План
Введение
1. Понятие и основные черты административной ответственности
2. Признаки и состав административного правонарушения
3. Освобождение от административной ответственности
4. Административная ответственность юридических лиц
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Административная ответственность - это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам. Административная ответственность имеет ряд специфических черт, позволяющих ей занять особое место в системе юридической ответственности: основанием административной ответственности выступает административное правонарушение; она выражается в применении к виновным физическим и юридическим лицам мер административного наказания, предусмотренных КоАП; привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе1.
Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он вступил в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.
Специфика структуры КоАП РСФСР состоит в том, что его составными частями являются также разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнительное производство.
Глава 2 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям и административной ответственности.
Задачами работы являются:
1)выявление и характеристика основных черт административной ответственности;
2)выявление и изучение признаков и состава административного правонарушения;
3)характеристика порядка освобождения от административной ответственности;
4)выявление и изучение специфики административной ответственности юридических лиц.
При подготовке и написании курсовой работы были использованы КоАП РФ, Гражданский кодекс РФ, учебные пособия по курсу Административного права России, научные статьи.
1. Понятие и основные черты административной ответственности
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение1.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
а)административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;
б)основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;
в)субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.
Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности;
в)за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
г)административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной
власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;
д)административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);
е)применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;
ж)меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные наказания1.
2. Признаки и состав административного правонарушения
В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное наказание2.
Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.
Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является, прежде всего, нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
В законодательстве понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно воспринято КоАП РФ. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях – «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»1.
Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Вышеуказанное понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) противоправность; б) виновность; в) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета, например, нарушение прав охоты, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности, например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием, например, нарушение правил охраны водных ресурсов.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права.
Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности: Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.
Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д., например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.
Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста1.
Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.
В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность2.
Признаками (элементами) правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.
Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.
Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью1.
Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.
Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других - ограничение применения ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 14-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т.п. Кодекс РФ об административных правонарушениях в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
В его Общей части нет упоминания о гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.
Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают1.
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена КоАП РФ (ст. 2.2.).
Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следовательно, может появляться в форме умысла и неосторожности.
Умышленное действие или бездействие означает, что лицо совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.
.10*
В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из правонарушений может быть совершено в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РСФСР либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одни составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе1.
Только при наличии состава административного правонарушения, лицо его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.
3. Освобождение от административной ответственности
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения предусмотрена ст. 2.9 КоАП РФ.
Законодательством об административных правонарушениях судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, предоставлена возможность, при определенных условиях, применить в отношении правонарушителя устное замечание - метод воспитательного воздействия, который не связан с административным наказанием. В КоАП перечень малозначительных правонарушений отсутствует, и, следовательно, юрисдикционные органы самостоятельно принимают решение о малозначительности деяния и о применении за него устного замечания. Вместе с тем можно предположить, что малозначительные административные правонарушения - это такие нарушения, которые не представляют большой общественной вредности и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба интересам граждан, общества, государства, например, попытка перейти проезжую часть дороги вне пешеходного перехода в отсутствие транспортных средств).
Суд, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при применении ст. 2.9 КоАП обязаны рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что совершением правонарушения не нанесен существенный ущерб охраняемым интересам, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и т. д1.
Статья 2.9 КоАП предусматривает право, а не обязанность субъекта административной юрисдикции освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Устное замечание заключается в разъяснении лицу юридических последствий деяния и недопустимости повторения таких действий (бездействия) в будущем. Устное замечание нельзя рассматривать как предупреждение, так как предупреждение является административным наказанием и выносится в письменном виде. Устное замечание объявляется как физическому, так и юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, содержащее признаки малозначительности.
Следует подчеркнуть, что правом освобождения от административной ответственности с вынесением устного замечания в связи с малозначительностью правонарушения пользуются только судьи, органы, должностные лица, уполномоченные решить дело об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные лишь на составление протокола об административном правонарушении, таким правом не располагают.
4. Административная ответственность юридических лиц
В ст. 2.1 КоАП, определяющей понятие административного правонарушения, наряду с физическими лицами фигурирует новый субъект ответственности - юридические лица. Законодатель, вводя административную ответственность юридических лиц, с учетом опыта современного правоприменения установил возможность привлечения их к ответственности только при наличии вины. При этом принцип вины (ст. 1.5) распространяется на юридические лица в полной мере. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП «юридическое лицо признается виновным..., если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм..., но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению»1. Эта формула является очень близкой к изложенной в ч. 3 ст. 401 ГК, по которой «лицо, не исполнившее обязательства, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы...». Подобный подход законодателя, несомненно, вполне оправдан. Существовавший до этого в отдельных законах, устанавливающих административную ответственность юридических лиц, принцип «объективного вменения», т.е. несения юридическими лицами ответственности за сам факт совершения правонарушения, не соответствовал ценностям правового, демократического государства.
Юридические лица несут административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП, а также законами субъектов РФ, принимаемыми в соответствии с КоАП. Ответственность юридических лиц по указанным нормативным актам наступает лишь тогда, когда санкция соответствующей статьи прямо адресуется юридическим лицам либо такая адресация (описание субъекта правонарушения) содержится в ее диспозиции. В противном случае, например, ч. 3 ст. 12.7 КоАП административная ответственность юридических лиц исключается. Подобный вывод следует из анализа ч. 1 ст. 2.10 КоАП.
Что касается норм, посвященных общим положениям, подведомственности дел об административных правонарушениях и производству по ним, а также порядку исполнения постановления по делам об административных правонарушениях, то здесь установлено иное правило. Если в КоАП не указано, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, они действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу упомянутые нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10). Отсюда вытекает, что физические и юридические лица обладают равными правами и возможностями, в частности при защите своих прав. Например, в ст. 30.1 предусмотрено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, общее и для физических, и для юридических лиц.
В случае слияния нескольких юридических лиц, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица и выделения из него одного или нескольких юридических лиц, преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида вопрос об административной ответственности решается в отношении того лица, которое является правопреемником реорганизованного.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Реорганизация юридического лица осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 57, 58 ГК РФ1, в форме слияния (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединения (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделения (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделения (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразования (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
К юридическому лицу, виновному в совершении административного правонарушения, юрисдикционный орган вправе применять лишь четыре из восьми предусмотренных в ч. 1 ст. 3.2 видов административного наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения1.
В КоАП нашло отражение правило о возможности привлечения виновного физического лица к административной ответственности за правонарушение, по которому назначено административное наказание юридическому лицу, а также о возможности привлечения к административной ответственности юридического лица за правонарушение, за которое привлечено к административной или уголовной ответственности физическое лицо. Это правило обусловлено принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины, и освобождение виновного лица от ответственности в связи с привлечением к ответственности за это деяние другого лица (в том числе и юридического) недопустимо.
Заключение
В завершении исследования вопроса об административной ответственности и административном правонарушении необходимо сделать следующие выводы.
Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
В отличие от КоАП РСФСР ст. 2.1 КоАП дает новое определение понятия административного правонарушения. Из определения административного правонарушения исключен перечень объектов посягательств, так как эти объекты уже названы в ст. 1.2 КоАП. Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности.
Существо административного правонарушения раскрывается законодателем в совокупности его признаков. Выделяются три признака административного правонарушения - противоправность, виновность и наказуемость.
Отмеченные признаки административного правонарушения образуют юридический состав - единственное основание административной ответственности и применения административного наказания. Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.
Принципиальным отличием КоАП от КоАП РСФСР является установление им административной ответственности юридических лиц (ст. 2.10). Ответственность юридических лиц до этого предусматривалась, причем без необходимого единообразия, за ряд деяний в области таможенного, налогового, земельного, природоохранного, антимонопольного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности, применении контрольно-кассовых машин, валютном регулировании и валютном контроле, в области строительства отдельными законами РФ и ее субъектов.
Список использованной литературы
1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. №256. 31.12.2001.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации. СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3301.
4.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2007.
5.Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2009. - 728 с.
6.Арбудкин А.М., Бирюков М.Н. и др. Административная ответственность за нарушение общественного порядка: законодательство и практика его применения органами внутренних дел. М., 1993.
7.Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2008. - 640 с.
8.Бахрах Д.Н. Состав административного проступка. Свердловск, 1987.
9.Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 2008.
10.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 768 с.
11.Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях. Воронеж, 1990.
12.Студеникина М.С. Что такое административная ответственность. М., 1990.
1Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. - М.: Юрайт-Издат, 2002. С. 33.
1Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2007. С. 282.
1Студеникина М. С. Что такое административная ответственность. М., 1990. С. 27.
2Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2007. С. 285-286.
1Кодекс РФ об административных правонарушениях // Российская газета. №256. 31.12.2001.
1Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2008. С. 157.
2Бахрах Д. Н. Состав административного проступка. Свердловск, 1987. С. 27.
1Арбудкин А. М., Бирюков М. Н. и др. Административная ответственность за нарушение общественного порядка: законодательство и практика его применения органами внутренних дел. М., 1993. С. 66.
1Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. - М.: Юристъ, 2009. С. 128.
1Бахрах Д. Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 2008. С. 96.
1Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. - М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 47.
1Кодекс РФ об административных правонарушениях // Российская газета. №256. 31.12.2001.
1Гражданский кодекс Российской Федерации. СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3301.
1Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. - М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 49.