Тема
Благотворительная деятельность в сфере образования
(автономные образовательные учреждения)
Содержание
Введение
1. Теоретические основы благотворительной деятельности
1.1 Понятие и классификация благотворительности
1.2 Факторы развития благотворительной деятельности в России и их социальная эффективность
2. Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения
3. Механизм формирования фонда пожертвований автономного образовательного учреждения
4. Методика оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала автономного образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Система образования, как и вся социальная сфера, длительное время находилась на государственном обеспечении, часто недостаточном для покрытия текущих расходов и дальнейшего ее развития. Многочисленные изменения структуры учреждений образования привели к появлению новой организационно-правовой формы субъектов образовательной деятельности – автономных образовательных учреждений, сочетающих в себе бюджетное обеспечение и известные экономические и управленческие свободы, что становится особенно актуальным в современных условиях.
Одной из особенностей функционирования автономного образовательного учреждения является создание целевого капитала, суть которого заключается в обеспечении долгосрочного и стабильного финансирования деятельности образовательного учреждения. Такой механизм формирует постоянный доход за счет благотворительной деятельности организаций, а значит, создает основу для устойчивого развития социальной сферы и особенно системы высшего образования, создавая условия для постепенного перехода на самообеспечение и изменение правовых основ функционирования учебных заведений.
Вопрос развития и совершенствования благотворительной деятельности как дополнительного способа и источника формирования целевого капитала автономного образовательного учреждения является актуальным на сегодняшний день.
Цель контрольной работы изучить благотворительную деятельность в сфере образования (автономные образовательные учреждения).
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Рассмотреть теоретические основы благотворительной деятельности;
2. Определить алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения;
3. Дать оценку механизму формирования фонда пожертвований автономного образовательного учреждения;
4. Рассмотреть методику оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала автономного образовательного учреждения
1. Теоретические основы благотворительной деятельности
1.1 Понятие и классификация благотворительности
Одной из ключевых проблем исследования благотворительной деятельности до сих пор остается слабо проработанный терминологический аппарат и соответственно связанные с этим разночтения в понимании благотворительности как явления.
Среди исследований данного вопроса можно встретить работы, в которых благотворительность трактуется чрезвычайно узко. Существуют варианты определения благотворительной деятельности как проявления сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего помочь неимущему. Также существует определение благотворительной деятельности только как материальной помощи нуждающимся, которая оказывается как отдельными лицами, так и организациями. С другой стороны, некоторые авторы дают более расширенное понятие благотворительности. Благотворительная деятельность приравнивается к социальной работе или деятельности организаций, представляющих третий сектор. Кроме того, часто понятие благотворительности смешивается с понятием призрения незащищенных слоев населения, и при этом не разделяется добровольная активность граждан, их объединений и деятельность государственных структур. При этом необходимо заметить, что исторически понятие «призрение» включает предоставление пропитания и ночлега.
Существует определение благотворительности как негосударственной добровольной безвозмездной деятельности в социальной сфере, направленной на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования.
Взяв во внимание все существующие трактовки благотворительности, их недостатки и достоинства, появляется возможность предложить авторское определение института благотворительности и благотворительной услуги. Такое определение способствует конкретизации и уточнению определения благотворительной деятельности.
Благотворительная услуга представляет собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе передачи материальных, нематериальных ресурсов и денежных ресурсов между экономическими субъектами на индивидуальной и безэквивалентной основах. Таким образом, благотворительная деятельность, как социально-экономический институт, представляет собой процесс поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуги. Благотворительная услуга является в конечном итоге фактом проявления благотворительной деятельности.
Благотворительная услуга может быть классифицирована по различным признакам: по субъекту благотворительности; по объекту благотворительности; по наличию цели; по форме предоставления благотворительности; по способу предоставления благотворительной услуги; по продукту благотворительности. В таблице 1 представлена классификация благотворительных услуг по различным признакам, соотносящим благотворительную услугу к определенному типу благотворительных услуг.
Таблица 1 - Классификации благотворительных услуг