Рефетека.ру / Государство и право

Учебное пособие: Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля

Конспект обзорной лекции по Модулю "Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля"


Тема 1. Общие положения антимонопольного права

1. Виды и сущность монополий. Естественные и государственные монополии

2. Понятие и значение конкуренции. Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом

3. Понятие доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением

4. Группа лиц и аффилированные лица

1. Виды и сущность монополий. Естественные и государственные монополии

В настоящий момент отсутствует легальное определение монополии.

Монополия – исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке (исключительность заключается в том, что он сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара).

Под монополией так же понимают:

- особое поведение господствующего на рынке субъекта

- явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен.

- исключительное право (может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности).

В зависимости от обстоятельств, ведущих к возникновению монополий, выделяют три вида монополий:

1) временная – один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товаров (предприятие, впервые предложившее определенную продукцию);

2) государственная;

3) естественная.

Естественная монополия (ФЗ "О естественных монополиях" 1995 г.) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Под естественными монополиями понимают такие сферы деятельности, в которых наличие более одного хозяйствующего субъекта ведет к потерям эффективности общественного производства.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1.                Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2.                Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3.                Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4.                Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Сферы естественных монополий:

- транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Деятельность естественных монополий подвержена государственному регулированию и контролю. Органы по регулированию и контролю:

·                   Федеральная служба по тарифам (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №332);

·                   Федеральная антимонопольная служба

Закон выделяет два метода гос. регулирования: ценовое регулирование (установление тарифов) и определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

По ценообразованию есть, например, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 27.11.2002 N 84-э/3 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПЛАТЫ УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ", ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 16.10.2002 N 70-э/5

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Субъекты естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в соответствующий реестр. В каждой сфере естественных монополий есть свой реестр (см. ПРИКАЗ ФСТ РФ от 26.08.2004 N 59 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ"; ПРИКАЗ МАП РФ от 15.11.2001 N 1184 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ")

Особенности деятельности естественных монополий заключаются в том, что Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Так же Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Например, Снижение операторами связи тарифов на основные услуги является нарушением антимонопольного законодательства (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 23.12.2004 N А39-916/2004-92/2).

Государственные монополии – это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъект монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а так же компетенцию контролирующего органа (Раздел 1 Программы демонополизации утв. Постановлением Правительства РФ 09.03.1994 № 191).

О режиме гос. монополий упоминается в ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)", ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О ВОЕННО - ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ", ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ", ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ".

Исключительный режим гос. монополии выражается в том, что права на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежит лишь ограниченному кругу субъектов.

Субъектный состав гос. монополий двухуровневый:

1-й уровень – государство в лице компетентных органов, 2-й уровень – предприятия, непосредственно осуществляющие экономическую деятельность в режиме гос. монополии (Как правило это ГУПы).

Например, предусмотрена гос. монополия на экспорт/импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Закона № 164 ФЗ).

Гос. монополия осуществляется с помощью специальных правовых средств:

1) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ (ПРЕДЕЛОВ ГОС. МОНОПОЛИИ);

2) применение в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ разрешений (лицензий);

3) использование особых организационно-правовых форм юридических лиц (субъектов гос. монополии);

4) установление обязанности коммерческих организаций, входящих в субъектный состав гос. монополии, совершать определенные сделки;

5) объявление сделок, нарушающих гос. монополию, ничтожными.

Еще один вид гос. монополии – эмиссия наличных денег, осуществляется ЦБ РФ. Закон о драг. Металлах устанавливает два вида гос. монополий: на пробирование и клеймение гос. пробирным клеймом ювелирных изделий; на регулирование экспорта необработанных алмазов.


2. Понятие и значение конкуренции. Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В экономике конкуренцию понимают как:

1. особую ситуацию на рынке, характеризуемую двумя факторами:

- наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;

- свободой для покупателей и продавцов входить на рынок и покидать его.

2. постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;

3. элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы.

Необходимые для возникновения и существования конкуренции условия:

1) на рынке действуют независимые поставщики достаточного количества товаров;

2) на рынке присутствует достаточное количество независимых покупателей товаров;

3) поставщики и потребители не прибегают к соглашениям, ограничивающим конкуренцию;

4) на рынке существует свободный доступ к сырью, капиталам и другим хозяйственным ресурсам.

Функции конкуренции.

Регулирование. Основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью.

Мотивация. Конкуренция мотивирует хозяйствующих субъектов предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию.

Распределение. Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу тех субъектов, которые используют свои ресурсы наиболее эффективно.

Контроль. Конкуренция ограничивает односторонние действия предпринимателя и предоставляет потребителю возможность выбора.

Недобросовестная конкуренция – действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Такие действия противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить/причиняют убытки другим хозяйствующим субъектам (ХС), либо способны нанести/наносят вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Недобросовестная конкуренция это правонарушение, его объективной стороной является активное поведение на рынке, бездействие не относится к недобросовестной конкуренции. Это одна из форм злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).

Выделяют формы недобросовестной конкуренции (ст. 14 Закона о защите конкуренции):

Первая группа нарушений касается информации о конкуренте и его продукции:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

Вторая группа нарушений – действия, связанные с дезорганизацией производственного процесса конкурента, т.е. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Третья группа нарушений связана с осуществлением экономической деятельности посредством нарушением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации других лиц, а так же посредством регистрации и использования средств индивидуализации, не являющихся объектами исключительных прав, которые какое-то время используются другими лицами.

Достаточно противоречива практика применения п. 2 ст. 10 бывшего Закона о конкуренции (соответственно п. 2 ст. 14 нового закона о защите конкуренции). Есть прецеденты, когда недобросовестной конкуренцией признавалась регистрация одним лицом в качестве товарного знака обозначения, которое использовалось для индивидуализации товаров другим лицом (последнее же не регистрировало такой товарный знак) (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.2006). Признано актом недобросовестной конкуренции регистрация и использование товарного знака, сходного с названием запатентованного товара другого субъекта, если это сделано с целью создания препятствий для распространения на рынке продукции конкурирующей компании (Постановление ФАС МО от 02.12.2005).


3. Понятие доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением

С понятием доминирующего положения тесно связано понятие монополистической деятельности. По Закону о защите конкуренции 2006 г. монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Таким образом, злоупотребление доминирующим положением (ДП) есть частный случай монополистической деятельности.

ДП само по себе правонарушением не является, его существование на рынке объективно и неизбежно.

Доминирующее положение – это такое положение ХС (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Новый закон рассматривает доминирование как для отдельных ХС, так и нескольких ХС в совокупности на определенном рынке.


Похожие работы:

  1. • Государственное регулирование конкуренции и ...
  2. • Характеристика нормативно-правовых актов Российской ...
  3. • Правоотношение как элемент механизма правового ...
  4. • Адиминстративно-правовое регулирование
  5. • Социальная поддержка детей-инвалидов, как объект ...
  6. • Правовое регулирование и его механизм
  7. • Шпаргалка по дисциплине Антимонопольное (конкурентное ...
  8. • Механизм административно-правового регулирования
  9. • О государственной защите прав потребителей на ...
  10. • Правовое регулирование и его механизм
  11. • Административно-правовое регулирование в социально-культурной ...
  12. • Механизм правового регулирования
  13. • Правовое регулирование ценообразования
  14. • Защита прав потребителей
  15. • Антимонопольная политика
  16. • Правовое регулирование
  17. • Административно-правовое регулирование ...
  18. • Антимонопольное регулирование внешнеэкономической ...
  19. • Антимонопольное регулирование экономики региона