В результате разложения территориальной (соседской) общины поля, скот, рабы и т. д. стали объектами частного владения. Но еще долгое время сохранялись и некоторые остатки общинной собственности – общие пастбища, общие леса, воды, незанятые земли и др. Вначале землю брали на время (незакрепленная собственность или владение), но мало-помалу она превращалась в наследственное имущество на все времена (закрепленная собственность). Характерно, что закрепленная собственность обозначалась тогда термином “наследство”
В связи с развитием частной собственности установилось и некоторое ее наследственное преемство. Зажиточная верхушка была заинтересована в передаче своих богатств потомкам. В области наследственного права на территории Латвии сохранились следы двух принципов наследования. Иногда старший сын пользовался преимуществом, иногда – младший. Относительно наследования дочерьми в местном обычном праве существовало правило, что при наличии братьев сестры не наследуют.
В этот период на территории Латвии брак имел характер договорного соглашения. У латышей существовал также древний ритуал обручения – предварительного соглашения по всем вопросам, связанным с заключением брака. Семья у древних народностей Латвии носила характер патриархальной. Следы главенства мужа сохранились в древне-крестьянском праве, написанном позднее немецкими феодалами.
В этот период через территорию Латвии велась транзитная торговля соседних стран, однако местные народности мало в ней участвовали. Поэтому и не особенно было развито местное договорное право. Однако общее представление о мене, купле, долге и пр. существовало. Крестьянское право, написанное немецкими завоевателями, упоминает долговые отношения, которые устанавливались либо на основании договора, либо на деликте.
Право собственности крестьянина, основанное на личном труде, относилось к его индивидуальному хозяйству. В период завоевания Прибалтики немецкие феодалы признавали право собственности крестьянина не только на мелкие средства производства и на вещи домашнего обихода, но также и на его земельный участок. Когда власть немецких феодалов в Ливонии окрепла, они перестали признавать за местным населением право собственности на землю. С развитием процесса всеобщего закрепощения местного населения Ливонии крестьяне стали принадлежностью земли. Они продавались и передавались по наследству вместе с землей.
Наследование по крестьянскому праву Ливонии охватывало универсальный комплекс материальных благ феодально-зависимого крестьянина – его орудия производства, скот, птицу, одежду и т. д. Кроме того, наследник приобретал право пользования полями, лугами и пчеловодческим инвентарем, которыми пользовался умерший наследодатель при жизни. Характерно, что мужская линия наследников имела некоторое преимущество. Только при отсутствии сыновей наследовали дочери и вдова умершего крестьянина. В состав наследственной массы входили также и долги наследодателя.
Семейное право крестьян основывалось на церковном браке римско-католической церкви, позже – лютеранской религии. Однако существовали также пережитки дохристианских форм установления брака (элементы похищения невесты и др. ) Крестьянское право Ливонии препятствовало также самовольному уходу мужа от жены, ибо римско-католическая церковь вообще запрещает развод.
Торговля в Ливонии находилась главным образом в руках немецких завоевателей. Среди местного крестьянства торговля была слабо развита. Крестьянское право Ливонии регулировало долговые отношения. Иногда долг обеспечивался ручным закладом. Предусмотрена была также примитивная форма договора о товариществе. Имущественный ущерб возмещался соответствующим вознаграждением.
3. Проявление господства немецких дворян в гражданском праве во времена Курляндского герцогства.
Законы Курляндского герцогства признавали право собственности на родовые вотчины только за родовитыми немецкими дворянами. Лицам неродовитым и иностранцам строго-настрого запрещалось приобретать такие имения. Родовые вотчины отчуждались и завещались только лицам данного рода. Обыкновенно они переходили по наследству к старшему сыну. Существенной принадлежностью родовых вотчин считались населявшие их крестьяне в качестве крепостных рабов, или вещей в юридическом смысле.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.bizforum.ru/