Реферат выполнила: ученица 8 «А» класса средней школы Ж10 Пахомовская Е. П.
г. Краснокамск 2009 г.
Родился в 1849 году в Москве. До 1874 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем — на архитектурном отделении Академии художеств в Петербурге. В 1878—1883 годах стажировался за границей (Италия, Франция, Швейцария).
Вернувшись в Россию в 1887 году, за выполненные в Италии обмеры Палатинской капеллы получил звание академика, в 1888 году был назначен адьюнкт-профессором при архитектурном классе Академии Художеств. С 1892 — профессор архитектуры, с 1893 — действительный член ИАХ, с 1894 — ректор Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, в 1899—1900 ректор ИАХ.
Работы
Первая работа Померанцева — деревянная церковь в с. Федоскино Московской области.
В 1895—1896 Померанцев — главный архитектор Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Им выполнены генплан выставки и проекты основных павильонов (Главный, Среднеазиатский, Машинный, Искусств). Большинство его проектов использовали новаторские для 1890-х гг. металлические каркасы В. Г. Шухова, за исключением павильона Искусств — традиционной купольньой конструкции в стиле поздней эклектики.
Наиболее известным из сооружений архитектора Померанцева стали Верхние торговые ряды (позже — ГУМ), построенные в Москве в 1889—1893 годах — проект, победивший в открытом конкурсе 1888—1889 и дополнивший ансамбль зданий в «русском» стиле близ Красной площади (Исторический музей, Городская дума, Средние и Заиконоспасские торговые ряды). Проект перекрытий Верхних торговых рядов разработал В. Г. Шухов. В 1894 году по его проекту на деньги русского мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцева (1834 – 1913) в с. Берзовка Данковского района Липецкой области была построена двухпрестольная церковь вмч. Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы. Она является ярким воплощением эклектического направления. Снаружи церковь обложена белым тсаным резным венвским камнем. Внутри церкви - колонны в мавританском стиле, роспись по рисункам Васнецова, мозаика мастера Фролова, а крыша, хоры и лестницы сделаны по чертежам Шухова. Церковь была освящена 17.08.1891 г. преосвященным Мелетием, архиепископом Рязанским. Церковь до сих пор существует, на данный момент ведутся проектно-реставрационные работы, финансирование проводит меценат Черногиль Виталий Богданович.
Эклектика — основа творчества Померанцева: с одной стороны — композиционная пышность при обилии и измельчнности декора, с другой — грандиозность и размах, разработка новых конструкций и новых типов зданий, тяготение к большим размерам и крупным масштабам, c третьей — великолепное знание классических и национальных русских примов. Однако именно Померанцев осуществил в Москве один из крупнейших проектов в стиле модерн — строительство комплекса сооружений Малого кольца Московской окружной железной дороги (1898—1908). Померанцев заведовал художественной частью этого проекта, сотрудничая с такими инженерами, как Л. Д. Проскуряков и П. И. Рашевский. По проекту Померанцева на Миусской площади в Москве с 1911 года велось строительство грандиозного (на 4 тыс. человек) девятиглавого храма Александра Невского в ознаменование освобождения крестьян 1861 года. В 1915 был освящен первый придел; до октября 1917 собор не был завершен и впоследствии был уничтожен в 1952. А. Н. Померанцев выполнил также архитектурную часть памятника Александру III близ храма Христа Спасителя (установлен в 1900, снесн в 1918 году). Всего, Померанцев спроектировал три собора в память Александра Невского — в Москве, Петербурге и Софии.
Умер в в 1918 году в Петрограде.
Музейная деятельность Н.Н. Померанцева 1920 – 1931 гг.
Одним из сложных и неоднозначных периодов в истории нашего государства можно назвать первые послереволюционные годы. На волне разрушения «старого мира» уничтожались многовековые памятники истории России. Подобная участь не миновала и кремлевскую сокровищницу. Однако благодаря самоотверженной борьбе деятелей культуры начала XX века многие вещи из разграбленных и разрушенных церквей, монастырей, усадеб, частных собраний были сохранены. Нужно отметить, что в эти годы именно человеческий фактор был основополагающим в деле спасении культурного наследия. Появление в последнее время ряда исследований, в которых предпринимаются попытки воссоздать объективную картину событий первых послеоктябрьских десятилетий, введение в научный оборот новых источников, новые методологические подходы к освещению проблемы - позволяют создать портреты людей, самоотверженной борьбе которых мы обязаны сохранению памятников российской истории и культуры. К плеяде русских музейщиков, внесших огромный вклад в развитие музейного дела в России в годы советской власти, относится Николай Николаевич Померанцев.
В докладе предполагается показать роль Н.Н. Померанцева в становлении Музеев Московского Кремля в первые послеоктябрьские годы. Многогранная деятельность Николая Николаевича всегда была связана с Кремлем. Он стоял у истоков создания кремлевских реставрационных мастерских. Участвовал в многочисленных экспедициях по поиску и спасению раритетов и реликвий. Непосредственно при его участии в музее была налажена работа по описанию коллекций, их изучению и представлению в стенах музея – был подготовлен ряд постоянных экспозиций и временных выставок в соборах и гражданских зданиях Кремля. Результатом его экспедиционной деятельности было пополнение коллекций музея новыми памятниками. Вплоть до последних своих дней Н.Н. Померанцев был одним из первых в рядах музейных работников, спасавших памятники нашей истории и культуры. Однако особое внимание предполагается уделить периоду 1920-30х гг., поскольку именно в это время он официально работал в музее.
В 1920 г. он становится заведующим отделом “Соборов-Музеев”, который впоследствии был преобразован в “Отдел Памятников Кремля”. Параллельно работал хранителем в Оружейной палате, в 1922 г. на него возлагаются обязанности заведующего Секцией церковного серебра. И все это время оставался научным сотрудником Музейного отдела Наркомпроса. За годы работы в Оружейной палате Николай Николаевич стал ведущим специалистом в области древнерусского искусства. Благодаря его кипучей деятельности были спасены от переплавки и продажи за границу многие ценнейшие памятники. Заложенные им в 1920-30-е гг. принципы работы и подходы к изучению памятников и в настоящее время используются и развиваются сотрудниками музея.
Нужно отметить, что еще при жизни заслуги Померанцева были оценены по достоинству. Он был удостоен Государственной премии РСФСР и звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
На протяжении всей жизни он был щедрым рассказчиком, советчиком и опытным учителем многих начинающих специалистов. Еще и поэтому его бывшие коллеги с теплом вспоминают Н.Н. Померанцева. Они рассказывают не только о его профессиональных заслугах, но и о широте души, силе характера, доброжелательности.