Александр Александрович
(1880-1921)
Жаровой Анны, ученицы 9 Б класса, 643 школы
Блок Александр Александрович (16(28).11.1880, Петербург, — 7.8.1921, Петроград), русский поэт. Отец — профессор права Варшавского университета, мать — М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове. Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). В 1903 женился на Л. Д. Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева. К тому же времени относится знакомство Блока с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься — с 1903. Его тетка и биограф М.Бекетова относит первые литературные опыты племянника к пятилетнему возрасту. Он посвящал их близким, много писал о родной природе. Его поэтическое возмужание пришлось на 1900—1901 гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений». В том же году в альманахе символистов «Северные цветы» появился еще один его цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Они были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке, группировавшемся вокруг Мережковского, Гиппиус, Брюсова и Белого, дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный. Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной. Талант его был слишком значительным, чтобы долго оставаться в узких рамках их школы. Духовно обособившись от кружка Гиппиус и Мережковского, Блок в январе 1906 г. написал пьесу «Балаганчик», в которой довольно зло высмеял расхожие образы поэтов их круга.
Становление
же Блока-поэта
происходит
уже в студенческие
годы, когда он
становится
студентом
филологического
факультета
Петербургского
университета.
Романтические
и даже в чем-то
мистические
отношения с
Менделеевой
отразились
в более чем 800
стихотворениях
поэта. Не все
они были опубликованы,
да и первая
публикация
состоялась
не сразу — слишком
неопределенными
и неясными были
стихотворения
поэта, который
тогда находился
под влиянием
нового литературного
течения —
символизма.
Основной мотив
ранней лирики
Блока, который
наиболее полно
отражается
в его цикле
«Стихи о Прекрасной
Даме», опубликованном
в 1904 году, — стремление
воссоединиться
со своей возлюбленной.
Но эта любовь
возвышенная,
платоническая,
в ней нет греховных
страстей. Поэт
видит свою
возлюбленную
прежде всего
в образе Прекрасной
Дамы, а себя
представляет
рыцарем, иноком,
поэтом, юношей.
Практически вся дальнейшая поэзия Блока одушевлена поиском пути, идеей подвига и необходимости принесения себя в жертву. Он хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Блок разделил свою поэзию на три тома, каждый из которых выстроил как эстетическое и идейное целое. Каждый том состоит из разделов, каждый из которых тоже художественно замкнут. Разделы складываются из циклов, которые объединяют несколько стихотворений и сами читаются как единый текст.
Блок постепенно расширяет проблематику своих стихотворений. Кроме темы любви, центральной в его творчестве становится и тема Родины, России. Да и сама любовь воспринимается уже как любовь к конкретной личности, правда, описывается она чаще всего как трагическое чувство. Она заканчивается обычно драматически, как в стихах «Снежная маска» и «Фаина», посвященных актрисе Н.Волоховой. Трагизм личной жизни Блок воспринимает как черту эпохи, «страшного мира». Эти настроения поэта отражаются во многих его стихах, в частности таких, как «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...»
Центральное положение во втором сборнике Блока занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, как озаглавлено самое известное из них (а также и лирическая драма, законченная осенью 1906). Образ Незнакомки – женщины, встреченной в дачном пригороде Петербурга и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой, – остается в границах поэтики символизма. Однако этот образ (особенно в драме) осмысляется как крушение мифа о Прекрасной Даме. «Падучая дева-звезда» отвергает аскетическую эротику, к который призывал Соловьев, а ее целомудренный рыцарь вынужден уступить другому, который уводит «красотку». В то же время написана драма Балаганчик (премьера спектакля В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Комиссаржевской – 30 декабря 1906), где «мечтательный, расстроенный и бледный» Пьеро томится о своей «картонной невесте», покинувшей его ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе насмешливый парафраз истории отношений между Блоками и Белым) показаны как театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей к эстетике итальянской комедии дель арте, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок.
Действие многих стихотворений Блока, не только посвященных теме любви, разворачивается на фоне Петербурга. В поэзии Блока так же, как и в произведениях Достоевского, образ Петербурга предстает как символ буржуазной цивилизации, где нет места подлинным отношениям и страстям. Блок драматически воспринимает события революций и войн, вводя в третий том как основной красный цвет, символ крови и насилия.
Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны» приводят к творческому кризису: после января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.
Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904 , ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904 – 1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908—1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест»,) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907–1914; поэма «Возмездие», 1910—1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.
Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.
Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена.