СОДЕРЖАНИЕ
Значение рационального питания, калорийность для занимающихся физкультурой. Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных физических нагрузках и восстановлении энергетических затрат спортсмена
Способы противодействия формированию вредных и пагубных привычек средствами физической культуры
Список использованной литературы
1. Значение рационального питания, калорийность для занимающихся физкультурой. Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных физических нагрузках и восстановлении энергетических затрат спортсмена
Высокий уровень работоспособности занимающихся физкультурой зависит от полноценного энергообеспечения организма гонщика. Для компенсации энерготрат во время тренировочной работы, при подготовке к соревнованию, активизации метаболических процессов (обмен веществ) и процессов восстановления работоспособности необходимо, чтобы организм обладал адекватным (соответствующим) количеством энергии и получал нужное питание.
Несоблюдение принципов сбалансированного питания при высоком объеме и интенсивности тренировочных нагрузок (например, при подготовке к соревнованиям) приводит к тому, что в организме спортсмена создается неблагоприятный фон для проявления высокого уровня работоспособности. При современных тренировочных нагрузках спортсменов высокой квалификации потребность в общей калорийности питания в сутки определяется в пределах 7000—8000 ккал.
Потребность организма в основных пищевых веществах зависит от общей калорийности рациона. Калорийность каждого пищевого вещества рассчитывается в процентах от общей калорийности рациона.
С учетом формулы сбалансированного питания белки должны составлять 11%, жиры — 30%, углеводы — 59%.
Некоторое снижение процентной доли белка в высококалорийном рационе не должно смущать, так как спортсмены получают его с другими продуктами. Чрезмерное увлечение некоторых спортсменов потреблением одного мяса оказывает неблагоприятное влияние на организм. На долю жиров в рационе приходится 30% общей калорийности, что равноценно потреблению примерно 200 г сливочного масла. Очень важно, чтобы не менее 30—40 г жиров приходилось на растительные масла (полиненасыщенные жирные кислоты), хотя обычная ежедневная потребность в них всего 2%. Врачи, тренеры, составляющие меню в период учебно-тренировочных сборов, и сами велосипедисты, определяющие рацион, нередко забывают о растительных жирах. Дефицит их в меню приводит к снижению эффективности усвоения энергии и в конечном итоге может вызвать стресс (перенапряжение).
Важнейшей составной частью питания являются овощи и фрукты, которые служат поставщиками витаминов С, Р, группы В, каротина, минеральных солей (особенно солей калия), ряда микроэлементов, углеводов, фитанцидов, способствующих уничтожению болезнетворных микробов. Кроме того, овощи и фрукты необходимы для нормального регулярного функционирования кишечника. Овощи обладают еще одним важным свойством — они значительно увеличивают секрецию (выделение) пищеварительных соков и усиливают их ферментативную активность. Как показали исследования, в период интенсивных нагрузок ферментативная активность пищеварительных соков значительно снижается.
Благодаря содержанию значительного количества щелочных солей и микроэлементов щелочноземельных металлов овощи и фрукты выполняют важную роль в нормализации щелочно-кислотного равновесия.
Основной процент рациона приходится на углеводы — главные источники снабжения организма энергией. Пренебрегая гарнирами (макаронными изделиями, крупами, картофелем), многие спортсмены теряют энергетические ценности, которые они пытаются часто покрыть пирожными, сахаром, шоколадом. Безусловно, сахар — «чистый» углевод с высокой калорийностью (100 г — 390 ккал) — широко используется при питании. Однако увлечение сахаром в суточном рационе не оправдано и ведет к перегрузке центральной нервной системы, так как сахар — сильный раздражитель.
При составлении меню следует обращать внимание на содержание в продуктах солей фосфора, кальция, железа, магния и других микроэлементов, которые, с одной стороны, способствуют сохранению высокой работоспособности в гонке, а с другой — используются в профилактических целях против судорог, которые могут возникнуть в самые трудные моменты.
Весьма важный вопрос — питьевой режим. Спортсмен должен выпивать за сутки не менее 2—2,5 литра воды. Спортсмен должен приучить себя к питью в ходе тренировок как «чистой» воды, так и различных питательных растворов. Нельзя себя «пересушивать», вместе с тем обильное питье является дополнительной значительной нагрузкой на сердечно-сосудистую и выделительные системы и одновременно способствует выхолащиванию из организма столь необходимых для высокой работоспособности микроэлементов и солей. Чрезмерная жажда в процессе тренировочных занятий нередко служит одним из ранних признаков наступления перетренировки.
Во время напряженных тренировочных занятий, а также в период восстановления после нагрузки для ощелачивания организма рекомендуется употребление щелочных минеральных вод типа боржоми и др.
Питание в период, предшествующий соревнованиям, создает соответствующий фон для повышенной работоспособности. В этот период желательно увеличить применение углеводов, включив в меню картофельные котлеты, варенье, тертую морковь с сахаром, мед, различные муссы — клюквенный, яблочный, из кураги, чернослива.
Накануне соревнования и в ходе него необходимо использовать продукты с высокой витаминной ценностью из-за высокого уровня энерготрат. В этот период спортсмен нуждается в повышенном потреблении витаминов.
Комплекс витаминов положительно влияет на эффективность дыхания и силовые показатели мышц, на течение белкового, углеводного и гормонального обмена, на состояние окислительных процессов в восстановительный период и быстроту восстановления работоспособности в ходе соревнований. При соблюдении оптимальной дозировки, установленных сроков и регулярности приема витаминов у велосипедистов увеличиваются мышечная выносливость и скорость двигательных и координационных реакций, улучшается выполнение психологических тестов, повышается переносимость гипоксии (недостатка кислорода).
Витаминные препараты целесообразно принимать по прерывисто-курсовой схеме. Двадцати-двадцатипятидневный курс в период, предшествующий соревнованиям, с перерывами в 5—7 дней. Во время хода соревнований прием витаминов продолжается.
2. Способы противодействия формированию вредных и пагубных привычек средствами физической культуры
Вредными называют такие привычки, которые наносят ущерб или угрожают потерей здоровья человеку.
Примеров вредных для здоровья привычек много, и они формируются в различные возрастные периоды. Так, самыми ранними и распространенными из них являются привычка держать палец во рту (сосать его), грызть ногти и другие. Запретом родителей и разъяснениями о вреде такие привычки чаще всего удается преодолеть. Позже появляются другие привычки: читать лежа, низко склонившись над тетрадью писать «носом», носить портфель или сумку в одной руке, делать уроки под громкую музыку и многие другие. Эти привычки уже сохраняются более длительное время, а иногда остаются на всю жизнь, приводя к снижению работоспособности человека, потере здоровья и даже способствуя развитию заболеваний.
Нарушение осанки и прогрессирование искривления позвоночника, потеря остроты зрения и возникновение заболеваний органов зрения, снижение слуха и рассеянное внимание – все это может быть следствием сформированных вредных привычек. По медицинской статистике каждый третий выпускник школы имеет нарушения функционирования органов зрения, каждый четвертый – нарушение осанки и сколиоз.
Борьба с вредными привычками ведется путем разъяснения, сообщения новых научно доказанных подтверждений. Преодолеть такие вредные привычки можно при желании и понимании, для чего это делается. Гораздо сложнее преодолеть те вредные привычки, в результате формирования которых в организме человека происходят изменения в химическом составе клеток и тканей, возникает зависимость от действия в организме определенных химических веществ. К таким вредным привычкам относят табакокурение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ. Эти вредные привычки сохраняются на протяжении жизни у взрослых людей, снижая качество жизни и ухудшая здоровье.
Средний возраст приобщения к вредным привычкам совпадает со средним и старшим школьным возрастом, однако нередко можно видеть и младших школьников с сигаретой во рту. Курение в младшем возрасте очень опасно для здоровья: развитие ребенка задерживается и при определенных условиях (больших дозах) может остановиться вообще. Причем этот процесс носит необратимый характер – бросив курить через несколько лет, восстановить темпы развития организма не удается. Доза никотина, получаемая при курении, является низкой для того, чтобы вызвать острое отравление у взрослого человека, но достаточной для ребенка. Поэтому начинающие курильщики могут испытывать неприятные токсичные эффекты никотина. Вскоре развивается толерантность как результат хронического процесса употребления табака.
Поглощение никотина в организме зависит от уровней при его поступлении. Поглощение никотина из кислотного дыма сигарет происходит в легких. Щелочной дым от табака из трубок и сигар позволяет никотину абсорбироваться через слизистую оболочку во рту. Из легких никотин быстро поступает в кровь и мозг. Никотин действует через специальные клеточные образования или рецепторы, расположенные в местах соединения нервных клеток или синапсах в мозгу и мышечной ткани. Эти рецепторы обладают способностью распознавать никотин и реагировать на него, когда он присутствует в организме. В результате изменяется работа синапсов, т.е. искажается передача нервного импульса, который управляет состояние сосудов мышечной ткани, желез внутренней и внешней секреции. Когда рецепторы сигнализируют о присутствии никотина, кровяное давление возрастает, а периферическое кровообращение замедляется. Волны в мозгу изменяются, и дается толчок целому ряду эндокринных и метаболических эффектов.
Психическое и физическое состояние курильщика, а также ситуация, в которой происходит курение, может влиять на то, каким образом отдельная сигарета будет воздействовать на психологическое восприятие и физиологическую реакцию, например, оно может вызвать ощущение, как расслабленности, так и бодрости.
Табачный дым содержит более 4000 компонентов, многие из которых являются фармакологически активными, токсичными, мутогенными и канцерогенными. Табачный дым является весьма сложным по составу и содержит тысячи химических веществ, которые попадают в воздух в виде частичек или газов. Некоторые из этих веществ имеют ярко выраженное раздражающее свойство, а около 60 из них является известными или предполагаемым канцерогенами (веществами, вызывающими рак).
Смола является наиболее опасным из химических веществ в сигаретах. Притом, что люди в основном курят из-за воздействия никотина на мозг, они умирают главным образом из-за воздействия смолы
К вредным привычкам относят также употребление алкоголя. Некоторые люди с гордостью отмечают у себя повышенную устойчивость к спиртному, считая, что это связано с физическим здоровьем. На самом деле повышенная устойчивость к спиртному – первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания. Даже после нерегулярного случайного употребления алкоголя наступают серьезные неполадки в организме, свидетельствующие о тяжелом его отравлении. Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления. Кровь разносит его по всем клеткам организма, но в первую очередь страдают клетки больших полушарий головного мозга. Ухудшается условно-рефлекторная деятельность человека, замедляется формирование сложных движений, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные движения, человек теряет способность управлять собой.
Проникновение алкоголя к клеткам лобной доли коры больших полушарий головного мозга раскрепощает эмоции человека, появляются неоправданная радость, глупый смех, легкость в суждениях. Вслед за усиливающимся возбуждением возникает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших отделов головного мозга. Человек утрачивает сдержанность, стыдливость, говорит и делает то, что не сделал бы, будучи трезвым. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в деятельность низших отделов мозга: нарушаются координация движений, например движения глаз (предметы начинают двоиться), появляется неуклюжая шатающаяся походка.
Нарушение работы нервной системы и внутренних органов наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом. Оно напрямую связано с концентрацией алкоголя в крови человека. Смертельно опасной является концентрация 0,6-0,7 процента, при концентрации 0,4 процента человек теряет сознание, а при 0,3 наступает алкогольное отупение – состояние, когда человек не понимает того, что видит или слышит.
Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной деятельности. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых ведет к формированию у них алкоголизма.
В последнее время обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие. Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. За последние десять лет число случаев смерти от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза, злоупотребляют наркотиками подростки в 6,3 раза чаще, чем население всех возрастов.
Проявления наркомании зависят от потребляемых наркотических веществ. Наиболее распространенными являются каннабис, опиаты, психостимуляторы и галлюциногены, барбитураты. Однако по данным исследований ученых 58,5% потребителей наркотиков начинали свою «наркотическую карьеру» с употребления марихуаны. Опасность даже одноразового употребления наркотика заключается в том, что зависимость может наступить сразу. Желание испытать «наслаждение» еще раз, а потом и получить более сильные ощущения перерастает в зависимость гораздо быстрее, чем развитие алкоголизма, а последствия наркомании еще более тяжкие. Желание заполучить «дозу» любым путем ведет к росту преступлений, совершаемых на фоне наркомании.
Лучшая методика борьбы с наркоманией – профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.
Целенаправленное использование средств физической культуры оказывает прямое воспитательное воздействие на личность каждого ученика. Широко известно их благотворное влияние на формирование нравственного сознания, взглядов и норм поведения, а также таких морально-волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, коммуникабельность, активная жизненная позиция. Все это обуславливает важную роль физического воспитания в реализации задач всех других форм воспитательной работы в школе.
Свой весомый вклад физическое воспитание вносит в нравственное формирование моральных качеств личности, которое является стержневым элементом всей системы воспитательных воздействий. Специфику и содержание нравственности как формы общественного сознания составляют категории этики – добро, честь, совесть, справедливость, долг, ответственность. Одним из основных критериев нравственного поведения служит проявление нравственных качеств на практике (во время уроков, тренировок, спортивных соревнований и т.д.).
В процессе физического воспитания используется большой перечень методов нравственного воспитания, а также специальные способы воздействия на формирование личности, которые предоставляют физическая культура и спорт. Среди них особое место занимают наглядный пример и методы убеждения. Можно достичь большого эффекта в нравственном воспитании учащихся, используя положительные примеры, характеризующие высокий моральный облик человека, а также свой личный пример.
Формирование нравственных ценностных ориентаций здорового образа жизни подразумевает формирование познавательных черт личности и системы ценностей здорового образа жизни. При этом формируется не только само поведение, но и установка, готовность к поведению определенным образом.
Для создания системы привычек, навыков нравственного поведения, необходимо многократное повторение положительно оцениваемых поступков в конкретных условиях деятельности. Проверку прочности освоения учащимися нравственного опыта удобно сочетать с контролем за уровнем их физической подготовленности и участием в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Список использованной литературы
Пшендин А. И. Рациональное питание спортсменов. М.: Высш. шк., 2005. – 240с.
Спортивная физиология. / Под ред. Я.М. Коца. – М.: ФИС, 1996. – 240с.
Физическая культура студента. / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2004. – 448с.
Физическая культура. / Под ред. Б.И. Загорского. – М.: Высш. шк., 2000. – 383с.
Физическое воспитание студентов и учащихся. / Под ред. Н.Я. Петрова и др. – Мн.: Полымя, 1998. – 256с.