переходят в среднюю, со средней — в дальнюю. Средняя дистанция между боксерами образуется в результате либо стремления к этому одного из боксеров, либо обоих; во втором случае бой более продолжительный. На этой дистанции у боксеров значительно меньше времени для размышления, чем на дальней. Боксер стремится опередить контратаку своего противника, заранее предугадать его контрдействия. Если на дальней дистанции боксеры пользуются одиночными или двойными ударами, то в средней они применяют серии ударов — прямых с боковыми или боковых и снизу и т. д., которые требуют также быстрых защитных действий. Бой принимает наиболее активную форму. Следует иметь в виду, что самые сильные удары наносятся в средней дистанции, так как положение боксеров более устойчивое и собранное, а это способствует эффективному вращению туловища и мощному отталкиванию ногами.
В активных действиях на средней дистанции руки боксера должны быть свободны для ударов. Движения ног используются не столько для маневрирования, как на дальней дистанции, сколько для сохранения дистанции, выбора места для удара, увеличения силы ударов и применения наиболее надежных защит. Все маневренные и обманные действия производятся здесь только перемещением короткими скользящими шагами и движениями туловища. В этой дистанции боксеры в основном пользуются защитами туловищем (уклонами и нырками), подставками перчаток, рук, согнутых в локтях, делают накладки на предплечье и плечо партнера и т.п.
Бой на ближней дистанции ведется при помощи коротких ударов снизу и сбоку; при этом спортсмены приближаются вплотную друг к другу. Боксер более собран, чем при других дистанциях: голова опущена вниз, руки несколько подняты к ней, чтобы можно было своевременно выдвинуть их вперед и, придержав руки противника накладкой открытой ладонью на плечо или предплечье, помешать ему наносить удары.
Практически боксеры, находясь в ближней дистанции, могут быть в двух положениях:
1) не касаясь непосредственно друг друга, свободно действовать руками и
2) соприкасаться грудью, плечом, головой с грудью и плечом, подставкой и накладкой рук на руки противника.
Бой на ближней дистанции навязывает один из боксеров, который стремится к сближению для действия сильными короткими ударами; ближний бой может возникнуть вынужденно для обоих. Вынужденный бой возникает чаще всего тогда, когда один из боксеров не умеет и поэтому не хочет вести его: он захватывает, придерживает противника, мешая ему действовать (и получает замечания судьи за держание). Бывает, что ближний бой ведут боксеры, оба предпочитающие состязаться в этой дистанции.
Бой на ближней дистанции проходит значительно насыщенней, активней и плавнее, чем на других. Из-за близости партнера боксеры успевают реагировать на удары в основном подставками и накладками. Поскольку боксеры соприкасаются друг с другом частями тела, им приходится руководствоваться главным образом мышечно-двигательными и осязательными ощущениями.
В ближнем бою типичным является положение, когда туловище согнуто в пояснице и наклонено вперед, таз несколько подан назад, ноги слегка согнуты и расставлены на ширину плеч (одна нога может быть немного отставлена назад), масса тела распределена равномерно на обеих ногах и перемещается при акцентированном ударе в сторону выставленной вперед ноги. Часто боксеры упираются головой друг другу в плечо, это мешает им делать вращательное движение туловищем для нанесения сильного удара и защитить свою голову от ударов. Иногда боксеры (один или оба) выпрямлены и блокируют действия друг друга. Часто при этом один из них накладывает руки на руки противника или просовывает их подмышки противника, что является нарушением правил ведения боя. Для ведения ближнего боя боксерам прежде всего надо овладеть тех» никой передвижения, нанесения ударов, защитных действий, а потом и контрударов в ответной и во встречной формах.
Ведение боя на ближней дистанции требует высокоразвитых мышечно-двигательных ощущений, умения расслабляться, своевременно напрягаться и чувствовать своего партнера. Боксеры, владеющие искусством ближнего боя, умеют отдыхать в этой дистанции; боксеры, не умеющие вести ближний бой, чрезмерно напрягаются, устают и часто злоупотребляют держанием.
Искусно двигаясь по рингу, боксер по своему желанию может находиться вне боевой дистанции, не подпускать к себе противника, всегда готов встретить его атаку, выбрать место и время для своей атаки. В зависимости от дистанции меняется характер передвижения. Чем дальше находятся противники друг от друга, тем передвижение активнее, боксеры двигаются по всему рингу. По мере сближения боксеров до действия в средней дистанции передвижение ограничивается, шаги делаются короче, площадь действия на ринге уменьшается. Во время ведения ближнего боя передвижение сводится к минимуму. Возникает обоюдное сопротивление, бой принимает несколько силовой характер, боксеры перемещаются короткими и редкими шагами, на небольшом участке ринга. Искусное передвижение раскрывает большие возможности перед боксером в применении технико-тактических средств.
К овладению техникой передвижения приступают сразу после того, как занимающиеся научились принимать боевую стойку. Сначала учатся делать одиночные шаги вперед, назад, в стороны и по кругу с боковой позиции. Отталкиваясь ногой, находящейся сзади, передней делают небольшой шаг вперед, при этом находящаяся сзади нога быстро подтягивается для сохранения начального положения; при шаге назад отталкиваться надо впереди стоящей ногой, после чего подтянуть ее для сохранения прежнего расстояния между ногами. Шаг вправо делают правой ногой, шаг влево — левой. Между стопами следует сохранять необходимое расстояние для устойчивости. Ноги не перекрещиваются. Передвижение происходит небольшими легкими скользящими плавно шагами, без рывков, с тем чтобы сохранять устойчивость и удобные исходные положения для атак и контратак.
Практически передвижение на ринге происходит шаг за шагом в разных направлениях. Шаги слитые, поэтому боксер должен научиться двойным и тройным шагам вперед, вперед-в сторону, назад, в стороны, назад-в сторону и по кругу, постоянно меняя направление (например, после трех шагов по кругу — два вперед или после двух шагов назад — один вперед и т. д.). Передвигаются боксеры на носках или на передней части стопы, повороты делают на передней части стопы опорной ноги. Если для поворота влево опираться, например, на правую ногу (вокруг которой и делается поворот), то левую отставляют в сторону партнера, чем восстанавливают боевую позицию. Быстрому повороту туловища вокруг опорной ноги способствует переставление другой ноги вперед или назад.
Так как боксер непрерывно пользуется атакующими, контратакующими или обманными движениями, сближаясь с партнером или увеличивая дистанцию, уклоняясь от ударов и сам нанося их, удерживаясь в боевой дистанции, то он должен хорошо овладеть так называемыми челночными шагами вперед и назад, отталкиваясь то левой, то правой ногой, сочетая шаги с движениями туловища назад и вперед.
После передвижения в боковой позиции переходят к передвижению во фронтальном положении, когда ноги находятся на одной прямой на ширине плеч.
Так же, как и в первом случае, сначала надо научиться легко отталкиваться обеими ногами, перенося массу тела то на одну, то на другую. Потом отрабатывают одиночные, двойные шаги вперед, назад, в сторону и по кругу на передней части стопы. При передвижении из фронтального положения может быть выдвинута вперед как левая, так и правая нога. Шаги делаются неширокие, легко, плавно, по одному, по два, па три, и рапных направлениях.
Далее передвижение следует сочетать с небольшими уклонами влево, вправо, назад, вперед, в стороны, назад-в стороны и нырками; например, с шагом вправо из фронтального положения уклон делается вправо; с шагом назад левой — уклон влево-назад и т. д. Комплексное изучение передвижения с уклонами облегчает создание удобных исходных положений для нанесения контрударов.
Глава 5. Методологическая основа совершенствования техники двигательных движений
Основным методом обучения боксеров является показ, сочетающийся с объяснением. Технику бокса тренер показывает один или вместе с кем-либо из учеников (для изучения защиты и контрударов). Тактические приемы демонстрируются в паре с боксером, в достаточной мере владеющим техникой и тактикой.
В результате показа приемов, объяснения техники их выполнения и тактического применения у занимающихся должно создаться правильное представление о выполнении приемов бокса.
Прием разучивается в целом и по элементам, путем многократного его выполнения в медленном и быстром темпах, в простых и сложных условиях.
Обычно каждый урок начинают с повторения и совершенствования ранее изученной техники и тактики, а затем уже приступают к изучению нового материала. При повторении пройденного тренер напоминает, как выполняется прием, указывает на характерные ошибки, допущенные учениками.
Обучение новому материалу начинается с объяснения тактического назначения упражнения или приема, а заканчивается показом техники его выполнения. Практическое овладение приемом вначале происходит в одной или двух шеренгах (без перчаток) под команду тренера.
При обучении в шеренгах прибегают к методическому приему: тренер наносит удар в направлении шеренги, на что новички отвечают мгновенной защитой (или контрударом). Этот же методический прием в дальнейшем может быть использован боксерами самостоятельно и в парах.
После того как приемы освоены в шеренгах, переходят к упражнениям для изучения ударов и защит во время ходьбы по залу (рис. 4). Чтобы новички более быстро и правильно овладевали упражнениями при передвижении, их ритмом и амплитудой, впереди следует самостоятельно поставить наиболее технического и опытного направляющего, а остальных новичков расставить через одного, чередуя более подготовленных с менее подготовленными. Это позволит находящимся сзади равняться на успевающих. Основные упражнения с партнером в перчатках в процессе обучения боксу проводятся в шеренгах и в парах.
Начинать обучение новичков следует с упражнений в шеренгах и на месте. Это даст возможность лучше усвоить учеником элементы техники бокса. Например, боксеры одной шеренги наносят боксерам другой шеренги удары по перчаткам, в голову и туловище или одна шеренга атакует — другая защищается. После этого приемы осваиваются в движении сначала без контрударов, а затем с применением ответных или встречных контрударов.
На более позднем этапе обучения, когда новички овладели основами техники, новым приемам обучают сразу с упражнений в парах. В этих упражнениях обычно один из партнеров атакует, а другой только защищается или защищается и контратакует. Затем в следующем раунде партнеры меняются ролями. Задание может быть и иным: партнеры в течение раунда поочередно меняются ролями: один атакует — другой защищается и контратакует, а затем все повторяется наоборот.
Условный бой — упражнение с партнером в перчатках по определенному заданию — может быть односторонним и двусторонним.
В одностороннем бою один атакует, другой защищается или же, защищаясь, контратакует. В двустороннем бое оба боксера произвольно ведут бой, но с ограниченным выбором боевых средств.
На уроке упражнения в условном бою выполняются одновременно всеми боксерами, передвигающимися по всему залу: количество раундов условного боя зависит от подготовленности группы и сложности заданий.
Вольный бой проводится с целью совершенствования всего пройденного учебного материала. Во время вольного боя проявляются и в то же время формируются основные физические, моральные и волевые качества боксера, его тактические умения и технические навыки.
Вольный бой при обучении должен проходить без азарта и излишней горячности.
Всякий сильный удар заставляет боксера-новичка излишне напрягаться: чувство опасности сковывает боксера, его движения становятся неестественными, он начинает действовать примитивно, забывает и боится применить изученные, но еще не закрепленные приемы, теряет контроль над своими действиями. Бой переходит в драку, которую надо сейчас же остановить. Некоторые тренеры предлагают в таких случаях разойтись боксерам в противоположные углы ринга и дают команду к бою с тенью; лишь после того, как боксеры успокоятся, им разрешают вновь продолжать бой.
Во время боя тренер наблюдает и делает в блокноте пометки, чтобы после окончания его иметь возможность проанализировать все слабые и сильные стороны каждой пары.
Это приучает занимающихся серьезно относится к каждому бою и выполнять поставленные перед ними задачи.
В 1-й год занятий в вольном бою упражняются одновременно все боксеры группы. При таком способе ведения вольного боя каждая пара новичков боксирует более свободно и непринужденно, так как не чувствует себя в центре внимания остальных.
Перед началом упражнения партнеры обязательно должны получить от тренера указания по ведению боя. Задания эти могут быть написаны на отдельных листках бумаги и перед боем вручены боксерам для ознакомления. Лучше всего, если партнер не будет знать о задании другого. После окончания раунда или боя каждый из партнеров зачитывает свои задания и рассказывает о том, как они были выполнены. В обсуждении боя могут принять участие и другие члены секции.
На занятиях 2-го года обучения вольный бой следует проводить на ринге. Перед боем боксеры поочередно разминаются согласно заранее вывешенному составу пар. Рекомендуется провести 1—2 раунда условного боя и только затем перейти к вольному бою. В то время, как одна пара боксирует, две другие разминаются.
В Болгарии (и некоторых других странах) при обучении новичков тренеры стали прибегать к спаррингам (вольным боям) в затрудненных условиях. Например, на ринге находятся три боксера и двое боксируют против одного. По утверждению болгарских тренеров, в процессе такого боя у боксеров воспитывается умение реагировать не только на фронтальные, но и на боковые атаки. Предполагается, что если боксер научится ориентироваться в бою против двух или трех противников, ему будет намного легче распознавать замыслы одного противника.
Во время вольного боя тренер может указать боксеру на отдельные ошибки, но лучше это сделать в перерывах между раундами, чтобы не мешать ему самостоятельно решать возникшие в бою задачи.
После окончания упражнения тренер совместно с боксером разбирает все положительные и отрицательные стороны боя.
Бой с тенью или воображаемым противником позволяет боксеру, имитируя реальный бой, изучить и совершенствовать различные технические и тактические действия. Методика проведения такого занятия дана в практических уроках.
Упражнения со снарядами позволяют боксеру в процессе обучения и тренировки совершенствовать технику ударов и ложных действий, развивать специальные физические качества.
Для упражнений со снарядами, выполняющихся в специальных тренировочных перчатках, боксеру необходимо тщательно забинтовать руки.
К упражнениям со снарядами в уроке рекомендуется переходить после проведения вольного (или условного) боя.
На каждом уроке в упражнениях со снарядами решается конкретная задача, в зависимости от которой определяется форма и характер упражнения.
В упражнениях со снарядами боксер должен выполнять следующие требования:
1) наносить все удары из положения боевой стойки, без замахов, страхуясь свободной рукой;
2) чаще делать уклоны туловищем во все стороны, чтобы усовершенствовать технику защит уклонами от ударов противника;
3) при совершенствовании избранного приема атаки с дальней дистанции проводить атаку по снаряду с максимально быстрым атакующим шагом для приобретения навыка быстрого сближения с противником в бою;
4) для выработки внезапности при атаке противника все удары по снарядам наносить после ложных движений быстро и точно.
Упражнения с боксерскими лапами в обучении и тренировке боксеров-новичков могут быть вначале использованы как средство, позволяющее тренеру проверить правильность выполнения ими техники ударных движений.
На более позднем этапе обучения и совершенствования боксеров, и в особенности при их подготовке к соревнованиям, тренер должен ставить перед учениками, упражняющимися на лапах, определенные тактические задачи: чередовать различные удары в голову и туловище, подготавливая атаку ложными действиями; применять защиту с контратакой и т. д.
Тренеру следует амортизировать удары боксеров лапами.
Однако нельзя двигать лапы навстречу ударам, так как в этом случае как у ученика, так и у самого преподавателя создается ложное представление о силе и точности удара и может произойти повреждение рук боксера.
Групповой урок является основной формой проведения учебно-тренировочной и воспитательной работы по боксу.
Наиболее часто в процессе обучения боксу применяется учебно-тренировочный урок, который состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной.
Назначение подготовительной части: общее разогревание организма и подготовка его к выполнению упражнений основной части урока, содействие всестороннему физическому развитию и развитию специальной координации и технических навыков.
Приняв рапорт, тренер знакомит занимающихся с темой и задачами данного урока и перечисляет основные средства, с помощью которых эти задачи решаются. Для наглядности тренер должен показать несколько упражнений или приемов, чтобы создать правильное представление об изучаемом на уроке.
Тренер может провести небольшую беседу по разделам теории бокса или по вопросам воспитания. Организующее и дисциплинирующее значение имеет использование в занятиях строевых упражнений, поворотов, ходьбы на счет и др.
В подготовительной части применяются также общеразвивающие и специальные упражнения с ходьбой и на месте, упражнения в парах без перчаток, упражнения игрового характера, боя с тенью и т.п. Иногда в подготовительной части урока можно использовать спортивные игры и эстафеты, не допуская, однако, чтобы занимающиеся чрезмерно увлекались, так как это может отрицательно повлиять на их способность воспринимать учебный материал основной части урока.
Задачи основной части: улучшить физическую и специальную подготовленность занимающихся, воспитать у них волевые и физические качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость).
Обучение и совершенствование техники и тактики бокса начинается с упражнений без перчаток. Занимающиеся выстраиваются лицом к тренеру в одну или несколько шеренг. Наиболее способных боксеров и боксеров низкого роста размещают в первой шеренге. При таком построении тренеру легче следить за тем, как выполняют упражнения стоящие сзади, которые смогут копировать технику более подготовленных учеников.
После упражнений на месте занимающиеся произвольно выполняют приемы, свободно передвигаясь по залу, или разучивают их в бою с тенью.
Изучение приемов в перчатках вначале выполняется в двух шеренгах, а затем при произвольном передвижении по залу. После нескольких раундов и упражнений в парах на выполнение отдельных приемов приступают к условному бою в различной тактической обстановке, а затем переходят к упражнениям вольного боя.
После вольного боя занимающиеся выполняют упражнения с боксерскими снарядами или со скакалкой и приступают к бою с тенью.
В конце основной части урока применяются гимнастические упражнения — вначале без отягощения, а затем с отягощением.
Заканчивают основную часть подвижными играми, проводимыми с небольшой нагрузкой.
Задача заключительной части урока — привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. В нее входят: успокаивающие и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление с ходьбой и на месте. Затем тренер подводит итоги занятия, говорит о недостатках и положительных сторонах занимающихся, проверяет и дает домашние задания.
Кроме учебно-тренировочного занятия, в обучении используются и другие уроки, которые в зависимости от периодов и задач подготовки решают частные задачи: развитие определенных физических качеств, совершенствование техники и тактики бокса, практика ведения боя, подготовка к соревнованиям, контроль за овладением пройденного материала. К таким урокам относятся:
1) занятия по общей физической подготовке;
2) занятия по совершенствованию техники и тактики бокса;
3) занятия по боевой практике;
4) контрольные уроки.
В занятия по общефизической подготовке включают в основном гимнастические и спортивно-вспомогательные упражнения, а также небольшое количество специальных упражнений.
Тренеру, занимающемуся с боксерами-новичками, с самого начала обучения следует по возможности разнообразить средства физической подготовки, особенно общей, стараясь на занятиях использовать общеразвивающие упражнения (новички обычно проявляют повышенный интерес лишь к специальным упражнениям).
На 1-м году занятий особое внимание обращается на развитие быстроты движений, ловкости, гибкости, формирование осанки, а затем уже на развитие других физических качеств.
Подготовительная часть урока по физической подготовке должна состоять из легкоатлетического комплекса и общепринятых специальных упражнений, применяемых обычно в тренировочных занятиях по боксу.
В начале основной части урока используются легкоатлетические упражнения (бег на короткие дистанции, эстафеты, различные прыжки, метания, толкание ядра, камней и т. д.).
Вторая половина основной части посвящается совершенствованию техники и тактики бокса. После этого рекомендуется провести спортивную игру с мячом.
Более подробные сведения о занятиях по физической подготовке боксера-новичка тренер найдет в уроках 27—30 1-го года и 26—29 2-го года обучения, а также в специальной литературе по боксу.
В занятиях по боевой практике совершенствуются спортивно-технические навыки в условиях, приближенных к соревнованиям.
Основным упражнением этого урока является вольный бой с партнером, в котором боксеру предоставляется возможность самостоятельно проявить умение и навыки, полученные на занятиях.
В бою боксер должен быстро решать поставленные перед ним тактические задачи.
В зависимости от подбора партнеров используется:
1) бой с высоким или низким партнером;
2) бой с более легким (или тяжелым) партнером;
3) бой против партнера-левши;
4) бой с партнерами, применяющими различные виды тактики.
В контрольных уроках проверяется усвоение ранее изученного материала по технике и тактике бокса, физической подготовленности занимающихся или готовность боксеров к соревнованиям.
Такие уроки проводятся в различные периоды обучения и тренировки боксеров через интервалы, установленные тренером.
Помимо практических уроков, в обучении применяются теоретические занятия в форме отдельных уроков-лекций или бесед, которые проводит тренер как со всей группой, так и индивидуально с боксером. В задачу этих бесед входит сообщить ученикам определенные знания по боксу, привить им необходимые нравственные качества, а также способствовать росту их спортивной культуры.
С самого начала обучения тренеру следует тщательно разъяснять занимающимся, что собой представляет бокс как вид спорта, какое значение в боевых упражнениях имеет боевое мышление и хитрость. Необходимо убедить учеников в том, как важны для успехов в боксе всесторонняя физическая подготовка и правильный режим. В беседах, которые тренер обязан проводить с занимающимися в течение 5—10 мин. перед каждым уроком, надо постоянно добиваться того, чтобы они понимали смысл и задачи выполняемых действий и назначение каждого упражнения. Особенно важно постоянно напоминать о том, что изучение техники в упражнениях с партнером должно производиться при полном взаимном доверии: партнеры обязаны помогать друг другу осваивать приемы бокса, не допускать грубости в условных и тренировочных боях. Лишь при этом условии новички, обучаемые в секции, смогут изучить предлагаемый им объем техники и овладеть умением искусно боксировать.
Уже на первых занятиях надо познакомить новичков с рядом пунктов правил: об обязанностях боксеров, их костюме, о запрещенных действиях.
В дальнейшем, когда новички станут чаще упражняться в вольных боях, их знакомят с правилами оценки боя по очкам.
В беседе с учениками о технике и тактике всегда следует приводить примеры из подготовки и выступлений лучших советских боксеров.
К особой форме практических занятий относится утренняя зарядка, имеющая целью улучшить функциональную деятельность организма человека после сна.
Ежедневно утром новичкам рекомендуется проделывать зарядку в течение 15—20 мин. и, если возможно, небольшую пробежку (1,5—2 км) в парке или в лесу в невысоком темпе. После этого следует принять душ или помыться холодной водой до пояса, а затем растереться сухим полотенцем.
В комплекс упражнений зарядки вводятся и отдельные специальные упражнения для отшлифовки техники бокса (удары, контрудары, защиты).
Заключение
Организация движения человека, базовые принципы его двигательной активности, взаимосвязь причины возникновения движения с возникающим следствием — что может быть полезнее в базовой работе.
Ведь базовая информация по организации движения позволяет сформировать не внешнюю форму, а внутреннее наполнение движения; позволяет не слепо копировать, а понимать суть происходящих процессов и с помощью этого идти к достижению своей цели.
Данный семинар был посвящен основополагающим элементам РБ: разбору элементарной подвижности человека, устойчивости, балансу, перемещениям, согласованности в действиях всех частей тела человека.
Литература
Атилов А. А.Школа бокса для начинающих. Ростов-на-Дону, 2005.
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
Батуев А.С. Функции двигательного анализатора. Л.: Наука, 1970.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966.
Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
Гетье А. Бокс. М., 1936.
Градополов К. В. Бокс. М.: Физкультура и спорт, 1961.
Градополов К. В. Бокс. Учебник для ИФК. 4-е издание. М., 1965.
Дегтярев И. П., Концев К. Н., Гаськов К. В. Планирование структуры средств тернировки на предсоревновательном этапе подготовки юных боксеров// Бокс: Ежегодник. М., 1985. с. 16-18.
Джероян Г. О., Худадов М. А. Предсоревновательная подготовка боксера.
Дудел Дж., Рюэгг И., Шмидт Р., Яниг В. Физиология человека. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М., 1985.
Камалетдинов Р. Его величество удар. М., 1999.
Келлер B.C., Платонов В.Н. Теоретико - методические основы подготовки спортсменов. М., 1987.
Ким В. В. Методика тренировки и оценки специальной выносливости студента-боксера. – Свердловск, 1981.
Клевенко В. М. О специальной физической подготовке боксеров// Говорят мастера ринга. – М.: Физкультура и спорт, 1963. – с. 13-16.
Морозов Г. М. Бокс в Соединенных Штатах Америки: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1955.
Новиков А. Д., Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. М., 1998.
Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А.А. Ноздрачева. М.: Высшая школа, 1991.
Романенко М. И. Бокс. Киев, 1978.
Романенко М. И. Молодому боксеру. М., 1969.
Сологуб Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. Л.: Наука, 1973.
Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.
Эвартс Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением // Мозг. М.: Мир, 1982.
1 Новиков А. Д., Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. М., 1998. С. 46.
2 Там же. С. 27.
3 Келлер B.C., Платонов В.Н. Теоретико - методические основы подготовки спортсменов. М., 1987. С. 89.
4 Романенко М. И. Молодому боксеру. М., 1969. С. 101.
5 Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966.
6 Новиков А. Д., Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. М., 1998. С. 46.
7 В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; И.П. Дегтярев, 1985; Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, 1997; А.А. Новиков, 1999.
8 Клевенко В.М., Быстрота в боксе, М. Физкультура и спорт, 1968.