Министерство образования Российской Федерации
Дальневосточный государственный университет
Юридический институт
Кафедра международного права
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Владивосток
2009
Идея создания единой Европы имеет длительную историю. Однако постоянной политической целью она стала лишь после Второй мировой войны, в результате которой европейские государства потеряли свое былое политическое и экономическое могущество и оказались на заднем плане в мировой политике.
7 февраля 1992 г. был заключен Договор об образовании Европейского Союза (ДЕС), называемый также по месту его подписания Маастрихтским, который учредил Европейский Союз (ЕС) на основе так называемой конструкции трех опор. Согласно данной конструкции ЕС включает в настоящее время следующие три составные части: 1) Европейские сообщества; 2) общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ); 3) сотрудничество органов внутренних дел и судов в уголовно-правовой сфере.
Первоначально в Европейский союз объединились 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 г. подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. В настоящее время членами ЕС являются 27 государств. Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе.
Целями ЕС являются образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка, усиление экономического и социального воздействия, образование экономического и валового союза…, утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе – и совместной оборонной политики; сохранение и приумножения общего достояния.
ЕС руководствуется следующими принципами: уважение национальной идентичности государств-членов с демократическими системами правления; уважение прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека 1950 г. и общими принципами права Европейского сообщества, сообразуясь с конституционными нормами государств-членов.
Согласно ст. 3 Договора о Европейском союзе для достижения поставленных целей деятельность организации включает:
1) отмену таможенных пошлин и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров в торговле между государствами - членами, а также других мер, имеющих такой же характер;
2) общую торговую политику;
3) внутренний рынок, характеризующийся отменой препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами - членами;
4) меры, касающиеся въезда и передвижения лиц на внутреннем рынке;
5) общую политику в сферах сельского хозяйства и рыболовства;
6) общую транспортную политику;
7) установление системы, предотвращающей нарушения на внутреннем рынке;
8) сближение национальных законодательств государств - членов в той степени, какая необходима для нормального функционирования общего рынка;
9) политику в социальной сфере, включая деятельность Европейского социального фонда;
10) экономическое и социальное сплочение;
11) политику защиты окружающей среды;
12) повышение конкурентоспособности промышленности Сообщества;
13) содействие исследованиям и технологическому развитию;
14) стимулирование усилий по созданию и развитию трансъевропейских коммуникационных сетей и инфраструктуры;
15) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения;
16) вклад в образование, профессиональное обучение и расцвет культуры в государствах - членах;
17) политику сотрудничества в содействии развитию;
18) ассоциацию с заморскими странами и территориями для расширения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию;
19) вклад в усиление защиты потребителя;
20) мероприятия в области энергетики, социальной защиты и туризма.
Целями общей внешней политики и политики безопасности ЕС являются защита общих ценностей, основных интересов и независимости ЕС, укрепление безопасности Союза и его государств, мира и международной безопасности, содействие международному сотрудничества, демократии, соблюдению прав и свобод человека.
Страны ЕС должны предоставлять друг другу и Совету всю необходимую информацию по любому вопросу, представляющему взаимный интерес во внешней политике и политике безопасности. Они должны координировать свои действия в международных конференциях. В частности, государства – члены ЕС, являющиеся одновременно членами Совета Безопасности ООН, обязаны действовать согласованно и полностью информировать другие государства-члены. При обсуждении и решении вопросов на заседании Совета безопасности ООН, перед ними стоит задача обеспечить защиту позиций и интересов ЕС.
Все государства-члены обязаны активно и открыто поддерживать внешнюю политику и политику безопасности ЕС, воздерживаться от любых действий, которые противоречат интересам Союза или могли бы ослабить их действенность как сплачивающей силы в международных отношенных отношениях.
Составной частью общей внешней политики безопасности ЕС является и формирование оборонной политики, которая со временем должна привести к созданию общих вооруженных сил ЕС. В конце 90-х гг. XX в. за весьма короткое время произошел гигантский прогресс в деле построения оборонного сообщества: ЕС были созданы необходимый правовой фундамент, собственные оперативные возможности и организационные структуры, которые в совокупности стали называться общей европейской политикой безопасности и обороны (ОЕПБО) и превратились в одну из самых динамично развивающихся сфер в рамках ОВПБ.
Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел направленно на расширение вопросов, представляющих существенное значение для укрепление законности и правопорядка, охраны прав и интересов граждан государств-членов, нормально функционирования органов государственной власти, государственных и негосударственных учреждений. Основными направления сотрудничества являются:
1) политика предоставления убежища;
2) правила, регулирующие пересечение лицами внешних границ государств - членов, и осуществление соответствующего контроля;
3) иммиграционная политика и политика в отношении граждан третьих стран:
a) условия въезда и передвижения граждан третьих стран по территории государств - членов;
b) условия проживания граждан третьих стран на территории государств - членов, включая воссоединение семей и получение работы по найму;
c) борьба с несанкционированной иммиграцией, проживанием и работой граждан третьих стран на территории государств - членов;
4) борьба с употреблением наркотиков;
5) борьба с злоупотреблениями в международном масштабе;
6) правовое сотрудничество в гражданских делах;
7) сотрудничество в области уголовного права;
8) таможенное сотрудничество;
9) сотрудничество полиций в целях предотвращения и борьбы с терроризмом, незаконными операциями с наркотиками и с другими формами тяжких международных преступлений, включая, если это необходимо, определенные аспекты таможенного сотрудничества, в связи с организацией в масштабах Союза системы обмена информацией в рамках Европейского полицейского ведомства (Европол).
Европейский Союз включает в себя пять основных институтов («органы власти» ЕС) – Европейский парламент, Совет министров Европейского Союза (Совет), Европейская комиссия, Суд Европейского сообщества и Европейская счетная палата.
Работе основных институций помогают пять других институций ЕС – Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк (ЕЦБ), Омбудсмен Европейского Союза или посредник и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В систему входят также несколько агентств и другие структурные единицы.
Действует также Евросовет – политическое собрание правительств и руководителей государств – не являющийся институцией ЕС.
Европарлемент состоит из представителей народов государств-членов, избираемых прямым всеобщим голосованием на пять лет. Договором установлено точное число представителей от каждого государства. Парламент участвует в процессе принятия актов Сообщества, назначает уполномоченного по правам человека, вправе вынести резолюцию порицания в отношении Комиссии, в результате чего членя Комиссии должны коллективно уйти в отставку.
Совет включает по одному представителю от каждого государства-члена на уровне министров в той или иной области – иностранных дел, экономики, финансов, здравоохранения и т.д. Это межправительственный орган, призванный обеспечить согласование интересов государств-членов и Союза. Он координирует общую экономическую политику Союза, имеет право принятия нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми субъектами европейского права. Решения принимаются простым или квалифицированным большинством.
Комиссия состоит из 20 членов, утверждаемых Европарламентом и затем назначаемых правительствами государств-членов на пять лет. Комиссия обеспечивает применение Договора, формирует рекомендации и дает заключения по вопросам предмета Договора, принимает собственные решения и участвует в подготовке актов Совета и Европарламента, осуществляет полномочия, которыми ее наделяет Совет АО исполнение его постановлений.
Суд обеспечивает применение права Сообщества посредством единообразного толкования и применения Договора.
Счетная палата состоит из 15 членов, назначаемых на шестилетний срок Советом из числа лиц, работающих в независимых аудиторских учреждениях и обладающих высокой квалификацией. Их независимость должна быть вне всяких сомнений. Палата обеспечивает ревизионную проверку счетов обо всех доходах и расходов Сообщества.
При рассмотрении характера взаимосвязи и взаимодействия правовой системы Евросоюза и правовых систем государств-членов в отечественной и зарубежной литературе особое внимание уделяется верховенству европейского национального права по отношению к национальному. Будучи одним из основных и одним из наиболее значимых принципов права Евросоюза, принцип его верховенства не получил своего… прямого провозглашения и утверждения ни в учредительных, ни в последующих за ними договорах… нормативно-правовых актов. Данное «упущение», предполагают авторы, «вероятно, было связано с самого начала с тем, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение» учредительных договорных актов через национальные парламенты, их успешную ратификацию, имея при этом в виду то обстоятельство, что закрепление в Договорах положения о верховенстве наднационального права над национальным могло бы вызвать со стороны государств-членов в лице их парламентов вполне возможные и ожидаемые в тот период резкие возражения. Но поскольку проблема противоречий между правом Европейского Союза и правовыми системами государств-членов «не исчезла и не разрешилась сама собой», то властным структурам Евросоюза ничего другого не оставалось делать, как «передать ее рассмотрение и решение в Европейский суд справедливости». Отмечая, что Договор об учреждении Европейского экономического сообщества положил начало формированию Сообществом «своей собственной правовой системы», которая является «неотъемлемой частью национальных правовых систем» и которую судебные органы государств-членов обязаны соблюдать и применять, Суд вынес вердикт, устанавливающий приоритет права Европейского сообщества над национальным правом, согласно которому нормативно-правовые акты, изданные на основе положений, содержащихся в учредительном Договоре, не могут быть отменены или изменены любыми внутригосударственными актами, поскольку это может самым негативным образом сказаться на правовой основе и системе всего Сообщества.
На современном этапе межгосударственной интеграции в рамках ЕС с его едиными границами и таможенно-визовым режимом, но пока еще с недостаточной экономической и социально-политической гомогенностью в государствах-членах с 450 млн. населением, наметилась одна важная тенденция, вызывающая повышенный научный и практический интерес. Речь идет о попытке создания в рамках ЕС унифицированного механизма уголовно-правового регулирования и единого судебно-полицейского пространства. Данная сфера традиционно считалась прерогативой и внутренним делом суверенных государств, но современная конструкция ЕС позволяет говорить о новом федерирующемся европейском государстве, в котором создается уникальная наднациональная правовая система, опирающаяся на принципы верховенства права и прямого действия собственных правовых норм. Претворение их в жизнь стало возможным именно благодаря общеевропейской системе институтов и органов, решения которых обязательны для еврограждан, юридических лиц, государств-членов.
Несмотря на существенный прогресс, ЕС испытывает значительные трудности в своей внешнеполитической деятельности, что во многом объясняется слабостью его институтов, которые играют все возрастающую, но все еще второстепенную вспомогательную роль в сфере ОВПБ. Необходимо, в частности, отметить, во-первых, значительное увеличение количества государств-членов и трудность нахождения консенсуса между ними; во-вторых, нечеткость разделения полномочий между ЕС и отдельными государствами-членами; в-третьих, отсутствие преемственности от одного национального председательства в Совете к другому ввиду того, что государства-члены во многом используют председательство для преследования своих собственных внешнеполитических приоритетов.
В этой связи следующим историческим шагом в развитии ОВПБ стало подписание 29 октября 2004 г. Договора, учреждающего Конституцию для Европы. Хотя правовая судьба Конституции еще неясна, очевидно, что сам факт ее разработки и подписания является отправной точкой для развития европейской интеграции в сторону политического союза.
Достигнутые в настоящее время ЕС результаты отражают основное противоречие процесса европейской интеграции: между желанием стать равноправным США геополитическим центром и необходимостью в этой связи дальнейшей политической централизации, с одной стороны, и стремлением существенной части политической элиты сохранить нетронутым хотя бы часть национального суверенитета, и, прежде всего, в сфере внешнего суверенитета - с другой. Европейский союз определяет себя и свое будущее в противопоставлении со своей прошлой, раздираемой войнами историей. Эта логика была и продолжает оставаться легитимизирующей основой проекта европейской интеграции. Она создает идентичность новой послевоенной Европы, в которой мир и уважение демократических ценностей преобладают над силовой политикой. Она также демонстрирует всему миру необходимость извлекать правильные уроки из прошлого и учиться вырабатывать новые подходы к мирному сосуществованию и развитию.
Становление Евросоюза в качестве самостоятельного геополитического центра является неотъемлемым фактором в деле формирования многополярного мира и, следовательно, поддержания мира и безопасности на нашей планете.
Список использованных источников и литературы
Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) // Система Консультант Плюс [Электронный ресурс].
Бороздина, Я.А. К вопросу о правовой природе Европейского союза / Я.А. Бороздина // Международное публичное и частное право. - 2009. - №1.
Как действует Европейский Союз? [Электрон. ресурс]// Сайт «Библиотека инфoрмации о Европейском Союзе» – Режим доступа: http://www.esia.gov.lv/rus/evropeiskii_souz/kak_deistvuet_es/ [Дата обращения 22 октября 2009 г.].
Кембаев, Ж.М. Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза: правовые основы становления и перспективы развития / Ж.М. Кембаев // Журнал российского права. – 2007. - №6.
Марченко, М.Н. Верховенство права Европейского союза по отношению к национальному праву государств-членов / М.Н. Марченко// Журнал российского права. – 2009. - №5.
Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – М.: Норма, 2006. – 624 с.
Международное публичное право: учеб. / отв. ред. К.А. Бекяшев. – 5-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 1008 с.
Мухина, Е.Е. Нормативная сила Европейского союза / Е.Е. Мухина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. – 2008. - №4.
Трикоз, Е.Н. Формирование уголовно-правовой системы Европейского союза / Е.Н. Трикоз // Журнал российского права. – 2007. - №10.
Приложение
Институция | Члены | Роль |
Европейский Парламент |
785 депутата, избираются путём прямого всеобщего голосования раз в пять лет. |
Вместе с Советом Европейского Союза осуществляет законодательную функцию, а также контролирует соблюдение демократических принципов работы ЕС. |
Совет Министров Европейского Союза (Совет) |
Министры стран-участниц | Законодательная институция ЕС |
Европейская Комиссия |
26 комиссара и президент комиссии. Кандидатуру выдвигают страны-участницы сроком на пять лет |
Инициатор правовых актов, попечитель договоров и институция исполнительной власти |
Суд Европейского Сообщества |
27 судей, 8 генеральных адвокатов. Судьи и генеральные адвокаты назначаются сроком на 6 лет правительствами стран-участниц, путём взаимной договорённости |
Принятие решений по вопросам интерпретации и применения права Сообщества (толкование учредительных договоров и нормативных актов ЕС) |
Европейская Счетная палата | 27 членов, по одному от каждой страны-участницы ЕС. На эту должность назначает Совет сроком на 6 лет | Финансовый контроль ЕС |
Экономический и социальный комитет | 344 членов, которых назначают сроком на 4 года |
Консультативная институция, выражающая точку зрения организованного гражданского общества по социальным и экономическим вопросам |
Региональный комитет |
344 членов, которых назначают сроком на 4 года |
Консультативная институция, представляющая региональные и местные самоуправления |
Европейский центральный банк |
Основными структурами принятия решений являются: правление, совет и генеральный совет |
Отвечает за формулирование общей монетарной политики и её выполнение в «зоне евро» |
Европейский омбудсмен |
Европейского омбудсмена сроком на 5 лет выбирает Европейский Парламент |
Занимается рассмотрением жалоб граждан на институции и органы ЕС |
Европейский инвестиционный банк |
Решение принимает правление, совет директоров и комитет управления | Помогает в достижении целей ЕС, финансируя инвестиционные проекты |