Вопрос 1.Древнегреческая мифология и религия
Греческая религия была тесно связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Мифы были антропоморфными: проекцией человеческой жизни на мир богов, в связи, с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами, существование которых ни к чему не обязывало. Богам усвоялись все телесные и духовные свойства человеческой природы, не исключая слабостей и нравственных недостатков. Различие между людьми и богами заключалось только в степени величия. Даже бессмертие богов было не абсолютным: как и люди, они нуждались в пище и питие; без нектара и амброзии они не могли существовать.
К особенностям древнегреческой религии можно отнести:
Обоготворение природы и ее явлений.
Например, у греков божественное значение приписывалось рекам и источникам, которые олицетворялись в образе нимф; из нимф впоследствии выродились музы, которые у греков первоначально считались покровительницами пения. Особенно почитались у греков древесные нимфы, жилищем которых признавались некоторые священные деревья, поэтому они тщательно охранялись от порубок. Считается, что культ Деметры и Диониса возник из почитания священных растений.
Фетишизм.
Фетишизм проявлялся, например, в поклонении камням. С течением времени священные камни стали подвергаться обработке: отсюда возникли гермы (гермены) – четырехугольные столбики с вырезанной человеческой головой наверху, ставившиеся в честь бога Гермеса при дорогах и домах. А также – почитание ксоанов – деревянных чурбанов, обделанных под человеческую фигуру, которые также символизировали бога границ.
Культ животных.
Например, почитание священных змей в Олимпии, Саламине и Афинах. Символом Афины считалась сова; Дионис изображался в виде быка или с бычьими рогами; Пан представлялся в образе козы. Зевс при своих любовных похождениях превращался то в быка, то в лебедя, то в муравья.
Хтонический культ - почитание богов земли и тех благодетельных и зловредных сил, которые сокрыты в ней.
В основе этого культа лежала мысль, что, с одной стороны, довольство и изобилие имеют своим источником присущие земле силы, от которых зависит земледелие и скотоводство, а с другой – в недрах земли скрыты страшные чудовища, вроде, Танатоса – бога смерти, Гадеса, пожирающего вместе со своими товарищами трупы умерших, мстительных Эринний, обвитых змеями и мстящих людям за тяжелые преступления и т.д.
Вера в духов (демонов), через которых боги оказывают свое воздействие на мир и человека.
Греки верили, что у каждого человека существует свой демон, который определяет общий характер человека и созидает его счастье или несчастье. В народе верили, что зловредное влияние демонов может быть парализовано магическими действиями и заклинаниями.
Под богами греки понимали сущность вещи или явления.
Например, бог моря Посейдон символизировал собой сущность морской стихии. Каждый из богов несет ответственность лишь за то, что соответствует его сущности. Гелиос руководит движением солнца, Афина отвечает за практическую мудрость и справедливое суждение, Аполлон – за пророческое видение и музыкальное мастерство.
В VII в. главным богом становится Зевс Громовержец. Ему подчиняются все другие божества. Место пребывания богов – гора Олимп. Другие боги: Артемида – богиня охоты, Афина Паллада – богиня законной войны и мудрости, Арес – бог войны ради войны, Афродита – богиня любви и красоты, Гефест – бог огня и кузнечного дела, Гермес – вестник богов и покровитель предпринимателей, Деметра – богиня земледелия, Гестия – богиня домашнего очага, Дионис – бог сил природы;
Культ предков.
По мнению греков, жизнь души не прекращается со смертью тела; человек в существенных чертах оставался в том же состоянии, в котором он находился в момент смерти, вследствие чего он нуждался в условиях земного существования. Так как умерший мог по-прежнему охотиться, есть и спать, то в древности вместе с ним отправлялись в неведомый мир его повар и жена; так как и после смерти он одевался, для него сжигались одежды. В честь умерших устраивались особые празднества, в такие дни, когда покойники оставляют свое подземное жилище и бродят по земле, причиняя вред живущим; чтобы обезопасить себя от зловредного влияния этих теней, греки смазывали смолою дверные косяки и умилостивляли умерших жертвами, иногда человеческими. Впрочем, умершие начальники родов и племен часто изображались в образах благодетельных существ, продолжающих и после смерти заботиться о своих соплеменниках. Так возникнет культ героев в Древней Греции.
Для древнегреческой мифологии характерен культ героев, которые творят волю Зевса на земле. Таковы Геракл, Ахиллес, Персей и др.
Фатализм.
Греки верили в Мойру, судьбу (лат. fatum), которая царит не только над людьми, но и над богами. Олицетворенными проявлениями Мойры в человеческой жизни у греков были три богини: Клато, прядущая нити человеческой жизни, Лахеза, распределяющая эти нити, и Атропа, перерезающая их.
Культовая сторона древнегреческой религии.
Отсутствие на начальных этапах строго определенной системы культа. Сначала каждая семья, а потом род и колено, город имели свою собственную религию, свою мифологию, свой сонм богов. Само благочестие грек понимал только в смысле внешнего служения богам. Не возникло представления об индивидуальных отношениях человека с Богом, религия носила общественный формалистический характер. Древние греки не различали религиозную и политическую сферы жизни, поскольку государственные и личные интересы совпадали. Самая целость государства поставлялась в зависимость от сохранения религиозного культа, поэтому тратились огромные средства на общественное служение богам. В древнее время богослужебные действия у греков совершались под открытым небом (священные рощи, особые участки, где ставились алтари). С появлением изображений богов, сначала они ставились под простыми навесами, а потом – в специальных храмах.
Различают три типа греческих храмов:
1. как место для совершения богослужебных действий;
2. как место собрания для посвященных в таинства и мистерии;
3. как помещение, где хранились предметы, употреблявшиеся при различных процессиях, и где раздавались награды победителям на играх, например, храм Зевса в Олимпии предназначался для проведения олимпийских игр.
Храм служил не столько для собрания молящихся, сколько для жилища божества; даже жрец читал свои молитвы большею частью в портике или преддверии храма, а алтарь для жертвы всегда стоял вне храма. Преследуемые рабы и убийцы считались неприкосновенными, если они успели убежать в ограду храма. Как внутри, так и снаружи храмы украшались статуями и другими произведениями. Богатство храмов зависело от количества приношений: драгоценности, поношенная одежда, военная добыча и проч. Наибольшими сокровищами владел храм дельфийского оракула.
Назначение жрецов состояло исключительно в совершении обрядов в честь того божества, при храме которого они состояли. По существу, жрецы были государственными чиновниками: они должны были совершать священные действия по указанию правительственной власти и представлять отчет о своем служении. Они имели первые места в театре. Но приносить жертву имели право и частные лица: главы семейств и рода, полководцы и высшие должностные лица.
Характер приносимых жертв зависел от типа божества. Небесным богам жертвы приносились утром и из животных белого цвета, а земным – вечером и из животных черного цвета; жертва в честь подземного бога сжигалась вся и не вкушалась участниками приношения, так как общение людей с этими богами считалось не только греховным, но и опасным. Кровавая жертва состояла из овец, быков и свиней, приносилась лошадь, собака или дикое животное. В особенно торжественных случаях приносилась гекатомба, т.е. жертва из ста животных. Практиковались и человеческие жертвоприношения. Бескровные жертвы состояли из овощей, плодов, хлеба. Так, в честь Артемиды приносились пирожки, в честь Зевса – хлебы в форме палки, в честь Геры – ячменная каша. К числу бескровных жертв относились и возлияния, которые состояли из вина, но иногда употреблялось и молоко, смешанное с медом. Участники при жертвоприношении подвергались очищению через окропление водой и прикосновение углем с жертвенника; видимым выражением чистоты служили белые одежды жреца. Жертвоприношение сопровождалось молитвами, в конце – просьба молящегося или благодарение божеству.
Кроме того, в состав греческого богослужения входили пение, музыка и религиозные танцы. Совершались религиозные процессии с воспроизведением мифологических сказаний, иногда в диалогической форме, что стало зародышем греческой драмы. В мире богов время циклично, оно священно, поскольку в нем происходит одно и то же повторяющееся событие (смена времен года, рождение дня и ночи и т.д.), связанное мифологическим качеством того или иного бога. Религиозные праздники представляли собой не просто имитации, спектакли событий священного времени - они понимались как культовые события, в которых прошлое воспроизводится в настоящем, в самом что ни на есть реальном виде.
Греки украшали статуями богов не только храмы, общественные места, но и частные дома; в качестве покровителей дома они ставились при входных дверях, во дворе, и в самом доме. Наиболее чтимой богиней в домашнем культе была богиня семейного очага Гестия. Все важнейшие события в семейной жизни сопровождались религиозными обрядами: новорожденное дитя обносилось в пятый день вокруг домашнего очага; в случае смерти кого-либо в доме у дверей ставился стакан с водою для омовения вышедшей души, в рот умершему клали монету. Поминовения умерших совершались на 3, 9 и 30-й дни, а также в годовщину их рождения и смерти. Трупы умерших в древнейшее время сжигались, а потом их погребали в земле.
К основным религиозным празднествам древних греков можно отнести:
Олимпийские игры. Проводились в Олимпии в честь Зевса. Они были учреждены в 776 г. до Р. Х. (с 1896 г. возобновлены в Европе как международные спортивные состязания, не имеющие религиозного характера). На время игр, проводившихся раз в 4 года, и длившихся 5 дней, заключался мир между воюющими государствами. В играх участвовали только полноправные граждане, не виновные в пролитии крови. Они состязались в кулачном бое, пятиборье и беге на колесницах. Победитель-олимпионик получал венок из лавра, посаженного, по преданию, самим Гераклом у храма Зевса в Олимпии, и мог выбить в свою честь монету, поставить статую.
Истмийские игры в честь Посейдона.
Немейские - в честь Зевса. Их участники состязались не только в физических упражнениях, но и в чтении стихов, игре на музыкальных инструментах.
Великие Панафинеи – важные празднества, посвященные Афине Палладе, на которых отправлялся культ богини-девы, считавшейся покровительницей Афин. Статуя Афины украшалась особыми покрывалами, сшитыми девушками под руководством жрецов. На Панафинеях устраивались также гимнастические состязания, ночной бег юношей-атлетов с факелами и театральные представления.
Элевсинские мистерии – праздники, связанные с тайным служением, доступные изначально немногим. Элевсинские мистерии посвящались Деметре и ее дочери Коре, почитавшимися богинями земли и плодородия. По мифу, Кора была похищена царем преисподней Аидом. Там она стала его супругой под другим именем – Персефоны. По просьбе Деметры дочь иногда возвращалась на землю с разрешения мужа, и тогда прорастали злаки. В Греции этот период наступал осенью-зимой, поэтому поля засевали весной, а урожай собирали осенью. Организовывалась священная процессия из Афин в Элевсин (ок.22 км), достигнув которого, участники участвовали в мимических представлениях, иллюстрировавших легенду о Коре. Ни одного слова не произносилось. Во время мистерии они могли наблюдать за странствием души в загробном мире и внутренне пережить ее состояние в знак обещания счастливой вечной жизни после смерти.
Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. В Греции празднества в его честь не доходили до крайностей, а сам Дионис почитался как бог виноградства и виноделия, особенно в сельской местности.
Мантика (пророчество) у древних греков.
Греки издавна обнаруживали склонность предугадывать будущее по некоторым явлениям и имели прорицателей. Прорицания делались по полету птиц, появлению внезапных звуков, сновидениям, шелесту листьев священного дуба и проч. В древнейшую эпоху появляются у них общечтимые оракулы: оракулы Зевса и Дианы в Додоне, Аполлона около Милета и в Фокиде, Геракла в Ахайе и проч. Оракулом называлось святилище, место, где обитал бог, и где человек мог получить ответ божества на любой вопрос. Ответы богов давались чаще всего посредством гадания. Наиболее значение не только в религиозной, но и в государственной жизни греков имел оракул Аполлона в Дельфах. Предсказания здесь давались пифиями – девственницами. Позже – не моложе 50 лет (когда одну увез молодой человек). Оракул мог давать предсказания 9 раз в году. Пифия совершала священное омовение, брала масличную ветвь и отправлялась в пещеру, где садилась на треножник, вдыхала испарения и начинала бормотать заклинания – толкования. При оракуле находился большой штат жрецов, которые и сообщали известный смысл бессвязным изречениям Пифии. Дельфийский оракул всегда преследовал общегосударственные интересы.
Ответы богов, данные на запросы целых городов, хранились в специальных архивах в общественных, административных и религиозных центрах городов – акрополях.
Эсхатологическое учение древних греков.
Греки различали в человеке две части: тело, подлежащее смерти и тлению, и душу, высшую сущность, которая является высшим началом в человеке. Смерть есть отделение души от тела; последнее подлежит разрушению, а душа нисходит в Аид, который помещался греками внутри земли, на западе, где господствуют вечный мрак и нескончаемая ночь. Все в Аиде страшно, мрачно и тоскливо; текущие там реки Стикс, Коцит, Ахерон, Перифлегетон сообщают области еще более мрачный характер. Освободившись от тела, но сохраняя человеческий облик в форме неуловимого призрака, тени или облачного дыма, сюда приходят души умерших. Жизнь души в Аиде – жизнь безотрадная, сонная, бессознательная; только напившись крови, тень возвращается к кратковременному сознанию. Гомер приводит примеры страшных мук в Аиде: у Тития коршуны постоянно терзают печень, Тантал, стоя в воде, не может утолить своей мучительной жажды; Сизиф напрасно старается поднять на гору тяжелый камень. В то же время у греков была и вера в существование блаженной страны, золотых островов на пурпурном море, где достойные люди после смерти наслаждаются полным блаженством.
Секта орфиков
Секта орфиков (VI в. до Р.Х.) названа в честь Орфея, спустившегося в преисподнюю за своей неожиданно умершей женой Эвридикой. Свои религиозно-мифологические воззрения орфики основывали на истории о Дионисе, сыне Зевса и Персефоны, который был некогда растерзан титанами, подосланными ревнивой женой Зевса Герой. Зевс проглотил сердце сына, возродившегося вновь, а титанов поразил молнией. Из пепла титанов и крови Диониса произошел человеческий род. Так, все люди имеют двойственную природу: наследство титанов и частицу божества. Орфики делали вывод: если душа составляет высшее, божественное и дионисово начало, то телесная природа есть начало злое, неразумное, титаническое. Душа – пленница тела. Орфики придерживались учения о переселении душ. Они считали, что душа после смерти тела для полного очищения переселяется в различные существа, чтобы, в конце концов, освободиться от уз телесности и возвратиться к своему истинному, чисто духовному бытию. С большею подробностью это учение было раскрыто у Платона, который определенно говорил о бессмертии человека, понимая его в смысле возвращения души в свое первоначальное жилище – в мир идей.
Вопрос 2. Этапы развития культуры Древней Греции
Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:
1) Крито-микенский период (XXX – XII вв. до Р.Х.). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.
Уже в 3-м тыс. до Р.Х. на Крите существовала мощная цивилизация царского типа, сходная с деспотиями Ближнего Востока. Она включала в себя систему "дворцовой экономики", сложную чиновничью иерархию, алфавитное письмо, развитую археологическую культуру (производство меди, бронзы, сплавов), ювелирное дело, гончарный круг. Искусство характеризовалось созерцательностью, особенно известна критская фресковая живопись, изображающая женщин, "морские сюжеты". Ряд важных сюжетов древнегреческой мифологии (о Тезее, Ариадне и Минотавре, Посейдоне и Пасифае) связаны с Критом. Критская цивилизация погибла в результате мощного землетрясения, вызванного извержением вулкана Санторин.
Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Искусство характеризуется творческой активностью, диалогичностью: широко представлены танец, творчество рапсодов, игра на лире и флейте. Музыка носила сакральный характер. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.
2) Гомеровский (царский) период (XI –VIII вв.до Р.Х.). Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ – храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по двум поэмам – "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до Р.Х. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны – ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Гомер жил сотни лет спустя после военного похода ахейцев под Трою. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII –XI вв. до Р.Х. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.
3) Архаический период (VII –VI вв. до Р.Х.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них – Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком: она находился под защитой своих богов, покровительствовавших данному городу. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. До этого в качестве денег в Греции использовались быки и металлические бруски. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов (например, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены на Лесбосе, Писистрат из Афин и др.).
В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до Р.Х.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.
Архаическая поэзия и музыка.
С VII в. вместо излагающих мифологию эпических поэм, например, космогоническая поэма "Теогония" ("Происхождение богов") Гесиода (VII в. до Р.Х.), дидактическая – "Труды и дни" - приходит более индивидуалистическая и анархичная лирика. Известная условная дата рождения античной лирики: 6 апреля 648 г. до Р.Х.: в этот день состоялось солнечное затмение, описанное лириком Архилохом. Более древняя лирика – лирическая песня. Имена древних лирических певцов – Орфей, Мусей, Филаммон, Лин. Греческие поэты стихи не читали, а пели. Среди известных лириков периода архаики можно назвать Анакреонта, жившего на о.Теос в Малой Азии (сер. VI в. до Р.Х.), певца пиров, вина и любви.
К чему раздумьем сердце мрачить, друзья?
Предотвратим ли душой грядущее?
Вино – из всех лекарств лекарство
Против унынья. Напьемся ж пьяны.
Поэт Алкей с острова Лесбос (кон.VII - VI вв. до Р.Х.) создавал военные марши и застольные песни. На о.Лесбос родилась еще одна поэтесса Сапфо, которая писала гимны Афородите, "порабощающей сердце заботами и огорчениями":
"Снова терзает меня расслабляющая члены любовь,
сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты".
Была развита в Греции и хоровая лирика, объединявшая поэзию, музыку и танец. Она стала прообразом греческого театра. Из музыкальных инструментов использовались лира, и ее более совершенный вариант – кифара, авлос (наподобие флейты). Ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании греки, по-видимому, не знали. Музыкальные инструменты обычно использовались для сопровождения пения. Выдающимися хоровыми лириками были Алкман, Стесихор из Гимеры, Симонид с Кеоса, Пиндар из Фив.
Изобразительное искусство.
Найдено огромное количество расписных ваз, написанных в геометрическом стиле, например, Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Различают чернофигурную и краснофигурную роспись. Некоторые вазы достигали по размерам человеческого роста и являлись надгробными памятниками.
Скульптура.
Российский философ XX в. Алексей Федорович Лосев (1893-1988) полагал, что основанием античной культуры является интуиция человеческого тела как существенная характеристика бытия. Античное мироощущение, по существу своему языческое, связанное с землей и в существе своем телесное, прежде всего дает опору для земных и телесных утешений, лишая их характера разгула и порочности, но в то же время не уничтожая их во имя чисто духовных идеалов. Тело в античности есть живое и одухотворенное тело. Прекрасное в античности – то, что биологически и жизненно отвечает своей цели, прекрасное – добротное, сильное, здоровое, живое. В античной культуре биологически-прекрасное и было религиозно значимым. Пластическо-скульптурное мировидение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее зримо оно воплотилось в скульптуре. Это так называемые куросы ("архаические аполлоны") – фигуры обнаженных молодых людей в характерной позе: с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. Аналогичны изображения женщин (коры), облаченных в длинные одежды (например, статуя Геры на о. Самос (VII-VI вв. до Р.Х.). До IV в. греки редко изображали женщин, для них образ истинной гармонии духа и тела являл находившийся в центре внимания художников мужчина. Статуи характеризовались условностью. Скульпторы не могли придать статуям гармонии и целостности, что выражалось, например, в "архаической улыбке" - застывшей гримасе куросов и кор.
Философия.
Складывается ранняя – милетская – школа натурфилософии, представители которой задавались вопросом о первоначале всего. Так, Фалес считал, что мир и все живое происходит из воды, Анаксимен – что из воздуха; Анаксимандр выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.
4) Классический период (V - IV вв. до Р.Х.) продолжался до установления Филиппом Македонским господства над Грецией в результате победы в битве при Херонее в 338 г. до Р.Х. Классика - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.
Античная трагедия.
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) в книге "Рождение трагедии из духа музыки" выделил два основных начала, формировавших греческую культуру: аполлоновское и дионисийское. Аполлоновское начало есть чувство меры, мудрого самоограничения. Дионисийское же начало есть "блаженный восторг", выход из размеренного и упорядоченного мира. Греческая культура есть борьба аполлоновского и дионисийского начал и их противоречивое соединение. Аттическая трагедия и рассматривалась Ницше как наивысший синтез дионисизма и аполлинизма.
Культ бога виноделия Диониса стал одним из истоков трагедии. На процессиях в его честь запевала дифирамба (букв. "песнь топора" - обрядовая хоровая песня, сопровождавшая принесение жертвы) постепенно становился актером, а хор – основой греческой трагедии. Трагедия (букв. - "песнь козлов") – шутливое представление, связанное со спутниками Диониса – козлоногими существами – сатирами. Первым афинским трагиком считается Феспид, который на Великих Дионисиях в 534 г. до Р.Х. поставил свою трагедию, использовав наряду с хором актера-декламатора. Затем свои трагедии поставили Фриних и Пратин. Сюжеты для трагедий черпались из греческой истории и мифологии, которые преломлялись и истолковывались в духе Диониса – бога героев.
Первый трагик мировой литературы Эсхил (525-456 до Р.Х.) воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. Создал более 80 произведений, дошло 7 ("Персы", "Семеро против Фив", "Прометей прикованный" и др.). До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.
Другой великий трагик Софокл (496-406 до Р.Х.), создал 120 трагедий, дошли 7 ("Антигона", "Царь Эдип", "Электра" и др.). Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.
Младший из классических трагиков - Еврипид (484-406 до Р.Х.). Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами. Например, в "Медее" жена предводителя аргонавтов Язона, дочь царя Колхиды Медея, желая отомстить изменившему ей мужу, убивает его вместе со своими детьми и новой супругой. Но преступление не приносит Медее удовлетворения.
Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души – очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.
В V в. до Р.Х. формируется комедия (от греч. - "совершать шествие"), которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени целиком дошли только комедии Аристофана (ок.446-ок.385 до Р.Х.): "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".
Скульптура и архитектура.
"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками (образ белоснежных статуй возник лишь в эпоху Возрождения). Внимание уделялось пластике тела, а не выражению лица. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый". Создатели его: Калон, Главкиад из Эгины, Агелад из Аргоса, Пифагор из Регия.
Идеал человека был воплощен великим Фидием (нач. Vв. до Р.Х. – 432-431 гг до н.э.) в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.
Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон (сер. V в. до Р.Х.), передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").
Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса (втор.пол. V в. до Р.Х.). Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.
Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до Р.Х. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя (ок.390-ок.330 до Р.Х.), его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.
Другой известный скульптор Скопас (IV в. до Р.Х.) создал патетический стиль. Его танцующая "Менада" - сгусток энергии, "воплощенная буря". Менады – вакханки в римской традиции – женщины, сопровождавшие Диониса и участвовавшие в его оргиях. Победа дионисийского начала заметна в творчестве Скопаса. Скопас украшал одну из чудес света – гробницу индийского сатрапа Мавзоля.
Под влиянием Скопаса находился Леохар (сер. IV в. до Р.Х.), создатель бронзового оригинала знаменитой скульптуры Аполлона Бельведерского.
Скульптор Лисипп (2-я пол. IV в. до Р.Х.) после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет. У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп – мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя "Апоксимен" (юноша, счищающий с себя грязь после состязаний) воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.
Строительство храмов.
Греческий храм умеренный по своим размерам. Основной тип храма представлен периптером – храмом прямоугольной формы, окруженным со всех сторон колоннадой. Были и более простые формы: простиль – такой храм имел четыре колонны по фасаду, амфипростиль – храм имел колоннаду с переднего и заднего фасадов. Светские постройки были очень непрочными и скромными. В VIII в. до Р.Х. были выявлены системы пропорции зданий, три ордера. Ордер (в архитектуре) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Наиболее показательны различия колонн ордеров:
Дорический ордер имеет простую и строгую колонну, покрытую продольными желобками – каннелюрами), ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Колонны часто заменялись статуями атлантов. Это суровый мужской стиль (например, храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р.Х.).
Ионический ордер имеет колонны, которые венчают женские завитки, локоны. Иногда колонны заменялись статуями девушек (например, портик храма Эрехтейона).
Коринфский ордер имеет колонны, которые заканчиваются листьями аканфа.
Афины с VI в. до Р.Х. становятся символом высших достижений культуры греков. Один из современников говорил: "Если ты не видел Афин, то ты пень, если видел и не был восхищен, то ты осел, а если по своему желанию их покинул, то ты верблюд". "Верблюд" - одно из самых обидных прозвищ в античности. Акрополь – архитектурный комплекс в Афинах, включающий в себя святилище, укрепление, общественный центр, библиотеку, картинную галерею. Окончательное оформление получил при Перикле. Иктин и Калликрат перестроили Парфенон (святилище Афины), а Фидий в центре воздвиг ее огромную статую с расчетом, что отблеск острия копья Афины Паллады будет издали виден подплывающим к городу кораблям. Комплекс Акрополь связан с окружающим ландшафтом. Храм сливается с ним. Античные храмы, как и статуи, раскрашивались: вертикальные части – черным цветом, а горизонтальные – красным. Входом в Акрополь служили Пропилеи (архитектор Мнесикл), слева от них – Пинакотека (1-ая картинная галерея), справа – храм Ники Аптерос (Бескрылой): крыльев ее лишили для того чтобы богиня победы никогда не покидала горд.
Наука. Философия.
В V-IV вв. до Р.Х. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа (460-377 гг. до Р.Х.). Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.
Демокрит (460-370 гг. до Р.Х..) ввел в науку понятие атома – качественно однородной частицы материи.
"Отец истории" Геродот (485-425 гг. до Р.Х.), автор "Истории греко-персидских войн" открыл плеяду историков: Ксенофонт (430-354 гг. до Р.Х.), Фукидид (460-400 гг. до Р.Х.), автор "Истории Пелопонесской войны".
В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения – риторика. На рубеже V-IV вв. до Р.Х. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий (459-380 до Р.Х.), речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ (436-338 до Р.Х.). В 391 г. до Р.Х. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением. Выдающимся оратором был Демосфен (ок.384-322 до Р.Х.).
На протяжении V в. до Р.Х. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек, учили софисты, опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ (469-399 до Р.Х.) подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Подобные основания могут состоять только в знании того, что есть добро. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил "майевтику" – искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.
Ученик Сократа Платон (427-347 до Р.Х.) разработал системное учение об идеях, известны его диалоги "Пир", "Федон", "Тимей" и др.
Следующий великий мыслитель, учитель Александра Македонского Аристотель (384-322 до Р.Х.) создал философские основания целой системы наук: метафизики, физики, логики, психологии, этики, риторики, экономики и др. Его работы "Метафизика", "Риторика", "Политика", "Физика" и др.
5) Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.). Начало этого периода – 338 г. до Р.Х. – год военной победы Македонии над Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до Р.Х., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать последнее эллинистическое государство – эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.
Эллинистическая культура – это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского (356-323 до Р.Х.) далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социально-культурным явлением. Человек перестал быть гражданином суверенного города-государства и превратился в подданного, затерянного среди сотен тысяч ему подобных. Патриотизм сменяется космополитизмом (отечество – весь космос), крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.
Помимо космополитизма, принципиальными чертами эпохи эллинизма стали: индивидуализм и фатализм.
Религия приобретает личностный характер. К другим ее проявлениям относятся:
Скептицизм (культ богини Тюхе, богини Случая, Фортуны), который утверждает, что миром руководит безжалостный слепой случай;
Обращение к царям как к высшим заступникам в земной жизни ("Другие боги далеки, или у них нет ушей, или они не существуют"), укрепились царские культы.
Смешение традиционных греческих культов с восточным учением (мистерии Исиды, Исида отождествлялась с Деметрой; Амон – с Зевсом, Осирис – с Дионисом).
Философия. Проблемы этики и морали.
Школа Эпикура (341-270 г. до Р.Х.), его работа "Трактат о Природе". Школа "философов Сада" возникла в Афинах в конце VI в. до Р.Х. и располагалась в постройке в саду (огороде), в предместье Афин. Счастье, по эпикурейцам, это вытеснение страдания и беспокойства. Все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель – средство для достижения счастья. Счастье для Эпикура – это атараксия, невозмутимость. Для ее достижения следует освободиться от трех видов страха: страха перед богами, страха перед необходимостью, страха перед смертью.
Стоицизм. Основатель – Зенон из Китиона (ок. 336-264 до Р.Х.) в Афинах в конце IV в. до Р.Х. Не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои занятия в портике - открытой с одной стороны галерее на колоннах или столбах. В греческом языке слово "портик" - stoa, и последователи Зенона – стоики. Для стоиков цель жизни – достижение счастья. Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. В природе царит необходимость. Человек, обладая разумом, можем осознать эту необходимость судьбы – в этом и состоит его свобода. Не уклоняться от мира, а наоборот, полностью принять его не только физически, но и душевно, идти навстречу необходимости. Путь к счастью преграждают аффекты, чувства, страсти. Выход – аскеза, бесстрастие. Счастье – это апатия, величественный покой души, бесстрашие перед миром.
Скептицизм. Основатель Пиррон из Элиды (ок.360-ок.270 до Р.Х.). Сомневались во всем, и в стоицизме, и в эпикурействе. Воздержание от суждений и есть суть жизни – афасия.
Особенности эллинистического искусства.
В эллинистический период появились первые списки 7 чудес света:
1. Египетские пирамиды
2. Висячие сады Семирамиды
3. Статуя Зевса (Фидия)
4. Галикарнасский Мавзолей
5. Храм Артемиды в Эфесе
6. Фаросский (Александрийский) маяк,
7. Статуя Гелиоса на острове Родос.
Литература и искусство расцветают при дворах диадохов – полководцев Александра Македонского, в особенности прославилась египетская Александрия, ставшая в правление Птолемеев мировым центром науки и искусства. Литература эллинизма определялась своей погруженностью в бытовую жизнь, почти исключавшую всякую мифологию, магию. Наиболее удобной формой для этого стала новоаттическая комедия, представитель – Менандр Афинский (кон.IV-нач. III в. до Р.Х.), автор свыше 100 комедий, полностью дошла 1 – "Человеконенавистник".
Аполитичность проявилась в творчестве Феокрита из Сиракуз (кон. IV -1-я пол.III в. до Р.Х.), создателя жанра идиллии, прославляющего сельскую жизнь на лоне природы. Герои Феокрита оставляют город ради прелестей деревенской жизни. Главные герои идиллии – влюбленные пастухи и пастушки, восторженно и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные. Изображение быта процветало и в романах, например, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Левкиппа и Клитофонт" Ахилла Татия.
Среди известных риторов эпохи были – исторический писатель Дионисий Галикарнасский, философ и государственный деятель Деметрий, Псевдо-Лонгин и др.
Скульптура и архитектура.
Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Например, изображение борьбы богов и титанов – гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства – изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.
Построенный в сер. IV в. до Р.Х. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним – заупокойный храм.
Наука.
Птолемей I (322-283 до Р.Х.) создал в Александрии Мусейон - научный центр, считавшийся храмом муз, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, в котором античные интеллектуалы занимались филологией, астрологией, алхимией, ботаникой, математикой, зоологией. Формально ученые считались служителями муз, некоторые занимались отправлением культа, другие – научными изысканиями. При Мусейоне находилась знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая около 700 тысяч папирусных свитков, античные рукописи Гомера, Гесиода и др. Возглавлял Библиотеку грамматик Зенодот, кторый составил каталог книг, подготовил первое издание поэм Гомера, и, возможно, разделил "Илиаду" и "Одиссею" на 24 книги. Именно в Александрии примерно во II в. до Р.Х. был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета – Септуагинта ("перевод 70 толковников"). Дионисий Фракийский составил первую "Греческую грамматику". Александрийским библиотекарем считался также Каллимах (ок.310-240 до Р.Х.), который являлся законодателем эллинистической поэзии.
В области математики прославился Евклид (III в. до Р.Х.), его труд "Начала". Евклид завершил построение математики как дедуктивной науки, исходящей из определений, постулатов и аксиом. К александрийской науке принадлежал математик и инженер Архимед из Сиракуз (ок.287-212 до Р.Х.), изобретатель рычага и "архимедова винта" для подъема воды при искусственном орошении. Дошло 30 его сочинений: "О сфере и цилиндре", "Плавающие тела", "Измерение круга" и др. Сведения о гелиоцентрической системе (Солнце находится в центре Вселенной, а Земля вращается вокруг него) содержалось в учении Аристарха Самосского (ок.320-ок.250 до Р.Х.). Его идею поддержит и разовьет Клавдий Птолемей (90-160 от Р.Х.) в своем главном труде "Великое построение".
Формируется школа естественных наук (зоологические ботанические сады). Достижения в медицине: открыта нервная система, система кровообращения, исследования в области анатомии и хирургии.
Вопрос 3.Типологические черты древнеримской культуры
Древнеримская культура стала одним из важных этапов социокультурного развития европейских народов. Культура Древнего Рима развивалась в ходе масштабного культурного синтеза, оформилась в процессе взаимодействия с другими культурами древнего мира: учителями римлян были этруски (VIII - VI вв. до Р.Х.) – загадочный народ, принесший на Апеннины значительные культурные инновации и впоследствии растворившийся среди других этносов Италии; древнегреческая и ближневосточная культуры – в эллинистический период. Синтез культурных достижений античности и цивилизаций Древнего Ближнего Востока стал своеобразной почвой для формирующегося христианства, которое подарило миру новую систему ценностей.
Согласно римскому ученому-энциклопедисту Марку Теренцию Варрону (116 – 27 г. до Р.Х.), Рим был основан 21 апреля 753 г. до Р.Х. Традиционно римская история подразделяется на следующие периоды:
1. Царский (VIII – VI в. до Р.Х.).
На этом рубеже складывается так называемый "город четырех кварталов", населенный латинянами, сабинянами и этрусками. При царе Сервии Туллии (578-534/533 до Р.Х.) Рим был обнесен крепостной стеной и скоро завоевал ведущее положение в Лации, где до этого первенствовал город латинян Альба Лонга. Известны имена древних царей Рима: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. В 509 г. до Р.Х. был изгнан последний царь Тарквиний Гордый. В этот период наблюдается влияние этрусской культуры на римскую.
2. Республиканский период (510-509 до Р.Х. – 27 г. до Р.Х.).
С установлением республиканского строя высшая власть оказалась в руках двух ежегодно избираемых консулов. В результате успешной войны с Карфагеном (к сер. II в. до Р.Х.) Рим превратился в первую державу Средиземноморья. Это классический период в развитии древнеримской культуры. Рим – мощное государство, диктующее свою политическую волю. Восприятие и освоение римлянами ценностей и достижений греческой и ближневосточной культур.
3. Период империи (27 до Р.Х. – 476 от Р.Х.).
После периода гражданских войн в 31 г. до Р.Х. единовластным правителем римского государства оказался Октавиан (63 до Р.Х. – 14 от Р.Х.). Он не принял титул царя или диктатора, а довольствовался положением принцепса, т.е. первого среди граждан.
Римская религия
Римская религия – это преимущественно ритуал, объединяющий человека с хранителями его рода и силами природы в контрактном, деловом отношении. Жертвоприношение – плата за услугу. Культ сух и формализирован. Римские боги функциональны и многочисленны. 43 бога ведали детством, 12 богов присматривали за вспашкой поля. Каждый мужчина имел божественного покровителя, женщина – покровительницу. Домашние боги насчитывались тысячами. Были боги ситуаций и состояний страха, ожидания, верности и т.д. Практичный и здравомыслящий римлянин был суеверным. Громадное место в культуре римлян занимали вещие знаки и гадания. Всех богов римляне не представляли себе в человеческих обликах, не ставили им статуй и не строили храмов. Главными божествами считался Юпитер – бог неба, Марс – бог войны, Квирин – божество, близкое к Марсу.
Преобладание магии над мифологией. Главное для человека – точно знать, с какими словами следует обращаться к богу и какие при этом действия выполнять. Ничтожная ошибка могла нарушить обряд, а неукоснительная точность обряда и было тем, что предлагал древний римлянин своему богу в обмен за выполнение своей просьбы. Жрецы следили за точностью обряда, занимались летоисчислением и составлением календаря. Они же и обладали большой властью в правовой сфере. Римское право было фактически частью религии: договор римлянина с богом был протоипом договоров, заключаемых между людьми, где также малейшая неточность вела к проигрышу в суде.
При Тарквинии Древнем в Рим проникли из греческой колонии Кумы в южной Италии так называемые "Сивиллины книги", принадлежавшие прорицательнице – Кумской сивилле. Эти книги имели то же значение для римлян, как и дельфийский оракул для греков; книги хранились в капитолийском храме Юпитера до времен Суллы, когда они сгорели вместе с храмом. Сивиллы – пророчицы, древние жрицы Аполлона, связанные с Дельфийским оракулом. Вместе с книгами проникло в Рим и почитание греческого бога Аполлона. Одна из первых кумских сивилл, испросив у Аполлона долгую жизнь, забыла добавить прошение о молодости. Она сопровождала Энея, спускавшегося в преисподнюю. Сивилл – 10, жили до тысячи лет - почтенные старицы. Предсказания их записывались в стихотворной форме (гекзаметр), объединенные в книги. Первоначально Книги служили не столько для предсказания будущих событий, сколько для предупреждения несчастий и избавления от них; поэтому к ним обращались за указаниями, как умилостивить разгневанное божество. Сохранившиеся до нашего времени Сивиллины книги представляют собой иудео-христианскую подделку под древние книги. По преданию, три из Книг Кумская сивилла продала Тарквинию Древнему, который, не зная содержания, сначала не хотел их покупать, из-за чего сивилла непроданные книги сожгла. В критические моменты существования особая коллегия жрецов обращалась к этим книгам как к оракулу, ища в них совета. Обычно совет заключался в том, чтобы ввести в городе культ еще какого-либо божества. Поэтому римляне постоянно пополняли свой пантеон богов. Новые боги зачастую отождествлялись со старыми. Церера была тождественна греческой богине плодородия Деметре, италийская покровительница овощей Венера – Афродите, Нептун – Посейдону. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские и общеиталийские божества приобрели антропоморфные черты, их, как и в Элладе, стали изображать в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями богов.
Общая характеристика древнеримской культуры
Развитие римской культуры связано с завоевательными походами. Еще в III в. до Р.Х. в Риме искусство не было в почете. Римляне считали, что искусство есть роскошь, подрывающая традиционные устои римской общины. Существовал римский "шовинизм" - сознание того, что Рим есть неповторимое замкнутое целое, отделенное от остального окружающего мира, народы которого неполноценны. Поэтому римская культура была вторичной, у ее истоков стоят, в первую очередь, греки. Например, в качестве пленника прибыл в Рим грек Андроник. Выпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник и в 240 г. до Р.Х. впервые вынес на суд слушателей собственные латинские переводы греческих трагедий (Софокла, Еврипида и др.). Андроник создал также свой перевод "Одиссеи", разработав латинский поэтический язык.
Мировосприятие римлян было более практичным и трезвым, чем мировосприятие греков. Утилитарность мышления отразилась в архитектуре. Римляне строили прежде всего дороги и акведуки (от лат. aqua – "вода", duco – "веду") – подземные и надземные каналы для снабжения водой. Открытие бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. В храмовом строительстве римляне использовали тип греческого периптера, модифицированного в псевдопериптер. Такой храм располагался на высоком подиуме с лестницей, а колонны превращались в полуколонны. Был также распространен тип ротонды: круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами.
Типологическими чертами древнеримской культуры являются:
Доминанта государственно-политического измерения, развитие общественно-политической мысли.
"Римский миф" о провиденциальном значении Рима как города, предназначенного богами к мировому господству. Пафос гражданственности и патриотизма пронизывает классическую культуру Рима. В римском национальном характере проявились громадная целеустремленность, дисциплинированность, организационные способности. Отправляясь в поход, римляне пересекали границу Рима (помериум), и это символизировало их превращение из законопослушных граждан в беспощадных воинов. После похода воин должен был, как бы снова войти в состояние мирного гражданина и очиститься от привычек войны. Возвращаясь из похода, римляне проходили под балкой между двумя опорами рядом с алтарем Януса. Первоначально все триумфальные арки и ворота, через которые проходила армия после похода, имели очистительный смысл.
Право явилось важным структурообразующим элементом древнеримской культуры.
Государственное устройство республиканского Рима называлось disciplina rei publicae - "дисциплина общего дела". Римляне создали государственно-юридическую систему, оказавшую влияние на все дальнейшее развитие цивилизации. Законы рассматривались римлянами как упорядочивающие не только земную, государственную, но и космическую, небесную сферу.
Моральные ценности.
Нравственные добродетели: мужество, верность долгу, почитание богов и родины, согласие римского народа, свобода, почет. В эпоху империи отчетливо проявляется тенденция к апологии честной жизни, стремление к наслаждению ("лови мгновение"). Идеалом становится удаление от дел ("живи незаметно"), бесстрастное отношение ко всему ("после нас хоть потоп").
Интерес к истории.
В 294 г. до Р.Х. Катон привез в Рим Квинта Энния, положившего начало римскому историческому эпосу. Его "Анналы" дают историю от возникновения Рима до современных ему событий. Римский историк Полибий (202-120 до Р.Х.). История для него – это история римских завоеваний, переданная самими участниками событий. Исход событий непосредственно зависит от людей. Последовательность событий регулируется Судьбой. Авторами исторических сочинений также были Гай Юлий Цезарь, офицер его армии Гай Саллюстий Крисп, Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский, Публий Корнилий Тацит, Гай Светоний Транквилл и др.
Интерес к индивидуальности, психологии человека, особенно в период зрелости и завершения древнеримской культуры.
Если, например, скульпторы классической Греции стремились воссоздать телесную красоту, идеальные пропорции человеческого тела, то зрелое древнеримское искусство, а также философия, мораль были направлены на передачу индивидуальности, неповторимости личности.
Наука. Тенденция к систематическому, энциклопедическому знанию.
В Древнем Риме были созданы первые энциклопедии: "Древности человеческих и божественных дел" Теренция Варрона (I в. до Р.Х.) и "Естественная история" в 37 книгах Плиния Старшего (I в. от Р.Х.).
В древнеримском обществе проявились прагматические тенденции.
Практическая, обеспечивающая установка была одной из существенных в римской жизни: градостроительство, архитектура, строительная техника, дороги, средства связи, водоснабжение, канализация. Но полномасштабному использованию технических достижений препятствовало широкое использование рабского труда.
Тенденции, сходные с массовой культурой, особенно в императорский период.
Плебеи, низы римского общества, требуют развлечений, "хлеба и зрелищ". Потребительство, стремление к роскоши, бездуховность становятся типологическими чертами культуры позднего Рима.
Вопрос 4.Особенности культуры Римской империи. Возникновение христианства
В период империи (27 до Р.Х. – 476 от Р.Х.) древнеримская культура приобретает черты утонченности, создаются литературные и философские шедевры, выдающиеся скульптурные произведения, памятники архитектуры, первые энциклопедии.
В первые века Империи возник интерес к греческой философии, особенно к этике. Образованных римлян привлекал стоицизм. В I в. от Р.Х. приверженцы стоицизма обычно находились в оппозиции к императору. Из-за этого учитель Нерона философ и драматург Луций Анней Сенека (ок.4 до Р.Х. – 65 от Р.Х.), заподозренный неблагодарным учеником в заговоре, покончил жизнь самоубийством. Суицид совершил и поэт-стоик Марк Анней Лукан (39-65). Лишь с восшествием на престол Траяна в начале II в. отношение к стоикам изменилось. Союз власти и стоицизма нашел свое символическое выражение в фигуре императора-философа Марка Аврелия (121-180).
Времена императора Октавиана Августа (27 г. до Р.Х. – 14 г. от Р.Х.) стали "золотым веком" латинской литературы, прежде всего поэзии. Публий Вергилий Марон (70-19 до Р.Х.) верил в то, что старые римские обычаи должны привести к возрождению римской нации. Вергилию принадлежат национальная эпопея "Энеида", в которой описываются странствия троянца Энея, бежавшего после падения Трои в Италию и давшего начало роду Юлиев, к которому принадлежали и Юлий Цезарь, и Октавиан Август. Вергилию принадлежат и поэмы "Георгики", ""Буколики".
Квинт Гораций Флакк (65-8 до Р.Х.) – лирический философствующий поэт, сначала эпикуреец, затем стоик. Выдвинул требование умеренности в жизни, "золотой середины", видел бессмертие в поэтическом творчестве. Известна его ода "Послание к Мельпомене", переведенная русскими поэтами.
Публий Овидий Назон (43-18 от Р.Х.) – автор любовных элегий, посланий, поэм. Главное его сочинение "Метаморфозы" ("Превращения"), в котором поэт описывает чудесные превращения богов и людей в звезды и созвездия, в животных и растения и драгоценные камни.
Новый жанр популярный в эпоху Империи – реалистический роман. Латинский роман "Сатирикон" Гая Петрония, одного из приближенных Нерона представлял собой пародию на современный ему греческий роман. Здесь действуют не идиллические влюбленные, а бродяги, бедняки, авантюристы и т.д. Литературу II в. от Р.Х. украшает знаменитый роман "Золотой осел" ("Метаморфозы") Луция Апулея (ок.124 от Р.Х. - ?).
Архитектура
При Октавиане Августе началось крупное строительство в Риме. Самый крупный храм - Пантеон (храм всех богов) – первое большое здание типа ротонды с купольным перекрытием, в котором находился световой колодец, стал прообразом константинопольской Софии.
Сама архитектура здания воспринималась в Риме как стилистически нейтральная, эстетическая программа выражалась в облицовках. Например, дворец Нерона в центре Рима был известен тем, что фасад здания был покрыт позолотой. Сочетание консервативных строительных форм с облицовкой, выполненной в соответствии с модой, было национальным принципом римского зодчества. Известные слова императора Августа о том, что он "принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным", подразумевают не строительный материал, а именно облицовку.
II в. от Р.Х. называют "золотым веком Антонинов" (по династии, правящей в это период). Это последний расцвет Римской империи. Со смертью императора Коммода начались войны между претендентами на престол. Одержавший победу Септимий Север опирался на поддержку войск. Политику отца продолжил Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставлял права римского гражданства всему свободному населению империи – Римское государство стало универсалистской космополитической империей. Император Аврелиан стал называть себя "государем и богом". На Марсовом поле при нем был воздвигнут храм Непобедимому Солнцу как высшему божеству и верховному покровителю государства. Но он в 275 г. был убит заговорщиками. Вновь возникший хаос удалось сдержать реформам Диоклетиана. При нем императорская власть приобрела характер абсолютной монархии, император считался одним из богов – перед ним требовалось преклонять колени.
В административном отношении Империя была разделена на две части – Восточную и Западную. Диоклетиан взял себе Восточную часть с центром в Никомидии на северо-западном побережье Малой Азии, Западную поручил своему соправителю Максимиану, имевшему резиденцию в Медиолане (совр. Милан) в Северной Италии. Диоклетиан и Максимиан приняли титул "август" и взяли себе помощников-заместителей с титулом "цезарь".
Одновременно к культуре императорского Рима проявляются черты деградации, угасают гражданско-демократические ценности свободы и достоинства. Падение нравов, духовное истощение. Тит Ливий писал: "Мы ни пороков наших, ни лекарств от них переносить уже не в силах". Большое распространение получают мистические культы, интерес к астрологии, магии. В Рим пришли культы Исиды, Митры, сирийского бога Ваала и др. Распространение получил культ фригийской богини Кибеллы – Великой Матери богов, каппадокийской богини Маа (Белонны). Жрецы этой богини, бегая в исступлении по храму, наносили друг другу раны, поэтому римляне называли их "фанатиками" ("неистовыми").
Возникновение христианства
В правление императора Октавиана Августа начались Евангельские события. Во 2-й главе Евангелия от Луки (Лк 2:1) говорится о том, что Август велел переписать "всю вселенную". Перепись, скорее всего, была местной (Сирия и Палестина). В мир приходит Спаситель Господь Иисус Христос с новым учением, которое было обращено к каждому человеку, независимо от его социального статуса и национальной принадлежности. Христианство провозгласило единобожие, равенство всех перед Богом, братство людей всех народов и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Ученики Христа апостолы (от греч. "апостол" - "посылать с особым поручением"), разошлись около сер. I в. от Р.Х. по миру, проповедуя новую веру.
Первое упоминание о христианах мы находим у римского историка Тацита, в "Анналах" которого мельком описывается расправа над ранними христианами, обвиненными императором Нероном (54-68 гг. правления) в поджоге Рима. Тацит изображает христиан как предмет "всеобщей ненависти". При Нероне мученическую смерть приняли святые апостолы Петр и Павел. Своего апогея гонения на христиан достигли при императорах Домициане (81-96), Траяне (98-117), Марке Аврелии (161-180), Септимии Севере (193-211), Максимине (235-238), который в 235 г. издал указ казнить всех христианских служителей культа, Валериане (253-260), Диоклетиане 9284-305).
Действовал призыв "Христиан – ко львам", христианство было объявлено вне закона.
Причины гонения на христиан в императорском Риме:
Естественная ненависть толпы ко всему духовно значимому;
Языческий мир был в состоянии кризиса и разложения;
Рим не рассматривал религию как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом;
Для римлян была важна давность, древность религии. Потому, например, иудейство как национальная религия, религия целого народа имела право на существование, как и религии других народов в империи. Христианство воспринималось как секта внутри иудейства. Христианство являлось новой религией, но рано вышло ЗА пределы иудейства;
Христианство находило последователей среди всех нардов, и этим подтачивало основы тех религий, которые существовали в Римской империи.
Христиане отказывались поклоняться императору как богу. Отказ христиан преклонять колени перед царственными божествами воспринимался, как отказ демонстрировать лояльное отношение к государству.
Христианство – единственная религия, имеющая беспрецедентный факт мученичества в своей истории. "Кровь мучеников – это семя Церкви", - писал религиозный мыслитель Тертуллиан. Мученик - от греч. "мартис" - "свидетель". Мученичество свидетельствовало реальность Боговоплощения, смерти и победы над смертью Христа, торжества вечной жизни в Небесном Царстве. Годовщину смерти мучеников стали праздновать как их день рождения.
Итак, сломить приверженцев христианства не удалось. В 311 г. при императоре Константине Великом (274-337 гг.) прекращаются гонения на христиан. Мать императора Елена (248-327 гг.) была христианкой. В 326 г. она совершила паломничество в Святую Землю, где, согласно преданию, обрела крест, на котором был распят Иисус Христос. Одну из сестер Константина звали Анастасия (от греч. – "воскресение", характерно христианское имя). Константин был провозглашен римским императором в 306 году; с 325 г. после многочисленных войн он восстановил единоличное управление Римской империей и перенес столицу в Константинополь. В 313 году в Милане им был издан особый Эдикт о веротерпимости, означавший официальное признание христианства и прекращение гонений; за ним последовал ряд законов, способствовавших возвышению христиан и упрочению их положения. Император Константин также председательствовал на I Вселенском (Никейском) соборе (325 г.). Перед смертью он принял святое крещение. Христианские историки особо выделяют так называемое "видение Константина": перед одной из решающих битв с его противником в борьбе за власть Максенцием в небе появился несомый ангелами крест с монограммой Христа и надписью "Сим победиши". Константин и мать его Елена причислены к лику святых равноапостольных, Церковь празднует их память 21 мая (3 июня по новому стилю).
Смерть Константина в 337 г. повлекла за собой междоусобные войны его преемников, после чего власть захватил его сын Констанций, вновь объединивший в своих руках правление всей империей. Ему на смену пришел его двоюродный брат Флавий Клавдий Юлиан, прозванный Отступником. В течение двух лет своего царствования (361-363) он пытался восстановить господствующее положение язычества и отменил привилегии христианской церкви, дарованные Медиоланским эдиктом 313 г. Юлиан погиб в стычке 26 июля 363 г., получив три ранения: в руку, грудь и в печень; до сих пор предполагают самоубийство или нападение на императора его собственного солдата. Собрав свою кровь в пригоршню, Юлиан бросил ее в солнце с криком "Будь удовлетворен!" или "Ты победил, Галилеянин!". Армия провозгласила императором престарелого Иовиана, который был христианином. В 392 г.император Феодосий I официально запретил языческие культы. Христианство стало единственной государственной религией.