Международному праву известны такие средства разрешения международных споров как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство (например, в Международном Суде ООН), обращение к региональным органам или соглашениям[1] .
В любом случае допускается разрешение международных споров только мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость[2] .
О международно-правовых средствах обеспечения международной безопасности см. в 11 Очерке.
Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов.
Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов осуществлялась с античных времен.
В 1868 году в Санкт-Петербурге была провозглашена Санкт-Петербургская декларация о запрещении употребления разрывных пуль, чрезвычайно важный международно-правовой документ на тот период. В 1907г. была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны[3] , не потерявшая своей актуальности до настоящего времени, хотя и серьезнейшим образом нарушавшаяся в обе мировые войны.
Именно зверства Второй мировой войны подвигли международное сообщество на более полное договорное регулирование вооруженных конфликтов. 12 августа 1949г. были приняты 4 конвенции, ратифицированные большинством государств мира и получившие название Женевских. В 1977г. нормативная основа права вооруженных конфликтов была расширена двумя дополнительными протоколами к Женевским конвенциям.
Среди иных источников права вооруженных конфликтов следует упомянуть, в частности, Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.
Обычаи войны с древних времен устанавливали, что началу военных действий должно предшествовать официальное объявление войны. Однако с точки зрения современного международного права само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало военных действий без объявления войны. Объявление войны или ее ведение без такого акта влекут за собой определенные последствия в отношениях между воюющими сторонами, включая соблюдение правил ведения войны (то есть Женевские конвенции и иные применимые международные договоры).
Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консульские отношения между воюющими государствами. Дипломатический и консульский персонал в таком случае вправе покинуть государство пребывания без каких-либо ограничений и задержек со стороны враждебного государства. Охрана помещений дипломатического представительства (консульских учреждений) вместе с их имуществом и архивами вверяется назначенной сторонами Державе-Покровительнице или субституту[4] . Двусторонние политические и экономические договоры, рассчитанные на мирное сотрудничество, теряют силу либо приостанавливаются, как и коммерческие и некоммерческие сношения между гражданами (юридическими лицами) воюющих государств.
Имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатического представительства и консульских учреждений. Граждане неприятельского государства могут быть интернированы (то есть помещены в определенное место) на время войны, при этом их гражданская правоспособность и вытекающие из нее права осуществляются в той мере, в какой это совместимо с интернированием, без умаления основных прав, защищаемых международными договоренностями о правах человека.
Запрещается осуществление военных действий в демилитаризованных зонах (таких как Антарктика, космическое пространство, международные каналы).
Единственными законными участниками войны являются комбатанты, только в их отношении допускается применение оружия, только комбатанты праве принимать непосредственное участие в военных действиях. К комбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, за исключением медицинского и духовного персонала[5] . К комбатантам также относятся сотрудники органов внутренних дел, государственной безопасности воюющего государства, участники добровольческих, партизанских и иных подобных формирований, если таковые подчинены военной дисциплине, носят отличительные знаки и открыто носят оружие. От добровольцев следует отделять наемников, участвующих в военном конфликте из соображений личной выгоды[6] . Наемник не обладает статусом комбатанта и преследуется как преступник с точки зрения международного права[7] .
Иные лица, в частности, мирное население, медики, являются нонкомбатантами, не участвующими в военных действиях и покровительствуемыми международным правом особым образом.
Право стороны военных действий выбирать средства и методы их ведения ограничено международным правом, в частности, запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние страдания и повреждения, либо обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде[8] . Международными договорами, принятыми в разные годы, запрещается использование взрывчатых и зажигательных путь, легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль, удушливых, ядовитых или других подобных газов, бактериологического, токсинного и химического оружия.
Что касается использования ядерного оружия, следует сослаться на консультативное заключение Международного Суда ООН, вынесенное с небольшим перевесом голосов 8 июля 1996 г. в связи с запросом Генеральной Ассамблеи ООН относительно допустимости, с точки зрения международного права, использования ядерного оружия. Международный Суд ООН в указанном деле пришел к следующим выводам: в международном праве не содержится прямого запрета на использование ядерного оружия; в международном праве нет прямого разрешения на использование ядерного оружия; единогласно признано, что в любом случае неправомерным является использования ядерного оружия в нарушение п.4 ст.2 Устава ООН[9] ; при равенстве голосов, за счет голоса председательствующего, Суд счел, что по общему правилу использование ядерного оружия (угроза его применения) противоречит нормам международного права, в частности, принципам и нормам международного права, вместе с тем, Суд постановил буквально следующее: "Принимая во внимание существующее состояние международного права, … Суд не может сделать однозначного вывода относительно того, является ли использование ядерного оружия (угроза его применения) правомерным или неправомерным в исключительных обстоятельствах самообороны, при которых под вопрос ставится само выживание государства".
Среди обычного оружия запрещены, в частности, оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей ("необнаруживаемые осколки"), мины-ловушки, зажигательное оружие[10] , продолжается кампания по всеобъемлющему запрещению противопехотных мин[11] .
Защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение комбатантов и нонкомбатантов осуществляется I и II Женевскими конвенциями.
Жертвам войн оказывается покровительство Державами-Покровительницами и субститутом.
Запрещаются посягательства на их жизнь, физическую неприкосновенность и человеческое достоинство, взятие их в заложники, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.
Сторона, находящаяся в вооруженном конфликте, обеспечивает раненым и больным гуманное обращение и уход, без какой бы то ни было дискриминации[12] . Никто не может подвергать преследованию за уход за ранеными, больными, потерпевшими кораблекрушение лицами, даже неприятельскими[13] .
Ни при каких обстоятельствах не допускается нападение на постоянные санитарные учреждения, госпитальные суда и подвижные санитарные формирования медицинской службы; попав в руки противной стороны, они продолжают функционировать до тех пор, пока захватившая сторона не обеспечит сама необходимого ухода за ранеными и больными, находящимися в этих учреждениях и формированиях[14] .
Если раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение лица были подобраны нейтральным военным судном (самолетом), нейтральное государство должно позаботиться, если того требует международное право, чтобы указанные лица не смогли вновь принять участие в военных действиях[15] .
Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение комбатанты, попавшие во власть неприятеля, являются военнопленными[16] .
Правовой режим военнопленных, то есть попавших во власть неприятеля комбатантов, определяется III Женевской конвенцией. Запрещается применение к военнопленным насилия, их запугивание и оскорбление, дискриминация по мотивам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Военнопленные сохраняют свою гражданскую правоспособность[17] .
У военнопленных отнимаются только оружие, лошади, воинское снаряжение и военные документы[18] .
Военнопленные, за исключением офицеров, могут в обязательном порядке привлекаться к работе, не носящей военного характера[19] . При этом работа должна оплачиваться в установленном порядке, не быть опасной (например, удалении мин) либо унизительной.
Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.
Держащее в плену государство обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных, а также, в случае необходимости, врачебную помощь[20] .
Военнопленным по общему правилу разрешается отправлять и получать письма и почтовые карточки; отправлять можно, по крайней мере, 2 письма и 4 почтовые карточки в месяц; эта корреспонденция должна пересылаться наиболее быстрым образом, задержка или замедление ее доставки не может являться мерой дисциплинарного воздействия на военнопленных[21] .
Военнопленные имеют право представлять военным властям, под властью которых они находятся, просьбы по поводу установленного для них режима пребывания в плену, обращаться к представителям Держав-Покровительниц, чтобы обратить их внимание на те моменты режима плена, в отношении которых у военнопленных имеются жалобы[22] .
Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, представителями Державы-Покровительницы и субститута[23] .
Держащая в плену держава обеспечивает надлежащее заверение завещания военнопленного, их погребение с честью и уважение могил. Каждый факт смерти военнослужащего должен быть надлежащим образом расследован[24] .
Защита гражданского населения во время войны осуществляется, прежде всего, IV Женевской конвенцией.
По общему правилу, гражданское население, в том числе находящееся на оккупированной территории, во время войны имеет стандартный набор обычных прав, таких как право на уважение личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений, за изъятиями, диктуемыми спецификой сложившейся обстановки. В отношении гражданского населения во время войны действует также ряд особых правил, в частности, оккупирующая держава не может принуждать население оккупированной территории служить в ее вооруженных и вспомогательных силах, запрещать обращаться к представителям Державы-Покровительницы с просьбой о заступничестве[25] .
Военная оккупация – это временное занятие в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этой территорией.
Оккупирующие власти обязаны обеспечить общественный порядок и жизнь населения, уважая существующие законы. Оккупирующее государство не вправе отменять законы и иные правила, действующие на оккупированной территории, за исключением законов, не отвечающих интересам безопасности оккупирующей армии и оккупационных властей. Оккупирующее государство вправе издавать только временные административные акты, если это необходимо для поддержания общественного порядка на оккупированной территории (например, объявить комендантский час).
Запрещено уничтожение оккупантами движимого и недвижимого имущества на оккупированной территории, не являющееся абсолютно необходимым для военных операций[26] .
Прекращение военных действий:
Перемирие, приостанавливающее военные действия по взаимному соглашению сторон, являющееся по общему правилу полным и бессрочным. Формой осуществления окончательного мирного урегулирования и прекращения состояния войны (в том числе "замороженного" путем бессрочного перемирия) является заключение двустороннего мирного договора. Например, 10 февраля 1947г. в Париже (Франция) подобные договоры были заключены странами антигитлеровской коалиции с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.
Капитуляция одной из воюющих сторон (см. ниже).
По прекращении военных действий освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину) военнопленные[27] , прекращаются меры, связанные с состоянием войны (например, интернирование граждан неприятельского государства).
Капитуляция является актом воюющего государства, означающим прекращение вооруженной борьбу и сдачу на милость победителю (например, так поступили Германия 8 мая 1945г., перед англо-американо-советскими войсками, и Япония 2 сентября 1945г.).
Капитуляция (безоговорочная капитуляция) является способом прекращения военных действий, но не окончательным прекращением состояния войны. На практике после объявления побежденной стороной о своей капитуляции и ее принятия победившие государства прекращают состояние войны односторонним актом (такие акты, в частности, были изданы в середине 1950-х гг. Соединенными Штатами, Соединенным Королевством, Советским Союзом, Францией и иными государства антигитлеровской коалиции в отношении Германии).
Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.
Броунли Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/
[1] См.: п.1 ст.33 Устава ООН.
[2] См.: п.3 ст.2 Устава ООН.
[3] Заменила аналогичную Конвенцию, принятую еще в 1899г. на I конференции мира, созванной по инициативе России.
[4] В качестве субститута выступает Международный комитет Красного креста или иная подобная беспристрастная организация.
[5] См.: п.2 ст.43 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, касающегося жертв международных вооруженных конфликтов.
[6] См.: ст.47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, касающегося жертв международных вооруженных конфликтов.
[7] См.: ст.3 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.
[8] См.: ст.35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, касающегося жертв международных вооруженных конфликтов.
[9] Запрет угрозы силой или ее применения в международных отношениях, если это направлено против территориальной целостности, политической независимости государства, либо иных охраняемых Уставом ООН ценностей
[10] См.: Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
[11] См.: Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.
[12] См.: ст.12 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I)
[13] См.: ст.18 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I); ст.21 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II)
[14] См.: ст.19 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I); ст.22 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II)
[15] См.: ст.15 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II)
[16] См.: ст.14 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I); ст.16 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II)
[17] См.: ст.14 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)
[18] См.: ст.18 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)
[19] См.: ст.49 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)
[20] См.: ст.15 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)
[21] См.: ст.71 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)
[22] См.: ст.78 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)
[23] См.: ст.79 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)
[24] См.: ст.ст.120-121 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)
[25] См.: ст.ст.51-52 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (IV)
[26] См.: ст.53 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (IV)
[27] См.: ст.118 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (III)