Министерство образования и науки Украины
Черкасский национальный университет им. Б. Хмельницкого
УНИ физической культуры и спорта
Реферат на тему:
«История Олимпийских игр»
Выполнил:
студент 2 курса
Супрун Б.О.
Черкассы 2009
Трудно с достоверностью утверждать, когда стали проводить спортивные игры в честь богов и когда эти игры приобрели общеэллинский характер. Датой начала Олимпийских игр Древней Греции принято считать 776 год до н.э. Сроки проведения Олимпийских игр в Древней Греции не нарушались даже тогда, когда страна была втянута в большие внешние войны.
Известно, что у древних греков не было календаря. Ведя счет годам, греки непременно должны были установить какую-нибудь отправную точку отсчета - дату с которой они связывали начало исторического периода. В III в. до н. э. афинский историк Тимсй ввел систему отсчета лет по «олимпиадам», т. е. ввел в историографию олимпийскую эру. Дата любого события определялась по его месту в четырехлетнем олимпийском цикле. Исходной точкой летоисчисления стал год проведения первых Олимпийских игр.
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции связывают с именами общегреческого героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.
В одной из од древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н.э. царь Элиды Авгий, владевший огромными стадами, дал поручение Гераклу очистить его громадный скотный двор. Геракл согласился сделать это за один день - при условии, что Авгий отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий пообещал, так как был уверен, что выполнить такую работу за один день невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стены, окружавшие скотный двор, и отвел в него воду двух рек - Алфея и Пинея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Пришел Геракл к Авгию требовать награды, но царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться Гераклу в Тиринф.
Страшно отомстил Геракл царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине-Палладе.
Согласно другой легенде основателем Игр считается Пелопс. У царя Эллады Эномая была красивая дочь Гипподамия. Царю предсказали, что он погибнет от руки своего зятя. Каждому, кто сватался к дочери, Эномай предлагал состязаться в гонках на колесницах, обещая в случае победы жениха, отдать ему в жены дочь. Если жених проигрывал, то его ждала смерть от руки Эномая. Претендентом на сердце Гипподамии был и Пелопс, сын малоазийского царя Тантала. Пелопс принял условия Эномая, который дал ему возможность первым начать гонку протяженностью 120 км. Пелопс все время был впереди. Но расстояние неумолимо сокращалось ибо у Эномая были самые быстрые кони в Греции - подарок бога войны Ареса. Эномай почти догнал Пелопса, который обернувшись увидел занесенное для удара копье, но в это время колесница царя распалась. Эномай погиб. Пелопс же после свадьбы в память о своей победе решил устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования. Считается, что это произошло в 884 г. до н.э.
Есть и третья (далеко не последняя) легенда возникновения Олимпийских игр. В то время древнегреческие города постоянно враждовали и воевали между собой. Царь Эллады Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что Ифит должен воздержаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам «Год радости». Так якобы возникла идея создания панэллинских торжеств и проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой, находившейся примерно в 350 км, Ифит предложил спартанскому законодателю Ликургу совместно последовать этому совету.
Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому победители и награждались оливковой ветвью и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь, как бы подтверждает эту версию. Существует много и других преданий и легенд, и все они тесно связаны с героями древнегреческой мифологии и религиозными празднествами.
Олимпия - древнегреческое поселение, расположенное в северо-западной части Пелопоннеса, на юге области Элиды. С юга ее омывала река Алфей, с запада - река Кладей, а с севера находилась гора Кронос. И только на востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Следует отметить, что в популярной литературе место проведения Олимпийских игр Древней Греции нередко ошибочно связывают с горным массивом Олимп, расположенным на севере Греции, который, согласно древнегреческой мифологии, являлся местопребыванием богов.
Уже в начальном периоде проведения Олимпийских игр Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством памятников, строительство которых восходит к первой половине II тысячелетия до н.э. Святыми местами были гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса, Геракла, Геи и Гипподамии. Среди монументальных сооружений первым был воздвигнут храм Геры, в котором почитали и Зевса, а также расположенные в ряд у подножья горы Кронос различные сокровищницы, представляющие собой жертвоприношения греческих колоний. Однако в 472 г. до н.э. во времена расцвета афинской демократии, было решено построить в Олимпии храм Зевса. Величественный храм (64,12 х 27,68 м) был воздвигнут архитектором Либоном в 457 г. до н.э. Через несколько лет знаменитый ваятель, литейщик и живописец Фидий (490-431 гг. до н.э.), завершивший работу в Афинском Акрополе, прибыл в Олимпию и начал ваять из золота и слоновой кости статую Зевса, величественно сидящего на троне. Были воздвигнуты уникальные скульптуры, среди которых наиболее знаменитыми являлась культовая статуя богини Геры (начало VI в. до н.э.), сидящей на троне рядом со стоящим Зевсом, а также статуя Гермеса, установленная в храме Геры, не менее известна статуя Ники (богиня Победы), воздвигнутая скульптором Пайонисом в 224 г. до н.э. Общая высота статуи вместе с высоким треугольным пьедесталом составляла 11,90 м.
С этого времени началась интенсивная застройка Олимпии. Были построены гостевой дом, палестра, гимназий, стадион, гипподром и другие сооружения, которые позволяли с большим успехом проводить грандиозные спортивные соревнования - Олимпийские игры.
Палестра (III в. до н.э.), расположенная в западной части Альтиса, представляла собой сооружение размером 66 * 66 м, окруженное колоннадой, позади которой располагались различные помещения и полуоткрытые пространства. Во внутреннем дворе атлеты занимались боевыми видами спорта: борьбой, панкратионом и кулачным боем. Здесь же выполнялись прыжки в длину. Если погода не позволяла тренироваться на свежем воздухе, атлеты готовились в специальных залах палестры. Существовали залы для занятий кулачным боем и борьбой. Эти же залы использовали атлеты, которые готовились в панкратионе.
В палестре находилось разнообразное оборудование и снаряжение для успешной подготовки атлетов: кожаные мешки, заполненные песком, мукой или пшеницей, для занятий кулачным боем, перчатки для бокса, диски для метании, жерди, грузы для прыжков, корзины для песка высшего качества, сосуды с маслом, специальные колодцы для смеси масла и грязи, использовавшейся борцами и др.
Существовала строгая технология подготовки покрытий на площадках и в залах для занятий борьбой, панкратионом и боксом. Здесь использовали песок и землю высшего качества. Поверхность тщательно очищали, взрыхляли, утрамбовывали, поливали водой. Эта работа требовала много времени и усилий и ее обычно выполняли сами занимающиеся.
Гимназии, построенный рядом с палестрой, в конце II в. до н.э. представлял собой открытое пространство, окруженное колоннадой. По размеру гимназий соответствовал стадиону. Его главной частью был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно здесь была отмерена дорожка, равная олимпийской дистанции - одной классической стадии. Ее длина из-за разного размера шага отмеряющих ее судей была в Греции неодинаковой - от 175 до 192,27 м. Самая большая, или классическая, стадия была в Олимпии, которую по преданию отмерял сам Геракл. Отсюда происходит слово «стадион». К гимназии примыкали жилые помещения, в которых поселялись атлеты на период подготовки и участия в Олимпийских играх.
Олимпийский стадион стараниями немецких археологов полностью воссоздан в первоначальном виде. От первого стадиона остались малочисленные следы, второй стадион находился приблизительно в том же месте, что и первый. В середине IV в. до н.э. стадион переместился на 75 м на восток. Стадион, построенный архитектором Леонидом, имел арену размером 213 * 29 м и места для зрителей (около 50 тыс.) на холмах горы Кронос, которые являлись естественной трибуной.
Для проведения конных скачек был сооружен гипподром размером 730 * 66 м. Официальные гости Олимпийских игр размещались в гостевом доме, рядом с ним находились бани.
Олимпию прославляли поэты и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и Играм многие из своих од. «Нет другой звезды благороднее Солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех игр благородней, - Олимпийские игры», - писал поэт.
Литература
Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту (в трех томах). - М.: Физкультура и спорт, 1961. Еврипид. Трагедии. - М., 1980.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 399 с.
Кун II.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М.: Просвещение, 1975. - 464с
Любомиров II.И. XV Олимпийские игры. - М.: Физкультура и спорт, 1955. - 327 с.
Олимпийская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 416 с.
Полевой В.М. Искусство Греции. - М.: Советский художник, 1975. - 445 с.
История древнегреческой литературы. - М.: Высшая шк., 1977. - 552 с.
Ривкин Л.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. – М., 1993. - 320 с.