Рефетека.ру / Социология

Курсовая работа: Изучение отношения населения к здоровому образу жизни

Содержание


Введение

1. АНКЕТИРОВАНИЕ

2. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

3. Интерпретация данных

Заключение

Список литературы

Введение


Одной из важнейших задач социальной политики на современном этапе развития общества является формирование здорового образа жизни населения (ЗОЖ). Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит медицинским работникам, которые являются не только носителями первичной информации о состоянии здоровья населения, но и единственными реальными лицами, которые могут дать рекомендации каждому пациенту лечебного учреждения по коррекции его здоровья.

Проведено анкетирование респондентов г.Саратова. Одновременно выяснялся уровень информированности по вопросам сохранения здоровья. В анкетировании приняли участие 270 респондентов различных возрастных групп. Анкета для опроса включала в себя несколько блоков. Вопросы анкеты были сгруппированы в блоки, отражающие их отношение к своему здоровью, знание основ здорового образа жизни (ЗОЖ), доступность и качество профилактической помощи.

Оценка результатов анкетирования показала достаточную осведомленность последних о принципах ЗОЖ. Так, среди факторов, благотворно влияющих на здоровье населения, респонденты отметили рациональное, сбалансированное питание, хорошие семейные отношения и материальный достаток.

Таким образом, небрежное отношение к своему здоровью значительной части населения является следствием дефицита гигиенической информации, а медицинские работники в общении с пациентами должны ориентировать их на адекватное здоровому образу жизни поведение. Для формирования ЗОЖ населения необходимо учитывать мнение врачей первичного звена здравоохранения, непосредственно занимающихся вопросами профилактики заболеваний.

На первом этапе исследования был произведен отбор диагностических критериев.

Второй этап – знакомство с методами экспертной оценки и приемами практико-ориентированных исследований. Завершается – подготовкой необходимой документации.

Третий этап – создание мониторинга.

Цель: провести анкетный опрос и проанализировать результаты в соответствии с темой индивидуального задания, определяющего сферу общественных отношений.

1 Анкетирование


В опросе участвовало 270 респондентов. Заданные им вопросы указаны в анкете (см.ниже). Расчет результатов велся в процентах. Общее количество опрошенных бралось за 100% и методом уравнения находился нужный нам процент опрошенных.

Генеральная совокупность составляет 5000 тыс. человек обоих полов, различного возраста, проходивших плановое или незапланированное обследование в одной из больниц Саратова. Выборка простая случайная. Множество всех единиц совокупности, обладающих определенным признаком и подлежащих изучению, носит в статистике название генеральной совокупности.

На практике по тем или иным причинам не всегда возможно или же нецелесообразно рассматривать всю генеральную совокупность. Тогда ограничиваются изучением лишь некоторой части ее, конечной целью которого является распространение полученных результатов на всю генеральную совокупность, т. е. применяют выборочный метод. Если вся генеральная совокупность – это 5000 человек, то мы формируем меньшую совокупность в 270 человек. Простая случайная выборка (собственно-случайная) есть отбор единиц из генеральной совокупности путем случайного отбора, но при условии вероятности выбора любой единицы из генеральной совокупности. Отбор проводится методом жеребьевки или по таблице случайных чисел.

Классификация вопросов в анкете производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиены собственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянии здоровья, следующие 6 о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов, завершающие 4 вопроса касаются условий и уровня жизни респондента.

Таблица 1 Анкета

Анкета «Будем здоровы!»

Уважаемый участник! Перед Вами анкета, позволяющая определить Ваше отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Сначала, дайте, пожалуйста, ответы на вопросы, касающиеся Вашей гигиены.

1. Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

1. Именно такой.

2. Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда.

3. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

2. Регулярно ли вы делаете зарядку?

1. Да, это для меня необходимость

2. Иногда делаю

3. Нет, не делаю вовсе

3. Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

  1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)

  2. Иногда (2 - 3 раза в пол года);

  3. Нет, не делаю вовсе.

4. Если Вы студент, ученик или работаете, то насколько Вы оцениваете свою успеваемость:

1. Очень низкая.

2. Низкая.

3. Средняя.

4. Высокая.

5. Очень высокая.

В данном случае в зависимости от быстроты и количества выполняемой работы, оценок преподавателей либо замечаний руководящего начальства.

  1. Хорошо ли Вы спите?

  1. Очень плохо.

  2. Плохо.

  3. Удовлетворительно.

  4. Хорошо

  5. Очень хорошо.

Теперь подумайте над вопросами, характеризующими, состояние Вашего здоровья.

  1. Часто ли Вы болеете?

  1. Никогда.

  2. Редко

  3. Иногда.

  4. Довольно часто.

  5. Часто.

7. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?

  1. Да.

  2. Были раньше

  3. Участились в последнее время.

  4. Не замечал (а).

  5. Нет.

  1. Соблюдаете ли правильный режим дня?

  1. Нет.

  2. Редко.

  3. Иногда.

  4. Часто

  5. Да, всегда.

Подумайте, пожалуйста, насколько сильно влияют на Ваше здоровья негативные факторы. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  1. Часто ли Вы устаете?

  1. Почти никогда не устаю.

  2. Иногда устаю очень сильно.

  3. Да, почти всегда сильно устаю.

10. Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

  1. Да, я регулярно посещаю спортзал.

  2. Периодически посещаю спортивные секции.

  3. Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

11. Курите ли Вы?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Редко.

12. Употребляете ли Вы спиртное?

  1. Нет, даже пиво.

  2. Иногда бывает.

  3. Выпиваю довольно часто.

13. Пьете ли Вы кофе?

  1. Очень редко, в основном предпочитаю чай.

  2. Пью не больше одной чашки в день.

  3. 3. Пью его очень много.

Теперь заполните, пожалуйста, данные паспортички анкеты.

14. Ваш пол.

а) женский

b) мужской

15. Возраст.

а) от 18 до 36 лет

b) от 36 до 60 лет

16. Состав семьи (количество человек)

а) 1

b) 2

c) 3

d) 4

е) 5 и более

17. Ежемесячный доход семьи в рублях.

  1. до 5000 рублей.

  2. 5000-7999 рублей,

  3. 7000- 9999 рублей.

  4. 10000-20000 рублей.

  5. более 20000 рублей.

Спасибо. Подписывать анкету не нужно.

2. Обработка результатов анкетирования

После того, как заполнены все анкеты, они обрабатываются и результаты можно представить виде сводной таблицы:


Таблица 1

Общие результаты анкетирования в процентах

1

Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?



1. Именно такой 12,2

2. Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда; 13,2

3. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима 74,6
2. Регулярно ли вы делаете зарядку?

1. Да, это для меня необходимость 28

2. Иногда делаю 62,5

3. Нет, не делаю вовсе 9,5
3. Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

1. Регулярно (как минимум два раза в месяц) 19

2. Иногда (2 - 3 раза в пол года); 47

3. Никогда или очень редко 34
4. Насколько Вы оцениваете свою успеваемость: -2- очень низкое, +2 – очень высокое


-2 -1 0 +1 +2


3,8 5,2 43 12,3 35,7



5.

Хорошо ли вы спите?

Шкала: -2- слишком плохо, +2- очень хорошо



-2 -1 0 +1 +2


12,2 19,8 35,9 20,7 11,4
6.

Часто ли вы болеете?

Шкала: -2- никогда, +2 – часто



-2 -1 0 +1 +2


2,3 17,3 29,8 41,3 9,3
7.

Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?

Шкала: -2-да, +2 – нет



-2 -1 0 +1 +2


3,2 9 49 19,8 19
8.

Соблюдаете ли вы правильный режим дня?

Шкала: -2- нет, +2 – да



-2 -1 0 +1 +2


3 2,1 9,4 44,3 41,2
9 Часто ли вы устаете

Почти никогда не устаю; 14

Иногда устаю очень сильно; 46

Да, почти всегда сильно устаю. 40
10 Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта

Да, я регулярно посещаю спортзал 19

Периодически посещаю спортивные секции; 46

Нет, я вообще не увлекаюсь спортом 35
11 Курите ли вы?

да 58

Нет 22

редко 20
12 Употребляете ли вы спиртное?

Нет, даже пиво 42

Иногда бывает; 49

Выпиваю довольно часто. 9
13 Пьете ли вы кофе?

Очень редко, в основном предпочитаю чай; 30

Пью не больше одной чашки в день; 27

Пью его очень много. 43
14 Пол

1. Женщина 63

2. Мужчина 47
15 Возраст

1. 18- 35 лет 45

2. 36- 55 лет 38,7

Более 56 лет 16,3
16 Состав семьи

1. Один человек 11,1

2. Два человека 23,2

3. 3-4 человека 59,5

4. 5 человек и более 6,2
17 Ежемесячный доход семьи

1. до 5000 рублей 13,4

2. 5000- 7999 рублей 34,1

3. 7000- 9999 рублей 48,2

4. 10000- 20000 рублей 2,2

5. более 20000 рублей 1,8

Таблица 2 Цель опроса

Вопрос Тип Целевое назначение вопроса

Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?


функционально-психологический Уточнить режим дня
Регулярно ли вы делаете зарядку? вопрос-фильтр Узнать отношение к зарядке
Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)? функционально-психологический Узнать отношение к прогулкам
Насколько Вы оцениваете свою успеваемость: -2- очень низкое, +2 – очень высокое функционально-психологический Узнать отношение к успеваемости
Хорошо ли вы спите? вопрос-фильтр Узнать отношение к сну
Часто ли вы болеете? вопрос-фильтр Узнать отношение к количеству болезней
Страдаете ли вы хроническими заболеваниями? вопрос-фильтр Уточнить количество хронических заболеваний
Соблюдаете ли вы правильный режим дня? вопрос-фильтр Узнать отношение к режиму дня
Часто ли вы устаете вопрос-фильтр Узнать отношение к утомляемости
Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта вопрос-фильтр Узнать отношение к видам спорта
Курите ли вы? вопрос-фильтр Узнать отношение к курению
Употребляете ли вы спиртное? вопрос-фильтр Узнать отношение к спиртному
Пьете ли вы кофе? вопрос-фильтр Узнать отношение к кофе
Пол контрольный Уточнить пол
Возраст контрольный Уточнить возраст
Состав семьи контрольный Уточнить состав семьи
Ежемесячный доход семьи контрольный Уточнить доход семьи

3. Интерпретация данных


В данной главе при анализе полученных данных результаты проведенного исследования будут указываться - где это возможно - в процентах. Всего обработано 270 опросных листов (143-женщины, 127-мужчин).

Было выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у населения г.Саратова начинает усиливаться. (28% -делают зарядку, 63,5%-иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда- 46%). Скорее всего это выявлено тем, что во всех СМИ и ТВ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни (в начале 90-х годов активно рекламировалось употребление спиртного и табакокурение в виде новых марок водки и сигарет, а в эпоху застоя на неискушенный народ это очень действовало), открываются в больших количествах различные фитнес- клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Будем надеяться, что данная тенденция сохранится надолго и наша нация превратится в здоровую.

Рассмотрим все тенденции подробнее:

К сожалению не уделяется должного внимания правильному режиму питания, что можно увидеть на рисунке 1:

Рисунок 1

Характеристика режима питания респондентов в процентом соотношении



Немного лучше обстоят дела с зарядкой, большая часть респондентов делает ее регулярно или периодически – рисунок 2


Рисунок 2

Выполнение зарядки респондентами в процентном соотношении


Больше половину анкетируемых пытаются использовать выходные дни для активного отдыха:

Таблица 2

Отношение респондентов к активному отдыху и спорту

Характеристика Количество респондентов %
Регулярно активно отдыхают 51 19
Иногда активно отдыхают 127 47
Никогда не отдыхают активного 92 34
Итого 270 100
Посещают спортзал постоянно 51 19
Иногда посещают спорт. секции 124 46
Не занимаются спортом 95 35
Итого 270 100

Рисунок 3

Успеваемость респондентов в процентом соотношении


При этом большая часть респондентов вполне довольна своей успеваемостью, оценивая ее как высокую и очень высокую, что может свидетельствовать о нормальном самочувствии, и психическом здоровье людей.

Состояние сна у респондентов в целом тоже удовлетворительное. А показатели заболеваемости очень оптимистические: более 80 процентов респонедентов болеют редко и не склонны к хроническим заболеваниям.

То есть мы можем заметить, что отношении к спорту и активному отдыху приблизительно одинаковое. Оно в целом удовлетворительно, но требует небольшой коррекции.

Рисунок 4

Диаграмма заболеваемости и хронических болезней в процентах


Рисунок 5

Уровень утомляемости респондентов


Также анкетирование показало, что подавляющее большинство респондентов подвергают себя непосильным нагрузкам, в следствии чего сильно утомляются.

Данный фактор, безусловно, является негативным.

В сфере вредных привычек респондентов курят 58, 24 часто употребляют спиртное, а 116 часто пьют кофе. Для того, чтобы рассмотреть данную статистику подробнее составим таблицу сопряженности по половому признаку:


Таблица 3

Таблица сопряженности

Пол Курят Не курят Всего
Мужчины 30 (а) 97 (b) 127 (а+b)
Женщины 28 (с) 115 (d) 143 (с+d)
Итого 58 (а+с) 212 (b+а) 270

Коэффициент контенгенции рассчитывается по формуле:

Коэффициент контингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, он всегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связь между переменными. Так и в нашем случае связь между показателями пола и вредной привычки курения невелика.

При этом 85 человек не имеют вредных привычек, значит, 185 человек имеет вредные привычки, из них 112 даже несколько, так как 297 человек это больше, чем общее число респондентов – 270.

Заключение


Здоровье - одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека «может ли отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом которые были посильны для него до болезни?» Ответ будет четким и однозначным - нет, ибо в настоящее время он не здоров.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, энергию и достичь долголетия. Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Человек, как homo sapiens высший и наиболее сложно организованный продукт не только биологической, но и социальной эволюции. И здесь очень хорошо вписываются строки из поэзии Фирдоуси (10 век н.э.); «В цепи человек стал последним звеном и лучшее всё воплощается в нём», т.е. процесс продолжается и в дальнейшем, нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позиции человека - быть не только самому здоровым, но и иметь здоровых детей, внуков и правнуков.

Проведя анкетирование, можно прийти к выводу, что здоровье жителей Саратова в целом хорошее, но они недостаточно уделяют внимания гигиене, правильному режиму питания, труда и отдыха, злоупотребляют никотинов и кофеином, что в будущем может привести к их ухудшению здоровья и ухудшению здоровья их детей. Большинство из них люди зрелые – люди молодые от 18 до 35 лет и зрелые, имеющие средний уровень доходов в пределах 5000 – 10000 рублей. Поэтому для них целесообразно проводить разъяснительную и пропагандистскую работу в учебных заведениях, по телевидению, через печатные средства массовой информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.

  2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 1985. - 176с.

  3. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

  4. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

  5. Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.

  6. Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.

  7. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 172 - 174.

  8. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

  9. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - с. 3 -5.

  10. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 103с.

  11. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 31.

  12. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

  13. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

  14. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.

  15. Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.

  16. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. - с. 9 - 12.

  17. Гневушев В.В., Сивакова Н.Н., Забельский С.Ю., Краснов Ю.П. Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической культуры. - Ставрополь: Изд-во СГМА, 2002. - 31 с.

  18. Гундаров И.А., Киселев Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, 1989. - 30с.

  19. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с.177 - 179.

  20. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.

  21. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры - 2002, № 8. - с. 2 - 5.

  22. Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 179 - 181.

  23. Зусманович Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. Курган,1998. - 56 c.

  24. Иванов К.П., Кисляков Ю.Я. Энергетические потребности и кислородное обеспечение головного мозга. - Л.: Наука, 1979. - 215 с.

  25. Кардашенко В.Н. Некоторые вопросы гигиены детей и подростков в связи с научно-техническим прогрессом // Гигиена и санитария. - 1973, №3. С. 66-68.

  26. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. - М.: Знание, 1989. - 76с.

  27. Колчинская А.З. Кислород. Физическое состояние. Работоспособность. - Киев: Наукова думка, 1991. - 208 с.

  28. Коростелев Н.Б. слагаемые здоровья. - М.: Знание, 1990. - 120с.

  29. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФкиС, 1990. - 94 с.

  30. Лопотенко А.В., Тстеблецов Е.А., физическая культура иее видыв реальных потребностях молодежи. // теория и практика физической культуры. - 1997, № 6. - с. 26.

  31. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

Похожие работы:

  1. • Здоровый образ жизни как основа профилактики ...
  2. • Формирование здорового образа жизни школьников ...
  3. • Здоровый образ жизни как научная проблема
  4. •  ... формирования здорового образа жизни школьников
  5. • Формирование навыков здорового образа жизни
  6. •  ... у школьников знаний о здоровом образе жизни
  7. •  ... возраста представлений о здоровом образе жизни
  8. •  ... по формированию здорового образа жизни среди учащихся ...
  9. • Формирование здорового образа жизни у дошкольников ...
  10. • Теоретические основы формирования здорового образа ...
  11. • Воспитание культуры здорового образа жизни
  12. • Формирование здорового образа жизни средствами ПР ...
  13. • Физическая культура как компонент здорового образа ...
  14. • Здоровый образ жизни
  15. •  ... особенности в формировании здорового образа жизни
  16. • Основы здорового образа жизни студентов
  17. • Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых ...
  18. • Программа приобщения младших школьников к здоровому образу ...
  19. • Основы здорового образа жизни студента
Рефетека ру refoteka@gmail.com