Оглавление
1. Понятия "достоинство" и "честь" в ретроспективе развития спецслужб в России
Список использованной литературы
Введение
Впервые категории чести и достоинства начали разрабатываться представителями римского стоицизма - Сенекой, Эпиктетом и Марком Аврелием, утверждавшими, что честь и достоинство - это высшие человеческие ценности, без которых жизнь теряет смысл. Самоубийство для стоиков более предпочтительно, чем жизнь без чести и достоинства. Эпиктет говорил:
"Нe то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, долга, именно все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет истинную собственность - свое человеческое достоинство"1.
Категория чести выражает сознание человеком, в том числе сотрудником спецслужб, своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества. Честь как нравственное понятие указывает на наличие у сотрудника добродетелей, из которых складывается социальная значимость и моральная ценность личности, т.е. добродетелей, необходимых для блага общества и его прогресса. В понятии "честь" ценность личности связывается с конкретным положением каждого человека в обществе, его родом деятельности и значимостью в жизни общества, признаваемыми за ним нравственными заслугами. Ни один человек, будучи частицей общества, не может избежать социальной оценки. Категория чести указывает на связь человека с определенной общностью людей и характеризует его как гражданина.
Понятие чести включает в себя сознание личного достоинства. Эти нравственные понятия тесно связаны и во многом сходны между собой. Подобно чести достоинство раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в которых выражается моральная оценка и самооценка человека, и связано главным образом с потребностью человека в сознании своей нравственной ценности, хотя и не отрицает его общественных заслуг. Честь же опирается, прежде всего, на оценку общественной значимости и общественных заслуг личности, хотя и не отрицает за человеком потребности в сознании своей нравственной ценности. В своем единстве эти категории выступают в качестве эталонов, с помощью которых определяется нравственная ценность человека как представителя социальной группы, класса или всего человечества.
Для сотрудника российских спецслужб, как для каждого гражданина России, понятия "честь" и "достоинство" оказывают определяющее влияние на социальную направленность его профессиональной деятельности, задают те нормы социального поведения, которые не позволяют ему стать "человеком без чести", утратить свое достоинство. Вместе с тем, специфика деятельности сотрудника российских спецслужб, да и сотрудника спецслужбы любой другой страны, жесткие политические и социальные условиях, в которых осуществляется извечная тайная война спецслужб противоборствующих сторон, методы деятельности спецслужб, порою не отличающиеся гуманизмом, накладывают существенный отпечаток на трактовку понятий "честь" и "достоинство" применительно к сотруднику спецслужбы.
1. Понятия "достоинство" и "честь" в ретроспективе развития спецслужб в России
Говоря о чести сотрудника спецслужбы и вообще любого "государственного человека", несущего службу, уместно говорить о "служебной чести". "Служебная честь есть всеобщее мнение о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает всеми необходимыми для того данными и всегда точно исполняет свои служебные обязанности... Служебная честь подразделяется на честь чиновника, врача, адвоката, учителя, даже ученого, иначе говоря, каждого, кто официальным актом, признан способным, к исполнению известного умственного труда и возложившего по долгу на себя известные обязанности... "1
Шопенгауэр, например, выделяет честь воинскую, которая, учитывая тот факт, что сотрудник российской спецслужбы является военнослужащим, является родовым понятием по отношению к понятию "честь сотрудника спецслужбы". Он пишет: "... она (воинская честь – авт.) состоит в том, что каждый, принявший на себя обязанность защищать отечество, действительно должен обладать необходимыми для того качествами, т.е. прежде всего храбростью и силой, постоянною готовностью до последней капли крови защищать Родину и ни в коем случае не покидать знамени, которому он присягал …"2
По мере исторического развития представители различных профессий, которые умеют делать то, что не умеют другие, труд которых важен для всех, все чаще оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к людям, пользующимся их услугами, результатами их труда. Это и потребовало вырабатывать определенные нормы профессиональной этики, клятвы, присяги, кодексы чести, способные поддерживать моральный престиж профессиональных групп в обществе, внушать к ним доверие, позитивное отношение.
Спецслужбам России доверяются такие моральные ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета людей в форме, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявить такт, тактичное, уважительное отношение к гражданам, к людям вообще.
Вместе с тем, деятельность спецслужб на протяжении всей истории их существования есть одна из ключевых составляющих скрытых войн противоборствующих стран и их политических союзов. А тайные войны, в отличие от войн, когда "говорят пушки", никогда не прекращаются. Известный китайский полководец и стратег Сунь-цзы, говорил: "…война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять…Война - это путь обмана"1. Для военачальников всех времен обмануть противника - дело чести. При этом Сунь-цзы исключительную роль отводит шпионам: "…знание положения противника можно получить только от людей…поэтому для армии нет ничего боле близкого чем шпионы; нет больших наград, чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские. Не обладая совершенным знанием, не сможешь пользоваться шпионами; не обладая гуманностью и справедливостью, не сможешь применять шпионов; не обладая тонкостью и проницательностью, не сможешь получить от шпионов действительный результат. "2 Для профессиональных шпионов древности дело чести - любой ценой и любыми методами выполнить приказ своего господина. Это накладывало особый отпечаток на кодекс чести шпиона, на оценку их деятельности другими сословиями. Например, в древней Японии самураи, для которых понятие "честь" вообще являлось смыслом жизни, презирали представителей кланов ниндзя - профессиональных шпионов и убийц, вообще не считали их достойными жизни и при поимке подвергали самым бесчеловечным пыткам. Это, впрочем, не мешало шпионам-ниндзя иметь свой кодекс чести, который они, как и благородные самураи, свято чтили, не считаясь со своей жизнью. Например, в случае угрозы захвата, ниндзя должен был покончить жизнь самоубийством, предварительно обезобразив себе до неузнаваемости лицо, чтобы не допустить идентификации своей личности и, соответственно, принадлежности к конкретному клану ниндзя, дабы "не подставлять" своих сотоварищей по шпионскому мастерству.
По мере развития цивилизации шел естественный процесс трансформации нравственных ценностей, этических норм, но в целом понятия "честь" и "достоинство" для "служивых" сохранили свою основу - беззаветное служение правителю (государству, обществу), не считаясь с собственной жизнью; профессиональное исполнение служебного долга и строгое соблюдение норм соответствующего кодекса чести, в зависимости от профессиональной принадлежности.
История российских спецслужб неразрывно связана с историей Российского государства, которая, в свою очередь, полна драматических событий, революционных преобразований во всех сферах общественной жизни, что естественно приводило к попыткам со стороны новой власти навязать обществу свои нравственные ценности, свое толкование понятий "честь" и "достоинство". Естественно, в первую очередь, такие попытки предпринимались, прежде всего, в отношении армии и структур, выполнявших разведывательные и контрразведывательные функции, игравших роль политического сыска, являвшихся прототипом российских спецслужб. В первую очередь, власть стремилась заручиться силовой поддержкой со стороны людей под погонами. Моральную основу такой поддержки власти и готовности самопожертвования ради новых идей играют нормы профессиональной чести и достоинства.
Несмотря на это для русской армии и ее спецслужб было в целом характерно консервативное, в хорошем смысле этого слова, отношение к понятиям "честь" и "достоинство" - эти понятия в умах и сердцах российских офицеров на протяжении многих поколений не претерпевали существенных изменений в угоду правящему режиму. Вместе с тем, понятие "честь офицера", имевшее определенный стержень, "каркас" - самоотверженное профессиональное служение Отчизне, было весьма емким, носило в отдельных чертах индивидуальный характер в зависимости от конкретной личности.
Так, в историческом романе В. Пикуля "Честь имею" офицер российской пограничной стражи начала XX века, прибывший к месту службы, обнаружил низкую грамотность среди своих подчиненных военнослужащих. В своих воспоминаниях он писал: "Понимая честь офицера на свой лад, я купил грифельные доски, детски буквари, географические карты и карандашики с тетрадками. Обучение солдат далось нелегко…И все-таки я горжусь, что через полгода в моем взводе каждый умел читать и писать, каждый был твердо уверен в том, что Волга впадает не куда-нибудь, а непременно в Каспийское море."1
Другой офицер - начальник штаба погранбригады, по-своему трактуя понятие чести, накануне Первой мировой войны сказал своим сослуживцам: "…безопасность отечества не требует, чтобы мундир офицера был застегнут обязательно на все пуговицы. Но ширинка, пардон, у офицера все-таки не должна быть расстегнута. Германия не ощутит нашей боевой слабости, если кто-нибудь из вас заведет шашни с дамою. Но пусть об этом знают лишь два человека - сам офицер и его дама. Любая оплошность кладет пятно на знамя нашей славной бригады". А когда один из офицеров-пограничников был зверски убит в схватке с бандой контрабандистов - "…его добивали прикладами по голове с такой силой, что костяшки пальцев, которыми он закрывал голову, оказались вколоченными под череп и перемешаны с мозгами…" - его товарищ заметил на похоронах погибшего: "Если уж наша служба вызывает у врагов такую лютую ненависть, значит, она необходимо государству…"2
Для российского офицера положения кодекса чести распространялись не только на его действия непосредственно в бою, но на всю его служебную деятельность в целом и на поведение в быту. Ни один из аспектов службы офицера не выпадал из этого правила. Так, слушатель российской Академии Генерального штаба, позже проходивший службу в русской военной разведке, а затем в ГРУ ГШ РККА, писал: "Офицер, делающий карьеру за счет обретения знаний, должен высоко нести эти знания. Если он заглянул в шпаргалку, значит, он бесчестен, а без чести нет офицера! И нужен очень крепкий лоб, чтобы пробить несокрушимую стенку наук, за которой твоему взору открывается великолепный стратегический простор для продвижения…"1
Этот же офицер, будучи сотрудником советской военной разведки, "подставляясь" с ведома своего руководства "на вербовку" разведке фашистской Германии незадолго до начала Второй мировой войны, с целью передачи дезинформации, на вопрос немецкого вербовщика не являются ли деньги главной причиной, заставившей нашего разведчика пойти на связь с Германией, ответил: "Совсем нет! В моем возрасте, при отсутствии пороков, дорого оплачиваемых в подворотнях, мне деньги совсем не нужны. Я поступаю так из чувства российского патриотизма. Родина будет вечно возвышаться над людьми, над временем, над политикой, над партиями. Разве не так?"2 Обманывая противника относительно своих истинных целей и замыслов, российский офицер в вопросах чести и долга остался искренним даже и в этом случае!
Понятие чести было не пустым звуком и для российских офицеров царской политической полиции, преследующей инакомыслящих и ярых противников престола, несмотря на то, что деятельность политической полиции традиционно осуждалась как в среде российской гражданской интеллигенции, так и в среде армейских офицеров. В конце XIX - начале XX веков систему политического сыска составляли два центральных органа - Департамент полиции МВД (образован в августе 1880 года) и штаб отдельного корпуса жандармов. На местах политическим сыском занимались офицеры губернских (областных) жандармских управлений.
Жандармы использовали в своей работе агентуру в "преступных сообществах" - подпольных революционных организациях, среди которых встречались откровенные авантюристы, беспринципные корыстолюбивые люди, иные "неприятные" лица, общение с которыми для человека чести из приличного общества считалось зазорным. Да и методы, используемые политической полицией, не отличались "нравственной чистотой", были зачастую построены на человеческих слабостях и пороках.
Но специфика служебной деятельности офицера политического сыска не давала ему выбора - если не можешь служить Отечеству на порученном участке как должно, уходи со службы и веди пустые разговоры о чести и достоинстве сколько хочешь! Однако, "…жандармы по возможности старались избавляться от проходимцев разного рода, предлагавших услуги в качестве секретных сотрудников… Неискренних секретных сотрудников, занимавшихся шантажом, жандармы даже подвергали аресту. Так, в мае 1090 года за распространение клеветнических слухов, предоставление ложных сведений о революционерах был арестован агент "Иванов" - И.Ф. Русецкий, бежавший из Вологодской губернии, где находился в ссылке. Результатом преступной деятельности было возвращение его в место ссылки"1 Жандармские офицеры проявляли мужество и героизм при задержании особо опасных вооруженных членов террористических революционных организаций, погибали в боестолкновениях с террористами.
После Октябрьской революции 1917 года в истории российских спецслужб начался новый этап, который характеризовался сломом старой государственной машины вместе с ее силовыми структурами, уничтожением или изгнанием из страны кадровых офицеров царской армии и спецслужб (хотя часть офицеров царской армии и спецслужб перешла на службу советскому правительству). Новая плеяда сотрудников спецслужб - выходцев из рабочих и крестьян, составивших костяк советских органов, обеспечивающих государственную безопасность, осуществляющих разведывательные и контрразведывательные функции, руководствовалась своими понятиями чести и достоинства. В основе этих "обновленных" понятий для многих чекистов по-прежнему лежала идея самоотверженного служения Родине, хотя зачастую они допускали произвол и насилие. В ноябре 1921 года нарком иностранных дел России Г.В. Чичерин обратился с письмом к В.И. Ленину, в котором привел многочисленные факты произвола и грубейших злоупотреблений чекистами Черноморско-кубанского побережья по отношению к иностранцам (аресты дипкурьеров, обстрелы турецких судов, насильственные обыски, изъятие товаров).
Еще более резко за ограничение деятельности ВЧК выступал нарком внешней торговли в первом Советском правительстве Л.Б. Красин, пытавшийся после революции наладить внешнеторговые отношения Советской России.8 ноября 1921 года он писал В.И. Ленину: "Пока некомпетентные и даже попросту невежественные в вопросах производства, техники и т.п. органы и следователи будут гноить по тюрьмам техников и инженеров по обвинению в каких-то нелепых, невежественными же людьми изобретенных преступлениях - техническом саботаже или экономическом шпионаже, ни на какую серьезную работу иностранный капитал не пойдет… Ни одной серьезной концессии и торгового предприятия мы в России не установим, если не дадим каких-то определенных гарантий от произвола ВЧК."1
Однако, как уже было отмечено выше, большинство чекистов искренне верили в правоту своего дела, стремились честно выполнить свой долг перед государством, партией и народом, даже когда в период репрессий многие из них были обвинены в измене и расстреляны.
Один из их числа - чекист Евдокимов Е.Г., ставший членом ЦК ВКП (б), членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР, награжденный за службу в органах орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени (единственный из чекистов), двумя знаками: "Почетный работник ВЧК-ГПУ (V)" и "Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV), арестованный 9 ноября 1938 года (арестом руководил первый заместитель наркома внутренних дел Л. Берия), в течение пяти месяцев, находясь под следствие и подвергаясь пыткам, отрицал свою вину. Затем под воздействием пыток дал показания о своей "контрреволюционной деятельности. Однако, на заседании Военной коллегии Верховного суда СССР в феврале 1940 года он полностью отказался от ранее данных показаний и обратился к суду со следующими словами: "…я прошу только одного - тщательно разобраться с материалами дела. Меня очень тяготит, что я оклеветал многих лиц". В своем последнем слове Евдокимов сказал: "Я скоро умру, но я хочу сказать суду, что и при новом руководстве аппарата НКВД СССР аппарат работает так же, как работал и при Ежове, и получаются враги, представителем которых сделан и я, и другие. Об этом я убедительно прошу донести Сталину. Я не был сволочью, но стал таковым на предварительном следствии, так как не выдержал и начал лгать, а лгать потому, что меня сильно били по пяткам"1. Суд, выполняя политический заказ, приговорил Евдокимова Е.Г. к расстрелу, приговор был приведен в исполнение. Евдокимов Е.Г. был реабилитирован посмертно в 1956 году в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Следуя законам чести, некоторые сотрудники органов, сами не попавшие под репрессии, открыто выступали против произвола. Так, например, сотрудник центрального аппарата НКВД С. Константинов в 1938 году написал заявление в ЦК партии, в котором указал, что он "не понимает и не разделяет происходящее в НКВД". В итоге он был отстранен от работы и не репрессирован только потому, что добровольно выехал на китайско-японскую войну, где работал старшим военным советником по разведке объединенного разведбюро Китая.
Сотрудник Управления НКВД по Краснодарскому краю Ф.И. Белоконь в письме к народному комиссару внутренних дел Л.П. Берии писал: "Аресты, как правило, проводятся на основании одного показания, без разбора, огульно, под одну мерку всех… надо в порядке надзора пересмотреть все прошедшие дела с точки зрения правильности вынесения приговора. Особенно дела, где замешана молодежь. Не может быть, что молодежь тоже хотела старого царского строя и готовилась к восстанию против Советской власти"1. От репрессий В.И. Белоконя спасло начало Великой Отечественной войны и его направление в действующую армию.
Только с 1 октября 1936 г. по январь 1938 г. из 24 500 сотрудников Главного управления государственной безопасности НКВД СССР и его периферийных органов было уволено свыше 5500 оперативных сотрудников, из них 1373 арестовано. В числе арестованных в 1936-1938 годах чекистов были 485 оперативных уполномоченных и помощников оперативных уполномоченных2. Тем не менее, в постановлении ЦК ВКП (б) от 17 ноября 1938 года "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия" подготовленном по указанию И. Сталина, вся вина за массовые репрессии возлагалась на органы НКВД и прокуратуру СССР. В марте 1939 года на XVIII съезде ВКП (б) И.В. Сталин и выступивший с докладом секретарь ЦК партии А.А. Жданов выступили с критикой репрессий, указали на многочисленные Ошибки со стороны НКВД. На основании этих заявлений в 1939 году Л. Берия провел в органах НКВД новую чистку. В результате около 23% оперативного состава органов государственной безопасности были обвинены в должностных преступлениях и арестованы или уволены из НКВД3.
Несмотря на такую несправедливость со стороны партийного руководства по отношению к своему "передовому вооруженному отряду" - органам госбезопасности, чекисты оставались преданными своему долгу и кодексу чести, что наиболее ярко проявилось в годы Великой отечественной войны. Подвиг сотрудников советских спецслужб, бойцов Красной Армии и всего советского народа в этой войне, показавший что такое истинные честь и достоинство, многократно описан историками и писателями и, пожалуй, не нуждается в дополнительных комментариях в данном реферате.
2. Современные подходы к этическим категориям "достоинство" и "честь" в деятельности сотрудников спецслужб
Основатель и первый руководитель Центрального разведывательного управления США Аллен Даллес в разгар "холодной войны" определил место сотрудника спецслужб (применительно к сотрудникам разведывательных органов) в современных условиях следующим образом: "Разведчик независимо от того, где он работает - в своей стране или за границей, всегда чувствует себя как "на фронте", "на передовой линии обороны". Это чувство еще более обостряется тем, что в повседневной работе он почти все время сталкивается с фактами, говорящими о действиях противника. Если любовь к приключениям и играет здесь какую-то роль - а она, конечно, играет, - к ней в значительной степени добавляется забота о безопасности государства. "1
Несмотря на то, что сказано это было еще в прошлом XX веке, и "холодная война" между двумя гигантами - США и СССР считается оконченной, слова основателя ЦРУ остаются актуальными и по сей день.
Раскрывая методы деятельности разведки, А. Даллес отметил: "Все разведывательные службы пользуются также услугами людей, работающих главным образом за деньги или из любви к приключениям и интригам. Некоторых привлекает атмосфера секретности и обмана, так как они испытывают некое извращенное чувство удовлетворения оттого, что являются никому не ведомыми пружинами развития событий. "2 Сказанное А. Даллесом в полной мере касается и сотрудников контрразведывательных органов.
Наивно было бы полагать, что современные российские спецслужбы, в отличие от спецслужб стран "потенциального противника", при осуществлении своей оперативно-служебной деятельности действовали и действуют исключительно "в белых перчатках", не используют в своей работе чужие человеческие слабости, а иногда и чьи-то пороки, корыстную и иную личную заинтересованность лиц для их привлечения к негласному сотрудничеству (например, карьеризм, зависть, склонность к авантюрам, чувство мести, трусость). Сотрудник любой спецслужбы (и разведчик, и контрразведчик) иногда в силу объективных обстоятельств вынужден работать с людьми, для которых честь и достоинство не представляют особой ценности, их шкала ценностей в другом измерении.
Поэтому в нынешнее время понятия "честь" и "достоинство" приобретают особую значимость в профессиональной деятельности сотрудника российской спецслужбы, не давая ему перейти в условиях жесточайшего противостояния с противником, когда "на карту" поставлены судьбы и жизни многих людей, безопасность всего государства, ту тонкую грань, за которой уже для самого сотрудника наступают бесчестье и утрата человеческого достоинства.
Следует согласиться с утверждением, что "в настоящее время государственная безопасность как категория политическая все больше подвергается нравственной экспертизе, в основе которой лежат принципы справедливости и гуманизма. Человек все в большей мере рассматривается не только как средство обеспечения государственной безопасности, но и как одна из основных целей этого процесса. Как личность нуждается в сильном государстве, так и государство заинтересовано в обеспечении условий развития каждой личности" В настоящее время государственная безопасность как категория политическая все больше подвергается нравственной экспертизе, в основе которой лежат принципы справедливости и гуманизма. Человек все в большей мере рассматривается не только как средство обеспечения государственной безопасности, но и как одна из основных целей этого процесса. Как личность нуждается в сильном государстве, так и государство заинтересовано в обеспечении условий развития каждой личности1. Соответственно этим общепринятым в цивилизованном мире и, соответственно, в современной России принципам, в нынешних условиях требуют конкретизации и уточнения такие понятия как "профессиональный долг", "честь" и "достоинство" сотрудника спецслужб.
В наше время практически во всех странах Европы и в США наряду с присягой действует этический кодекс полиции, который более подробно и доходчиво раскрывает нравственно-этическое содержание принципов, норм и общепринятых правил поведения полицейского на службе, в повседневной жизни, его отношения к выполнению профессионального долга, к гражданам, к коллегам по работе, начальникам и старшим. Курс полицейской этики (деонтологии) преподается в полицейских академиях и колледжах. Этические кодексы полицейского широко используются в подготовке и профессионально-нравственном воспитании кадров, моральном регулировании их поведения, в оценке деятельности и контроле.
Нормативное регулирование правил поведения сотрудников правоохранительных органов осуществляется ныне и в России. Так, в 1993 году министром внутренних дел Российской Федерации был утвержден Кодекс Чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Документ этот появился не на "пустом" месте, своими корнями он уходит в историю воинской этики, в историю и традиции русской армии и флота.
Большинство офицеров современных российских силовых структур, включая спецслужбы, прекрасно понимают значение нравственного элемента в обучении личного состава и тем самым объективно становятся носителями национально-патриотических идей.
Откуда молодой сотрудник российских спецслужб сможет узнать о тех этических нормах, о тех понятиях чести и достоинства, которые исторически сложились и стали общепринятыми в его профессиональной среде? Прежде всего из своеобразного письменного свода правил, принципов, этических требований, именуемых Кодексом Чести. Чтобы моральные нормы этого Кодекса стали понятнее, были восприняты "душой и сердцем", их надо знать, изучить, осмыслить, ими важно проникнуться (как жизненно важными правилами). Только тогда они станут руководством к действию, внутренним побуждением для каждого сотрудника, позволят проникнуться сознанием профессионального достоинства, гордости за принадлежность к российским спецслужбам. Пока еще Кодекс Чести сотрудника российских спецслужб не оформлен отдельным официальным документом. Он существует как в виде неписаного свода правил, сформированного самой историей органов разведки и контрразведки, так и органично вытекает из уже имеющихся законодательных и нормативных актов, устанавливающих и регулирующих принципы, этические нормы и правила поведения гражданина, военнослужащего, государственного служащего, но, безусловно, имеет свою уникальность, обусловленную спецификой деятельности спецслужб.
Заключение
Подводя итог всему сказанному, выделим наиболее существенные выводы. Очевидно, что корневая суть понятий "честь" и "достоинство" российского офицера, в том числе и сотрудника российских спецслужб, практически осталась неизменной на протяжении веков. Вместе с тем, развитие общества, практическое претворение в жизнь провозглашаемых принципов гуманизма, справедливости, законности требует конкретизации этих понятий в современных условиях в соответствии с названными общепринятыми принципами.
Чтобы иметь моральное право сказать "Честь имею!", сотруднику российских спецслужб недостаточно иметь одно только внутреннее чувство чести и желание быть человеком чести. Время формальных лозунгов безвозвратно прошло. Необходимо также в действительности быть профессионалом высокого класса, мастером своего дела, человеком, преданным своей профессии, своему служебному долгу. Нужно быть хорошо подготовленным и информированным по большому кругу вопросов профессиональной этики, которые отнюдь не так просты, как это иногда кажется, и требуют глубокого осмысления.
У подлинно нравственного человека все регуляторы нравственного поведения - совесть и долг, честь и достоинство - развиты гармонично, так как только все вместе они и могут предостеречь личность от нравственных срывов, эмоциональной грубости, бесчеловечности, бесчестности.
Глубокое внутреннее приобщение человека к морали, освоение ее требований и осознание их как собственных и необходимых для личности порождает совесть. Соблюдение долга поддерживалось общественным мнением, нарушение - осуждалось и каралось. У человека возникает потребность в общественном одобрении - честь, а затем и в самоуважении - достоинство. В какой-то степени эта же история повторяется с каждым человеком в процессе его индивидуального развития и становления как нравственной личности.
Вместе с тем, рассуждая о совести, долге, чести и достоинстве, не следует забывать, что наши добродетели, как и наши пороки, весьма многолики. При пренебрежительном отношении к нормам морали и нравственности, бездумном обращении с понятиями "честь" и "достоинство" добродетель и порок могут поменяться местами.
Список использованной литературы
1. Без грифа "секретно". Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст., док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. - Краснодар: Диапазон-В, 2007.
2. Даллес А. Искусство разведки: пер. с англ. с сокращениями. - М.: МП "Улисс", 1992 г.
3. Колпакиди А.И., Серяков М.Л. Энциклопедический справочник спецслужб. М., 2002.
4. Основы профессиональной этики. Курс лекций - ГПИ ФСБ РФ, 2008.
5. Пикуль В.С. Честь имею: Роман, исторические миниатюры. - М.: Современник, 1991.
6. Сунь-цзы. Искусство войны. Стратегия и тактика победителя. - М.: Изд-во Эксмо; 2003.
7. Хрестоматия по философии / сост. Г.А. Усачев. - М.: Знание, 1978.
8. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М.: Просвещение, 1986.
1 Хрестоматия по философии. / сост. Г.А. Усачев. – М.: Знание, 1978. С. 102
1 Хрестоматия по философии. / сост. Г.А. Усачев. – М.: Знание, 1978. С. 83
2 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости . – М.: Просвещение, 1986. С. 99
1 Сунь-цзы. Искусство войны. Стратегия и тактика победителя. – М.: Изд-во Эксмо; 2003. С. 11,12
2 Там же. С. 42,43
1 Пикуль В.С. Честь имею: Роман, исторические миниатюры. - М.: Современник, 1991. С. 88
2 Там же. С. 88
1 Там же. С. 99
2 Там же. С. 137
1. Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст., док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В, 2007. С. 33,34
1. Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст., док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В, 2007. С. 43
1. Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст., док. повести / Упрю ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В, 2007. С. 52
1. Там же. С. 104,105
2. Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст., док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В, 2007. С. 103,104
3. Колпакиди А.И., Серяков М.Л. Энциклопедический справочник спецслужб. М., 2002. С. 403
1 Даллес А.. Искусство разведки: пер. с англ. с сокращениями. – М.: МП «Улисс», 1992 г. С. 176
2 Там же. С. 187
1. Основы профессиональной этики. Курс лекций – ГПИ ФСБ РФ, 2008. С. 77