Содержание
Введение
Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
Особенности административной ответственности
Понятие правонарушения, состав
Меры административного наказания
Основания и порядок применения мер административной ответственности
Заключение
Список литературы
Введение
В философско-теоретическом смысле ответственность – понятие весьма широкое, многоплановое, многообъемное и, что особенно важно, фундаментальное.
В целом об ответственности в разных смыслах, гранях и оттенках достаточно полно и неоднократно говорится в Конституции РФ. Например, в преамбуле Конституции говорится об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. То есть это ответственность, понимаемая в широких историко-философском, нравственном и патриотическом планах и аспектах. Однако в Конституции также находятся развитые конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, экологические правовые и другие аспекты и грани института ответственности, в том числе и административно-правовые1, которые и будут рассмотрены в данной курсовой работе. Целью данной курсовой работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.
Некоторые ученые – административисты представляют административную ответственность как систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно – правовой обязанности правонарушителя отвечать за свое противоправное и виновное деяние, которая реализуется посредством применения мер государственного принуждения. Другие считают, что суть (содержание) административной ответственности заключается в непосредственном наложении наказаний, предусмотренных данным видом юридической ответственности. Попытка определить административную ответственность путем ее переадресовки к правонарушителю представляется ошибочной.2
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкций правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание, т.е. в административное наказание. То есть административное правонарушение является основанием административной ответственности.1
Несмотря на то, что в КоАП РФ есть глава носящая название «Административное правонарушение и административная ответственность», легального определения административной ответственности кодекс не содержит. В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение»2.
Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности.
Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.
В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей. По своему содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).
В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером деяния подвергается административному наказанию.
Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.
В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.1
2. Особенности административной ответственности
Как самостоятельному виду юридической ответственности административной ответственности присущи свои особенности. Они следующие:
административные наказания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;
административные наказания налагаются не в порядке подчиненности по службе;
факт наложения административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы (но имеет иные юридические последствия);
законодательством предусмотрен упрощенный порядок наложения административных наказаний;
порядок привлечения к административной ответственности регламентируется нормами административного права. 2
Также особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка т общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.
Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности, их «массовости», охватывающей многие миллионы административных правонарушений.
По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства, на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.
В установлении административной ответственности имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления.
Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические лица, так и юридические лица – предприятия, организации, учреждения.1
Новой, определяющей принципиальные положения, касающиеся юридических лиц как субъектов административной ответственности, является ст.2.10. КоАП РФ. В ней говорится, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, определенных статьями раздела ІІ данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов І, ІІІ, ІV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в ранней мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
В ст.2.1. КоАП РФ разделяется ответственность юридического и физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицу. Равным образом, привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.2
Еще одно немаловажное отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности состоит в том, что поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.
Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то, как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.
Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном нарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9. КоАП РФ). Установление в законе такой меры наказания как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.1
3. Понятие правонарушения, состав
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.2
Понятие административного правонарушения характеризует собой ряд признаков. Во-первых, это действие или бездействие, т.е. деяние; во-вторых, деяние противоправное; в-третьих, деяние виновное; в-четвертых, деяние наказуемое.
Административное правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия, либо бездействия.
Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).
Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).1
Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.
Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности. В Особенной части Кодекса предусматривается административная ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность; за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, за нарушения правил в различных отраслях экономики, за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, на общественный порядок и общественную безопасность.
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. Только при наличии состава административного правонарушения, лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности. С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Каждый конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан – при мелком хулиганстве, спокойствие граждан – при шуме в ночное время и др.).
Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.1 С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними). Установить необходимую причинную связь (причинно-следственную зависимость) между противоправными действием (или бездействием) и наступившим результатом значит: взвесить, каковы физические и общественные свойства наступившего результата; выявить все обстоятельства данного дела, условия, повлекшие наступление результата; оценить роль каждого из выясненных обстоятельств, приведших в совокупности к тому или иному результату.
Содержание объективной стороны характеризуют и такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение. Эти квалифицирующие признаки служат обстоятельствами, отягчающими ответственность, и влекут более строгое административное наказание.1
Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае противоправного бездействия.2
Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч.1 ст.2.3 КоАП РФ). Норма данной статьи Кодекса корреспондируется с нормами уголовного, трудового, гражданского и других отраслей права. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч.2 ст.2.3 КоАП РФ). К таким мерам относятся: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного воздействия, а так же штраф, который может налагаться только на лицо, достигшее 16 лет и имеющее самостоятельный заработок. Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них, например, к ним не может применяться административный арест и др.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, вмененного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст.2.8 КоАП РФ). Вменяемость наряду с достижением установленного законом возраста является необходимым признаком субъекта административного правонарушения.
Специальным субъектом административного правонарушения выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории РФ иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.
Впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ). Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части Кодекса.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат ответственности на общих основаниях, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, административные правонарушения в области налогов, сборов, финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя и др. лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. 1
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину, мотив и цель административного правонарушения.
Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно или совершенного по неосторожности.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина является одним из важнейших признаков любого административного правонарушения.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст.2.2.КоАП РФ).
Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности. Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных действий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть.1
Гораздо сложнее сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной.2
Мотив и цель являются факультативными признаками, поскольку в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе.3
4. Меры административного наказания
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1 КоАП РФ).
Административное наказание – это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. По сравнению с КоАП РСФСР КоАП РФ содержит ряд новых предписаний. Новым является введение термина «административные наказания» взамен ранее существовавшего – «административные взыскания». Теперь наименованием «административные наказания» охватываются все установленные КоАП РФ меры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена тем, что любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишения прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Эти ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение.
В ст.3.1 КоАП РФ подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установлены только законом – актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти, во-вторых, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.
По своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусматриваются в ст. 3.2-3.11 гл.2 раздела 1 КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства, и другие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цель административных наказаний - соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.1
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст.2.3.КоАП РФ):
Предупреждение
Административный штраф
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
Лишение специального права, предоставленного лицу
Административный арест
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Дисквалификация
В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре административные наказания.
Административные наказания делятся на основные и дополнительные.
Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права и дисквалификация могут применяться только в качестве основных. Остальные административные наказания могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.
Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.
За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное наказание, либо одно основное и одно дополнительное. Одновременное применение двух дополнительных наказаний также недопустимо.1
Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Применяется в основном к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительных административных правонарушений в области дорожного движения. Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы.
Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении исполнения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.
Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний) уполномоченных органов с указанием допущенных нарушений или их последствий.
Административный штраф – административное наказание имущественного характера. Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указание размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафы, что позволяет при его наложении учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:
минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.1
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ. Налагаемый на граждан и исчисляемый исходя из МРОТ, штраф не может превышать двадцать пять МРОТ, на должностных лиц – пятьдесят МРОТ, на юридические лица – одну тысячу МРОТ. В Кодексе предусмотрена возможность установления административного штрафа с превышением указанных размеров на значительный круг административных правонарушений (например, финансирование терроризма, нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др.). Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера.
Административный штраф предусмотрен Кодексом в качестве административного наказания практически за все виды административных правонарушений. Он может также устанавливаться законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное их изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Оно касается охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства. При этом не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Возмездное изъятие назначается судьей.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Конфискации подлежит не имущество нарушителя вообще, а лишь те предметы и орудия, с помощью которых совершилось административное правонарушение. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей.1
Лишение специального права – это лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права в течение определенного срока. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса.
В настоящее время назначаются лишение права охоты (ч.1 ст. 8.37); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст.9.3.); лишение права управления судном на морском; внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст.11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8. и др.).
В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающих лишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующих правил. Следует отметить, что повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Поэтому систематическое нарушение порядка пользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишения этого права.
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Также не может применяться лишение специального права в виде права управления транспортным средством к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состояние опьянения, уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.
Лишение специального права назначается судьей.
Административный арест – одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.
Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.
Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам І и ІІ групп. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.1
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения указанными лицами административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.
Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов и от депортации, т.е. принудительной высылки иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания в Российской Федерации.
Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится органами и войсками пограничной службы и органами внутренних дел.
Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, на срок от шести месяцев до трех лет. КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной общественной вредностью и трудностью выявления таких административных правонарушений.1
9 мая 2005г. принят Закон о внесении изменения в КоАП (№45 ФЗ). Вводится новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности. Данная мера административного наказания применяется судами в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию окружающей среды, совершения административного наказания в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Суды могут на срок 90 дней прекращать деятельность индивидуальных предпринимателей, организаций, их подразделений, производственных участков, а также эксплуатацию объектов и зданий и осуществление отдельных видов деятельности.
Еще одно новшество – временный (до 5 суток) запрет на ведение деятельности до рассмотрения дела судом. Такой запрет может быть применен только в случаях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей и причинения вреда окружающей среде.
5. Основания и порядок применения мер административной ответственности
Основаниями административной ответственности являются:
Нормативное основание – нарушение административно-правового запрета (КоАП РФ или законодательство субъекта РФ об административных правонарушениях).
Фактическое основание – совершение административного правонарушения.
Процессуальное основание – издание правоприменительного акта.1
Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных его стадиях.
Стадия производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников производства, процессуальное оформление результатов.
В административно-правовой литературе различают четыре стадии по административным правонарушениям:
первая – возбуждение административного дела и направление его по подведомственности (административное расследование);
вторая – рассмотрение административного дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие соответствующего решения;
третья – обжалование и опротестование решения (пересмотр постановления);
четвертая – исполнение постановления, вынесенного по административному делу.
Эти стадии нашли свое нормативное закрепление в р. ІV-V КоАП РФ. Каждая стадия производства имеет свои этапы, т.е. часть производства, которая характеризуется разрешением определенной задачи в рамках одной стадии.
Возбуждение административного дела и направление его по подведомственности. На этой стадии устанавливаются все обстоятельства дела (дата и место совершения правонарушения, сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушения и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении.
Возбуждение дела об административном проступке, как правило, оформляется составлением протокола или постановления о правонарушении.
Единственным правовым основанием для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях является наличие в действиях виновного состава нарушения, предусмотренного нормой материального административного права.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении служат:
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и принятия решения по нему. По окончании предварительной подготовки протокол и другие материалы о правонарушении направляются органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Законодатель также в ст.28.6 КоАП РФ предусматривает случаи назначения административного наказания без составления протокола.
В случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Законодатель определяет, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, на срок не более одного месяца, а по делам, о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок не более шести месяцев.1
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Протокол или постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесении).
Рассмотрение дела об административном правонарушении.
Законодатель определяет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиально органа, должностным лицом. К таким обстоятельствам относятся: родство с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя, а также личная заинтересованность (прямая или косвенная) в разрешении дела.
При наличии таких обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.
Следующая стадия административного процесса носит дополнительный характер, т.е. если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные лица наделенные правом приносить жалобы или заявлять ходатайства для пересмотра принятого решения, не сделали этого, то рассматриваемый этап административного процесса будет отсутствовать, в ином случае стадия пересмотра решения должна пройти три этапа:
обжалование или опротестование постановления;
проверка законности постановления, вынесение решения;
реализация решения.1
Постановление о наложении административного наказания обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу и приводится исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством РФ.2
Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.
Заключение
Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности – это результат неправомерного поведения лица, выраженный в применении к виновному уполномоченными на то органами, должностными лицами в установленном порядке юридических санкций. Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности, имеет она и свои особенности. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее фактическим основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания. К административным правонарушениям относятся противоправные виновные деяния (в форме действия или бездействия), за которые законодательство устанавливает административное наказание. Состав административных правонарушений включает четыре элемента: субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти лет, юридическое лицо), субъективную сторону (вину) в форме умысла или неосторожности, объективную сторону (само деяние) и объект (охраняемые законом отношения и ценности). Административное правонарушение влечет за собой административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Законодатель исключил такое административное наказание как исправительные работы и ввел новые – дисквалификацию, административное приостановление деятельности и временный запрет на ведение деятельности до рассмотрения дела судом.
Основные положения, регламентирующие административную ответственность, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Принципиальные положения КоАП РФ от 2002г. прогрессивны. Так, применение шести из восьми наиболее тяжких административных наказаний отнесено к исключительной компетенции суда. Соответственно, значительно увеличилась и роль суда как органа административной юрисдикции. Действующий Кодекс к компетенции судов относит уже составы административных правонарушений, содержащиеся в 105 из 401 ст. Кодекса. Естественно, с увеличением возможностей участия судей в производстве по делам об административных правонарушениях увеличилась и гарантированность права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, снизилась вероятность необоснованного применения мер административного принуждения.1
Новый кодекс отличается от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях тем, что в нем кодифицирована административная ответственность как физических, так и юридических лиц, созданы единые процессуальные правила применения мер административной ответственности. Ныне нормы КоАП РФ являются единым федеральным правовым источником, на котором базируется административная ответственность за нарушение административных норм, принятых в установленном порядке. Это намного облегчает знание таких норм и соблюдение их на практике.2
Список литературы
1.Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М. 2002.
2. Административное право. Под ред. Г.В. Атаманчука. – М., 2003.
3. Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 1999.
4. Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право.-Ростов н/Д., 2006.
5. Алехин А.П., Кармолицкий А.Л., Козлов Ю.М. Административное право РФ. – М., 1998.
6. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. – М. 1998.
7. Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. – М., 2003.
8. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. 3-е изд./ Редакц. Коллегия: И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов. – М.,2003.
9. Сатышев В.Е. Административное право России. – М. 2006.
10. Солдатов А.П. Административное право РФ. – Ростов н/Д., 2006.
11. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М., 2005.
1 Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Российское административное право.- М., 1997. С.264.
2 Солдатов А.П. Административное право РФ. – Ростов н/Д., 2006.- С.137.
1 Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.,1999. С.335.
2 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. - М.: - 2002.
1 Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.,1999. С.336.
2 Солдатов А.П. Административное право РФ. Ростов н/Д., 2006. С.138.
1 Алехин А.П., Кармолицкий А.Л., Козлов Ю.М. Административное право. – М.,1998. С.290.
2 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.25.
1 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.26.
2 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С18.
1 Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.,1999. С.317.
1 Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.,1999. С.317.
1 Алехин А.П., Кармолицкий А.Л., Козлов Ю.М. Административное право. – М.,1998. С.289.
2 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С19.
1 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.25.
1 Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.,1999. С.327.
2 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С19.
3Алехин А.П., Кармолицкий А.Л., Козлов Ю.М. Административное право. – М.,1998. С.292.
1 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.38.
1 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.40.
1 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.43.
1 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.47.
1 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.50.
1 Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. – М., 2003. С.43.
1 Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право. – Ростов-н/Д., 2007. – С.170.
1 Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право. – Ростов-н/Д., 2007. – С.205.
1 Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право. – Ростов-н/Д., 2007. – С.208.
2 Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.,1999. С.355.
1 Солдатов А.П. Административное право РФ.- Ростов н/Д., 2006. – С.138.
2 Административное право. Под ред. Атаманчука Г.В. – М., 2003.