Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: «Кончились всякие знамения, и наступили события...» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)

«Кончились всякие знамения, и наступили события...» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)

« В тех и других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хлам разгула…»

Максим Волошин.

«Белая гвардия»- это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику народных бедствий и государственных катастроф - междоусобице.

Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи, породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.

Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.

Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами - из пушкинской «Капитанской дочки» и « Откровения

Святого Иоанна Богослова». Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с  междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.

Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе - символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы  «Откровения..»- повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества - пронизывают  весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует  «Откровения..»:« Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь».

Автор понимал свой роман именно как эпопею- повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа,  страны. « Стать бесстрастно над красными и белыми»- вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается  от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне  красных.

Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за

грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое - причина начала страданий и  бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.

Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных « со своих винтов»,  непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все  события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918 -1919 годов: от взятия  Города петлюровцами до прихода войск.

Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную  действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна, великим  событиям, преобразившим, делается участницей дел страшных и удивительных.  Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и  принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.

Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру,  приспосабливается к смене властей.

Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. « Дружно живите..»,-говорит в начале романа  мать, «светлая королева»,а «им придется умирать». История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не  осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на  моральную деградацию.

Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом - сквозной образ  романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ , вместивший в себя разные конкретные  дома- в первую очередь, дом Турбиных, а затем - дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И  одновременно это дом вообще, семейный очаг- условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ  Города - широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и  конкретный горд, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.

1919 год ещё впереди. Мы видим только его начала. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно  страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и , как произнёс в начале романа отец Александр: « ..тяжкое  время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует». Но надежда всегда есть: «Всё пройдет страдания, муки, кровь,  голод и мор».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Рефетека ру refoteka@gmail.com