Содержание:
Введение
Развитие города в плане и застройке от возникновения до сегодняшнего дня
Планировка и архитектура
Застройка, формирующая образ города
Ландшафт
Организация внешнего и внутреннего транспорта
Список литературы
Введение
Столица Турции Анкара - второй по величине город Турции после Стамбула. Город занимает территорию площадью две тысячи пятьсот километров. Население Анкары составляет четыре миллиона человек. Анкара является значительным центром индустрии и коммерции. В столице находится правительство Турции.
Развитие Анкары определяется удобным положением на транспортных путях. Город был известен также как Ангора и славился тем, что через него шла торговля знаменитой ангорской шерстью. Близость города к металлургической базе в Карабюке, каменноугольным разработкам в Зонгулдаке и крупным источникам сельскохозяйственного сырья обусловили развитие в нем и пригородах обрабатывающей промышленности.
Также в город можно считать образовательным и научным центром, так как в Анкаре находится сеть образовательных учереждений, в том числе университетов.
Развитие города в плане и застройке от возникновения до сегодняшнего дня
В связи со своим древнейшим происхождением Анкара или как ее именовали в стародавние времена - Анкира (Ангора) прошла множество этапов развития. Основана в 7 в. до н. э. фригийским царём Мидасом. В древности и средние века — важный центр караванной торговли в Анатолии. В период правления римлян Анкира уже имела статус столицы, только провинции Галатия. Будучи хеттской крепостью, она во время набегов захватчиков давала убежище жителям окрестных деревень. Древняя Анкира была во власти фригийцев, персов, кельтов. В средние века у "трона" побывали византийцы, арабы, крестоносцы, сельджуки. Смена власти продолжалась вплоть до тех времен пока к правлению ни пришла Османская империя. После завоевания османами в 1414 году Анкара оставалась незначительным провинциальным городом. В 14 в. Анкара была завоёвана турками-османами. 28 (или 20) июля 1402 близ Анкара произошла битва между Тимуром и Баязидом I (см. Анкарская битва 1402). После реформы 1864 о вилайетах Анкара стала центром вилайета Анадолу. Расцвет будущей столицы Турции наступил лишь тогда, когда в 1893 году железнодорожная ветка соединила ее со Стамбулом. С конца 1919 Анкара — центр национально-освободительного движения 1918—22 (см. Кемалистская революция), резиденция Представительного комитета, а с 23 апреля 1920 — Великого национального собрания Турции и созданного им правительства. В период освободительной борьбы турок здесь, еще при султане, заседало новое Национальное собрание Турции. С провозглашением республики в 1923 году провинциальный городок, насчитывавший всего 25 тысяч жителей, стал столицей нового государства. Город выполняет, главным образом, административные функции. Помимо жилых кварталов и правительственных учреждений в Анкаре находятся предприятия машиностроения, пищевкусовой, шерстяной, цементной, ковровой, кожевенной, деревообрабатывающей отраслей промышленности. Город является торговым центром региона, где производится ангорская шерсть и выращиваются различные фрукты. Старый квартал, построенный вокруг руин древней крепости, представляет собой тесное переплетение узких вьющихся улиц с прижатыми друг к другу домами. На широких бульварах просторного, хорошо спланированного нового города, проект которого был утвержден в 1928 году, находятся библиотеки, музеи, посольства, правительственные здания, фешенебельные магазины и отели.
Планировка и архитектура
Анкара состоит из двух частей, разделенных железной дорогой, и пригородов. К северу от дороги расположена Старая Анкара (Улус), во многом сохраняющая черты старинной мусульманской планировки. Она сосредоточилась вокруг Цитадели – крепости, окруженной двумя кольцами укрепленных стен с башнями. Камни для их сооружения были взяты из руин древних античных зданий. Внутренние стены построены в 6 в. внешние, окружавшие старый город, возведены в 9 в. Внутри Цитадели сохранились дома восходящие к 17 в.
В Старой Анкаре сохранились узкие кривые улицы, многолюдные базары, старинные ремесленные кварталы и небольшие дома. Район был реставрирован, и сейчас в нем открыты традиционные лавочки, кафе и рестораны. Много мечетей. Одна из них, мечеть Аладдина неподалеку от южных ворот Цитадели, считается шедевром сельджукской архитектуры, хотя и реставрирована в османскую эпоху. Старейшая мечеть Хаджибайрам (15 в.) соединена общей стеной с римским храмом Августа. В старом городе сохранились и другие древнеримские сооружения. На месте римского храма построена мечеть Арсланхане с минаретами, выложенными голубыми изразцами. Она расположена за южными воротами Цитадели. Вблизи крепости размещается знаменитый музей Анатолийских цивилизаций с реставрированной частью древнего базара.
Южная, новая часть Анкары (Йенишехир) возникла после переноса сюда столицы и отстроена преимущественно во второй половине 20 в. В ней много бульваров и парков, правительственных учреждений, особняков и посольств, отелей, театров и крупных магазинов. Вокруг площади Кизелай к югу от железной дороги расположен центральный и наиболее фешенебельный квартал нового города. В нем находится также парк Гювен с известным мемориалом (1935). В квартале Мальтепе на холме в 1953 был возведен мавзолей Ататюрка «Аныткабир», построенный в стиле древней анатолийской архитектуры. Около мавзолея находится также музей Ататюрка.
С севера на юг, от старого города к президентскому дворцу, Анкару пересекает широкий проспект – бульвар Ататюрка с бронзовым памятником основателю Турецкой республики (1928). Он находится на площади Улус, неподалеку от здания, где впервые собралось Великое национальное собрание (в настоящее время – музей).
В южном квартале Чанкая возвышается символ современной Анкары – телебашня Атакуле (125 м.). У ее подножья размещается торговый и деловой центр. С башни открывается красивый вид на Анкару.
В 1970-х турецкая столица стала расширяться в западном направлении. Вдоль Западного шоссе Эскишехир выросли современные пригороды и кварталы.
Застройка, формирующая образ города
Архитектура Анкары очень разнообразна и отражает бурную историю города. Наиболее древние постройки сохранились со времен Римской империи. Это бани, Колона Юлиана и Храм Рома и Августа. С Византийских времен сохранились цитадель и кладбище. Сельджуки дали Анкаре мечеть Аладдина (уникальное архитектурное решения для Турции). В османскую эпоху в Анкаре было построено большинство исторических зданий, хотя эти здания были менее внушительны, чем здания более ранних времен, когда Анкара была более важным городом. Haci Bayram мечеть (1429 год) и рынок Махмуд Паши (1464) - наиболее важные постройки этого периода. Главное сооружение эпохи Турецкой республики - Мавзолей Кемаля Ататюрка. Современная Анкара имеет хорошую планировку, с просторными и широкими бульварами, фешенебельными магазинами. В городе много зелени и парков. Старый квартал (расположен южнее византийской цитадели) состоит из узких кривых улиц. В Анкаре много музеев, наибольший интерес представляет музей анатолийских Цивилизаций который содержит собрание хеттских памятников.
Район трущоб неподалеку от центра города. Он находится на склонах горы, на вершине которой сохранились остатки древней крепости. Странно, что в таком современном городе до сих пор остались такие места - с полуразвалившимися домишками.
С высоты холма, на котором стоят и музей, и цитадель, открывался потрясающий вид на огромный и странный город, возраст которого определить решительно невозможно. Крепость древняя — кольца стен строились в VI и IX веках, иногда в качестве строительного материала использовались античные статуи. Сам холм облеплен глинобитными хижинами с черепичными крышами — живописными, но очень бедными. Такое строили на Востоке во все времена. А вокруг — современный город, возведенный в основном после второй мировой войны.
Ландшафт
Город Анкара расположена на Анатолийском плоскогорье, у слияния рек Анкара (Энгури) и Чубук, на высоте ок. 830–850 м. над уровнем моря. Город Анкара располагается на крутом гористом холме на левом берегу реки Анкара. Район Анкары – один из наиболее засушливых в Турции характеризующийся степным малоплодородным ландшафтом. Этот район занимает сердцевинную часть Азиатской Турции и представляет собой обширное плоскогорье, окаймленное с севера дугами Понтийских гор, а с юга — горными грядами Тавра. На севере района находится Анкарская равнина со средней высотой около 1000 метров над уровнем моря, на юге — Конийская котловина, которая, несмотря на свое название, находится примерно на той же высоте над уровнем моря, что и Анкарская равнина. С юго-востока к Конийской котловине примыкает долина Кайсери, которую заключает потухший вулкан Эрджиес (3916 м). Отделенная от омывающих Турцию морей высокими горными массивами, Центральная Анатолия отличается засушливым континентальным климатом с большими перепадами суточных и сезонных температур. Зимой ртутный столбик может опуститься до 15 градусов ниже нуля, а летом поднимается к отметке 35–40 градусов по Цельсию. Сложные геологические процессы, происходившие некогда на территории современной Турции, проявляются до сих пор в виде вулканической и сейсмической активности. Особенно следы извержений видны в Каппадокии, где вулканические туфы имеют толщину до сотни метров. Со временем речные потоки, дожди и снега в сочетании с ветрами и резкими колебаниями температуры привели к заметной эрозии вулканических отложений. В результате возник уникальный природный пейзаж, получивший название «лунного».
Организация внешнего и внутреннего транспорта
Находясь в центре страны, Анкара связана прямым железнодорожным сообщением с важнейшими турецкими городами – Стамбулом, Измиром, Балыкесиром (на западе), Испартой и Бурдуром (на юго-западе), Зонгулдаком (на севере), Аданой (на юге), Диярбакыром (на востоке). Она находится на пересечении важных шоссе. Междугородние автобусы ходят в различные районы Турции, а через них – и за границу. Международное автотранспортное сообщение через Анкару осуществляется 3,3 тыс. автосредствами св. 100 компаний и 161 автобусом 110 фирм. Главный автовокзал, принимающий 100 автобусов, расположен в Кызылае к западу от Анкары и связан автобусным сообщением с центром города. В 30 км. к северу от столицы – международный аэропорт Эсенбога, обслуживающий также рейсы внутри Турции.
Сообщение внутри города и с его окрестностями обеспечивается 1,9 тыс. автобусов, трамваями (протяженность линий – 272 км.), 176 местными и пригородными поездами. В 1996–1997 были введены в строй две линии метрополитена общей протяженностью 23,4 км. До конца 2005 планируется начать работу еще двух линий протяженностью в 34 км. Идет строительство трех других линий.
Список литературы:
Новичев В.Д. История Турции. В 4-х тт. Л., 1963–1978
Пиотровский С. Свет и тени Турции. М., 1981
Турецкая Республика. Справочник. М., 1990
Путеводитель по Турции. Ростов-на-Дону, 2000
Турция. Иллюстрированный путеводитель. М., 2004
Турция. Путеводитель с мини-разговорником (Серия «Ле Пти Фюре»). 2004 Еремеев Д.
Становление республиканской Турции. 1918–1939. М., 2004