Реферат на тему
Методы архитектурного проектирования
(за Б.Г. Бархиным)
План
1. Понятие метода и методики проектирования
2. Комплексный метод проектирования
3. Проектирование объекта как системы. Метод структурного анализа
5. Взаимодействие внешнего и внутреннего
1. Понятие метода и методики проектирования
Методология как понятие в целом помечает учение о структурах, логической организации, методах и средствах деятельности (в том числе - архитектурной). В рамках общей методологии выделяют методологию науки, учения о принципах построения, формы и способах научного познания.
Метод (греческ. - путь исследования, теория, учение) - это способ решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В философии - это способ построения и обоснования системы философского знания.
Методика - это последовательность выполнения определенных действий для решения поставленного задания в рамках определенного метода.
Методология архитектуры (по определению Ю. Евреенова) - это во-первых, отрасль научного знания, которая изучает средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически превращающей архитектурной деятельности.
Во-вторых, к методологии архитектуры относят совокупность средств, приемов, принципов и подходов, которые используются в разных видах архитектурной деятельности.
Метод архитектурного проектирования, которым пользуется архитектор-практик, в целом определяют как творческий метод архитектора. Этот метод заключается в творческом комплексном подходе к решению вопросов проектирования. Эти вопросы охватывают спектр заданий от создания образа-идеи к координации архитектурной разработки с представителями смежных профессий и реализации в строительстве.
В условиях современного роста знаний и требований к архитектурной деятельности особенной актуальности приобрели информационные методы - комплексный, проблемный, экспериментально лабораторный, оптимальный и ряд отдельных методов.
Комплексный метод проектирования, которое охватывает всю сложность архитектурного механизма, применяется как в учебном процессе, так и в проектной архитектурной практике. В процессе комплексного проектирования студент должен овладеть (а практик свободно пользоваться):
методом анализа - типологического, функционального, экономического, визуального и методом синтеза - приемами компоновки целостной системы архитектурного объекта и средствами гармонизации объекта проектирования (дому, комплексу или району города) с окружающей средой.
2. Комплексный метод проектирования
Комплексный метод функционального, конструктивного и художественного проектирования - это универсальный метод, который совмещает науку и практику. Он позволяет органически соединить все виды деятельности, которые влияют на получение конечного продукта - архитектурного проекта, и, в остальной решт, объекта проектирования - пространственной среды жизнедеятельности человека.
Учитывая дифференциацию отдельных областей науки и техники, метод комплексного проектирования осуществляет интеграцию, тесную связь отдельных технических и научных знаний, отбивает решающие тенденции развития архитектуры, техники и науки, новых материалов и конструкций, философии и идеологии.
Принцип комплексного проектирования рассматривается в двух аспектах: во-первых, как теоретическая основа творческого метода архитектора, который допускает одновременную разработку градостроительных, функционально планировочных, конструктивных, экономических и архитектурно художественных вопросов в их тесной взаимосвязи и, во-вторых, как практическая основа проектирования, которое разрешает проблему соединения архитектурного проектирования с научно-техническим комплексом знаний.
Комплексное проектирование предусматривает:
а) творческое применение познаний о человеке, природе и обществе в их глубоком взаимопроникновении;
б) соединение теории и типологии архитектуры с проектированием;
в) взаимосвязь с архитектурным проектированием деятельности из конструирования, строительной физики, геодезии, размещения инженерных сетей, планирования и экономики проектирования и строительства;
г) использования данные из социологии, климатологии, гигиены, психофизиологии и урбоекологии.
Комплексное проектирование как информационный метод
Процесс комплексного проектирования рассматривается как система, которая регулирует свою деятельность на основе обмена информацией между представителями разных специальностей и архитекторами. Информационный метод в этой деятельности применяет систему прямых и обратных связей.
Прямые связки имеют в виду связь архитектор - представитель смежной специальности (архитектурное решение - его инженерная разработка).
Обратные связки (конструктивные, технологические, экономические возможности и условия - архитектурное решение) корегують архитектурный замысел в направлении его наибольшей оптимизации, делают архитектурное решение более органическим, таким, которое соотносится с существующими технологиями строительного производства, экономическими условиями и тому подобное. Комплексное проектирование через этот метод разрешает проблему достижения взаимопонимания между его участниками, делает для участника информацию такой, которая имеет определенное целеустремленное содержание.
3. Проектирование объекта как системы. Метод структурного анализа
Слово система в переводе из греческого языка помечает соединение, или целое, составленное из частей. Система - это множество элементов, которые находятся между собой в связках и отношениях, которые образуют целостность. Под системой понимается связанное целое, образованное взаимозависимостью и согласованностью составляющих его частей и элементов, то есть структурой.
Структура выступает как характеристика системы. Структура - это совокупность стойких связей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при разных внешних влияниях. (Подробнее об этом идет речь в дисциплине „Теория систем и архитектура", которая изучается на 5 курсе)
Применяемый в науке метод структурного анализа позволяет рассматривать любой объект как систему, которая имеет совокупность общих свойств, выраженных в структуре, которая характеризует эту систему. Подход к архитектурному объекту, как к системе, позволяет оценить механизм взаимодействия компонентов в конкретной системе, значение отдельных требований, которые обусловливают решение в связи с пониманием целого, и гарантирует разносторонность и полноту рассмотрения объекта во взаимодействии с окружающей средой (схема 7).
При формировании архитектурного произведения взаимодействует множество сил - постоянных и переменных факторов, роль которых не однозначна: градостроительные, климатические, функционально планировочные, конструктивно технические условия и архитектурно художественные, экономические и эксплуатационные требования.
Комплексный метод предусматривает проведение структурного анализа системы на каждом этапе ее разработки. Архитектор, работая над проектом, анализирует важнейшие факторы, рассматривает их в тех отношениях, которыми они связаны между собой, и их взаимодействие в конкретном объекте раскрывает противоречивость требований, синтезирует их и подчиняет построение руководящей идее.
Конечная цель процесса - создание целостной композиции проектируемого объекта.
Качественная определенность проекта, его композиция раскрывается в данной форме организации содержания, в соотношении объекта и внешней среды, в общих закономерностях построения объекта, которые выражают взаимосвязи и единство всех формотворних факторов.
Все это является основой для выработки методических позиций проектирования. К этим позициям относятся:
единство содержания и формы объекта проектирования (дома, города и т.д.);
взаимодействие внешнего и внутреннего;
функциональная целесообразность;
роль конструктивного замысла;
фактор экономики;
композиция как целостность;
художественные средства и закономерности;
соразмерность;
архитектурный образ.
4. Содержание и форма объекта
Методикой проектирования ставится задание раскрыть содержание объекта как совокупность назначения здания и неразрывно связанных с ним идейно образных требований.
Новое содержание объектов проектирования отбивает конкретные социальные, культурные и эстетичные потребности общества, обусловливает возникновение новой формы, которая влияет на содержание и содействует его развитию.
Соотношение формы и содержания в композиции архитектурного объекта выступает в единстве структуры и функции. Функция организует структуру, структура - определяет функцию.
Внутреннее построение обнаруживает своеобразие данного типа сооружения, его специфические особенности. Организация объемно пространственной структуры является качественным критерием внутреннего построения объекта.
Связки, которые формируют структуру в архитектурном объекте, могут быть функциональными, зависимыми от конкретной деятельности и выражаться как коммуникации (пешеходные, транспортные). Композиционные связки, как правило, будут визуальными. Они выражаются как непосредственный зрительный контакт или как последовательность визуальных кадров, которые формируют пространственно-временную цепь впечатлений от объекта, который потом складывается в единственный синтезирующий художественный образ.
Внешняя форма объекта выражает внутреннее построение и создается во взаимосвязи с другими объектами пространственной среды, в которых объект розміщається.
Специфическое ориентирование объекта к окружающему пространству выступает как качественное своеобразие его построения.
5. Взаимодействие внешнего и внутреннего
Стоит иметь в виду, что внутреннее построение непосредственная связана с внешней структурой и является ее функцией, как в функциональном, так и в композиционном аспектах.
Проектирование объекта как системы дает понимание связи объекта с внешней средой. Градостроительный подход определяет каждый архитектурный объект как систему, которая входит в состав другой, более сложной пространственной системы; относительно нее первая система выступает как компонент. Да, жилой дом - система относительно его компонентов - секции и квартир, в то же время он один из компонентов пространственной системы - группы домов или ансамбля. Внешняя и внутренняя структура всегда находятся в единстве и взаимопроникновении.
Схема 8
Относительность категории системы и ее компонентов:
1 - квартира; 2-жилищный дом - система относительно квартир и компонент группы домов; 3 - группа домов; 4 - жилищный комплекс; 5 - жилищный район; 6 - город
Выбор взаимосвязей внешнего и внутреннего пространства влияет на архитектурный и конструктивный замысел проекта, на композиционный прием в целом.
Формирование интерьера во взаимодействии с внешней естественной средой повышает комфортные - функциональные и эстетичные качества решения внутреннего пространства. Раскрытие общественных и жилищных домов к окружающей среде служит средством художественно эмоционального и психофизиологического влияния.
Необходимо учитывать последовательность эстетичных впечатлений, которые возникают при движении вне здания и внутри ее. "Совершенство организации внутреннего движения и станет основным биологическим качеством создаваемого нами организма, иначе говоря, степенью связи между осуществленным сооружением и его назначением" [Ле Корбюзье, 110].
Таким образом, предметом архитектурного проектирования становится взаимодействующая система архитектурного объекта и среды.
Функциональная целесообразность
Функциональный метод раскрывает внутренние связки, обусловленные назначением здания, технологическими процессами, которые происходят в данной материальной оболочке. Принцип целесообразности, "пользы" архитектурного произведения раскрывается в стремлении наилучше удовлетворить материальные и духовные потребности общества при умном минимуме расходов. На функциональные требования влияют уровень развития техники и экономики, особенности быта и культуры, климатические и топографические условия. Приступая к проектированию, архитектор определяет обязательные (закономерные) и необязательные (желаемые) функциональные связки. Этой цели служит методика составления функционально оперативных схем для записи информации о состоянии объекта, используя аппарат теории графов [124, стор.11 - 21].
Разработка объемно планировочной структуры, композиции шире функционального решения. Функциональная схема не может использоваться в качестве реальной эстетичной структуры. "Форма определяется функцией, но превосходит ее, поскольку художественное воображение может ее сопровождать без убытка для нее" [Ф. - Л. Райт, 184, стор.245].
Существенно для методики комплексного проектирования введения понятия "поведения" объекта, который определяет взаимодействие компонентов внутри системы во времени. Процессы, которые происходят в объекте, показывают динамику, вместе с тем пространственная структура здания дает им статическое выражение. Преодоление этого противоречия находит свое отображение в идее гибкого пространственного решения как жилищных, так и общественных зданий. "Одного функционирования для искусства недостаточно - вместе с тем... не найдется никого, кто стал бы утверждать, что красивому разрешено плохо функционировать" [Г.Б. Бархин, 62, стор.37].
Роль конструктивного замысла.
Именно формулировка задания архитектуры как создание материальной среды путем искусственного выделения определенной части пространству как материальной оболочки объема показывает необходимость злитості архитектурно пространственного и конструктивного замыслов и ту роль, которая уделяется технике как средству создания архитектурного сооружения.
Комплексный метод допускает одновременную разработку архитектурной и конструктивной структуры здания. Любое усовершенствование конструктивного и технического решения является усовершенствованием архитектурного решения. Всякая работа над организацией пространства является работой над техникой, всякая работа над технической проблемой является работой над решением пространства. Структурное мышление, развитое у архитектора в процессе учебы, позволяет решать подобные задачи синтеза конструктивного и композиционно образного построения объекта.
Выдающийся архитектор Феликс Кандела выразил мнение о том, что современную архитектуру можно создавать как скульптуру, которая воспринимается "изнутри". Инструментом, что позволяет создать эти "скульптуры", служат разные структуры, и архитектор повинен уметь пользоваться этими структурами. Потому в учениках архитектурных школ, по его мнению, необходимо развивать структурное воображение.
Это мнение мастера раскрывает важнейшее задание проектирования, которое заключается в создании целостности архитектурной и конструктивной структуры здания, связи формы и конструкции. Взаимовлияние техники и художественного творчества являет собой сложный противоречивый процесс, который находит свое единство в композиции архитектурного произведения.
Литература
1. Архитектура. Короткий словарь-справочник. /За общей редакцией А.П. Мардера. - К.: Строитель, 1995. - 334 с.
2. Бархин М.Б. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования: уч. - метод. пособие для архит. вузов и факультетов. - М.: Стройиздат, 1969. - 224 с.
4. Пономарев Я. Психика и интуиция. - М.: Политиздат, 1967.
5. Райт Фрэнк Ллойд. Будущее архитектуры. М.: Госстройиздат, 1960.
6. Симонов П. Роль эмоций в приспособительном поведении живых систем. // Вопросы психологии, 1965 № 4.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
8. Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1966.
9. Чепелюк Ю.В. Архитектурная композиция как выражение "целого"-"единого". - К.: НИИТИАГ, 2000. - 30 с.
10. Панова Л.П., Шубович С.О. Методические указания к изучению курса "Архитектура композиция. Композиция-восприятие". Часть 1. - Харьков: ХДАМГ, 2001. - 60 с.
11. Жмурко Ю.В., Панова Л.П. и др. Методические указания к изучению курса "Архитектурная композиция. Композиция-восприятие". Часть 2. - Харьков: ХДАМГ, 2002. - 60 с.