Семыкина Е. Н.
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
И. Кант
Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю…
И. Кант
Личность (как философское понятие) - это объединенная единством самосознания, совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Такое понятие личности мы находим в энциклопедическом словаре последней четверти XIX века.
С начала прошлого века понятие «личность» не менялось, и весь XX век толковалось практически одинаково. Оно рассматривается только в связи с социальными явлениями. Но совершенно очевидно, что, наше бытие связано кроме этого еще и с внутренними духовными проявлениями, размышлениями и жизнью. Без бытия духа мы не можем себя представлять и существовать.
И нам стало совершенно очевидно, что общество нуждается в достоинстве не только личности как исключительно социальной категории, но в достоинстве человека.
Русский язык богат и многозначен – слово «достоинство» имеет несколько значений. Одно из них - это необходимые моральные качества, это ценность человек, но, кроме того, и осознание своей ценности. А другое значение слова «достоинство» - это стоимость (напр., достоинство монеты).
Вероятно, такая многозначность этого слова неслучайна.
Мы задались вопросом: «Нужно ли достоинство воспитывать, формировать и для чего?». В этом понятии сочетается материальное отношение и нравственное, духовное. Это совсем не случайно. Так как мир не существует раздельно. Для него опасно разделение, перегибы и гипер-состояния, природа и мир стремятся к ГАРМОНИИ и РАВНОВЕСИЮ.
В качестве примера обратимся к судьбе одного из ученых античности Сократу.
Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить по сочинениям других греческих философов (главным образом по книгам его ученика Платона). Философские размышления Сократа стремились к твердому обоснованию этических понятий (добродетели, справедливости, честности, достоинства и т.д.). Сейчас многим это кажется «общим местом» и всем понятными истинами. Но, оттого, что эти вопросы задаются на протяжении столетий, они не становятся проще и понятнее и всегда вызывают полемику, имеют тайных и явных сторонников и противников. Их видимая простота обманчива. К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он относился скептически. Сократ был присужден к смертной казни афинскими судьями за неверие в существующих богов и введение новых божеств. То есть он призывал к разрушению «закона», которому подчинялись безоговорочно.
Было такое правило в Афинском полисе, если граждане Афин, вышли в море, и их корабль потерпел крушение, то вернуться в полис спасшиеся мореплаватели могли только все вместе, иначе они становились изгнанниками. Мы задаем вопрос, взаимопомощь - это нравственная категория. Отвечаем - да. Но формировалась в античном мире до Сократа она как необходимость. И за невыполнение этой нравственной категории следовало наказание более страшное, чем смерть – изгнание. Сократ выступил на суде в защиту таких моряков. Объясняя их поступок невозможностью спасти товарищей. А в своих выступлениях часто обращался к «внутреннему голосу совести», которое его соотечественники сочли за новое божество. То есть Сократ разрушал многовековой закон гражданского мира строго регламентированный и беспрекословно всеми исполняемый. Как же эти рассуждения соотносятся с нашей темой. Вопрос достоинства обязательно столкнется с вопросом свободы и воли.
Необходимость в воспитании определенных нравственных качеств, таких как милосердие, доброта, совестливость, ответственность, порядочность, чувство долга, добросовестность, личное достоинство, справедливость, дающих основу для гражданской позиции растущего человека оспорить нельзя. Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного» что, как правило, приводило к отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось - навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных.
Необходимо осознавать, что достоинство человека не избыточная роскошь, а приоритет. Становление личного достоинства – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Мы ведь не доверим сумму денег человеку, заведомо зная, что он вор (если, конечно не ставим задачи его перевоспитания, как это делал в свое время А.С.Макаренко). А почему же мы можем доверить важный пост человеку без личного достоинства. И будем заблуждаться, что он справится со своими обязанностями хорошо. Для того чтобы сложилось гражданское общество необходимо много условий, но не нужно тешить себя надеждами о возможности его существования без определенных нравственных качеств его граждан. К ним относится и достоинство личности.
Сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях, даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои. Причин для этого много, но главное несоответствие социальных условий и целей. Так СМИ навязывают нам, что можно и нужно лгать для достижения своих целей, предавать близких, что главное-это успех в карьере (хотя это действительно не плохо), но ведь не любой ценой.
Кроме достоинства необходимо сформировать у школьников и психологические качества - это устойчивость и эмпатия, поддерживающие и закрепляющие нравственные составляющие. Эмпатия «… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам…
…Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким».
Л.С. Выгодский доказал, что психические процессы основаны на межличностных отношениях. Самосознание в своем онтогенетическом развитии, согласно Л.С. Выгодскому, проходит тот же путь, что и все высшие психические функции: «средства социальных связей и есть основные средства для образования тех сложных психологических связей, которые возникают, когда функции становятся индивидуальными функциями ...». Механизмы сознания и социального контакта тождественны: « ... сознание есть как бы социальный контакт с самим собой ... Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других и тем же самым способом, каким мы сознаем других, потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас».
Анализ современной психологической литературы дает представление о личности как изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир, свое социальное окружение и взаимодействие. Движущей силой индивидуального развития признается процесс социального взаимодействия, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды/
Одним из основных результатов личностного роста, с этой точки зрения, является становление у человека представлений о собственной идентичности, складывающееся в процессе взаимодействия с «Другими». Это происходит, прежде всего, потому, что человек осознает собственное «Я», только если смотрит на себя глазами «Другого». Данную позицию в зарубежной психологии впервые отчетливо обозначил Дж. Мид, настоявший на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными «Другими». В данном подходе личность предстает не только как обладающая параметрами активности в реальном взаимодействии, но и как способная к активности в духовной, нравственной сфере. Человек формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов нравственной, эстетической и гражданской деятельности.
Достигнуть качественного позитивного изменения общества можно, формируя его гражданские институты на базе личностного развития и присвоения каждым человеком определенных нравственных качеств, и базовым является достоинство личности.