Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Читинский государственный университет
(ЧитГУ)
Кафедра Строительных и дорожных машин
Курсовая работа
Чита 2006
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Читинский государственный университет
(ЧитГУ)
Кафедра Строительных и дорожных машин
Пояснительная записка
к курсовой работе
Выполнил: студент группы СДМ-03
Нижегородцев А.Г.
Проверил: научный руководитель
Чебунин А.Ф.
Чита 2006
Реферат
Пз. – 25стр., илл. – 2, табл. – 4, библ. – 2.
Устройство ходовое, движитель гусеничный, масса эксплуатационная, радиус динамический, коэффициент сопротивления передвижению тягача, КПД трансмиссии, коэффициент загрузки ведущих колес.
Целью курсовой работы является приобретение необходимых навыков в выполнении тягового расчета тягачей строительных и дорожных машин и анализа полученных основных параметров. При выполнении курсовой работы использовалась методическая литература. В результате выполнения курсовой работы были определены тягово-сцепные свойства, скоростные и экономические качества тракторного тягача, обеспечивающие заданные тягово-динамические характеристики.
Содержание
Введение
Тяговый расчет
Определение массы тягача, номинальной мощности и
момента двигателя
Определение динамического радиуса колеса
Определение передаточных чисел трансмиссии
Построение регуляторной характеристики двигателя
Построение тяговой характеристики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Двигатели внутреннего сгорания – наиболее распространенный тип тепловых двигателей. На их долю приходится более 80% всей вырабатываемой в мире энергии. Благодаря компактности, высокой экономичности, надежности, долговечности они используются во всех областях народного хозяйства и являются единственным источником энергии на строительных и дорожных машинах, на которых применяются в основном дизели автотракторного типа.
Для строительных и дорожных машин требуются двигатели мощностью 2.9 – 730 кВт. Они длительное время эксплуатируются на режимах, близких к номинальному, при значительном и непрерывном изменении внешней нагрузки, повышенной запыленности воздуха, нередко безгаражном хранении машин и в существенно различных климатических условиях.
Тяговый расчёт. Определение массы тягача, номинальной мощности и момента двигателя
При определении массы тягача следует различать конструктивную (сухую) и эксплуатационную (полную) массу.
Под конструктивной подразумевается масса тягача в незаправленном состоянии, без водителя, инструментов, дополнительного оборудования.
В эксплуатационную массу входит масса топливо-смазочных материалов, охлаждающей жидкости, инструмента, а также масса водителя.
Значение
эксплуатационной
массы
определяется
исходя из
предположения,
что среднее
сопротивление
при работе
тягача равно
номинальному
усилию на крюке
,
(1)
где
– коэффициент
возможной
перегрузки,
;
– номинальное
усилие на крюке
(равно тяговому
сопротивлению),
;
– коэффициент
загрузки ведущих
колес (или доля
эксплуатационной
массы, приходящейся
на ведущие
колеса тягача)
при равномерном
движении, для
гусеничных
тягачей
;
– коэффициент
сцепления
базовой машины
с оборудованием,
для промышленных
тракторов
;
– коэффициент
сопротивления
передвижению
тягача, определяемый
характером
поверхности
передвижения,
;
– ускорение
свободного
падения,
.
Вычисленное значение эксплуатационной массы необходимо сопоставить с массой тягачей соответствующего класса тяги
(2)
где
– масса базовой
машины (Т-180),
.
В результате полученное значение массы округляется до целой сотни килограммов
Массу рабочего оборудования, агрегатируемого с тягачом, вычисляют в зависимости от эксплуатационной массы. В случае бульдозерного оборудования на гусеничном тягаче
(3)
Номинальная
мощность двигателя
определяется
из условия
получения
номинального
тягового усилия
при движении
с заданной
скоростью
по выражению
,
(4)
где
– тяговый КПД;
– коэффициент
учета буксования
движителя;
– номинальная
рабочая скорость,
Коэффициент
учета буксования
для предварительных
расчетов принимают
для гусеничных
тягачей
.
Тяговый КПД
определяется
по формуле
,
(5)
где
– КПД трансмиссии;
– КПД движителя.
Для выяснения значения КПД трансмиссии необходимо знать тип трансмиссии (механическая, гидродинамическая, гидромеханическая). Для механической трансмиссии
,
(6)
где
– КПД пары
цилиндрических
шестерен, равный
;
– КПД конических
шестерен, равный
;
– КПД планетарной
передачи,
определяемый
из выражения
,
(7)
где
– КПД пары шестерен
с внутренним
зацеплением,
принимаемый
равным 0.99;
– КПД пары
шестерен с
наружным зацеплением,
принимаемый
равным 0.985.
КПД движителя
для гусеничного
тягача принимается
.
Вычисленное значение мощности по формуле (4) округляется до целого числа
Из технической характеристики отечественных двигателей выбираем двигатель ЯМЗ-240 со следующими техническими данными:
Марка двигателя |
Номинальная Мощность, кВт |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин |
Степень сжатия |
ЯМЗ-240 | 264.8 | 2100 | 16.5 |
Рабочий объем цилиндров, дм3 |
Максимальный крутящий момент, НЧм |
Число цилиндров |
Удельный расход топлива, г/кВтЧч |
22.29 | 1834 | 12 | 238 |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая номинальной мощности, у современных дизелей изменяется в пределах 1600-2500об/мин при тенденции к росту. Из указанного диапазона назначается частота вращения коленчатого вала и определяется номинальный момент по формуле
,
(8)
где
– частота вращения
коленчатого
вала,
.
Определение динамического радиуса колес
Динамическим радиусом называют расстояние от оси движущегося колеса до горизонтальной составляющей равнодействующей реакций грунта. Для гусеничного движителя динамический радиус определяется по формуле
,
(9)
где
– шаг звена
гусеничной
ленты,
;
– число звеньев,
укладываемых
ведущей звездочкой
за один оборот,
.
Определение передаточных чисел трансмиссии
Общее передаточное число трансмиссии на первой передаче определяется по заданному номинальному тяговому усилию
,
(10)
Передаточное усилие трансмиссии на высшей (транспортной) передаче определяется из условия обеспечения движения тягача с максимальной скоростью
(11)
Для гусеничных движителей с упругой подвеской рекомендуется выбирать максимальную скорость в диапазоне 4-5.5м/с.
Передаточные числа промежуточных передач определяются по закону геометрической прогрессии
,
(12)
где
– индекс, соответствующий
порядковому
номеру передач;
– знаменатель
геометрической
прогрессии.
Для основных
рабочих передач
рекомендуется
принимать
.
Для транспортных передач знаменатель геометрической прогрессии определяется по формуле
,
(13)
где
– общее число
передач,
;
– число рабочих
передач,
;
– передаточное
число высшей
рабочей передачи,
;
– передаточное
число высшей
транспортной
передачи,
Построение регуляторной характеристики двигателя
Регуляторной называют скоростную характеристику дизеля при наличии всережимного регулятора. Регуляторную характеристику обычно называют экспериментальным путем, снимая с дизеля на тормозном стенде. Однако ее можно построить и аналитически.
Ветвь характеристики
в интервале
частот вращения
коленчатого
вала от
до
определяется
работой регулятора.
Закон изменения
крутящего
момента на этом
участке можно
представить
в виде уравнения
прямой линии
,
(14)
где
– значения
эффективного
крутящего
момента и частоты
вращения коленчатого
вала в диапазоне
от
.
Частота
вращения
определяется
степенью
неравномерности
регулятора
(15)
Степень
неравномерности
регулятора
рекомендуется
выбирать в
интервале
.
Мощность
двигателя в
интервале от
до
пропорциональна
крутящему
моменту
(16)
Часовой расход топлива при работе двигателя с регулятором можно приближенно выразить нелинейной функцией мощности
,
(17)
где
– часовой расход
топлива при
номинальной
мощности;
– коэффициент
пропорциональности,
для современных
дизелей
.
Часовой расход топлива при номинальной мощности определяется по следующей зависимости
,
(18)
где
– удельный
эффективный
расход топлива
при номинальной
мощности, принимается
по двигателю
прототипа,
Регуляторную ветвь характеристики удельного эффективного расхода топлива можно построить, вычислив значения по формуле
,
(19)
Безрегуляторные ветви характеристики можно построить, используя следующие зависимости
,
(20)
,
(21)
,
(22)
,
(23)
где
– степень изменения
удельного
расхода топлива
на безрегуляторной
ветви характеристики,
для современных
дизелей
.
Величины
коэффициентов
и
для дизелей
неразделенной
камерой сгорания
равны:
и
.
Построение тяговой характеристики
Тяговая характеристика тягача представляет собой графическое выражение реальных выходных тяговых параметров тягача, определяемых результатами совместной работы колесного и гусеничного движителя, трансмиссии и двигателя.
Тяговую характеристику строят применительно к установившимся режимам работы тягача и при движении его по горизонтальному участку. Тяговую характеристику можно построить путем использования данных испытаний тягача и расчетным путем. В первом случае ее называют экспериментальной, во втором – теоретической тяговой характеристикой.
Более удобно
строить тяговую
характеристику
в четырех квадрантах
координатной
плоскости. Для
этого на листе
миллиметровой
бумаги формата
А3 наносят систему
координат,
предусмотрев
первый квадрант
несколько
больше остальных.
В третьем квадранте
размещают
регуляторную
характеристику
двигателя,
построенную
в функции от
крутящего
момента двигателя.
В четвертом
квадранте по
горизонтали
наносят шкалу
силы тяги на
крюке и из полюса,
смещенного
влево от начала
координат на
величину
,
строят лучевую
диаграмму
касательных
сил тяги
(24)
откладывая на шкале значения сил тяги на крюке
(25)
(26)
(27)
Во втором квадранте по вертикали наносят шкалу скорости и строят лучевую диаграмму теоретических скоростей
(28)
В первом квадранте по вертикали наносят шкалу буксования и строят кривую буксования, используя приближенные зависимости. Для гусеничных тягачей
(29)
Затем в первом
квадранте
строят кривые
действительных
скоростей,
используя для
расчетов
соответствующие
значения
из кривой буксования
(30)
Далее строят в первом квадранте кривые тяговой мощности для всех передач
(31)
Показатели, полученные при расчете курсовой работы
Таблица 4
Тип ходового оборудования |
Тип рабочего оборудования |
Марка тягача |
т |
т |
т |
м |
|
|
Гусеничное | Бульдозерное | Т-180 | 30.125 | 24.1 | 6.025 | 0.23 | 0.94 | 0.95 |
Таблица 4
Тип камеры сгорания |
|
|
|
кВт |
|
|
|
|
|
|
Неразде- ленная камера сгорания |
1050 | 2100 | 2275 | 264,8 | 0,08 | 0,7 | 1,05 | 1,16 | 0,18 | 238 |
Таблица 4
Число передач |
Число рабочих передач |
Число транс- портных передач |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | 5 | 2 | 38,09 | 1,058 | 29,87 | 23,43 | 18,38 | 14,42 | 8,53 | 5,05 |
Таблица 4
|
|
|
|
|
|
|
1,3 | 1 | 0,13 | 0,9 | 0,93 | 4 | 12.6 |
Заключение
На сегодняшний день развитие двигателей дорожных машин направлено на обеспечение роста производительности машины, на которой этот двигатель установлен; сокращение энергозатрат на их выполнение; уменьшение затрат труда на изготовление, техническое обслуживание и ремонт двигателя, снижение расхода металла, эксплуатационных материалов; облегчение условий труда персонала и управления двигателем; улучшение экологических характеристик. Достижение более совершенных показателей возможно на основе применения прогрессивных конструктивных схем, рабочих процессов, конструкций систем узлов и деталей.
Список литературы
Двигатели внутреннего сгорания и базовые тягачи: Метод. указ. – Чита: ЧитГТУ, 1998. – 31с.
Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. для вузов по спец. «Строительные и дорожные машины и оборудование»/ Хачиян А.С., Морозов К.А., Луканин В.Н. и др.; Под ред. В.Н. Луканина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. – 311 с., ил.