Тотьма 2008
Введение
Спортивная наука всегда уделяла особое внимание вопросам не только повышения профессионального мастерства будущего контингента национальных команд, но и сохранения здоровья детей и подростков, занимающихся спортом. Анализ теоретических знаний, практических достижений и рекомендаций указывает на тесную и неразрывную связь проблем питания юных и взрослых спортсменов. Поэтому тема, рассматриваемая в настоящей работе, актуальна для всех возрастных категорий спортсменов, как профессионалов, так и любителей [2, с. 25].
Сегодня питание юных спортсменов можно понимать как процесс, в котором важны многие его составляющие: физиологические и биохимические механизмы усвоения пищи; гигиенические и санитарные (экологические) нормативы; меняющиеся потребности и нормы питания в зависимости от видов спорта, этапов подготовки и соревнований, роста и развития; психологические, поведенческие реакции; вопросы этики и эстетики; культурная и информационная среда обитания и, наконец, социально – экономические условия.
Современный спорт высоких достижений, когда ребенка отдают в спортивные секции с 3–4 летнего возраста, и он начинает совсем не по-детски вкалывать и переносить сверх нагрузки – это реалии нашего времени. Большого спорта без этого не бывает. Основная задача родителей и тренеров – адекватно адаптировать ребенка к этому процессу, что невозможно сделать без правильного здорового питания, учитывающего возраст, особенности здоровья, вид спортивной деятельности, период – учебно-тренировочный, соревнования, восстановительный отдых и прочее.
Однако не все тренеры и спортсмены знакомы с основами науки о питании, по причине недостаточных знаний спортсмены неправильно устанавливают свой режим питания. Чрезмерное увлечение одним каким-либо видом пищи не оправдано и не может способствовать повышению спортивных результатов. Нельзя превращать питание в самоцель и сосредотачивать на нем все свое внимание, но не следует, и забывать о той роли, которую играет питание в режиме спортсмена.
Здоровый ребенок – главная проблема ближайшего и отдаленного будущего любой страны, так как весь потенциал (и экономический, и творческий), все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры – все это является итогом достигнутого детьми уровня здоровья, их физической и интеллектуальной работоспособности [1, с. 16].
Цель: определить роль спортивного питания на физическое развитие юного спортсмена.
Задачи:
1) исследовать литературу по данной теме
2) определить анатомо-физиологические особенности развития подростков 14 – 16 лет;
3) выявить роль здорового и спортивного питания на развитие организма юного спортсмена;
4) раскрыть элементы спортивного питания;
5) дать рекомендации по питанию.
Объект: спортивное питание юного спортсмена.
Предмет: спортивное питание юного спортсмена и его влияние на рост мышечной массы.
Гипотеза: если применять спортивное питание и правильно тренироваться, то это приведет к росту мышечной массы.
1. Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме питания спортсменов
Анатомо-физиологические и психологические особенности юных спортсменов
Без глубокого знания анатомо-физиологических и психологических особенностей организма подростка и юноши невозможно правильно проводить учебно-тренировочную и воспитательную работу с ними решать задачи спортивной тренировки и достичь желаемой цели – подготовить всесторонне развитого спортсмена, обладающего крепким здоровьем и спортивным долголетием.
Для рассматриваемого возрастного периода характерна значительная перестройка организма. Физическое развитие подростка и юноши выражается в быстром росте тела (табл. 14) и усиленном развитии опорно-двигательного аппарата, изменениях в сердечнососудистой и нервной системах, созревании половых желез и в ряде других биологических процессов. Одновременно с этими изменениями и под их воздействием протекает и психическое развитие. [26. с. 12]
Тренеру необходимо постоянно помнить, что перед ним подросток или юноша. Даже если юноша, но росту и телосложению похож на взрослого, это не значит, что он может выполнить такую же работу, как взрослый.
Половое созревание ведет к ускоренному физическому развитию. Чрезмерные по объему и интенсивности тренировки в таком возрасте могут привести к преждевременной остановке роста и развития. Это одна из причин того, что молодые спортсмены иногда перестают прогрессировать. [22, c. 56]
Опорно-двигательный аппарат на протяжении жизни непрерывно изменяется. Формирование отдельных костей и их составных частей» протекает неравномерно. Опора тела – скелет – в своем развитии проходит ряд периодов, длительность которых изменяется в зависимости от воздействия различных факторов внешней и внутренней среды. Двигательная активность подростков существенно влияет на развитие скелета. Позвоночник, таз, нижние конечности принимают на себя вес тела. Упражнения со штангой (в основном при вертикальном положении тела) оказывают на них и на кости рук значительное воздействие. [17, с. 45]
В костной ткани подростков и юношей происходят большие морфологические сдвиги, так как рост костей и суставов еще не закончен. Поэтому кости податливы и легко деформируются при чрезмерных физических нагрузках (особенно статических). Процесс окостенения протекает неравномерно. Формирование костной ткани завершается к 20–25 годам. Этому способствуют рациональное питание, правильно дозированная двигательная деятельность и другие факторы. [20, с. 53]
Процессы роста и развития костной ткани могут ускоряться или задерживаться в связи с гормональными влияниями, определяющими весь процесс развития костной ткани. Существенную роль в процессе роста и формирования костей играют физические упражнения и трудовая деятельность подростков. Большие нагрузки, чрезмерные мышечные усилия отражаются на развитии костей, меняя их форму и структуру в большей степени, чем у взрослого. Поэтому разносторонность занятий, соблюдение принципа адекватности упражнений, чередование различных по характеру движений, включение в занятие упражнений, способствующих разгрузке позвоночника, таза и нижних конечностей, правильное распределение разных по величине тренировочных нагрузок предупреждают опасность неблагоприятных отклонений в развитии подростка или юноши, оказывают стимулирующее действие на рост и нормальное развитие его костной ткани. [17, с. 32]
Для того чтобы ослабить действие нагрузки на позвоночник, тазовый отдел и нижние конечности, способствовать в определенной степени их «вытяжению», целесообразно после серии упражнений со штангой и в конце основной части тренировочного урока выполнять висы и махи на перекладине или на кольцах, упоры и размахивания на брусьях (на предплечьях и на руках). Продолжительность –5-7 мин.
Прирост силы по мере того, как человек взрослеет, связан не только с увеличением массы мышц, но и с изменением их структуры, химизма, с улучшением нервной и гуморальной регуляций. Развитие мускулатуры у подростков и юношей происходит неравномерно, и это сказывается на выполнении многих упражнений. [27, с. 33]
Подъем штанги, как известно, связан с задержкой дыхания, натуживанием, повышением внутригрудного и внутрибрюшного давления. Поэтому необходимо укреплять дыхательные мышцы, особенно брюшной пресс и диафрагму. С этой целью используют упражнения: 1) лежа на спине, поднимание ног поочередно или одновременно, поднимание туловища, до положения сидя (коснуться руками носков ног), поочередное отведение ног в сторону, круги в одну и в другую сторону прямыми сомкнутыми ногами; 2) упражнения в упоре на параллельных брусьях или в висе на перекладине, кольцах; поднимание ног до горизонтального или более высокого положения. Хорошо развитая передняя стенка живота предупреждает расхождение прямых мышц по белой линии и, что особенно важно, предотвращает возможное образование грыж (паховых и пупочных). Кроме того, развитие силы мышц живота способствует поддержанию в анатомических правильном положении органов брюшной полости, от чего зависит их нормальное функционирование. [25. с. 19]
Рост силы у подростков и юношей, с возрастом происходит вследствие увеличения массы мышц и их качественного изменения и благодаря упражнениям со штангой постепенно возрастающего веса.
Сердечнососудистая система, претерпевая возрастную перестройку, в процессе выполнения различных упражнений со штангой испытывает значительные нагрузки. Для подростков и частично юношей характерна диспропорция между увеличением массы и размеров сердца с одной стороны, его функциональными возможностями и общим ростом тела – с другой. Это не говорит о функциональной неполноценности системы кровообращения. Однако следует учитывать, что функциональные резервы сердца у подростков и многих юношей меньше, чем у взрослых. Поэтому всякое повышение интенсивности работы обходится организму подростка или юноши значительно дороже [15, с. 18]
1.2 Понятие о здоровом питании школьников
Рациональное здоровое питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья нации. Однако в настоящее время в России в силу сложившихся социально-экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться здоровым и сбалансированным [23, с. 76]
Здоровое питание – один из основополагающих моментов здорового образа жизни и, следовательно, сохранения и укрепления здоровья. Это существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма. Рациональное здоровое питание обеспечивает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды. Следует помнить, что питание является одним из важнейших факторов, способным оказывать негативное влияние на формирующийся организм детей и подростков при неправильной его организации
Изменение статуса питания в современных условиях. Проводимые с 1989 года в России исследования фактического питания различных групп населения показали, что структура питания претерпевает значительные изменения в сторону значительного уменьшения потребления наиболее ценных пищевых продуктов. Повседневный рацион большинства россиян это «пища бедняков» – углеводисто-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов, микроэлементов. Наиболее характерными причинами дисбаланса рационов питания являются большое потребление хлеба и хлебопродуктов, картофеля, жиров животного происхождения, недостаточное потребление основных источников полноценного животного белка (мясо, рыба, молоко, яйца), растительных масел, свежих овощей и фруктов. В результате не удовлетворяется физиологическая потребность в пищевых веществах. Так, например, по обобщенным данным исследования населения, дефицит полноценных белков составляет 25%, витаминов группы В – 30–40%, витамина А – 30%. Вызвавшая неподдельное изумление исследователей ситуация с глубочайшим дефицитом витамина С – 70–90% (даже после лета) в настоящее время несколько выровнялась после активно предпринятых мер по дополнительной витаминизации продуктов. [31, с. 51]
Выявляемый дефицит носит сочетанный характер. И обнаруживается не только зимой и весной, но в летне-осенние периоды, что свидетельствует о формировании круглогодичного («постоянного») типа дефицита.
Именно изменением статуса питания объясняется рост числа лиц с избыточной массой тела и ожирением – ведущим фактором риска таких заболеваний как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, а также людей со сниженной иммунореактивностью и резистентностью к неблагоприятным факторам внешней среды, увеличиваются элементарно зависимые заболевания щитовидной железы, железодефицитная анемия, остеопороз. Наблюдается снижение антропометрических показателей у детей раннего возраста. Негативное влияние на структуру питания оказали не только социально-экономические изменения в стране (экономический кризис 90-х годов, снижение уровня жизни большинства населения, продолжающийся рост цен на продукты питания), но и низкий уровень знаний населения по вопросам рационального здорового питания, как составляющей здорового образа жизни. Отмечается низкий уровень культуры питания; сложившиеся семейные традиции пищевого поведения. Основные знания по питанию дети обычно получают либо из рекламы, либо от родителей. Как показал опрос родителей одной из школ, информацию о питании получают из рекламных статей в средствах массовой информации – 69%, от коллег по работе и знакомых 24%, от врачей – только 7% опрошенных. При этом уровень знаний о правильном сбалансированном здоровом питании достаточно низкий. К сожалению, знания по основам диетологии оставляют желать много лучшего как у преподавателей, так и у большинства медицинских работников.
Очень важно, чтобы предпочтение здорового питания и правильные пищевые привычки начинали формироваться с раннего детского возраста в семье, детских учреждениях, спортивных секциях и школах. У последних есть некоторое преимущество, так как обычно занимающиеся там дети замотивированы на достижение спортивных результатов, а не «просто на здоровье».
Происходящее в настоящее время укоренение новых пищевых привычек и смещение приоритетов питания в сторону фаст-фудов, высокожировых, рафинированных продуктов и блюд, газированных напитков – разнообразные фанты и колы, чипсы, гамбургеры, хот-доги, супы, лапша, пюре быстрого приготовления и пр. «Бутербродный» стиль питания. Уменьшение в рационе питания количества овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, рыбы, мяса – это реалии сегодняшнего дня. [5, с. 28]
Широкое распространение получила безумная и бездумная реклама, пропагандирующая пиво, различные энергетические напитки и пр. Создается ситуация, когда достижения высоких технологий (в том числе психотехнологий) идут не на пропангаду здорового питания и здорового образа жизни, а на его разрушение. И особенно пагубно это отражается на детях и подростках, которые наиболее восприимчивы и не защищены от такого рода агрессивного информационного натиска.
Создание абсолютно нового информационного пространства – сети Интернет, где подростки черпают лавину информации самого разного уровня и качества, в том числе и о питании, напитках, специализированных продуктах с самыми разными свойствами – также активно рекламируются и даются рекомендации по их применению и обещания фантастических результатов. И редко где можно встретить напоминание о необходимости проконсультироваться с врачом по вопросам организации здорового питания детей.
Последствия неправильного питания
В спорте и особенно «самодеятельном» одним из наиболее ярких примеров является применение анаболических стероидов в самых разных формах и видах, в том числе в виде пищевых добавок (чаще всего не упоминаемых). При бесконтрольном и длительном применении хорошо известны грозные осложнения
сдвиг гормонального статуса
у женщин оволосение по мужскому типу,
необратимое поражение голосовых связок и тембра голоса,
перестройка мышечной системы,
нарушение репродуктивной функции (снижение секреции тестостерона, фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормона, увеличение эстрадиола.
У детей к этому печальному списку добавляются нарушения процессов роста (преждевременная остеофикация длинных костей и закрытие эпифизарных пластин), раннее половое созревание и др. [8, с. 30]
В интернете полно сайтов зазывно предлагающих эти самые стероиды использовать. Определенную тревогу вызывают и многочисленные аминокислотные, энергетические и пр. напитки и коктейли, которые можно купить в любом фитнесс-центре и многих спортивных магазинах. Консультации по их применению в лучшем случае проводит девочка или мальчик-инструктор по фитнессу. Фирмы-производители не считают нужным по разным соображениям указывать истинный состав сырья и компонентов, и присутствие нежелательных и опасных веществ (в том числе и наркотиков) выявляется уже когда начинает появляться выраженная клиническая симптоматика как обратимого так и необратимого характера или разражается крупный допинговый скандал и спортсмен дисквалифицируется. В полной мере это относится и к многочисленным пищевым добавкам как импортного, так и отечественного производства. Некоторым защитным фактором может служить знак международного олимпийского комитета, но при нынешнем уровне фальсификаций риск остается очень высоким.
Очень тревожат данные о низком качестве и снижении безопасности продуктов питания – повышенное содержание пестицидов, гербицидов, солей тяжелых металлов, высокая микробиологическая загрязненность. Зачастую нарушаются технологические процессы, правила и сроки хранения, как сырья, так и готовой продукции. Конечно, это вопросы ведения в основном контролирующих организаций, но всегда следует помнить о безопасности, покупая продукты в не установленных местах, с рук, с не уточненным сроком годности и пр. [7, с. 55]
Дефицит здорового питания. Проблемы дефицита здорового питания значительно усугубляются в условиях нашего громадного мегаполиса с его неблагоприятной экологической обстановкой.
Ребенок очень много тратит времени на дорогу к месту учебы, тренировок. Зачастую в суточном бюджете времени дорога занимает от 2 до 4–5 часов. И это происходит практически ежедневно. Ребенок лишен возможности домашнего здорового питания и с самого раннего возраста знакомится с ассортиментом школьных буфетов, столовых и кафе спортивных комплексов. В большинстве случаев картина выглядит крайне безрадостно. Не смотря на активно проводящуюся работу, которую было бы правильнее назвать борьбой за здоровое питание, наличие в школах и других учебных заведениях обязательных горячих завтраков и обедов, к великому сожалению, зачастую остаётся только желаемым фактом, особенно у старшеклассников. Нередко ребенку предоставляется еще и право выбора – есть горячий завтрак или покупать себе что-то в школьном буфете, где в ассортименте представлены те самые чипсы, «марсы-сникерсы», «чупа-чупсы»», соленые орешки и сухарики, пицца, хот-доги, жвачка, разнообразные крашенные сладкие газированные напитки. Устоять перед соблазном практически невозможно. Так формируются и закрепляются привычки в питании, устойчивое пищевое поведение. Все прекрасно знают, как трудно его изменить в сторону предпочтения здорового питания даже в случае крайней необходимости. И если родители, педагоги, тренеры не будут целенаправленно работать в этом направлении с раннего возраста, то результаты будут очевидно плачевными [11, с. 22].
1.3 Основные элементы рациона здорового питания
Основными элементами здорового питания являются белки, жиры, углеводы, витамины, макро и микроэлементы.
Роль белков в здоровом питании. БЕЛКИ – это основной пластический материал для роста, развития и обновления организма. Они представляют собой структурные основные элементы всех тканей, входят в состав жидкой среды организма. Белки пищи расходуются на построение эритроцитов и гемоглобина, ферментов и гормонов, принимают активное участие в выработке защитных факторов – антител.
При недостаточном содержании белка в рационе в организме могут развиться тяжелые нарушения (гипотрофия, анемия, пр.), чаще возникают острые респираторные заболевания, которые принимают затяжное течение. Однако и избыток белка может отрицательно сказываться на здоровье. При длительном использовании высокобелковой пищи страдает функция почек и печени, повышается нервная возбудимость, часто появляются аллергические реакции, возможны интоксикации вследствие неполного распада и окисления белков с образованием токсических веществ. [12, с. 21]
Ребенок чувствителен не только к количеству белка, но и его качеству, которое определяется аминокислотным составом. Среди аминокислот выделяются 2 группы: незаменимые (эссенциальные) и заменимые. Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организме и поэтому обязательно должны поступать с пищей. К ним относятся 8 аминокислот: триптофан, лизин, метионин, валин, треонин, фенилаланин, лейцин, изолейцин, а для детей раннего возраста еще и гистидин. Отсутствие любой из незаменимых аминокислот в получаемой пище отрицательно сказывается на состоянии ребенка – снижается синтез тканевых белков, начинают интенсивно распадаться собственные белки, за счет которых покрывается дефицит в данной аминокислоте. При этом возникает состояние отрицательного азотистого баланса, сопровождающегося падением массы тела, задержкой роста и развития.
Основными источниками незаменимых аминокислот являются белки животного происхождения (молоко, творог, мясо, яйца, рыба). В продуктах растительного происхождения (мука, крупы, бобовые) белки не содержат полного набора незаменимых аминокислот или содержат их в недостаточном количестве. Вместе с тем, растительные белки обладают низкой усвояемостью (60% против 90% у животных белков). [12, с. 43]
Для организма ребенка важным является обеспеченность биологически активным небелковым азотом – нуклеотиды – структурные компоненты ДНК и РНК, а также АТФ – главная межклеточная молекула, транспортирующая энергию. Другие нуклеотиды участвуют в синтезе белков, жиров, в т.ч. ПНЖК, углеводов, повышают иммунитет, стимулируют рост полезной флоры кишечника, усиливают всасывание железа. [31. с. 43]
Количество животного белка в рационе с возрастом уменьшается в соотношении с растительным белком – от 3 до 7 лет 60–65%, старше 7 лет – 55% от общего количества получаемого белка, у взрослых – не менее 50% белков животного происхождения, у детей – не менее 60%, как и у взрослых спортсменов, а у юных спортсменов – 70% (при этом 40% животных белков должно поступать за счет мяса, рыбы, яиц и 30% за счет молока и молочных продуктов). [11, с. 10]
Биологическая ценность белка в пищевом рационе значительно возрастает при условии здорового питания, т.е. правильного сочетания белков животного и растительного происхождения, так как при этом взаимно обогащается и уравновешивается соотношение незаменимых и заменимых аминокислот, заменимые аминокислоты оказывают сберегающее действие на расход незаменимых аминокислот и создаются оптимальные условия для синтеза собственных тканевых белков. Так, например, богатый лизином молочный белок, дополняя аминокислотный состав муки бедной лизином, существенно увеличивает ценность мучных блюд приготовленных на молоке. Таким же образом обоснована ценность молочных каш. Изделия из муки и круп полезно сочетать с мясом и рыбой, белки которых богаты лизином и метионином. Белковая ценность яиц повышается при употреблении их с картофелем. Белки – это основной пластический материал для роста, развития и обновления организма. Они представляют собой структурные основные элементы всех тканей, входят в состав жидкой среды организма. Белки пищи расходуются на построение эритроцитов и гемоглобина, ферментов и гормонов, принимают активное участие в выработке защитных факторов – антител.
Роль жиров в здоровом питании.
Жиры выполняют в организме много функций – накапливают энергию, сохраняют тепло, защищают от травм, участвуют в обмене и образовании необходимых гормонов, витаминов и других биологически активных веществ.
Кроме высокой энергетической ценности (1 г жира дает 9,3 кал против 4,1 при «сгорании» 1 г белка или углевода), жиры наравне с белками выполняют роль пластического материала, входя в состав всех клеток и тканей организма. Жиры являются поставщиками жирных полиненасыщенных кислот и жирорастворимых витаминов, влияют на сердечнососудистую, центральную нервную системы, участвуют в процессе пищеварения, обеспечивают нормальный уровень иммунитета. Они способствуют лучшему использованию организмом белков, витаминов, минеральных веществ. Однако жиры это не самый легко доступный источник энергии в организме Их усвоение в пищеварительном тракте происходит медленнее, чем белков и углеводов и требуют специальной подготовки – эмульгирования ферментами поджелудочной железы и желчью. Последующий процесс использования энергии жиров многоступенчатый, требующий участия ферментов – катализаторов, расхода энергии. [31, с. 21]
Хотя энергетическая ценность всех видов жиров одинаковая, но усвояемость их может существенно различаться. Зависит это не только от природы жира, так и от состояния организма. Легче усваивается молочный жир, содержащий жирные кислоты с более короткими углеродными цепями и представляющий собой эмульгированную форму. Основной источник – сливочное масло и молочные продукты – обладает высокими вкусовыми качествами, благодаря низкой температуре плавления легко усваивается, содержит достаточное количество витаминов А, D2, каротина, токоферолов, фосфатидов, холина, биологически активных высокомолекулярных жирных кислот и сбалансированным соотношением.
Роль углеводов в здоровом питании
Углеводы – важнейшие компоненты пищевого рациона спортсменов. Именно углеводы служат основным источником энергии. Они необходимы для обеспечения обмена веществ, стимулируют усвоение белков, способствуют нормальной деятельности печени, мышц, нервной системы, сердца и других органов. Если углеводный обмен не нарушен, то нервной ткани в большей мере необходима энергия глюкозы. Что же касается функции мышц, то она в равной мере обеспечивается энергией жиров и углеводов. Моносахарид фруктоза усваивается медленнее, чем сахароза, и легче при этом вовлекается в обменные процессы, быстрее покидает кровоток. [10, с. 77]
Практически здоровым людям с учетом возраста, характера и интенсивности их труда в сутки необходимо потреблять 300–500 г. углеводов. Для спортсменов в дни напряженных тренировок и соревнований суточная норма углеводов может возрастать до 600–700 г., хотя этот компонент питания не считают незаменимым. Довольно часто, а при больших энергетических затратах почти всегда суточный рацион в общей сложности должен содержать не менее 50 г. моносахаридов и дисахаридов. Иначе в организме усиливаются окислительные процессы с побочным образованием нежелательных для него кетоновых тел. Кроме того, для энергетических нужд начинают расходоваться мышечные и некоторые другие белки «Экстрасила» заключается в высоком содержании легко усваиваемых моно – и дисаридов, что способствует выделению стабильно высокого уровня энергии в течение тренировки, отдаляет порог усталости и повышает физическую работоспособность. Благодаря этому во время тренировок не происходит использования белка на энергетические цели, что предотвращает разрушению мышечных тканей. Белки имеют исключительное значение в жизнедеятельности организма. Без них невозможны рост и развитие организма. Это пластический материал для формирования клеток и межклеточного вещества. Установлено, что без достаточного количества белков в пищевом рационе многие витамины и минеральные вещества плохо усваиваются. [4, с. 49]
Витамины обеспечивают нормальное протекание биохимических и физиологических процессов в организме, являясь биологическими регуляторами обмена веществ. Энергетическая потребность спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих спокойный образ жизни. Их организм должен обеспечиваться, соответственно, повышенным количеством витаминов (особенно группы В) для оптимизации метаболических процессов – разложения и усвоения питательных веществ. Витаминный состав, представленный в «Экстрасиле для спортсменов», позволяет значительно повысить физическую и психическую выносливость организма, улучшает структуру тела, нормализует психомоторные реакции в неблагоприятных условиях повседневной деятельности [6, с. 30].
Минеральные вещества способствуют укреплению скелетно-мышечного аппарата спортсмена, повышают гормональный фон организма. Они играют большую роль в пластических процессах, входят в состав всех тканей организма; принимают участие в процессах обмена веществ; в синтезе и обеспечении функций ферментов; входят в состав витаминов, гормонов; нормализуют водно-солевой обмен; поддерживают кислотно-основное состояние. Данная биологически активная добавка может использоваться для ежедневной витаминно-минеральной подпитки спортсменов с высокоинтенсивными двигательными нагрузками. Хлорофилл – «зеленая кровь» растений – улучшает показатели крови спортсмена, насыщая ее кислородом и повышая гемоглобин. [21, с. 46]
Показания к применению:
восстанавливает энергетические запасы спортсмена после напряженных физических тренировок;
способствует ускоренному набору мышечной массы на фоне общего снижения жировых отложений;
стимулирует анаболические (обменные) процессы в организме спортсмена, предупреждает гипогликемию;
Роль органических кислот
Яблочная, лимонная, молочная, щавелевая, винная – почти все являются источником энергии. Положительно влияют на деятельность ЖКТ, снижая рН и улучшая состав микрофлоры. Винная кислота организмом не усваивается. Щавелевая в больших количествах может оказывать токсическое действие.
Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей, обеспечивают правильный рост и развитие костного скелета, зубов, мышечной, нервной ткани, принимают активное участие в процессах кроветворения, выработке различных ферментов и гормонов.
Это основные регуляторы важнейших физиологических процессов. В организме человека есть практически все вещества представленные в природе. Одни из них представлены в относительно большом количестве – макроэлементы (кальций, фосфор, калий, натрий, магний, хлор), другие в очень малом – сотые доли процента – микроэлементы (железо, медь, кобальт, фтор, йод, цинк, селен и др.)
Продукты питания резко различаются по составу микро и макроэлементов. Поэтому для удовлетворения потребности в них, которая в детском возрасте особенно велика в связи с интенсивным ростом и развитием, а у детей спортсменов тем более, необходимо разнообразное, здоровое питание. [31, с. 85]
Витамины – важные и незаменимые компоненты рациона здорового питания, принимающие участие во всех жизненно необходимых биохимических процессах организма. Недостаточное потребление витаминов отрицательно сказывается на здоровье, физическом развитии, заболеваемости, способствует развитию обменных нарушений, хронических заболеваний. Усиливает воздействие на организм вредных экологических факторов, повышенного радиационного фона, увеличивает риск онкологических и генетических нарушений, в том числе индуцируемых радиацией. [18, с. 43]
Гиповитаминозный фон, характерный для большого числа здоровых детей, усугубляется при любых заболеваниях, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени, почек. Лекарственная терапия, антибиотики, хирургические вмешательства, а также интенсивные нагрузки углубляют гиповитаминозы. Витамины практически не синтезируются в организме и должны поступать с пищей, однако зачастую они содержатся в продуктах питания в незначительных количествах или легко разрушаются при неправильном и длительном их хранении, тепловой обработке, высушивании, консервировании. [4, с. 44]
Общими признаками гиповитаминозов являются повышенная утомляемость, раздражительность, снижение сопротивляемости к заболеваниям и степень проявлений зависит от степени имеющегося дефицита.
Витамины подразделяются на жирорастворимые (А, провитамин. А – В-каротин, Е, Д, К) и водорастворимые (витамины группы. В, витамин. С, Н)
Для профилактики и коррекции дефицита витаминов, макро – и микронутриентов в рационе питания, необходимо:
увеличение потребления населением богатых витаминами продуктов здорового питания, их правильное хранение и приготовление;
обогащение витаминами массовых продуктов питания (хлебобулочные, молочные продукты, соль);
витаминизация пищи в пунктах питания организованных коллективов (детские сады, школы, лагеря, лечебно-профилактические учреждения, предприятия и т.д.);
прием поливитаминных препаратов.
Вода – универсальный растворитель. Необходима для нормального здорового функционирования всех органов и систем. Тело взрослого состоит из воды на 60%, детей и подростков – на 70–90%.
В обычных условиях организм теряет воду с мочой, калом, потом и через легкие. В зависимости от возраста, температуры, климата, состояния здоровья и деятельности суточная потребность в свободной жидкости может колебаться от 1,5–2 до 5–6 литров в сутки. [2, с. 38]
Питьевой режим в сбалансированном рационе здорового питания спортсменов не может быть органичен, так как не только ведет за собой снижение работоспособности спортсмена, но и может приводить к серьезным нарушениям со стороны почек. Особенно важно помнить об этом, имея в виду тот факт, что спортсмены почти всегда принимают поливитаминные препараты, зачастую в повышенных дозировках. Поэтому при интенсивных тренировках в повседневных условиях количество свободной жидкости должно быть не менее 2 литров в сутки. В скоростно-силовых видах можно ориентироваться на естественное чувство жажды, а в видах спорта на выносливость осуществлять дополнительный прием жидкости. Как критерий правильности организации здорового питьевого режима может быть выбран диурез (лучше под периодическим контролем лабораторных показателей) – выделяться должно не менее 1 литра мочи в сутки и учитываться баланс «выпитого и выделенного» с учетом других потерь.
Для утоления жажды может быть предложена минеральная вода, фруктовые и овощные соки и напитки, морсы, чай, тонизирующие напитки, свежие фрукты и овощи. Следует быть крайне осторожными при употреблении холодных напитков в жару и после интенсивных тренировок. В зависимости от вида спорта жидкость принимают или после или также и во время тренировок, небольшими порциями, через определенные промежутки времени, чтобы избежать перегрузки сосудистой системы и дискомфорта со стороны ЖКТ.
2. Роль спортивного питания в физическом развитии организма юного спортсмена
Здоровое питание юного спортсмена должно отвечать ряду требований:
режим и дробность (5–7 раз в день);
наличие 3-х разового горячего питания;
сбалансированность рациона по основным пищевым веществам и энергии (в зависимости от вида спорта и характера деятельности, состояния здоровья, поставленных задач). Ежедневно в рационе питания должны присутствовать мясо, рыба, птица, молочные каши, яйца, кисломолочные продукты, желательно с пре – и пробиотическими свойствами, сыр, творог, свежие фрукты, зелень, овощи, растительное и сливочное масло, хлеб, соки;
кулинарная и технологическая обработка и приготовление блюд с максимальным сохранением биологической ценности продуктов.
В течение последних лет некоторые из вышеперечисленных аспектов организации питания, на примере учащихся спортивных классов, ДЮСШ и воспитанников УОР, постоянно исследуются Санкт-Петербургским НИИФКом.
Так, например, в спортивных классах общеобразовательных школ Санкт-Петербурга изучалось фактическое питание 15–17-летних школьников. Его оценку проводили анкетно-опросным методом. Количество пищи во время интервью оценивали с помощью альбомов с фотографиями различных по размеру порций блюд и продуктов. Расчет пищевого состава среднесуточного рациона питания проводился по компьютерной программе с учетом потерь нутриентов при холодной и тепловой кулинарной обработке продуктов [5, с. 71].
Среднесуточные энергозатраты учащихся определяли на основании хронометража отдельных видов деятельности с использованием общепринятых энергетических эквивалентов [6, с. 16]. Результаты исследований энергетического обмена показали, что энергетические затраты у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом, и составляют 34–38% от общего расхода энергии за сутки. При этом следует учитывать, что спортивную деятельность характеризуют интенсивность и неравномерность энерготрат, часто сочетающихся с нервно-психическими нагрузками, которые могут существенно увеличивать их величину. Проведенные расчеты позволили установить потребность в энергии, составляющую в среднем 3056±78 ккал в день для девушек и 3763±86 ккал в день для юношей.
Выполненные исследования по оценке фактического питания показали, что рационы школьников, обучающихся в спортивных классах, характеризуются пониженной энергетической ценностью с дефицитом 6% у юношей и 18% у девушек. Содержание общего белка в рационах подростков несколько занижено и соответствовало 78% у девушек и 91% у юношей от рекомендуемых величин [7, с. 96]. Количество белка животного происхождения в целом удовлетворительное.
К особенностям данного анализа фактического питания юных спортсменов следует отнести существенный дефицит общих углеводов: у девушек – только 62% и у юношей – 79% от рекомендуемых величин. Отмечается также нарушение в распределении между простыми и сложными углеводами, норма – 40/60%.
Характерно, что этот же недостаток в структуре питания юных спортсменов отмечался двадцать лет назад при анализе организованного питания в школах-интернатах спортивного профиля [8, с. 87]. Излишек в использовании жира при приготовлении пищи не только для юных спортсменов, но и для других профессиональных групп населения России на протяжении многих лет подчеркивается специалистами по питанию [9, с. 63; 10, с. 85], но реальных изменений, к сожалению, не происходит. Если проследить, как это отражается на формуле сбалансированного питания (15/25/60%) для данного контингента, то можно увидеть, что распределение между белками, жирами и углеводами составило 14/40/46%, то есть идет увеличение количества жиров за счет снижения количества углеводов. Обеспеченность отдельными витаминами учащихся составила: А – 64%; В1 – 74%; В2 – 58% от необходимого количества. Среди минеральных веществ отмечается дефицит кальция и фосфора при соотношении 1:2,5. У девочек обнаружен заметный дефицит легкоусвояемого железа из белковых продуктов животного происхождения. В продуктовом наборе отмечен дефицит молока и кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, крупяных изделий, а также излишек сахара и кондитерских изделий.
Известно, что систематическое употребление большого количества легкоусвояемых углеводов может привести к истощению бета-клеток поджелудочной железы и развитию сахарного диабета 2-го типа. Особое значение необходимо придать тому факту, что у юных спортсменов наблюдается высокий уровень потребления простых углеводов. Но это, по нашим наблюдениям, не приводило к необратимому гликированию белков крови. Вероятно, систематические физические нагрузки имеют прямое отношение к контролю процессов не ферментного гликирования белков в организме, которые в последнее время рассматриваются как показатели нарушений углеводного обмена, ведущие к развитию диабета [1, с. 76].
По результатам анализа клинико-генеалогических данных впервые было установлено, что 7,8% юных спортсменов генетически предрасположены к сахарному диабету 2-го типа. Уровень содержания гликированного гемоглобина (HbA), находился в пределах нормы – 3,0–6,0%. 11% не занимающихся физическими упражнениями (группа сравнения) имели предрасположенность к диабету, а уровень HbA у них был выше нормы – 6,92±044%.
Приходится констатировать факт отсутствия в стране мониторинга лиц, генетически предрасположенных к различным формам диабета, ожирению, к сердечнососудистым нарушениям и другим наследственным отклонениям, которые необходимо выявлять уже в детском возрасте и среди юных спортсменов.
Такая информация крайне необходима при организации питания по индивидуальным показателям здоровья, наследственности и режимов тренировочных нагрузок.
Например, появились работы по определению генетической предрасположенности человека к физическим нагрузкам разного характера на примере полиморфизма гена ангиотензинпревращающего фермента – АПФ [2, с. 22]. D-аллели гена АПФ считают фактором риска возникновения инфаркта миокарда, спазма коронарных сосудов, гипертрофии левого желудочка, кровоизлияний, а также высоким риском развития атеросклероза, I-аллели, как обнаружилось, связаны с повышенной выносливостью при физических нагрузках у спортсменов [3, с. 71]. Игнорировать эти факты при отборе и воспитании юных спортсменов невозможно, как и неправильно не учитывать характер питания при полиморфизме генов АПФ при адаптации к спортивным нагрузкам, где сердечная мышца испытывает колоссальные нагрузки.
При анализе фактического питания, выявляются и приобретенные факторы риска питания у юных спортсменов. Прежде всего, это признаки железодефицитных состояний у девочек, когда наступает период половой зрелости. Поэтому потребность в железе в пубертатном периоде у девочек гораздо выше, чем у мальчиков и чем в период препубертата. Более того, занятия спортом, особенно такими «молодыми» видами, как гимнастика, фигурное катание, плавание, может приводить к нарушению менструального цикла и даже аменорее. Дефицит железа может наблюдаться и у подростков-мальчиков при интенсивных занятиях спортом. При этом, как правило, для юных спортсменов или не характерно состояние анемии, или развивается легкая анемия, но происходит снижение спортивной работоспособности [4, с. 58].
К типичным ошибкам питания, которые можно трактовать уже как факторы риска, относятся дефициты в рационах питания кальция и магния наряду с дисбалансом поступления фосфора.
В данных работах показана и значительная вариация показателей белкового обмена. В эксперименте принимали участие учащиеся УОР (20 спортсменов – баскетболистов). Спортсмены систематически на протяжении 3 недель в вечернее время, после тренировки, принимали спортивную пищу белковой направленности в виде коктейля, содержащего 20 г. полноценного белка, для развития силы и мышечной массы. Все обследуемые спортсмены были здоровы и тренировались в соответствии с планом.
Распространение и применение специальных продуктов питания, биологически активных добавок – БАД (ранее ППБЦ) обусловлено не только физиологическими или биохимическими аспектами питания, но и социальными, экономическими и информационными изменениями условий обитания и рынка продовольственных продуктов.
Например, значительное влияние на формирование стереотипов питания в современном обществе оказывает реклама. Именно на детей и подростков нацелена в последние годы стратегия как иностранных, так и отечественных производителей пищевых продуктов и «общественного питания», прежде всего на различные формы быстрого питания. Дети, которые употребляют, например, хлопья на завтрак, батончики или конфеты на переменке в школе, фруктовый неживой йогурт на десерт, газированные напитки, картофель фри в течение дня, получают достоверно больше простых углеводов с высоким гликемическим индексом, чем это рекомендовано [5, с. 87]. Шоколадно-ореховые кремы, макаронные изделия с соусами, супы, пицца, требующие только разогрева перед употреблением, как правило, богаты животными жирами [6, с. 43]. Распространенные нарушения в питании связаны с низкой культурой питания. Поэтому, наверное, из 6 способов улучшения питания на 1-е место ставится образование в области питания, в которой анкетно-опросным методом изучали источники информации детей и подростков, воспитанников УОР и ДЮСШ, о специальных продуктах питания – БАД и БАВ [8, с. 87].
Анкетному опросу подверглись 345 спортсменов 12–18 лет. Исследованием были охвачены такие виды спорта, как велоспорт и триатлон, л/атлетика, плавание и водное поло, кикбоксинг и дзюдо, греко-римская и вольная борьба, всевозможные виды гребли, лыжные гонки, настольный и большой теннис, фехтование и современное пятиборье, игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол).
В результате анкетного опроса выявлено, что использовали спортивное питание 132 спортсмена, а не использовали – 213.
Источником информации о специальных продуктах спортивного питания для группы спортсменов, использующей их в своей практике послужило (в%):
1) тренер – 32,1
2) родители – 22,8
3) сверстники -13,5
4) спортивный врач -6,6
5) спортивная специальная литература -10,4
6) другие источники (телевидение, реклама) – 4,6.
Источником информации о специальных продуктах спортивного питания для группы спортсменов, не использующей их в своей практике, послужило (в%):
1) тренер -20,5
2) родители -19,0
3) сверстники – 21,0
4) спортивный врач -11,2
5) спортивная специальная литература -18,5
6) другие источники (телевидение, реклама) -9,8.
Видно, что значительный процент респондентов (родители и сверстники) имеют информацию не из профессиональных источников, что подчеркивает актуальность образовательной составляющей в общей культуре питания.
2.1 Методические отслеживания влияния спортивного питания в физическом развитии юного спортсмена
Первый вопрос, который возникает по поводу питания у спортсмена, – это вопрос о количественной стороне питания. Количественная сторона тесно связана с энергетическими тратами организма.
Энергия расходуется человеком постоянно, и столь же постоянно происходят потери энергетических веществ: белков, жиров и углеводов. Расходуя энергию, человек теряет в весе. Питание восполняет расход веществ и тем самым компенсирует расход энергии. Количество питательных веществ должно точно соответствовать величинам расхода веществ и энергии. При мышечной работе расход энергии увеличивается в соответствии с количеством выполненной работы. Для определения количества энергии, расходуемой при спортивных различных упражнениях, исходят из измерений энергетических затрат. Их исчисляют путём определения количества потребляемого кислорода. Чем больше работающая мышечная масса, чем с большей силой, амплитудой и частотой сокращаются мышцы, тем больше расход энергии.
Для того чтобы рассчитать энергетическое значение принимаемой пищи, нужно знать, сколько, калорий содержат основные энергетические вещества.
Значение каждого вещества многообразно, и при нормальном питании в рационе спортсмена должны быть все вещества. Если рассчитывать пищевой рацион не по содержанию в пище белков, жиров и углеводов, а просто по калорийности этой пищи, то надо учитывать, что энергетические вещества не составляют всей массы пищи. Значительная часть весового количества пищи приходится на воду, соли и не усваиваемые соединения. [16, с. 63]
Значение белков определяется тем, что они являются строительным материалом клеток тела. Они имеют энергетическое значение; при окислении в организме 1 г. белка даёт около 4 больших калорий. Белки играют роль в качестве регуляторов нормального обмена веществ в организме. Минимальный расход белка составляет 40–50 г. в сутки. Нормальная суточная потребность белка 100–110 г.
Характерно, что спортсмены, специализирующиеся в скоростно-силовых действиях, например, боксёры, предпочитают мясную диету. При усилении белковой части питания нет необходимости увеличивать её больше, чем в 1.5 – 2 раза против нормы. [19, с. 64]
Жир имеет для организма энергетическое значение; 1 г жира даёт при окислении 9.3 калорий. Жировая ткань обеспечивает защиту покрываемых ею органов то механических повреждений. Жир является плохим проводником тепла, благодаря чему его отложения в подкожных тканях защищают тело от больших теплопотерь. Расход жира во время интенсивных спортивных напряжениях в мышцах сравнительно невелик. Если мышцы совершают очень интенсивную работу, сокращаются с большой силой и частотой, то основным энергетическим веществом является углеводы. Жир расходуется при умеренной по интенсивности работах, совершаемых много часов подряд. Обычная суточная потребность в жирах составляет 70–100 г., которая обеспечивает введение в организм 600 – 900 калорий. При больших энергетических затратах приём жиров может быть увеличен. Ценность жира заключается в том, что он содержит витамины. А, Д, Е. Хорошо усваивается организмом растительный жир, являющийся источником липоидов. [15, с. 39]
Понятие углеводы охватывает соединения различной степени сложности. Простой углевод–виноградный сахар (глюкоза), сложный углевод – дисахарид (свекловичный сахар), а также различные полисахариды (растительный крахмал, клетчатка, гликоген, животный крахмал). Сложные углеводы перевариваются в пищеварительном аппарате до моносахаридов, главным образом до глюкозы.
При мышечной работе расходуются углеводы, находящиеся в мышцах. Их убыль покрывается за счёт углеводов, приносимых кровью из печени. Перенос углеводов происходит в форме моносахарида. Для этого гликоген из печени вновь расщепляется до глюкозы и поступает в таком виде в кровь. Глюкоза, доставленная кровью к мышцам, опять синтезируется там в гликоген.
Таким образом, мышцы являются основным потребителем сахара в организме, а печень его поставщиком при посредстве крови. Чем интенсивнее мышечная работа, чем больше расход углеводов мышцами, тем больше потребление углеводов из крови и тем больше поступление сахара в кровь из печени. 1 г. углевода даёт 4 калории, это значит, энергетическая ценность углеводных ресурсов составляет 1200–1600 калорий. [15, с. 14]
От питьевого режима спортсмена неотделим его солевой режим. Правильнее говорить о вводно-солевом режиме. Происходит это по той причине, что в крови и в тканевых жидкостях организма поддерживается всегда строго определённое соотношение солей и воды. В крови, концентрация солей составляет в среднем 0.95%. Эта величина постоянна. Если это постоянство нарушается, то происходит изменение осмотического давления крови, нормальная, отчего деятельность клеток, омываемых кровью, нарушается.
Если в организм вводится много солей, то при этом, увеличивается и потребление воды. Вода удерживается в организме, ткани набухают. При обеднении организма солью, вода плохо удерживается. Это обстоятельство важно учесть спортсменам для сохранения правильного веса тела. [18, с. 56]
Высокие спортивные результаты могут быть достигнуты только в условиях отличного здоровья, при превосходной слаженности всех процессов, совершающихся в организме. Поэтому для спортсменов особенно важно поддержание витаминного состава пищи. Даже слабые формы гиповитаминоза, вызывающие субъективно неощущаемое падение работоспособности, могут привести к потере долей секунд на дистанции, сантиметров в метаниях и прыжках, килограммов в поднятии тяжестей, к снижению балла в гимнастике, к проигрышу в единоборстве и спортивных играх.
Спортсмен особенно внимательно должен относиться к тому, чтобы важнейшие витамины входили в нужном количестве в его нормальный рацион питания. Это важно ещё и потому, что при напряжённой мышечной деятельности расход витаминов в организме усилен, и потребность в них увеличена. Вопрос о питании спортсмена включает не только сведения о количестве принимаемой пищи и об её составе. Должен соблюдаться определённый режим питания для того, чтобы обеспечить хорошее переваривание и усвоение пищи. Необходимо соблюдать определённый ритм питания и принимать пищу всегда в определённое время. Важно знать, когда принимать пищу и в каких соотношениях должны находиться сроки приёма пищи со сроками тренировочных соревнований. [13, с. 32]
2.2 Результаты экспериментально-практической работы
Подготовка
Программа тренинга
Составление режима питания спортсменов (время потребления пищи, меню, количество приемов пищи)
Составление расписания тренировок.
Определение объектов базы экспериментального исследования.
Подбор людей для участия в эксперименте.
Разделение участников на 2 экспериментальные группы.
Экспериментальная группа №1 |
Экспериментальная группа №2 |
|
Назначение тренировок |
Установка сроков эксперимента
Замер первоначальных параметров.
Рост.
Вес.
Объем груди.
Объем бицепса.
Пульс в состоянии покоя
Выявление максимального веса в упражнениях
Выявление максимального количества повторов при номинальном весе.
Пульс после нагрузки.
Экспериментальная работа
Работа с участниками эксперимента на тренировочной базе по расписанию тренировок.
Контроль режима тренировок.
Контроль режима питания участников экспериментальной группы №1
Замер промежуточных параметров участников эксперимента.
Замер итоговых параметров.
Рост.
Вес.
Объем груди.
Объем бицепса.
Выявление максимального веса в упражнениях
Выявление максимального количества повторов при номинальном весе.
Пульс после нагрузки.
Составление режима питания.
Питание – это обновление и восстановление тканей ассимиляция питательности вещества, с целью сохранения и развития организма.
По объему калорийности пища должна распределяться:
первый завтрак 25% (углеводы – рисовая и пшенная каша);
второй завтрак 15% (легкий – яйцо, бутерброды);
обед 30% (основное количество пищи трудно перевариваемые продукты, жиры, овощи и супы, необходимо употребление воды до 500 граммов);
полдник 10% (печенье, пирожные со сладким чаем, фрукты);
ужин 20% (не должно быть трудно перевариваемых продуктов, сала, жирного мяса. Необходимы молочный суп, свежая рыба, курица.) [24, с. 79]
Составление расписания тренировок.
Неделя 1. Тренинг всех мышц (понедельник, среда, пятница).
Тренировка начинается с упражнений на большие мышечные группы груди и спины. Далее следует упражнение для дельтовидных мышц (дельты). Поскольку все вышеперечисленные упражнения косвенно нагружают руки, им нужен отдых. Так что далее идет упражнение на ноги и только потом – упражнения для трицепса и бицепса. Завершают комплекс упражнения на икры и пресс.
Табл. 1. Тренинг всех мышц
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Грудь |
Наклонный жим лежа |
3/10–12 |
Спина |
Тяга к поясу сидя |
3/10–12 |
Дельты |
Жим сидя |
3/10–12 |
Ноги |
Жим ногами |
3/12–15 |
Трицепс |
Жим книзу |
3/12–15 |
Бицепс |
Подъем на бицепс |
3/12–15 |
Икры |
Подъем на носки стоя |
3/12–15 |
Пресс |
Скручивания |
3/15–20 |
Неделя 2. Сплит (понедельник, вторник, четверг, пятница).
На этой неделе накал тренинга возрастает. На каждую мышцу и мышечную группу вы будете делать 2–3 упражнения. В добавок возрастет и общее число тренировок. Сплит тренинг предполагает раздельный тренинг мышц.
Табл. 2. Понедельник, четверг
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Грудь |
Жим лежа Наклонные разведения |
3/10–12 3/10–15 |
Спина |
Широкая тяга к груди Тяга в наклоне |
3/10–12 3/10–12 |
Дельты |
Жим гантелей сидя Разведение в стороны |
3/10–12 3/12–15 |
Пресс |
Подъем коленей в висе Скручивания |
3/12–15 3/15–20 |
Табл. 3. Вторник, пятница
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Квадрицепсы |
Приседания |
3/10–12 |
Икры |
Подъем на носки стоя Подъем на носки сидя |
2/15–20 2/15–20 |
Бицепсы |
Подъем на носки стоя Подъем на носки сидя |
3/10–12 2/12–15 |
Трицепс |
Разгибание рук лежа Жим книзу |
3/10–12 2/12–15 |
Неделя 3. Сплит (понедельник-суббота).
На этой неделе тренировки шесть дней подряд, чередуя три комплекса упражнений. Первый комплекс включает жимовые движения, когда вы перемещает вес от себя. Второй комплекс – тяговые. Здесь вы тянете вес к себе. Третий комплекс включает упражнения на ноги.
Табл. 4. Понедельник, четверг
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Грудь |
Наклонные жимы Жим гантелей лежа |
3/8–10 2/8–10 |
Дельты |
Жим гантелей сидя Тяга к подбородку Разведение в наклоне |
2/8–10 2/10–12 2/10–12 |
Трицепсы |
Разгибание руки из-за головы Разгибание руки в наклоне |
3/8–10 3/10–12 |
Табл. 5. Вторник, пятница
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Квадрицепсы |
Приседания Жим ногами Разгибание ног |
3/8–10 2/8–10 2/10–12 |
Бицепсы бедер |
Сгибание ног лежа |
3/10–12 |
Икры |
Жим носками Подъем на носки сидя |
3/12–15 3/12–15 |
Пресс |
Обратные скручивания Скручивания |
2/12–15 2/15–20 |
Табл. 6. Среда, суббота
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Спина |
Подтягивания Тяга штанги в наклоне Тяга к груди |
2/8–10 3/8–10 3/10–12 |
Бицепс |
Подъем на бицепс стоя Подъем на бицепс на пюпитре |
3/8–10 3/10–12 |
Предплечья |
Сгибания в запястьях |
3/10–12 |
Неделя 4. Сплит (понедельник, среда, пятница)
Первые три недели были «обучающими». Осваивалась техника упражнений, а организм привыкал к силовым нагрузкам. Далее необходимо заняться классическим силовым тренингом.
Табл. 7. Понедельник
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Грудь |
Жим лежа Наклонный жим гантелей |
4/8–10 3/8–10 |
Дельты |
Жим штанги Тяга к подбородку Подъем в стороны |
3/8–10 3/8–10 3/8–10 |
Трицепс |
Жим книзу Отжимания Разгибания из-за головы |
3/8–10 2/8–10 2/8–10 |
Пресс |
Обратные скручивания Скручивания |
3/12–15 3/15–20 |
Табл. 8. Среда
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Квадрицепсы |
Приседания Выпады Жим ногами Разгибание ног |
4/8–10 3/8–10 3/8–10 3/8–10 |
Икры |
Подъем на носки стоя Подъем на носки сидя |
3/12–15 3/12–15 |
Табл. 9. Пятница
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Спина |
Подтягивания Тяга в наклоне Тяга к груди сидя Тяга к поясу сидя |
3/8–10 3/8–10 3/8–10 3/8–10 |
Бицепс |
Подъем на бицепс «Молот» |
3/8–10 2/8–10 |
Предплечья |
Сгибания в запястьях Разгибания в запястьях |
3/8–10 2/8–10 |
Неделя 5. Сплит (понедельник, вторник, четверг, пятница)
Далее следует классический Сплит из четырех тренировок в неделю. А каждую большую мышечную группу необходимо делать по четыре упражнения. На малые мышцы – два-три движения. Основные упражнения выполняются в тяжелом режиме 6–8 повторений.
Табл. 10. Понедельник
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Грудь |
Наклонный жим лежа Жим гантелей Наклонные разведения |
3/6–8 3/6–8 3/8–10 |
Трицепс |
Жим книзу Французский жим лежа Разгибание из-за головы на блоке |
3/6–8 3/6–8 3/8–10 |
Пресс |
Подъем ног в висе |
3/15–20 |
Табл. 11. Вторник
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Квадрицепсы |
Жим ногами Разгибания ног |
4/6–8 4/8–10 |
Бицепсы бедер |
Сгибание ног сидя |
4/8–10 |
Икры |
Подъем на носки стоя Подъем на носки сидя |
4/10–12 4/12–15 |
Табл. 12. Четверг
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Дельты |
Жим штанги Подъем в стороны Подъем перед собой |
4/6–8 3/8–10 3/8–10 |
Пресс |
Подъем таза |
3/12–15 |
Табл. 13. Пятница
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Спина |
Подтягивания Тяга гантели в наклоне Верхняя тяга обратным хватом |
3/6–8 4/8–10 4/6–8 |
Бицепс |
Подъем на бицепс Концентр. подъемы «Молот» |
3/6–8 3/8–10 3/8–10 |
Предплечья |
Сгибания в запястьях Обратные сгибания в запястьях |
3/8–10 3/8–10 |
Неделя 6. Сплит (понедельник-суббота)
Табл. 14. Понедельник
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Грудь |
Жим гантелей Обратно – наклонный жим гантелей Наклонные разведения в комбинации |
3/6–8 3/6–8 3/8–10 |
Пресс |
Трисет: Подъем ног в висе Боковые скручивания |
3/15–20 3/15–20 |
Табл. 15. Вторник
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Квадрицепсы |
Разгибание ног Приседания Жим ногами Выпады |
3/10–12 4/6–8 3/6–8 3/8–10 |
Бицепсы бедер |
Сгибание ног лежа |
3/10–12 |
Икры |
Трисет: Подъем на носки стоя Подъем на носки в наклоне Подъем на носки сидя |
3/8–10 3/12–15 3/15–20 |
Табл. 16. Среда
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Дельты |
Жим штанги Жим гантелей Тяга к подбородку Подъемы в стороны в комбинации |
3/6–8 3/8–10 3/6–8 3/10–12 |
Табл. 17. Четверг
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Спина |
Подтягивания Тяга в наклоне Тяга гантели в наклоне Верхняя тяга обратным хватом в комбинации Верхняя тяга прямыми руками |
3/6–10 4/6–8 3/8–10 4/8–10 4/10–12 |
Пресс |
Трисет: Обратные скручивания Скручивания Боковые скручивания |
3/15–20 3/15–20 3/15–20 |
Табл. 18. Пятница
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Бицепс |
Подъем на бицепс стоя Подъем на бицепс на пюпитре в комбинации Подъем на бицепс сидя «Молот» сидя |
4/6–8 3/5–10 3/8–10 3/8–10 |
Предплечья |
Сгибания в запястьях в комбинации Обратные сгибания в запястьях |
3/8–10 3/8–10 |
Табл. 19. Суббота
Мышцы |
Упражнения |
Сеты/повторения |
Трицепс |
Жим лежа узким хватом Жим книзу в комбинации Разгибание рук из-за головы |
4/6–8 3/8–10 3/8–10 |
Пресс |
Трисет: Подъем ног в висе Боковые скручивания |
3/15–20 3/15–20 |
Спортсмены, питающиеся по графику.
У всех спортсменов прошедших курс тренинга имеется повышение мышечной массы, а также увеличение результатов а в жиме штанги лежа и в приседе со штангой. У Падерина П. произошло повышение пульса до нагрузки и после это обусловлено тем, что тренировочный график для него большой по объему и ему необходимо больше дней для восстановления.
Спортсмены, питающиеся не по графику. Замеры первоначальных параметров.
У спортсменов, которые не соблюдали режима питания, не произошло значительного прогресса, так как потребление пищи было не сбалансировано. Занимающиеся, полноценно не завтракали и не обедали, а основной прием пищи приходился на ужин. Вследствие этого не происходило восстановление тканей организма
Выводы
Анализ научно-методической литературы выявил следующие тенденции: рост спортивных результатов возможен не только за счет увеличения тренировочной нагрузки, ее интенсивности, правильного тренировочного процесса, но и за счет рационального питания, которое должно быть полноценным, сбалансированным и достаточно калорийным.
В период прохождения практики была подобрана программа по бодибилдингу для новичков, также составлен график питания.
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты: у спортсменов, питающихся по графику средний прирост мышечной массы составил 2,5–3 кг, а вес на штанге возрос до 15 кг. Спортсмены, не соблюдавшие график питания, имели прирост мышечной массы не более 1 кг и вес штанги увеличился на 5–7 кг.
Таким образом, исследование показало, что спортивное питание положительно влияет на рост мышечной масс.
Заключение
Заложенные в детстве привычки особенно прочны. Поэтому их надо развивать и закреплять с раннего детства. Эти мероприятия должны проводятся совместными усилиями родителей, педагогов и медицинского персонала [9, с. 52]. Однако отечественные педагогические парадигмы в области детского спорта не содержат ясной концептуальной установки на роль питания как средства развития, адаптации к спортивным нагрузкам и восстановления после них либо имеются очень обобщенные положения о социально-психологическом, гигиеническом, валеологическом, медико-биологическом и т.д. аспектах [1, с. 99].
В то же время теоретические представления о пище, ее низкомолекулярных компонентах как средстве направленной регуляции метаболизма спортсменов (особенно юных) при их одновременной адаптации к режимам тренировок и питания имеют прямое отношение к современной дискуссии по проблемам теории и методики спорта и другим естественнонаучным вопросам спортивной педагогики [7, с. 87].
Например, создание и удержание аэробной и анаэробной (алактатной и гликолитической) работоспособности спортсмена, особенно тонких характеристик – мощности, емкости и эффективности, функционально жестко связано с химическим составом пищи. От того, в какой последовательности, одновременно или выборочно решаются эти задачи, за какой промежуток времени, и зависит порядок метаболической направленности рациона или меню питания. Во многих командных видах спорта можно наблюдать, что режимы тренировок зависят от педагогической концепции тренера, а организация питания построена по групповому признаку, а не индивидуализирована.
С этой точки зрения применение БАД и БАВ требует более продуманного решения на основе классических представлений о гетерохронности биохимических процессов восстановления, специфичности фаз адаптации к мышечной деятельности разного характера, конкурентных отношений между пластическим и функциональным обменом в покое, при мышечной деятельности и во время отдыха [10, с. 73]. Методики применения БАД должны разрабатываться с учетом специфики спорта, а не в связи с возможностями фирм производителей и дистрибьюторов.
В наших исследованиях показано, что ожидаемого результата от нерегламентированного употребления продуктов спортивного питания удалось достичь только 53% спортсменов, 40,85% – испытывали затруднения при ответе на этот вопрос, 6,15% – не достигли желаемого эффекта.
Кроме того, необходимо понимать, что пищевые продукты, в том числе и БАД, представляют собой сложные многокомпонентные системы, состоящие из сотен химических соединений, часть из которых в условиях слабого гигиенического и санитарного контроля вполне могут содержать различные токсины.
Правильное питание и рациональный тренировочный процесс положительно влияют на рост мышечной массы спортсмена, чтобы вес увеличился в большей мере за счет роста мышечной масс, а не жира, необходимо тренироваться. Это доказывает то, что в этом виде спорта нельзя без правильного питания.
Список используемой литературы
Биохимия: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. В.В. Меньшикова, Н.И. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 384 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 1988
Вейдер Д. Журнал «Мускулы и фитнес» №3–4, 2006
Волгарев М.Н., Батурин А.К., Гаппаров М.М. Углеводы в питании населения России. Вопросы питания, 1996. №2, с. 3–6.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2000
Захаров А., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: ЛЕПТОС, 1994
Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. – М.: Советский спорт, 2004
Ладодо К.С., Отт В.Д., Фатеева Э.М. Основы рационального питания детей. – Киев: Здоровье, 1987, с. 6–8.
Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов: пособие для учителя /Березин А.В., А.П. Зданович, Ионов Б.Д. – М.: Просвещение, 2002
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип, – М.: Издательский центр «Академия», 1999
Нормы физиологических потребностей пищевых веществ и энергии для различных групп населения СССР. Утверждены МЗ СССР 28.05.1991, №5786.
Отчет НИР «Разработка рационов питания для училищ олимпийского резерва Санкт-Петербурга». 1997.
Отчет СПбНИИФК «Структура питания и генетический статус лиц занимающихся физическими упражнениями с оздоровительной направленностью, в новых социально-экономических условиях».1997 №01.96.0 008748.
Пшендин А.И. Питание спортсменов. ГИОРД. СПб. 2002, с. 160.
Рогов Е.И. Общая психология – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
Рогозин В.А., Назаров И.Б., Казаков В.И. Генетические маркеры физической работоспособности человека. Теория и практика физ. культуры. 2000, №12, с. 34–36.
Рогозкин В.А., Пшендин А.И., Шишина Н.Н. Питание спортсменов. М., 1989.
Рогозкин В.А., Шишина Н.Н. Питание юных спортсменов. В кн.: Детская спортивная медицина. – М.: Медицина, 1991, с. 395–407.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000