ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
«Весна»
Рассолёнки 2009
Проблема
Приближается лето. Все, конечно же, будут показывать, и хвастаться новыми красивыми вещами. Мне тоже хочется выглядеть интересно.
Осознание проблемной области
Сумочка – одна из главных вещей современной девочки. Производители копируют идеи друг друга и в итоге все девочки ходят с одинаковыми сумками. Мне нужна сумочка, непохожая на других.
Выявление конкретной потребности
Летом погода на улице жаркая, солнце светит ослепительными лучами. У каждой девочки есть маленькие мелочи, которые она носит с собой постоянно. Иногда их бывает довольно много. А чтобы они все уместились для них нужно найти подходящее место. Это место – сумочки. Это значит что и мне нужна удобная сумочка.
Определение конкретной задачи и её формулировка
Мне нужна неповторимая, элегантная сумочка. Я решила вышить гладью сумку красного цвета.
Выявление основных параметров и ограничений
1) Время: времени для выполнения изделия у меня достаточно.
2) Материалы: выбирая изделие надо учитывать наличие материалов, я выберу изделие, чтобы оно удовлетворяло данному требованию.
3) Изделие должно быть достаточно сложным, красивым, нужным.
4) Я должна сделать что-то, как итоговую работу за год, т.е. показать все свои умения и знания.
Выявление традиций, историй, тенденций
Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато украшена золотым шитьём. Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Во времена Моисея, искусство вышивки было сильно развито; особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках. Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. При византийских царях искусство вышивки достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и сёдла. При византийских же царях введено было впервые в вышивке употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века н.э.; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелёными и жёлтыми пальмами, которая считается произведением 3 века христианской эры. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году. Между замечательными вышивками Франции особенно известна, хранящаяся в музее, большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. Крестцовые походы способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали вышивке своё свободное время. Установившиеся торговые отношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо Медичи, дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, вышивка наравне с другими достигла высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль интересовался этим искусством.
Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинте. В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. В вышивке появляются растительные орнаменты – ритмическое чередование элементов или группы элементов. Особенно широко орнаменты используются для украшения одежды, белья, скатертей, салфеток и т.п.
В России в старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен полотенца – «убрусы», так же их вешали на окна и божницу. Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8–9 лет крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на «народное искусство» и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. Европеизация дворянского быта повлияла и на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский костюм особенно богато украшали золотом и серебром, драгоценными камнями, изящной белой гладью, бисером, стеклярусом. В дворянском быту вышивка тоже играла огромную роль, ее использовали для оформления интерьера – вышивали ковры, обивки мебели, панно, портьеры, постельные принадлежности. Часто вышивку употребляли для украшения небольших бытовых предметов и дополнений к костюмам – сумочек, накидок, бумажников, письменных и туалетных принадлежностей.
Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу. Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов. Каждая вышивка имеет свое название. Оно произошло от места возникновения вышивки или от техники ее исполнения. Например, в районах Горьковской области шьют «горьковский гипюр», в поселке Крестцы Новгородской области выполняют «крестецкую строчку», в городе Александрове шьют «Александровскую цветную гладь», в Рязани – «рязанскую вышивку», а в поселке Тарусе выполняют вышивку, которая называется «цветная перевить». Название происходит от основного приема выполнения – перевития цветными нитками. Цветная перевить – особый трудоемкий вид шитья по сетке, выполняемый цветными нитями. Вышивка цветной перевитью распространена в Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Тверской областях. В XIX веке, создавая вышивку, еще помнили значение орнамента. Орнамент (читай: язык народной вышивки) – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити. «Писать» в древности означало «украшать» и «изображать». В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль принадлежала цвету. Так, белый цвет воспринимался как символ света и неба, означал «светить», «сиять», «блестеть». Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом (например, красный угол). В старину верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает Солнце. В цветной перевитьи главные цвета красный и белый с дополнениями желтого, зеленого, синего. В настоящее время русская народная вышивка утратила смысловое и обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.
Сегодня в цветной перевитьи используются геометрические, растительные и животные орнаменты. Цветная перевить применяется для отделки скатертей, дорожек, полотенец, наволочек. Встречается в женской одежде. В сочетании с цветной перевитью применяют счетные швы – роспись, набор, гладь, крестик. Они придают вышивке нарядность. Характерная особенность цветной перевитьи состоит в том, что она выполняется по выдернутой сетке. Чаще по мелкой, то есть количество выдернутых нитей меньше количества оставленных. Перед тем, как начинать выдерг ниток из ткани, нужно произвести расчет количества клеток и определить размер клетки. Затем по размеру данного рисунка на ткани намечают границы вышивки. Для этого подрезают по одной нити с 4-х сторон. В зависимости от рисунка получается квадрат или прямоугольник. Еще одна операция – расчет нити материала на размер клетки. Берем по рисунку несколько клеток, измеряем их и наносим этот отрезок на ткань. Считаем нити и делим их на клетки. По образовавшейся линии прошиваем «вперед иголкой», считая захватываемые иглой нити ткани. Например, три нити поднимают на иголку и четыре нити пропускают. Если в одном направлении нити ткани тоньше, чем в другом, то, чтобы получить квадратные клетки, тонких нитей выдергивают на одну-две нитки больше. После того, как сделан расчет клеток, нитки подрезают и выдергивают в двух направлениях, – получается сетка. Для мелкой сетки выдергивают от трех до пяти ниток и оставляют на промежутке на одну-две нитки меньше выдернутых. Клетки около края сетки вытаскивают на одну нитку меньше, так как гладьевой валик оттягивает немного край. Сетка после продержки не обвивается, а сначала заполняется узором цветной или белой нитью. Заполнение не обвитой сетки называется стланью. Выполняется этот сквозной шов приемом штопки по не перевитой сетке путем переплетения толстых ниток, настилаемых по клеткам сетки в вертикальном и горизонтальном направлениях. Отличается от прямой штопки плотной единой фактурой узора. Существует во множестве вариантов. Преобладает белая, одноцветная, плотная и более легкая «сетчатая» стлань без контура. Встречается стлань с контуром белым, красным, красно-коричневым, цветным и дробным многоцветным. В некоторых местах стлань целиком выполняется цветными нитками: желтыми и оранжевыми с многоцветным перевивом сетки шерстяными нитками, иногда с яркими цветными разделками, очень редко с единым красным фоном. После заполнения рисунка стланью оставшаяся сетка густо перевивается цветной ниткой. Сетка обвивается по диагонали. В переходах от одного столбика к другому в местах пересечений нитей ткани делаем стежки, образующие крестик. Необходимо следить, чтобы верхний полукрест лежал в одном направлении. Квадратики пересечения могут быть и открытыми, что характерно для Тверской области. Нитки для обвивки сетки подбираются в соответствии с толщиной материала. Тонкий материал-сетка обвивается тонкими нитками (один-два раза в одну нитку мулине или одну катушечную нитку №80).На толстых тканях сетка делается крупнее и обвивается два-три раза толстой ниткой (две нитки мулине или х/б нитью №40) или шерстяной нитью. Обвивка сетки производится так: рабочая нить обвивает то вертикальный, то горизонтальный столбик и так двигается по диагонали от одного края сетки к другому. Дойдя до края, рабочую нить выкалываем напротив столбика за две нити материала, чтобы крой не осыпался. Двигаясь вверх и вниз, рабочая нитка обовьет всю сетку. Обвив сетки можно производить рядами по вертикали или горизонтали. Такой обвив используется при выполнении Аланецкого и Вологодского шитья. После того, как рисунок и обвив сетки закончен, производится обметка края. Крой цветной перевитьи отделывается гладьевым валиком или петельным швом. Гладьевым валиком обметывается ровный край квадрата или прямоугольника. Чтобы валик был выпуклым и края изделия более прочными, нужно проложить подкладную нить из пяти-шести ниток мулине. Стежки валика прокладываются ровные и очень плотные. Нить обвива прокалывается между нитями материала, затем в нитку материала, потом опять между нитками ткани. Таким образом, она плотно укладывается одна к другой. Обвивка края обязательно производится снизу вверх. Неровный или зубчатый край сетки обвивается петельным швом с использованием подкладочной нити. Нитку вкалывают сверху вниз, а выкалывают в петлю. Ширина гладьевого валика должна быть не более 3 мм, а петельный шов 4…5 мм. При выполнении цветной перевитьи чаще всего ошибки встречаются при расчете ниток продержки. Выдергивают лишние нити, прорезают материал и ошибаются в заполнении рисунка. При обвивке края делают широкий валик или наоборот – очень узкий, и край осыпается. Поэтому при выполнении цветной перевитьи требуется внимательность и аккуратность. Подбирать ткань следует с четким переплетением нитей и крупным рисунком. Город Торжок Тверской области издавна славится вышивками золотными нитями. Эту вышивку и сейчас называют «золотным шитьем». Золотное шитье занимает видное место в прикладном искусстве на Руси. Торжокские мастерицы вышивают золотом и серебром, а также на коже: рукавицы, сапоги, подушки, кошельки, кисеты. Выполняли мастерицы и заказы царского двора на вышивки для коронационных одежд. Золотным шитьем называют вышивку металлической нитью – золотой или серебряной. Вначале это было волоченное золото или серебро – тоненькая металлическая проволочка. Позднее вместо волоченных ниток стали использоваться пряденые нити (металлическая нить, накрученная на шелковую или льняную). Золотное шитье выполняют по настилу. Чаще такой настил составляют нити или картон, реже – берест, вата, бумага или кожа. Делается это для того, чтобы придать шитью рельефность, выпуклость. Швы, применяемые в золотном шитье, очень разнообразны. Например, наиболее типичными для Торжка являются литой или кованый шов, бабий, корзиночка, шов гусем, прикреп, волнистый, шов по веревочке. Кроме этих швов применяются мягкие швы из различных сеток, решеток. Украшается золотное шитье блестками, канителью, битью, бисером. Выполняется золотное шитье обязательно на пяльцах с помощью витейки, на которую накручивается металлическая нить, и шильца для прокалывания настила. Металлическая нить в шитье идет только по лицевой стороне изделия, с изнаночной стороны шитья проходит хлопчатобумажная нить. Близко лежащие параллельные стежки создают гладкую блестящую поверхность. Металлическую нить нужно прикреплять таким образом, чтобы получить красивый орнамент из цветных нитей на блестящем фоне самого узора. Основной эффект золотного шитья заключается в светотеневой игре металлических нитей. Богатство золотного шитья сделало его основным в церковном обиходе. Золотное шитье часто украшается жемчугом, перламутром, стеклярусом, бисером. Все эти материалы применялись для отделки одежд, головных уборов и предметов церковного обихода. Шитье жемчугом и перламутром выполняется по настилу из льняных или хлопчатобумажных ниток, которые называются «белью». Жемчуг и перламутр нанизывают на длинную нить, затем накручивают на витейку. Нитку накладывают на бель и иголкой с ниткой прикрепляют каждую бусинку. Такой способ в старину назывался «саженье». Этим шитьем создавали венцы, коруны, оклады, ряды и иконы. Вышивка стеклярусом выполняется так же, как и жемчугом – «саженьем», только без настила. Чаще всего такую вышивку использовали для оформления дворцовых интерьеров панно, потолков, стен и для отделки одежды. Вышивку сочетают и с гладью, которая выполняется цветными шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитями. Гладь может быть односторонней и двухсторонней. Эта вышивка требует предварительно нанесенного контура рисунка на ткань. Шьется она стежками, близко расположенными друг к другу. Гладьевая вышивка очень разнообразна: белая гладь, тональная, цветная, художественная. Она может шиться по настилу и без настила, может быть легкой, изящной и плотной, тяжелой. Это зависит от того, на каком изделии она применялась, и от местности, так как в каждой губернии вышивка имеет свои характерные черты, опирающиеся на местные художественные традиции.
Сумки, как любые предметы дизайна, рассказывают нам не только об уровне технического прогресса, но и об образе жизни и психологии различных социальных групп. По мнению психологов, о характере женщины может рассказать её сумка. Маленькая, туго набитая сумочка в соседстве с пластиковым пакетом говорит о слабом воображении хозяйки. Большие сумки носят дамы, склонные к пессимизму. Яркие сумочки предпочитают легкомысленные, но наделанные фантазией женщины. Старая, изношенная, грязная или разорванная сумка в руках элегантной дамы – признак полного отсутствия логики или наличия множества проблем при внешнем благополучии. Появление сумки связано с необходимостью носить с собой различные мелкие предметы, которые не должны связывать руки.
У африканских народов сумкам придавалось магическое значение.
В Европе сумками начинают пользоваться с 11 века, В то время они представляли собой маленькие сумки – кошельки, прикреплённые к поясу, в которые знатные дамы и кавалеры клали разменные монеты для раздачи милостыни.
Сумки – кисеты для табака были принадлежностью мужского костюма. В зависимости от ранга и имущественного состояния их владельца эти сумки делали из простого полотна, мягкой козьей кожи, замши, сукна, парчи, богато украшали вышивкой, жемчугом, разноцветными бусами и т.д.
В 13 веке наряду с подвесными сумками появляются и ручные, в основном плоские, квадратные или прямоугольной формы с ручками из вышитого шнура, которые служили футляром для молитвенников. Сумки расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали маленькими бубенчиками и кистями.
До 15 века роль сумки в костюме меняется. Начинают различать мужские и женские сумки. Сумка становится предметом, популярным во всех слоях общества. Женщины носили сумки в виде мягких кошельков, расшитых шёлком, подвешенные на длинном шнуре или цепочке к поясу.
Мужские Сумки изготовляли из грубой кожи, их крепили к поясу кожаными петлями, сзади на сумке имелась петля, в которую вставляли кинжал.
В начале 16 века появились сумочки с рамочными замками, конструкции которых сохранились до наших дней.
В 17 веке маркизой де Помпадур была изобретена дамская сумочка под названием «ридикюль». Это была мягкая сумочка из бархата и кружева, богато украшенная. Её носили в руках, прикрепляли к поясу, вешали на шею.
Ридикюль был моден вплоть до 19 века.
В начале 19 века сумочка становится необходимым элементом женского туалета. Женская дамская сумка, которой постепенно возвращается её старинное название «ридикюль», становится лидером среди сумок.
Сегодня сумки можно разделить на несколько групп.
1. Деловые. Дизайн – очень строгий. Размеры – от средних до больших. Фурнитура – в минимальном количестве. Материал – натуральная кожа, пластик. Модели – сумки, сумки – портфели, дипломаты. Стили – классический или городской.
2. Выходные. Дизайн – от классического до совершенно модернового. Размеры – от малых до средних. Фурнитура – без ограничений, возможны украшения (аппликация, вышивка и т.п.). Модели – дамская сумка, театральная сумочка, «бентель» (маленькая нарядная сумочка) и многое другое. Стиль – любой, кроме городского и спортивного.
3. Дорожные. Дизайн всевозможный (в зависимости от стиля костюма и цели поездки). Размеры – от средних до очень больших. Фурнитура – сугубо функциональная, неброская. Материал – от пропитанной ткани до натуральной кожи. Модели – сумки, сумки – баулы, кейсы, чемоданы, саквояжи. Стили – от классического до спортивного.
4. Молодёжные. Дизайн – любой, кроме строгого. Размеры – от малых до средних. Модели – рюкзак, сумка, портфель, сумка – кисет. Фурнитура – по принципу «кто во что горазд». Материалы – ткани, гобелены, пропитанные ткани, кожзаменители, реже – натуральная кожа. Стиль – любой, кроме городского и классического.
Маленькой женской сумке поставлены два памятника. Один из них стоит в австралийском городе Мельбурн, а второй – на берегу канала у музея уэльского графства Поупс в Великобритании. Скульптор Энди Хэнкок создал настоящее произведение искусства – деревянную сумочку, покрытую чешуёй из маленьких голубых металлических блестяшек – блёсток, которыми часто украшают вечерние модели.
Виды глади
Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками – мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом «вперед иглу» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом «вперед иглу», затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.
Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.
Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади – гладкий блестящий узор, а на изнанке – мелкие стежки.
Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2–3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2–3 нити рабочей ниткой.
Плоская гладь
Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.
Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б).
В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях – от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов – от края к центру (см. рис. ниже).
Гладь в прикреп
Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.
Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок – в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б).
Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.
Гладь с настилом
Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а).
Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.
В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т.е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.
Теневая гладь
Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект.
Последовательность выполнения теневой глади.
Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводим изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.
Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка-то в направлении центра цветка, если листик – в направлении центральной жилки и т.д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков.
На рис. слева показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3–4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. а).
Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. б). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке – от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
На рис. ниже показана последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2–4 части (по количеству цветов).
Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. а). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. б), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. в).
Прорезная гладь
Прорезная гладь – это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.
Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток. На рис. показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. б). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.
Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. в).
Удлиненные дырочки выполняют аналогично.
Виды швов.
1) Стебельчатый шов
Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков – или слева, или справа от них.
Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».
2) Петельный шов
Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.
Вначале можно наметить две параллельные линии, которые ограничивают шов по высоте. Но для толстых тканей с хорошо выраженным переплетением нитей в этом нет необходимости.
Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли (см. рис. а). На рис. б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга.
Но они могут быть расположены и очень плотно (см. рис. ниже, а), это даже необходимо, если петельный шов используется для обшивки края изделия. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнять его по предварительно проложенному настилу (рис. б). Кроме того, стежки шва могут быть различной длины (рис. в) и лежать в различных направлениях.
Кроме того, петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы – например, листики, цветочки (рис. г).
3) Шов «узкий гладьевой валик»
Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины (см. рис.).
Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.
4) Шов «узелки»
Выводят нить на лицевую сторону, левой рукой делают 2–3 навивают нити на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (рис. а). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок (рис. б). Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов и другие элементы.
5) Владимирский шов (верхошов)
Шьется большими стежками, идущими от края к центру контура и обратно. Последовательность исполнения шва: закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части обшиваемого контура. Затем сделайте небольшой стежок вверху контура (рис. а) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура рисунка (рис. б) и т.д.
Таким образом, стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне. А по изнаночной стороне образуется ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках – от края к центру, в листьях – с наклоном от края к середине и т.д.
6) Шов «цепочка»
Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва показана на рис. Итак, выводят нить на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (рис. а) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (рис. б), таким образом образуется шов «цепочка» (рис. в). Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.
7) Шов «петля вприкреп»
Шов состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору. Чтобы выполнить петлю, нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли (рис. а). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 (рис. б). На нижнем рис. показана последовательность выполнения цветка швом «петля вприкреп».
8) Шов «вперёд иголку»
1. Закрепите нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (5–6 нитей ткани).
2. После закрепления нитки иглу введите в точку второго прокола
3. Протащите её вместе с петелькой на изнаночную сторону.
4. Пропустив столько же нитей, иглу выколите на лицевую сторону и сделайте второй стежок и т.д.
5. Стежки шва и пропуски выполняйте одной длины и располагайте в направлении справа налево.
6. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками.
7. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3–4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, – 6–8 мм.
8. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру.
9. Стежки можно располагать в два и более ряда.
9) Шов «за иголку» (непрерывный ряд стежков)
1. Движением иглы справа налево сделайте первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. 2. Для выполнения второго стежка нитку уложите слева направо. 3. Иглу введите в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводите на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. 4. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. 5. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводите в ту точку, где кончается предыдущий стежок. 6. Стежки шва должны быть одной длины.
Этот шов можно выполнять с пропусками ткани между стежками:
1. В направлении справа налево сделайте первый стежок на ткани длиной 4 нити. 2. На лицевую сторону иглу выкалывайте левее первого стежка на 8 нитей и выполняйте второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. 3. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёд иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. 4. Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для выполнения мотивов швом россыпь, а также для выполнения контура рисованных узоров.
10) Шов «шнурок».
1. Сначала по прямой линии или по контуру узора сделайте стежки шва «вперёд иголку». 2. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. 3. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подведите под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. 4. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва
11) Шов «козлик».
Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т.п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют, как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани.
Стежки располагайте слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы.
Расстояние между проколами должно быть одинаковое.
В середине полосы стежки перекрещиваются.
Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.
При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.
12) Группировка по 3 и более стежков.
13) Тамбурный шов (представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой):
1. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе.
2. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму.
3. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва.
4. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани.
5. Выкалывайте иглу на 4–5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. 6. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.
Выработка идей, вариантов, альтернатив
Рассматривая варианты, я остановилась на изготовлении вышитых сумок.
Анализ вариантов
Вариант №1. Подушки вышитые. Вариант №2. Платочки вышитые. Вариант №3. Скатерть вышитая. Вариант №4. Сумка вышитая. Вариант №5. Накидка вышитая.
Рассмотрев все варианты, я остановилась на варианте под номером 4.
Вышивка выполняется разноцветными нитками мулине.
Для выполнения работы мне необходимы следующие инструменты: иглы, наперсток, ножницы, простой мягкий карандаш.
Иглы для вышивания должны быть короткими с удлиненным ушком. В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку в несколько сложений. Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, батист, шелк) применяют тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая нить.
Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палей от уколов при проведении иглы через ткань и бывает, необходим при прокалывании нескольких слоев ткани.
Небольшие острые ножницы пригодятся для обрезания конца рабочей нитки и подрезания нитей ткани (при вышивании прорезной гладью и мережек).
Разработка технологического процесса
1. Приготовить необходимые инструменты, материалы, сумку, которую нужно вышить.
2. Нарисовать на сумке цветы, листочки.
3. Выполнить закрепление нитки в начале работы. Выполнить вышивку необходимым швом (швы показаны в 6 пункте).
Лепестки и середина цветков – односторонняя гладь, листья – атласная гладь.
7. Выполненную работу осторожно выстирать.
Экономическое обоснование
Материальные затраты
Наименование | Количество | Цена | Стоимость |
1. Нитки мулине зелёные | 1 пасма | 6 руб. | 6 руб. |
2. Нитки мулине синие | 1 пасма | 6 руб. | 6 руб. |
3. Нитки мулине оранжевого цвета | половина пасмы | 6 руб. | 3 руб. |
4. Нитки мулине голубые | 1 пасма | 6 руб. | 6 руб. |
5. Нитки мулине розовые | 1 пасма | 6 руб. | 6 руб. |
6. Набор игл | 1 упаковка | 10 руб. | 10 руб.
|