Рефетека.ру / Финансовые науки

Дипломная работа: Анализ финансового состояния ОАО "Транснефтепродукт"

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Сущность, понятие анализа финансового состояния предприятия. 6

1.1.       Сущность анализа финансового состояния предприятия. 6

1.2.       Предмет и методы анализа финансового состояния предприятия. 12

1.3.       Роль анализа финансового состояния в системе управления предприятием  23

Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Транснефтепродукт». 31

2.1. Технико – экономическая характеристика ОАО «Транснефтепродукт». 31

2.2. Анализ финансовой устойчивости. 39

2.3. Анализ финансового состояния. 46

2.4. Оценка вероятности банкротства предприятия. 65

Глава 3. Повышение эффективности управления предприятием на основе анализа финансового состояния. 69

3.1. Инструменты эффективного управления. 69

3.2. Направления повышения эффективности управления. 76

Заключение. 82

Литература. 86

Приложения. 89

Приложение 2. 91

Приложение 3. 93

Приложение 4. 94

Введение

Развитие рыночных отношений в стране обусловило повышение роли финансов в целом и отраслевых финансов в частности. Количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяют его место на рынке и способность функционировать в экономическом пространстве.

Все это привело к повышению роли анализа финансового состояния в комплексном анализе деятельности предприятия. Если предприятие устойчивое и платежеспособное, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату – рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним. Другими словами, конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, основываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы и повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфических и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Он должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

К основным задачам анализа финансового состояния предприятия относятся:

оценка финансовых результатов;

анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;

анализ эффективности вложенного капитала.

Основной информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность, но в определенных случаях её бывает недостаточно.  В таком случае отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники информации (данные производственного учета и др.).

В настоящее время анализ финансового состояния предприятия подразумевает ознакомление с его основными экономическими характеристиками (и с тенденциями их изменений) и финансовой устойчивости. Причем учет финансовой устойчивости начинается не с соотношения заемных средств и их покрытия, а с определения достаточности (или недостаточности) собственного капитала для обеспечения нефинансовых  (производственных) активов.

Только грамотно проведенный анализ финансового состояния позволит объективно оценить деятельность предприятия в прошлом и настоящем и сделать прогнозы о его функционирования  в будущем.

На основании вышеизложенного оценка финансового состояния предприятия является актуальной темой, и заслуживает рассмотрения в данной работе.

Цель дипломной работы – дать обстоятельный анализ финансового состояния предприятия и выявить резервы его улучшения.

Поставленные цели формируют следующие задачи:

1) охарактеризовать исследуемое предприятие;

2) оценить финансовое состояние исследуемого предприятия;

3) сделать соответствующие выводы и предложения.

Объектом рассмотрения в данной работе является ОАО «Транснефтепродукт» и его дочернее предприятие ООО «Спецтранснефтепродукт».

Предметом рассмотрения в данной работе является финансовое состояние исследуемого предприятия.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы анализа: группировки, сравнение, анализ относительных показателей и др.

Информационной базой для работы послужила финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия за период 2004-2006г.г.

Теоретической базой является учебники и учебные пособия таких авторов, как М. С. Абрютина, И.Т.Балабанов, В.В. Гацан, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет, О.В. Ефимова, Баканов и др.

Глава 1. Сущность, понятие анализа финансового состояния предприятия

1.1.         Сущность анализа финансового состояния предприятия

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.

Все это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния предприятия и повышает значение такого анализа в экономическом процессе[1].

Финансовое состояние – комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности и кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает все стороны деятельности, поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств.

Анализ хозяйственной деятельности как специальная область знаний постоянно развивается в соответствии с изменениями, происходящими в экономике и практике учета. (В.Г.Артеменко).

По мнению И.Т.Балабанова, финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспективного (т.е. того, что было и прошло) и перспективного (т.е. что будет в будущем) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации.

В рыночной экономике роль финансового анализа не только усилилась, но и качественно изменилась. Это связано прежде всего с тем, что финансовый анализ из рядового звена экономического анализа превратился в условиях рынка в главный метод оценки всей экономики. Другими словами, финансовый анализ из придатка экономического анализа превратился в комплексный анализ всей хозяйственной деятельности любой отрасли, хозяйствующего субъекта, индивидуального предпринимателя[2].

Любой вид хозяйственной деятельности начинается с вложения денежных средств и, протекает через движение денежных средств и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку.

Поэтому только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежным потоком, а также возможное финансовое состояние данного объекта. В конечном итоге это означает только одно, что в рыночной экономике финансовый анализ является одним из главных инструментов воздействия на экономику.

На изменение методики финансового анализа в условиях рыночной экономики повлияли такие факторы, как введение нового плана счетов бухгалтерского учета, так и приведение форм бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета в большее соответствие с требованиями международных стандартов. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с общество и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельности предприятия.

Возрастание роли финансового анализа в рыночной экономике связано прежде всего с главным принципом рынка: жесткостью. Рынок живет по очень жесткому закону: выживает сильнейший. А сильнейшим на рынке является тот хозяйствующий субъект, у которого хорошее финансовое состояние (т.е. у которого не только много денег, но и, главное, нет долгов) и конкурентоспособность[3].

Финансовый анализ отражает процесс изучения финансового состояния и клю­чевых результатов деятельности предприятия с целью выявления и мобилизации резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения устойчивого эконо­мического роста[4].

В современных условиях объективно возрастает значение финансового анализа в оценке производственной и коммерческой деятельности предприятий, и, прежде всего, в формировании и использовании их капитала, доходов и денежных фондов,

Ключевыми функциями финансового анализа являются:

-                     объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов дело­вой и рыночной активности хозяйствующего субъекта;

-                     выявление факторов и причин достигнутого состояния и прогноз на будущее;

-                     подготовка и обоснование управленческих решений в области финансовой и инвестиционной деятельности;

-                     поиск и мобилизация резервов улучшения финансовой деятельности пред­приятия[5].

Указанные функции выражают основное содержание финансового анализа как неотъемлемой части общей системы финансового управления организацией. Она представляет собой процесс упорядоченных действий по формированию рацио­нальной структуры управления, созданию единого информационного поля и по­становке технологии учета, анализа, планирования и контроля движения денеж­ных средств и финансовых результатов. Следует иметь в виду, что все процедуры построения общей управляющей системы должны быть подчинены идее их рацио­нального влияния на увеличение стоимости предприятия или доходности его хо­зяйственных операций с минимальным уровнем коммерческого риска.

Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять не­достатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния организации. В процессе анализа необхо­димо решить следующие задачи:

-                     на основе изучения взаимосвязи между разными показателя­ми производственной, коммерческой и финансовой деятель­ности дать оценку выполнения плана по поступлению фи­нансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния;

-                     построить модели оценки и диагностики финансового состоя­ния, провести факторный анализ, определив влияние факто­ров на изменение финансового состояния организации;

-                     спрогнозировать возможные финансовые результаты исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия соб­ственных и заемных ресурсов и разработанных моделей оцен­ки и диагностики финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

-                     разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укреп­ление финансового состояния[6].

Для разработки системы финансового управления на предприятии практический интерес представляет классификация финансового анализа по видам.

В рамках принятой предприятием финансовой стратегии применяют все на­правления финансового анализа: внешний, внутренний, инвестиционный и порт­фельный, а также анализ приносящей доход недвижимости. При этом использу­ют все стадии аналитического цикла: ретроспективный (исторический), текущий, оперативный и перспективный анализ[7].

В процессе построения системы бюджетного управления используют аналити­ческую информацию по структурным подразделениям (филиалам), по центрам финансовой ответственности (доходам, расходам, прибыли и инвестициям), по видам бизнеса (производство товаров, торговля, посредничество и пр.), а также по направлениям деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая).

Тематику финансового анализа определяет руководство предприятия (в лице финансового директора, заместителя генерального директора по экономике и фи­нансам), исходя из целей финансово-хозяйственной деятельности и потребности в аналитической информации.

Полный анализ осуществляют по результатам хозяйственной деятельности предприятия за год, при оценке несостоятельности (банкротства) организации, при слиянии и поглощении компании и в других случаях, определяемых руко­водством.

Локальный анализ проводят при оценке эффективности системы бюджетиро­вания и контроля в разрезе центров финансовой ответственности (центров фи­нансового учета), при ликвидации нерентабельных подразделений и филиалов предприятия.

Методы финансового анализа выбираются аналитиками предприятия, исходя из поставленных руководством целей и задач.

При использовании различных видов анализа необходимо учитывать разнооб­разные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования и контроля, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных вариантов учета активов (имущества/) и обязательств (учетная политика), уровень диверсификации хозяйственной деятельности, статичность используемых для изучения хозяйственных операций показателей и др.

К числу важнейших задач анализа следует отнести:

1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);

2) объек­тивное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности);

3) определение экономической эффективности использования трудо­вых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупно­сти);

4) контроль за осуществлением требований коммерческого рас­чета (в его полной и незавершенной формах);

5) выявление и из­мерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы)[8].

Анализ финансового состояния основывается главным образом на коэффициентном методе (относительных показателях). Относи­тельные показатели финансового состояния анализируемой органи­зации можно сравнить:

-                     с общепринятыми нормами для оценки степени риска и про­гнозирования возможности банкротства;

-                     с аналогичными данными других организаций, что позволяет выявить свои сильные и слабые стороны и потенциальные воз­можности;

-                     с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния[9].

Процесс выработки и принятия управленческого решения является наиболее трудоемкой и ответственной частью управлен­ческого труда. Его основное содержание - сбор, хранение, пе­редача и анализ данных о хозяйственной деятельности предпри­ятия[10].

1.2.         Предмет и методы анализа финансового состояния предприятия

Основной целью финансового анализа является выявление изменений показателей финансового состояния и факторов, влияющих на изменение.

Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода.

При финансовом анализе используются разнообразные методы и приемы анализа.

По мнению И.Т.Балабанова метод финансового анализа – способ системного комплексного органически взаимосвязанного изучения финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

В процессе финансового анализа могут применяться дедуктивный и индуктивный методы исследования[11].

Дедукция (лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.

Дедуктивный метод исследования финансовых процессов предполагает изучение их по цепочке от следствия к причинам. Например, выполнение плана прибыли хозяйствующего субъекта сначала анализируют по обшей сумме, а затем по составным частям прибыли (прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей реализации, доходы от внереализационных операций, чистая прибыль), потом проводится анализ выполнения отдельных факторов на изменение плановой прибыли.

Индукция (лат. inductio – выведение) – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных факторов к обобщениям.

Индуктивный метод исследования финансовых процессов предполагает изучение их по цепочке от причин к следствию. Например, индуктивный метод анализа себестоимости означает, что сначала изучаются отдельные статьи расходов, а затем измеряется их влияние на общую сумму себестоимости.

Простой и единственной формулы для проверки планов не существует. В настоящее время применяется целый ряд методов, от «потолочных» правил до стандартных финансовых соотношений.

В экономической литературе приводятся другие методы финансового анализа. Наиболее простой метод – сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисный). При сравнение показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др[12].

Следующий метод – группировки, когда показатели сгруппируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных поставок или элиминирования заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все отдельные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

По мнению А. Д. Шеремета[13] практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов.

Можно выделить среди них шесть основных методов:

— горизонтальный анализ;

— вертикальный анализ;

— трендовый анализ;

— метод финансовых коэффициентов;

— сравнительный анализ;

— факторный анализ.

Горизонтальный анализ (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом[14].

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможное значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель[15].

Безусловно, что не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, некоторые их элементы уже используются.

В условиях рыночной экономики деятельность финансового менеджера немыслима без финансового анализа, определения финансового состояния предприятия, ликвидности его баланса, оценки потенциального банкротства, анализа и расчета финансовых рисков, учета фактора времени в финансовых расчетах. Так как невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния.

Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует финансовое положение предприятие на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениями использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования – с другой стороны (пассив)[16].

Для финансового менеджмента необходимо выделять некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность решений, принятых в прошлые отчетные периоды, и являются базой предстоящих финансовых ресурсов. К этим показателям относятся: общая стоимость активов предприятия, доли долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов, доли вложений в физические и финансовые активы в общей сумме активов, общая стоимость собственного капитала, прирост стоимости вложенного капитала, стоимость заемного капитала, доли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в общей сумме пассивов.

Некоторые из этих показателей содержаться непосредственно в балансе.

Кроме того, начиная с 1996 года, большой объем информации содержится в пояснительной записке. Однако ряд показателей должен быть получен с помощью дополнительных расчетов, перегруппировке данных баланса или же привлечения данных бухгалтерского учета.

Для общей характеристики финансовых показателей используется предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия.

В целях проведения такого анализа рекомендуется составить сравнительный аналитический баланс, в который включаются основные агрегированные показатели бухгалтерского баланса[17].

Сравнительный аналитический баланс позволяет упростить работу по проведению горизонтального и вертикального анализа основных финансовых показателей предприятия.

Ликвидность баланса следует отличать от ликвидации активов. В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на группы, которые необходимо уметь формировать самостоятельно:

а1 — наиболее ликвидные активы, к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения;

А2 — быстро реализуемые активы: дебиторская задол­женность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес.;

А3 — медленно реализуемые активы, включающие за­пасы, НДС, дебиторскую задолженность, платежи по ко­торой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты, и прочие оборотные активы;

А4 — труднореализуемые активы: необоротные активы.

Для анализа баланса необходимо уметь группировать статьи пассива баланса по степени срочности их оплаты:

П1 — наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность;

П2 — краткосрочные пассивы — краткосрочно заемные средства, краткосрочные пассивы, расчеты по дивиден­дам;

П3 — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы, а также доходы будущих периодов, фонды потреб­ления и резервы предстоящих расходов и платежей;

П4 — постоянные пассивы: устойчивые статьи (капитал, резервы). Если есть убытки, то они вычитаются.

Для оценки ликвидности баланса нужно знать, что баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 > П1;

А2 > П2;

А3 > П3;

А≤ П4.

Схема аналитического баланса предприятия представлена в таблице 1.

Таблица 1

Схема аналитического баланса предприятия[18]

Похожие работы:

  1. • Хозяйственные объединения: характеристика и сфера ...
  2. • Организационная структура и управление персоналом в ...
  3. • Позиционные системы счисления
  4. • Статистика трудовых ресурсов предприятия
  5. • Основные подходы к определению и этапы построения ...
  6. • Трубопроводный транспорт в России
  7. • Аварии на трубопроводах
  8. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  9. • Современная экономика и перспективы развития трубопроводной ...
  10. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  11. • Комплексный анализ социально-экономической ...
  12. • Анализ деятельности предприятия ООО "Газпромнефть ...
  13. • Охрана труда при работе на компьютере
  14. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  15. • Технология HTML
  16. • Иностранные инвестиции в нефтегазовый комплекс России
  17. • Публий Теренций Афр
  18. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  19. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...