Содержание
1. Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования
2. Определение объекта исследования, генеральная и выборочная совокупность. Методы выборки
3. Разработка инструментария социологического исследования
Определения основных понятий
Список использованных источников
1. Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования
Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, которая считается обязательным документом социологического исследования. Цель программы – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования, описать приемы и средства изучения определенного явления или процесса.
Программа социологического исследования включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологического и методического.
В методологический раздел программы входят:
– формулировка и обоснование проблемы;
– указание цели исследования;
– определение объекта и предмета исследования;
– логический анализ основных понятий;
– формулировка гипотез.
К методическому разделу относятся:
– определение обследуемой совокупности;
– характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;
– логическая структура инструментария для сбора социологической информации;
– логические схемы обработки полученных данных.
Определяющей частью любого исследования является глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.
Методологическая часть программы.
Формулировка и обоснование проблемы.
Разработка методологической части программы начинается с постановки проблемы. Социальной проблемой называют существующую в реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Например, незнание причин увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения.
При формулировке проблемы исследования необходимо точно выразить проблемную ситуацию и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Обычно первоначальная абстрактная проблема в определенный момент приобретает четкий, завершенный вид.
Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает качество собираемой информации и оперативность исследования (что ведет к старению социологических данных).
Указание цели исследования.
Цель – модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования.
Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых методологических, методических, организационных процедур.
Целью исследования может быть:
– получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики;
– анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию;
– разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию;
– формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений .
Определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п.
Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.
Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.
Логический анализ основных понятий.
Логический анализ основных понятий – это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.
Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Итогом подобной процедуры выступает теоретическая модель предмета исследования.
Формулировка гипотез и основных задач исследования.
Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы – это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.
Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования.
Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Описательные, поисковые исследования могут не иметь гипотез, но аналитические, изучающие причинные связи, функциональные зависимости, как правило, всегда базируются на гипотезах о том, какие именно параметры связаны зависимостями, каковы характер, направленность и сила таких зависимостей.
Формулирование гипотез – это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки: подтверждения или опровержения. Если гипотез не было на «входе» исследования, то на «выходе» социолог, как правило, беспомощно описывает в отчете процентные распределения ответов на вопросы анкеты и предлагает тривиальные практические рекомендации, очевидные на уровне здравого смысла.
Методическая часть программы.
Определение обследуемой совокупности.
Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер.
Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.
Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.
При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы:
– опрос;
– анализ документов;
– наблюдение;
– эсперимент.
Опрос – самый распространенный вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению (общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях).
Существуют две основные разновидности социологического опроса:
– анкетирование,
– интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый (респондент) сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Оно может быть также очным и заочным (почтовый опрос, прессовый – через газету, журнал).
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме оно может быть прямым (“лицом к лицу”) и опосредованным (по телефону).
В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.
В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.
В специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.
Анализ документов.
Документальной в социологии называют любую информацию,
фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото– или кинопленке.
Классификация документов:
По способу фиксирования информации:
– рукописные и печатные документы;
– записи на кино– или фотопленке, на магнитной ленте.
По целевому назначению:
– целевые (материалы, которые были избраны самим исследователем);
– наличные (материалы, составленными независимо от социолога, ради каких-то других целей). Обычно именно эти материалы и называют документальной информацией в социологическом исследовании.
По степени персонификации:
– личные (карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи);
– безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).
В зависимости от статуса документального источника:
– официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т.д.);
– неофициальные (многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений);
– материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино.
По источнику информации:
– первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий);
– вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников).
По прямому содержанию:
– литературные данные,
– исторические и научные архивы,
– архивы социологических исследований.
Традиционный (классический) анализ документов – это метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание.
Наблюдение.
Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.
В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что:
а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;
б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;
в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;
г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Классификация наблюдений производится по различным основаниям:
По степени формализованности:
– неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное). Исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом.
– контролируемое (стандартизованное, структурное). Исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя:
– соучаствующее (или включенное). Исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри".
– стимулирующее (одна из модификаций включенного наблюдения). Исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые".
– простое наблюдения. Исследователь регистрирует события "со стороны".
В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.
По условиям организации:
– полевые (наблюдения в естественных условиях).
– лабораторные (в экспериментальной ситуации).
В целом же наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.
Эксперимент.
Эксперимент служит не только методом сбора данных, но и в той или иной степени видоизменяет действительность. Для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями вносятся целенаправленные изменения в изучаемые объекты. Обычно эксперимент используется для проверки на практике теоретических расчетов. Обязательным условием эксперимента является наличие наряду с экспериментальной группой – группы контрольной, где никакие изменения не вносятся.
Логическая структура инструментария для сбора социологической информации.
Логическая структура инструментария позволяет увидеть, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов. Кроме того, она позволяет определить порядок расположения вопросов в инструментарии. Для сбора первичной социологической информации определяются операционные понятия (напр., полученное образование), индикаторы (напр., уровень образования), тип шкалы измерений (напр., оценочная). Существуют определенные правила для разработки инструментария, требования к содержанию, к типу употребляемых вопросов (напр., в анкете) и т.д.
Логические схемы обработки полученных данных.
Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения и т.п. Данные можно определить как совокупность значений переменных, приписанных единицам исследования – объектам (людям, вещам, учреждениям).
Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.
Как правило, те и другие представляют уже обработанный при помощи математики результат исследования. Обработкой социологической информации называют математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.
В основе математических процедур лежит теория вероятностей, определяющая технологию составления выборочной совокупности и электронной обработки данных. К ней тесно примыкает процедура эмпирического обобщения, называемая еще статистическим выводом. В его основе лежит индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
2. Определение объекта исследования, генеральная и выборочная совокупность. Методы выборки
Объект – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.
Объектами исследования могут быть, например, работники, увольняющиеся по собственному желанию; молодые специалисты со стажем работы менее пяти лет; первичные коллективы, работающие в условиях бригадной организации труда; нормативная документация, административные распоряжения, материалы экономической статистики, протоколы заседаний.
Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы его результаты.
Генеральная и выборочная совокупности. Метод выборки.
Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность.
Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.
Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.
Как только социолог определился с тем, кого он хочет опросить, он определил основу выборки. После чего решается вопрос о типе выборки.
Выборки делятся на три больших класса:
а) сплошные (переписи, референдумы). Опрашиваются все единицы из генеральной совокупности;
б) случайные;
в) неслучайные.
Случайный и неслучайный типы выборки в свою очередь подразделяются на несколько видов.
К случайным относят:
1) вероятностную;
2) систематическую;
3) районированную (стратифицированную);
4) гнездовую.
К неслучайным относят:
1) «стихийную»;
2) квотную;
3) метод «основного массива».
Полный и точный перечень единиц выборочной совокупности образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора. Единицы отбора могут совпадать с единицами наблюдения, поскольку единицей наблюдения считается элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации. Обычно единица наблюдения – это отдельный человек. Отбор из списка лучше всего производить, нумеруя единицы и используя таблицу случайных чисел, хотя часто используется квази-случайный метод, когда из перечня простого берется каждый n-й элемент.
Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их группирование по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу или возрасту. Если в генеральной совокупности, к примеру, 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции трех возрастов. К возрастам могут добавиться классы, пол, национальность и т.д. Для каждой устанавливаются процентные пропорции в генеральной и выборочной совокупности. Таким образом, структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.
Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объем выборки сообщает о том, какое их количество попало сюда.
Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, ее объем всегда меньше объема генеральной. Поэтому так важно, чтобы часть не искажала представления о целом, то есть репрезентировала его.
На достоверность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (ее объем), а качественные характеристики генеральной совокупности – степень ее однородности. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое отклонение – 5%.
Вот некоторые способы избежать ошибки:
– каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попасть в выборку;
– отбор желательно производить из однородных совокупностей;
– надо знать характеристики генеральной совокупности;
– при составлении выборочной совокупности надо учитывать случайные и систематические ошибки.
Если выборочная совокупность (выборка) составлена правильно, то социолог получает надежные результаты, характеризующие всю генеральную совокупность.
Каковы же основные методы выборки?
Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый 10-й).
Метод серийной выборки. При этом генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например, по 20% мужчин и женщин на предприятии).
Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным исследованием в них. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож (например, по одной группе студентов из каждого потока какого-нибудь факультета вуза).
Метод основного массива – опрос 60–70% генеральной совокупности.
Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.
3. Разработка инструментария социологического исследования
В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-, кино-радиоаппаратуры и т.д. Кроме них необходимы и другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетерам и интервьюерам, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы (если обработка осуществляется на ЭВМ) и др.
Остановимся на характеристике наиболее распространенного в социологии вида исследования – анкетировании. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?
Анкета – наиболее широко распространенный инструмент социологического анализа.
Существуют определенные правила составления анкеты, требования к ней. Лишь при соблюдении этих условий возможно получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.
Правила составления анкеты:
Начинаться анкета должна с краткого обращения к участнику опроса, в котором указывается:
– кем и с какой целью проводится анкетирование;
– как заполняется и как возвращается заполненная анкета;
– выражается просьба принять участие в опросе.
После обращения следует основная часть анкеты, состоящая из целевых вопросов, которые можно разделить на три категории:
а) контактные – они нужны для привлечения внимания респондентов к опросу;
б) основные – направлены на получение главной информации, необходимой для решения задач исследования;
в) заключительные – они снимают психологическое напряжение у респондента, создают уверенность в полезности проведенного опроса.
Завершается анкета паспортичкой – несколько вопросов, касающихся социально-демографических особенностей опрошенных (пол, возраст, образование, место жительства).
Правильно оформленная анкета должна заканчиваться выражением благодарности респонденту за участие в опросе (например, “спасибо за участие” или “благодарим за сотрудничество”).
Существуют и определенные требования к вопросам анкеты:
Все вопросы должны быть четко сформулированы и понятны респонденту (включая используемые термины).
Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемого (респондента).
Не должно быть перегруженности вариантами ответов, предложенных в анкете.
Вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондента.
В анкетах используются различные виды вопросов:
а) основные и дополнительные вопросы. Первые раскрывают основную проблему исследования, вторые помогают решить дополнительные задачи.
б) по форме вопросы анкеты могут быть открытые, закрытые и смешанные.
Закрытым называется такой вопрос, на который предложен полный набор вариантов ответа. Респондент, прочитав его, должен лишь подчеркнуть тот вариант, который соответствует его мнению.
Открытый вопрос не содержит вариантов ответа, и опрашиваемому предлагается самому сформулировать и вписать ответ.
Смешанная форма вопроса используется, когда после предложенных вариантов ответа оставляется пустая графа, куда респондент может по необходимости записать свой вариант ответа.
в) прямые и косвенные вопросы.
Прямые вопросы направлены на выражение отношений респондента к различным сторонам анализируемой проблемы. Они предполагают, что респондент выскажет свою собственную позицию.
Косвенные вопросы обычно задаются тогда, когда прямые вопросы не вполне удобны – это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон жизни человека, когда можно предположить, что на прямые вопросы не будут даны искренние ответы.
г) контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответов, определить их искренность и достоверность.
д) функционально-психологические вопросы (особенно, если анкета имеет значительный объем). Они бывают двух видов:
– контактные – призваны заинтересовать респондента, побудить его принять участие в анкетировании;
– буферные – служат для переключения внимания респондента при переходе от одной темы к другой.
е) вопросы-фильтры. Они нужны, чтобы «отсеить» или, наоборот, выбрать из всех респондентов нужных (компетентных) людей для ответа на какие-нибудь особые вопросы.
Для успешного проведения анкетирования важно уметь использовать различные формы его организации (индивидуальное или групповое, очное или заочное), учитывая их достоинства и недостатки. Так, при групповом анкетировании, как правило, бывает 100%-й возврат анкет, а при индивидуальном возврат гораздо меньше. При групповом анкетировании имеется возможность опросить сразу целую группу людей, но искренность ответов может быть меньшей, чем при индивидуальном. Проводя заочное анкетирование (например, прессовый опрос), следует помнить, что в нем примут участие, как правило, только люди, очень заинтересованные изучаемой проблемой.
После завершения сбора социологической информации ее необходимо обработать. Обработка анкетной информации начинается с выбраковки собранного материала. Анкеты необходимо проверить на точность и полноту заполнения. Сложилось правило: если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более, анкета выбраковывается и не подлежит обработке. Иначе результаты и выводы исследования будут неточны, а то и вовсе неправильны.
Небольшие анкетные массивы (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, а большие – с использованием техники. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета и т.д.
В любом случае необходимо начинать с процедуры количественного обобщения и упорядочения первичной информации, содержащейся в анкетах. Здесь в первую очередь используется построение таблиц распределений, а также схем и графиков.
После получения результатов математического обсчета исследователь может приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его обществоведческой и специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.
На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.
Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д., анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации). Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т.д.).
Пройдя все этапы социологического исследования и правильно выполнив все необходимые процедуры, можно говорить об успешном его окончании.
Определения основных понятий
Объект социологического исследования в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.
Логический анализ основных понятий – это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.
Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.
Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность.
Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.
Выборка – группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить.
Социальная проблема – существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.
Список использованных источников
Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2006.
Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд. – М.: Университет, 2002.
Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования. – М.: МГУ, 2004.
Кравченко, А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009.
Социология: курс лекций: учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.]; под общ. ред. Ю.Г. Волкова, В.Н. Нечипуренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006.
Социология: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2004.
Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2005.
Фролов, С.С. Социология : учеб. для высш. учебных заведений / С.С. Фролов. – М.: Логос, 2000.
Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М.: Добросвет, 2003.