Рефетека.ру / Таможенная система

Реферат: Таможенные процедуры в отношении транспортных средств международной перевозки

Таможенные процедуры в отношении ТСМП


Отдельные таможенные процедуры в отношении ТСМП – достаточно новая совокупность норм таможенного законодательства, появившаяся только 01.07.2007 со вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь. Как уже было сказано выше, появление особого порядка таможенного оформления данной категории товаров связано с частотой их перемещения и, следовательно, с необходимостью упрощения их таможенного оформления.

Итак, остановимся подробнее на каждой процедуре.

Таможенная процедура ввоза ТСМП – таможенная процедура, определяющая специальный порядок использования транспортных средств международной перевозки на таможенной территории в течение определенного срока и допускающая последующий вывоз таких транспортных средств с таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин (п. 1 ст. 133 ТК).

Помещать ТСМП под данную процедуру могут как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Согласно п. 2 ст. 133 ТК под данную процедуру помещаются только транспортные средства, зарегистрированные на территории иностранных государств.

При этом ТСМП при помещении под такую таможенную процедуру сохраняют свой статус иностранных товаров, и в отношении них не возникает налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Помещаются ТСМП под указанную процедуру в пункте ввоза максимальным сроком на 30 календарных дней со дня выдачи разрешения на ввоз ТСМП. По окончании этого срока в отношении ТСМП необходимо завершить процедуру ввоза.

Порядок выдачи разрешений на ввоз (вывоз) ТСМП, а также порядок осуществления таможенных операций при завершении процедур ввоза (вывоза) ТСМП определен постановлением ГТК от 30.06.2007 №73 (далее – постановление №73).

Приведем ключевые моменты данного порядка.

Для использования товаров в соответствии с процедурой ввоза (вывоза) ТСМП необходимо получить разрешение таможенных органов.

При ввозе ТСМП таким разрешением являются следующие документы в зависимости от вида транспорта:

1. автомобильный транспорт:

1.1. удостоверение ввоза транспортного средства (далее – УВТС), форма которого определена приложением к постановлению №73;

1.2. книжка МДП, оформленная в установленном порядке и содержащая отметку таможенного органа о выдаче разрешения на ввоз ТСМП, в отношении автомобильных ТСМП грузов, регистрационные номера которых указаны в книжке МДП и перемещающих товары по процедуре МДП;

2. воздушный транспорт – генеральная декларация;

3. железнодорожный транспорт:

3.1. реестр железнодорожных ТСМП пассажиров в произвольной форме;

3.2. передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав в отношении железнодорожных ТСМП грузов при представлении перевозчиком информации в электронном виде в объеме указанной передаточной ведомости.

Перечисленные документы (подп. 1.2, 2, 3.1, 3.2) представляются в таможенный орган перевозчиком и становятся разрешением на ввоз ТСМП только после проставления на них отметки таможенных органов «Ввоз ТС разрешен» с указанием даты выдачи такого разрешения, заверенной личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа.

УВТС же заполняется и выдается непосредственно должностным лицом таможенного органа на основании представленных перевозчиком документов. Также необходимо отметить, что в соответствии ч. 2 п. 2 Инструкции о порядке заполнения удостоверения ввоза транспортного средства международной перевозки, утвержденной постановлением №73 (далее – Инструкция №73), в пунктах ввоза оформляется одно УВТС на состав ТСМП. Однако по желанию перевозчика возможно оформление УВТС на каждую единицу транспортного средства, входящего в состав автопоезда. Оформление одного УВТС на состав транспортных средств позволяет существенно сократить время таможенного оформления в пункте ввоза. Важно то, что ранее (до вступления в силу постановления ГТК от 19.11.2008 №98 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 июня 2007 г. №73») при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь ТСМП без товара было предусмотрено обязательное оформление УВТС на каждую единицу транспортного средства, входящего в состав данного автопоезда. Однако теперь такого разграничения на ТСМП с товаром и без него нет и УВТС оформляется на весь состав транспортных средств в любом случае, исключая, как уже было сказано выше, ситуации, когда непосредственно перевозчик просит оформить УВТС на каждое транспортное средство.

После заполнения УВТС должностным лицом таможенного органа лицо, его получившее, в соответствии с подп. 3.8 п. 3 Инструкции №73 должно ознакомиться с УВТС, на обоих его экземплярах расписаться в получении и проставить свою фамилию и инициалы.

п. 3 постановления №73 также предусмотрено, что в случае отказа таможенным органом в выдаче разрешения на ввоз ТСМП, по желанию перевозчика, ему может быть представлено письменное подтверждение отказа с указанием причин такого отказа. Данное письменное подтверждение составляется должностным лицом таможенного органа в произвольной форме.

При завершении процедуры ввоза ТСМП согласно абз. 2 подп. 4.2 п. 4 постановления №73 выданное разрешение на ввоз ТСМП изымается у перевозчика в пункте вывоза, за исключением случаев, когда такое разрешение имеет форму книжки МДП. При этом если на ТСМП перевозились товары, то для завершения процедуры ввоза ТСМП проверяется наступление обстоятельств, допускающих снятие товаров с таможенного контроля. Названные обстоятельства согласно абз. 3 подп. 4.2 п. 4 постановления №73 подтверждаются представлением одного из следующих документов:

1) свидетельства о завершении таможенной процедуры таможенного транзита;

2) акта об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита;

3) книжки МДП с заполненным в таможне назначения корешком №2 (зеленого цвета) книжки МДП;

4) иных документов.

Формы и порядок выдачи свидетельства о завершении таможенной процедуры таможенного транзита и акта об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита, определены постановлением ГТК от 29.06.2007 №70.

Постановление №73 также определяет порядок выдачи дубликатов УВТС. Необходимость получения дубликата может возникать, например, при отцепке транспортного средства, входящего в состав транспортных средств, на который оформлено одно УВТС (в случае замены транспортных средств или при иных обстоятельствах). Таким образом, требуется документально подтвердить законность нахождения на таможенной территории Республики Беларусь каждого транспортного средства, что и осуществляется путем представления дубликата УВТС.

Пункт 7 постановления №73 четко определяет случаи, в которых может быть выдан дубликат УВТС:

1. при выдаче разрешения на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с ТТ, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, когда одно разрешение на ввоз ТСМП ранее было оформлено на состав транспортных средств. При этом дубликаты разрешений на ввоз ТСМП оформляются в отношении ТСМП, которые далее не участвуют в перевозке товаров в соответствии с ТТ;

2. при обращении перевозчика в случаях:

2.1. изъятия в установленных законодательством случаях книжки МДП таможенными органами, ее утраты либо возврата использованной книжки МДП ее держателем в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», когда разрешение на ввоз ТСМП имеет форму книжки МДП;

2.2. отцепки ТСМП из состава порожних транспортных средств, когда одно разрешение на ввоз ТСМП было оформлено на состав транспортных средств;

2.3. утраты УВТС.

Важный нюанс, содержащийся в п. 6 Инструкции №73: дубликат разрешения на ввоз ТСМП в любом случае будет иметь форму УВТС, даже если само разрешение имело форму книжки МДП. При этом:

1) дубликат разрешения имеет форму копии УВТС, когда разрешение на ввоз транспортного средства международной перевозки имеет форму УВТС. При этом в строке «Примечание 1» копии УВТС вносится запись: «Дубликат», а в строке «Примечание 1» оригинала УВТС вносится запись: «Выданы дубликаты:», далее указываются номера ТСМП, в отношении которых выданы дубликаты разрешений. Должностное лицо таможенного органа, оформившее дубликат разрешения, заверяет своей подписью и личной номерной печатью записи, произведенные в дубликате и оригинале УВТС;

2) дубликат разрешения имеет форму УВТС и оформляется в соответствии с Инструкцией №73 на оставшийся срок действия процедуры ввоза ТСМП в случаях, когда разрешение на ввоз ТСМП не имело форму УВТС. При этом в строке «Примечание 1» УВТС вносится запись: «Дубликат». В случаях, когда разрешение на ввоз ТСМП имело форму книжки МДП, в данной строке указывается номер книжки МДП.

Также постановлением №73 урегулированы случаи, когда у перевозчика может отсутствовать УВТС. Например, такая ситуация может возникнуть в связи с отсутствием таможенного контроля на белорусско-российской границе и, следовательно, в связи с невозможностью получения УВТС при ее пересечении.

В подобных случаях согласно п. 7 Инструкции №73 УВТС может быть оформлен во внутренних (ведомственных) пунктах таможенного оформления (далее – ВПТО). При этом решение об оформлении УВТС в таких ситуациях принимается после проведения проверочных мероприятий по установлению даты ввоза ТСМП на таможенную территорию Республики Беларусь.

Еще один нюанс порядка выдачи разрешений на ввоз (вывоз) ТСМП: сведения о самих ТСМП и перевозчике, которые перечислены в подп. 3.1 и 3.2 п. 3 Инструкции №73, могут быть представлены перевозчиком в электронном виде в целях ускорения таможенного оформления (п. 8 Инструкции №73), что немаловажно для ускорения прохождения таможенной границы при перевозке товаров.

Необходимо отметить, что ст. 135 ТК регламентировано, какие действия могут производиться в отношении ТСМП, помещенных под процедуру их ввоза: обычные операции по ремонту или техническому обслуживанию, которые потребовались во время нахождения ТСМП на таможенной территории Республики Беларусь.

В то же время п. 2 ст. 135 ТК устанавливает два ограничения в отношении использования ТСМП на таможенной территории Республики Беларусь:

1) ТСМП, помещенные под процедуру ввоза ТСМП, не могут использоваться во внутриреспубликанских перевозках грузов, багажа и (или) пассажиров;

2) не могут передаваться на таможенной территории иным лицам (за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи иному перевозчику в целях вывоза ТСМП с таможенной территории).

Завершается процедура ввоза ТСМП согласно ст. 136 ТК одним из следующих действий:

    • – выдачей разрешения на убытие товаров с таможенной территории (см. главу 8 ТК);

    • – помещением ТСМП под таможенный режим или процедуру;

    • – снятием с таможенного контроля.

Под обстоятельствами, допускающими снятие товаров (в том числе ТСМП) с таможенного контроля, ст. 278 ТК подразумевает:

1) помещение под таможенный режим свободного обращения, за исключением товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием налоговых льгот, а также под таможенные режимы реимпорта, отказа в пользу государства либо их уничтожением в соответствии с таможенным режимом уничтожения с соблюдением требований и условий, установленных ТК и (или) иными актами таможенного законодательства;

2) конфискацию или обращение в государственную собственность в соответствии с законодательством;

3) фактический вывоз с таможенной территории;

4) обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в счет исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей;

5) утрату вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения на таможенной территории либо за ее пределами;

6) наступление иных обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля, в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

Таможенная процедура вывоза ТСМП – таможенная процедура, допускающая вывоз ТСМП с таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин и определяющая специальный порядок их использования за пределами таможенной территории (п. 1 ст. 138 ТК).

Помещать ТСМП под процедуру вывоза могут как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь, а в соответствии с п. 2 ст. 138 ТК помещаться могут только транспортные средства, зарегистрированные на территории Республики Беларусь.

Кроме того, ТК определяет цели вывоза ТСМП за пределы таможенной территории Республики Беларусь:

1) завершение международной перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров за пределами таможенной территории;

2) начало международной перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров за пределами таможенной территории.

При этом ТСМП согласно п. 3 ст. 138 ТК при помещении под такую таможенную процедуру сохраняют свой статус либо отечественных, либо иностранных товаров в соответствии с тем, каким был этот статус до начала данной процедуры, и в их отношении не возникает налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов.

Порядок выдачи разрешений на вывоз ТСМП установлен также постановлением №73. В отличие от процедуры ввоза ТСМП данный порядок проще. В силу п. 8 постановления №73 таможенное разрешение на вывоз ТСМП выдается путем регистрации сведений о них в пунктах вывоза в журнале регистрации разрешений на убытие товаров с таможенной территории в порядке, установленном постановлением №67.

В отношении вывезенных ТСМП согласно п. 1 ст. 140 ТК могут совершаться следующие операции:

1) ремонт, техническое обслуживание и другие подобные операции, необходимые для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день помещения под таможенную процедуру вывоза;

2) капитальный ремонт, осуществляемый для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории.

Иные операции, а также распоряжение вывезенными ТСМП, включая отчуждение их путем совершения гражданско-правовых сделок, допускаются только при условии завершения таможенной процедуры вывоза ТСМП одним из способов, указанных ниже (п. 2 и 3).

Итак, завершается процедура вывоза ТСМП одним из следующих способов:

1) ввозом на таможенную территорию Республики Беларусь;

2) помещением находящихся за пределами таможенной территории ТСМП, являющихся отечественными товарами, под таможенные режимы экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории;

3) помещением находящихся за пределами таможенной территории ТСМП, являющихся иностранными товарами, под таможенный режим реэкспорта (п. 1 ст. 141 ТК).

Согласно п. 9 постановления №73 завершение таможенной процедуры ТСМП при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь производится должностными лицами таможенных органов путем регистрации сведений о них в журнале регистрации ввоза ТСМП в порядке, установленном постановлением №67.


Список использованных источников


  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) Минск «Беларусь» 2004 г.

  2. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. №204-З. Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, №17, рег. №2/1301 от 11.01.2007)

  3. Бекяшев К.Е., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. – М.: «Проспект», 2000. – 240 с.

  4. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004 г.

  5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М: БЕК, 2001.

  6. Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ООО «Проспект-М», 1999. – 635 с.

  7. Международное публичное право / Сост. Ю.П. Бровка – Мн.: БГУ, 2003. – 99 с.

  8. Международное публичное право. Общая часть / Сост. А.К. Соловьев – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. – 192 с.

  9. Общая теория права: Учеб. пособие для юрид. Вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000 г.

  10. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып. 1: Развитие таможенного дела в России / Науч. Ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001.

  11. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА, 2002.

Похожие работы:

  1. • Оценка соответствия систем менеджмента качества (СМК)
  2. • Таможенные процедуры в отношении припасов
  3. • Таможенный контроль товаров и транспортных ...
  4. • Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными ...
  5. • Транспортный налог
  6. • Таможенный контроль
  7. • Основные этапы принятия решения и осуществления таможенного ...
  8. • Нормативное регулирование перемещения через таможенную ...
  9. • Таможенное оформление товаров и транспортных средств
  10. • Основные таможенные правонарушения
  11. • Транспортный налог
  12. • Международные автомобильные перевозки
  13. • Гаранты уплаты таможенных платежей
  14. • Дифференцированный подход законодательства к перевозке ...
  15. • Таможенная процедура таможенного транзита
  16. • Транспортное обслуживание международных экономических связей
  17. • Транспортный налог на примере Москвы
  18. • Применение пломб в таможенном деле
  19. • Формы и порядок проведения таможенного контроля
Рефетека ру refoteka@gmail.com