Пройдясь пешком можно быть, заворожен лабиринтом узких улочек в старой части города. Прогуливаясь по ним можно оказаться перед величественной мечетью Джума- Джами, перед затейливо-прихотливым зданием кенасы. А можно отыскать средневековый монастырь дервишей или натолкнуться на турецкую баню. Ближе к морю вам встречаются здания бывших миллионеров, запечатлевшие их архитектурные фантазии. А далее путьпройдёт по набережной, там, где в пышной зелени парков привольно раскинулись дворцы здоровья - санатории и дома отдыха, пансионаты.
Причудлив и разностилен архитектурный облик Евпатории. На нём печать разных эпох, здесь соединились в своеобразный ансамбль памятники разных народов. В городе выделяются три ярко выраженных стиля застройки: современные здания, дореволюционные дачные постройки и так называемая старая часть города с узкими и кривыми улочками. Каждая из трёх частей города существует как бы обособленно, всё это самостоятельные исторические комплексы. Кажется, будто побывал в трёх разных городах, отделённых друг от друга несколькими десяткими метров: сре6дневековом, дореволюционном и современном. И в каждом из них есть свои примечательные архитектурные сооружения.
В старой части города. Перед взором возникаут очертания бывшей татарской крепости Гёзлёв.
Как и все мусульманские города, Гёзлёв застраивался хаотично, без какой-либо заранее продуманной планировки. Задача архитекторов (обычно турецких) ограничивалась лишь строительством того или иного здания. Вот почему в подобных ситуациях видно сеть кривых узких улочек, порою заходящих в тупик.
Легко проследить границу старого города, по которой некогда тянулась мощная оборонительная стена, окружённая глубоким рвом. Если вы пойдёте по улице Революции, затем свернёте на улицу Караева, далее - на улицу Интернациональная, не доходя до рынка выйдете на улицу Дмитрия Ульянова, Пионерскую и вновь повернёте на улицу Революции, то обогнёте границу старого города, имевшего форму пятиугольника.
В старой части города сохранилось не много памятников архитектуры, но каждый из них уникален. Центральное место занимает мечеть Джума-Джами, сохранившаяся на территории нашей страны.
Здание отличается смелостью архитектурного решения, оригинальности планировки, лаконичностью и пропорциональностью форм. В своё время о создании мечети ходили легенды. Согласно одной из них, мастер по имени Сеид-Балли-эфенди за одну ночь построил мечеть, а к утрузакончил свой грандиозный труд. Другие предания приписывают авторские права на Джума-Джами придворному художнику и шуту хана Менгли-Гирея некоему Мен-Арслану. Однако подлинным её создателем является всемирно известный турецкий зодчий Ходжа Синан.
Творчество Ходжи Синана относится к классическому стилю. Им были построены сооружения, пользующиеся мировой славой: мечети Шах-Заде и Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне. Ходжа Синан прожил долгую жизнь – около ста лет. Грек по происхождению, уроженец деревушки Агирна близ города Кайсери (в Турции), он получил первоначально военное образование, затем вступил в корпус янычар, где учили не только военному, но и фортификационному искусству. Во время военныхпоходов Синан проявил себя незаурядным строителем, и султан назначил его старшим архитектором. С этого времени начинается активная деятельность выдающегося зодчего.
Как и многие представители эпохи Возрождения, Ходжа Синан был разносторонне образованным человеком – архитектором, военным инженером, астрономом. Всего им построено в различных городах Турции и за её пределами около 330 построек, в том числе 131 мечеть (81 собораня и 50 малых), 55 медресе, 19 мавзолеев, 5 акведуков, 17 караван-сараев, 14 минаретов, 31 дворец, 35 бань.
Евпаторийская мечеть Джума-Джами числится в списке сооружений Ходжи Синана под номером 77. По словам очевидцев, она была самой большой и красивой в городе и одной из лучших в Крыму.
Мечеть предназначалась для важного и торжественного в жизни Крымского ханства события. Крымские ханы, получавшие в Стамбуле права на ханство(фирман), прибывали сначала в Гёзлёв, где фирман обнародывался. Церемония эта происходила в мечети Джума-Джами. Лишь после оглашения фирмана хан следовал в свою резиденцию в Бахчисарай.
После обнародования фирмана хан расписывался в специальном акте, который хранился в мечети. А. Демидов, путешествовавший по Крыму в 1837 г., оставил свидетельство о существовании такогоакта, подписанного 18 ханами. Девлет-Гирея , поэтому его принято считать основателем мечети.
Вопрос о времени строительства до сих пор остаётся спорным. Согласно последним данным, мечеть строилась длительное время, вероятнее всего в 1552-1564 гг.
Джума-Джами означает в переводе “пятничная мечеть”. Пятница у мусульман – праздничный день: в этот день по рпеданию родился пророк Магомет.
Храм представляет собой сооружение, в плане приближающееся к квадрату. Центральная часть его перекрыта мощным сферическим куполом диаметром 11,5 метра. С западной и восточной сторон к основному объёму пристороены двухэтажные галереи, увенчанные малыми куполами, по три с каждой стороны. В северной части к основному зданию примыкает притвор с пятью куполами. Композиция мечети построена на постепенном нарастании архитектурных объёмов кверху, где на высоте 20 метров покоится главный купол. Всей своей массой он опирается на сферические паруса и подпружные арки. Распор передаётся на четыре мощных столба. Малые купола конструктивно выполняют роль своеобразных контрфорсов.
В квадратном помещении главного здания происходило богослужение. Южную стену урашает открытый алтарь (михраб), свод которого выполнен из резного сталактита. Справа от михраба расположена высокая кафедра – мимбер, где во время службы находился мулла. Свет, проникая через 16 окон, прорезанных в основании купола, заполняет помещение мечети. От этого купол кажется легким, как бы невесомо парящим. При исследовании мечети установлено, что притвор, расположенный с северной стороны, - позднейшая пристройка. Первоначально здесь была открыта галерея с арками, опиравшимися на мраморные колонны.
О внешнем виде мечети ханского периода мы можем судить по рисункам архитектора Гесте, сделанному в 1798 г8. С запада на восток к мечети примыкали два 35-метровых минарета, которые придавали всему ансамблю строгость и торжественность.
Образцом для Джума-Джами послужила в известной мере знаменитая Айя-София В Константинополе. Сочетая архитектурные приёмы Византии с формами мусульманского Востока, Ходжа Синан создал замечательное по своей простоте и пропорциям сооружение.
В настоящее время производится полная реставрация мечети с восстановлением недостающих детадей и освобождением от всех позднейших наслоений. После реставрации творение Синана предстанет в своём первоначальном виде, радуя взоры многочисленных посетителей. Согласно проекту здесь откроется филиал краеведческого музея.
В Евпатории на улице Красноармейской сохранилась весьма примечательный памятник османской архитектуры 16 в. – турецкая баня.
В жизни народов Востока бани играли важную роль: они представляли собой, как в свое время античные и византийские термы, сооруженияобщественные, своего рода клубы, особенно любимые женщинами. Здесь они проводили свободное время, показывая друг другу наряды, распевая песни, угощаясь сластями и прохладительными напитками. Баня была для восточной женщины, пожалуй, единственным местом, где она чувствовала себя свободной от муржского деспотизма. Строителю приходилось учитывать все: сооружение должно было сочетать уют, красоту помещений с их прочностью и другими практическими требованиями (устройство отопления, водопровода и т. д.), поэтому строительство бань требовало болького искуссвта и было доступно лишь зодчему самой высокой квалификации.
Евпаторийская баня – многокупольное здание. Его отличают прежде всего простота архитектурных форм и надёжность в эксплуатации. Внутрення планировка соответствует общей схеме, по которой строились все турецкие бани: предбанник, промежуточное помещение служилоа также местом отдыха. Освещалась баня через круглые окна, прорезанные в куполах.
Стены здания очень толстые, сложены из бута и местного известняка-ракушечника, на растворе, отличающемся прочностью. За 400 лет существования баня несколько раз подвергалас реставрациям и переделкам. Предбанники, некогда перекрытые высокими куполами, в настоящее время имеют плоские перекрытия. Мраморные полы почти полностью заменены метлахской плиткой или бетоном.появилась пристройка – котельная, а средневековый водопровод уступил место железным трубам.
Турецкая баня в Евпатории по своим архитектурным формам и техническому решению очень близка феодосийской, построенной Синаном и до наших дней не сохранившейся.
В юго-восточной части города находится ещё один интересный памятник средневековой архитектуры – келье дервишей, иначе говоря – мусульманский монастырь. Как и действующая турецкая баня, памятник этот в Крыму единственный.
Текие дервишей – центрально-купольное сооружение, в плане представляет квадрат, вокруг которого распологались многочисленные комнаты-кельи. Квадратное центральное помещение путём среза углов переходит в восмигранник, он завершается куполом с шатровой крышей. Интерьер здания текие поражает широтой пространства, блестяще перекрытого куполом (диасферических парусов и подпружных арок передаётся на мощные (толщиной более метра) стены.
Кельи дервишей лепятся вокруг здания одна подле другой. Они представляют собой небольшие, невысокие помещения, перекрытые плоскими сводами, каждое с небольшим щелевидным окном. Войти в келью ожно былолишь из центрального помещения.
В простой и оригинальной композиции и внутренней планировке текие сказалось большое мастерство архитектора. К сожалению, нет никаких письменных сведений ни об истории монастыря, ни о его авторе, ни о дате постройки.. исходя из общего архитектурного решения и конструктивной схемы, мы вправе отнетси это сооружение к 15 – началу 16в.
В северной части старого города, на улице Матвеева (бывшей Караимской), особое внимание привлекает внимание дом № 68. За большими железными воротами с ажурной решеткой открывается необычный двор с двумя зданиями в глубине его.
На чугунной доске у ворот значится, что памятник архитектуры – караимские кенасы. Перед нами один из филиалов краеведческог музея, в прошлом молельн и караимов – немногочисленной народности.
Время начального поселения караимов в Евпатории неизвестно. По данной археолога А. С. ирковича, крупного караимского учёного, самый ранний памятник на караимском кладбище в Евпатории, которое было им обследовано, датирован 1593 г. не подлежит сомнению, что появились караимы в городе намного раньше.
После присоединения Крыма к России Евпатория становится местопребыванием гахама – духовного главы караимов. Здесь же в 1807 г. построен их Соборный кафедральный храм для службы в торжественные и праздничные дни, а в 1815 г. – храм для службы в будние дни. Спроектированы и построены кенасы архитекторами братьями Бабовичами.
Соборный храм и его дворики – поистине замечательный архитектурно-художественный памятник караимского искусства. Ныне существующие входные ворота, выполненные в стиле Ренессанс, появились значительно позже, в 1900 г. они заменилистаринные, меньшего размера, из кованого железа. В чём особое своеобразие этого архитектурного комплекса? Прежде всего, несомненно, в удачной планировке, искусном расположении храмов и трёх двориков, каждый из которых является продолжением другого. Первый начинается от входных ворот и продолжается до квадратной площадки, обрамлённой трехарочными аркадами на каменных колоннах. Он носит название “дворик-коридор” и ведёт к зданиям кенас. Слева от входных ворот в этомдворике находитсямраморный фонтан для омовения рук перед молитвой. Этот дворик, вымощенный каменными плитами и обнесённый с двух сторон аркадой, покрыт высоким трельяжём и обсажен с левой стороны виноградными лозами. В арочные ниши этого и ещё одного, третьего по счёту дворика со второй четверти и до конца 19 в. вмонтировались белые мраморные плиты.
В первом дворике 23 таких плиты, третьем 18; высеченные на нх надписи сообщают имена караимов0 сделавших пожертвование на строительство кенасы и других сооружений, на открытие школ, помощь нуждающимся или оказавших какую-либо другую услугу караимской общине.
Второй дворик, расположенный междузданиями кенас. Вместо мраморных плит с надписями здесь с двух сторон проходит открытая аркада, а далее колоннада портик бывшей Соборной кенасы. Пол в этом дворике выстлавбелым мрамором, что послужило поводом для названия – мраморный дворик, или дворик-колоннада.
И вот два здания. Слева – большая кафедральная, справа – малая кенаса. На их наружных стенах между окнами вмонтированы с каждой стороны пять мраморных плит, на которых высечены стихи религиозного содержания.
За зданием малой кенасы открывается третий дворик, представляющий собой неправильной формы четырёхугольник. Стрёх сторон он отделан аркадой, в арки которой вмонтированы мраморные плиты. Две из них с горельефами двуглавых орлов обращают особое внимание. Первая поставлена в 1842 г. в ознаменование присоединения Крыма к России(1783). Вторая плитаувековечивает память умершего в 1855 г. Симы Соломоновича Бабовича, учёного и общественного деятеля, известного больше под именем Хаджи-Ага. Он был первым гахамом после присоединения Крыма к Росии.
Дворик носил название “дворика ожидания”. В нём караимы ожидали начала молитвы и решали общинные вопросы. К дворику примыкает небольшой садик, северне кафедральной кенасы. В центре садика – шестигранная беседка с шатровым перекрытием, вымощенная каменными плитами. Она живо напоминает тюркскую юрту. Этой беседкой караимы отдавали дань памяти далёкой истории своего народа – времён хазар кочевников. Здесь ежегодно осенью проводился праздник урожая, продолжавшийся целую неделю. жЕлезный остыв беседки обтягивался плотнойковровой материей, пол застилался коврами. После очередной молитвы происходило освящение плодов нового урожая, после чего их раздавали детям и городской бедноте, независимо от национальной принадлежности.
Дворики поражают обилием зелени, создающей прохладу и своеобразный эмоциональный настрой. Прежде чем верующие вступали в храм, им предстояло пройти через все три дворика – это должно было поднять их молитвенное настроение.
Это небольшое по размерам, несложное поконструкции прямоугольное в плане здание, перекрытое четырёхскатной черепичной крышей. Окна расположены в два этажа. Здание сложено из белого инкерманского камня.
Во времена Крымского ханства кенаса находилась под землёй на этом же месте. Затем караимский храм был неподалёку от мечети Джуда-Джами, но с возведением новой кенасы караимы его разобрали.
Внутреннее убранство и сама планировка кенас в результате неоднократных переделок изменили свой превоначальный вид. Однако истрическая литература донесла до наших дней описание их прежнего состояния.
Перед входом в большую кенасу находится портик, который называется “азара”. Четырнадцать беломраморных колонн обрамляют северную и часть восточной сторны храма. Первоначально портик был открытм. Вход в него имеется с восточнойи северной стороны храма. Особого внимания заслуживает потолок. Он был разделён на шесть равныхпрямоугольников и отделан великолепной раскрашенной резьбой по дубу. Согласно преданию, эту резьбу выполнял известный мастер Камбурчук-Беньяминака. Позже, чтобы предохранить потолок от порчи вследствие сырости, портик застеклили.
Вход в кенасу с востока выполнен в виде килевидной арки, украшенной резьбой по камню. Аналогичный вход - с северной стороны храма.
Храм в прошлом представлял собой большой зал, разделённый на три части. Подобно мусульманским мечетям, на южнойстене находился алтарь(гехал), где в специальной нише хранились свитки Торы , написанные на рулонах бумаги, а древние – на пергаменте. Эта ниша закрывалась пархетом – богато вышитой занавесью. Перед нишей - помост шириной 2 и высотой о,45 метра, со ступенями и балюстрадой. В центре его, против ниши, возвышался наалой (духан) с семисвечником. Внизу, по бокам алтаря, стояли ещё два аналоя, а подле них крела для газанов (священников), котрые не правят службы.
Центральная, самая больная часть зала (шулхан), была преназначена для нестарых мужчин, а примерно треть (мошав зекением) – для стариков, где стояли скамьи. От центральной эта часть зала отделялась аркадой на тонких деревянных колонах, которые в свою очередь подрживали двухъярусный балкон.
На балконе, зарешётченном густой деревянной решёткой, находились женщины – им полагалось молится отдельно.
Отличительная черта этой и всех других кенас – богатство внутреннего убранства. Алтарная часть была оформлена занавесами и покрывалами из дорогих тканей, вышитых шёлком, серебром и золотом;изобиловала богатой утварью из серебра чеканной работы. Полы были устланы прекрасными персидскими корвами и ковровыми дорожками; стены и потолки расписаны растительным и геометрическим орнаментом вв сочетании с резными дубовыми вставками.
К потолку были подвешены десять великолепных хрустальных люстр, в том числе большая венецианская гнутого стекла, необычайно красивая. Кроме того, зал освещался многочисленными свечами в подсвечниках, лампадами и парными настенными бра с фарфоровыми и стеклянными плафонами. Поэтому в праздничные вечера зал, по свидетельству старожилов, буквально утопал в море света.
Малая кенаса отличается от большой лиш меньшими размерами и количеством ярусов балкона для женщин, а также меньшей изысканностью интерьеров. В результате иногочисленных переделок он потерял цельность планеровки и в нынешнем своём виде даёт весьма слабое представление об изначальной постройке.
В 1927 году в большой кенасе открылся антирелигиозным музей, в прилегающем к нему помещении (бывшей школе для мальчиков) – караимский национальный клуб. Впоследствии был реорганизован в исторический. Здание подвергалось значительным переделкам: из одноэтажного большого зала устроено было двуэтажное помещение – в каждом этаже по 4 комнаты. Эти переделки, естественно, не пошли на пользу памятнику: сохранился только наружный и то не полный вид архитектурного ансамбля. До конца 30 годов 19 века Евпатория оставалась фактически в границах средневекового Гёзлёва и во многом ещё на него походило. Исключение составляла лишь набережная – Лазаревская улица, ныне Революция, которая начиная с 40 годов застраивается двухэтажными зданиями на европейский лад. Она стала центральной улицей города. На ней находилась большая часть общественных зданий: учереждения, магазины, гостиницы. С тех пор многое изменилось, бесследно исчезли почти все постройки того времени. Единственным зданием, дающим представление об облике этой улицы в середине 19 века, является здание, в котором в дореволюционное время находилась гостиница “Санкт Петербург”, а после революции – гостиница “Ленинградская”.
В архитектурном отношении здание представляет собой яркий образец русского классического стиля. Особого упоминания заслуживает портик с четырьмя ионическими колоннами. Отличающийся пропорциями и мастерством исполнения. Архитектура гостиницы. Прежде всего великолепный портик. Заставляет предполагать, перед нами постройка сердины 19 века.
Из культовых сооружений сохранился собор св. Николая, расположенный на улице Революции. Неподалёку от мечети Джума-Джами.
Огромный купол собора, прорезан в основании оконными проёмами. Боковые куполки примыкающие к основному зданию, служат своеобразными контрфорсами, погашая распор главного купола. Сооружение отличается смелостью конструктивного решения. Основным материалом при строительстве послужил плотный известняк, из которого построены многие общественные здания города.
Собор был построен в 1898 году в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких захватчиков в годы Крымской войны. В его объёмно-пространственной композиции был использован сложившийся в тогдашней России своеобразный тип византийских церквей с подчёркнутым центральным куполом.
Застой строительства города в 19 веке был вызван несколькими причинами. Во-первых, Евпатория оставалась в стороне от широкой дороги, что вела в Крым с Севера. Во-вторых, была втянута в Крыскую войну после которой долго не могла оправиться.
Тем ростом экономики, который наметился в конце 19 века, Евпатория обязана развитию курорта. После постройки грязелечебницы, очень быстро завоевавшей себе громкую репутацию, поток отдыхающих стал увеличиваться. Евпатория начинает входить в моду как дачное место. Западная часть побережья в короткий срок застроивается дачами и особняками. Здесь начинают разводить сады и парки.
В отличие от старой части города строительство нового дачного посёлка находилось под определённым контролем городской думы и главного архитектора Евпатории. Благодаря этому район имеет чёткую планировку: прямые строения, параллельные и перпендикулярные друг к другу улицы.
Строительство дач началось примерно с 1894 года. В плане архитектурном они представляли собой два типа построек – дачи-кабинки и дачи-особняки. Наиболее характерны дляь курорта того времени дачи-кабинки: по сторонам прямоугольной площади тянулся длинный ряд кабинок. Особняки выделялись более разнообразной, порой весьма прихотливой архитектурой. В большинстве случаев преобладал восточный, так называемый мавританский стиль, множество особняков было построено в стиле “модерн” и несколько в античном. Как правило, дачи-особняки утопали в зелени садов, разбитых весьма искусно – с многочисленными аллеями, клумбами, фонтанами.
Общий вид дачного района был довольно пёстрый. В нём не ощущалось ни единого замысла, ни гармонии.
Одно из достопримечательных сооружений дореволюционной Евпатории – театр имени А. С. Пушкина. Строительство его было вызвано тем, что старое помещение для театральных зрелищ, находившееся в городском сквере (ныне сад имени караева), в 1898 г. сгорело. Однако вопрос о постройке театра долго решался в думе. Наконец в марте 18999 г. дума выделила 80 000 рублей на финансирование строительства. Городская дума утвердила проект будущего театра, составленный главным архитектором Евпатории А. Л. Генрихом и архитектором П. Я. Сеферофым.
В 1908 г. строительство началось. Длилось оно два года. Открытие нового здания состоялось 20 апреля 1910 г.
Театр – довольно внушительное сооружение в стиле “модерн” с подчёркнутым геометризмом архитектырных форм. Два основных его объёма – зрительный зал и сценическая площадка – различны по высоте: сильно возвыщающийся объём сценической площадки с двухскатным перекрытием явно доминирует. К главному фасаду здания примыкает портик с мощными, квадратными в плане, столбами – колоннами. Вверху портик заканчивается видовой площадкой с парапетом. Боковые части главного фасада на уровне второго этажа завершаются терасами
Более удачен интерьер. Трёхярусный зал, несмотря на сравнительно небольшую площадь, вмещает более 800 человек. Заслуга архитекторов прежде всего в том , что здание имеет отличную акустику, которую отмечали многочисленные исполнители, выступавшие со сцены театра. Благодаря своему величественному объёму здание театра занимает главенствующщее положение в этой части города. Площадь возле него получила название Театральной.
Великолепным сооружением на площади является здание городской библиотеки имени А.С. Пушкина, построенное в 1912- 1914 гг. архитектором П.Я. Сеферовым. Стилистичиские это один из вариантов парковой архитектуры. Круглое в плане, здание выполнено в виде ротонды. Внутри – великолепно исполненный купол. Полукруглые окна в верхней подкупольной части и прямоугольные в нижней наполняют здание ровным расеянным светом. С восточной стороны к ротонде примыкает прямоугольное помещение для хранения книг, а с запада расположен главный вход, который оформлен полуциркульной арочной нишей, заполненной двумя пилястрами, а в верхней части - –екоративными вставками.
Здание библиотеки окружено зеленью деревьев и кустарников, создающих тот фон, который ещё более подчёркивает стройность архитектурных форм.
Оригинальный архитектурный облик имеет улица Свердлова, начинающаяся от Театральной площади.
В перечне наиболее интересных построек нельзя не назвать здание краеведческого музея, главный фасад которого имеет необычныю архитектуру. Прямая гладь стены нарушается двумя выступающими дверными проёмами. Один из них – с полуциркульным верхом – оформлен многолопастной аркой, опирающейся на две тонкие колонны со своеобразными капителями.
Все эти своеобразные декоративныен элементы – сплетение многолопастных арок, подковообраные окна, резкой орнамент и ступенчатые зубцы – являются характерными чертами мавританского стиля.
Улица Свердлова выходит к морю на набережную имени М. Горького – одно из красивейших мест Евпатории. Во время войны часть зданий, расположенных на набережной пострадала, часть была полностью уничтожена.
Центральная курортная поликлиника – её возвели ещё в начале 20 в. центральный объём прямоугольного в плане здания выполнен в виде ротонды, несущей на себе печать классицизма. Между стройнымит ионическими колоннами прорезаны высокие оконные проёмы, наполняющие помещение ярким светом. к верхнй части великолепного купола примыкает балюстрада, роль её чисто декоративная. Нельзя не упомянуть о двух боковых объёмах: к устроенным в них дверным прёмам ведут лестницы с великолепной декоративной балюстрадой. Оно привлекает внимание необыкновенной легкостью форм, гармоничностью пропорций и выделяется своей белизной на фоне зелени набережной. Как и здание городской библиотеки, это яркий образец парковой архитектурры
Из всего сказанного видно, что в Евпатории много архитектурных сооружений, что делает её привлекательной не только как курорт, а и как уголдок истории.