Рефетека.ру / Москвоведение

Статья: Храм Егория на Хотче

Наталья ДИКИХ, учительница Талдомской средней школы Ж3

Церковь Георгиевского погоста стоит на левом отлогом берегу реки Хотчи, которая в этом месте совсем узкая. На другом, более крутом, берегу примерно в полукилометре расположена деревня Станки.

Ранее церковь играла важную роль в формировании местного пейзажа, так как е колокольня была видна на много врст вокруг, да и старая мощная камнем Калязинская дорога проходила мимо храма.

В настоящее время та важная пейзажеформирующая роль, которую церковь играла ранее, утеряна в связи с уничтожением огромной пятиярусной колокольни.

Архитектурная композиция памятника традиционна для сельских церквей, построенных в конце XVIII начале XIX века. Церковь святого Георгия была построена по обычной трхчастной схеме – основной объм храма, трапезная и колокольня, которые располагались на одной оси с востока на запад.

Сейчас у храма отсутствует колокольня, которая непосредственно примыкала к западной стене трапезной.

Основной объм храма был построен по традиционной схеме «восьмерик на четверике» и завершн восьмилотковым сводом.

Помещение алтаря церкви представлено прямоугольным объмом с трехгранной восточной частью. В южной части сохранн оконный пром, с восточной и северной стороны зияют технологические промы, оставшиеся от времн использования здания храма в качестве производственных помещений.

Трапезная одноэтажная, прямоугольной формы, вытянута вдоль продольной оси храма. Е поперечная сторона несколько шире стороны квадрата четверика.

Памятник по времени своего создания соответствует расцвету русской классической архитектуры. Он интересно сочетает в себе мотивы классики и древнерусского кирпичного узорочья XVII века. Декор интерьера трапезной уничтожен почти полностью, то же относится к четверику. На западной стене четверика сохранилась роспись на библейский сюжет.

Самое раннее упоминание о существовании этой церкви в материалах Тверского областного государственного архива Тверской духовной консистории датируется 1796 годом. Об этом свидетельствует прошение от 1796 года прихожан церкви в Георгиевском погосте, что на реке Хотче, в котором они просили консисторию о разрешении им постройки в этом погосте вместо существующей деревянной церкви каменной. В этом прошении указывалось, что деревянная церковь была построена в 1736 году, однако из других источников следует, что церковь в этом погосте существовала уже веком ранее.

Священник Лев Крылов в книге «Материалы для истории церкви и монастырей г. Калязина и сл Калязинского уезда», изучая старые Дмитровские писцовые книги, отмечал, что в такой книге по новому летоисчислению – за 1627 – 1629 годы записано: «Погост на реке Хотче, а на погосте церковь Георгия страстотерпца древена клецки, а в церкви образы и книги, и ризы, строение мирское».

Как видно из документов Тверской консистории, продолжительность существования деревянной церкви в условиях Калязинского уезда в среднем составляла от 60 до 80 лет.

Из указанного выше следует, что последняя деревянная церковь в этом погосте к моменту освящения новой каменной стояла 70 лет и можно предположить, что предшествовавшая ей была построена где-то в 1670 – 1680 годы, а отмеченная в писцовой книге у Крылова – в первой трети XVIII века. Следовательно, каменная церковь была в этом погосте уже четвртой.

В конце XVIII века прихожане решили построить новое церковное здание. В прошении в марте 1796 года они писали Тверскому архиепископу о своем желании построить рядом со старой деревянной новую каменную церковь, но уже во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с одним приделом великомученика Георгия, т.е. храм в погосте менял сво наименование, оставляя старое в названии придела. Новая церковь была освящена 26 ноября 1807 года протоиереем Тверского собора Иоанном Алексеевым. Старая же деревянная церковь стояла на погосте до 1812 года, когда прихожане погоста Никольского, что в сельцах Калязинского уезда, попросили разрешить им разобрать эту ветхую церковь и использовать при обжиге кирпича для кладки новой колокольни при действующей в погосте церкви, что им и было разрешено.

В сведениях «О прихожанах церкви», прежде всего, отмечается, что «в сельце Ермолине жительствует помещица коллежская советница Ольга Михайловна Салтыкова». Сельцо от церкви находится в 2-х верстах».

В Георгиевском приходе уже в 1796 году было 191 двор и 1506 прихожан. В 1855 году в приходе было уже 2911 человек. В частности, в этот приход входила деревня Ермолино. В 1862 году в ней проживало 282 жителя; в Ермолине находились усадьба и дом Ольги Михайловны Салтыковой, матери М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Деревня Ермолино являлась одним из имений Салтыковых. Окончательно эта усадьба была обустроена в начале 1850-х годов и стала любимой резиденцией Ольги Михайловны Салтыковой, матери будущего писателя.

В.Саватеев в своей книге «Летописи Салтыковской вотчины» на основе документов описывает вклад Ольги Михайловны Салтыковой в обустройство храма в д. Станки.

В 1836 году, 25 ноября, Ольга Михайловна отправляется из Спасского в Ермолино. Наутро, 26 ноября, она ездила к Станкам (в двух верстах от Ермолина), в церковь святого Георгия, что на Хотче. В то первое посещение церковь на погосте была ещ деревянная. Каменный храм при усердии Ольги Михайловны был отстроен и освящн в сентябре 1853 года в присутствии Михаила Евграфовича, который был тогда отпущен на четыре месяца из Вятки.

Заключительный раздел записок в «Месяцесловах» (дневники, которые велись в семействе. – Ред.) называется «Смерть бабушки» и является единственным свидетельством в литературе о последних днях Ольги Михайловны. Записи сделаны внучкой Ольги Михайловны – Ольгой Ильиничной Зубовой.

Они начинаются с описания болезни и смерти О.М. Салтыковой в доме своего сына Ильи Евграфовича в Цедилове. Шл конец 1874 г. «... Бабушка захворала ещ в начале сентября, а сейчас был уже конец ноября. Захворала она у себя в Фоминском, но отец съездил к ней, как только узнал о е болезни, и со всевозможными предосторожностями привз е к нам за шестьдесят врст. У нас вс-таки легче было иметь медицинскую помощь благодаря соседству уездного города».

«Погребение бабушки должно было состояться ... в селе Егорье на Хотче, там, где под приходской церковью находился склеп», т.е. в Станках, на Егорьевском погосте, в двух верстах от Ермолина, а не в родовом Салтыковском имении Спасском. Далее О.И. Зубова пишет: «Ранним морозным утром 4 декабря 1874 года поставили гроб на запряжнные тройкой дроги, и печальный поезд медленно тронулся в путь... Все шестьдесят врст мы продвигались почти шагом, останавливаясь у каждой находившейся на нашем пути церкви, где служили литии ... Первую ночь мы ночуем в селе Спас-Угол ... На следующую ночь, накануне погребения, гроб ставят в огромный холодный Ермолинский дом, в так называемую образную комнату...».

На третий день тело Ольги Михайловны из Ермолинского дома понесли на руках к церкви св. Георгия в Станках. «После обедни и отпевания бабушку опускают в склеп, который сейчас же и начинают заделывать...»

Как видно из записей, место захоронения О.М. Салтыковой указано предельно точно: в склепе под церковью св. Георгия, или Егорьевской, в Станках.

Последний приют Ольга Михайловна Салтыкова нашла в свом любимом приделе церкви св. Георгия на Хотче. Здесь же похоронен и наследник Ермолинской усадьбы Илья Евграфович Салтыков. В декабре 1891 г. сюда же было доставлено в свинцовом гробу тело дочери Ильи Евграфовича Елены Ильиничны (в замужестве Орловой) из-за границы, где она скончалась в 1889 г. в возрасте 22 лет.

Георгиевская церковь, повидимому, не подвергалась существенным перестройкам в течение XIX века. По сведениям местных жителей, О.М. Салтыкова была погребена внутри храма у его северной стены.

В настоящее время северный и южный приделы церкви не сохранены, об их существовании напоминают только места крепления к стенам.

В эпоху тотальной борьбы с церковью храму св. Георгия в Станках была уготована печальная участь.

До войны в церкви был зерносклад, затем завод по переработке молока, приблизительно до 1956 года. До 1970 года в церкви находился завод по выработке кормовой муки.

Склеп находился с северной стороны в церковном приделе. Склеп вскрыли после войны, т.к. здание было бесхозное, открытое, и местные парни решили вскрыть, посмотреть на барыню. Когда вскрыли, то увидели, что гроб был свинцовым, залит спиртом. Гроб забрали, а труп сбросили в склеп. За этот вандализм виновные были осуждены.

Сейчас не найти следов захоронений Ольги Михайловны, Ильи Евграфовича, других их родственников. Дело в том, что некогда красивый Егорьевский храм – с голубыми звездами на куполах и строения вокруг него были приспособлены под заводики, склады, мастерские. Внутри церкви были установлены отопительные котлы с оборудованием, а территория заасфальтирована вплоть до самых стен церкви, возле которых были и другие захоронения.

Список литературы

Заря Талдом Ж 30 (11681) 29 июля 2010

Рефетека ру refoteka@gmail.com