Ислам как образ жизни.
Ислам как образ жизни. Принято считать, что в современном мире из 10 жителей планеты — 9 веруют и только один — атеист. Три мировых религии — буддизм, ислам и христианство — оказывали и оказывают сегодня воздействие на все сферы деятельности человека и общества. Религию мусульман сегодня исповедует каждый пятый житель нашей планеты. Многие события в современном мире либо проходят под знаменем ислама, либо прямо или косвенно связаны с ним. Можно лишь напомнить об исламской революции в Иране, событиях в Афганистане, взрыве исламского фундаментализма во многих государствах стран Азии и Африки. Ислам в тоже время имеет существенные отличия от других религий. Прежде всего, они состоят в том, что истины Откровения, сформулированные в Коране, охватывают не только моральные принципы поведения человека, но и все сферы его деятельности — семейной, общественной, политической, хозяйственной и культурной. Роль ислама в жизни верующих мусульман настолько всепоглощающа, что необходимо признать, что ислам не только регулирует, но и контролирует жизнь правоверного в течение 24 часов в сутки. В этом смысле он похож на иудаизм, где тора определяет поведение верующих буквально каждый день.
Востоковедами отмечено, что важнейшей особенностью исламской цивилизации является восприятие ислама его приверженцами не как религии, но, прежде всего, как образа жизни, поскольку поведение правоверного строится исключительно на принципах и канонах веры, охватывающих всю его деятельность. Ядром новой веры, которая стала формироваться в 610 году сорокалетним Мухамедом, был призыв к покорности единственному истинному Богу. Новая религия получила название ислам, обозначающее «покорность», а тот, кто «покорился», назывался «мусульманином». Ислам указывает путь, куда нужно идти, оставаясь верными слугами Бога. Но Коран предупреждает об «ужасном конце пути» для тех, кто не смог, раскаявшись, вернуться на прямой путь покорности и веры. Подчинение Закону стало полностью определять всю жизнь исламского общества (умму), созданную Мухамедом как прообраз будущего мусульманского государства.
Теоретические исследования и практика деятельности исламских цивилизаций показывают, что существует некая исламская социальная, психологическая и культурная общность, которая оказывает влияние на общественную и политическую жизнь отдельных людей, стран и народов, их взаимоотношения. Представление о единстве исламской общности лежит в основе ислама. Все верующие мусульмане, независимо от этнической принадлежности, стремятся соблюдать, сообразуясь с условиями жизни, пять главных устоев веры, основных ритуальных предписаний, именуемых столпами ислама. Одним из ранних культовых требований было исповедание веры — произнесение формулы (шахады): «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухамед посланник его». По сути, это являлось устным признанием двух догматов — о единобожии и пророчестве. Признание единого Бога являлось идеологическим признанием единой, общей веры и было главным объединительным принципом всех мусульман. Учение о единственности Бога — основной догмат ислама — «таухид».
Следующая обязательная ступень — каноническая молитва — салят (намаз). Салят является самой распространенной религиозной обязанностью верующего мусульманина. Молитва, прежде всего коллективная, скрепляла единство уммы. Культовая практика ислама имела куда большее единообразие, чем любая другая религия. Для отправления салята существует несколько условий, которые также призваны усилить ощущение единства внутри исламской общины. Перед молитвой необходимо ритуальное очищение каждого мусульманина. Очищение для мусульман имеет настолько большое значение, что они постоянно проводят различие между состоянием чистоты и нечистоты. Индивидуальный или коллективный салят есть ритуальный акт, ярко символизирующий особый характер мусульманской общины и выводящий ее из среды нечистых объектов и связей. Единство духа должно скрепить и установленное направление молитвы (киблу) б сторону святилища Каабы в Мекке. Где бы ни находился мусульманин, его направление молитвы строго определено.
Следующим столпом ислама является практика милостыни или материальное приношение в пользу общины, именуемой Занятом. Это род своеобразного налога на некоторые виды имущества и богатства для тех, кто располагает определенным минимумом доходов. Эта милостыня собиралась в конце каждого года для поддержки различных слоев общества, нуждающихся в помощи. Она собиралась не только для обездоленных, но и для мусульман-военнопленных, а также защищающих или пропагандирующих ислам, и для тех, чья работа — собирание средств. Закят не считался благотворительностью, а скорее религиозной обязанностью, которая как и салят, рассматривалась как основной акт служения Богу. Он символизирует абсолютную покорность единственному Богу. Тем самым данная милостыня не только укрепляла сплоченность и безопасность уммы, но и делала ее чище. Коран уподобляет Закят «ссуде», выдаваемой Богу, за которую он отплатит сторицей.
Четвертый столп ислама — мусульманский пост, который должен соблюдаться мусульманами в течение Рамадана, одного из лунных месяцев мусульманского календаря. Считается, что именно с этого времени началось ниспослание Му-хамеду священней книги и именно поэтому Рамадан считается месяцем благоприятным. В этот главный и обязательный пост всем, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца нельзя есть, пить, ни тем более развлекаться, курить и т. п. Одним из главных духовных результатов этого поста, несмотря на довольно изнурительные требования, является осознание единоверцами общности человеческой природы, поскольку различия в ранге, в общественном положении и достатке сводятся к минимуму. В конце Рамадана наступает один двух канонических праздников мусульманского года, «Праздник прекращения поста».
Обстоятельные указания в Коране содержатся относительно основной святыни ислама — храма Каабы в Мекке, а также связанного с ним обряда паломничества, или Хаджа, являющегося пятым столпом исламских ритуальных верований. Этому храму арабы поклонялись задолго до возникновения ислама. Однако после переселения Мухамеда и первых мусульман из Мекки в Медину паломничество к Ка-абе, после некоторого перерыва, возобновилось в 628. году. Хадж позволяет физически достичь этого сакрального центра, где, по представлениям мусульман, жили Адам и Ева, где часто совершал молитву сам Мухамед.
Пять столпов ислама — исповедание единственности Бога и его пророка Мухамеда, поклонение Богу посредством намаза, милостыня и пост Рамадан, и паломничество в Мекку — составляют минимальную часть религиозных мусульманских ритуалов. Существует множество дополнительных действий, как на индивидуальном, так и на общинном уровнях, придающих законченность тому образу жизни, который называется исламом. Кроме основных столпов исламской религии, в исламе в разных сферах жизни содержатся разного рода правовые и моральные нормы. Речь идет об отношении к греху, который приравнивается к преступлению. За каждых грех полагается возмездие от Аллаха. Грехом считается неповиновение властям, а не только воровство, пьянство, прелюбодеяние и пр. Однако самую жестокую кару предусматривает Коран за отступничество от ислама, за хулу в адрес Аллаха и Мухамеда.
Формирование мусульманского мира привело к противопоставлению страны ислама (дар ул-ислам) остальному миру. Фактически этот термин в период халифата был синонимом понятия «мусульманский мир». После крестовых походов мусульманский мир стал противостоять другому, враждебному миру, стране врага (дар-ул харб). Идеологическим обоснованием борьбы с врагами стал «джихад» — «священная война» против зла и врагов ислама. Это слово стало означать борьбу с врагами ислама или попытки распространить религию с помощью силы. Взгляды мусульман на сущность джихада сильно стали расходиться к концу XX века. Однако знаменитое учение Мухамеда утверждает, что «великий джихад» — это духовное борение каждого индивидуума со своей верой и потребностью к покаянию, в то время как джихад — вооруженный конфликт называется малым. Война против неверных становилась священной заповедью, причем участие в ней освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели место в раю. Важную роль при этом играл фанатизм верующих и фатализм, то есть убежденность в том, что судьба каждого предопределена Аллахом заранее. Всем хорошо известна формула: «На все воля Аллаха». В большинстве случаев «джихад» рассматривался как шестой столп ислама, хотя таковым, согласно учению Мухамеда, не является.