Логачева А.В.
АРХИВНОЕ ДЕЛО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др. (1).
Составной частью истории архивного дела страны является история архивного дела на Ставрополье, которая ведет свой отсчет со второй половины XVIII в. Именно тогда, в период освоения северокавказских земель, в результате деятельности различных правительственных учреждений и организаций, стали формироваться уникальные по составу и содержанию архивные фонды. Их документы сегодня позволяют воссоздать историю заселения южных земель Российской империи в конце XVIII – XIX вв. Поворотным событием в истории архивного дела Ставрополья стало создание, в 1906 г., Ставропольской ученой архивной комиссии.
В государственных архивах территориально-административных образований, ныне входящих в Южный федеральный округ, сосредоточено почти 12 млн. единиц хранения (9% от общего объема документов госархивов субъектов Российской Федерации), а в муниципальных архивах – около 4 млн. ед. хр. (11% от общего объема документов этого звена). Наиболее объемные архивные фонды имеют Ставропольский край и Ростовская область, их государственные архивы входят в число так называемых архивов–миллионников. Эти территории обладают и наиболее развитой сетью муниципальных архивов. В Ставропольском крае действуют Государственный архив Ставропольского края (более 1 млн. ед. хр.), Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (668204 ед. хр.) и 33 архива с переменным составом документов, которые хранят около 370 тыс. ед. хр. В фондах этих архивов хранятся богатейшие источники, которые по ценности, полноте и объему информации не уступают материалам центральных архивохранилищ страны.
В начале XXI столетия архивоведение стало самостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научной деятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественной жизни. Современное архивоведение занимается не только изучением ретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих с документами в современной системе управления.
Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.
В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2), который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральным законом принятым в архивной сфере, который несмотря на свой прогрессивный характер все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года (3). Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено.
С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела» (4).
В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.
На IV Всероссийском съезде российского общества историков-архивистов руководитель Федерального архивного агентства, член-корреспондент РАН В.П. Козлов отмечал, что за последние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного и методического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары (5). Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные - друг от друга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственной архивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы во взаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальных архивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дробление функций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительной власти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результате административной реформы 2004 г. осталась «ничьей» функция контроля за организацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно на федеральном уровне.
На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.
Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов – «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.
Важное значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы «Архивы России» федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» (6). В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения баз данных «Архивный фонд» и «Фондовый каталог».
Примечания:
Чернов А.В. История и организация архивного дела в СССР: Краткий очерк. М., 1940; Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945 гг.). М., 1969; Автократов В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения. – М., 2001; Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989; Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение: проблемы истории, теории и методологии. М., 1997; Козлов В.П. Российское архивное дело. – М., 1999; Его же: Теоретические основы археографии с позиций современности // Отеч. архивы. – 2001. - № 1.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» // Отеч. Архивы. – 2005. - № 1.
Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах // Отеч. Архивы. – 1993. - № 5.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» // Отеч. Архивы. – 2005. - № 1.
Информационный бюллетень «Вестник архивиста»// www.vestarhiv.ru/index16.php 18.05.2007г.
ПЦПИ-Публичные центры правовой информации// www.pcpi.ru/manage/page?tid 18.05.2007г.
Сведения об авторе:
Логачева Алла Викторовна соискатель кафедры археологии и региональной истории