Рефетека.ру / Таможенная система

Курсовая работа: Фискальные и протекционистские таможенные пошлины, их роль в регулировании ввоза товаров в страну

Оглавление

Введение

1. Сущность, назначение таможенных пошлин

2. Реализация функций таможенных пошлин

3. Повышение роли таможенных пошлин в регулирование ввоза товаров в РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Таможенная политика является частью внешнеэкономической политики государства и представляет собой систему мер, правил и процедур, регулирующих перемещение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов в интересах защиты и развития национальной экономики.

Внешнеэкономическая политика государства всегда направлена на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке, и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

В системе государственного регулирования ВЭД особое место занимают таможенные пошлины. Таможенные пошлины - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В настоящее время роль таможенной пошлины в регулировании импорта товаров велика, так как при реализации своих функций таможенная пошлина регулирует потоки иностранной продукции на отечественный рынок. Это выражается в установлении на импортные товары протекционистских и фискальных ставок таможенной пошлины.

Учитывая значение таможенной пошлины во внешней торговле для любой страны, представляется актуальным анализ действующих таможенных пошлин Российской Федерации а также определение их влияния на импорт товаров.

Целью данной работы является: изучить фискальные и протекционистские таможенные пошлины, и их роль в регулирование ввоза товаров в страну.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.            Понять сущность таможенного тарифа и его влияние на ввоз товаров в РФ;

2.            Определить влияние таможенных пошлин на конкурентоспособность ввозимых товаров;

3.            Рассмотреть роль таможенного тарифа в защите отечественных производителей;

4.            Изучить величину платежей перечисляемых в федеральный бюджет ФТС РФ;

5.            Выявление путей повышения влияния таможенных пошлин в регулировании ввоза товаров в РФ.


1. Сущность, назначение таможенных пошлин

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.

Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Механизм таможенно-тарифного регулирования:

-                     обоснование и определение уровня таможенных пошлин;

-                     оценку социально-экономических последствий изменения таможенных режимов;

-                     формирование таможенного тарифа;

-                     применение таможенных режимов;

-                     определение страны происхождения товаров;

-                     определение таможенной стоимости;

-                     применение особых видов таможенных пошлин.

Функции таможенного тарифа:

-фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

-защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

-стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которые не производятся, или производятся в количестве, недостаточном для удовлетворения потребности граждан.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.      В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза/вывоза.[8]

Принципы построения таможенного тарифа:

1. принцип эскалации (повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической переработки товаров):

a) сырье (0 – 5%);

b) полуфабрикаты (5 – 10%);

c) готовые (свыше 10%).

2. эффективного тарифа – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.

Основные цели таможенного тарифа РФ:

·     рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

·     поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

·     создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

·     защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

·     обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику; [10]

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот (тарифных преференций).

 Экономическая суть таможенной пошлины состоит в том, что она представляет собой разницу между мировой и национальной стоимости. Из определения следует, что пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, то есть, при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в них этой разницы.[7]

Таможенная пошлина взимается по единым ставкам, утвержденным федеральными нормативно – правовыми актами, является обязательным условием перемещения товара через таможенную границу, а обязанность по их взиманию возложена на таможенные органы РФ.

Таможенная пошлина не носит компенсационного характера, не предназначена для покрытия расходов таможенных органов, а также для финансирования деятельности таможенного ведомства. Ее основная функция – регулирующая, что не исключает фискального предназначения данного платежа. Проблема снижения высоких ставок таможенных пошлин актуальна в наше время. Руководствуясь фискальными интересами, государство, к сожалению, мало заботится об истинном предназначении данного платежа как регулятора отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Наиболее существенные признаки таможенной пошлины:

1.     это обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий конституционного права на свободу предпринимательской деятельности;

2.     таможенная пошлина опосредована перемещением товаров через таможенную границу и является средством для достижения такой цели;

3.     это возмездный платеж, так как фактически является платой за предоставление возможности перемещать товар через таможенную границу;

4.     не обладает признаком регулярности, так как обязанность по ее уплате возникает лишь с необходимостью вступления субъекта в таможенные правоотношения;

5.     право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;

6.     уплата обеспечивается принудительной силой государства

Экономическая роль таможенной пошлины состоит:

-  таможенная пошлина создает стоимостной барьер повышения цен ввозного товара;

-  таможенные пошлины могут стимулировать развитие отдельных отраслей государства, экономики.

Принципы формирования пошлин:

-  принцип научной обоснованности;

-  учет приоритетов развития и поддержка национального производителя;

-  принцип эскалации – повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической обработки товаров;

-  поддержание равно выгодной среды отечественных и иностранных товаров на рынке, приоритетов для национальной экономики;

-  введение новых ставок таможенных пошлин.[7]

Говоря об импортных пошлинах, следует иметь в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся - при высоких национальных издержках - таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки. В РФ, в условиях экономической нестабильности, в последние годы внутренние цены росли, в то время как мировые цены оставались стабильными либо снижались. В этих условиях не было предпосылок для снижения импортных пошлин, напротив, их повышение вполне оправдано состоянием отечественного производства. У нас сейчас довольно высокие ставки импортных пошлин, хотя по многим товаров они недостаточны для защиты национальных производителей.

Защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма основывается на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности.

В последнее время аргументация необходимости помощи молодым отраслям несколько изменилась. Неожиданно столкнувшись с усилением иностранной конкуренции, представители промышленности получили возможность утверждать, что она нуждается в защите для получения времени для модернизации и для повышения конкурентоспособности продукции. Однако проблема заключается в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства для модернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этих изменений. Вместо ожидаемого повышения эффективности функционирования отрасли протекционизм может вызвать ее дальнейшее снижение.

Более того, такого рода методы могут стать сигналом для других отраслей, что они также вправе рассчитывать на аналогичную защиту в случае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта.

Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов, захвата монопольного положения на рынке и последующего цен. Во-вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации - назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросе избыточной продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве.

Подводя итог сказанному, отметим, что основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является таможенная пошлина. Будучи обязательным платежом, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенная пошлина имеет налоговый характер, что отличает ее от таможенных сборов и других видов обязательных платежей во внешнеторговой практике - антидемпинговых, компенсационных, специальных и иных защитных пошлин.

Таможенная пошлина представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифного регулирования, основными элементами которого являются:

- ставка таможенной пошлины;

- товарная номенклатура;

- порядок установления страны происхождения товара;

- порядок определения таможенной стоимости;

- зависимость величины ставки от торгово-политического режима, применяемого Российской Федерацией к стране происхождения товара.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

2. Реализация функций таможенных пошлин

На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков товаров аналогичных производимым в России. Многие их них по техническим и ценовым параметрам превосходят отечественных производителей. Этим и объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции. Российские производители не могут достойно конкурировать с иностранными аналогами, а, следовательно, они должны быть защищены государством по средствам таможенного тарифа, а именно - таможенных пошлин, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на отечественный рынок.

Объем импорта товаров в 2009г. составил, по данным ФТС России, 167,371 млрд. долларов США против 267,100 млрд. долларов США в 2008 году (снижение на 37,3%)

Рис. 1. Доля импортных товаров на Российском рынке, %.

Как видно из рисунка 1 рост импорта в 2008г. наблюдается по всем направлениям - от пищевых продуктов до продукции машиностроения. По оценкам, в 2008 году доля импортных продуктов питания в России составляла более 40 процентов, а для двух столиц - более 70 процентов. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность: доля импорта не должна превышать 20 процентов на внутреннем рынке. В среднем доля импорта во внутреннем потреблении превысила половину. Импорт подрывает основы и многих других отраслей. Так, эксперты предрекают "закат отечественного производства" многих видов медицинского оборудования. Если в 1999 году доля отечественной продукции на нашем фармацевтическом рынке составляла 46 процентов, то сегодня она сократилась почти вдвое.

Доля импортной текстильной продукции на российском внутреннем рынке составляет 75% от общего объема рынка, что способствует вытеснению продукции отечественной текстильной и швейной промышленности дешевой импортной. Доля зарубежных поставщиков возросла по продукции пищевой промышленности с 37 до 40%, деревообрабатывающей – с 26 до 28, металлургической упала – с 34 до 22%, а по продукции химической промышленности – осталась на прежнем уровне (66%). Несколько выросла доля импорта на рынках товаров легкой промышленности – с 57 до 61%, и существенно, с 36 до 52%, – на рынках машин и оборудования. Отечественное производство обеспечило 75% прироста объемов рынка продовольствия, 74 – продукции лесопереработки и 80% – металлопродукции. Импорт закрыл 63% прироста потребностей в продукции легкой промышленности, 67 – химической и 55% – машиностроения. Ситуация на внутрироссийском рынке спортивных товаров характеризуется обострением конкуренции, усилением позиций крупных международных компаний (доля импортных изделий на рынке составляет 40-65%), развитием региональных рынков, Доля цветов российского производства составляет чуть более 8% от общего объема продаж, остальная часть приходится на импорт. В 2009 г. видна тенденция к снижению доли импортной продукции по отношению к отечественной, но она все равно остается высокой, это угрожает экономической безопасности России. (рис. 1)

Так как, доля импортной продукции не должна превышать 20 %. У нас же она остается в среднем на уровне 40 % , по некоторым отраслям (продовольственные товары и древесина) они колеблются в районе 20 %, но, например, по продукции химической промышленности и текстиля они крайне высокие 66% и 71 %. Для страны, располагающей значительными производственными мощностями в легкой, химической и электротехнической промышленности, подобный высокий уровень зависимости от импорта непродовольственных потребительских товаров не может быть признан нормальным. Уменьшить зависимость от импорта, удержать его в разумных пределах можно различными способами: либо с помощью протекционистских мер, либо - импортозамещения.

Таким образом, необходима защита отечественных производителей со стороны государства, в том числе и при помощи таможенных органов. Так как сегодня большое количество импортной продукции не дает отечественному производителю развиваться.

Таблица 1

Соотношения адвалорных, специфических и комбинированных ставок таможенного тарифа РФ 2008, 2009 годах.

Похожие работы:

  1. • Таможенные и другие виды государственных пошлин
  2. • Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими ...
  3. • История развития российского таможенного тарифа
  4. • Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины
  5. • Налогообложение импортных операций
  6. • Таможенные пошлины
  7. • Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в рамках ...
  8. • Государственное управление таможенным делом
  9. • Подтверждение страны происхождения товаров, ввозимых на ...
  10. • Таможенные тарифы и платежи
  11. • Виды пошлин
  12. • Гаранты уплаты таможенных платежей
  13. • Правовое регулирование перемещения товаров через ...
  14. • Специфика таможенной политики Российской Федерации
  15. •  ... хозяйственной деятельности. Таможенная пошлина
  16. • Специальные таможенные режимы
  17. • Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе
  18. • Взимание таможенных пошлин
  19. • Государственное регулирование внешнеторговой ...