Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Контрольная работа: Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общие сведения о возрастном развитии человека

  2. Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

Список используемой литературы


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗРАСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА


Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Известный ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определить как сумму «резервных мощностей» основных систем организма. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма.

Таким образом, естественно-защитные реакции являются одним из самых главных условий существования жизни на земле. Они лежат в основе приспособляемости - способности живых органов сохранять и совершенствовать свою структуру и функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические - это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например - иммунитет после перенесенных заболеваний - корь, оспа и т.д.

Неспецифическая сопротивляемость - общее биологическое свойство для всего живого на земле, но у человека эта реакция (неспецифическая) путем целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировки, может неограниченно совершенствоваться. И основную роль в этом играют физические упражнения, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Под развитием организма понимают 3 основных процесса:

1. Рост – увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс;

2. Дифференцирование органов и тканей;

3. Формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы взаимосвязаны.

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т.е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма – функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.

С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:

1-10 дней – новорожденный;

10 дней-1 год – грудной возраст;

1-3 года – раннее детство;

4-7 лет – первое детство;

8-12 лет М и 8-11 лет Д – второе детство;

13-16 лет М и 12-15 Д – подростки;

17-21 год – юноши и 16-20 девушки – юношеский;

22-35 первый зрелый;

35-60 М и 35-55 Ж – второй зрелый;

60-74 – пожилой;

75-90 – старческий;

90 и более -долгожители.

В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст (до 6-7), младший школьный (до 9-10); средний (до13-14); старший возраст (до 17).

Особо отмечают период полового созревания (переходный или пубертатный период). В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения.

Гетерохронность (греч. гетерос – другой, хронос – время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают.

Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. С ними частично совпадают сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в т.ч. педагогическим и тренерским. Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны. При этом возникает наиболее выраженное развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.

Сенситивные периоды для различных физ. качеств развиваются гетерохронно. Сенситивный период развития мышечной силы – 14-17 лет; развития быстроты – 11-14л; выносливости – 15-20л; гибкости 3-15л; ловкости 7-15.


  1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА


Динамика физического развития и анализ контрольных показателей на этапе начальной спортивной специализации дают возможность определить два периода, в соответствии со спецификой заданий и возрастными особенностями, имеющих характерные для них уровни физической, технической и функциональной подготовленности юных толкателей ядра:

- период становления двигательных навыков (возраст 11-12 лет) - начальное обучение технике физических упражнений: медико-биологические показатели и их влияние на развитие физических качеств;

- период стабилизации двигательных навыков (13-15 лет) - формирование техники толкания ядра: показатели уровня физической, технической подготовленности и их взаимосвязь с функциональной подготовленностью юных атлетов.

В силу возрастной вариативности к модельным характеристикам физического развития юных толкателей ядра относят, прежде всего, те, которые отображают влияние вида спорта на особенности строения тела и опорно-двигательного аппарата. В первую очередь, это - весоростовые показатели. В этот период особенное значение приобретает контроль за физическими нагрузками юного организма, что связано с высокими темпами полового созревания. Поэтому, о функциональной подготовленности юных атлетов в целом можно судить лишь на основании результатов комплексного тестирования, которое предоставляет возможность определять модельные показатели юных толкателей ядра в возрасте 11-12 лет.

Особое значение придается функциональной подготовленности и физическому развитию, что, в свою очередь, влияет на развитие физической подготовленности юных атлетов. В результате проведенных исследований, как пример, в табл. 1. приведены математико-прогностические модельные характеристики показателей физического развития, функциональной подготовленности и физической подготовленности для 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации.

Второй период (возраст 13-15 лет) - период стабилизации двигательных навыков (формирование техники толкания ядра), определяется активным развитием физических качеств и специальной работой на усовершенствование двигательных навыков, специальными физическими качествами, необходимыми для участия в соревнованиях.


Таблица 1. Математико-прогностические модельные показатели 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации

Показатели Девушки Юноши

Х±δ

низкие средние высокие

Х±δ

низкие средние высокие
Длина тела, см 161,8±10,7 151,1 161,8 172,5 170,3±5,1 165,2 170,3 175,4
Масса тела, кг 60,4±11 49,4 60,4 71,4 72±11,7 60,3 72 83,7
Динамометрия правой кисти 22,2±3,0 19,2 22,2 25,2 27,2±3,5 23,7 27,2 30,7
Динамометрия левой кисти 21,1±3,1 18 21,1 24,2 26,2±3,4 22,8 26,2 29,6
ЧСС до нагрузки 70,2±4,7 65,5 70,2 74,9 67,7±1,4 66,3 67,7 69,1
ЧСС после нагрузки 102±3,5 98,5 102 105,5 100±3,5 96,5 100 103,5

V02

42,9±1,1 41,8 42,9 44 44,5±0,4 44,1 44,5 44,9

PWC170

933±23,4 909,6 933 956,4 1235±72,1 1162,9 1235 1307,1
АТmax до нагрузки 102±2,3 99,7 102 104,3 108±5,6 102,4 108 113,6
АТmin до нагрузки 65±3,2 61,8 65 68,2 65,8±3,4 62,4 65,8 69,2
АТmax после нагрузки. 121±6,2 114,8 121 127,2 130±14,1 115,9 130 144,1
АТmin после нагрузки 67±5,1 61,9 67 72,1 66±3,4 62,6 66 69,4
Бег 30 м с в/с 5,2±0,4 5,6 5,2 4,8 4,8±0,1 4,9 4,8 4,7
Прыжок в длину с места 177,5±7,8 169,7 177,5 185,3 198,7±15,7 183 198,7 214,4
3-ой прыжок в длину с/м 532±28,5 503,5 532 560,5 648±18,1 629,9 648 666,1
Жим штанги лежа 30±5,9 24,1 30 35,9 50,8±3,4 47,4 50,8 54,2
Приседание со штангой



54,2±4,5 49,7 54,2 58,7
Рывок штанги



40±4,1 35,9 40 44,1
Прыжок вверх 27,7±1,8 25,9 27,7 29,5 33,8±1,5 32,3 33,8 35,3

Именно в этот период, по мере обучения юных спортсменов технике толкания ядра, что подтверждено улучшением спортивных результатов, повышается уровень ведущих двигательных качеств, усиливаются взаимосвязи между скоростно-силовыми и силовыми показателями со спортивным достижением. Именно в этот период появляются значимые корреляционные взаимосвязи между спортивным результатом и показателями физической и технической подготовленности. Как у юношей, так и у девушек с возрастом усиливаются взаимосвязи соревновательной результативности и морфологических показателей с показателями физической, технической подготовленности.


Таблица 2. Показатели антропометрических измерений исследованных толкателей ядра 11-15 лет на этапе начальной спортивной специализации

Показатели Пол 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет


Длина тела Ю 166,6 170,3 172,8 179,8 183,8

Д 154,4 161,8 165,5 169,3 171,8
Масса тела Ю 63,1 72,0 77,6 89,8 90,3

Д 54,2 60,4 62,7 66,8 70,1

Отметим, что модельные антропометрические показатели современных юных толкателей ядра, приведенные в табл. 2, как у девушек, так и у юношей, значительно выше, чем модельные показатели длины и массы тела более раннего периода. Вес у юношей и девушек является одним из основных и очень лабильных показателей, быстрореагирующих и изменчивых под воздействием разных экзо- и эндогенных факторов и не имеет доминирующее значение в связи с недостаточным формированием мышечного корсета.

В связи с тем, что показатели роста стабильнее, чем показатели массы , в качестве базового характера используется длина тела, и относительно нее определяются величина и степень соответствия результата в толкании ядра в пределах данного возраста 13-15 лет у девушек и юношей. Эти изменения выражаются в виде коэффициента корреляции (r). Масса тела находится в прямой зависимости от роста. У девушек 11-12 лет прирост общего веса опережает абсолютную силу, потому вес тела имеет тесную корреляционную связь с ростом тела (в 11-12 лет r =0,79, 0,83 у девушек и r = 0,14, 0,64 у юношей), но ее увеличение с возрастом происходит неравномерно.

Анализ корреляционных связей в группе девушек – толкательниц обнаружил, что в 13-15 лет наблюдается повышение связи спортивного результата с ростом тела в длину и весом (тела r = 0,58, 0,67, 0,79, вес тела r =0,55, 0,51, 0,77) и до 15 годов становится более тесной. У юношей с переходом на более тяжелое ядро (6 кг) наблюдается отсутствие корреляционных связей длины и веса тела со спортивным результатом.

Кроме обследования антропометрических показателей юных толкателей ядра ставилась задача оценить состояние здоровья, выучить динамику тренированности и перенесения тренировочных нагрузок во время тренировочного процесса. На этом этапе для юных толкателей 11-15 лет минимальный комплекс медико-биологического контроля включает такие показатели: ЧСС, АД, V02, PWC170. Следует отметить, что ЧСС в покое является влиятельным фактором на спортивный результат только у девушек в 15 лет, на что указывает корреляционная связь r = 0,71 и имеют лучшее функциональное состояние, чем у юношей этого векового периода, который связан с ускоренным ростом тела в длину 13-15 годов, (табл.2), а потому нет связи со спортивным результатом. У юных спортсменов - относительно чаще наблюдалось повышение максимального давления (так названа юношеская гипертония), особенно у юношей в связи со вторичным вытягиванием тела в длину и половым созреванием (13-14 лет), особенно к концу этого периода - в 15 лет.

Таблица 3. Математико-прогнозированные модельные показатели физического развития, функциональной подготовленности, физической и технической подготовленности 15-летних толкателей ядра

Показатели Девушки Юноши

Х±δ

низкие средние высокие

Х±δ

низкие средние высокие
Длина тела 171,8±6,6 165,2 171,8 178,4 183,8±4,3 179,5 183,8 188,1
Масса тела 70,1±10,3 59,8 70,1 80,1 93,7±10,2 83,5 93,7 103,9
Динамометрия правой кисти 27,9±3,2 24,7 27,9 31,1 43,5±7,7 35,8 43,5 51,2
Динамометрия левой кисти 25,7±3,6 22,1 25,7 29,3 42,7±8,5 34,2 42,7 51,2
ЧСС до нагрузки 69,8±3,8 66 69,8 73,6 76,3±3,7 72,6 76,3 80
ЧСС после нагрузки 95,9±11,4 84,5 95,9 107,3 110±7,5 102,5 110 117,5

V02

49,3±1,2 48,1 49,3 50,5 49,7±1,2 48,5 49,7 50,9

PWC170

1489±31,2 1457,8 1489 1520,2 1539±86,2 1452,8 1539 1625,2
АТmax до нагрузки 116±9,1 106,9 116 125,1 128±9,0 119 128 137
АТmin до нагрузки 68±8,7 59,3 68 76,7 78,3±4,7 73,6 78,3 83
АТmax после нагрузки 134±21,8 112,2 134 155,8 169±11,7 157,3 169 180,7
АТmin после нагрузки 73±10,8 62,2 73 83,8 79±14,3 64,7 79 93,3
Бег 30 м с в/с 4,87±0,4 5,27 4,87 4,47 4,35±0,2 4,55 4,35 4,15
Прыжок в длину с места 203±13,5 189,5 203 216,5 236,8±10,0 226,8 236,8 246,8
3-ий прыжок с места 605±22,0 583 605 627 735±17,7 717,3 735 752,7
Жим штанги лежа 39±5,4 33,6 39 44,4 80±10,4 69,6 80 90,4
Приседание со штангой 57±8,7 48,3 57 65,7 93,3±11,1 82,2 93,3 104,4
Рывок штанги 30±5,2 24,8 30 35,2 63±6,3 56,7 63 69,3
Взятие штанги на грудь 37±6,4 30,6 37 43,4 53±6,9 46,1 53 59,9
Прыжок вверх 39,4±2,7 36,7 39,4 39,1 42±2,9 39,1 42 44,9
Угол скручивания 15,9±2,5 13,4 15,9 18,4 18,5±1,5 17 18,5 20
Путь актив. воздействия 1,09±0,04 1,086 1,09 1,13 1,37±0,1 1,27 1,37 1,47
Ампл. движений суставных углов 181±1,9 179,1 181 182,9 183±3,2 179,8 183 186,2
Ампл. в пр. кол. суставе 146±2,6 143,4 146 148,6 149±3,2 145,8 149 152,2
Время 1-ой безоп. фазы 0,146±0,003 0,149 0,146 0,143 0,151±0,003 0,154 0,151 0,148
Время 2-ой безоп. фазы 0,041±0,002 0,043 0,041 0,039 0,041±0,002 0,043 0,041 0,041
Время. фин. усилия 0,342±0,003 0,345 0,342 0,339 0,346±0,003 0,349 0,346 0,343
Соревновательный рез-т 9,86±0,77 9,09 9,86 10,63 9,98±0,51 9,47 9,98 10,49

Большое значение в достижении спортивного результата в соответствии с установленными нормативными требованиями в этот период приобретает оценка физической и технической подготовки юных толкателей ядра, с применением эффективных средств и методов в тренировочном процессе. Это дает возможность контроля за их выполнением, предоставляет возможности оценить и определить уровень физической подготовленности юных атлетов, принимая во внимание возрастные особенности, что способствует увеличению эффективности обучения процесса.

Ранняя диагностика способностей юных метателей - давняя проблема легкоатлетических метаний. Насколько велики потенциальные возможности спортсменов, как выявить из них наиболее одаренных?

Теория не дает четких ответов на эти вопросы, а практика решает их интуитивно, на глазок. Необходим специфический тест для раннего отбора и определения перспективности юных метателей. Нами предлагается следующий подход к решению этой проблемы.

Предполагается, что быстрота «пустой руки» в специфическом для метателя движении, обусловлена «генетически». Она не зависит ни от возраста, ни от веса, ни от силы спортсмена, а потому может быть примерно равной и у взрослого мастера, и у юного метателя.

«Если внешнее отягощение невелико, то уровень силы не сказывается на скорости» (В.М. Зациорский «Физические качества спортсмена»). Экстраполируя этот постулат на предмет наших усилий, получаем что и при метании очень легких снарядов юноша и мастер могут показывать примерно одинаковые результаты. Но чем больше вес отягощений, тем больше разница проявления этой специфической быстроты. И она выражается в разительном различии результатов.

При прочих, условно принятых равными, факторах, наш юноша сильно отличается от взрослого мастера, прежде всего - весом и уровнем развития силы. Как же сравнить их возможности? Надо попытаться поставить их в равные условия, дать каждому по снаряду, соответствующему их кондициям. Так называемому - соизмеримому снаряду. Создать условия, при которых юный спортсмен сумеет показать результат мастера спорта международного класса (МСМК). В толкании ядра это будет результат порядка 20 м.

Если при этом:

1) юноша показывает искомый результат;

2) технический уровень исполнения им движения удовлетворителен;

3) антропометрические характеристики юноши и мастера сопоставимы;

4) соотношение их кондиций и масса ядра примерно равны, то одаренность юного метателя сомнений вызывать не должна.

Но кондиции - это большой набор качеств, необходимых метателю. Здесь рост, вес, длина рук, сила ног и туловища, взрывная способность ног, психофизические особенности. Возьмем в качестве примера одну из составляющих кондиций - силу в упражнении «жим лежа».

Ведущие атлеты мира, показывающие в толкании ядра результаты порядка 20 м, имеют, как правило, уровень развития силы в этом упражнении 210-220 кг (мужчины) и 115-125 кг (женщины). Количество кг силы атлетов, приходящейся на 1 кг массы ядра, равно примерно 30 ед. (у мужчин 210-220 кг: 7,257 кг, у женщин 115-120 кг : 4 кг).

Величину силы атлета, приходящуюся на 1 кг массы ядра, при дальности его полета на 20 м, мы условно назвали «нервно-мышечный индекс» - НМИ.

НМИ мастера, равный или примерно равный 30 ед., принимается нами как критерий высокой эффективности деятельности нервно-мышечного аппарата толкателей ядра высокого класса. НМИ юноши, близкий к 30 ед., достигнутый с соизмеримым снарядом, характеризует возможности его нервной системы производить мышечное усилие, по своим параметрам не уступающее аналогичным параметрам мастеров спорта и МСМК. И может служить тестом - оценкой потенциальных возможностей юных атлетов.

Показатели на уровне 30 ед. и ниже будут диагностировать повышенные возможности атлетов, выше - пониженные. Значения НМИ могут меняться с ростом технического мастерства спортсменов. Чем спортсмен техничнее, тем при меньшем уровне развития силы он может добиться искомого результата.

Значения НМИ зависят также от антропометрических особенностей атлета. Здесь могут сыграть свою роль компенсаторные механизмы. Метатель низкорослый, короткорукий обязан компенсировать эти недостатки суперразвитием других качеств. Стать очень сильным, быстрым, техничным. И наоборот: Недостатки в развитии силы отдельные спортсмены компенсируют выдающимися антропометрическими данными, добиваясь низких значений НМИ, что в свою очередь, является признаком высокой одаренности.

В процессе тренировки возможности нервно-мышечной системы возрастают в основном за счет увеличения силовых факторов. Вполне резонно предполагать, что наш юноша сумеет реализовать свои способности и при условии приложения большей силы будущего уровня к более тяжелому будущему снаряду. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл изменить основную стратегическую линию многолетней подготовки метателей. Главным, доминирующим фактором становится достижение уровня МСМК с соизмеримым снарядом. При рациональной тренировке, на фоне возрастающих кондиций, метатель переходит с одного веса снарядов на другой, вплоть до взрослых соревновательных снарядов.

Наверняка найдется немало скептиков, не приемлющих подход по использованию силы в упражнении «жим лежа», как одной из составляющих кондиций в расчете НМИ. Ведь возможно, видимо, подсчитать НМИ и по другим составляющим. Например, по уровню взрывной силы, взяв за пример прыжок в длину, тройной или метание ядер.

Действительно, мы знаем, что единственным производителем усилия в метаниях являются ноги спортсмена, а плечевой пояс (ПП) - суть звено, передающее это усилие на руки и снаряд. Оно должно быть сильным и эластичным, чтобы выдержать скоростно-силовой импульс, создаваемый ногами. Оно только терпит, но не создает. И, тем не менее, экспериментально установлено, что наибольший прирост скорости ядро получает за счет сокращения мышц ПП в фазе финального усилия. Абсолютная величина ускорения ядра в этой фазе зависит от силы и сократительной способности мышц, обеспечивающих приведение плеча и разгибание руки. Корреляционная связь этого упражнения со спортивным результатом очень высокая. Она начинает прослеживаться на уровне II-III разрядов (0,455-0,621) (данные Т. Пресс) и идет по возрастающей, достигая к уровню МСМК почти линейной зависимости. Очевидно, что увеличение абсолютной силы (Fабс) этих групп мышц в итоге создает условия для непосредственного увеличения и силы, прикладываемой к ядру.

В 1969 году В.Н. Тутевич математически доказал, что «зависимость дальности метания различных весов от средней силы F является практически линейной: и каждый кг увеличения силы дает вполне определенный и одинаковый прирост дальности». Безусловно, речь идет о силе, прикладываемой к снаряду. И если: обе эти силы (Fабс и Fприкл) практически линейно влияют на результат, то с некоторой натяжкой мы можем их отождествить.

Принять, что каждый кг увеличения Fабс атлета дает «вполне определенный прирост дальности» (толкания ядра в частности) - что и требовалось доказать. Силу Fабс в упражнении «жим лежа» правомерно использовать как одну из составляющих кондиций метателей. А это, в свою очередь, доказывает корректность подхода по использованию соизмеримых снарядов в качестве теста по определению способностей юных метателей.

В возрастной период 11-15 лет у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движения. Однако в период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости юного атлета.

Таким образом, главной особенностью исследования юных атлетов в период 11-12 лет является уровень физического развития и функциональной подготовленности. В этот период особенного значения приобретает контроль за физическими нагрузками юного организма, что связано с высокими темпами полового созревания. А период 13-15 лет (активного развития физических качеств и специальной работы над усовершенствованием навыков, специальных физических качеств, необходимых для участия в соревнованиях) необходим комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельности юного организма к адаптации его к физическим нагрузкам, которые способствуют повышению эффективности тренировочного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. -К,: Здоров’я, 1986, - 160с.

  2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Высшая школа, 1974.

  3. Годик М.А. Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

  4. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 38.

  5. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. Ч 2. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С .61-149.

  6. Круцевич Т.Ю., Воробьёв М.И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей. - Киев: НУФВСУ, 2005. - 195 с.

  7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

  8. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников; Под ред. Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.

  9. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

  10. Пангелов Б.П. Развитие двигательных качеств и спортивная одаренность юных легкоатлетов: Методические рекомендации для студентов физического воспитания и тренеров ДЮСШ. - Переяслав-Хмельницкий, 1989. - С. 1-17.

  11. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С. 588.

  12. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.

  13. Фомин Н.А. Физиология юношеского спорта: Уче6. пос. для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с.

19


Похожие работы:

  1. • Мышечная система человека
  2. • Исследование физического развития детей дошкольного ...
  3. • Газораспределительный механизм ВАЗ 21081
  4. • Обучение толканию ядра
  5. • Программный механизм
  6. • Процесс работы реечного толкателя
  7. • Модернизация программного механизма
  8. • Тормоз колодочный с электромагнитным приводом
  9. • Толкание ядра
  10. • Текущий контроль уровня развития физических качеств ...
  11. • Устройство грузовых автомобилей
  12. • Особенности деятельности тренеров
  13. • Двигательные расстройства
  14. • Влияние физкультурных занятий по лыжной подготовке ...
  15. • Психологические функции мышц
  16. • Совершенствование развития двигательных качеств ...
  17. • Расчет машинного агрегата для получения электрической ...
  18. • Подвижные игры как средство развития психофизических ...
  19. • Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com