РЕФЕРАТ
Объём пояснительной записки 88 стр., рис. 7, табл. 34, источников 23, приложений 4.
Тема: Себестоимость продукции: анализ и пути снижения (на примере ЗАО «Атлант»).
Ключевые слова: себестоимость продукции, элементы затрат, технико-экономические показатели, объём производства продукции, анализ состояния, целевое планирование, пооперационный метод.
Объект исследования: головное предприятие ЗАО «Атлант».
Цель работы: на основании информации о развитии предприятия в прошлом и данных о производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности за последние три года произвести анализ и установить возможные направления снижения себестоимости продукции.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ себестоимости продукции, выручки, прибыли и рентабельности производства за последние годы.
На основе полученных в результате анализа данных в проектной части предложены мероприятия по повышению эффективности системы управления затратами и снижению себестоимости продукции за счёт совершенствования: организационной структуры; методологии учета затрат; методологии управления затратами;
Суммарный годовой экономический эффект от предлагаемых мероприятий составляет 3 723 313 тыс. р.
СОДЕРЖАНИЕ
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ.
1.1 Сущность и содержание себестоимости продукции
1.2 Методы учета и распределения затрат, включаемых в себестоимость продукции
1.3 Показатели и пути снижения себестоимости продукции
2. МЗХ ЗАО «АТЛАНТ»: ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ РАБОТЫ
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Организационная структура управления МЗХ ЗАО «Атлант»
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия
2.4 Анализ себестоимости продукции
2.4.1 Анализ динамики изменения затрат на производство
2.4.2 Факторный анализ себестоимости продукции
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА МЗХ ЗАО «АТЛАНТ»
3.1 Организационно-экономические мероприятия по усовершенствованию процесса управления затратами
3.1.1 Совершенствование организационной структуры управления затратами.
3.1.2 Совершенствование методологии управления затратами
3.1.3 Совершенствование методологии учета затрат
3.2 Совершенствование процесса производства печатной платы
4. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ УСЛОВИЙ ТРУДА НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ МЗХ ЗАО «АТЛАНТ» И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ
4.1 Экологическая оценка предприятия
4.2 Пути улучшения экологических условий труда
4.3 Мероприятия по улучшению экологических условий труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ЗАО – закрытое акционерное общество;
МЗХ – минский завод холодильников;
ABC – activity based costing;
ТМЦ – товарно-материальная ценность;
ТЭП – технико-экономические показатели;
БП – «Бережливое производство»;
ПП – печатная плата;
МПП – многосторонняя печатная плата;
ДПП – двухсторонняя печатная плата;
ОПП – односторонняя печатная плата;
РЭ – радиоэлемент;
ФШ – фотошаблон.
ВВЕДЕНИЕ
Себестоимость - основа соизмерения расходов и доходов, это не только важнейший экономический показатель деятельности предприятия, но и фактор конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда; степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому решение проблемы снижения себестоимости продукции непосредственно связано с повышением эффективности работы всего предприятия т.к. снижение затрат на производство продукции может повлечь за собой снижение цены изделия на ту же величину при остающейся неизменной величине прибыли, и, как следствие этого, увеличение спроса на данную продукцию.
Управление затратами – средство достижения предприятием высокого результата. Оно не сводится только к снижению затрат, но и распространяется на все элементы управления.
С социально-экономических позиций необходимость снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
– в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
– в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
– в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
– в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
– в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
– для акционерных обществ это является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
В качестве объекта исследования было выбрано головное предприятие объединения ЗАО «Атлант». МЗХ ЗАО «Атлант» - ведущий производитель бытовой техники в Республике Беларусь и единственный производитель холодильной техники бытового назначения. Основная доля произведенной продукции идет на экспорт. В среде рыночной конкуренции эффективное управление затратами приобретает первостепенное значение, т.к. снижение себестоимости продукции позволяет увеличивать размер получаемой прибыли, либо снижать цену, приобретая тем самым дополнительные конкурентные преимущества. Именно поэтому представляет интерес проанализировать себестоимость производимой продукции для выявления резервов снижения данного показателя.
Предмет исследования – себестоимость производимой продукции и пути её снижения.
Цель исследования – на основании информации о развитии предприятия в прошлом и данных о производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности за последние три года произвести анализ и установить возможные направления снижения себестоимости продукции.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
– анализ теории по исследуемой проблеме;
– выявление основных причин, влияющих на изменение себестоимости продукции;
– анализ организационной структуры и данных о производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
– формирование предложений по снижению себестоимости;
– обоснование эффективности предлагаемых мероприятий.
Основным методом исследования экономического состояния объекта является детерминированный ретроспективный факторный анализ.
Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.
Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля над выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.
Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
Исследование производится на основании плановых и отчетных документов; положений об отделах, должностных инструкций; данных статистической и бухгалтерской отчетности.
1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ
1.1 Сущность и содержание себестоимости продукции
Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой один из важнейших обобщающих показателей деятельности организации, отражающий эффективность использования всей совокупности ресурсов, результатов инновационной деятельности в области техники, технологии, организации труда, производства и управления. Являясь основой ценообразования и конкурентоспособности продукции, себестоимость постоянно повышается в силу следующих причин: повышения цен на материальные ресурсы; заработной платы в связи с ростом минимальной базовой величины и тарифной ставки первого разряда; переоценки основных фондов и, в связи с этим, повышения амортизационных отчислений; переоценки оборотных средств в связи с инфляционными процессами и т.д.
Слово «себестоимость» является типично русским. Русско-английские словари дают два варианта перевода данного термина – 1) cost, и 2) cost price. Первый вариант «cost» переводится на русский как затраты, издержки, расходы и себестоимость. Второй вариант несет значение о том, что цена продукта соответствует затратам на его производство. Таким образом, себестоимость какого-либо объекта означает величину затрат предприятия на производство данного объекта. Из описанной выше сущности себестоимости вытекает традиционное определение данного понятия [23, стр. 103].
Себестоимость продукции, работ и услуг - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции включает затраты, разнородные по составу и экономическому назначению, что вызывает необходимость их классификации.
Существует достаточно много принципов классификации затрат: прямые и накладные, постоянные и переменные, на продукт и на период, управляемые и неуправляемые. В рамках данной работы наиболее важным является разделение расходов на прямые и накладные.
Прямые расходы (англ. - direct costs) — это расходы, которые можно прямо отождествить с объектом затрат, и само существование объекта затрат является непосредственной причиной возникновения прямых расходов. Чаще всего в качестве прямых расходов выделяют прямые материальные расходы и прямые расходы на оплату труда.
Накладные расходы (англ. - overhead costs) — это расходы, которые не связаны напрямую с объектами затрат. Этот вид расходов не является прямым следствием существования какого-либо объекта затрат. Причиной накладных расходов является либо группа объектов затрат, либо существование компании в целом. Обычно в качестве накладных расходов выделяют затраты на обслуживание и переналадку оборудования, административные расходы, коммерческие расходы.
Разделение расходов на прямые и накладные носит относительный характер и зависит от выбранного уровня объекта затрат. При смене данного уровня накладные расходы могут становиться прямыми, а прямые — накладными. Так, например, расходы на наладку оборудования перед запуском производства каждой партии будут прямыми для уровня партии и накладными для уровня единицы продукции. Расходы на рекламу какого-либо товара будут прямыми для уровня товара и накладными для уровней единицы и партии продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В общем случае в себестоимость продукции входят [5]:
– затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг);
– затраты, связанные с производством природного сырья;
– затраты на подготовку и освоение производства;
– затраты некапитального характера;
– затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством;
– затраты на обслуживание производственного процесса;
– затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
– текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;
– затраты, связанные с управлением производством;
– затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
– затраты, связанные с наймом рабочей силы;
– затраты по транспортировке работников к месту работы;
– дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом;
– обязательные отчисления от всех видов оплат труда работников по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения и фонд занятости;
– отчисления по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленным законодательством порядком;
– платежи по страхованию имущества, грузов и риска непогашения кредитов;
– плата по процентам за ссуды;
– оплата услуг банков;
– отчисления в социальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;
– затраты, связанные со сбытом продукции;
– затраты, связанные с содержанием помещений;
– затраты на воспроизводство основных производственных фондов;
– износ по нематериальным активам;
– начисления на заработную плату;
– другие виды затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком.
Не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг): затраты на выполнение самим предприятием или оплату им работ (услуг), не связанных с производством продукции; затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий.
Для учета и планирования затрат на производство и реализацию продукции применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная (по статьям расходов).
Затраты, составляющие себестоимость продукции, могут группироваться в соответствии с их экономическим содержанием. В этом случае имеет место группировка затрат по элементам (поэлементная классификация затрат). Данная группировка затрат необходима в первую очередь для определения смет затрат, но позволяет определять задания по снижению себестоимости продукции и содержит следующие группы:
– материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
– расходы на оплату труда, учитываемые при ценообразовании и налогообложении (фонд оплаты труда);
– отчисления на социальные нужды, где отражаются обязательные отчисления по установленным законодательствам нормам в фонд социальной защиты населения, государственный фонд содействия занятости от всех видов оплаты труда работников не зависимо от источников выплат (кроме тех, на которые страховые взносы не начисляются).
– амортизация основных средств и нематериальных активов, которая отражает сумму амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, исчисленную исходя из амортизируемой стоимости основных средств и нематериальных активов в установленном законодательством порядке;
– прочие расходы для отражения всех затрат, не вошедших в вышеперечисленные элементы.
В целях отражения места возникновения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), их учета и калькулирования, применяется группировка затрат по статьям (калькуляционная классификация). Типовая группировка затрат по статьям включает:
– сырье и материалы;
– возвратные отходы;
– покупные полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
– топливо и энергия на технологические цели;
– заработная плата основных производственных рабочих;
– отчисления на социальные нужды;
– износ спецоснастки и спецоборудования;
– общепроизводственные расходы;
– общехозяйственные расходы;
– потери от брака;
– прочие производственные расходы;
– коммерческие расходы.
Сумма одиннадцати первых статей образует производственную себестоимость продукции, а сумма двенадцати статей - полную себестоимость продукции.
1.2 Методы учета и распределения затрат, включаемых в себестоимость продукции
Понятие «себестоимость» само по себе не подразумевает метода, которым рассчитываются затраты для производства какого-либо объекта.
В зависимости от характера организации и технологии производства применяются различные способы определения себестоимости продукции. В промышленности применяются различные методы расчета себестоимости.
Метод расчета себестоимости объекта - отнесение или распределение части затрат предприятия на данный объект. Понятия «отнесение» и «распределение» в данном случае схожи и означают сопоставление затрат с конечным объектом косвенным методом. Однако последнее чаще применяется в случае большего количества объектов затрат и в отношении каждого конкретного объекта тоже является «отнесением». Далее рассмотрим различные методы распределения или отнесения затрат. Выделяют три основных метода распределения затрат [2, стр. 24]:
– прямое отслеживание;
– причинно-следственное распределение;
– условное распределение.
Прямое отслеживание затрат предполагает, что путем физического наблюдения затраты могут быть точно отнесены на конечный объект. Этот способ является наиболее точным и применяется чаще всего в отношении переменных издержек. Основной недостаток метода прямого отслеживания заключается в том, что может потребоваться слишком много ресурсов для физического наблюдения, чтобы отследить, куда идут затраты.
Метод распределения издержек путем установления причинно-следственных связей должен быть использован тогда, когда невозможно осуществить прямое отслеживание затрат, или когда это не эффективно с точки зрения затрат на ведение учета. Этот метод распределяет издержки исходя из долгосрочных причин. Данный метод также имеет свои недостатки. Он предполагает, что существует только одна причина, один фактор затрат. В результате применение метода будет не корректно для затрат, которые имеют два или более фактора.
Метод условного распределения используется, когда нельзя применить два вышеназванных метода. Он похож на причинно-следственный метод, за исключением того, что базис распределения издержек не является причиной издержек. В большинстве случаев, это какая-то уже отслеживаемая величина, например, объем продаж, объем продукции, затраты на труд основных рабочих. Так как база распределения издержек не является причиной, этот метод будет давать менее точные результаты, чем два вышеназванных метода. Возможно, распределение издержек будет и правильным – это произойдет в случае сильной корреляции базы распределения и причинного фактора. Но даже при правильном распределении издержек данный метод наименее применим для контроля над издержками. Сравнительный анализ трех способов отслеживания и распределения издержек по конечным объектам затрат приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Методы распределения затрат