1. Какое место занимает проблема насилия в морали?
Если бы можно было выразить сущность морали одним словом, то это слово - ненасилие. Отношение к насилию является той критической точкой, по которой можно испытать мораль. Через отношение к насилию проверяется действенность морали.
Не случайно самым древним запретом, ознаменовавшим возникновение нравственности, был запрет убийства как крайней формы насилия.
2. Почему нравственные требования обычно имеют форму запретов?
Мораль предполагает индивидуальную свободу выбора в конкретной ситуации. Существует множество наук, которые дают позитивные советы и содержат позитивную программу деятельности. Например, диетология предписывает строгую диету при определенном недуге. Медицина рекомендует конкретный образ жизни для лечения болезни. Экономика говорит о законах функционирования рынка и как их надо исполнять. Имеется множество различных инструкций и полезных советов на все случаи жизни (как стать богатым, выйти замуж, правильно сделать ремонти т.д.).
Этика же не дает советов, потому что ее цель - формирование способности свободы. Мораль как особая сфера человеческого существования обозначает «хрупкую границу, отделяющую пространство разумной человеческой деятельности от царства слепой необходимости». Поскольку этика имеет дело с автономным субъектом, ее нормы имеют вид запрета, оставляющего пространство для индивидуальной свободы выбора в каждой конкретной ситуации. Этика не предписывает человеку ничего определенного, все самые важные решения он должен делать сам, но она говорит, чего не следует делать ни в коем случае. Ее требования необходимы, но не достаточны.
3. Что такое насилие?
В узком смысле слова насилие - это применение грубой силы, по преимуществу физической (телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги).
В широком смысле слова насилие - любое подавление человека (не только физическое, но также психологическое, моральное, экономическое, идеологическое и т.д.).
Формы и методы насилия совершенствуются вместе с развитием общества. Дисциплинарное пространство и время, манипуляция общественным мнением с помощью СМИ, «шоковая терапия», «промывание мозгов», «модификация поведения» - все это примеры новейших технологий виртуального насилия.
4. Что такое ненасилие?
Ненасилие - термин, образованный по аналогии с древнеиндийским «ахимса», обозначающим основной принцип религии и философии джайнизма, индуизма и буддизма. Возникший в древнеиндийской цивилизации, принцип ненасилия, тесно связанный с принципом толерантности и плюрализма, определил великую судьбу этой цивилизации. Благодаря этим понятиям и принципам индийская культура сохранилась в качестве древнейшей живой цивилизации, в отличие от многих других, древних, но погибших в силу своей агрессивности цивилизаций (Вавилон, Египет, цивилизация майя, и др.).
Принцип «ненасилия» достаточен для определения сущности морали.
В европейской истории идеал ненасилия связан с именем и заповедями И. Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую»; «Любите врагов ваших».
Эти заповеди отменяют древний закон, который предполагал возможность насилия как возмездия («око за око») и государственной защиты («люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»). Здесь обозначается важное отличие христианства от иудаизма.
Иисус считал, что насилие не может иметь оправдания ни при каких обстоятельствах. Основная заповедь И. Христа - любовь к ближнему.
Ненасилие - это конкретизация этики любви, ее испытание («любите врагов ваших»). Эту связь выявил Л. Толстой: понятие Бога есть обозначение того, что человеческий разум не может знать; понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире. Бог - предельное основание человеческого бытия, условие возможности смысла. Любовь к Богу означает отказ от насилия и приятие мира таким, какой он есть, с любовью и радостью.
5. Как соотносятся ненасилие и справедливое насилие?
Ненасилие - альтернатива «справедливому насилию». Это постнасильственная стадия борьбы с несправедливостью и злом. Ответная борьба есть вызов, сопряженный с идеей, что одна сторона конфликта воплощает добро, а другая - зло. Но с увеличением количества насилия зло только увеличивается. Императив ненасилия предлагает решение, суть которого в том, что ни одна сторона не может рассматривать себя судьей в вопросах добра и зла, и это единственный способ остаться в пространстве морали. Гуманизм этики ненасилия связан с признанием святости жизни. «Не побеждать и унижать противника, а добиваться взаимопонимания с ним»... «Центром ненасилия является принцип любви» ". Любовь -противоположность насилию, противоположность использованию, отношение уважения личности и ее самоценности.
6. Может ли насилие быть благом?
Многие идеологи революции ставили задачу морально оправдать применение насилия. Например, Л. Троцкий в статье «Их мораль и наша» оправдывает революционное насилие пролетариата; он рисует общество будущего, в котором не будет насилия и никаких социальных противоречий, хотя проложить к нему мост нельзя иначе, как революционными, насильственными средствами. Аналогичной позиции придерживался вождь мирового пролетариата, когда говорил о добре «с кулаками».
Любое насилие хочет оправдания и для этого использует моральную демагогию, а также деление людей на хороших (наших) и плохих (чужих).
Насилие - власть силы, поэтому оно находится вне морали. Мораль и насилие исключают друг друга. Однако всякое насилие нуждается в санкции морали, взывает к борьбе со злом. В талибском Афганистане существовало Министерство добра и борьбы со злом, именно оно приговаривало к смертной казни всех, кто не подчинялся режиму. Не многим отличается американский подход, делящий мир на своих (империя добра) и чужих (империя зла).
7. Какое насилие является легитимным?
Современное государство монополизировало насилие и институционализировало его. Право на насилие локализуется специальными социальными группами лиц и осуществляется по установленным правилам. Стражи порядка призваны защищать отдельных граждан друг от друга и от внешнего врага. Именно государство формирует систему мотивов, которой руководствуются граждане. Например, с помощью налоговой политики или социальной помощи оно может стимулировать или сокращать рост населения. Это насилие особого рода, не прямое, а косвенное или виртуальное. Другой пример косвенного насилия - манипуляция сознанием, шоковая терапия.
Всякое насилие, даже легитимное, нельзя отнести к моральной деятельности. Моральным может быть только ограничение насилия, выбор меньшего насилия, как в ситуации со злом, когда выбирают меньшее зло не потому, что оно зло, а потому, что оно меньшее. Таким образом, подлинная мораль отрицает любое насилие, кроме того, выбирает из двух зол меньшее.
8. Какое насилие является нелегитимным?
Насилие, как откровенная власть сильного над слабым, противно морали. Объектом нелегитимного насилия часто выступают больные, старики, женщины и дети. Примерами нелегитимного насилия являются преступность, а также причинение страданий многим людям в результате разрушения экологии, нечистоплотной журналистики, грязного бизнеса, халатного отношения к современной технике (Чернобыль), банального экстремизма и терроризма.
Жестокое обращение со стариками и бездомными детьми - это одна из патологий современной западной цивилизации. Современные родители часто выступают в такой необычной для них роли, как причина увеличения детской смертности. Например, согласно исследованиям американских социологов, 50% детей, убегающих из дома, просто исчезают.
9. Каковы причины побега детей из дома?
Жестокость и равнодушие родителей - главная причина
детской заброшенности. Кроме того, дети мешают карьере, в больших городах они становятся обузой. Часто дети убегают из дома, будучи жертвами избиения или сексуального насилия родителей. В США ежегодно родители издеваются примерно над 1,7 млн. детей, зверски избивают 750 тысяч. 27% женщин и 16% мужчин в детстве испытали сексуальные нападения.
Жестокое обращение с детьми и подростками в семье связано со следующими факторами: применение физических наказаний в качестве способа воспитания, финансовые проблемы семьи, присутствие в доме отчима или сожителя, пьянство родителей, боязнь разоблачения, когда жертва надеется, что жестокое обращение с нею никому не станет известным.
10. Каковы последствия семейной жестокости?
Агрессивность, преступность, обеспокоенность и депрессия, низкая самооценка, криминальное сексуальное поведение.
Попав в среду улицы, дети становятся неспособными к социализации, подвергаются смертельному риску, кроме того, могут стать объектом сексуальной эксплуатации или жертвами маньяков и педофилов.
Преждевременное отделение подростков от родного дома замедляет процесс их социализации и лишает возможности успешно интегрироваться в обществе. Затормаживается личностное развитие.
Существует прямая связь между насилием в семье и последующей преступной деятельностью подростков. Преступность выступает стратегией выживания в условиях улицы, определяемой предшествующим опытом жертвы.
Сегодня во всем мире под угрозой находятся нормальное развитие, благополучие и выживание детей. Страдания детей вызываются не только болезнями, бедностью, лишениями и войнами, но и той практикой воспитания и теми ритуалами, которые приняты в данной культуре. Особенно удивительно, что они страдают от действий тех, кто обязан о них заботиться.
В 60-х гг. XX в. эта проблема была открыта в США, но позже оказалось, что нет такого общества, в котором бы она не стояла.
11. Почему современные родители так плохо обращаются с детьми?
Жестокое обращение с детьми - общая патология современной цивилизации, связанная не с одной, а с комплексом причин.
Демографический взрыв современности должен привести к удвоению населения планеты (12 млрд.) к 2025 г. Такое огромное количество людей вызовет многие проблемы, в том числе появление никому не нужных детей.
Урбанизация в постиндустриальном обществе приводит к тому, что дети мешают карьере и социальной обеспеченности, поэтому вызывают у многих людей своего рода «аллергию».
Современная культура формирует маргинальное сознание, лишенное культурных корней, люди имеют образование, но лишены высокой культуры, эмоционально и интеллектуально обездолены, по этой причине они не осознают ответственность, связанную с воспитанием ребенка. Как отмечал Ортега-и-Гассет, массовый человек подобен ребенку, которому вместо игрушки доверили сложную технику типа персонального компьютера.
Современная массовая культура характеризуется значительной долей некрофилии, она порождает деструктивный тип личности, тяготеющий к насилию и агрессии, которым и подвергаются дети как самая незащищенная группа.
Кроме того, социальным психологам удалось выявить действие следующих факторов:
а) частое действие фактора стресса,
б) отклоняющийся от нормального опыт, пережитый детьми (например, в случае их отделения от матери).
Были найдены механизмы мозга, отвечающие за выражение привязанности и агрессивности, и установлено, что степень агрессивности определяется биохимическими реакциями в мозгу, а также социальным контекстом.
12. Как связаны насилие в семье и культурные факторы?
Есть некоторое сходство жестокого обращения с потомством у человека и человекообразных обезьян. Хорошая мать-обезьяна кормит и воспитывает свое потомство до тех пор, пока не обеспечит ему определенный социальный статус и способность выжить самостоятельно. При этом она не испытывает к потомству никакого теплого чувства. В среде макак матери чаще отказываются от новорожденных сыновей, чем от дочерей. Так бывает и у людей, хотя здесь действуют более многообразные культурные факторы. В Америке в бедных семьях на долю мальчиков приходится гораздо больше жестокости, чем по отношению к девочкам. А в Китае стараются избавиться от девочек, их чаще продают в качестве живого товара в развитые страны, а также они более подвержены жестокости родителей.
Многообразие проявлений жестокости варьируется от культуры к культуре. Например, в Тибете общепринято, чтобы некоторым детям, в частности, девочкам или детям, родившимся от пожилых родителей, уделялось меньше внимания и заботы. В Японии отказ от нежеланного ребенка (не сопряженный с убийством) позволяет родителям надеяться, что какой-нибудь альтруист возьмет и воспитает их дитя.
В обществах, где убийство младенца допускается, параметры подобного поведения регламентируются строгими правилами. В Японии, например, первый крик новорожденного гарантирует ему безопасность. В Сьерра-Леоне есть обычай купать ребенка в холодном ручье и потом держать голеньким на воздухе, пока не обсохнет. Обычай сохраняется, несмотря на высокую детскую смертность от воспаления легких.
Дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам имеет разные формы. Например, в Индии маленьких мальчиков уподобляют цветам, которые требуют тщательного ухода, а девочек - камням, которые перенесут любое обращение.
Сегодня существует возможность прогнозировать и моделировать пол будущего ребенка. В этих условиях существует большая вероятность увеличения количества новорожденных мальчиков, например, в мусульманских странах, или в других восточных культурах, где мальчики ценятся выше девочек. Это чревато изменением демографической ситуации.
13. Что такое избирательная заброшенность?
Избирательная заброшенность - это любая комбинация медицинской, пищевой, физической и эмоциональной заброшенности маленького ребенка или подростка в сравнении с другими детьми в этой семье или в семьях, находящихся в сходных социально-экономических и культурно-воспитательных условиях.
Существуют непреднамеренные, скрытые от глаз механизмы устранения нежеланных, низко оцениваемых детей. В то же время известны случаи, когда умирают дети, которыми гордятся и о которых хорошо заботятся, а выживают те, которые не получают уход на должном уровне.
Если детей ценят в качестве продолжателей рода, то в таком обществе обычно выше ценят мальчиков, а девочек меньше. Даже в таких обществах, где детей ценят как таковых, одних из них ценят ниже, чем других. Таких детей можно разделить на несколько групп:
1) по состоянию здоровья. Некоторые матери считают, что больные дети не оправдают вложенного родительского вклада. О таких детях плохо заботятся и они умирают;
2) дети-инвалиды. Чаще всего их считают тяжким бременем. Особенно это относится к детям с расстройством психики;
3) с точки зрения пола. В некоторых странах, например, в Индии и Китае, в исламских странах, сыновей предпочитают дочерям, что затрудняет выживание женского потомства;
4) по степени развития. В индустриальных странах самому большому риску подвергаются подростки;
5) в зависимости от необычных и трудных родов, а также по другим биологическим факторам. В Западной Африке, например, избавляются от новорожденных девочек, родившихся с зубами;
6) с точки зрения лишних детей. Дети, которые приводят семейные ресурсы в стрессовое состояние, подвергаются высокому риску;
7) по особенностям поведения личности. В разных культурах ценят разные черты характера и поведения;
8) с точки зрения социальной поддержки. Очень велика роль законодательства о браке. Жертвами дурного обращения во многих странах являются сироты. Современные источники указывают на рост дурного обращения с детьми, связанный с урбанизацией и иммиграцией, распадом малых групп и отходом от сложившихся культурных традиций.
14. Каковы последствия жестокости и насилия в семье?
Перенесенное в детстве насилие способствует формированию склонности к насилию и соответствующего поведения в будущем. Став взрослыми, такие люди быстрее вовлекаются в употребление алкоголя и наркотиков, у них легче формируется преступное поведение и возникают психические расстройства; жертвы дурного обращения отстают в развитии, испытывают больше социальных и эмоциональных затруднений.
15. Что является главным в человеческом репродуктивном поведении?
У человека главным фактором воспитания детей является «родительский вклад». В случае полного материнского отказа ребенок погибает в течение нескольких часов или дней. Но имеются другие формы пониженной эмоциональной, биологической и социальной поддержки, которые не убивают младенца так быстро, но переводят его в категорию наиболее уязвимую, где резко возрастает риск гибели от болезни, несчастного случая, насилия. Общее правило гласит: чем менее скудной является окружающая среда, тем большее значение для выживания детей приобретает родительский вклад. Иногда дурное обращение является формой гипертрофированного вклада, а чрезмерная забота нарушает нормальный процесс созревания и взросления. То же самое относится к дисциплине. Обеспечить нормальную дисциплину значит сделать очень важный вклад в воспитание ребенка. Но дисциплина может выражаться в формах, угрожающих жизни ребенка. В этом случае она становится формой гипертрофированного вклада, особенно если родители силой добиваются послушания ребенка. Насилие, применяемое от случая к случаю или в качестве реакции на стресс, можно рассматривать как провал всех попыток защитить ребенка, что может привести к его заброшенности. Даже сексуальное насилие можно рассматривать как оборотную сторону родительского вклада (например физической близости). Любые формы жестокого обращения и заброшенности вызывают у ребенка понижение иммунитета либо провоцируют бегство из дома и вообще выбор какого-нибудь рискованного образа жизни.
Мозг ребенка - своего рода компьютер, который программируется теми, кто его растит и воспитывает, а в конечном итоге теми, кто контролирует потоки информации, идущей к детям, в частности сведений о том, что такое добро, право, справедливость, благо. Культурное влияние родителей настолько сильно, что может преодолеть любую даже инстинктивную программу. Поведение родителей во многом зависит от уровня их культуры и образования. Предполагается, что в тех случаях, когда воспитание ребенка предъявляет родителям повышенные требования, они могут начать жестоко обращаться с ним.
Родительский вклад имеет смысл, только если он продолжается достаточно длительное время, включая не только вскармливание, но и более поздние стадии жизни. При этом наблюдаются различия между странами с низким уровнем жизни и странами с высоким уровнем, в которых голод встречается крайне редко.
Не очень ясна роль экологического фактора, хотя очевидно его влияние на рост родительской жестокости. Во всяком случае, химическое воздействие (например введение препарата d-амфетамин) искусственно повышает агрессивность обезьян по отношению к детенышам и снижает агрессивность по отношению к взрослым особям в группе. И у людей, и у обезьян, агрессивность усиливается с усилением экологического и социального стресса.
Опыты, связанные с ранним отделением детей от родителей, также вызывают нарушения поведенческих, физиологических и иммунологических функций ребенка.
16. Каково значение родительского вклада в воспитание детей?
Обычно родители очень серьезно, часто самоотверженно заботятся о своих детях. Родительский альтруизм уникален: здесь поток жизненных благ долго, кумулятивно, щедро идет лишь в одном направлении.
Человек как биосоциальное существо отличается от всех других живых существ длительностью процесса взросления. Между рождением и взрослением проходит двадцать лет, за которые лавным фактором становления личности является родительский вклад в виде материальных, духовных, эмоциональных других затрат родителей.
Родительский вклад - ценный ресурс, и естественный отбор постоянно должен препятствовать тому, чтобы он растрачивался зря. Следовательно, эволюционные механизмы родительской психологии должны приводить к избирательности родительского вклада, предпочтению своих детей и дискриминации чужих.
17. Какие родители чаще убивают своих детей?
Матери-детоубийцы чаще всего бывают относительно юными, потому что стремление родителей вносить свой вклад в воспитание детей увеличивается по мере того, как иссякает репродуктивный потенциал, т.е. с возрастом.
Среди незамужних женщин доля детоубийц выше, поскольку отсутствие отца резко ухудшает жизненные перспективы ребенка.
По мере взросления ребенка, снижается опасность риска.
Появление в семье отчима или мачехи повышает риск дурного обращения с ребенком. Приемные дети, усыновленные супружеской парой, развиваются гораздо хуже, чем дети в естественной семье. Отношения детей с приемными родителями чревато конфликтами, но эти конфликты лучше улаживаются, если приемные родители перестанут изображать из себя настоящих родителей.
Чем более инфантильными и эгоцентричными являются родители, тем большая вероятность жестокости с их стороны по отношению к детям.
И наоборот, применительно к развитым странам Запада, можно утверждать, что, чем выше уровень родительского сознания, чем больше они осознают свою ответственность перед детьми, менее вероятны проявления родительской жестокости или детской заброшенности.
Очевидно, что жестокое обращение с детьми и детская заброшенность ставят под угрозу физическое и эмоциональное выживание детей.
18. Можно ли утверждать, что многие родители, жестоко обращающиеся с детьми, сами в детстве были жертвами жестокого обращения?
Да. Перенесенное ребенком насилие никогда не проходит даром и имеет серьезные долгосрочные последствия для окружающих и для его детей.
Ребенок на первых этапах своего развития нуждается в хорошем, ласковом обращении, он проявляет привязанность к тем, кто о нем заботится. Он должен знать, что о нем заботятся даже тогда, когда он один. Поскольку люди, заботящиеся о ребенке, предсказуемы, и они всегда обеспечивают ему безопасность, у ребенка постепенно развиваются чувства безопасности, уверенности в себе и доверия к другим. У детей, с которыми жестоко обращаются, чувство привязанности всегда связано с тревогой, они сами более агрессивны к враждебному им миру и к окружающим людям, видя в них потенциальную угрозу собственной безопасности. На основе ранних первичных отношений, у ребенка складываются модели отношения к самому себе и к другим людям и к миру. Дети, которым не хватало любви, сами часто оказываются не способными по-настоящему любить, у них развивается садомазохистский комплекс.
19. Какую роль играла жестокость в истории человечества?
Жестокость и причинение страдания - во многом прерогатива человека. Как показал Э. Фромм, садизм - проявление собственно человеческого деструктивного характера, в природе нет такой деструктивности и агрессии, как в человеческом обществе.
Человеческая жестокость включает способность причинять не только физическое, но также душевное или виртуальное страдание.
Человеческая история - вместилище наказаний разных видов, что свидетельствует о скрытой генетической склонности к причинению страданий, присущей всему человеческому роду.
Огромные массы людей во всем мире страдают по вине других.
Можно ли дать оценку личному решению, промышленному предприятию, религиозному учению или правительственной программе без анализа прямых и косвенных сопутствующих этим явлениям страданий? Взять хотя бы загрязнение окружающей среды... Можно ли осознанно говорить об этике, морали, законе, справедливости, мире, любви и благородстве, не исследуя предмет причинения страданий?
20. Каковы виды и размеры страдания, которые причиняют люди своим соотечественникам?
Ясно, что здесь невозможно применить обычный расчет. Тем не менее некоторые авторы провели исследования и показали, что наибольшие страдания приносят по мере уменьшения: безработица и бедность, загрязнение окружающей среды, бизнеса, президент (поскольку его решения касаются многих), потребление алкоголя, представители средств массовой информации и журналисты, преподаватели, юристы, церковные лидеры, система правосудия, преступники. Те, кто имеют возможность приносить людям вред, обычно имеют возможность и дать облегчение.
Из всей этой команды преступники, как это ни странно, имеют относительно низкую цифру вреда. Это связано с тем, что они действуют «один на один», их действия причиняют вред отдельным людям, а не большим массам, тогда как магнаты бизнеса и журналисты приносят максимальную степень страданий, поскольку влияют на большие массы людей. Сокращение среднего количества страданий за единицу времени сегодня может выступать главным критерием социального прогресса. Правительство должно заботиться о постоянном снижении числа страданий, что является основным критерием его ответственности.
В социальной политике (социальной этике) и личном поведении следует учитывать разумный уровень причиняемых страданий. При прочих равных условиях должен избираться тот способ действия, который ведет к наименьшему причиняемому страданию.
Литература
1. Байбурин А.К. Топорков А.Л. У истоков этики. – Л., 1990
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 2000
3. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. – М., 2000
4. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 2003
5. Фромм Э. Искусство любви // Душа человека. – М., 1992