Содержание
1.1 Сущность таможенного оформления, необходимого для фитоконтроля
1.2 Таможенное оформление и фитоконтроль
Введение
По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.
Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.
Цель настоящей работы является изучение фитоконтроля и акцизов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрим таможенное оформление
- изучим фитоконтроль
Изучим акцизы применяемые в РФ.
1 Фитоконтроль
Сущность таможенного оформления, необходимого для фитоконтроля
Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами (участниками ВЭД, физическими лицами) и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
В основном, все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы, обозначенные таможенными процедурами. [5,79]
В зависимости от решаемых задач, ТК РФ выделяет следующие таможенные операции и процедуры:
1. Таможенные операции и процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:
прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, то есть до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию товаров);
внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);
помещение товаров на временное хранение.
Таможенное декларирование товаров.
3. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров:
при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - пункт 2 ст. 79 ТК РФ);
при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - пункт 4 ст. 151 ТК РФ).
Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТК РФ).
Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению.
Данные операции могут проводиться до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, например:
предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ);
получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (пункт 2 ст. 68 ТК РФ);
получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (пункт 4 ст. 84 ТК РФ);
получение разрешений на применение отдельных таможенных режимов (режимы переработки на таможенной территории - пункт 6 ст. 179 ТК РФ и переработки для внутреннего потребления - пункт 4 ст. 192 ТК РФ).
Порядок и особенности производства таможенного оформления устанавливаются:
Таможенным кодексом РФ;
иными правовыми актами РФ (указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ);
правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела (Минэкономразвития России).
Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:
видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);
вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);
категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - глава 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц - глава 25 ТК РФ).
Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ).
Страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций (пункт 4 ст. 59 ТК РФ). [2,81]
Начало и завершение таможенного оформления.
При ввозе товаров, таможенное оформление может начинаться:
до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование - пункт 1 ст. 130 ТК РФ);
после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов - ст. 72 ТК РФ).
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может начинаться:
с подачи таможенной декларации (пункт 1 ст. 286 ТК РФ);
с устного заявления (не покидая транспортного средства - пункт 2 ст. 285, абзац 1 пункта 3 ст. 286 ТК РФ);
совершением иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме - вход в "зеленый коридор" - пункт 4 ст. 286 ТК РФ).
При вывозе товаров таможенное оформление начинается с:
представления таможенной декларации;
устного заявления;
совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (вход физического лица в "зеленый коридор", сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации).
Завершается таможенное оформление после того, как будут выполнены все формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства:
для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров, в соответствии со специальной таможенной процедурой, например, процедурой перемещения товаров физическими лицами);
для помещения товаров под таможенных режим (выпуск товаров, в соответствии с заявленным таможенным режимом);
для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);
для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены - пункт 6 ст. 323 ТК РФ).
для применения упрощенных процедур таможенного оформления (выпуск товаров до подачи таможенной декларации ст. 150 ТК РФ).
Место и время таможенного оформления.
Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.
Местами нахождения таможенных органов являются: [4,111]
пункты пропуска через Государственную границу РФ (такие таможенные органы имеют неофициальное название "пограничных");
иные места, не находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через Государственную границу РФ (такие таможенные органы имеют название "внутренних" и создаются исходя из объема пассажиро - и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности).
Как пограничные, так и внутренние таможенные органы (в частности, таможенные посты), а также структурные подразделения таможенных органов (отделы таможенного оформления таможен) могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в помещениях участников ВЭД, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.
Время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа. Возможен либо обычный, то есть нормированный рабочий день (например, с девяти до восемнадцати часов) либо круглосуточная работа, путем введения посменного графика работы оформительских и досмотровых групп
Время работы пограничных таможенных органов:
устанавливается с учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), осуществляющих свои функции в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
должно совпадать (по возможности) с временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами РФ.
Время работы внутренних таможенных органов устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников ВЭД.
Исключения из общих правил мест нахождения таможенных органов и времени их работы составляют случаи совершения отдельных таможенных операций вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица (пункт 2 ст. 62, ст. 406, пункт 2 ст. 407 ТК РФ).
Для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного и при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля. Для этих целей могут создаваться временные зоны таможенного контроля.
Таможенные операции вне времени работы таможенного органа совершаются только при наличии соответствующей возможности у таможенного органа. [2,87]
При совершении таможенных операций вне мест нахождения таможенного органа и/или вне времени его работы, сборы за таможенное оформление товаров в двойном размере не взимаются.
1.2 Таможенное оформление и фитоконтроль
На основании ч. 2 ст. 29 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. Поэтому для отдельных категорий товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ либо вывозимых с этой территории, таможенное оформление может быть завершено только после прохождения иных (отличных от таможенного) видов государственного контроля (ст. 66 ТК РФ).
Например:
в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ "О ветеринарии" перевозка животных, продуктов животноводства и кормов, пропуск военных транспортных средств через Государственную границу РФ допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты;
в соответствии с пунктом 4 ст. 21 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию РФ, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию РФ; [5,94]
в соответствии с ч. 3 ст. 33 ФЗ "О семеноводстве" ввезенные в РФ партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.
Фитоконтроль - комплекс контрольно-охранных мероприятий, осуществляемых специальными органами государства в отношении ввозимых в страну товаров, транспортных средств, чтобы предотвратить заноса заразных болезней и сельскохозяйственных вредителей.
Фитоконтролю подвергаются: семена, плоды, живые растения и их части, волокна растений, сухофрукты и другие грузы растительного происхождения, а также тара, служившая упаковкой подкарантинных товаров.
Фитоконтроль осуществляется путем карантинного досмотра всех прибывающих на территорию страны транспортных средств и проверки соответствующих сертификатов на товары. Ввоз в РФ и транзит всех подкарантинных объектов допускается только с разрешения карантинных органов Министерства сельского хозяйства РФ.
Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе и на транспорте осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Взятие проб или образцов товаров для проведения экспертиз, при осуществлении таможенного фитоконтроля проводится в целях:
- выявления фактов недостоверного декларирования товаров;
- обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей;
- определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Для проведения исследования проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы.
Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений Федеральной таможенной службы), а также иных соответствующих организаций или другими экспертами.
В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.
Экспертиза, назначаемая по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица, дает право, указанным лицам представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
При отборе проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт взятия проб или образцов в 2-х экземплярах по установленной форме.
При необходимости, взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.
Акцизы
Акцизы (глава 22 НК РФ) применяются при ввозе отдельных товаров на таможенную территорию РФ и вывозе с этой территории в соответствии с НК РФ и ТК РФ.
Согласно ст.181 НК РФ подакцизными товарами признаются:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, кроме виноматериалов);
- пиво, табачная продукция;
- ювелирные изделия;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
- автомобильный бензин и дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Подакцизным минеральным сырьем признаются:
- нефть и стабильный газовый конденсат;
- природный газ.
Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
- лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, прошедшие госрегистрацию и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, в емкостях до 100 мл;
- препараты ветеринарного назначения, прошедшие госрегистрацию и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, в емкостях до 100 мл; [3,77]
- парфюмерно - косметическая продукция, прошедшая госрегистрацию, в емкостях до 270 мл;
- подлежащие дальнейшей переработке и использованию для технических целей отходы производства спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции;
- товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.
Ставки акцизов установлены ст.193 НК РФ и могут быть как адвалорными (в процентах), так и специфическими (в абсолютной сумме на единицу измерения). Налоговые ставки по подакцизным товарам являются едиными на территории РФ.
В РФ акцизы - федеральные налоги, взимаемые с организаций и иных лиц , если они совершают операции с подакцизными товарами, подлежащие налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили. Реальными плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором, так как они оплачивают продавцу товар, в цену которого включен налог, а продавец затем передает полученный сбор в бюджет.
При ввозе подакцизных товаров в РФ налоговая база определяется для товаров:
1) в отношении которых установлены специфические налоговые ставки - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
2) в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, как сумма:
- их таможенной стоимости;
- подлежащей уплате таможенной пошлины.
При освобождении от уплаты таможенной пошлины в налогооблагаемую базу не включается условно начисленная сумма таможенной пошлины. В случае освобождения от уплаты акциза для целей учета в налогооблагаемую базу включается условно начисленная сумма таможенной пошлины.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров. Если в составе одной партии присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы товаров.
Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ утверждена приказом ГТК РФ от 26 ноября 2001 г. N 1127.
Особенности начисление и уплаты акциза при ввозе на таможенную территорию РФ связаны также с особенностями начисления и уплаты таможенных платежей при помещении товаров под избранные таможенные режимы.
Согласно ст.119 ТК РФ акцизы уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации таможенному органу, производящему таможенное оформление. Уплата этих налогов является одним из условий подачи декларантом ГТД.
Заключение
Фитоконтроль - комплекс контрольно-охранных мероприятий, осуществляемых специальными органами государства в отношении ввозимых в страну товаров, транспортных средств, чтобы предотвратить заноса заразных болезней и сельскохозяйственных вредителей.
Фитоконтролю подвергаются: семена, плоды, живые растения и их части, волокна растений, сухофрукты и другие грузы растительного происхождения, а также тара, служившая упаковкой подкарантинных товаров.
Фитоконтроль осуществляется путем карантинного досмотра всех прибывающих на территорию страны транспортных средств и проверки соответствующих сертификатов на товары. Ввоз в РФ и транзит всех подкарантинных объектов допускается только с разрешения карантинных органов Министерства сельского хозяйства РФ.
В РФ акцизы - федеральные налоги, взимаемые с организаций и иных лиц , если они совершают операции с подакцизными товарами, подлежащие налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили. Реальными плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором, так как они оплачивают продавцу товар, в цену которого включен налог, а продавец затем передает полученный сбор в бюджет.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Российской федерации.. - М.: Проспект,2005.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.П: Федеральный закон от 31.07.98 г. №146 - ФЗ// Финансовая Россия. 2005. №29-31.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 05.08.00 г. №117 - ФЗ //Финансовая Россия. 2005. № 30.
4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13.10.95 г. №157-ФЗ. Нормативные документы, 17.10.95 г.
Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Таможенное дело: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ковалевой. – М.: Приориздат, 2003. – 320 с.;
Мирошниченко Т.В. Организация таможенного дела// Ведомости. – 2003. - № 7;